Конспект урока окружающий мир 1 класс

Обновлено: 07.07.2024

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Личностные: развивать интелектуальны и ппрактические умения детей; развивать познавательные способности учащихся в процессе самостоятельной учебной и творческой деятельности, развивать речь, внимание, память, логическое мышление;

Предметные : Дать понимание, что звёзды огромные пылающие шары, находящиеся очень далеко от земли, что Солнце – ближайшая к земле звезда.

Этапы, методы и приёмы

Содержание урока и деятельность учителя

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Словесный: Приветствуют учителя

На уроке наши глаза внимательно

Смотрят и все … (видят).

Уши внимательно слушают

Голова хорошо … (думает).

Проверить готовность к уроку.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

2. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: Ответы на вопросы, фронтальный опрос

Наглядный: Работа с презентацией

- Я буду задавать вопросы, а вы постарайтесь на них ответить:

- Человек, который изучает звезды и другие небесные тела? (астроном)

- Птица, которая живет в теплых странах и не умеет летать? (страус)

- часть велосипеда, на р начинается, 4 буквы? (рама)

- Животные, которые вымерли очень-очень давно? (динозавры)

- Время года, которое наступает после осени? (зима)

- Основная работа этого человека-печь хлеб? (пекарь)

- В нее одевались первобытные люди? (шкура)

- Вот мы с вами и повторили то, что изучали ранее.

- А мы переходим к следующему разделу.

- Прочитайте на странице 31 название следующего раздела (Почему и зачем?).

Отвечать на вопросы, анализировать, вспомнить изученное.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Постановка учебной задачи

Поисковый: определить тему

- Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.

- Ребята, Муравьишка приготовил для вас новый вопрос.

- Давайте прочитаем его(тема).

- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке.

(о солнце и звездах)

- Прочитайте, на странице 32, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

Формулировать свои мысли, высказывать свое мнение.

Отвечать на вопросы.

Отгадать тему и цели урока

Регулятивные: определять, формулировать цель деятельности на уроке.

4. Решение учебной задачи или открытие нового знания

Что такое Солнце?

Эл. Приложение (демонстрация, фрагмент о Солнце)

(Солнце - огромный пылающий шар. Температура на солнце 20 млн.гр. Солнце - шар великан, в 109 раз больше Земли. Наша планета в сравнении с солнцем, как горошина рядом с футбольным мячом. Но нам оно кажется маленьким кружком, потому что находится от Земли на очень большом расстоянии: 150 млн.км. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают нашу планету. А Земля вращается вокруг солнца, подставляя ему то один, то другой бок. Каким боком к солнцу повернётся, там и день, на обратной стороне Земли - ночь.

Отвечать на вопросы.

Работать по учебнику

Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

5. Первичное закрепление

Отвечать на вопросы

Вывод: Значит, солнце не просто светит днём, оно-то и создает нам день. Когда солнце освещает Землю, начинается день, а на обратной стороне Земли наступает ночь.

- Без Солнца не было бы жизни на Земле. Оно согревает и освещает Землю. Это поняли еще древние люди и поклонялись Солнцу как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали восход по утрам.

- На стр. 21 в тетради даны две рамочки. В них нарисуйте весёлое и грустное солнышко. Расскажите, зависит ли ваше настроение от того, солнечный день или пасмурный.

Что такое звёзды?

Загадка: Рассыпалось к ночи зерно.

Глянули утром – нет ничего. (Звёзды)

- В старину люди думали, что звезды – это блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Но это не так. Кто знает, что такое звезды? (Ответы детей, чтение хорошо читающим учеником текста учебника на с. 32)

-Днем не заметен слабый блеск других далеких звезд. И только ночью когда Солнца нет, они видны.

- На стр. 32 учебника рассмотрите звезды и прочитайте их названия: Регул, Сириус, Солнце, Альдебаран. На ночном небе звезды мерцают разными цветами: голубым, белым, желтым, красным. Белые и голубые звезды – очень горячие. Они горячее Солнца. Желтые звёзды холоднее белых. Они примерно такие же, как наше Солнце. Звёзды красноватого цвета холоднее Солнца. По своим размерам звезды сильно отличаются друг от друга: есть красные гиганты, нормальные звезды и белые карлики.

-Закрепление пройденного (Тетрадь, задание 1 на с.21).

-Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединили отдельные группы звезд в созвездия. Созвездиям и самым ярким звездам люди дали имена. Отгадайте, о каком созвездии идет речь:

Из какого ковша

Не пьют, не едят,

А только на него глядят? (Созвездие Большой Медведицы).

- Под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва. Оно состоит из 70 звезд.

Миф о созвездии Льва:

Возле древнего греческого города Немен свирепствовал лев. Герой Геркулес настиг льва около логова и пустил в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем. В честь этого льва и названо одно из созвездий.)

Отвечать на вопросы.

Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

В этом тематическом разделе собран и обобщён опыт педагогов по проведению учебных и внеклассных занятий по окружающему миру, по широкому спектру тем. Посмотрите, какие пути и приёмы подачи материала для первоклассников нашли Ваши коллеги.

Окружающий мир в 1 классе: конспекты уроков, планирование, программы

Содержится в разделах:

Урок по окружающему миру в 1 классе Урок по окружающему миру 1 класс УМК Перспектива Тема. Наш класс в школе. Цели: Предметные результаты: - определять и называть объекты природы и предметы культуры в классной комнате. - называть составные части окружающего мира. Метапредметные результаты: - различать старинные и.

Тест по окружающему миру в 1 классе Тест по окружающему миру 1 класс 1. Водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй -это … a. Насекомые b. Рыбы c. Птицы d. Звери 2. Животные, у которых шесть ног- это… a. Насекомые b. Рыбы c. Птицы d. Звери 3. Животные, тело которых покрыто перьями- это… a.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить с общими признаками и разнообразием рыб; учить описывать рыб по плану, приводить примеры речных и морских рыб.

Изучить внешнее строение и отличительные признаки рыб.

Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи.

Развивать интерес к предмету через использование ИКТ, применять в своей работе интерактивную доску, систему оценивания.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Тип: изучение нового материала.

Форма проведения: урок-исследование.

Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный, наглядный.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.

Планируемые результаты:

Метапредметные

Познавательные

Умение:

находить нужную информацию, анализировать ее,

находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

сравнивать и группировать предметы по заданному признаку;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные

Умение:

принять учебную задачу, сохранить ее, действовать в соответствие с ней,

работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Коммуникативные:

Умение:

оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

сотрудничать с одноклассниками, договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение .

Усвоение характерных признаков рыб, умение их описывать, называя отличительные признаки, сравнивать, находить общее и различия, объединять рыбы в группы.

Проявление творческого отношения к процессу обучения, оценка своей работы в этой роли.

Межпредметные связи на уроке: литературное чтение, технология, краеведение.

Оборудование:

I Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк,

- Скажите, ребята, какой у нас сейчас урок? (Окружающий мир)

II Актуализация знаний.

- Я предлагаю вам вспомнить, о какой группе животных мы говорили с вами на прошлом уроке? (О насекомых)

- Что нового вы узнали о насекомых? (Насекомое-это животное, у которого 6 ног.)

- Приведите примеры насекомых, которые вам известны…

2. Проверка знаний.

Мудрая Черепаха приготовила вам вопросы для проверки. Если вы согласны, то показываем знак согласия, если нет – запрещающий знак.

1. Тело насекомого состоит из головы, груди и брюшка? (да)

2. Муха – это насекомое? (да)

3. У насекомого 8 ног? (нет)

4 Бабочки питаются нектаром цветов?(Да)

5. Паук – это насекомое? (нет)

6. Гнездо осы похоже на большой шар? (да)

7. У бабочки 6 крыльев? (нет)

III Самоопределение к деятельности.

- Кто из вас встречал вчера или сегодня насекомых? Почему их нет?

- А в какое время года насекомых много? (Летом)

1. Релаксация

Закройте глаза. Представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зеленой лужайке среди множества насекомых.

Утром стрекоза проснулась,

Полетела, улыбнулась.

У реки остановилась,

Над водою закружилась. – Стрекоза это насекомое? (Да)

2. Введение в тему урока.

- Наш помощник – Муравей Вопросик отправился вслед за стрекозой. Очень уж ему интересно было наблюдать за ней. А стрекоза долго кружилась над водоёмом. Вопросику стало интересно - что же она там разглядывает?

А вы, ребята, хотите это узнать? (Да)

- Тогда отгадаем загадку, которую приготовила нам Мудрая Черепашка:

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть да не говорю.

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть – не летаю.

(Рыба) (Слайд 1)

- Предположите, о чём или о ком пойдет речь на уроке.

Постановка перед детьми учебных задач.

- Сегодня на уроке узнаем, каких животных называют рыбами. Откройте учебник на стр. 32 и прочитайте цели, которые нам ставит Муравей-Вопросик .Научимся приводить примеры речных и морских рыб, описывать рыбу по плану.

- Героями каких сказок являлись рыбы? (Слайд 2)

- Где могут жить рыбы? (В воде, в речке, в озере, в море.)

- В любой ли воде могут жить рыбы?

- А в какой воде им трудно будет жить, они могут погибнуть?

- Что должен сделать человек, чтобы они не погибли?

Вывод делают дети: Мы должны помнить, что нельзя отдыхая у водоемов загрязнять воду. В ней живут рыбы.

3. Постановка проблемы, выдвижение гипотезы.

- Муравьишка Вопросик хотел бы знать: - А могут ли рыбы жить на суше?

- Кто согласен? Муравьишка сомневается.

- Давайте продолжим исследование окружающего мира в учебнике и докажем, что рыбы не могут жить на суше и почему.

IV Организация исследовательской деятельности по решению проблемы.

Работа с учебником (исследование строения рыб, определение функций частей тела)

Муравьишка Вопросик заглянул в водоем и увидел там вот такую рыбу. (Слайд 3)

- Кто знает как называется эта рыба? (красноперка)

- Кто догадался, почему эта рыба называется красноперка? (красные плавники похожие на перышки).

-Изучите по рисунку в учебнике строение этой рыбы. Найдите указанные части у других рыб, изображенных в учебнике.

2. Первичное закрепление знаний.

- Туловища рыб обтекаемы, чтобы было легче плавать.

Плавники и хвост помогают рыбам плавать.

Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд.

Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок.

Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.

- Зачем рыбе нужны жабры? (Рыбы не могут жить без кислорода. Большинство рыб получают его из воды с помощью жабр. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Вода выходит наружу через жаберные щели.)

- Так могут ли рыбы жить на суше? (Нет) Что необходимо им для жизни? (Они дышат кислородом, растворённым в воде) Молодцы!

- Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут? ( Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде.)

3. Исследовательская, практическая работа.

- Муравьишка приготовил загадку:

И у мамы, и у деток

Вся одежда из монеток. (Рыбы).

- Какое ключевое слово помогло догадаться, что это рыбы? (Монетки- чешуйки).

- Значит тело рыбы покрыто чешуёй. Зачем она? (Слайд 4)

- Отличительный признак рыб - чешуя. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт и колечко получается узкое. Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.

Подводит к определению нового признака рыб.

(На столах у детей лежит карточка с силуэтом рыбы, сделанная на уроке технологии из пластилина. Монеткой они оставляют отпечатки в виде чешуек. Делают вывод - чешуйки в шахматном порядке).

4. Работа по учебнику в парах.

- Рассмотрите рыб на картинке справа. Положите ладошку на рисунок. Эти рыбы живут в море. - Как бы вы их назвали и почему? (морские). Т.е. моря и океаны- их среда обитания.

- Рассмотрите рыб на картинке слева. Положите ладошку на этот рисунок. Эти рыбы живут в реках и озёрах. Как бы вы их назвали? (речные). Т.е. пресные водоёмы - их среда обитания.

1. На дворе зима ли, осень,

В глубине родной реки

Мы тельняшки гордо носим,

Как лихие моряки. (Окуни.) (Слайд 5)

2.Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает

(Щука) (Слайд 6)

Щука речная рыба, больших и средних размеров.Окраска туловища пятнистая,с темными полосками.

3. На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом) (Слайд 7)

У сома в отличие от других рыб тело не покрыто чешуёй, оно голое. Его защищает толстая кожа.

- По сравнению с другими нашими рыбами - сом великан.

- Сом - неповоротливый, ленивый. Гоняться за добычей не любит, предпочитает хитрить. Затаится на дне и ждёт добычу. Может лягушку съесть, утёнка или гусёнка за лапку схватить и утащить под воду.

4. 3. Он всем рыбам говорил:

- Я к зиме зароюсь в ил,

Буду спать в нем до весны

И смотреть цветные сны

Я не хрюшка, ил – не грязь,

А зовут меня…(карась) (Слайд 8)

5. До чего ж его иголки

Велики и очень колки.

Что за рыба, словно еж?

Догадались? Это. (ёрш) (Слайд 9)

У ерша колючие плавники.

-Как вы думаете, где обитают все эти рыбы? (в реке)

-Итак, все названные рыбы – речные. Постараемся их запомнить.

- Какие реки протекают в Курской обл.(Сейм, Кур, Тускарь)

- Какие рыбы в них живут?(Сом, карась, щука, карп, лещ,белый Амур, плотва и др.)

Речные рыбы:

1 – окунь; 2 – щука; 3 – сом; 4 – карась; 5 – ёрш. (Слайды 8 – 12)

Морские рыбы:

1 –сельдь; 2 – треска; 3 – акула; 4 – морской окунь; 5 – ка'мбала. (Слайды 9 – 17)

1. Блещет в море чистом
Спинкой серебристой.
(Сельдь) (Слайд 11)

2. Я в пятнах вся такая,
Но рыба не речная.
Я хищница морская,
Скажи, кто я такая?
(Треска) (Слайд 12)

3. Зубы в пасти в три ряда.
Это целая беда.
Этот хищник знаменит,
Тем, что он - морской бандит
. (Акула) (Слайд 13)

Акулы - отличные пловцы с обтекаемой формой тела, которая также, как у сома, не покрыта чешуёй.

В пасти акулы несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантская акула – самые большие рыбы

4. Мой брат в тельняшке, но - в реке,

Я – в море, без тельняшки.

Мой красный цвет пугает всех.

Я - хищник настоящий! (Морской Окунь) (Слайд 14)

5. Вот так рыба – просто чудо!

Очень плоская, как блюдо.

Оба глаза на спине,

И живёт на самом дне.

Очень странные дела.

Эта рыба … (Камбала). (Слайд 15)

У камбалы – крошки два глаза, как у всех рыб, по обеим сторонам головы. Малек камбалы похож на обычную рыбку, только на дно ложится боком: одним глазом смотрит вверх, а другим вниз, на дно. Постепенно тот глаз, что смотрит на дно, начинает перебираться на верхнюю сторону и скоро оказывается рядом с первым.

Ляжет камбала на песчаное дно - и не видно ее. Однажды проделали опыт: положили ее в банку, раскрашенную полосками, оставили. Приходят через какое-то время, а рыба вся полосатая, словно кусочек занавески в банке забыли.

- Повторим, где обитают эти рыбы? (В море)

- Значит, это - морские рыбы. Постараемся и их запомнить.

VI Работа в рабочей тетради с.24

Силуэт –это . Oдноцветное контурное изображение чего-либо или кого-либо на фоне другого цвета, нарисованное или вырезанное.

Используя рисунок слева в тетради, нарисуй рыбку и раскрась ее. (дома)

VII Работа в парах. Описание одной из рыб, изображенных в учебнике по плану. (Слайды 20 - 23 )

План описания рыбы

1. Название рыбы.

2. Речная или морская.

3. Размеры (большая, средних размеров, маленькая).

5. Окраска туловища, плавников.

VIII Обобщение и систематизация знаний.

- Кто такие рыбы? ( Рыбы- это…

- животные, которые живут в воде

- двигаются при помощи плавников и хвоста

- дышат с помощью жабр

- тело которых (у большинства) покрыто чешуёй.

- А где рыбки могут жить дома?

X Рефлексивная деятельность. Подведение итогов.

- Какую цель мы ставили на уроке? - Достигли ли мы ее?

- Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на уроке: если вы хорошо запомнили названия рыб, их строение и основные признаки, то возьмите золотую (жёлтую) рыбку. Если вы допускали ошибки на уроке, но потом исправили их, то зелёную. А если на уроке вам было трудно, не запомнили названия, то красную.

Читайте также: