Л петрушевская котенок господа бога конспект урока 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

5 Словарная работа. Итак, ангел-хранитель посланец Бога, покровительствует человеку. Бес злой дух. От чего предостерегает, оберегает, хранит ангел героев рассказа Петрушевской? Ответы: От дурных поступков, от чёрствости, от равнодушия, от совершения зла, заступается в трудную минуту и радуется за своего подопечного. - А как ведёт себя Бес? Ответы: толкает мальчика на совершение злых, бездушных поступков, навязывает своё мнение, а когда настаёт время отвечать, то бросает его одного. -Какой приём использует автор, противопоставляя, изображая этих, столь разных, двух героев? (Противопоставление или антитезу). Давайте проследим поведение Ангела-хранителя и Беса, найдём глаголы, которые указывают на действие того и другого. Работа сценаристов. Ангел-хранитель Бес Плачет предлагает поиздеваться над Радуется котёнком Утешает нагло улыбается Беспокоится болтает уговаривает не делать зла заводит в чужой сад убеждает смеётся над ангелом - А как вам кажется, для чего писательница ввела в повествование и ангела, и беса? Ответы: чтобы показать, что у человека всегда есть выбор между добром и злом. Всё зависит от самого человека. - Суть заключается в том, что всё зависит от нас самих. Нужно чаще совершать добрые и благородные поступки. Тогда в нашей душе победит

7 семье человек может быть счастлив. Бабушка от своего сына и внука не отказывается. Она и умирать собиралась, только потому, что была не нужна сыну. Заполнение рабочих карточек. Самопроверка. - В основе произведения реальное событие, один день из жизни героев обычных людей, в поступках которых ничего необычного нет. В рассказе присутствуют сказочные элементы. Петрушевская делает это намеренно, чтобы читатель обратил свое внимание, не на бытовые проблемы, а на более важные, серьезные. Какие? Ответы: Борьба добра и зла, человеческой отзывчивости, одиночества, воспитания, отношения к бездомным животным. Заполнение карт и их представление, обсуждение. - А какой же главный урок в жизни каждого человека? Каким надо быть? Какие хорошие, добрые поступки можете совершить или уже совершали вы? Расскажите! (Микрофон) Ответы: Помогать людям, не завидовать, прощать ошибки другим, защищать слабого, делиться с друзьями. А что нового для себя вы узнали на уроке? - А главное мы сегодня извлекли нравственный урок: надо очень трепетно, с добротой относиться к любому живому существу, ведь каждое творение это испытание для уже заселившихся - примут они новенького или нет. Домашнее задание: сочинить рассказ с использованием сказочных элементов.

В начале нашего урока я прочту вам отрывок из интервью с Л.Петрушевской, публикованного в “Литературной газете” в марте 2000 года:

“О мой читатель, повторяла я, я еще в самом начале своей литературной деятельности знала, что он будет самым умным. Самым тонким и чувствительным. Он поймет меня и там, где я скрою свои чувства, где я буду безжалостна к своим несчастливым героям. Где я надену маску рассказчицы из толпы. Где я прямо и просто, не смешно, без эпитетов, образов и остроумных портретов, без живых диалогов, скупо, как человек на остановке автобуса, расскажу другому человеку историю третьего человека. Расскажу так, что он вздрогнет, а я – я уйду, оставив его догадываться, кто ему рассказал эту историю и зачем. И свои загадочные, странные, мистические истории я расскажу, ни единым словом не раскрывая их тайны… Пусть догадываются сами. Я спрячу ирреальное в груде осколков реальности”.

Да, только умный, тонкий и чувствительный читатель способен понять и принять мир загадочных, странных, мистических историй, созданных нашей современницей Л.Петрушевской. Постараемся соответствовать этим высоким требованиям.

Дома вы прочитали рассказ “Котенок Господа Бога”, представили то, как может выглядеть котенок Господа Бога, и нарисовали его портрет. И еще я попросила вас подумать, может ли история, описанная в произведении, случиться в действительности или произошедшее относится к событиям фантастическим. Это и поможет нам ответить на вопрос о жанровом своеобразии произведения.

Некоторые авторы заранее сообщают читателю жанр произведения. Например, А.С.Пушкин частенько указывал жанр, так читатель, беря в руки “Евгения Онегина”, знал, что ему предстоит познакомиться с романом в стихах, а в следующий раз читатель погружался в мир “Повестей Белкина”. А вот Л. Петрушевская не спешит помочь читателю, скорее наоборот. Так “Котенок Господа Бога” входит в цикл “Сказки”, а вместе с тем автор включает его в сборник рассказов, правда, из иной реальности. Поэтому встает закономерный вопрос: “Котенок Господа Бога” – это сказка или рассказ?

На доске написаны два определения:

Сказка (литературная) – эпический жанр, формирующий на основе фантастической условности мифологический художественный мир для создания необычных ситуаций, в которых вынужден действовать герой. Подразделяются на философские, дидактические (воспитательные) и сатирические.

Рассказ (новелла) – литературный эпический жанр, в основе которого лежит художественное описание одного завершенного события и его авторская оценка.

В течение урока нам предстоит решить сложную задачу – анализируя произведение, определить его жанр.

2. Попробуем решить дилемму: сказка или рассказ. А начнем с самого начала – с заглавия.

- Скажите, пожалуйста, какие чувства, образы, мысли, ассоциации у вас возникают, когда мы произносим слово котенок? А меняется ли что-то в ощущениях, если добавляем котенок Господа Бога? Попытайтесь сформулировать, что?

Котенок есть почти у каждого, мы их любим, восхищаемся, но котенок Господа Бога должен быть особенным, чудесным, необыкновенным, волшебным. Именно таким и пытались ребята его нарисовать.

- А теперь найдите портрет котенка в произведении?

“Маленький, головастый и пузатый, серый и пушистый”. Разве в этом описании есть хотя бы намек на какую-то необычность? Представьте себе, что котенок потерялся, а в объявлении о пропаже были бы указаны эти приметы. Нашелся бы котенок? Сколько на свете таких котят: маленьких, головастых и пузатых, серых и пушистых… И все-таки это котенок Господа Бога…

- Что же связывает этого котенка с Богом?

Оказывается, что “котенка снарядил на белый свет Сам Господь”, но в этом нет ничего удивительно, ведь “Он всех нас снаряжает, своих детей. И если белый свет принимает очередное посланное Богом существо, то этот белый свет продолжает жить. И каждое живое творение – это испытание для уже заселившихся: примут они новенького или нет”. Значит, образ котенка символичен: это символ испытания на человечность, на порядочность. И только пройдя испытание, выдержав его с честью, человек может остаться Человеком, образом и подобием Божьим.

Так очень часто бывает в сказках. Для того чтобы герой стал счастливым, он должен это заслужить, пройдя через тяжелые испытания, преодолев все преграды и победив в первую очередь самого себя. Но ведь и в жизни мы постоянно сталкиваемся с необходимостью самосовершенствоваться. Возможно, в определении жанра нам помогут герои данного произведения.

3. Охарактеризуем особенности системы образов произведения.

- Назовите героев этого произведения? Как вам кажется, кто является главным героем?

Произведение начинается фразой, напоминающий традиционный сказочный зачин:

“Одна бабушка в деревне заболела, заскучала и собралась на тот свет. Сын ее все не приезжал, на письмо не ответил, вот бабушка и приготовилась помирать…”. Порядок слов в предложении, ряды однородных членов, замедляющие темп речи, интонация перечисления настраивают читателя на особый, характерный для сказок лад. Вместе с тем речь идет о реальном и, к сожалению, весьма распространенном в наши дни случае, когда забытые детьми старики умирают в одиночестве.

- Перечитайте строки, где рассказывается о том, как бабушка приготовилась к смерти. Обратите внимание на лексику.

Бабушка “приготовилась помирать, отпустила скотину в стадо, поставила бидончик чистой воды, поместила поганое ведро поближе и легла читать молитвы, и ангел-хранитель встал у нее в головах”. Рассказчик использует лексику свойственную пожилой деревенской женщине (просторечия, разговорный стиль, устойчивые лексические выражения), то есть так могла бы рассказать сама бабушка. И картина создается нереальная, но именно так идеальная, “правильная” смерть представляется в народном сознании.

- Меняется ли манера повествования, когда речь заходит о семье мальчика? Каким образом меняется?

“У них все было неплохо, их собственная бабушка функционировала, держала сад-огород, коз и кур, но эта бабушка не особенно приветствовала, когда внук рвал в огороде ягоды и огурцы: все это зрело и поспевало для запасов на зиму, на варенье и соленье тому же внуку, а если надо, бабушка сама даст”. Сочетание слов бабушка и функционировала является оксюмороном, т.к. не принято употреблять слово функционировать в отношении одушевленного предмета, тем более применительно к жизни человека. Но Петрушевской удается найти очень выразительное, емкое слово. Эта бабушка очень практична. Мы буквально слышим ее слова, объясняющие, почему внуку не разрешается ничего рвать в огороде. Эта бабушка, конечно, лучше внука знает, что ему надо и как все должно быть. Постоянно повторяющееся указательное местоимение эта несет негативную смысловую нагрузку в данном контексте, к тому же подчеркивается разное мировосприятие двух бабушек, их образы противопоставлены.

- Что же мы узнаем о самом мальчике?

Автор для характеристики мальчика использует только один эпитет – выгнанный внук.

- Что чувствует мальчик, когда гуляет по деревне? Почему появляется котенок?

Два одиноких, скучающих существа встречают друг друга. Казалось бы, все замечательно, но в повествовании появляются еще два героя – ангел и бес, которые день и ночь ведут борьбу за душу мальчика.

- Что олицетворяет образ ангела?

То доброе, что есть в каждом из нас, поэтому ангел рисует волшебные картины в воображении мальчика. Не зря его называют ангелом-хранителем, т.к. он беспокоится, оберегает от дурных поступков, направляет на добрые дела, заступается в трудную минуту и искренне радуется за подопечного.

- Как бес относится к мальчику?

Толкает его под локоть, предлагает, навязывает мальчику свое мнение, постоянно его провоцирует на дурные поступки, а когда настает время отвечать, то бросает его одного.

- К каким советам беса мальчик прислушался, а к каким нет? Как вы думаете, почему?

В душе, как любой шестилетний мальчик, он добрый, поэтому не может причинить котенку зла, издеваться над ним. Но он, опять же, как любой маленький мальчик, слаб духом, ему трудно устоять перед соблазном, добрый поступок требует усилий: трудно устоять перед алеющей малиной.

- Кто бы мог помочь мальчику не совершить дурной поступок? Кто, кроме ангела, мог бы уберечь?

Мальчик был выгнанным внуком. “Бабка … его выругала, зачем он несет блохастого в кухню”, а как только “мать вступила в разговор, … все было кончено”. В данный момент мы видим картину происходящего глазами мальчика. Взрослые не хотят понять ребенка, поступиться своими привычками, комфортом. Они не хотят принять не котенка – они отказывают от мальчика. И мальчик их тоже не принимает (не бабушка, а бабка; не мама, а мать – холодно и отчужденно). Они не принимают посланника Господа Бога, поэтому они не заслуживают любви мальчика. Это их наказание.

- Кто виноват в случившемся: мальчик, взрослые или бес? Можно ли всю ответственность переложить на беса?

Ни ангел, ни бес не совершают поступков. Они лишь указывают возможный путь, а человек выбирает сам. Советы ангела и искушения беса представляют собой внутренний монолог, который постоянно идет внутри каждого из нас.

- Где же котенок нашел приют? И какое волшебство при этом совершилось?

Бабушка, собравшаяся умирать, поделилась черным хлебом с котенком и оставила его спать в ногах. Тут же приехал сын с семьей.

- Как автор объясняет, почему бабушка осталась жить?

“Вот наша жизнь нужна – вот мы и живем”. У бабушки появился объект для заботы, а вместе с семьей и смысл жизни. Для Л. Петрушевской дружная, любящая семья – главное для человека. Только в такой семье человек может быть счастлив. Бабушка от своего сына и внука не отказывалась. Она и умирать собиралась, только по тому, что была не нужна сыну.

– В чем смысл финала рассказа?

Все, как в сказке, закончилось хорошо. Бабушка осталась жить, а мальчик тоже обрел семью: “получил от своей бабки миску клубники с молочком…, мама почитала ему на ночь сказку”. Мир и счастье можно обрести только в семье, где все любят и заботятся друг о друге.

- Как автор оценивает происходящее? Какие средства использует для этого?

В рассказе присутствует и оценочная лексика, и проповедь, и противопоставления героев, их поступков. Вводится образ-символ, который является своеобразным мерилом, нравственности, гуманности.

4. Давайте попробуем определить жанр произведения.

- Посмотрите еще раз на определения сказки и рассказа? В чем их основное отличие?

Художественный мир сказки строится на основе фантастической условности, а в основе рассказа лежит художественное описание одного завершенного события и его авторская оценка.

- А теперь вернемся к вопросу, заданному на дом: может ли история, описанная в произведении, случиться в действительности или произошедшее относится к событиям фантастическим.

В основе произведения – реальное событие, один день из жизни героев – обычных людей, в поступках которых ничего необычного нет.

- Почему же рассказ включен в цикл “Сказки”? Какие сказочные элементы в нем присутствуют?

В рассказе присутствуют такие элементы, как зачин, концовка, весьма напоминающие сказочные, ирреальные герои: ангел и бес, чудесное совпадение (бабушка приласкала котенка, тут же появляется сын с семьей). Но это только своеобразная маскировка, которая позволяет от бытовых подробностей перейти к осмыслению общечеловеческих проблем, то есть оторваться от быта и подняться до бытия.

5. Итог урока.

Мы решили проблему, ставшую темой нашего урока. “Котенок Господа Бога” – это рассказ, в котором присутствуют сказочные элементы. Прибегая к жанровой стилизации, Петрушевская добивается того, что у произведения появляется новый, бытийный уровень осмысления окружающей действительности.

К тому же усовершенствовали свои умения анализировать прозаическое произведение. А главное – извлекли нравственный урок: надо очень трепетно относится к любому живому существу, ведь каждое живое творение – это испытание для уже заселившихся: примут они новенького или нет.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы (внеклассного чтения) по теме:

Л.Петрушевская "Котенок Господа Бога" – урок жизни.

обучающая – совершенствование навыков филологического анализа прозаического произведения, особое внимание, уделяя жанровому своеобразию произведения.

развивающая – развитие способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни; совершенствование речевых навыков и умений;

воспитательная – выявление нравственно-этической проблемы, поднятой в рассказе, и моделирование ее решения; формирование гуманистического мировоззрения.

1. Слово учителя.

В начале нашего урока я прочту вам отрывок из интервью с Л.Петрушевской, публикованного в “Литературной газете” в марте 2000 года:

“ О, мой читатель, повторяла я, я еще в самом начале своей литературной деятельности знала, что он будет самым умным. Самым тонким и чувствительным. Он поймет меня и там, где я скрою свои чувства, где я буду безжалостна к своим несчастливым героям. Где я надену маску рассказчицы из толпы. Где я прямо и просто, не смешно, без эпитетов, образов и остроумных портретов, без живых диалогов, скупо, как человек на остановке автобуса, расскажу другому человеку историю третьего человека. Расскажу так, что он вздрогнет, а я – я уйду, оставив его догадываться, кто ему рассказал эту историю и зачем. И свои загадочные, странные, мистические истории я расскажу, ни единым словом не раскрывая их тайны… Пусть догадываются сами. Я спрячу ирреальное в груде осколков реальности”.

Да, только умный, тонкий и чувствительный читатель способен понять и принять мир загадочных, странных, мистических историй, созданных нашей современницей Л.Петрушевской. Постараемся соответствовать этим высоким требованиям.

Первоначальное знакомство прошло у вас с ним дома. Сегодня вы исследуете произведение “Котенок Господа Бога”. Для этого работать будем в группах: №1 – теоретики, №2 – иллюстраторы , №3 –философы. Но на протяжении всего занятия мы будем следовать по определённому маршруту (Приложение 1). Проанализируйте эти листы. Какова цель каждой группы?

№ 1 –теоретики должны доказать, что перед нами произведение определённого жанра ( сказка, рассказ); №2 - иллюстраторы должны, опираясь на текст изобразить главных героев, создать киноленту; №3 – распознать проблемы, поднимаемые автором в тексте. В конце занятия должны понять чему учит это произведение.

Стадия вызова :

Слышали ли вы такое сочетание слов: чувствовать себя ненужным? Что оно означает? Каково человеку быть ненужным? Ответы учащихся: ощущать себя лишним, тебя все игнорируют, чувствовать себя не таким как остальные. Тебе горько, что тебя не понимают и не принимают в обществе, в семье, в кругу со сверстниками.

В самые трудные моменты ты обращаешься за помощью к кому? А что вы знаете о нём?

Какой он этот герой проследим по тексту (работают все, а группа иллюстраторов изображает первого героя)

Для чего он был послан ГОСПОДОМ БОГОМ на землю и кому?

Группа иллюстраторов должны изобразить силы добра и зла , опираясь на текст. Необходимо и проанализировать какие глаголы использует автор, изображая Ангела и Беса.

Толкнул и предложил: хорошо бы привязать …

Стал уговаривать мальчишку не делать этого

Открывал калитку сада… и смеялся над ангелом

Плакал, что воровство недоведёт да добра

ушмыгнул сквозь плетень

Закрылся рукавом и заплакал

Помог сочинить оправдание

Вопросы для всех:

Что олицетворяет образ ангела?

То доброе, что есть в каждом из нас, поэтому ангел рисует волшебные картины в воображении мальчика. Не зря его называют ангелом-хранителем, т.к. он беспокоится, оберегает от дурных поступков, направляет на добрые дела, заступается в трудную минуту и искренне радуется за подопечного.

Как бес относится к мальчику?

Толкает его под локоть, предлагает, навязывает мальчику свое мнение, постоянно его провоцирует на дурные поступки, а когда настает время отвечать, то бросает его одного.

К каким советам беса мальчик прислушался, а к каким нет? Как вы думаете, почему?

В душе, как любой шестилетний мальчик, он добрый, поэтому не может причинить котенку зла, издеваться над ним. Но он, опять же, как любой маленький мальчик, слаб духом, ему трудно устоять перед соблазном, добрый поступок требует усилий: трудно устоять перед алеющей малиной.

Кто бы мог помочь мальчику не совершить дурной поступок? Кто, кроме ангела, мог бы уберечь?

Мальчик был выгнанным внуком. “Бабка … его выругала, зачем он несет блохастого в кухню”, а как только “мать вступила в разговор, … все было кончено”. В данный момент мы видим картину происходящего глазами мальчика. Взрослые не хотят понять ребенка, поступиться своими привычками, комфортом. Они не хотят принять не котенка – они отказывают от мальчика. И мальчик их тоже не принимает (не бабушка, а бабка; не мама, а мать – холодно и отчужденно). Они не принимают посланника Господа Бога, поэтому они не заслуживают любви мальчика. Это их наказание.

Кто виноват в случившемся: мальчик, взрослые или бес? Можно ли всю ответственность переложить на беса?

Ни ангел, ни бес не совершают поступков. Они лишь указывают возможный путь, а человек выбирает сам. Советы ангела и искушения беса представляют собой внутренний монолог, который постоянно идет внутри каждого из нас.

Всё зависит от нас. Нужно чаще совершать добрые дела и благородные поступки. Тогда в нашей душе победит добро. Каким человек хочет стать, таким он и станет. Будет делать зло – станет злым, будет нести людям добро – станет добрым. Именно об этом говорят нам борьба этих сил в рассказе. Если мальчик принял бы беса – это злое начало, ангела – доброе.

Обратимся к группе теоретиков.

Выпишите сказочные элементы

2.Выпишите реальные элементы

какие образы противопоставлены в произведении (антитеза)

4. Найдите стилистический оборот, в котором сочетаются контрастные по значению слова, создающие неожиданное смысловое единство (оксюморон)

5. Найдите необычные эпитеты.

Выпишите сказочные элементы

2.Выпишите реальные элементы

какие образы противопоставлены в произведении (антитеза)

4. Найдите стилистический оборот, в котором сочетаются контрастные по значению слова, создающие неожиданное смысловое единство (оксюморон)

5. Найдите необычные эпитеты.

Зачин (одна бабушка заболела, заскучала и собралась на тот свет..)

Концовка ( а мальчик, оставшись без котёнка и без малины, ходил мрачный…)

Событие о жизни старой бабушки

Бабушка и бабка

Их собственная бабушка функционировала

Выгнанный внук – брошенный

Фантастические элементы (ангел и бес)

Жизнь в деревне: скотина, огород, заготовка припасов на зиму.

Ангел хранитель и бес.

Произошло волшебство – приехали родные к бабушке за чуткое отношение к котёнку ( она накормила его черным хлебом и приласкала)

Взаимоотношения взрослых и детей

(нужные и ненужные люди)

Семья первой бабушки и семья бабки

Таким образом, можем сделать вывод – это рассказ со сказочными элементами. Автор использует разные языковые средства, чтобы добиться нужного результата от читателя: оксюморон, антитезу, эпитеты. Язык рассказа живой.

Обращение к группе №3 философам. Какие проблемы обнаружила ваша группа в этом произведении?

борьба добра со злом

отсутствие человеческой отзывчивости

отношение к бездомным животным

Вопросы для всех учащихся:

Где же котенок нашел приют? И какое волшебство при этом совершилось?

Бабушка, собравшаяся умирать, поделилась черным хлебом с котенком и оставила его спать в ногах. Тут же приехал сын с семьей.

Как автор объясняет, почему бабушка осталась жить?

“ Вот наша жизнь нужна – вот мы и живем”. У бабушки появился объект для заботы, а вместе с семьей и смысл жизни. Для Л. Петрушевской дружная, любящая семья – главное для человека. Только в такой семье человек может быть счастлив. Бабушка от своего сына и внука не отказывалась. Она и умирать собиралась, только по тому, что была не нужна сыну.

В чем смысл финала рассказа?

Все, как в сказке, закончилось хорошо. Бабушка осталась жить, а мальчик тоже обрел семью: “получил от своей бабки миску клубники с молочком…, мама почитала ему на ночь сказку”. Мир и счастье можно обрести только в семье, где все любят и заботятся друг о друге.

Какие основные заключения можно почерпнуть из этого рассказа? Ответы учащихся:

Самая большая цель в жизни – нести окружающим добро;

Всех создал Бог, он отправляет в жизнь и людей, и животных для свершения добрых дел и поступков;

За добро добром платят;

Мир и счастье можно обрести только в семье, где все любят и заботятся друг о друге;

Урок-мастерская по рассказу замечательной писательницы Л. Петрушевской "Котенок Господа Бога". Урок внеклассного чтения с использованием ИКТ, технология -французская мастерская. Через анализ прозаического произведения пробудить в детях чувства доброты, любви ко всему живому, ответственности за то, что происходит рядом.

Оценить 3452 0

Урок литературы в 6 классе

обучающая - совершенствование навыков анализа прозаического произведения;

развивающая – развитие эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни; совершенствование речевых навыков и умений;

воспитательная – пробудить в детях чувство добра и любви к людям и животным.

Технология: педагогическая мастерская

Тип урока: Урок внеклассного чтения с использованием ИКТ Форма урока: Урок анализа художественного произведения.

Сострадание к животным так тесно связано с добротой

характера, что можно с уверенностью утверждать, что

не может быть добрым тот, кто жесток с животными

Учитель: Ребята, сегодняшний урок я хотела бы начать со стихотворения Татьяны Мухаметшиной:

В этом мире огромном, в котором живем я и ты,

Не хватает тепла, не хватает людской Доброты.

Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,

Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.

Пусть не ставят нам в школе оценок за щедрость Души,

Ты однажды возьми и Добро просто так соверши…

…Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,

Пусть всегда будет главным уроком урок Доброты!

Как вы думаете, о чем сегодня нам предстоит побеседовать?

Что значит быть добрым, на ваш взгляд?

Знакомы ли вам произведения писателей, в которых бы речь шла о доброте?

По отношению к кому может проявляться доброта?

(детям, старикам, животным…)

Обратиться к эпиграфу

Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве, в семье профессора Московского государственного университета. Окончила Московский университет, работала редактором на центральной студии телевидения. В середине 60-х годов начала писать рассказы, а с 70-х годов выступает как драматург. Первый сборник прозы Петрушевской был опубликован в 1987 году.

Её рассказы и пьесы переведены на многие языки мира, драматические произведения ставятся в России и за рубежом.

Слайды презентации

Опишите представленного вашим воображением котенка.

(Котенок есть почти у каждого, мы их любим, восхищаемся, но котенок Господа Бога должен быть особенным, чудесным, необыкновенным, волшебным. )

Каким вы себе представили котенка, опишите его ( работа с текстом)

- Что же связывает этого котенка с Богом? Найдите подтверждение своим словам в тексте.

- Для чего? Как вы думаете?

--Что о судьбе котенка мы узнали?

- Кто приютил котенка?

- А кто в рассказе Л.С.Петрушевской является носителем добра, а кто зла?

- Что мы узнали о них? Расскажите

Работа в группах

Носители зла

«не особенно приветствовала, котенка увезти в город

заставила мальчика

выбросить котенка

Носители добра

Мальчик Бабушка умирающая

подобрал котенка, строил пригрела котенка, угостила

красивые планы кусочком черного хлеба

- Ребята, какие еще герои есть в этом рассказе, которые олицетворяют добро и зло?

- Знаете ли вы о них что- нибудь?

- Библия – древний памятник письменности, где собраны разнообразные произведения, создававшиеся на протяжении огромного исторического периода – с VII века до нашей эры по II век нашей эры.

Так как у Бога были ангелы, служащие Ему в Его Царстве, то сатана решил, что он также должен иметь служащих ему ангелов. Однако перед ним возникла проблема. Так как он был лишь созданием, а не создателем, то у него не было способности создавать ангелов. Самое большее, на что он мог рассчитывать, - это убедить Божьих ангелов присоединиться к нему в восстании против Бога.

Сатана преуспел в этом, убедив значительное количество ангелов присоединиться к нему.

Бес, бесы (иначе: демоны, черти, нечистые духи, падшие духи, злые духи) - бесплотные существа, бывшие некогда ангелами, но возгордившиеся и во главе с сатаною восставшие противБога, за что были низвержены с Неба на землю.

Бесы ведут непрестанную брань с православными христианами - членами земной, ВоинствующейЦеркви, - призванными восполнить в Небесной Церкви число падших ангелов.

Они не могут читать человеческие мысли, определяя их только по внешним проявлениям, но могут внушать свои. Их общество имеет строгую иерархическую структуру с подчинением князьям тьмы. В эту структуру включены и земные сообщества людей, предавшихся воле злых духов и служащих им.

сатана. Злое ангельское существо, противостоящее человеку, подстерегающее его на всех путях. Существо, которое ставит своей задачей отторгнуть человека от Бога, привести его к духовной погибели. Эту злую силу подвижники Церкви называли по-разному. Имен у нее множество, и все они синонимичны:

сатана (от евр. сатан ) означает противник ;

диавол (греч. диаболос) – клеветник, сплетник;

бес (слав.) – филологи считают производным от бояться ;

демон (греч.) – ложный бог , дух ;

Учитель: В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом – дьявол, падший ангел и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведет. Ангел-хранитель – посланец Бога, якобы покровительствующий человеку, изображается крылатым юношей.

Бес – злой дух.

Значит, Бог сотворил человека для того, чтобы нести добро окружающим.

- Давайте проследим поведение Ангела-хранителя и Беса, выпишем глаголы, которые указывают на действие того и другого. Работа в группах по тексту (Слайд)

Читайте также: