Краткий конспект акселерация понятие гипотезы о причинах акселерации

Обновлено: 04.07.2024

Понятие и основные виды акселерации. Характеристика эпохальной и внутригрупповой акселерации. Подгруппы с гармоничной и дисгармоничной акселерацией среди детей с ускоренным развитием. Изменения в питании как причина и фактор возникновения акселерации.

Рубрика Биология и естествознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 18.06.2015
Размер файла 1,2 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

"Акселерация, причины и факторы ускорения развития детей"

План

    1. Понятие "акселерация"
  • 2. Виды акселерации
  • 3. Причины акселерации
  • 4. Факторы и гипотезы акселерации
  • Список использованной литературы

1. Понятие "акселерация"

Акселерация, или акцелерация (от лат. acceleratio - ускорение), - это ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Явление акселерации наблюдается прежде всего в экономически развитых странах.

Термин "акселерация" был введен в научный обиход Е. Кохом. Большинство исследователей под акселерацией понимали ускорение в основном физического развития детей и подростков. Впоследствии это понятие было существенно расширено. Акселерацией стали называть увеличение размеров тела и наступление созревания в более ранние сроки.

Традиционно длина тела, объем груди и масса тела рассматривались как наиболее важные признаки физического развития. Но, учитывая, что морфологические особенности организма тесно связаны с его функциональной деятельностью, ряд авторов в качестве признаков физического развития стали рассматривать жизненную емкость легких, силу отдельных мышечных групп, степень окостенения скелета (в частности, кисти), прорезывание и смену зубов, степень полового созревания. Кроме того, к существенным признакам стали относить и пропорции тела.

В настоящее время понятие акселерации стало столь широким, что, имея в виду акселерацию, говорят как об ускорении физического развития детей и подростков, так и об увеличении размеров тела взрослых, более позднем наступлении климакса. Поэтому нередко пользуются таким понятием, как секулярный тренд (вековая тенденция), понимая под ним тенденцию, которая наблюдается примерно в течение века, к ускорению физического развития всего организма - от внутриутробного периода до взрослого состояния.

Наиболее заметно акселерация проявилась у детей во второй половине ХХ в. Так, масса тела стала удваиваться в более раннем возрасте (в 1965-1973 гг. - в 4-5 месяцев, в 1940-1941 гг. - в 5-6 месяцев). Происходила более ранняя смена молочных зубов на постоянные (в 1984 г. - с 5-6 лет, в 1953 г. - с 6-7 лет). Сдвинулись сроки полового созревания. Так, возраст наступления менструаций в ХХ в. уменьшался каждые 10 лет примерно на четыре месяца и в 1974 г. составил в среднем 12,7 лет. Происходило ускорение развития вторичных половых признаков. У детей и подростков наблюдалась более ранняя морфологическая стабилизация. Весь процесс окостенения заканчивался у мальчиков на два, a y девочек на три года раньше, чем в 1930-е гг.

Необходимо сказать, что имеются сведения и об удлинении детородного периода: за последние 60 лет он увеличился на восемь лет. У женщин в Центральной Европе за последние 100 лет менопауза сдвинулась с 45 до 48 лет, в нашей стране это время приходится в среднем на 50 лет, а в начале века приходилось на 43,7 года.

2. Виды акселерации

В настоящее время термин "акселерация"употребляется в основном в двух значениях: акселерация эпохальная и внутригрупповая.

Эпохальная акселерация обозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. Массовые обследования физического развития детей различного возраста показали, что многие функциональные системы детей и подростков значительно опережают хронологию развития, типичную для них 30-50 лет назад.

Процесс акселерации наблюдается уже в период внутриутробного развития. Длина тела новорожденных за это время увеличилась на 2-2,5 см, а их масса на 0,5 кг. Длина тела пятнадцатилетних увеличилась на 6-10 см, а масса - на 3-10 кг (в сравнении с подростками начала века). Одним из важных последствий акселерации становится то, что дети начинают раньше говорить, проявлять реакцию на звук, цвет, свет, держать головку, сидеть, стоять и ходить, чем их сверстники в недалеком прошлом.

Значительно быстрее происходит развитие некоторых отделов скелета и эндокринной системы, обеспечивающей и более раннее половое созревание (на два года раньше).

Сократилась продолжительность роста: в настоящее время рост девушек и юношей в среднем заканчивается в 16-19 лет, а 50 лет назад люди достигали максимального роста к 25-26 годам.

Акселерация физических показателей развития стимулировала и психическое развитие, поскольку между физическим и психическим развитием существует тесная взаимосвязь. Возможно, ускорение психического развития обусловлено также научно-техническим прогрессом, повышением образовательного ценза. В этой связи правильнее говорить о двух типах психической акселерации: один обусловлен более ранним созреванием морфофункциональной основы психики, другой - социальным прогрессом.

Наряду с термином "эпохальная акселерация" в современной научной литературе иногда используют понятия "вековая тенденция" и "эпохальные изменения", которые трактуются более широко. Под этими терминами понимаются также многие изменения биологии современного человека: увеличение репродуктивного периода у женщин, удлинение продолжительности жизни, изменения в характере и распространении заболеваний и др.

Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. В среднем такие дети составляют 13-20 % от общего числа детей данного возраста. Для них характерны более высокий рост, большая мышечная сила, большие возможности дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание, раньше заканчивается рост в длину (обычно к 15-17 годам) и несколько быстрее, как полагают большинство ученых, осуществляется психическое развитие.

Среди детей с ускоренным развитием выделяют подгруппы с гармоничной и дисгармоничной акселерацией.

При гармоничной акселерации имеет место параллельное ускорение роста и биологического созревания, что приводит к более раннему завершению детства.

При дисгармоничной акселерации ускорение созревания может не сопровождаться ускорением роста и полового развития.

3. Причины акселерации

До настоящего времени не сформировано единой общепринятой точки зрения на происхождение процесса акселерации, хотя выдвинуто немало гипотез и предположений.

Так, большинство ученых считают определяющим фактором во всех сдвигах развития изменения в питании. Они связывают акселерацию с увеличением содержания в пище полноценных белков и натуральных жиров, а также с более регулярным потреблением овощей и фруктов в течение года, усиленной витаминизацией организма матери и ребенка.

Существует гелиогенная теория акселерации. В ней немаловажная роль отводится воздействию на ребенка солнечных лучей: считается, что дети в настоящее время больше подвергаются воздействию солнечной радиации. Однако этот довод кажется недостаточно убедительным, так как процесс акселерации в северных странах идет не меньшими темпами, чем в южных.

Имеется точка зрения о связи акселерации с изменением климата: считается, что влажный и теплый воздух замедляет процесс роста и развития, а прохладный сухой климат способствует потере тепла организмом, что якобы и стимулирует рост. Кроме того, есть данные и о стимулирующем воздействии на организм малых доз ионизирующих излучений.

Некоторые ученые в числе важных причин акселерации называют обусловленное достижениями медицины общее снижение заболеваемости в младенчестве и детстве вкупе с улучшением питания. Очевидно также, что появлению многих новых факторов воздействия на человека способствуют развитие науки и технический прогресс, причем свойства этих факторов и особенности их воздействия на организм еще мало изучены (речь идет о химических веществах, используемых в промышленности, сельском хозяйстве, быту, новых лекарственных средствах и др.). Некоторые исследователи значительную роль в акселерации отводят новым формам и методам воспитания и образования, спорту, физкультуре.

Связывают акселерацию и с негативным воздействием темпов современной городской жизни. Это и обильное искусственное освещение (включая рекламу); стимулирующее воздействие электромагнитных колебаний, возникающих при работе теле - и радиостанций; городской шум, движение транспорта; влияние радио, кино и телевидения на раннее интеллектуальное, особенно сексуальное, развитие.

Технический прогресс в экономически развитых странах привел к концентрации населения в больших городах. Развитие транспорта и связи сократило расстояния, ранее казавшиеся очень значительными. Усилилась миграция населения. Расширилась география брака, рушится генетическая изоляция. Это создает благоприятную почву для изменения наследственности. Молодое поколение становится выше ростом и созревает раньше своих родителей.

Акселерация является предметом изучения не только биологии и медицины, но и педагогики, психологии и социологии. Так, специалисты отмечают некоторый разрыв между биологической и социальной зрелостью молодых людей, при этом первая наступает раньше. В связи с этим встает ряд вопросов перед медицинской теорией и практикой. Например, появилась необходимость в определении новых норм трудовой и физической нагрузки, питания, нормативов детской одежды, обуви, мебели и др.

4. Факторы и гипотезы акселерации

Акселерация - достаточно сложное по своему происхождению явление, зависящее от действия многих биологических и социальных факторов. Основное значение, видимо, имеет весь комплекс средовых воздействий, влияющих на индивидуальное развитие человека в процессе реализации его наследственной программы. Особенно велика роль качественных изменений диеты, достижений медицины, иммунизации населения, последствий хозяйственной деятельности человека, урбанизации и связанных с ней стрессов, ослабления физической нагрузки. Определенное значение могут иметь процессы, протекающие в современных популяциях и связанные с продолжающимся смешением населения планеты. Среди причин ускорения темпов роста и развития многие ученые называют цикличность солнечной активности, ослабление которой якобы сопровождается "всплеском" акселерации. Какое бы значение не имели те или иные природные или социальные явления, ясно, что акселерацию нельзя объяснить влиянием какого-то одного фактора.

Воздействие акселерации на биосоциальный статус и здоровье человека оценивается неоднозначно. Ускорение биологического развития может не сопровождаться одновременным ускорением "социального созревания”, что создает определенные сложности в становлении личности. Крайние отклонения в темпах развития вносят некоторую дисгармонию в жизнь организма ("синдром напряжения”) и в конечном итоге могут снижать его адаптивные возможности (о дисгармонии, связанной с ранним половым созреванием человека, писал еще И.И. Мечников).

акселерация питание ускорение развитие

Список использованной литературы

2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2003

3. Дубровская Н.В. Психофизиология ребенка. - М.: Владос, 2000

4. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия, физиология детей и подростков. - М.: Академия, 2000

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Акселерация - это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с физическим созреванием организма, психологи - с развитием психических функций, а педагоги - с духовным развитием и социализацией личности. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рассогласованием процессов физиологического созреваний организма и социализацией личности.

Среди основных причин акселерации можно указать следующие: общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, повышение качества питания и медицинского обслуживания, улучшение ухода за детьми в раннем возрасте, искоренение многих тяжелых детских недугов. Указывают и другие причины - радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ведущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда; уменьшение кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, влекущей рост всего организма. Вероятнее всего, акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов. С середины 80-х г. акселерация во всем мире пошла на убыль, темпы физиологического развития несколько упали.


Акселерация – это ускорение формирования всех физических показателей и биологического созревания организма. Впервые она была зафиксирована при соотнесении антропометрических показателей начала 20 столетия с показателями тридцатых годов 19 столетия, когда начали проводить антропометрические измерения детей. Считается, что описываемое явление, возникает уже на этапе внутриутробного созревания. За последние 40 лет вес новорожденных вырос на 50-100 г, а длина туловища – на 0,5-1 см. Существенное ускорение роста отмечается и у грудничков. Современные дети сегодня не только крупнее и выше своих ровесников, обитавших в начале прошлого столетия, но более развитые соматически. Наряду с акселерацией роста раньше настаёт и пубертатный этап.

Причины

После нововведений в медицинскую практику, относящихся к проведению измерений и сбора антропометрических данных, учёные начали регистрировать и фиксировать явления акселерации. При этом они обнаружили закономерность, связанную с увеличением скорости роста и более ранним наступлением пубертатного периода у детей. Такое явление учёные стали именовать акселерацией, поскольку в дословном переводе это слово означает ускорение.

Процесс акселерации затронул всю территорию земного шара.

Также учёные отметили и ускорение темпов биологического созревания, о чём свидетельствует, например, более раннее прорезывание зубов.

Помимо того, существует воззрение, что в дальнейшем эскалация процессов акселерации будет наблюдаться в африканских государствах. При этом сегодня в большинстве стран отмечается резкое снижение темпов созревания и скорости роста.

Акселерация роста и развития имеет следующие причины: смешанные браки, миграционные процессы, урбанизация, поменявшиеся биологические ритмы существования, изменение рациона (так в 1812 году в среднем на одного индивида приходилось 14 кг мяса в год, в 1933 – 33 кг, в 1980 году – 60 кг); изменившейся температурный режим (современное отопление поддерживает температуру неизменной), гипервитаминозы (чрезмерное потребление витаминов, что ускоряет биохимические процессы), блага цивилизации, например, электричество, телевидение вследствие своего раздражающего воздействия и поддержания возбуждения в нервной системе, стимулируют созревание и рост, наследственные факторы.

Также, помимо выше перечисленных факторов, учёными выдвинуто ряд теорий, объясняющих возможные причины, спровоцировавшие появление описываемого явления.

Теория физико-химического воздействия объясняет возникновение данного явления влиянием радиоволновой, солнечной радиации, магнитного поля, космической радиации, экологической обстановкой, обусловленной высокой концентрацией углекислоты, спровоцированной ростом производства.

Теории факторов условий бытия объясняют данное явление алиментарными и нутритивными причинами, избыточной информацией, социальными факторами.

Акселерация развития детей и подростков может быть генетически обусловленной, например, наступать вследствие циклических биологических трансформаций, смешения популяций (гетерозис).

Виды акселерации

Сегодня описываемое явление чаще употребляется в следующих значениях: эпохальная акселерация и внутригрупповая.

Первая – обозначает ускорение темпов физического созревания детей и тинэйджеров в соотнесении с предыдущими поколениями.


Многочисленные исследования физического созревания детей разных возрастных периодов продемонстрировали, что большинство функциональных систем организма существенно обгоняют хронологию созревания, типичную для детей, родившихся около 40 лет назад.

Явления акселерации начинаются с этапа внутриутробного формирования. Как приводилось выше, длина туловища и вес новорожденных малышей увеличился. Рост пятнадцатилетних тинэйджеров в сравнении с их ровесниками начала столетия также увеличился на 5-10 см, а вес – на 4-10 кг. Важнейшим следствием акселерации сегодня считается более раннее формирование речи, появление реагирования на звук, свет.

Современные малыши раньше начинают удерживать головку, садиться, ходить, нежели их собратья, жившие в недавнем прошлом.

Значительно стремительно проистекает созревание отдельных сегментов скелета, эндокринной системы, что обуславливает более раннее наступление пубертатного периода.

При этом отмечается сокращение продолжительность роста. Сегодня рост молодых людей прекращается в среднем в шестнадцати-девятнадцатилетнем возрасте, а полвека назад их потомки максимального роста достигали к двадцати пяти-шестилетнему возрасту.

Ускорение физических показателей и созревание интенсифицировало психическое развитие. Однако бытует мнение, что акселерация психического созревания порождена научно-технической революцией, улучшением, доступностью и повышением требований к образовательному процессу. Поэтому здесь целесообразнее говорить о двух вариациях акселерации психики: об ускорении, вызванном ранним формированием морфофункционального фундамента психики и акселерации, порождённой социальным прогрессом.

Под внутригрупповой вариацией акселерации подразумевают ускорение физического созревания отдельных детей и молодых лиц в возрастных группах. Такие дети ориентировочно составляют 13-20 % от общего количества детей данного возрастного этапа. Им присуща большая мускульная масса, высокий рост, больший потенциал дыхательной системы. Пубертатный период у них проходит быстрее, также раньше заканчивается рост тела и быстрее происходит психическое созревание.

Акселерация развития внутригруппового вида бывает гармоничной и дисгармоничной.

Гармоничное ускорение созревания подразумевает параллельную акселерацию биологического созревания и роста, что ведёт к более быстрому завершению этапа детскости.

Приведённый выше вариант ускоренного развития встречается довольно редко. Как правило, чаще на фоне акселерации психофизического формирования наблюдаются отчётливые соматовегетативные отклонения (на раннем периоде) и эндокринные дисфункции (в старшем периоде). В психической сфере отмечается дисгармония, обнаруживающаяся в форсированном развитии одних функций (например, речи) и недоразвитием других (например, социальных навыков, моторики), а иногда телесная акселерация обгоняет психическую. Так происходит дисгармоничная акселерация.

Педагогические проблемы акселерации

Основной современной проблемой, с которой сталкиваются педагоги, считается такой аспект акселерации, как ускоренное либо раннее половое созревание. Девочки часто страдают от неудовлетворённости собственным внешним видом, телом, ставшим резко неуклюжим, словно чужим. Часто эти проблемы дополняются появлением прыщей, угрей, что неизменно сопутствует гормональной перестройке. Вследствие чего юные девы становятся подвержены плохому настроению, депрессивным состояниям, часто грустят, что приводит к снижению заинтересованности образовательным процессам и школьной успеваемости. Аналогичное происходит и с парнями.


По причине ускоренного физического формирования подростки зачастую выглядят старше своего паспортного возраста. Вследствие чего родители, учителя, другие взрослые начинают выказывать им повышенные требования, считая подростков взрослыми, но соответствовать таким требованиям дети не могут, поскольку их психологическое созревание согласно их календарному возрасту. Это нередко приводит к понижению детской самооценки и возникновению депрессивных настроев.

Минусы акселерации также заключаются и в раннем старте половой жизни. Раннее вступление в интимные отношения чревато венерическими недугами, нежелательной беременностью и соответственно абортом, что может в дальнейшем повлечь бесплодие.

Поэтому родительско-учительской задачей здесь является трансформация пробуждающейся половой энергии в созидательную, например, увлечь чадо творчеством, спортом, заинтересовать учёбой.

Таким образом, раннее созревание детей ставит следующий ряд задач перед психолого-педагогической отраслью:

– улучшать отбор в общеобразовательные учреждения (необходимо учитывать не только паспортный возраст, но и биологический);

– изменить сроки введения отдельных образовательных программ;

– пересмотреть возрастной потенциал детей;

– модифицировать содержание отдельных образовательных программ согласно возросшему потенциалу детей;

– заниматься профилактикой нарушений, порождённых акселерацией.

Однако ускоренное формирование всех физических показателей не всегда заключает в себе лишь негативную сторону. Существуют и плюсы акселерации, состоящие в регулировании процессов физиологического созревания подростков, способствовании улучшению здоровья, росту потенциальных возможностей.

Акселерация у детей — это ускорение темпов физического и полового развития по сравнению с предыдущими поколениями. Среди основных причин называют улучшение качества жизни, масштабную урбанизацию, воздействие климатических и наследственных факторов. Акселерация проявляется увеличением роста, веса и других антропометрических данных, более ранним формированием вторичных половых признаков. Для диагностики достаточно физикального осмотра ребенка, сравнения его показателей с центильными таблицами и половой формулой. Лечение проводится, если акселерация вызвала функциональные или органические патологии.

МКБ-10

Акселерация у детей

Общие сведения

Акселерация у детей

Причины акселерации

Ученые пока не пришли к единой теории, объясняющей происхождение процесса акселерации. Ее механизмы формирования сложны, и, вероятно, зависят от комбинации наследственных, социально-экономических и климатических факторов. Установлено, что этот процесс сильнее выражен у мальчиков, детей брахиморфного типа телосложения. Наибольшее признание в научных кругах получили следующие этиологические факторы:

  • Улучшение условий жизни. Большинство исследователей связывают акселерацию с изменением питания, повышением потребления мяса, других белковых продуктов. Немаловажную роль играет повышение качества медицинского обслуживания, способствующее резкому снижению младенческой смертности и увеличению длительности жизни населения.
  • Климатические особенности. Ускоренное развитие ребенка провоцируется изменениями геомагнитной активности и интенсивности солнечной радиации. Ряд ученых объясняет периодические скачки роста циклическими изменениями в природе.
  • Урбанизация. В городских условиях появилось больше раздражителей (электрический свет, радио, телевидение), которые стимулируют нервную систему и способствуют ускорению всех физиологических процессов. Процесс акселерации иногда связывают с негативными урбанистическими явлениями — шумом, высоким темпом жизни.
  • Генетические факторы. С развитием общества усилилась миграция населения, и расширился круг брачных связей, на фоне чего закономерно повысилось разнообразие генома. В сочетании с улучшением условий жизни, которое способствовало полной реализации генетического потенциала, это вызвало акселерацию.

Акселерация протекает неравномерно в разных странах мира. Раньше всего она проявилась в Западной Европе (середина XIX века), а к концу столетия распространилась по Южной и Центральной Европе. В СССР развитие детей заметно ускорилось с 30-х гг. ХХ века. Позже всего процесс начался в Китае и Японии — в середине ХХ века. В европейских странах, где акселерация началась рано, сейчас происходит обратный процесс — деселерация (ретардация).

Симптомы акселерации у детей

Признаки акселерации проявляются с периода новорожденности. За последние 150 лет вес младенцев после рождения увеличился в среднем на 300 г, а рост — на 0,5-1 см. Пропорционально увеличилась и масса материнской плаценты, чтобы обеспечивать потребности крупного плода. Удвоение веса у грудничков теперь происходит в 4 месяца, а не в полугодовалом возрасте, а масса тела ребенка в 1 год на 2 кг больше, чем в конце 19 века.

Отмечается заметное увеличение роста у дошкольников — на 10-12 см, у школьников — на 10-15 см. Параллельно с этим ускорились темпы полового созревания подростков. Вторичные половые признаки у современных детей начинают формироваться уже в 12-14 лет, а средний возраст менархе у девочек составляет 12-13,5 лет, тогда как 100-150 лет назад половое созревание начиналось в периоде 15-17 лет.

Быстрые темпы роста вызывают изменения в телосложении ребенка. Наблюдается большая относительная длина рук и ног вследствие их опережающего роста, у мальчиков по той же причине больше выражена широкоплечесть. У обоих полов выявляется повышенное отложение жировой клетчатки, что объясняет частые проблемы с весом в детском возрасте. При этом фаза роста заканчивается намного раньше (в 17-19 лет), хотя в начале XX века люди росли в среднем до 21 года.

Осложнения

Проявления акселерации негативно влияют на подростковый период, усугубляя существующие в это время физические и психологические особенности. Участились признаки вегетативно-эндокринных изменений: нарушения сердцебиения и давления, расстройства сна, жалобы на непереносимость духоты и общее астеническое состояние. У детей и особенно подростков стали чаще диагностироваться артериальная гипертензия, патологии ЖКТ, аллергические болезни.

У акселерированных детей, как правило, возникают психоэмоциональные нарушения, формируются психопатологические расстройства. Большую проблему в современной педиатрии представляет диссонанс между ранним половым созреванием и отсутствием социальной зрелости. Часть подростков рано начинает сексуальную жизнь, зачастую безответственно относясь к ней. Это повышает частоту венерических инфекций, увеличивает процент подростковых беременностей и абортов.

Диагностика

Чтобы оценить темпы развития ребенка и сравнить его данные со стандартизованными показателями, используют методы антропометрии. Педиатры регулярно измеряют рост, массу тела, окружность грудной клетки и другие показатели, которые заносятся в центильные таблицы или на специальные графики (кривые роста). Большинство детей входят в коридор с 25 по 75 перцентиль, условной нормой считаются значения с 5 по 95 перцентиль.

Если ребенок с признаками акселерации не предъявляет жалоб, ему не требуется дополнительное обследование, кроме стандартных ежегодных медосмотров. Врачи на профосмотрах должны обращать внимание на показатели сердечно-сосудистой и нервной систем, которые больше всего страдают из-за ускорения темпов развития. При необходимости рекомендуется углубленное исследование здоровья с применением ЭхоКГ, ЭЭГ, УЗИ органов грудной и брюшной полостей и т.д.

Лечение осложнений акселерации

В большинстве случаев акселерация воспринимается как особенность современных детей, поэтому не требует участия специалистов. Лечение назначается только при наличии отклонений в состоянии здоровья, которые вероятно вызваны ускоренным половым и физическим созреванием. Терапией занимается участковый педиатр, который по показаниям направляет пациента к профильным детским врачам — кардиологу, неврологу, эндокринологу и др.

Большое значение имеет нормализация образа жизни, устранение стрессов и просветительская работа с детьми, что способствует уменьшению функциональных отклонений здоровья. При выраженных субъективных симптомах и признаках органического поражения применяют препараты для этиопатогенетической терапии, физиотерапевтические методики и ЛФК. Комплекс мер подбирается индивидуально с учетом нозологической единицы, состояния здоровья ребенка.

Прогноз и профилактика

Акселерация — неоднозначный процесс, который имеет позитивные и негативные стороны, однако зачастую она не оказывает значительного вреда для детского здоровья. Большая роль отводится индивидуальным особенностям ребенка, генетическому потенциалу и факторам внешней среды, от которых зависит риск появления заболеваний. Профилактические меры по предупреждению осложнений заключаются в ведении здорового образа жизни и исключении факторов риска, провоцирующих болезненные состояния.

Читайте также: