Конспект урока суд над иваном грозным

Обновлено: 06.07.2024


22 чел. помогло.

МОУ Николаевская СОШ

Форма урока: нетрадиционная (урок-суд).

Тема: суд над Иваном Грозным.

Образовательные: Сформировать у уч-ся понятие о первом русском царе как главе единого Русского государства; Помочь уч-ся понять противоречивую внутреннюю политику Ивана Гр., проводимую с целью централизации власти и усиления международного авторитета Рус. Гос-ва; Создать у уч-ся эмоциональные образы той эпохи через эмоционально-образный рассказ.

Развивающие: Развитие таких качеств исторического мышления как доказательность, критичность и самостоятельность. Предоставить уч-ся дать хар-ку личности Ивана IV и оценку его деятельности.

Воспитывающие: С целью патриотического и нравственного воспитания использую образно-эмоциональное изложение. Помочь понять, что победа Русского государства над Золотой Ордой была результатом большого мужества, проявлением долга и любви к Родине.

Оборудование: таблички – судья, прокурор, секретарь, присяжные заседатели, адвокат, подсудимый, эксперт; костюмы участников, приближенных к эпохе; портрет Ивана Гр.;

Методы обучения:

частично-поисковый, проблемный, беседа, дискуссия, наглядные методы, образная и сравнительная характеристики, аналитическое описание, сюжетное повествование, дидактическая игра.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, устная.

Ход урока.

Секретарь суда. Встать, суд идёт! Садитесь. Обвинитель, защитник, психолог, эксперт, свидетели, подсудимый – все присутствуют в зале на заседании суда.

Судья: Заседание считаю открытым. Сегодня слушается дело Грозного Ивана Васильевича. Слово для обвинения предоставляется государственному прокурору.

Прокурор Уважаемый суд! Господа присутствующие. Вам предстоит сегодня рассмотреть и вынести своё решение по делу о виновности И. Грозного. Обвинение намеренно доказать, что будучи деспотом по натуре, человеком безбожным и жестоким, ослеплённый жаждой единаличного правления подсудимый прямо способствовал и отдавал приказы об убийствах подданных, служивших ему верою и правдою, убийствах не в чём неповинных людей. Поощрял в государстве взяточничество, ограничивал и нарушал веками установившиеся на Руси традиции и порядки, оставил к концу своего правления страну в состоянии разорения, хаоса и разгрома, истерзанную и стоящую на краю пропасти. И мы считаем, что за свои деяния Иван 4 должен понести наказания и ваше обвинительное заключение – виновен.

Судья. Скажите, где вы проживаете? Сколько было вам лет, когда вас коронавали? Как звали ваших родителей?

Иван IV. Проживаю я в столице в Москве. Родителей моих звали: мать – Елена Глинская, отец – Василий III. Коронавали меня в 1533 году.

Судья. Спасибо. К вам пока вопросов нет. Слово предоставляется защите.

Адвокат. Уважаемый суд! Обвинение перечислил вам только что все поступки, в которых обвиняется Иван 4 . Мы намерены опровергнуть их. Мы докажем, что действия обвиняемого были следствием его тяжёлого характера, который сформировался в условиях чрезвычайных, а также лишённого детства ребёнка. Мы намерены доказать, что принять страну в состоянии нестабильности, когда занятые борьбой за власть и сведением личных счетов бояре особо не обременяли себя делами государственными. Царь Иван 4 оставил потомкам Русь сильную, окончательно независимую от Орды и значительно расширевшую свою территорию и всё это заслуга лишь Ивана Васильевича.

Судья. Подсудимый, вы вызываетесь для допроса. Слово предоставляется защите.

Адвокат. Скажите, в возрасте 8 лет вы могли бы управлять государством?

Иван IV. Вообще15 лет – возраст совершеннолетия в 16 веке. Но в 15 лет я оказался малоподготовленным к исполнению функций правителя обширной и могущественной державы, а окружали меня случайные люди.

Адвокат. Почему вы решили принять царственный титул?

Иван 4. Инициатива коронации принадлежала не мне, а людям, которые правили моим именем. Ко времени коронации наибольшим влиянием при дворе пользовалась моя бабка Анна и дядя Михаил Васильевич Глинский. Затеяв коронацию, они добились для себя крупных выгод. Бабка с детьми получила обширные земельные владения на правах удельного княжества. Князь Михаил ко дню коронации был объявлен конюшим, а его брат Юрий – боярином.

Адвокат. И последнее, расскажите суду о своём детстве.

Иван 4. Отца потерял в 3 года, а в 7 лет остался круглой сиротой. В мою душу рано и глубоко врезалось чувство брошенности и одиночества. Безобразные сцены боярского своеволия и насилий, среди которых я рос, превратили мою робость в нервную пугливость. Ещё ребёнком я пережил страшное нервное потрясение, когда бояре Шуйские однажды на рассвете вломились в мою спальню, разбудили и испугали меня. С годами во мне развивались подозрительность и глубокое недоверие к людям. Коронавали меня в 3 года, и с тех пор я должен был часами высиживать на долгих церемониях, послушно исполнять утомительные, бессмысленные в моих глазах ритуалы, ради которых меня ежедневно отрывали от детских забав.

Адвокат. У меня больше нет вопросов.

Судья. Слово предоставляется обвинению.

Прокурор. Вы отдали приказ о казни Андрея Шуйского?

Иван. Да, я действительно отдал этот приказ. Но этому подучил меня один из бояр.

Прокурор. Как его убили?

Иван. Псари набросились на барина возле дворца у курятных ворот, убитый лежал в воротах затем 2 часа.

Прокурор. Расскажите о пожаре в Москве в 1547 году.

Прокурор. Правда ли, что пожар устроила ваша бабка Анна?

ПРОКУРОР. Что вы сделали, когда к вам в Воробьёво пришла разьярённая толпа?

ИВАН. Появление толпы повергло меня в ужас, моей жизни грозила опасность. Боярам с трудом удалось успокоить горожан и убедить их , что Глинских там нет. Вооружённая толпа вернулась в столицу.

ПРОКУРОР. Что произошло после этих событий с Глинскими?

ИВАН 4. Эти события стали важной вехой в жизни Глинских. Их заставили удалиться из Боярской Думы, обвинив в происходивших перед тем казнях бояр. По настоянию бояр у князя Михаила отобрали титул конюшего.

ПРОКУРОР. У меня больше нет вопросов.

СЕКРЕТАРЬ. Для дачи показаний суд вызывает свидетеля обвинения Андрея Шуйского.

СУДЬЯ. Свидетель Шуйский вы должны говорить правду и только правду. За дачу заведомо ложных показаний вы будете привлечены к уголовной ответственности. Прокурор вам слово.

ПРОКУРОР. Скажите, какой по-вашему мнению Иван 4 как человек?

ШУЙСКИЙ. Иван 4 – человек очень жестокий, скрытный, недоверчивый.

ПРОКУРОР. Скажите, а при каких обстоятельствах вам приходилось с ним встречаться?

ШУЙСКИЙ. Встреча была у нас на его короновании, а также во дворце, на пирах.

ПРОКУРОР. Скажите, что вас не устраивало в политической деятельности Ивана Грозного?

ШУЙСКИЙ. Он почти не занимался делами России, так как постоянно находился в раздумьях, о том как бы отомстить тем людям, которые унижали его в детстве.

ПРОКУРОР. Спасибо. У меня вопросов больше нет.

СУДЬЯ. Свидетель присаживайтесь. Слово предоставляется эксперу.

ЭКСПЕРТ. Иван 4 – очень жестокий царь. Он оставил Русь растерзанную, окровавленную, то есть можно сказать поставил Русь на колени. Политическая деятельность Ивана 4 носит характер разорения Руси.

СЕКРЕТАРЬ. Для дачи показаний суд вызывает свидетеля защиты опекуна обвиняемого Ивана Ивановича Челяднина.

СУДЬЯ. Свидетель вы должны говорить только правду. За дачу заведомо ложных показаний вы будете привлечены к уголовной ответственности. Слово для допроса – адвокату.

АДВОКАТ. Скажите, какие у вас были отношения с обвиняемым?

ЧЕЛЯДНИН. Дружеские. Я же воспитывал его.

АДВОКАТ. Как вы оцениваете деятельность Ивана Грозного?

ЧЕЛЯДНИН. Он очень много занимался развитием Руси, расширял территорию страны, при чём очень успешно.

АДВОКАТ. Что вы можете сказать о детских годах Ивана 4 ?

ЧЕЛЯДНИН. Он находился в постоянной борьбе группировок за власть и чувствовал себя отчуждённым от мира царского дворца, покинутым, брошенным ребёнком.

АДВОКАТ. То есть вы хотите сказать, что Иван 4 был обижен с детства?

АДВОКАТ, У меня больше нет вопросов.

СУДЬЯ. Послушаем показания следующего свидетеля – боярина Долгорукого. Вам понятно, что вы должны говорить только правду?

БОЯРИН. Да, понятно. Я клянусь говорить правду и только правду. Свидетельствовать буду против Ивана Грозного. Я видел кровавые казни в первые дни опричнины в Москве. По приказу царя опричные палачи обезглавили князя Горбатого, его 15-летнего сына, а так же тестя. А какая мучительная казнь была уготована князю Дмитрию Шевырёву. Его посадили на кол. Говорят, что Шевырёв умер не сразу: как бы не чувствуя лютой муки, он сидел на колу как на престоле и распевал каноны Иисусу. Конечно, в последнее я не верю, но то что Дмитрия посадили на кол это правда. А как вы поступили с другими? 180 лиц отправили в ссылку, а членов семей изгоняли из усадеб и они должны были добраться в места поселения сами. Им запрещалось брать с собой что-нибудь из имущества, некоторые вынуждены были кормиться в пути подаянием. Земли у них были отобраны.

СУДЬЯ. Спасибо свидетель. Ваши показания очень важны. Приглашаю дать показания свидетелям – монахам Сергию и Ивану.

МОНАХ СЕРГИЙ. Многие жестокие действия вызваны слепой верой. После разгрома Казани Грозный велел казнить увезённых в Новгород мусульман, отказавшихся принять христианство. В завоёванном Полоцке Иван 4 приказал утопить всех местных евреев. Собственноручно он душил своих незаконнорожденных детей, неугодных Богу. Опричный разгул нанёс большой ущерб церкви. Опричники забирали деньги, грабили кельи, снимали колокола, секли скотину. Настоятелей били по пяткам палками с утра до вечера, требуя особую плату. В итоге чёрное духовенство было ограблено до нитки.

СУДЬЯ. Большое спасибо за показания. Они нам очень пригодятся. Для дачи показаний вызывается следующий свидетель – это летописец Иоанн. Вам известны ваши права и обязанности свидетель?

СУДЬЯ. Спасибо свидетель за показания. Присядьте. Выслушаем последнего свидетеля – крестьянина Демьяна.

СУДЬЯ. Спасибо свидетель. Можете присесть. Предлагаю приступить к прению сторон. Слово предоставляется адвокату.

АДВОКАТ. Я предлагаю оправдать Ивана 4 . Так как характер человека формируется в детстве, то именно в своём неблагополучном детстве он приобрёл все свои негативные качества. Оставшись круглой сиротой, ребёнок был очень одинок, без ласки и тепла. Прошу всё это принять к сведению.

ПРОКУРОР. Уважаемый суд! Вам предстоит вынести приговор. Мы считаем, что никакие заслуги, будь то во благо или во вред, не заслужили того, чтобы погибал народ. И хочется заметить и подчеркнуть – смертью очень страшною. Никто не пытался выяснить виновность того или иного человека. Просто убивали, убивали в большинстве случаев по приказу Ивана 4 .Согласно официальным данным при учреждении опричнины были публично казнены пятеро. А это лишь малая доля погибших людей в годы правления Ивана 4 . У людей отбирались владения, земли и всё это передавалось в казну. Вспомните города ограбленные, окровавленные, стёртые с лица земли, вспомните и подумайте о тех людях, которые остались без крова, а ведь среди них старики, женщины, дети. И наконец, я прошу вас подумать о том, что если бы каждый из нас здесь сидящих отдавал такие приказы, тогда чтобы было. Мы считаем, что если тебе выпала доля быть главой государства, то ты должен быть царём именно с головой и не совершать поступки в порыве гнева. Мы надеемся, что вы примите верное решение в отношении Ивана 4 , Ивана Грозного, ведь в годы его правления погибло около 4 тысяч невинных людей.

СУДЬЯ. Суд выслушав обвиняемого, свидетелей, адвоката и прокурора принял решение: признать подсудимого виновным.

Цели: Выяснить, правление Ивана Грозного – созидание или разрушение.

Развивать навыки ведения дискуссии.

I. Организационный момент.

Учитель: - Сегодня наш урок пройдет в виде ролевой игры, в ходе которой свершится суд над Иваном Грозным. В нашей игре присутствуют все субъекты судебного процесса: судья, секретарь судебного заседания, прокурор, адвокат, свидетели, обвиняемый, которые будут исполнять свои роли в соответствии со своими правами и обязанностями.

ВложениеРазмер
tema_sud_nad_ivanom_groznym.docx 749.75 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: Выяснить, правление Ивана Грозного – созидание или разрушение.

Развивать навыки ведения дискуссии.

I. Организационный момент.

Учитель: - Сегодня наш урок пройдет в виде ролевой игры, в ходе которой свершится суд над Иваном Грозным. В нашей игре присутствуют все субъекты судебного процесса: судья, секретарь судебного заседания, прокурор, адвокат, свидетели, обвиняемый, которые будут исполнять свои роли в соответствии со своими правами и обязанностями.

- Правление Ивана Грозного вызывало и вызывает самые противоречивые оценки современников и потомков. Одни видят в его деяниях большой государственный смысл: стремление к централизации, укреплению государства. Другие резко отрицательно судят личность и деяния Грозного, акцентируют внимание на казнях, опричнине, разорении страны.

- Цель нашего судебного заседания, выяснить каким было правление Ивана Грозного созидательным или разрушительным для государства в целом, но учтите, судить историческую личность мы не имеем права и поэтому вместо приговора мы должны с вами в конце урока сделать вывод о правлении Ивана Грозного.

III.Знакомство с новым материалом.

Судья: - Встать, суд идет.

- Подсудимый, ваше имя?

Иван Грозный (махая посохом). Ты что же, холоп, имени моего не ведаешь? Государя, царя Ивана Васильевича не признаешь?! (ударяет посохом).

Судья: - Гнев к делу отношения не имеет. Уточняю вопрос: известно ли подсудимому его имя Грозный?

Иван Грозный: - Да.

Судья: -Почему народ дал вам такое прозвище?

Иван Грозный: - За внешний вид.

Прокурор: - Ваша честь, я возражаю, Иван Грозный получил такое прозвище потому, что не терпел смелых высказываний. Жестоко расправлялся со своими оппонентами. Часто устраивал казни для устрашения народа. Иоанн на протяжении всей своей жизни оставался тираном.

Адвокат: Ваша честь, прошу слова!

-У защиты имеется свидетель, приведет факты, объясняющие такую жестокость.

- Я прошу пригласить в зал суда митрополита Макария.

Секретарь судебного заседания: - В зал суда приглашается митрополит Макарий.

Судья: - Вы предупреждаетесь, что несете ответственность за дачу ложной информации.

Адвокат: - Митрополит Макарий чем, по вашему мнению, можно объяснить жестокость Иоанна?

- Митрополит Макарий: - В 3-х летнем возрасте Иоанн в 1533 г. потерял отца Василия III, а спустя 5 лет Иван IV

Судья: - Подсудимый, узнаете ли вы себя, на этой картине? Отвечайте!

Иван Грозный: - опутали злодеи. Я не хотел. Господом сын мне в наследники дан. Это бояре против меня его возмутили.

Судья: - Подсудимый назовите имена бояр.

Иван Грозный: - Изменники Курбские, Шуйские. Не успел я их всех в опричнину уничтожить.

Прокурор: - Сторона обвинения приглашает свидетеля данного преступления Годунова.

Секретарь судебного заседания: - В зал суда приглашается Годунов

Судья: - Вы предупреждаетесь, что несете ответственность за дачу ложной информации.

Прокурор: - Как все произошло?

Адвокат: - Свидетель, вы утверждаете, что мой подзащитный был в гневе в момент убийства.

Адвокат: - Как вы думаете, в таком состоянии придавал ли он значение своим действиям и мог ли он предвидеть опасные последствия?

Годунов: - Он был в сильном гневе и значение своим действиям не придавал. Преступных последствий не предвидел и не желал их наступления, т.к. царь любил своего сына, он брал его с собой повсюду: в Думу, вместе с ним объезжал государство. Он в нем хотел видеть себя. Царь глубоко раскаивался в содеянном, даже высказывал мысль об оставлении света и постриги в монахи.

Адвокат: - У меня нет больше вопросов.

Прокурор: - Прошу пригласить еще одного свидетеля – Митрополита Филиппа.

Секретарь судебного заседания: - В зал суда приглашается Митрополит Филипп.

Судья: - Вы предупреждаетесь, что несете ответственность за дачу ложной информации.

Прокурор: - Расскажите об опричнине.

Митрополит Филипп: - Иоанн предложил боярам и чиновникам создать для своей и государственной безопасности – особых телохранителей и предложил им устав опричнины. Царь объявил своей собственностью ряд городов и выбрал тысячу телохранителей из князей, дворян, боярских детей. В самой Москве он взял себе Чертольскую и Арбатскую улицы, половину Никитинской улицы.

Адвокат: - А что послужило поводом для введения опричнины?

Митрополит Филипп: - Страх наведенный царем на князей и бояр, привел к бегству многих за рубеж. Изменил Иоанну его недавний любимец князь Андрей Курбский. Он советовал Сигизмунду II Августу, как нанести поражение России . И поэтому царь подозревал всех и искал предлога для наказания мнимых виновников.

Адвокат: - У меня вопросов нет.

Судья: - Мы переходим к прениям сторон. Адвокат вам слово.

Адвокат: - Правление моего подзащитного было созидательным для государства, а жестокость и неуправляемый гнев это все следствие той обстановки в которой рос Иоанн IV. Убийство сына он совершил в состоянии аффекта, т.е. вследствие сильного гнева не придавая значения своим действиям.

Своей опричниной с ее кровавыми оргиями царь, несомненно, достиг укрепления режима личной, неограниченной власти. С помощью опричнины Грозный подавил всякую оппозицию, ликвидировал очаги удельного сепаратизма, остатки, и без того невеликие, самостоятельности и независимости в словах и действиях подданных.

Прокурор: - Сторона обвинения считает, что правление Ивана Грозного было разрушительным для государства, т.к. оно стало своего рода восточной тиранией, деспотией. Народ заплатил за это страшную цену. В России 70-80х г.г. XVI в. разразился настоящий хозяйственный кризис – запустение сел, деревень, городов, гибель огромной массы людей, бегство многих на окраины.

Секретарь судебного заседания: - Всем встать. Суд удаляется на совещание.

Учитель: - Пока суд совещается, мы ответим на несколько вопросов:

1. В какой обстановке рос Иоанн IV?

2. Как это отразилось на его характере и на дальнейшем

3. По какой причине царь убил своего сына?

4. Что такое аффект?

5. Что такое опричнина и каковы ее последствия?

6. С какой целью ввел опричнину Иван IV?

7. Анализ высказывания «Малые погрешности кажутся

большими, если обнаруживаются в поведении тех, кому

Судья: - Личность Иоанна Грозного сложна и многогранна. Он имел превосходный ум, образование, обладал твердостью характера.

Во внешней политике Иоанн неуклонно следовал великим намерениям своего деда. Он сам разбирал тяжбы, выслушивал жалобы, работал с документами, не выносил гнусного пьянства. Иоанн изъявлял уважение к искусствам и наукам. Он не основал академии, но способствовал народному образованию – строил церковные школы. Наконец Иоанн знаменит в истории как законодатель и строитель государства. Новые законы, учреждения, налоги всегда объявлялись через приказы.

В царствование Иоанна Васильевича было построено много городов, в их числе: Чебоксары, Козьмодемьянск, Орел, Данков, Епифан, Венев, Чернь, Алатырь, Арзамас.

Учитель: - Давайте с вами подведем итог урока и ответим на вопрос: каким же было правление Ивана Грозного, разрушительным или созидательным для государства в целом?

Средства обучения: опережающее задание, в виде создания презентаций с использованием дополнительного материала, тесты, видеофрагменты.

Оборудование урока: компьютер и проектор.

Две группы учащихся получили опережающее задание – собрать материал о жизни и деятельности Ивана Грозного. Одна группа представляет сторону обвинения, другая – защиты. Группы обвинения и защиты оформили свои выступления в виде презентаций. Им будет дано вступительное слово, далее пройдут прения по каждому вопросу судебного процесса и заключительное слово. Все остальные учащиеся являются присяжными. Присяжные получают вопросы судебного процесса и специальный лист для вынесения вердикта. Они, выслушав выступления сторон, выразят свое отношение к деятельности Ивана Грозного. Присяжные смогут задать вопросы группам обвинения и защиты и вынесут свой вердикт, который зачитают. Роль председательствующего арбитра выполняет учитель. В конце урока, учитель на основе мнения присяжных, оглашает окончательный вердикт. Для систематизации знаний, в конце урока, учащиеся выполняют тест по данной теме.

1. Учитель: вступительное слово.

2. Историческая справка о личности первого русского царя. [Приложение 1]

3. Вступительное слово групп обвинения и защиты. [Приложение 2]

4. Вопросы судебного процесса.

5. Презентации групп по первому вопросу: опричнина – политика террора или план продуманных реформ. [Приложение 3, Приложение 4]

6. Презентации групп по второму вопросу: разорение Новгорода – бессмысленное преступление или вынужденная мера в борьбе с сепаратизмом. [Приложение 5, Приложение 6]

7. Презентации групп по третьему вопросу: потеря русских земель в ходе Ливонской войны или присоединение Казани, Астрахани и Западной Сибири – плюсы и минусы политики царя. [Приложение 7, Приложение 8]

8. Презентации групп по четвертому вопросу: виновен ли Иван Грозный в династическом кризисе. [Приложение 9, Приложение 10]

9. Заключительное слово групп обвинения и защиты.

10. Вынесение вердикта присяжных.

11. Итоговое обобщение

С.1 Н. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Т.1, М.Терра. 1997 г.
С.2 К. Валишевский. Иван Грозный. М. 2006 г.
С.3 А.О. Ишимова. История России. Кн. 1, М. 1996 г.
С.4 История России. М. Терра.1997 г.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель истории Верткова Л.В

Действующие лица и исполнители:

Ведущий-учитель

Оформление урока

Сегодня в нашей школе совершается суд над Иваном Грозным

Века прошли и минули,

Гроза Ивана сгинула,

И многое быльем уж поросло,

Но в школе суд собрали мы,

Царя на суд призвали мы,

Поступки смело оценить его.

Вопросов звуки главные,

Припомним годы славные,

Знакомые и близкие царю.

Тебя спросить посмеем мы,

Как вел себя с боярами,

Пришла пора покаяться суду.

Промчались зимы с веснами,

Потомки стали взрослыми,

Но знать хотим прошедшие деньки,

Чтоб меньше было грозного,

Чтоб меньше было слезного,

Сегодня суд вершат ученики.

Первое действие

Встать, суд идет!

Прошу вас занять свои места

( встают эксперты и все присутствующие зала)

Ввести подсудимого Ивана Васильевича Грозного. Года рождения 1530.

Сегодня рассматривается дело № 226 по итогам его правления с 1547 года по 1584 год.

Подсудимый, ваше имя?

Иван Грозный:

(махая посохом)

Ты что же холоп, имени моего не ведаешь?! Государя царя батюшку, Ивана Васильевича не признаешь?!

( ударяет посохом)

Гнев к делу отношения не имеет. Уточняю вопрос: известно ли подсудимому его имя Грозный?

Иван Грозный:

Молчи, холоп худородный! Эй, Малюта, пес верный

(к трону подбегает Малюта Скуратов и падает ниц) .

Объясни ка этим холопам кто стоит перед ними.

Помазанник божий, государь царь Иван Васильевич. Прикажешь разогнать сие сборище?

Четыре века прошло, времена нынче другие. А потому придется, государь, тебе и Малюте отвечать за свои деяния

(в суде объявляется перерыв, во время которого слово предоставляется экспертам)

Изложите легенду и правду о рождении Ивана 4. Установите время ее возникновения.

Почему же Ивана 4 называли Грозным?

Эта легенда была создана значительно позже, рождения Ивана.

Во-первых : казанская ханша именует новорожденного царем, тогда как Иван в момент рождения им не был, так как этот титул он принял лишь в 1547 году.

Во- вторых: ханша с большой точностью характеризует последующие события - покорение Казани и Опричнину.

( эксперт рассказывает не легендный материал о возникновении характеристики) прозвища - Грозный.

Что же произошло между отцом и сыном?

( В центре стоит Иван Грозный с посохом, с боку, от него – царевич Иван прячет что-то за спину и со страхом пятиться назад).

У кого есть вопросы? Прошу садиться.

Иван Грозный:

Что-то сын мой родной, ты не рад приходу отца - государя.

Иван царевич:

Рад, государь-батюшка, очень рад.

Иван Грозный:

Щенок! Лгать вздумал! Говори, что задумал против отца-государя!

Царевич Иван:

Клевета, нет у меня дурных мыслей…

Иван Грозный:

Да как ты смеешь! Щенок!

( бьет посохом в голову, царевич падает, царь бросается к сыну, прижимает его голову, кричит)

Эксперты, а что Вам известно о трагедии, разыгравшейся между отцом и сыном его царевичем Иваном?

Наследник Ивана Грозного - сын Иван от первого брака царя с Анастасией Захарьиной - Юрьевой, уже к 17-ти годам обладал не менее крутым нравом, чем отец. Царь же не доверял тогда Захарьиным и боялся, как бы они не впутали царевича в заговор. У Грозного даже возникла мысль казнить наследника, но за него заступился дядя, Никита Юрьев. Не раз Грозный наказывал сына палкой, но всерьез трона лишать не собирался. Когда царю было 48 лет, он тяжело заболел и, потеряв надежду на выздоровление, объявил царевича наследником.

Многие дворяне и бояре надеялись на перемены к лучшему, но царь Иван выздоровел. Сыну же своему, которому было уже 27 лет, он перестал с тех пор доверять.

У кого есть вопросы? Прошу садиться.

(обращаясь к экспертам)

Что вам известно о ссоре отца и сына в Александровой слободе?

«Клянусь говорить только правду и ничего кроме правды.

Будучи человеком деспотичным царь не раз вмешивался в семейные дела своего сына. Он заточил в монастырь двух своих жен, которых, кстати, сам ему и выбрал. Когда царевич Иван сам выбрал третью жену, Елену Шереметьеву, царь казнил почти всех неугодных ему родственников, опасаясь измены. Последняя ссора отца и сына произошла в Александровой слободе, где семья проводила время осенью. Шел 1581 год. Согласно преданию, Иван Грозный застал беременную сноху не в трех, как было положено, а в одной рубахе. В гневе он побил ее, следствием чего был викидыш. Царевич заступился за жену и получил от отца посохом в висок. По одной версии, царевич умер сразу. По другой, более достоверной, он умер после 11-ти дневной горячки, а Иван Грозный, переживая случившееся, чуть было не лишился рассудка, как нормальный человек и отец.

У кого есть вопросы? Прошу садиться.

Известно, что трагедия, разыгравшаяся между Иваном Грозным и его сыном, посвящена одна из лучших картин Ильи Репина. Эксперты, что вам известно об этой картине?

Репин с особой силой выписал лица героев трагедии. Это воспаленное лицо царя Ивана, на нем еще не угасла вспышка ярости, но есть уже ужас и раскаяние. Лицо сына –предсмертное, но прощающее отцу его поступок. Стекленеющие глаза царевича и другие элементы картины передают драматический шок.

У кого есть вопросы?

Говорят, что когда то картина была порезана одним сумашедшим, что вам эксперты известно об этом?

У кого есть вопросы?

( Звучит печальная музыка. Иван Грозный припал на колено у трона и рыдает)

Подсудимый, признаете ли вы себя детоубийцей на этой картине? Отвечайте!

Иван Грозный:

Опутали злодеи, я не хотел.

(Приближается к картине, отбегает назад в испуге и ужасе)

(подбегая и Ивану, пискливым голосом)

Иван! За что ты убил царевича?

Опутали злодеи! ( машет посохом)

Прочь! Прочь! Скоморох, прочь, нечистая сила, холоп! Господом сын мне в наследники дан. Ведаешь ли ты, от чего он усоп? Это бояре против меня его возмутили.

Подсудимый, назовите имена бояр.

Иван Грозный:

Изменники Курбские, Шуйские , не успел я их в пору опричнины уничтожить.

Суд удаляется на совещание.

Пока судьи совещаются, давайте спросим экспертов, что они знают о таком явлении как опричнина.

Эксперты кратко излагают историю возникновения опричнины, отмечают ее разрушительные последствия для страны.

Второе действие

А сейчас мы посмотрим как царь-государь тешится любил.

Иван Грозный:

Малюта, зови боярина Шуйского! Государь веселиться желает!

( подходит к Шуйскому)

Государь жалует тебя своею милостью.

(падает к ногам царя)

Государь, холоп твой боярин Шуйский по велению твоему явился.

Иван Грозный:

Добро, боярин, Малюта, начинай потеху!

( Малюта спускает медведя, Шуйский в ужасе пятится, медведь с ревом бросается на него, дерет. Боярин без дыхания падает. Медведя Малюта оттаскивает. Царь и Малюта смеются.)

Иван Грозный:

Видно много выпил с утра боярин, на ногах не держится. Малюта, убери поганого с глаз долой.

( Малюта оттаскивает убитого боярина в сторону)

Иван Грозный:

Малюта, государь трапезничать желает!

Государь, все готово, да вот боярин Глинский к вам пожаловал.

Иван Грозный:

( Глинский падает к ногам царя)

Иван Грозный:

Что ты, боярин, поднимись с колен. Раздели с государем своим - трапезу, доставь радость - испей чарку вина.

(боярин поднимается, кланяется. Малюта подносит ему чарку вина.)

Во здраво твое, государь!

( пьет, корчаясь падает, умирает)

(Малюта толкает труп ногой, отмахивается от него.)

Собаке, собачья смерть!

Всем стоять на месте! Государь, имена новых жертв!

Иван Грозный:

Не ведаю, бог ведает!

Травил ли боярина Шуйского медведем? Сгубил ли Глинского зельем?

Иван Грозный:

Бога побойся нечестивец! Веселье было, убийство не замышлял. Бог свидетель.

(поднимает крест)

Безумный, иль лишишься бессмертия нас

Нечистою силой прельщенный,

Внимай же суду, ведь возмездия час,

Писаньем тебе предреченный

Встать, суд идет!

Суд удаляется на совещание!

Эксперты, что вам известно о Московском восстании 1547 года?

Что из этого легенда, а что правда?

Клянусь говорить правду и ничего кроме правды!

Восставшие обвинили в пожаре Москвы Глинских. По легенде, бабка царя - Анна Глинская была колдунья. Она вынимала из людей сердца, мочила их в воде и, летая сорокой, кропила город кровью. В легенде действительно отразилась ненависть народа к Глинским, вызванная непомерными налогами и поборами.

У кого есть вопросы? Прошу садиться.

Расскажите легенду и правду о псковском походе Ивана Грозного.

Клянусь говорить правду и ничего кроме правды.

Царь встретил юродивого Николу, который посоветовал ему покинуть город , чтобы не накликать несчастья. Юродивый предостерегал царя не снимать колоколов с церквей и не грабить утварь. Но Иван не послушался и снял колокол с Троицкого собора. В тот же час под царем пал конь. Тогда царь уверовал в предсказание юродивого и покинул Псков. Так гласит легенда. На самом же деле Псков был сильно ограблен, а все непокорные бояре наказаны, после чего царь покинул Псков, забрав все богатства.

К эксперту вопросы есть? Прошу садиться.

А сейчас мы заслушаем эксперта-защитника Ивана Грозного.

Эксперт – защитник:

( предоставляет факты, оправдывающие деятельность Ивана Грозного)

Третье действие

В центре на троне Иван Грозный, рядом – митрополит.

Встать! Суд идет!

Слово для обвинения предоставляется митрополиту Макарию.

Сын божий, сколько раз вопреки церковным канонам, ты осмелился сочетаться браком?

Иван Грозный :

Молчи, слуга дьявола!

Молчи, антихрист! Как смеешь ты такое говорить? Уважаемый суд, позволь предоставить доказательства слов моих.

Ввести государевых жен! (входят семь девушек)

Известны ли тебе эти боярыни? Признаешь ли ты в них жен своих, Иван?

Иван Грозный:

Что за дело тебе до моих жен? Сколько их было мое дело, а не твое!

Ближе к делу, сколько жен ты уморил?

Иван Грозный:

(жены стоят со свечами)

Боярыня Долгорукая, тебе слово.

Люб мне был молодой боярин, да взял в жены меня государь. Сколько слез я пролила, сколько ночей не спала, все терпела. Да знать пришел конец терпению! И сказала я государю:

Старый муж, жги меня

Я, другого люблю

После чего и убил государь меня во гневе.

Иван Грозный:

Тогда убил, ведьма, и сейчас убью!

(бросается, но останавливается, так как все остальные жены делают шаг вперед)

Царские жены:

Мы давно уже удалилися,

Не слышны давно голоса,

Нам бы жить, да жить, да детей растить,

Только воля была грозна.

Одна из жен:

Приказал Иван утопить меня.

Другая жена:

А меня сослал в монастырь.

Сколько жен убил, сколько погубил,

И оставил один пустырь.

Время движется и не движется,

Омочил ты руки в крови,

Стоны слышатся и не слышатся,

Лики наши вдали, вдали…

(все жены уходят со свечами)

Правду ли боярыни молвили?

Иван Грозный:

И рад бы молчать, да девицы правы,

И нет мне уже жизни отрадной.

Загублены жены и дети мои,

Я ж пес недостойный и смрадный.

( Падает на колени, обхватывает руками голову. Звучит музыка, выходят все жертвы со свечами. Грозный встает га колени и молчит)


Предварительная подготовка. Ученики заранее получают план урока, список литературы( работы В. О. Ключевского, Н. М. Карамзина, А. А. Зимина, переписка А. Курбского с Иваном Грозным), определяются с позицией защиты или обвинения, готовят ключевые вопросы по заданному плану, консультируются с учителем.

Заранее срежиссировать дискуссию в ходе урока я считаю нецелесообразным, так как эта форма урока предполагает самостоятельную творческую работу учеников, в ходе которой они показывают умение использовать исторические знания и факты, давать им оценку, высказывать и отстаивать свое собственное мнение.

1) Иван Грозный — тиран или реформатор,

Опричнина и ее последствия,

Итоги правления Ивана Грозного

Учитель. Сегодня у нас урок повторения и обобщения проходит в форме суда. Давайте проверим присутствует ли сторона обвинения, сторона защиты. Прошу занять свои места. Встать! Суд идет! Прошу всех сесть. Прошу познакомить нас со свидетелями стороны обвинения А. Адашев, Сильвестр, кн. Курбский, М. Нагая . Свидетели защиты — М. Скуратов, А. Романова, Ермак. (данных исторических личностей могут играть сами ученики, или просто сторона защиты и обвинения рассказывают, опираясь на те или иные исторические источники).

Свидетелями со стороны обвинения выступят Алексей Адашев, Сильвестр, князь Курбский, Марина Нагая. Свидетелями со стороны защиты — Малюта Скуратов, Анастасия Романова, Ермак. Экспертами в данном процессе являются известный отечественный историк С. М. Соловьев и выдающийся русский психиатр, профессор П. И. Ковалевский..

Судья. Слово имеет сторона обвинения.

Представитель стороны обвинения (здесь и далее текст высказываний приблизительный, поскольку должен быть сформулирован учеником на основе предварительной его работы). Уважаемый суд! Нам сегодня предстоит вынести свой вердикт, кем был Иван Грозный гением или злодеем.

Обвинение намерено доказать Вам, что будучи деспотом по натуре, человеком безбожным и жестоким, обуреваемым жаждой единоличного правления, подсудимый отдавал приказы об убийствах подданных своих, служивших ему верою и правдою. Ограничивал и нарушал веками установившиеся традиции и порядки, оставил к концу своего правления страну в состоянии разорения. Такой человек не может быть гением. Одним словом — тиран.

Судья. Слово имеет сторона защиты.

Защита. Мы намерены опровергнуть вышесказанное. Мы докажем Вам, что действия обвиняемого были следствием его тяжелого характера, который сформировался в тяжелых жизненных условиях .

Приняв страну в состоянии нестабильном, когда занятые борьбой за власть, бояре особо не обременяли себя делами государственными, царь Иван Васильевич оставил потомкам Россию сильную, окончательно независимую от Орды и значительно расширившую свою территорию.

Судья. Приглашаем самого Ивана, что вы можете сказать по поводу обвинения.

Иван. Рассказывает свою биографию, перечисляет свои реформы, их итоги.

Начинается дискуссия между сторонами защиты и обвинения. Приглашаются свидетели той или иной стороны.

Судья. Следующий пункт обвинения — опричнина.

Сторона обвинения. Политика опричнины привела к хозяйственному разорению страны, начался процесс закрепощения крестьян, истреблению собственного народа.

Учитель. Что может сказать сторона защиты по данному вопросу.

Сторона защиты. Данная политика была направлена на укрепление личной власти царя , ликвидации пережитков удельной системы.

Начинается дискуссия между сторонами защиты и обвинения. Приглашаются свидетели той или иной стороны.

Учитель. К какому же выводу мы смогли придти в ходе второго пункта обвинения? После обсуждения, высвечивается вывод:

Судья. Готовы заслушать сторону обвинения по следующему пункту.

Сторона обвинения. Иван Грозный обвиняется в том, что уступил Польше Ливонию, Полоцк; отдал Швеции Ям, Копорье, Ивангород, Нарву. Ливонская война привела страну в упадок, к обнищанию русского народа.

Судья. Что в пользу своего подзащитного может сказать сторона защиты.

Сторона защиты. Не отрицая вышесказанное, просит обратить свои взоры на карту 16 века, где видно какие территории были присоединены к России Иваном Грозным и просит сравнить размеры приобретенных и утраченных земель.

Начинается дискуссия между сторонами защиты и обвинения. Приглашаются свидетели той или иной стороны.

Учитель. Я предлагаю обсудить вывод по данному пункту обвинения. Высвечивается вывод:

Судья. Спасибо, все стороны сегодня высказались, все свидетели были опрошены. Давайте перейдем к главному вопросу нашего суда: гений или злодей?

Начинается дискуссия между сторонами защиты и обвинения. Приглашаются свидетели той или иной стороны.

Учитель. Так к какому итогу мы сегодня с вами пришли?

Иван Васильевич, несомненно противоречивая личность, великая и ужасная одновременно. Он, как гениальный политический деятель, сумел усилить централизованную власть, объединить страну, расширить ее территории, но это были методы и средства злодея. Никакими великими целями нельзя оправдать террор по отношению к собственному народу.


Полный текст материала Урок-суд, урок-обобщение "Иван Грозный — гений или злодей?"; 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: