Мифологические темы в искусстве разных эпох конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

1. Тема урока: ИСТОРИЧЕСКИЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕМЫ В ИСКУССТВЕ РАЗНЫХ ЭПОХ Цель урока: развитие навыков восприятия произведений

• МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНРОТРАЖАЕТ СЮЖЕТЫ
МИФОЛОГИИ, ДРЕВНИХ
РЕЛИГИОЗНОФАНТАСТИЧЕСКИХ
СКАЗАНИЙ О БОГАХ И
ГЕРОЯХ

4. Художники выполняли свои картины в технике живописи , мозайки,витража

ЖИВОПИСЬ
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ
ЖИВОПИСНЫЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
БОЛЬШОГО РАЗМЕРА,
УКРАШАЮЩИЕ
АРХИТЕКТУРНЫЕ
СООРУЖЕНИЯ ВНУТРИ
ИЛИ СНАРУЖИ
СТАНКОВАЯ
ЖИВОПИСНОЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЕ
СРАВНИТЕЛЬНО НЕБОЛЬШИХ
РАЗМЕРОВ ВЫПОЛНЕННОЕ
НА ХОЛСТЕ, НАТЯНУТОМ НА
ПОДРАМНИКЕ И
УСТАНОВЛЕННОЕ
НА МОЛЬБЕРТЕ

ДЛЯ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ
ХАРАКТЕРНО:
ФОРМА ПРОИЗВЕДЕНИЙ,
КОМПОЗИЦИЯ, КРАСКИ ДОЛЖНЫ ПОДХОДИТЬ
К АРХИТЕКТУРЕ ЗДАНИЙ
ВЫБИРАЮТСЯ
ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ТЕМЫ
ДЛЯ КАРТИН:
ИСТОРИЧЕСКИЕ,
ГЕРОИЧЕСКИЕ ПОДВИГИ,
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ
СЮЖЕТЫ
ТЕХНИКИ ИСПОЛНЕНИЯ:
ФРЕСКА ИЛИ МОЗАЙКА

МОЗАЙКА – КАРТИНА СОСТАВЛЕННАЯ ИЗ
МАЛЕНЬКИХ КУСОЧКОВ СТЕКЛА - СМАЛЬТЫ
ИМПЕРАТОР ЮСТИНИАН.
ВИЗАНТИЙСКАЯ МОЗАИКА.

Витра́ж (фр. vitre — оконное стекло, от лат. vitrum — стекло) —
произведение декоративного искусства изобразительного или
орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на
сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма,
чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ
СРАВНИТЕЛЬНО НЕБОЛЬШИЕ
РАЗМЕРЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ОБРАЩЕННОСТЬ В
ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ВОСПРИЯТИЮ
КРАСКИ И ТЕХНИКИ: ТЕМПЕРНАЯ И
МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ
СОЮЗ ЗЕМЛИ И ВОДЫ .
РУБЕНС.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-экскурсия.

Цель: дать понять детям, что любая фантазия художника опирается на правду жизни.

Задачи:

  1. Учить, используя реальную действительность, создавать новый образ.
  2. Развивать творческое воображение обучающихся.
  3. Прививать интерес к миру забытых образов и неиссякаемой народной фантазии.

Задание: изображение сказочных, несуществующих животных и птиц путем соединения воедино элементов разных животных, птиц и растений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока изобразительного искусства соответствует всем требованиям ФГОС.Материал по данной теме способствует развитию ассоциативно-образного мышления, художественной фантазии, творческой и познавательной активности.

Тема: Мифологические темы в искусстве разных эпох.

Тип урока: изучение новых знаний

Технология: проблемное обучение, проектная деятельность.

Цель: сформировать представление о мифологическом жанре в изобразительном искусстве на примере творчества художников (Серова, Васнецова и др.).

Задачи: - формирование навыков работы различными художественными материалами; - развить ассоциативно-образное мышление, художественную фантазию, творческую и познавательную активность; - воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству; интерес к миру забытых образов и неиссякаемой народной фантазии..

Планируемые результаты:

Предметные

получат возможность научиться: пользоваться необходимой информацией;

аргументированно анализировать художественные промыслы с точки зрения их принадлежности к определенному стилю, направлению;

познакомиться с новыми для них ремеслами, произведениями народных мастеров

Метапредметные (УУД)

Познавательные:

ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии об увиденном, работают по плану, сверяются с целью, делают выводы;

самостоятельно создают алгоритм действий при работе над анализом народного произведения;

определяют цель (научиться различать содержание и сюжет при восприятии произведения)

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу;

учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

оценивают свои достижения на уроке.

Коммуникативные:

проявляют активность при решении коммуникативных и познавательных задач в групповой работе;

выдвигают контраргументы в дискуссии;

Личностные

Понимают значение знаний для человека;

осознают свои интересы и цели;

имеют мотивацию к учебной деятельности.

Методы и формы обучения

Методы: объяснительно-иллюстрационный, поисковый, беседа, исследовательский

Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная

1. Организационный момент.

(Приветствие .Проверка готовности к уроку)

2. Актуализация опорных знаний.

- На предыдущих уроках мы знакомились с жанрами изобразительного искусства.

(на доске предложены примеры жанров: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой, исторический, мифологический) . - Выберете, те жанры, которые вам уже известны.

(Учащиеся выбирают уже знакомые жанры)

- Сегодня мы продолжим рассматривать жанры, и как вы уже поняли, речь пойдёт о мифологическом жанре .

- Давайте попробуем сформулировать тему урока. (Дети предполагают. Учитель озвучивает тему урока).

- Для того, чтобы урок прошёл плодотворно, нам будет необходимо поставить перед собой задачи. (Учащиеся ставят задачи)

Например: 1. Рассмотреть понятия: миф, сказка, легенда. 2. Выявить их особенности.

3. Познакомится с творчеством художников , которые работали в этом жанре.

3.Выполнить рисунок фантазийного существа.

3.Формирование новых знаний.

«Фантазия художника щедра,

Она нам дарит столько неожиданного.

Представь, насколько б жизнь была бедна,

– Сегодня на уроке вы будете исследователями и творцами. – Каждая группа подготовит информацию по данной теме . 1 группа – работа со словарём (дать представление мифу, сказке, легенде), 2 группа - работа с текстом книг(подготовить миф ),

3 группа – работа с литературными источниками ( подготовить миф)

Главные герои мифов.

Общее и различие мифа и сказки

- Мифологический жанр в изобразительном искусстве посвящен героям и событиям, о которых рассказывают мифы древних народов. Данный жанр тесно связан с историческим и получает наибольшее признание в эпоху Возрождения. Основой для создания картин мифологического жанра являются античные легенды.

- Миф - это сказочный рассказ, повествующий о богах и героях, о невероятных приключениях и удивительных событиях. Рассказ , который передавался из поколения в поколение и через века сохранился в памяти людей и целых народов.

- Главные персонажи мифов, и добрые, и злые, как правило, наделены сверхчеловеческими способностями и могут совершать самые невероятные поступки.

- Миф- это истории об аргонавтах, которые оправились в путь за золотым руном.

- Миф – это всемирный потоп (Библейский сюжет)

- Миф – это жизнь и подвиги Геракла.

- Иногда у разных народов ,живущих далеко друг от друга, встречаются одинаковые мифологические сюжеты. Связано это с тем, что древние люди повсюду сталкивались с одними и теми же трудностями, природными явлениями, которым не находили объяснений.

- Сирин и Алконост птицы-девы – не единственные фантастические существа, знакомые русским людям.

птица Феникс – из Китая. Всем известная Жар-птица и Дракон – крылатый змей из русских сказок.

4.Закрепление пройденного материала.

- Вы, наверно, поняли, что любая фантазия художника опирается на правду жизни.

- Сейчас вы должны придумать несуществующее животное или птицу, соединяя элементы реальных животных и птиц вместе.

-Можно придумать название новому образу.

(На доске учащиеся пытаются создать новое существо)

5.Физкультминутка.

(Учащиеся выполняют упражнения)

6.Творческая практическая деятельность.

(Класс разделён на группы. Каждая группа выполняет любыми художественными материалами творческое задание на заданную тему).

7. Итоги урока. Рефлексия.

(Каждая группа представляет и анализирует свою коллективную работу .

Затем другим группам предлагается оценить выставленную работу) .

- Ребята вам понравились работы?

- Как вы думаете, кто лучше справилась с заданием? Почему? (Идет обсуждение)

Рефлексия. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

у меня получилось

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

Что такое миф?

Миф - это сказочный рассказ, повествующий о богах и героях, о невероятных приключениях и удивительных событиях. Рассказ , который передавался из поколения в поколение и через века сохранился в памяти людей и целых народов.

- Главные персонажи мифов, и добрые, и злые, как правило, наделены сверхчеловеческими способностями и могут совершать самые невероятные поступки.

- Миф- это истории об аргонавтах, которые оправились в путь за золотым руном.

- Миф – это всемирный потоп (Библейский сюжет)

- Миф – это жизнь и подвиги Геракла.

- Иногда у разных народов ,живущих далеко друг от друга, встречаются одинаковые мифологические сюжеты. Связано это с тем, что древние люди повсюду сталкивались с одними и теми же трудностями, природными явлениями, которым не находили объяснений.

- Сирин и Алконост птицы-девы – не единственные фантастические существа, знакомые русским людям.

птица Феникс – из Китая. Всем известная Жар-птица и Дракон – крылатый змей из русских сказок.

Сказки, мифы, легенды

Между сказками ,мифами ,легендами общее то ,что во всех этих трех жанрах нет доказательств реальности описанного. Все герои вымышлены народом или одним автором . Но а различие заключается в том ,что все эти три жанра имеют различные предназначения . Если сказки предназначены для детей , для развития в них определенных положительных качеств, то в легендах чаще всего выступают такие герои ,которые могли бы являться примером не только для детей ,но и для взрослых . Мифы ,как правило , тесно связаны с верой в богов , с жизненными подвигами всевышних ,что так же не правдоподобно .

Миф и сказка имеют общее в том что были созданы народом и длительное время существовали лишь в устной форме, в них рассказывается о необычных событиях и вымышленных героях.

Отличия между ними в том, что сказку создавали как вымысел, тогда как события мифа считались такими, что действительно происходили и в них пытались объяснить возникновение явлений и вещей, что не присуще сказкам. Также сказки имеют преимущественно счастливый конец, в мифах финал же может быть трагическим. Персонажами мифов являются герои, титаны, боги, разные удивительные существа. Персонажи же сказок - простые люди, животные, растения, вещи, которые могут иметь необычные свойства. Миф почти всегда связан с определенной местностью, действие же сказки происходит не в конкретном месте - например, "за горами, за лесами" или " тридесятом царстве". Кроме того, события мифа имеют значение для всего мира, а события сказки влияют всего лишь на ее героев.

У мифа и сказки общее фантастическое начало. Обязательно фантастический сюжет, наличие волшебства и чудес. Но различия между мифом и сказкой, тем не менее существенны.

Сказки же, как правило, носят развлекательный и поучительный характер. В отличие от мифов, сказки заведомо являются вымыслом ("Сказка - ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок"). В сказках реальность, как правило, с одной стороны более приземлена, так как нет богов в качестве действующих лиц, а с другой стороны более фантастична, поскольку в ней куда чаще встречается волшебство.

Кроме того, сказки, помимо фольклорных, бывают еще и литературными. В основу литературных сказок могут лежать сюжеты фольклорных сказок, но также литературная сказка может быть и оригинальным авторским вымыслом.

Мы знаем мифы Древней Греции и Древнего Рима. О чем они? Они пытаются представить мир, которым правило много богов, каждый из которых отвечал за свою сферу жизни: бог земледелия, бог вина, бог искусств и т.д. Представления о жизни древних людей воплощены в этих мифах.

И мифы и сказки имеют сходство в том, что в них есть нечто "сказочное", фантастическое, чего не бывает на самом деле, только в сказках это само собой разумеется, а вот герои мифов действительно почитались древними как реально существующие.

Сюжет картины, взятый Серовым из древнегреческой мифологии, принадлежит к одному из наиболее популярных сюжетов мирового искусства, связанных с античной культурой. Зевс влюбился в Европу, дочь финикийского царя Агенора, и явился царевне и её подругам, гулявшим на берегу моря, в виде прекрасного быка. Девушки забавлялись игрой с быком, украшая его рога цветочными гирляндами. Когда Европа решилась сесть на спину быка, тот бросился в море и увез царевну на остров Крит, где она стала женой Зевса, родив ему впоследствии трех сыновей-героев.

По некоторым свидетельствам, Серовым было создано 6 вариантов картины. Наиболее завершённый вариант композиции Серова (холст, темпера, 138 х 178 см) до 1996 года хранился у наследников художника.

В далёкие времена жил в Афинах великий художник Дедал. Он первый научил греков строить прекрасные здания.

Для своей работы Дедал сам придумал и сделал инструменты и научил людей пользоваться ими. У Дедала был племянник. Он помогал художнику в мастерской и учился у него искусствам. Однажды Дедал с юношей взошли на вершину Акрополя, чтобы с высоты посмотреть на красоту города. Задумавшись, юноша ступил на самый край обрыва, не удержался, упал с горы и разбился. Афиняне обвинили Дедала в гибели мальчика. Дедалу пришлось бежать из Афин. На корабле он добрался до острова Крита и явился к критскому царю Миносу.

Минос был рад, что судьба привела к нему знаменитого афинского строителя и художника. Царь дал пристанище Дедалу и заставил его работать на себя. Долго жил Дедал у царя Миноса пленником на чужом острове среди моря. Часто сидел он на морском берегу, глядя в сторону родного края, вспоминал свой прекрасный город и тосковал. Но Дедал знал, что Минос никогда не отпустит его .

И ему захотелось сделать себе крылья, чтобы улететь из плена. Он стал собирать перья больших птиц, искусно связывал их льняными крепкими нитками и скреплял воском. Скоро он сделал четыре крыла - два для себя и два для своего сына Икара, который жил вместе с ним на Крите. Перевязью крест-накрест прикреплялись крылья к груди и к рукам.

И вот наступил день, когда Дедал попробовал свои крылья. Крылья держали его в воздухе, и он направлял свой полёт в ту сторону, куда хотел.

Спустившись вниз, он надел крылья сыну и учил его летать.

- Спокойно и ровно взмахивай руками, не спускайся слишком низко к волнам, чтобы не смочить крылья, и не поднимайся высоко, чтобы лучи солнца не опалили тебя. Лети за мной следом. - Так говорил он Икару.

И вот рано утром они улетели с острова Крита. День разгорался, солнце поднялось высоко, и лучи его жгли всё сильнее.

Осторожно летел Дедал, держась ближе к поверхности моря и боязливо оглядывался на сына. А Икару по душе был вольный полёт. Всё быстрее рассекал он крыльями воздух, и ему захотелось подняться высоко-высоко, выше ласточек. Икар поднялся высоко вверх, к самому солнцу.

Под жаркими лучами растаял воск, скреплявший крылья, перья распались и разлетелись вокруг. Напрасно взмахивал Икар руками, - уже ничто больше не удерживало его в высоте. Он стремительно падал, упал и исчез в глубине моря.

Оглянулся Дедал - и не увидел в синеве неба летящего сына. Он глянул на море - лишь белые перья плыли на волнах.

В отчаянии опустился Дедал на первый встретившийся ему остров, сломал свои крылья и проклял своё искусство, погубившее его сына.

Но люди запомнили этот первый полёт, и с тех пор в их душах жила мечта о покорении воздуха, о просторных небесных дорогах.

В центре картины – дерево, на ветвях которого сидят две полуптицы – Алконост и Сирин. Первая птица обещает рай когда-то в будущем. Вторая поет о том, что рай уже был, и он утрачен. Изображение их в виде полуптиц-полулюдей является традиционным. Васнецов допустил отклонение от мифа – по легенде Алконост и Сирин были обоеполыми. У художника же они имеют головы прекрасных девушек в коронах.

Птица Алконост рассчитывает на будущий рай. У нее на лице улыбка, разноцветные крылья, изображенные в светлых тонах. Одна из легенд гласит, что пение этой полуптицы утешает страждущих. Другая легенда гласит, что пение ее так прекрасно, что услышавший его забудет обо всем. Художнику удалось передать настроение птицы – Алконост не чувствует сама себя, когда поет.

Сирин скована горем. Если Алконост раскрывается, Сирин склоняет голову вниз. Оперение изображено в темных тонах. Скорбь птицы еще более подчеркивается синяками под глазами. Считается, что пение птицы Сирин несет с собой забвение и смерть.

Контраст усиливается задним планом. Птицы сидят на разных ветвях одного дерева. Рядом с птицей Сирин листья почернели и пожухли, их осталось совсем мало.

Вокруг Алконост листва расцветает пышным цветом, словно радуясь жизни и предстоящему раю

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Учитель: Хусаинова О.В.

Тип урока : изучение нового материала.

Вид урока : урок-экскурсия.

Цель : дать понять детям, что любая фантазия художника опирается на правду жизни.

Учить, используя реальную действительность, создавать новый образ.

Развивать творческое воображение обучающихся.

Прививать интерес к миру забытых образов и неиссякаемой народной фантазии.

Задание: изображение сказочных, несуществующих животных и птиц путем соединения воедино элементов разных животных, птиц и растений.

Оборудование для учителя:

Зрительный ряд: презентация.

Материал для учащихся : гуашь, кисти, бумага.

Организационный момент (1 – 2 минуты).

Изучение нового задания (10 минут).

Введение в тему урока (повторение).

Экскурсия в чудный мир фантазии.

Выполнение творческого задания (20 минут) (практическая работа).

Итог урока (7 минут).

1. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку

2. Изучение нового задания

2.1. Введение в тему урока

Что можно назвать изображением? (любой рисунок)

А реальность – это что? (то, что существует на самом деле)

Что является источником вдохновения художника? (окружающая действительность)

«Фантазия художника щедра,

Она нам дарит столько неожиданного.

Представь, насколько б жизнь была бедна,

2.3. Экскурсия в чудный мир фантазии

Сейчас мы совершим путешествие в мир фантазии. Окно в этот чудный мир открыто.

Художник, создающий украшенья,

Природе подражает, но не слепо,

Копирует её, рисует, лепит

В плену фантазии, во власти вдохновенья.

Преобразуя красоту снежинок,

И пену набегающей волны.

В сплетенье красок, звуков, тишины

Багряный лист осеннего убора

В красу волнообразного узора

Игру росинок в бусины жемчужин…

Как мир фантазии нам дорог, близок, нужен.

Путешествуем по лабиринтам давно прошедших времен, в мир забытых образов.

Сирин и Алконост

Птицы-девы – не единственные фантастические существа, знакомые русским людям.

птица Феникс – из Китая. Всем известная Жар-птица и Дракон – крылатый змей из русских сказок.

Читайте также: