Лесные животные конспект занятия для дошкольников

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Ковальчук Валентина Николаевна. Воспитатель. Детский сад №90. Город Тюмень.
Описание материала: Материалы, представленные в разработке, могут быть использованы воспитателями ДОУ в целом и по отдельности.
Цель: Систематизировать знания детей о диких животных средней полосы.
Задачи:
Расширять и уточнять представления детей о природе.
Углублять представления детей о диких животных средней полосы.
Совершенствовать диалогическую форму речи.
Прививать интерес к сказкам, героями которых являются дикие животные средней полосы.
Воспитывать уважительное, бережное отношение к природе.

Произносит ведущий или дети. Картинка с отгадкой показывается детям или картинка - отгадка появляется на слайдах.

Что за зверь такой лесной,
встал как столбик под сосной?
Кто стоит среди травы,
уши больше головы? (Заяц)
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
Хвост пушист, быстра сноровка,
Золотисто-рыжий мех.
Если голодно, плутовка
Кур считает лучше всех. (Лисица)
Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле. (Белка)
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Летом по лесу гуляет,
В рот малину собирает.
Любит рыбу, муравьёв,
Отгадайте, кто таков? (Медведь)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (Ёж)

Из осины и ольхи,
В тихой заводи реки,
Без единого гвоздя,
Дом построю без труда! (Бобр)
В. Леонов
Очень сильный и высокий
По колено снег глубокий.
Не олень, но он рогатый,
Все зовут его сохатый. (Лось)
С. Чертков
Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждёт добычу.
Не робей, но берегись,
В том лесу, где бродит …(рысь.)
Что за зверь, семейства куньих,
Так похож на медвежонка?
Весь лохматый, шерсть густая,
Буро - палевый окрас.
Лапы с длинными когтями,
Зубы острые, как бритвы,
В жизни вечная бродяга,
И отличный древолаз.
Кто, свирепый и без страха,
Ну, конечно,…(росомаха.)

Ведущий: Нужно назвать дом, в котором живёт животное.
Используются слайды презентации.

Ответы детей:
Я волк. Мой дом – логово.
Я заяц. Мой дом - под кустом.
Я лиса. Мой дом - нора.
Я белка. Мой дом – дупло.
Я медведь. Мой дом – берлога.
Я ёж. Мой дом – норка.
Я бобр. Мой дом – хатка.
Я лось. Мой дом – лес.
Я рысь. Мой дом – логово.

Водящий стоит в кругу, закрыв глаза. Дети идут по кругу вокруг него и говорят:
На лесной опушке собрались зверушки.
Все как на подбор водят хоровод.
Глазки открывай!
Кто мы, отгадай!
Дети изображают какого-нибудь зверя. А водящий, открыв глаза, старается угадать, какое животное изображают дети. Водящий выбирает на своё место того, кто по его мнению, лучше всех изобразил животное.

Детям раздаются картинки с изображением животных. (Или используются слайды презентации.)

Волки – хищники. Их пища - олени, лоси, домашний скот, куропатки и тетерева, иногда зайцы.
Зайцы – травоядные. Основной рацион - различные виды трав, прутики кустарников, листья, корни, клубни и ягоды. Устраивают набеги на поля за овсом, клевером, свеклой, огурцами и картофелем. Зимой обгрызают мягкую кору молодых деревьев, не прочь поживиться сеном.
Лиса – хищник. В её рацион входят мелкие грызуны, зайцы, косули, гуси, глухари, рыба, насекомые и их личинки. Растительный корм — плоды, фрукты, ягоды, овёс.
Белки – всеядные. Они употребляют в пишу различные орехи, семена, зёрна злаковых, плоды, ягоды, грибы. А едят насекомых, их личинок, яйца и даже птенцов мелких птиц. Белки делают запасы на зиму: желуди, грибы, орехи. Весной лакомятся молодыми почками, побегами.
Медведи – всеядные. Употребляют в пищу ягоды, жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли трав. В рационе медведей и насекомые (муравьи, бабочки), черви, ящерицы, лягушки, грызуны (мыши, сурки, суслики, бурундуки) и рыба.
Ежи – всеядные. Питаются насекомыми, пауками, дождевыми червями, ящерицами, ядовитыми змеями, лягушками, мышами и другими мелкими грызунами, яйцами птиц. Растительная пища ежа — это мох, грибы, жёлуди, семена злаковых и любые сладкие ягоды.
Бобры –травоядные. В рацион входят кора и побеги деревьев (осины, ивы, тополя и берёзы), а также различные травянистые растения (кувшинки, кубышка, ирис, рогоз, тростник и др.).
Лоси – травоядные. Их корм – это лишайники, мох, ветки деревьев и кустарников, травянистые растения. Излюбленный корм лося – это листья деревьев (рябины, осины, берёзы, ивы, черёмухи, крушины, ясеня и клёна.) Из растений – калужница, кувшинки, кубышки, хвощи. Ближе к осени - шляпочные грибы, ягодные веточками брусники, черники. В зимний рацион входят веточки деревьев.
Рысь – хищник. В её рационе лисица, заяц-беляк, различные грызуны, белки, еноты и птицы. Также иногда более крупная дичь: косули, олени, серены, лоси, кабаны. Добычей может быть и домашний скот.


Ведущий показывает детям картинки с изображением взрослых животных либо изображения животных появляется на слайдах (Можно ввести игрушечные персонажи.)
Ведущий: Назовите детёнышей животных. Кто они?

Используются слайды презентации.
Ведущий: По иллюстрациям назвать сказки, героями которых являются дикие животные средней полосы.

Ведущий: Как называют диких животных средней полосы в сказках?
(Последний слайд с ответами).
Ответы: Медведя - Потапыч, Топтыгин, Михайло-Иваныч, Мишутка, Хозяин, косолапый.
Лису - Лисичка – сестричка, Лисафья Лиса Патрикеевна, кумушка, плутовка, лгунья.
Зайца – зайчик – побегайчик, зайчишка, трусишка.
Волка – волчок – серый бочок, серый волк.
Ежа – ёжиком.
Бобра - Инквой-Бобёр.

1. У животных бывает линька весной и осенью. Что это? Ответ: Летний мех гораздо более редкий и короткий, зимний — более густой и пышный.




2. А у каких животных меняется и окраска? Ответ: У зайца- беляка, белки. У белки - летом в окраске преобладают рыжие, бурые или тёмно-бурые тона; зимой — серые и чёрные.








15. Какие дикие животные Тюменской области занесены в Красную книгу? Ответ: Обыкновенный ёж, заяц – русак, обыкновенный бобр, большой тушканчик.


Цель: Обогащать представления детей о лесных животных (отмечать характерные признаки представителей животных).

Учить детей придумывать простейшие сравнительные обороты. Ввести в активный словарь детей слова: животные, волчье логово. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения. Развивать творческое воображение: изображать повадки зверей, имитировать движения животных – героев стихотворения. Закрепить навыки закрашивания цветными карандашами и дорисовывания недостающих деталей изображения. Продолжать учить детей отгадывать загадки. Развивать мышление, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к живой природе.

Картинки с изображением лисы, медведя, волка, зайца, совы. Схема: прямоугольный лист бумаги, разделенный на четыре равных квадрата (по горизонтали); 1 – четыре лапы, 2 – морда, 3 – хвост, 4 – шерсть. Оборудование для рисования цветными карандашами. Листы бумаги с нарисованными животными (лиса без хвоста, заяц без ушей, медведь без лап).

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле у ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем

Ход занятия:

Ребята. Посмотрите на эти картинки, подумайте и скажите, кто здесь лишний? Почему? Потому что сова – это птица, а все остальные звери, или лучше сказать – животные. Давайте повторим это слово и запомним его. Животные.

Животные – значит живые. У всех животных четыре лапы, хвост, морда, тело покрыто шерстью. Посмотрите на эту схему. (Показ схемы). На ней изображено то, что всегда поможет вам определить – животное это или нет. Сколько лап изображено в первом окошке? Четыре лапы. Что нарисовано во втором окошке? Хвост. В третьем окошке? Морда. У животных морда, а у человека - … лицо. А в последнем окошке изображена шерсть. А если вместо шерсти тело покрыто перьями. То это животное или нет? А кто? Птица.

Убираем картинку с совой и называем, какие именно животные изображены на этих картинках.

А сейчас я загадаю вам загадки, а вы скажете мне отгадки.

Что за зверь такой лесной?

В белой шубке он зимой.

Всех боится зверь-трусишка.

Как зовут его? (слайд 3, 4)

Эта рыжая плутовка

Может влезть в курятник ловко,

С петушком в лесок умчится.

Как зовут ее? (слайд 5, 6)

Он в лесу дремучем рос,

Серой шерстью весь оброс.

В зайцах вкусных знает толк

Злой голодный серый. (слайд 7, 8)

Любит кушать он малину

И в берлоге спать всю зиму.

Страшно может он реветь,

А зовут его. (слайд 9, 10)

На его спине — иголки.

И длинны они, и колки.

Потому-то вдоль дорожек

С ними смело ходит. (слайд 11, 12)

Все эти животные живут в городе рядом с нами? Скажите, пожалуйста, а где можно в городе увидеть этих животных? В зоопарке, в цирке. Где живут медведь, заяц, волк и лиса? Эти животные живут в лесу, поэтому их так и называют – лесные животные.

Все лесные обитатели живут как бы одной большой лесной семьей, в которой существуют свои правила. И все им подчиняются. Потому что зависят друг от друга, жить друг без друга не могут.

Ребята, у вас есть дом, где вы живете со своей семьей? А в лесу есть дома? А где живут лесные животные? У каждого животного есть свой дом в лесу. Только эти дома все разные. Где кому удобно, там и живут.

Медведь – … в берлоге.

Заяц – … под кустом.

Белка – … в дупле.

А волчий дом называется – логово.

У каждого животного свой характер. Да вы и сами это хорошо знаете.

Трусливый, как … заяц.

Хитрая, как … лиса.

Косолапый, как … медведь.

Зубастый, как … волк.

Пушистый, как … заяц.

Неуклюжий, как … медведь.

Прыгучая, как … белка.

(по стихотворению А. Барто). Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться,

Любят долго потянуться,

Ну и хвостиком вильнуть.

А волчата спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть.

Ну а мишка косолапый,

Широко расставив лапы:

То одну, то обе вместе,

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало –

Начинаем все сначала!

Ребята давайте все вместе разгадаем ребусы! (слайды 13,14, 15)

Дорисование и раскрашивание картинок с изображением лесных животных.

Ребята, у вас есть картинки для раскрашивания. Кто на них изображен? Закончен ли рисунок? Что не дорисовал художник? Ваша задача: дорисовать лисе – хвост, медведю – лапы, зайцу – уши. (Показ выполнения работы, работа детей).

Затем раскрасить изображение животных. Каким цветом будем раскрашивать лису? Медведя? Зайца? Закрашивать нужно равномерно, небольшими штрихами, стараться не выходить за контур изображения.

А что нужно нарисовать для того, чтобы было понятно – это лесные животные. Нужно нарисовать деревья, лес. Вот так. (Показ рисования дерева). Но если мы нарисуем только одно дерево, то это не будет похоже на лес. Поэтому нарисуйте несколько деревьев.

Выставка детских работ.

Обогащать представления детей о лесных животных (отмечать характерные признаки представителей животных).

Учить детей придумывать простейшие сравнительные обороты. Ввести в активный словарь детей слова: животные, волчье логово. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения. Развивать творческое воображение: изображать повадки зверей, имитировать движения животных – героев стихотворения. Закрепить навыки закрашивания цветными карандашами и дорисовывания недостающих деталей изображения. Продолжать учить детей отгадывать загадки. Развивать мышление, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к живой природе.

1. Посмотрите на эти картинки, подумайте и скажите, кто здесь лишний? Почему? Потому что сова – это птица, а все остальные звери, или лучше сказать – животные. Давайте повторим это слово и запомним его. Животные. Животные – значит живые. У всех животных четыре лапы, хвост, морда, тело покрыто шерстью (найти разницу между животным и птицей)

Мышь (научить детей определять животное по признакам).

3. Загадывать детям загадки (для развития мышления).

5. В динамической паузе (учить детей выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения, развивать творческое воображение: изображать повадки зверей, имитировать движения животных – героев стихотворения).

6. Учить детей разгадывать ребусы (для развития мышления).

7. Закреплять навыки рисования карандашами и дорисовывать недостающие детали.

- поговорить с ребенком о том, какие дикие животные живут в наших лесах;

- вспомнить их названия, внешние повадки, признаки, детенышей,

чем питаются, как добывают себе пищу, как называется их жилище;

- рассмотреть иллюстрации с изображением этих животных;

- вспомнить загадки о зверях наших лесов;

- вспомнить русские народные сказки про зверей;

- закрепить в словарном запасе ребёнка названия зверей и их детёнышей;

Прикреплённые файлы:

Данное занятие является занятием обобщения полученных знаний после изучения раздела. В данной методической разработке описывается процесс деятельности, а также все операции деятельности и ее составляющие.

В ней четко отражено взаимодействие педагога и обучающихся на занятии, планирование деятельности на каждом этапе занятия. Этот конспект занятия может быть использована для НОД.

ВложениеРазмер
zanyatie_zhivotnye_nashego_lesa.docx 19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие для старших дошкольников

Цель: обобщить знания детей о жизни животных леса.

• Уточнить представление детей о животных леса.

• Закрепить знания детей о жизни диких животных в лесу, месте их обитания, способе добычи пищи.

• Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.

• Расширить и активизировать словарный запас по теме “Дикие животные”.

• Развивать память, логическое мышление, коммуникативные способности.

• Воспитывать умение выслушивать сверстника до конца, учитывать мнения других.

• Воспитывать бережное отношение к природе.

• Беседы о диких животных.

• Чтение художественной литературы (В. Бианки “Купание медвежат”; Е. Чарушин “Волчишко”, “Медведица и медвежата”; Н. Сладков “Лиса и заяц” и др.).

• Дидактические игры: “Кто, где живет?”; “Дикие животные”; “Когда это бывает?”.

• Рассматривание картинок и сюжетных картин по теме “Дикие животные”.

• Рассмотреть интересные факты жизни диких животных из энциклопедии.

Материалы к занятию: цветные карандаши, карточки с заданием, корзинка с орехами.

Ожидаемые результаты: систематизировать знания о жизни диких животных в лесу.

Воспитатель: Ребята, я получила письмо. Давайте его прочитаем.

“Дорогие ребята! Скоро зима, а я потеряла свои запасы на зиму – орешки. Помогите!” Подпись: Белочка.

Ребята, давайте отправимся в лес и поможем белочке найти ее запасы.

На чем можно добраться до леса?

Дети: На машине, на автобусе.

Воспитатель: Мы поедем в лес на паровозике (дети из стульев сооружают паровозик).

Вот мы и прибыли в лес. Нас встречает необычный человечек. Кто это?

Я люблю гулять по лесу,
В лес хожу я каждый день,
Все в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.
Я веселый старичок,
Старичок – Лесовичок!

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют.
Одно “почему” меж деревьями мчится,
Летит по полям за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
“Что” мышкою шныряет по листьям в норах,
“Кто” ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит “Отчего” на зеленом листке,
“Куда” полетело верхом на жуке,
“Зачем” вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.

Воспитатель: Ребята! Лесовичок приготовил для вас задания.

Лесовичок: Кто живет в лесу? Отгадайте загадки (на отгадки выкладываются картинки).

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. ( Белка )

За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнула, пробежала –
Нет ни дыма, ни пожара. ( Лиса )

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. ( Медведь )

На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит оскалив пасть,
На овцу готов напасть. ( Волк )

Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. ( Лось )

Кто всех пугается,
Под кустом спасается,
Да на зуб волку попадается? ( Заяц )

Шубка – иголки,
Свернется он – колкий,
Рукой не возьмешь.
Кто это? ( Еж )

Воспитатель: Белка, лиса, медведь, волк, лось, заяц, еж. Назовите одним словом. Кто это?

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием Лесовичка. Пора бы и отдохнуть.

Раз, два, три, четыре, пять.
Начал заинька скакать.

Руки перед грудью.

Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.

Подскоки на двух ногах.

Заинька серенький сидит
И ушами шевелит.

Указательным и средним разведёнными пальцами изобразить “ушки”.

Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.

Хлопки в ладоши.

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.

Мелкие подскоки на двух ногах.

Кто-то зайку напугал-
Зайка – прыг – и убежал.

Пугливо оглядывается, скачет, бежит по кругу, затем на двух ногах прыгает в сторону.

Лесовичок: Ребята, в лесу случилась беда. Подул сильный ветер, который испортил фотографии лесных жителей. Помогите, пожалуйста. Найдите 4х зверей и раскрасьте (каждый выполняет задание на листочке).

Воспитатель: Кто спрятался в лесу?

Дети: Белка, медведь, лось, заяц.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, они уже не так вас боятся, выглядывают из-за деревьев. Решили узнать, знаете ли вы их следы? Ну как сможем угадать?

Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием!

Ребята, вы знаете, везде под землёй и на земле, на дереве и в траве у каждого животного своё жилище – свой дом.

Лесовичок: Ребята, по описанию домика назовите животное, которое в нём живёт.

• У этого животного дома нет. Они рождаются прямо на траве. Летом, затаившись, сидят под кустом. Зимой в снежной ямке. ( Заяц )

• Они живут большими семьями – колониями. Все вместе строят огромный дом из хвоинок, стебельков. В нём множество ходов и камер. ( Муравей )

• Эти звери сидят под открытым небом. Нору – логово устраивают только для выведения потомства. ( Волк )

• У этого зверька гнездо круглое, построено из прутьев, стены изнутри выстланы мягким мхом, лишайником и шерстью. Иногда зверёк устраивает своё жилище в дуплах деревьев. ( Белка )

• Этот зверь бродит летом по лесу. Постоянный дом сооружает лишь на зиму. Берлогу – яму, выкопанную под корнями деревьев, выстилает травой, сухим папоротником. ( Медведь )

• Дом у этого зверя находится под землёй. Он состоит из длинных ходов. Зимой зарывается ещё глубже в землю. ( Крот )

Лесовичок: Молодцы ребята! Справились с этим заданием. Я вам приготовил новое задание. Помогите зверям найти то, что каждый из них ест. (Соединить название пищи с названием животного).

мясо – лиса, волк

Лесовичок: Ребята, тишину леса нарушили странные звуки. Отгадайте кто это?

Я по дереву стучу,
Червяка достать хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно он будет мой. ( Дятел )

Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели
Голосистее, нежней?
Кто же это? ( Соловей )

Из травы, с зелёной кочки
Раздаётся странный звук,
Будто рядом молоточки
Выбивают: тук – тук – тук!
Будто к наковальне встал
Очень ловкий человечек
То в траве застрекотал
Маленький кузнец – . ( Кузнечик )

Чёрен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
Летит – жужжит,
Сядет молчит ( Жук )

Воспитатель: Ребята, а вы помните для чего мы приехали в лес? Но ведь орешки мы так и не нашли. Что же делать?

Лесовичок: Я знаю, что делать. Лесные жители очень довольны вами. Они передали для вас подсказку.

Воспитатель: Ребята, давайте соединим точки и узнаем, где находятся орешки для белочки. Что у вас получилось?

Лесовичок: Молодцы ребята! Справились с заданием. Вот вам корзинка с орешками для белочки. А теперь вам пора возвращаться домой.

Воспитатель: Поздравляю вас, друзья! Все задания выполнены. А сейчас нам пора домой.

Дети: До свидания лес! До новых встреч!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


конспект занятия "Дикие зери наших лесов"

Тема "Дикие звери"Программное содержание.1. Систематизировать и углублять представление о диких зверях родного края.2. Учить различать и называть характерные особенности домашних и диких зверей .

Занятие для детей 3 - 4 лет с использованием ИКТ.


План - конспект " Деревья нашего леса"

Учить детей различать и узнавать деревья по внешним признакам.

Конспект занятия "Наши леса - рязанского края краса"

Конспект открытого занятияпо патриотическому воспитанию детей старшей группы«Наши леса - рязанского края краса».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разрабртка конспекта к открытому занятию,для детей подготовительной группы.Расширить представления детей о диких животных, живущих в лесах России: названия животных и их детенышей, внешние признаки, где они живут, как добывают пищу.

Конспект занятия

“Жители леса”

Программное содержание:

Познавательное развитие.

Расширить представления детей о диких животных, живущих в лесах России: названия животных и их детенышей, внешние признаки, где они живут, как добывают пищу. Расширить знания детей о жизни диких животных в зимний период. Воспитывать любовь к природе, доброжелательное, заботливое отношение к животным.

Речевое развитие.

Учить составлять предложения об отличительных признаках животных, используя прилагательные; согласовывать прилагательные и глаголы с существительными.

Упражнять в образовании однокоренных слов (лиса –лисица –лисенок -лисий).

Учить употреблять слова в уменьшительно-ласкательной форме в единственном и множественном числе: (черненький носик, маленькие ушки, коротенький хвостик). Учить образовывать притяжательные прилагательные: волчий, медвежий, лисий…. хвост. Закрепить правильное употребление в речи названий детенышей животных в единственном (ежонок, зайчонок, волчонок, медвежонок, лисенок, бельчонок).

Развивать монологическую и диалогическую речь.

Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.

Физическое развитие.

Развивать координацию движений, упражнять в умении согласовывать текст с движениями.

Художественно-эстетическое развитие. Рисование.

Упражнять в аккуратном закрашивании контуров животных.

Научить детей правильно, достаточно глубоко дышать, при этом, вдыхая, максимально наполняя лёгкие, а выдыхая — освобождать лёгкие от воздуха, который там остался. Учить укреплять здоровье в процессе общения с природой.

Оборудование.

Иллюстрация зимнего леса.

Картинки диких животных для размещения на фоне зимнего леса.

Карточки с загадками.

Письма-задания от зимней стужи.

Картинки диких животных в своих жилищах.

Изображения животных для раскрашивания.

Аудиозаписи вьюги, мелодии зимнего леса, спокойная мелодия для работы с раскрасками.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети встают в круг, берутся за руки.

Подойди ко мне, дружок,

Вместе встанем мы в кружок.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Здравствуй, друг! Здравствуй, друг!

Здравствуй, весь наш дружный круг!

Воспитатель: Ребята, давайте улыбаться друг другу и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Мы к лесной полянке вышли, (дети выполняют движения согласно тексту)

Поднимаем ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали,

Наконец-то в лес попали.

Воспитатель: Вот мы и в лесу. Как красиво в зимнем лесу. Зимушка-зима укутала снежным белым одеялом деревья и кусты. Как хорошо здесь, как чудно пахнет хвоей. Ребята, давайте подышим свежим лесным воздухом (выполнение дыхательных упражнений). Воздух носиком вдыхаем, через ротик выдыхаем (2 раза).

Дети садятся на стулья.

2. Воспитатель: Но, ребята, посмотрите, в лесу не видно ни одного животного. Куда же все подевались? Ой, а что это? (письмо).

Интересно, от кого оно. (Воспитатель достает письмо, читает):

Воспитатель— ребята, выполним задания зимней стужи? Тогда слушайте внимательно:

• Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост — краса.

Как зовут её? (Лиса)

• У косого нет берлоги, не нужна ему нора, от врагов спасают ноги, а от голода — кора. (Заяц)

• Кто зимой холодной, бродит злой голодный? (Волк)

• Кто по елкам ловко скачет и влезает на дубы, кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка)

• Хозяин лесной, проснулся весной. А зимой под вьюжный вой спал в берлоге снеговой. (Медведь)

• Лежала между ёлками подушечка с иголками. Тихонечко лежала, Потом вдруг убежала. (Еж)

По мере отгадывания загадок воспитатель выставляет на иллюстрацию зимнего леса картинки с изображением диких животных: заяц – под кустиком, белка – на елке, волк – в чаще, лиса – под деревом. Не выставляются только картинки с ежом и медведем.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. Всех животных отгадали. Но почему же в лесу не видно медведя и ежика? (они зимой спят). Правильно, ребята. (выставить картинки медведя под сугроб, ежа – под корнями дерева).


Воспитатель: Какие это животные? (Это дикие животные)

— Почему этих животных называют дикими? (Они живут в лесу. Сами себе добывают пищу. Сами устраивают себе жилище. Сами себя лечат).

Воспитатель: Правильно, ребята.

Дикие животные

С человеком не живут,

Постоянной помощи

От него не ждут.

Сами пищу добывают

Сами деток охраняют,

Строят прочное жильё

И природное житьё.

Ребята, какие вы молодцы, справились с первым заданием!

3. Воспитатель: Вот для нас еще задание (показываю детям и читаю):

Посмотрите внимательно и найдите жилища животных.

На мольберт вывешивается лист, на котором сверху изображены животные, а снизу – их жилища.

Дети выполняют задание:

Медведь спит в берлоге. Волк живет в логове. Лиса живет в норе. Белка живет в дупле. Заяц живет под кустиком. Ежик спит в норке.


Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились.

В: В норе живет лиса. Ребята, а вы знаете, чем питается лиса?

(питается лисичка травами и многими видами животных. Она – хищница.)

(она пушистая, рыжая, хитрая, красивая)

В: В берлоге спит медведь. Он спит в ней всю зиму.

Он может спать до 6-ти месяцев, поэтому делает себе прочную и теплую берлогу. А вы знаете, чем питается медведь?

(медведь - всеядное животное, любит и рыбу, и мед, и ягоды и т. д.)

В: Ребята, а почему заяц живет под кустиком?

(У него нет дома. Зайцы не строят себе постоянного жилища. Они отдыхают, спят под кустиком. Зимой могут спрятаться в снежной ямке. Ямки и кустики каждый раз разные.)

В. А чем питается заяц?

(Питается заяц только растительной пищей - корешки, травы, зерно, кора молодых деревьев)

В: домик белочки в дупле. Белочка делает запасы на зиму. Питается она орехами, шишками, грибами.

В. А серый волк делает себе логово, — небольшая яма, в ней много травы, листьев, сучьев. Сверху она прикрыта ветками, старыми сучьями, поэтому снег не проваливается в яму. Волк в логове спит, прячется, отдыхает. Питается он другими животными, он все время охотится. Это хищное животное.

В: еж зимой спит в норке. Еще ежи забираются под кучу листьев, травы, веток, а иногда под корни старых деревьев. Спит он всю зиму. А чем питается еж? (грибы, лесные фрукты, ловит мышей, насекомых, змей).

Воспитатель. Ну что, ребята, продолжим наше путешествие по зимнему лесу. Ну тогда в путь.

Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой. (Дети шагают на месте)

За мамой лисицей бежали лисята. (имитируют бег лисёнка)

За мамой ежихой катились ежата. (Приседают и медленно идут, при этом фыркают)

За мамой – медведицей шли медвежата. (Идут вперевалочку)

За мамой-зайчихой - косые зайчата. (Скачут, уши-ладошки над головой)

Все мамы и дети напиться хотят. (Имитируют лакание языком, и опять шагают на месте).

5. Воспитатель подходит к столу.

Ребята, посмотрите, зимняя стужа приготовила еще одно задание. Она перепутала всем животным их хвосты. Давайте поможем им найти свои хвосты.

Молодцы, и с этим заданием вы справились.

6. Воспитатель: ну что, продолжим наше путешествие по зимнему лесу. А вот и новое задание. (на втором столе)

Воспитатель. 1, 2, 3 — карточки переверни, (дети переворачивают карточки)

1. Здесь изображены мамы детенышей. Давайте назовем их. Сейчас мы по очереди назовем мам.

Это — медведица (показываю на животное и называю).

Дети по аналогии:

это — лиса (лисица);

это — волчица;

это — зайчиха;

2. Поможем мамам найти их детенышей (дети выполняют задание). Молодцы, мамам помогли. (карточки с детенышами и с их мамами дети соединяют).

(начинает игру воспитатель)

Сережа, у медведицы кто? (ответ); Рома, у медведицы кто? (ответ)

У ежихи кто (у ежихи ежонок);

У зайчихи кто (зайчонок)

У белки кто? (бельчонок)

У волчицы кто? (волчонок)

У лисицы кто? (лисенок)

А вот и новое для нас задание.

- А теперь, дети, давайте поиграем. Встаньте в кружок, а я буду называть часть тела дикого животного и бросать вам мяч, вы будете ловить мяч и ласково называть такую же часть тела детеныша этого животного и возвращать мне мяч.

В. - У лисицы рыжие уши.

Р. – У лисенка рыженькие (что) ушки.

В. - У волчицы острые зубы.

Р. – У волчонка остренькие (Что) зубки.

В. – У зайчихи белые лапы.

Р. – У зайчонка беленькие (что) лапки.

В. – У белки черные глаза.

Р. – У бельчонка черненькие (что)глазки.

В. – у ежихи колючие иголки.

Д. - у ежонка колючие (что)иголочки.

В. – У медведя короткий хвост.

Р. – У медвежонка коротенький (что) хвостик.

В. Молодцы, и с этим заданием справились.

8. Воспитатель : Ребята, посмотрите, Зимняя стужа приготовила нам новое задание. Но мы ведь справимся и с ним. Правда? Давайте посмотрим, что здесь.

Дети подходят к столу

Игра "Третий лишний"

(на столе лежат 3 картинки, из них 2-дикие животные, 1- домашнее животное или животное Африки. Нужно выбрать эту одну и сказать почему). Дети по очереди отбирают лишнюю картинку из ряда картинок.

В: Ребята, а почему вы отложили: собаку, лошадь, слона?

- Потому что это домашние животные.

В: Молодцы, ребята. Не смогла зимняя стужа нас запутать. И это было последнее задание зимней стужи. (Звучит мелодия леса.) Ребята, посмотрите, зимняя стужа расколдовала лес. А нам с вами пора возвращаться в детский сад. Скорее идем на лесную полянку.

(дети выходят на лесную полянку)

Мы с лесной полянки вышли, (дети выполняют движения согласно текста)

Поднимаем ноги выше

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Дружно весело шагали

Снова в детский сад попали.

9. Итог занятия.

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, кому мы помогли в лесу? (Мы помогли диким животным: волку, зайцу)

Как мы помогли животным? (ответы детей:нашли их жилища, подобрали им хвосты, нашли мамам их детенышей)

10. Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Животные очень рады и довольны, что вы много о них знаете! Возьмите картинку животного, которое вам больше всего нравится, и мы с вами сделаем сувенир, который будет напоминать вам о нашем сегодняшнем путешествии.

(дети под спокойную музыку закрашивают картинку)


В конце занятия дети подходят к воспитателю и встают в круг, держась за руки.

Цель: обобщить и закрепить знания детей о диких животных, которые чаще всего встречаются в нашем родном крае. Развить у детей устойчивый познавательный интерес к диким животным.

Ожидаемый результат:

  • знание детьми диких животных и их детенышей;
  • определение среде обитания их жилища и пропитании.

Задачи:

  • расширение кругозора детей о жизни диких животных;
  • развивать связную речь в процессе рассказа детей о животных;
  • обогатить словарный запас, за счет дидактических игр;
  • развивать творческие способности и воображение;
  • развивать общую и мелкую моторику кистей рук;
  • формировать и закреплять навыки координировать речь с движением.

Материалы и оборудование: картинки диких животных, образцы поэтапного рисования диких животных, аудиозапись "Шум леса".

Образцы поэтапного рисования диких животных

Образцы поэтапного рисования диких животных

Ход занятия

Воспитатель: Ребята сегодня на улице хорошая погода, и у нас с вами замечательное настроение, правда же. Я предлагаю Вам сейчас посетить страну диких животных, которые живут в сказочном, таинственном лесу.
- А для того, чтобы нам туда попасть, мы должны отгадать загадки о животных, которые живут в лесу.

1. Летом сер, зимою бел,
По характеру несмел.
По полянкам скачет ловко,
Любит сочную морковку. (Ответы детей)

2. У меня роскошный хвост,
А характер мой непрост
- Я коварна и хитра.
Глубоко моя нора.

3. Серый я, живу в лесу,
Знаю рыжую лису.
Песню грустную тяну,
Громко вою на луну.

4. Важно я хожу по бору,
Съесть могу и мухоморы.
Не боюсь в лесу врага -
Есть копыта и рога!

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы. Знаете, столько много животных. А какие это животные? (Ответы детей)
- А где у нас живут дикие животные?
- А почему они называются дикими животными?
- Молодцы ребята. Вы ответили на все вопросы правильно. И у нас открылась дверь в сказочный лес, диких животных.

Дикие животные

Дикие животные

Звучит музыка "Шум леса"
Воспитатель: Ребята давайте попробуем почувствовать аромат цветов, трав и деревьев этого сказочного леса.

Дыхательная гимнастика "Аромат леса"

- Вдох, выдыхаем через нос.
- Вдох, выдыхаем через нос. (Повторить 3-4 раза)

Воспитатель: Молодцы ребята, вот мы насладились свежим, чистым и чудесным воздухом нашего сказочного леса.

- А теперь я предлагаю вам поиграть в игру.

Дидактическая игра "У кого кто?"

(упражнение в словообразовании)
У медведя - . (медвежата)
у волка - . (волчата)
у лисы - . (лисята)
у зайца - (зайчата)

у лося - . (лосята)
у белки - . (бельчата)
у тигра - . (тигрята)
у ежика - . (ежата)

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы. Давайте еще поиграем в одну очень познавательную и интересную игру.

Дидактическая игра "Назови семью"

(упражнение в словообразовании)
1. Папа - медведь,
мама - медведица,
детеныш(и) - медвежонок (медвежата)

2. Папа - волк,
мама- волчица,
детеныш(и) - волчок (волчата)

3. Папа - заяц,
мама - зайчиха,
детеныш(и) - зайчонок (зайчата)

4. Папа - еж,
мама - ежиха,
детеныш(и) - ежик (ежата)

5. Папа – лис,
мама – лисица,
детеныш(и) – лисенок (лисята)

6. Папа - лось,
мама - лосиха,
детеныш(и) – лосенок (лосята)

7. Папа - тигр,
мама – тигрица,
детеныш(и) - тигренок (тигрята)

8. Папа – белка,
мама – бельчиха,
детеныш(и) – бельчонок (бельчата)

Воспитатель: Здорово ребята, вы, наверное, устали!? Предлагаю встать и отдохнуть.

Физкультминутка "Белки"

Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко! (прыжки на месте)

Будем в классики играть
Будем в классики играть,
На одной ноге скакать.
А теперь еще немножко
На другой поскачем ножке. (прыжки на одной ножке)

Воспитатель: Отдохнули немножко, а теперь нас ждет наш сказочный лес со своими новыми заданиями.

Дидактическая игра "У кого какой дом?"

К зиме все звери готовят себе дома.
Медведь выбирает . (берлогу)
Белка ищет. (дупло)
Лиса роет . (нору)

Волк устраивает. (логово)
Берлога - дом . (медведя)
Дупло - дом . (белки)
Нора - дом . (лисы)

Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь я предлагаю вам вспомнить и закрепить название детенышей диких животных.

Дидактическая игра "Кто кем был?"

(Закрепление названий детенышей животных)
Медведь был . (медвежонком)
Ежик был . (ежонком)
Лиса была . (лисенком)
Лось был . (лосенком)

Волк был . (волчонком)
Барсук был . (барсучонком)
Белка была . (бельчонком)
Заяц был . (зайчонком)

Воспитатель: Отлично ребята, и вот еще одно не простое задание нам приготовил сказочный лес. С которым я думаю, вы без проблем справитесь.

Дидактическая игра "Скажи правильно"

Было две белки - стало пять . (белок)
Было две лисы - стало пять . (лис)
Было два зайца - стало пять . (зайцев)
Было два волка - стало пять . (волков)
Было два медведя - стало пять . (медведей)

Воспитатель: Вы ребята справились и с этим заданием, молодцы. Поговорили мы сегодня о многом, а вот чем питаются друзья – дикие животные мы не сказали. Вы знаете, что дикие животные бывают: травоядные, хищные и всеядные. Так, что же могут кушать дикие животные? (Ответы детей)
- Ребята мы уже так много сделали заданий и проверили, каких же вы знаете диких животных. А теперь давайте попробуем отгадать животных по их тени.

Дидактическая игра "Отгадай животного по его тени"

Воспитатель: отлично ребята и с этим заданием все у нас хорошо. Давайте теперь вы мне расскажитео своем любимом диком животном.
Развитие связной речи - расскажи о своем любимом животном:
- Как называется?
- Где живет?
- Как выглядит?

- Чем питается?
- Как защищается от врагов?
- Чем тебе нравится это животное?

Воспитатель: Вы сегодня, так старались, показали свои умения, знания. А вам понравилась наше сегодняшнее путешествие в сказочный лес, в мир диких животных? Какая игра вам понравилась сегодня больше всего, почему?

Читайте также: