Культура и религия урок по орксэ 4 класс конспект урока с презентацией

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 2урок Рел.docx

Разработала учитель истории и обществознания Кочиева Б.И.

МБОУ СОШ с.Дзуарикау

Цель урока : Формирование духовных ценностей, толерантного отношения к обычаям и обрядам других народов на основе содержания данного урока.

Развивающая : через игровые моменты, групповые формы работы способствовать развитию развитие информационной компетентности учащихся на основе включения новых слов и понятий в собственный словарный запас .

Воспитательная: воспитание чувства уважения к людям различной национальной и религиозной принадлежности, умение выслушивать мнение одноклассников.

Виды деятельности : беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с учебником.

Оборудование урока : компьютер, проектор, экран.

Средства наглядности : слайдовая презентация MicrosoftOffiсePowerPoint

Основные термины и понятия: религия,

Проверка домашнего задания.

Изучение новой темы СДАЙД 1

Что такое религия.

Какие бывают религии.

Сегодня религией мы называем различные верования людей, например в единого Бога, или во многих богов, или в ангелов, духов и других подобных существ.

СЛАЙД 4 Человечество впервые столкнулось с культурой в эпоху первобытности - ритуальные танцы, наскальные рисунки, древнегреческий театр. Участие людей в религиозных действиях называют ритуалами . Первобытные люди исполняли ритуальные танцы и изображали в своих пещерах животных. Так они показывали свою связь с миром богов и духов .

2. Религия существовала с глубокой древности. Верование древних людей называли первобытными верованиями.

Постепенно в мире возникло много разных религий. Свои религии исповедовали жители Египта, Греции, Рима. Эти верования называют древними верованиями.

Многие народы создали собственными религии, т.е. религия, которая принадлежит одному народу называют национальными . Например . ИНДУИЗМ (религия индусов), ИУДАИЗМ (религия евреев).

Со временем появились религии, которые называют мировыми. Верующие этих религий живут в разных странах, принадлежат разным народам. Сегодня мировыми религиями являются христианство, ислам, буддизм, иудаизм. ( СЛАЙД 5)

3 .Религии России (СЛАЙДЫ 6-10) Рассказ учителя

- что такое религия, ритуал?;

- какие религии есть в России?

Итог урока : домашнее задание (СЛАЙД 11)

расскажите членам семьи и друзьям о том, что ты узнал на уроке;

Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

Б.Г.Койбаев, Л.М.Сабааева.; История религий мира: методическое пособие для преподавателей.-Владикавказ,2011г

Урок "культура и религия" разработан по новой программе "Основы мировых религиозных культур ".

ВложениеРазмер
конспект урока 63.5 КБ
презентация к уроку "Культура и религия" 1.09 МБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет международного образования

Лаборатория истории и культуры религий мира

Культура и религия ( урок 3)

Слушатель специальных курсов повышения квалификации НО-55

Митрофанова Елена Вячеславовна

ГБОУ СОШ № 922, ВАО

Тема: Культура и религия (урок 3)

Образовательные: Познакомить с понятиями:

  1. культура и религия
  2. духовная и материальная культура
  3. Помочь понять, что религия является частью духовной культуры.

Развивающие: развивать речь, логическое и ассоциативное мышление учащихся, способствовать развитию коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, учить сравнению.

Воспитательные: воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам.

Распределение детей по группам.

Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя.

II. Проверка домашнего задания

- Давайте вспомним, какую тему мы проходили на прошлом уроке?

-Какие религии считаются традиционными для России?

III. Актуализация знаний

Примерные вопросы для беседы:

  1. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

У вас на партах карточки со словами ( музыка, храм, образование, архитектура, греческие боги, буддизм, добро, скульптура из католического собора).

распределите все слова на две группы по темам:

В каких группах возникли трудности? Почему? (слова: греческие боги, скульптура из католического собора можно отнести к каждой из групп)

IV. Постановка темы урока, цели и задач:

- Сегодня на уроке мы узнаем:

- Что такое культура?

- Как связаны культура и религия?

- Как должен вести себя культурный человек?

V. Изучение нового материала.

1.Что такое культура? Как вы думаете? (высказывания каждой группы)

Как должен вести себя культурный человек?

Каждый человек является частью общества. Если в нашей стране будет больше культурных людей, какой станет наша Родина?

Считаешь ли ты себя культурным человеком?

Выберите из списка слова, характеризующие качества культурного человека.

Так что же отличает культурного человека?

Прочитайте высказывание. Объясните.

Культура-это материальные и духовные ценности, которые создаёт человек на протяжении своей истории.

К памятникам культуры мы относим (например):

- предметы повседневной жизни, которые создал человек;

- прекрасные дома и большие крепости;

- идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, поэты, музыканты, архитекторы, ученые;

- нравственные нормы поведения человека;

Определите в группе, какие изображения демонстрируют материальную культуру, а какие – духовную.

Многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с РЕЛИГИЕЙ, они необходимы для ее существования.

  1. В этом помогают достижения в АРХИТЕКТУРЕ, СКУЛЬПТУРЕ, ЖИВОПИСИ, ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ.
  1. Архитектура – искусство строительства зданий и сооружений.
  2. Скульптура – изображение делается в объеме.
  3. Декоративно-прикладное искусство – искусство создания и украшения различных предметов, в том числе и религиозных.
  4. Живопись – это искусство, в котором главное – цвет, цветовые сочетания

Искусство архитектуры обеспечивает специальное здание для проведения религиозных ритуалов

Искусство скульптуры создавало и создает статуи богов и святых

Искусство живописи часто отражает религиозные сюжеты в своих картинах

Декоративно-прикладное искусство создает ритуальные религиозные предметы

МУЗЫКА – это тоже часть культуры, ее духовная составляющая .

В ряде религий во время ритуальных обрядов используется МУЗЫКА, поэтому многие музыкальные произведения тоже были связаны с религией.

И сегодня нам известно немало музыкальных произведений, написанных как специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты. (прослушивание музыкального произведения на усмотрение учителя.)

Религия нашла свое отражение и в языке, на котором мы с вами разговариваем, в часто употребляемых выражениях, в нашем повседневном поведении.

Выберите одно из высказываний, обсудите в группе и объясните его.

V. Подведение итогов.

Вспомните начало нашего урока. С какой проблемой вы столкнулись?

Можно ли сказать, что культура и религия связаны и не существуют по отдельности? Посовещайтесь и попробуйте объяснить.

Итак, религия – форма культуры, в которой находят свое выражение красота, добро, истина и справедливость – те духовные ценности, к которым человек должен стремиться в своем творчестве, в своей культуре.

- Давайте подумаем, почему одни религии называются мировыми, а другие – национальными?

VI. Домашнее задание. Слайд 21-22:

1.Продолжите предложение, напишите мини сочинение.

  1. 1. Добрый человек — это тот, кто.
  2. 2. Злой человек — это тот, кто.
  3. 3. Честный человек — это тот, кто.
  4. 4. Правдивый человек — это тот, кто.
  5. 5. Жестокий человек — это тот, кто.
  6. 6. Грубый человек — это тот, кто.

2. Из приведенных ниже прилагательных выпиши в отдельный столбик те слова, которые, по твоему мнению, никак к тебе не относятся.Объясни.

Умный, глупый, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа.

Спасибо за сотрудничество на уроке!

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ Презентацию выполнила учитель нач.классов ГБОУ СОШ №922 Митрофанова Е.В. Урок 3

1. Что такое культура. 2. Кто такой культурный человек. 3. Как связаны религия и культура На этом уроке узнаем:

• честность •аккуратность • хамство • вежливость • жадность • лживость • ябедничество • враньё • навязчивость • безразличие •предательство • уважение старших • милосердие • дружба Считаешь ли ты себя культурным человеком?

К памятникам культуры мы относим (например): - предметы повседневной жизни, которые создал человек; - орудия труда; - прекрасные дома и большие крепости; - идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, поэты, музыканты, архитекторы, ученые; - нравственные нормы поведения человека; - религия Материальная и духовная культура

Определите , какие изображения демонстрируют материальную культуру, а какие - духовную материальная духовная духовная материальная Материальная и духовная материальная духовная

Архитектура – искусство строительства зданий и сооружений. Скульптура – изображение делается в объеме. Декоративно-прикладное искусство – искусство создания и украшения различных предметов, в том числе и религиозных. Живопись – это искусство, в котором главное – цвет, цветовые сочетания ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА КУЛЬТУРУ

Искусство архитектуры обеспечивает специальное здание для проведения религиозных ритуалов Буддистский храм Древнеримский храм Китайская пагода Древнеегипетский храм Древнеиндийский храм Солнца Русский православный храм

мечеть Японская пагода Католический собор Древнеегипетский храм Древнегреческий храм Раннехристианский храм Ритуальное место в первобытном обществе

Искусство скульптуры создавало и создает статуи богов и святых Древнегреческая богиня Древнегреческий бог Древнеегипетский бог Статуя Будды Скульптура из католического собора Первобытные тотемы Скульптура из средневековой церкви

Искусство живописи часто отражает религиозные сюжеты в своих картинах

ХРИСТИАНСТВО Декоративно-прикладное искусство создает ритуальные религиозные предметы

МУЗЫКА – это тоже часть культуры, ее духовная составляющая . В ряде религий во время ритуальных обрядов используется МУЗЫКА, поэтому многие музыкальные произведения тоже были связаны с религией. И сегодня нам известно немало музыкальных произведений, написанных как специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты

1. Добрый человек — это тот, кто. 2. Злой человек — это тот, кто. 3. Честный человек — это тот, кто. 4. Правдивый человек — это тот, кто. 5. Жестокий человек — это тот, кто. 6. Грубый человек — это тот, кто. Домашнее задание. 1. Продолжите предложение.

Умный, глупый, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа. 2. Из приведенных ниже прилагательных выпиши в отдельный столбик те слова, которые, по твоему мнению, никак к тебе не относятся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок ОРКСЭ в 4 классе "Культура и религия"

урок построен в соответствии с задачами курса и особенностями возраста учащихся. используются игровые моменты, позволяющие повысить познавательную активность детей.


Урок "Культура и религия" по курсу ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур)

Цель данного урока: формирование у учащихся общих представлений о религиозных культурах. На уроке разъясняется значение слова "религия", происходит знакомство с многообразием религиозных культур и тра.


Конспект урока "Культура и религия" модуля "Основы православной культуры"

Методическая разработка урока учебной дисциплины ОРКСЭ модуля "Православная культура по теме "Культура и религия".


Конспект урока по основам православной культуры "Культура и религия" 4 класс

Второй урок курса ОПК. Дети знакомятся с понятиями "культура", "религия", "православие".


Конспект урока по теме "Культура и религия" . Модуль "Основы православной культуры"

Конспект урока с презентацией по ОРКСЭ 4 класс по теме "Культура и религия".


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 2. Культура и религия

Составила Гударева Ирина Викторовна.

Ключевые понятия : Родина, культура, религия

Цели урока: Мотивация к познанию нового предмета.

Выявление восприятия, мотивация

Предлагаем несколько возможностей вхождения в тему.

Этап мотивации, постановки исследовательских задач.

Запись темы или выразительное чтение темы с доски.

Запишем основные понятия, над которыми мы будем задумываться. Запись можно осуществить на доске в табличном виде:

В итоге мотивационного разговора таблица может иметь примерно такой вид:

Аккуратность или др.

Рождество или др.

Исследовательская работа с текстом

Опережающее задание

Будем внимательны к каждому слову изучаемого текста, чтобы прокомментировать те представления, которые мы уже имеем, и добавить новые знания.

Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать своих родителей. Я не могу выбрать язык, на котором мама пела мне колыбельные песни. Я не могу выбрать Родину.

1 остановка

– Почему с такого явного отрицания (это утверждение путем отрицания) начинается наш разговор о культуре и религии?

(В результате беседы, осмысления можно прийти к пониманию того, что не все человек может выбирать, есть что-то, что дается человеку изначально. И это изначальное мы воспринимаем как данность, основу, как нечто драгоценное, что призваны хранить и беречь).

Сначала я появляюсь на свет. Потом я узнаю, что моя Родина зовется Россия и это самая большая страна в мире. Что Россия – страна с древней историей и с молодыми мечтами.

2 остановка

– Как названа наша страна? Как она же называлась в древности?

– Почему она страна с древней историей и молодыми мечтами? Каков возраст Руси-России?

– А о чем вы мечтаете, когда думаете о нашей стране?

С первых дней моей жизни меня окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется. Родственники, друзья, соседи… И однажды ко мне приходит понимание, что кроме моего дома, моего двора, моей улицы, моего района, моего города, есть еще Моя СтранаРоссия.

Это миллионы людей, которые лично не знакомы со мной. Но в нашей жизни есть много общего. И мы все в чем-то зависим друг от друга.

3 остановка

Давайте выстроим цепочку слов, с помощью которых даже, может быть, обозначено наше взросление:

Родители ** родственники ** друзья** соседи ** дом ** двор ** школа** улица** город ** Россия (вместо ** нужно поставить стрелочки)

– Скажите, это здорово ощущать, что ты один из очень многих, живущих в большом государстве – отечестве?

– А почему мы зависим друг от друга? В чем мы зависим?

Пятьдесят лет назад над землей взлетел один молодой и никому тогда неизвестный летчик. Но весть о его полете наполнила радостью всю нашу огромную страну. И теперь мы с доброй гордостью говорим: мы – соотечественники Юрия Гагарина, первого в мире космонавта.

Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не чужие.

Что же нас объединяет? Единая Родина . Это общая земля. Общая история. Общие законы. Но важнее всего – единая культура .

4 остановка

– Найдите ключевое слово в первом абзаце. (Соотечественники).

– Мы можем считать своими соотечественниками всех людей, все народы, живущие в нашей стране? (Безусловно, да).

– Какими своими соотечественниками, кроме Юрия Гагарина, вы гордитесь? Помните, что ими могут быть люди и не столь широко известные, но очень достойные.

– А победы и беды нас как соотечественников могут объединять? Можете привести примеры?

Итак, (рисуем в виде схемы на доске, все время спрашивая ребят и делая записи на доске)

земля история законы общей жизни культура

Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и неправду? Ответы на эти вопросы – в мире культуры.

5 остановка

– Что, по-вашему, помогает отличить добро от зла, правду от неправды?

– Почему именно культура отвечает за это? (Культура как передача накопленных ценностей, постоянное усвоение и развитие).

– Представьте на минуту, что культуру бы упразднили, предали забвению – что бы началось?

Люди учатся друг у друга не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить родных людей мы учимся не только на уроках. А это тоже часть культуры.

Как надо отмечать государственный, народный или религиозный провести праздник? Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого человека, ухаживать за могилами предков? Это тоже вопросы культуры.

Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет.

6 остановка

Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в культурах даже тех народов, которые живут вместе.

В нашей стране живут люди разных народов и религий, а значит и в чём-то особых культур, убеждений. В том числе люди, по-разному отвечающие на вопрос о том, есть ли Бог и по-разному представляющие себе отношения человека и Бога.

7 остановка

– Найдите в тексте объяснение поступка религиозное и без религиозное (во втором абзаце данного отрывка).

В нашей стране живут люди разных народов и религий, а значит и в чём-то особых культур, убеждений. В том числе люди, по-разному отвечающие на вопрос о том, есть ли Бог, и по-разному представляющие себе отношения человека и Бога.

Это означает, что они относятся к разным религиям. Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.

Россия когда-то стала такой большой страной именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что её жители граждане могут принадлежать к разным народам, религиям, иметь свою, своеобразную культуру. Эти различия в культуре не только признавались, но и уважались.

Россия же стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям.

На страницах именно этого учебника мы будем знакомиться с основами православной культуры. Другие ребята, чьим семьям ближе другие религии, существующие в нашем Отечестве, будут знакомиться с культурой этих религий.

Остановка 8

– Как, по-вашему, вера может определять поведение и культуру? Вера – это система запретов или, наоборот, разрешений быть лучше, сознательно строить и направлять свой путь в сторону добра?

– Почему различия в культуре нужно непременно уважать?

Остановка 9

– Почему наш новый предмет может способствовать еще и самопознанию? А что такое самопознание и что бы вы хотели узнать о себе в первую очередь?

Послетекстовая работа

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

– Начнем с анализа и корректировки нашей таблицы, которую мы составили в начале урока. Какие дополнительные понятия можно включить в табличные фреймы? (Эту работу можно выполнить по вариантам. В группах учитель осуществляет помощь, подбадривая сильных и помогая слабым).

– Чтение материала учебника ВРЕЗКА. Поиск ответа на 4-й вопрос учебника:

Подводим итоги

СЯДЕМ В КРУЖОК

Дети образуют общий круг, в данном случае сохраняя деление по группам.

Каждая группа по одному для всех рассказывает, представляя свое понятие: родина, культура (Как следует относиться к различиям в культуре? Здесь ищем главные слова: терпимо, уважительно, толерантно, творчески); религия .

Все вместе могут сделать вывод о том, почему эти понятия часто оказываются тесно связанными?

Учитель может отметить и подбодрить многих, особенно слабых детей, поощряя их на будущие открытия.

Урок №2 модуля "Основы православной культуры". Составлен по тексту учебника Кураева. Вопросы рассматриваются в контексте учебника.




Целевая аудитория: для 4 класса

Представлен материал ко второму уроку в 4 классе по данному модулю. Представлены конспект и презентация. Презентация яркая, красочная, содержит иллюстративный материал. Ресурс соответствует возрастным особенностям школьников. Спасибо за ресурс.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: