Конспект открытого урока по изо 6 класс фгос пейзаж в русской живописи

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Никифорова Татьяна Ивановна –

учитель изобразительного искусства

МБОУСОШ № 2 г. Апшеронска

План – конспект урока по изобразительному искусству.

Формирование художественно-творческой активности личности, воспитание интереса к предмету, знакомство учащихся с видами пейзажа.

Основные термины и понятия

Пейзаж, виды пейзажа: героический, идеалистический, романтический.

Планируемый результат.

Предметные умения :

Содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, чувственно - эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать своё отношение художественными средствами.

Научаться в использовании различных материалов и средств художественной выразительности, для передачи замысла в собственной деятельности,

Личностные: Формирование основ экологической культуры

Развивать эстетическое сознание через освоение творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные:

Регулятивные: формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

Познавательные: узнавать об особенностях эпического и романтического образа природы в произведениях европейского и русского искусства.

Коммуникативные: Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации .

Организация пространства.

Формы работы

Просмотр- анализ работ

ТСО (технические средства обучения): компьютер, интерактивная доска, презентация по теме, аудиозаписи .

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Подготовка учащихся к работе на уроке:

выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований.

Организация местоположения каждого ученика.

Занимают свои места, приветствуют присутствующих.

Регулятивные:

Этап мотивации и актуализации знаний

Активизация мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Эпиграф сегодняшнего урока будут слова Леонардо да Винчи:

Давайте вспомним, что такое живопись.

Как вы думаете, что означает это выражение?

Писать с живства, то есть писать с натуры. Художник переносит на полотно черты позирующего ему человека или окружающей природы.

Если видишь, на картине нарисована река,

Или ель и белый иней или сад и облака,

Или снежная равнина или поле и шалаш

Обязательно картина называется …

Что такое пейзаж?

Кто услышал тему урока?

Учитель предлагает сформулировать тему урока.

Живопись это вид изобразительного искусства.

Языком живописи является цвет.

Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором изображают природу.

Ученики формулируют тему урока.

Познавательные:

-умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

- сотрудничества с учителем и одноклассниками;

Постановка учебной задачи.

Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-позна-вательной деятельности творческого характера учащимися.

Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.

Как вы считаете, что вам предстоит узнать о пейзаже?

Как вы думаете, о чём ещё мы будем говорить?

Ученики ставят перед собой задачу, используют ассоциации.

Регулятивные:

Познавательные:

-самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.

Коммуникативные:

-с облюдение норм коллективного общения.

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.

Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

- Назовите известные вам картины - пейзажи и художников написавших их.

В европейском искусств пейзаж как самостоятельный жанр возник в XVI - XVII вв.

Впервые пейзаж появился очень давно – в Древнем Китае.

Рассмотрим творчество замечательного романтического художника марениста Ивана Константиновича Айвазовского. В изображении морской стихии, в бесконечном разнообразии морских мотивов он не знал соперников. И сегодня его морские пейзажи привлекают воодушевлением, радостью вдохновения, которое всегда исходит от бушующего или безмятежного моря этого удивительного мастера.

Сегодня мы продолжим знакомство с художниками- импрессионистами. Произведения импрессионистов –

результат живого мгновенного впечатления и настроения художника.

Перед вами картины великого французского художника Камиля Писсаро. Посмотрите на даты создания картин:

Перед нами часть жизни художника длиной в 27 лет. Рассматривая эти произведения, можно увидеть переживания художника, его нелёгкую жизнь, изменения его настроения. Художник пережил запреты, был отверженным, переезжал в поисках работы. Пережил нищету. Минуты отчаянья, когда хотел навсегда порвать с живописью. Его картины не такие искрящиеся, как картины других импрессионистов. Они отмечены непосредственностью и реалистичностью восприятия природы. В них законченность композиций, мягкий лиризм.

Красные крыши, проглядывающие сквозь причудливые узоры обнажённых ветвей, - это небольшой пейзаж вол-нует воображение художника. Природа места, столь любимая и близкая, воплощается в яркий и поэтичный образ. Писсаро считал цвет уникальным изобразительным средством.

Дайте поэтическую характеристику цветам, краскам на полотне художника.

Вставьте пропущенное слово в предложение: «Языком образов природы выражается состояние _______________

Формирование художественно-творческой активности личности, воспитание интереса к предмету, знакомство учащихся с видами пейзажа.

Основные термины и понятия

Пейзаж, виды пейзажа: героический, идеалистический, романтический.

Содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, чувственно - эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать своё отношение художественными средствами.

Научаться в использовании различных материалов и средств художественной выразительности, для передачи замысла в собственной деятельности,

Личностные: Формирование основ экологической культуры

Развивать эстетическое сознание через освоение творческой деятельности эстетического характера.

Регулятивные: формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

Познавательные: узнавать об особенностях эпического и романтического образа природы в произведениях европейского и русского искусства.

Коммуникативные: Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации .

Просмотр- анализ работ

ТСО (технические средства обучения): компьютер, интерактивная доска, презентация по теме, аудиозаписи.

Подготовка учащихся к работе на уроке:

выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований.

Организация местоположения каждого ученика.

Занимают свои места, приветствуют присутствующих.

Этап мотивации и актуализации знаний

Активизация мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Эпиграф сегодняшнего урока будут слова Леонардо да Винчи:

Давайте вспомним, что такое живопись.

Как вы думаете, что означает это выражение?

Писать с живства, то есть писать с натуры. Художник переносит на полотно черты позирующего ему человека или окружающей природы.

Если видишь, на картине нарисована река,

Или ель и белый иней или сад и облака,

Или снежная равнина или поле и шалаш

Обязательно картина называется …

Что такое пейзаж?

Кто услышал тему урока?

Учитель предлагает сформулировать тему урока.

Живопись это вид изобразительного искусства.

Языком живописи является цвет.

Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором изображают природу.

Ученики формулируют тему урока.

-умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание.

- сотрудничества с учителем и одноклассниками;

Постановка учебной задачи.

Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-позна-вательной деятельности творческого характера учащимися.

Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.

Как вы считаете, что вам предстоит узнать о пейзаже?

Как вы думаете, о чём ещё мы будем говорить?

Ученики ставят перед собой задачу, используют ассоциации.

-самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.

-с облюдение норм коллективного общения.

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.

Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

- Назовите известные вам картины - пейзажи и художников написавших их.

В европейском искусств пейзаж как самостоятельный жанр возник в XVI-XVII вв.

Впервые пейзаж появился очень давно – в Древнем Китае.

Рассмотрим творчество замечательного романтического художника марениста Ивана Константиновича Айвазовского. В изображении морской стихии, в бесконечном разнообразии морских мотивов он не знал соперников. И сегодня его морские пейзажи привлекают воодушевлением, радостью вдохновения, которое всегда исходит от бушующего или безмятежного моря этого удивительного мастера.

Сегодня мы продолжим знакомство с художниками- импрессионистами. Произведения импрессионистов –

результат живого мгновенного впечатления и настроения художника.

Перед вами картины великого французского художника Камиля Писсаро. Посмотрите на даты создания картин:

Перед нами часть жизни художника длиной в 27 лет. Рассматривая эти произведения, можно увидеть переживания художника, его нелёгкую жизнь, изменения его настроения. Художник пережил запреты, был отверженным, переезжал в поисках работы. Пережил нищету. Минуты отчаянья, когда хотел навсегда порвать с живописью. Его картины не такие искрящиеся, как картины других импрессионистов. Они отмечены непосредственностью и реалистичностью восприятия природы. В них законченность композиций, мягкий лиризм.

Красные крыши, проглядывающие сквозь причудливые узоры обнажённых ветвей, - это небольшой пейзаж вол-нует воображение художника. Природа места, столь любимая и близкая, воплощается в яркий и поэтичный образ. Писсаро считал цвет уникальным изобразительным средством.

Дайте поэтическую характеристику цветам, краскам на полотне художника.

Вставьте пропущенное слово в предложение: «Языком образов природы выражается состояние _______________

Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского.

ВложениеРазмер
peyzazh_v_russkoy_zhivopisi.docx 22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Пейзаж в русской живописи.

Цель: формирование понимания пейзажа как сферы искусства, в котором отражается отношение к природе;

  • познакомить с творчеством русских художников, передать их отношение к русской природе и Родине;
  • воспитывать потребность в духовных ценностях;
  • провести констатирующую диагностику умений изображать деревья.

Тип урока: изучение нового материала, урок – беседа.

Методы: беседа, наглядно-иллюстративный.

Оборудование: репродукции картин

  1. Организационный момент.
  2. Диагностика.
  3. Беседа.
  4. Подведение итога.

Констатирующая диагностика: в тетрадях нарисовать разные виды деревьев (стр. 21)

Рассмотреть на доске картины художников, определите тему и цель урока.

Цель: познакомиться с творчеством русских пейзажистов, проанализировать их картины.

Что такое живопись? (вид изо)

Что такое пейзаж? (жанр изо)

Что такое колорит? (согласованность цветов в картине)

Как самостоятельное явление этот жанр пейзажа получил наиболее широкое распространение в двух видах изобразительного искусства. Подумайте в каких? (живописи и графике).

Природа всегда интересовала русского художника (стр. 22)

На высоком берегу Камы, среди лугов, полей, озер и прекрасных сосновых лесов, расположился старинный городок Елабуга . Здесь родился, провел детство и работал многие годы великий русский художник Иван Иванович Шишкин.

Какие его произведения вы помните?

( Стена хлебов. Бесконечная дорога, высокое небо. Могучие сосны одиноко стоят среди золотистых хлебов, колышется необъятное море ржи. Только чуть расступается оно, чтобы пропустить полевую дорожку. Идут вдалеке крестьяне.)

  1. Какие средства художественной выразительности использует художник?
  1. Каковы особенности композиции и колорита картины?

( Картина написана светлыми, звонкими, голубовато-

зелеными, золотисто-коричневыми красками)

  1. Какое чувство, настроение передает художник? (жизнерадостность)
  1. Какова идея картины? (Не смотря на простоту сюжета, он отражает широкое содержание – это образ самой России, с ее раздольем, богатством земли, благозвучностью бытия).

Одним из самых одаренных учеников Шишкина был

Федор Александрович Васильев.

Он родился в семье мелкого почтового чиновника. Детство его прошло безрадостно, семья постоянно испытывала материальные затруднения. Некоторое время будущий художник работает почтальоном, а затем поступает в рисовальную школу. Прожив всего 23 года, он создал ряд удивительных, запоминающихся произведений.

Художнику интересны различные состояния природы, которые рождают в душе разнообразные эмоции – радость, тревогу, грусть, восторг, безысходность, смятение, просветление и т.д . Ф.А. Васильев безгранично верил, что искусство обладает огромной силой воспитательного воздействия на общество. Он говорил: «Если написать картину, состоящую из одного голубого воздуха и гор, без единого облачка, и передать это так как оно в природе, то преступный замысел человека, смотрящего на эту картину, будет отложен и покажется во всей безобразной наготе.

  1. Что вы видите на картине? (низко нависает мрачная свинцовая грозовая туча, на ее фоне эффектно выделяются рыжеватые деревья, налетающий порыв ветра гнет деревья и они шумят своей листвой, движение пронизывает всю картину. Ярко выделяются рубаха мальчика на фоне луга, платье женщины, белые гуси, пена воды под плотиной).
  1. Какие средства выразительности использует художник? (богатство и красота цвета, контраст, движение – линии).
  1. Особенности колорита? (мрачно-серые тона сочетаются с яркими оттенками освещаемых лучами солнца предметов).
  1. Какое настроение передает автор в картине? (напряженность и тревожность предгрозового состояния, сочетание эмоционального взволнованного с обыденным и знакомым, близким и родным).

Есть художники, имена которых светят нам из прошлого и согревают нас. Один из них – Исаак Ильич Левитан . Характерные черты его пейзажа – простота мотива, соединенная с глубоким внутренним содержанием, единство, цельность, материальность предметов. Левитан родился в местечке Кибарты, ныне Кибартай в Литве, в семье бедного железнодорожного служащего. Левитан с братом поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. За успехи Левитан был освобожден от платы за обучение.

  1. Что изображено на картине? (Кроме дороги, пересекающей равнину, и обобщенно написанной фигуры странницы, остановившейся перед придорожным крестом, в картине нет ничего, что бы более повествовательно раскрывало сюжет. Но именно в протяженности этой дороги и заключается глубокий замысел этого произведения. Дорога тянется от переднего плана в глубину, среди полей, перелесков и где-то у самого горизонта теряется в синих далях. Исхоженность и протяженность дороги подчеркивают протоптанные тропинки, бегущие как бы вслед за ней).
  1. Какова композиция? (существенной частью композиции становится распростертое над равниной облачное небо. В движении облаков и их теней, скользящих по равнине, художник нашел то, что связывало воедино обе части композиции и усилило в пейзаже ощущение жизни)
  1. Определите колорит картины? (богатство и тонкость оттенков зеленого, палевого и серого в цветовой гамме).
  1. Какие эмоции вызывает картина? (В приглушенных красках чувствуется прелесть серого дня).
  1. Каков замысел произведения? (В живописи дороги и мягко стелющихся далей прекрасно выражена беспредельность просторов страны).

Насыщенный внутренним драматизмом и вместе с тем такой сдержанный простой, пейзаж как бы воскрешает в воображении старинные народные поверья о манящей страшной силе, таящейся в бездонной глубине омута.

Вывод: Умение создать в пейзаже образ, передать самое характерное в явлениях природы есть качество, отличительное для русской пейзажной живописи.

1. С какими художниками познакомились?

2. Какие картины запомнились?

Определи по описанию картину и автора.

Только что прошел летний дождь, и сквозь синие тревожные тучи лучи солнца осветили яркую зелень травы со сверкающими каплями дождя, заставили заблестеть болотную воду; тень от облака упала на землю. На фоне неба четким силуэтом вырисовывается купа зеленых деревьев. Цветовая зелено-синяя гамма картины тонко разработана во всем богатстве оттенков. Она замечательно передает влажный воздух, мокрую листву деревьев, траву.

Определи по описанию картину и автора.

Лучи восходящего солнца, позолотившие верхушки деревьев, рассеяли туманную дымку, открыли сокровенную глубину соснового бора ранним утром. Некоторые элементы картины исполнены в соавторстве с художником Н.А. Савицким и стали неотъемлемыми органичными компонентами этого произведения.

Определи по описанию картину и автора.

Полотно написано целиком с натуры. Привлекает внимание интенсивность света в картине. Интересно и выразительно изображены прозрачные тени сосновых деревьев. Это первая работа, где автор использует фрагментарность композиции.

Определи по описанию картину и автора.

В картине прозвучала мысль о неизбывных силах России, ее величии: на берегу тихого мелководного лесного ручья тянутся к небу еще молодые, но уже крепкие стройные сосны.

Определи по описанию картину и автора.

Это величественный пейзаж – панорама. Здесь мы видим гармоничное соотношение земли и неба, мерные ритмы развития пространства в глубину, туда, где легкий туман постепенно скрадывает бесконечные дали.

Определи по описанию картину и автора.

Окутанный сумерками лес. Глубокого черного тона вода с золотисто-лимонными отсветами последних лучей солнца. Пепельное вечернее небо. Вся эта сумеречная, с неожиданными контрастами гамма вызывает ощущение тревожной настороженности. Этот пейзаж как бы воскрешает в воображении старинные народные поверья о манящей страшной силе, таящейся в бездонной глубине.

Определи по описанию картину и автора.

Кроме дороги, пересекающей равнину, и обобщенно написанной фигуры странницы, остановившейся перед придорожным крестом, в картине нет ничего, что бы более повествовательно раскрывало сюжет. Но именно в протяженности этой дороги и заключается глубокий замысел этого произведения. Дорога тянется от переднего плана в глубину, среди полей, перелесков и где-то у самого горизонта теряется в синих далях. Исхоженность и протяженность дороги подчеркивают протоптанные тропинки, бегущие как бы вслед за ней.

Определи по описанию картину и автора.

Низко нависает мрачная свинцовая грозовая туча, на ее фоне эффектно выделяются рыжеватые деревья, налетающий порыв ветра гнет деревья и они шумят своей листвой, движение пронизывает всю картину. Ярко выделяются рубаха мальчика на фоне луга, платье женщины, белые гуси, пена воды под плотиной.

Определи по описанию картину и автора.

Ее грустная лирика вызывает печальные раздумья о бедности и

неустроенности русской жизни. Полуразвалившаяся избушка, бедно одетый крестьянин. В картине мастерски и с поэтической силой раскрыто переходное состояние природы.

Определи по описанию картину и автора.

Не смотря на простоту сюжета, она отражает широкое содержание – это образ самой России, с ее раздольем, богатством земли, благозвучностью бытия.

Стена хлебов. Бесконечная дорога, высокое небо. Могучие сосны одиноко стоят среди золотистых хлебов, колышется необъятное море ржи. Только чуть расступается оно, чтобы пропустить полевую дорожку. Идут вдалеке крестьяне.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок ИЗО 6 класс "Пейзаж в русской живописи"

Методическая разработка урока ИЗО для учащихся 6 классов (4 четверть 6 урок) по программе Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс" "Пейзаж в русской живописи" .


Презентация "Пейзаж в русской живописи"

Презентация создана для урока в 6 классе по теме "Пейзаж в русской живописи" и рассказывает о творчестве саратовского художника В.Э. Борисова-Мусатова.

Презентация по ИЗО. 6 кл."Пейзаж в русской и осетинской живописи.".

Продолжить изучение пейзажа; познакомить учащихся с жизнью и творчеством великих русских и осетинских художников.

пейзаж в русской и осетинской живописи

план-конспект урока в 6 классе.приобщение учащихся к национально-значимым ценностям на примере пейзажного творчестварусских и осетинских художников.уметь проводить простейший анализ содержания художес.


Пейзаж в русской живописи

Материал педставлен в виде методической разработки начала урока и презентации. Используется технология модерации.

Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века

•Русский пейзаж середины XIX века формировался на основе сложившейся к тому времени романтической традиции и нового направления в искусстве, представители которого стремились создавать реалистические .


Урок ИЗО в 6 классе. Пейзаж в русской живописи


Разработка урока по ИЗО в 6 классе на тему "Пейзаж в русской живописи". В разработку урока входят план-конспект, составленный по УМК Неменского Б.М. и презентация, состоящая из двенадцати слайдов в сопровождении музыки Чайковского П.И..

Содержимое разработки

Урок изобразительного искусства

Учитель ИЗО Тарасова А.В.

Суземский р-н, Брянская обл.

План-конспект урока ИЗО по программе Б.М. Неменского

Учить изображать пейзаж, видеть красоту пейзажа, передавать её художественными средствами, подбирать цветовую гамму согласно настроению.

Развивать эмоционально-эстетические чувства, творческие способности учащихся, творческое воображение.

Уметь создавать настроение в пейзаже с помощь цвета

Воспитывать интерес к изобразительному искусству, любовь и бережное отношение к природе, аккуратность в работе.

3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

4. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.

Материал и оборудование:

- Бумага, карандаш, краски, кисти

I . Организационный.

Проверка готовности к уроку.

II . Повторение пройденных знаний.

- Какие вы знаете жанры в изобразительном искусстве? (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, исторический или бытовой)

- Что такое пейзаж? (Изображение природы)

- Какие пейзажные мотивы вы можете назвать? (Мотив реки и т.д.)

- Какие вы знаете картины с изображением пейзажа?

- Найдите соответствие. Слайд 1.

IV . Изложение нового материала.

Гавриловича Венецианова (1780—1847 гг.). Слайд 3.

Замечательный художник – пейзажист Фёдор Александрович Васильев (1850—1873)

Самый проникновенный русский художник – пейзажист, несомненно, Исаак Ильич Левитан

Творчество Левитана оказало огромное влияние на дальнейшую судьбу русской пейзажной живописи. Слайд 11.

V . Динамическая пауза.

VI. Практическая работа.

VI Подведение итогов урока.

- В заключение, ребята, давайте еще раз вспомним сегодняшние произведения, представляющие пейзаж и соотнесём с их авторами. Слайд 12.

VII . Д/з: Написать красками пейзаж на выбранную тему и постараться выразить состояние природы, отвечающее заданному поэтическому настроению, а не перечислять предметы и деревья.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

звуки пироды2 (обрезка).mp3

звуки природы1 (обрезка).mp3

лесное представление (обрезка).mp3

Выбранный для просмотра документ И.И. ишкин.ppt


Описание презентации по отдельным слайдам:


МЫ ПОЗНАКОМИМСЯ С ОСНОВНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ И. ШИШКИНА; ПОЯСНИМ ТЕСНУЮ СВЯЗЬ Т.

МЫ ПОЗНАКОМИМСЯ С ОСНОВНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ И. ШИШКИНА; ПОЯСНИМ ТЕСНУЮ СВЯЗЬ ТЕМАТИКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С ЖИЗНЬЮ ХУДОЖНИКА; ПРОАНАЛИЗИРУЕМ ОДНУ ИЗ КАРТИН МАСТЕРА; ВЫПОЛНИМ ОРИГИНАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

ПЕЙЗАЖ… А ЧТО ЭТО ТАКОЕ? ЖАНР ИСКУССТВА МЕСТНОСТЬ ЕСТЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ПРЕОБР.

Сутью творческого метода Шишкина было глубокое изучение натуры. «Я думаю, что.

«Оглянитесь, посмотрите вокруг, как удивительно красива и богата родная приро.

ТИХИЙ ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ГОРОДОК ЕЛАБУГА НА БЕРЕГУ КАМЫ… ЗДЕСЬ В 1832 Г. РОДИЛСЯ.

ТИХИЙ ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ГОРОДОК ЕЛАБУГА НА БЕРЕГУ КАМЫ… ЗДЕСЬ В 1832 Г. РОДИЛСЯ И.И. ШИШКИН – ЖИВОПИСЕЦ ЛЕСОВ И ДОЛИН. ДОМ – МУЗЕЙ И.И. ШИШКИНА В ЕЛАБУГЕ.

ИМПРОВИЗАЦИЯ НА ТЕМУ КАРТИНЫ И.И. ШИШКИНА “НА СЕВЕРЕ ДИКОМ…”

ИМПРОВИЗАЦИЯ НА ТЕМУ КАРТИНЫ И.И. ШИШКИНА “НА СЕВЕРЕ ДИКОМ…”

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.doc

УРОК _____________ ДАТА______________

ПЕЙЗАЖ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ.

Цели урока: ознакомить с основными произведениями И. Шишкина; пояснить тесную связь тематики произведений с жизнью художника; проанализировать одну из картин мастера; выполнить оригинальную творческую работу.

– продолжить знакомство с пейзажем, как жанром изобразительного искусства, на примере творчества живописца И.Шишкина;

– умение проводить простейший анализ содержания художественных произведений, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувство зрителя;

развивающая:

– наблюдательность, зрительная память, внимание к деталям;

воспитательная:

– умение видеть красоту окружающего мира,

– уважение к труду, таланту великих художников,

– патриотическое воспитание: гордость за свое Отечество.

Оборудование: мультимедийный комплекс; раздаточный материал (текст, стихотворения); необходимые материалы к ХТД.

Тип урока: комбинированный.

Предполагается работа в парах (группах); опережающее задание (анализ картины); индивидуальные задания (промежуточная проверка усвоенного материала и ХТД).

1. ОРГМОМЕНТ

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗУНов УЧАЩИХСЯ

Сегодня на уроке мы.

И.И. Шишкин – мастер пейзажа.

3. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вот какие характеристики давали И. Шишкину в разное время известные люди:…

Природа, и только природа вдохновляла мастера на создание своих бессмертных пейзажей, поэтому эпиграфом к сегодняшней встрече будут слова И.И. Шишкина:

4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Чтобы понять пристрастие И. Шишкина к лесному пейзажу, нужно вспомнить обстановку, в которой проходило его детство.

Познакомимся с некоторыми произведениями художника.

Тема леса как главной принадлежности русской природы, неразрывно связанной с образом России, ее народом, была одной из главных в творчестве Шишкина. И. Крамской, отмечая реализм его работ, указывал при этом, что художник "конструирует пейзаж, театрализует его, предлагая некий природный спектакль".

И тишина листок не шелохнется,

Все замерло, боясь нарушить красоту,

И только сердце вдохновенно бьется,

Что слышно его пенье за версту.

А лес стоит, как разноцветный замок,

В нем уживаются оттенки всех цветов,

И нет в цветах ограниченья или рамок,

В нем жизнь природы с множеством тонов…

Я знаю, что деревьям, а не нам

Дано величье совершенной жизни.

На ласковой земле, сестре звездам,

Мы - на чужбине, а они в отчизне.

Могучие сосны стоят бесшумно. Начинается новый день. Просыпаются лесные жители. На прогулку вышла семья медвежат. ( Музыка леса ).

Прекрасный лес, набор природных красок –

Слышна в них музыка волшебной красоты,

Мир чуда, к нам явившийся из сказок,
Ведет к величию душевной чистоты…

( Слайд) - Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина-завещание "Корабельная роща" (1898) - в основу этого пейзажа легли натурные этюды, выполненные Шишкиным в родных прикамских лесах, где он нашел свой идеал - синтез гармонии и величия. Картина "Корабельная роща" - как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу.

Лес зеленый кругом, молодой и росистый,

А в лесу тишина, и среди тишины –

Только голос кукушки. Вещун голосистый!

Отзовись, доживу ли до новой весны?

(Слайд) - На рубеже восьмидесятых - девяностых годов Шишкин обратился к редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину "Зима" : все сковано морозом и погружено в тень. Только в глубине луч солнца осветил полянку. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Только мощные стволы огромных деревьев да птица на ветке привносят ощущение жизни в этот зимний день.

Зимний лес в объятьях тишины

Задремал, укутав ветки снегом,

Будет спать спокойно до весны

Он теперь под серебристым небом.

Вопрос: На картине изображен дневной лес. Но ведь лес живет не только днем, но и ночью… А что же происходит в лесу ночью? Какие тайны хранит этот лес? (Ответы…)

(Музыка к слайду)

5. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ПРОВЕРКА УСВОЕННОГО МАТЕРИАЛА.

В каком живописном жанре работал И. Шишкин? (Пейзаж ).

Что такое пейзаж? ( Жанр искусства, в котором изображается местность: естественная природа и природа, преображенная человеком ).

Назовите породы деревьев, которые изображал на картинах И. Шишкин. ( Дубы, сосны ).

Вопросы: Перед вами картина, которая стоит особняком в творчестве художника. Как вы думаете, почему? (Ночной пейзаж, зимний пейзаж, тоска и одиночество – основной лейтмотив картины).

Это стихотворение М.Ю. Лермонтов написал в 1841 г. Незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ. И оно было выбрано И. Шишкиным для иллюстрации собрания сочинений, которое готовилось к выпуску в свет и приурочивалось к 50-летию со дня гибели поэта.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета как ризой она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет

7. ХУДОЖЕСТВЕННО - ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Подведение итогов .

Сегодня на уроке вы узнали о творчестве русского художника И.Шишкина, попытались сами работать в живописи. Ваши работы оцениваются и оформляются на сменной выставке.

Ваши работы пленяют своим творчеством. В каком-то рисунке чувствуешь загадочность, другие создают волшебство, третьи завораживают. Различны и жанры ваших рисунков, но все они отличаются большим разнообразием настроений, которые вы хотели передать. Но главное, что ни одна из ваших работ не оставляет зрителя равнодушным.

Домашнее задание: выбрать одно из пейзажных произведений русских художников 19 века и проанализировать.

Читайте также: