Кожа и ее производные конспект

Обновлено: 02.07.2024

Кожа - самый большой по площади орган человека. Кожа образует наружный покров, отделяющий внутренние органы и ткани от окружающей среды.

Роговые чешуйки кожи человека

Состоит кожа из эпидермиса (от греч. epi – над и derma – кожа) - наружного слоя, и дермы (собственно кожи) - внутреннего соединительно-тканного слоя. Ниже кожи расположена гиподерма (греч. hypo — вниз), представленная жировой тканью.

Эпидермис

Эпидермис кожи представлен многослойным ороговевающим эпителием. В эпидермисе различают (снизу вверх) 5 слоев: базальный, шиповатый, зернистый, блестящий и роговой. В базальном слое клетки интенсивно делятся митозом, по мере перемещения клеток к поверхности они отмирают и ороговевают. Ороговение связано с накоплением клетками особого вещества - кератина.

Роговой (самый верхний) слой эпидермиса полностью обновляется за 7-11 суток. Благодаря такому обновлению эпидермис весьма устойчив к действию механических и химических факторов, является барьером для микробов - бактерий, непроницаем для воды.

Строение эпидермиса

В базальном слой расположены меланоциты (от греч. melanos - чёрный) - клетки, которые накапливают пигмент черного цвета - меланин. Синтез этого пигмента усиливается при длительном нахождении на солнце, что и является причиной появления на коже "загара".

На самом деле загар представляет защитную реакцию организма на вредное воздействие ультрафиолетовых лучей, которая препятствует их прохождению через кожу во внутренние ткани и органы.

Меланоциты

Дерма

Под эпидермисом расположена дерма (собственно кожа), в которой можно обнаружить потовые и сальные железы, а также волосяные фолликулы (лат. folliculus - мешочек). В дерме расположены кровеносные и лимфатические сосуды, нервы, мышечные волокна.

В дерме различают два слоя:

Образован рыхлой соединительной тканью в виде сосочков, вдающимися в нижние слои эпидермиса. Именно сосочковый слой определяет уникальный рисунок кожи человека. Здесь расположены кровеносные и лимфатические сосуды, нервные окончания.

Образован плотной волокнистой соединительной тканью. Структурные белки - коллаген и эластин (вместе с гиалуроновой кислотой) - придают этому слою (и коже в целом) прочность и эластичность. В сетчатом слое локализуются потовые и сальные железы, волосяные фолликулы.

Строение дермы

Мы приступаем к изучению придатков кожи: сальных, потовых желез, волос и ногтей. Термин придатки ни в коем случае не преуменьшает значимость этих образований, он лишь подчеркивает, что все они - производное (образовались из) эпидермиса кожного покрова.

Потовые железы - трубчатые экзокринные железы, протоки которых открываются на поверхность кожи порами. Выделяют секрет - пот, в составе которого присутствует вода, мочевина, мочевая кислота, соли. Потовые железы находятся почти по всей поверхности кожи.

Функции потовых желез:

  • Выделительная - удаляют из организма мочевину, мочевую кислоту
  • Участие в водном и солевом обмене - с потом выделяются вода и соли для поддержания гомеостаза
  • Терморегуляционная - при испарении пота кожа охлаждается, избавляясь от избытка тепла

Потовые железы

Сальные железы расположены, в отличие от потовых, более поверхностно. Их выводные протоки могут открываться как в волосяную сумку, так и на поверхность кожи. Секрет сальных желез - кожное сало, которое предотвращает развитие на коже микробов, препятствует высыханию кожи, смягчает ее поверхность и является смазкой для придатков кожи - волос.

Сальная железа

Волос - производное эпидермиса, состоящее из корня и стержня. Корень волоса заканчивается волосяной луковицей, в которую снизу входит волосяной сосочек с сосудами и нервами. Рост волос происходит за счет деления клеток волосяной луковицы. Снаружи корень волоса окружен волосяной сумкой, к которой крепится мышца, поднимающая волос.

Проток сальной железы открывается в волосяную воронку - место перехода корня волоса в стержень. Стержень состоит из мозгового и коркового вещества, представленного ороговевшими клетками. К старости количество пигмента в ороговевших клетках (чешуях) снижается, а количество пузырьков газа - увеличивается, что и является причиной поседения волос.

Волосы у человека по сравнению со многими другими животными - крошечные и не могут выполнять функцию термоизоляции. Ресницы, брови, волосы носа и уха выполняют защитную функцию. Брови служат для недопущения попадания пота, раздражителя, в глаза.

Строение волоса

Ногти - производные эпидермиса, представляющие собой выпуклые роговые пластинки, расположенные в ногтевом ложе. Ногтевое ложе состоит из росткового эпителия и соединительной ткани, богато нервными окончаниями и кровеносными сосудами. Рост ногтя происходит за счет деления клеток росткового эпителия.

В нижней части ногтевое ложе окружено плотным кожистым валиком - кутикулой, которая предохраняет ростковую зону ногтя от попадания в нее бактерий, инородных частиц. Функция ногтя - защита чувствительной части пальца от механических повреждений и создание для нее опоры.

Строение ногтя

Кожа - орган терморегуляции

Вы уже знаете, что за счет испарения пота кожа может охлаждаться, тем самым выполняя терморегуляционную функцию. Однако, это не единственный механизм терморегуляции. В коже расположены сети кровеносных сосудов.

Во время жары сосуды расширяются, кровь заполняет их - теплоотдача увеличивается, таким образом, организм отдает лишнее тепло окружающей среде.

Во время холода сосуды сужаются, крови в них становится меньше (теплоотдача уменьшается), она устремляется во внутренние органы (печень), чтобы организм как можно дольше смог поддерживать оптимальную температуру.

Сосуды кожи

Кожа - орган осязания

В коже находятся нервные окончания (рецепторы), воспринимающие различные раздражители: холод, тепло, давление, боль. Холодовые рецепторы находятся у поверхности кожи, тепловые - залегают в дерме (собственно коже). Боль воспринимается с помощью свободных нервных окончаний.

Рецепторы в коже

Кожа - место синтеза витамина D

Кожа активно участвует в синтезе витамина D. В ней содержится вещество предшественник витамина D - эргостерин, который под ультрафиолетовыми лучами (вот почему полезно бывать на солнце) преобразуется в витамин D.

У детей при недостатке солнечного облучения (инсоляции) может развиваться рахит - размягчение костной ткани, так как витамин D участвует в усвоении кальция.

Рахит

Функции кожи

Защищает внутренние органы и ткани от механических повреждений, покрыта кожным салом, которое препятствует развитию болезнетворных микроорганизмов.

При попадании в кожу чужеродных веществ (антигенов) происходит их распознавание и уничтожение, удаление. Воспаление кожи называется дерматит (от др.-греч. δέρμα, δέρματος — кожа + лат. itis — воспаление).

Терморегуляция осуществляется за счет потовых желез, кровеносных сосудов и подкожно-жировой клетчатки, которая выполняет теплоизоляцию внутренних органов и тканей.

Благодаря работе потовых желез из организма удаляется мочевая кислота, мочевина - побочные продукты обмена веществ.

При наполнении сосудов кожи в них может депонироваться до 1 л крови.

В коже располагаются температурные, холодовые, болевые рецепторы, а также рецепторы давления. Все они обеспечивают осязательную функцию кожи.

За счет работы потовых желез кожа принимает участие в водно-солевом обмене, а за счет образования витамина D во время инсоляции (солнечного облучения).

Дерматит

Заболевания

Ихтиоз

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Наружный покров нашего организма представлен кожей . Кожа имеет сложное строение и выполняет важные функции:

  • кожный покров практически непроницаем для веществ и микроорганизмов;
  • прочная и упругая кожа защищает внутренние органы от механических и химических воздействий;
  • через кожу с потом выводится вода, минеральные соли и другие продукты обмена;
  • рецепторы кожи обеспечивают связь организма с внешней средой;
  • кожа выполняет терморегуляционную функцию;
  • благодаря содержащемуся в ней пигменту меланину кожа защищает внутренние органы от ультрафиолетовых лучей;
  • в ней синтезируется витамин D.

10 (4).jpg

Эпидермис образован многослойным эпителием. Наружный роговой слой образован мёртвыми клетками, которые постоянно слущиваются. Он защищает лежащие глубже живые клетки от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды.

эпидермис.jpg

Самый глубокий слой эпидермиса — ростковый (базальный). В нём происходит размножение и развитие клеток, заменяющих слущивающиеся. В этом слое под влиянием солнечного света вырабатывается тёмный пигмент меланин, от содержания которого зависит цвет кожи.

Клетки гладкой мышечной ткани, коллагеновые и эластиновые волокна придают коже упругость и прочность.

В дерме расположены многочисленные нервные окончания и осязательные, холодовые, тепловые рецепторы, позволяющие воспринимать сигналы окружающей среды.

11 (3).jpg

Дерма пронизана кровеносными сосудами. Кровь приносит кислород и питательные вещества, уносит продукты обмена.

6 (33).jpg

Потовые железы имеют вид клубочков и открываются на поверхности кожи длинными выводными протоками. В состав пота входят вода, минеральные соли, продукты обмена белков (мочевина, аммиак, мочевая кислота). За сутки обычно выделяется около \(500\) см³ пота. В жаркое время и при физической работе его количество возрастает до \(3\) л. Испаряясь с поверхности кожи, пот охлаждает её.

Молочные железы тоже являются производными кожи. Они состоят из \(15\)–\(20\) видоизменённых потовых желез, образующих дольки. Функция молочных желез заключается в производстве молока, необходимого для выкармливания потомства.

Сальные железы напоминают пузырьки, образованные эпителиальной тканью. Протоки этих желез соединены с волосяными сумками или с поверхностью кожи, куда выделяется кожное сало, смазывающее волосы и кожу и придающее им эластичность.

Подкожная жировая клетчатка прилегает к дерме и представлена рыхлой соединительной тканью. В ней находится большое количество жировых клеток, в которых накапливаются запасные жиры. Толщина слоя различна на разных участках тела. Этот слой выполняет роль подушки, смягчает механические воздействия, защищает внутренние органы от травм, а также выполняет теплоизолирующую функцию.

Кожа, cutis. Функции кожи. Строение кожи. Эпидермис, epidermis

Анатомия: Кожа, cutis.

Кожа, cutis, образует общий покров тела, защищающий организм от внешних влияний. Она является важнейшим органом тела, выполняющим ряд существенных функций: теплорегуляцию, выделение секретов (пот и сало), а с ними и вредных веществ, дыхание (обмен газов), депо энергетических запасов. Ей приписывают и инкреторные свойства. Главная функция кожи — это восприятие разнообразных раздражений окружающей природы (прикосновение, давление, температура и вредные раздражения). Таким образом, кожа — это сложный комплекс воспринимающих приборов с огромной поверхностью рецепции, достигающей площади у взрослых около 1,6 м2.

Подробное строение кожи изложено в курсе гистологии, поэтому здесь мы ограничимся лишь кратким обзором макроскопического строения.

Кожный покров человека, как и у всех позвоночных, состоит из двух слоев:

1. Поверхностный слой — эпидермис, epidermis, происходит из эктодермы и представляет плоский многослойный эпителий, наружные слои которого ороговевают и постепенно слущиваются (особенно при некоторых заболеваниях, например при скарлатине, когда наблюдается значительное отторжение кожного эпителия — шелушение). Вследствие давления обуви или рабочих орудий образуются мозоли, представляющие местные утолщения рогового слоя.

Собственно кожа, corium ( dermis, derma ). Подкожную основа, tela subcutanea. Подкожная жировая клетчатка.

Анатомия: Кожа, cutis.

2. Глубокий слой — собственно кожа, corium (dermis), развивается из мезодермы и построен из волокнистой соединительной ткани с примесью эластических волокон (от которых зависит эластичность кожи, особенно в молодом возрасте) и неисчерченных мышечных волокон. Последние располагаются или в виде пучков, образуя мышцы — подниматели волос, или собираются в слои (сосок и околососковый кружок молочной железы, кожа полового члена, промежности), образуя (как, например, в мошонке) мышечную оболочку, tunica dartos). На лице corium тесно связан с мимической мускулатурой.

Верхний плотный слой corium вдается в эпидермис в виде сосочков, papillae cutis, внутри которых залегают кровеносные и лимфатические капилляры и концевые нервные тельца. Сосочки выступают на поверхности кожи, образуя гребешки и бороздки кожи. На гребешках, cristae cutis, ограничивающих тонкие бороздки, sulci cutis, открываются отверстия потовых желез, откуда капли пота стекают в бороздки и смачивают всю поверхность кожи. На ладонной стороне кисти и подошвенной — стопы гребешки и бороздки образуют сложный рисунок, имеющий у каждого человека свою особую конфигурацию, что используется в антропологии, а также в судебной медицине для установления личности, если у данного лица были предварительно сделаны отпечатки пальцев — дактилоскопия.

На всей остальной поверхности кожи заметен нежный рисунок треугольных и ромбических полей. В углах треугольников и ромбов выходят стержни волос и открываются сальные железы, а на возвышениях их — потовые железы.

Нижний слой corium переходит в подкожную основу, tela subcutanea, которая состоит из рыхлой соединительной ткани, содержащей скопления жировых клеток (подкожный жировой слой), и покрывает глубже-лежащие органы. Жировая клетчатка играет роль в терморегуляции. Она плохой проводник тепла, поэтому особенно развита у полярных животных. Степень развития подкожного жирового слоя отражает уровень обмена веществ, вследствие чего в течение жизни человек то полнеет, то худеет. Имеет значение и механический фактор: в местах, испытывающих давление при стоянии (подошва) и сидении (ягодицы), подкожный жировой слой развит особенно сильно в виде эластической подстилки.

Анатомия: Кожа, cutis.

Цвет кожи. Волосы. Строение волос. Ногти. Строение ногтей.

Анатомия: Кожа, cutis.

Цвет кожи зависит главным образом от пигмента (меланина), находящегося в самом глубоком слое эпидермиса. В коже цветных рас пигмента очень много; у негров он откладывается не только внутри и между клетками всего глубокого слоя эпидермиса, но и в клетках верхнего слоя дермы. Между бело-розовой кожей северного европейца и кожей негра существуют бесчисленные цветовые переходы.

Волосы плохо проводят тепло, чем и объясняется их значительное развитие в виде шерсти у млекопитающих. Человек единственный из всех приматов не имеет сплошного волосяного покрова, отсутствие которого, по-видимому, связано с ношением одежды (искусственный покров).

В волосе, pilus, различают часть, погруженную в кожу, корень, и часть, свободно торчащую над кожей, или стержень. Цвет волос зависит от пигмента, а также от содержания воздуха в волосе. При увеличении количества воздуха в толще волоса и исчезновении пигмента волосы седеют.

Ногти, ungues, подобно волосам, — роговое образование, производное эпидермиса. Когти хищных, копыта копытных животных и ногти приматов представляют гомологичные приспособления на концевых фалангах, устроенных соответственно функции пальцев у этих животных. Пластинка ногтя, являющаяся производным эпидермиса, лежит на соединительнотканном ногтевом ложе, откуда происходит рост ногтя, отчего ногтевое ложе получает название matrix (матка, источник) unguis.

По характеру секрета в коже различают три вида желез: 1) сальные, 2) потовые и 3) молочные (строение первых двух рассматривается в курсе гистологии).

Анатомия: Кожа, cutis.
Анатомия: Кожа, cutis.
Анатомия: Кожа, cutis.
Анатомия: Кожа, cutis.
Анатомия: Кожа, cutis.

Cосуды и нервы кожи. Кровоснабжение кожи. Иннервация кожи.

Анатомия кожного анализатора в целом изложена в разделе проводящих путей мозга, а зоны кожной иннервации — в разделе периферической нервной системы. В составе анимальных нервов в кожу приходят симпатические волокна, иннервирующие железы, сосуды и мышцы волос кожи.

Анатомия: Кожа, cutis.

Видео лекция гистология кожи, сальной железы, потовой железы, волос

Редактор: Искандер Милевски. Дата последнего обновления публикации: 9.9.2020

Наружные покровы человека — это кожа и ее производные (ногти и волосы), а также слизистые оболочки.

Кожа — самый большой орган человеческого тела: она занимают площадь 1,5-2 м.кв. Масса кожи человека составляет около 5% от массы тела. Толщина колеблется от 0,5 мм на внутренних поверхностях предплечий и веках, где она самая тонкая, до 5 мм на подошвах ног, где она самая толстая.

Кожа человека

Кожа выполняет множество важных для организма функций, потому что является естественной границей, разделяющей внутреннюю и внешнюю среду.

Прежде всего, это защитная (барьерная) функция. Кожа предохраняет от механических повреждений и от попадания вредных микроорганизмов и химических веществ из окружающей среды внутрь организма.

Не менее важна выделительная функция кожи. Через потовые и сальные железы из организма выводится вода и растворённые в ней соли.

Выполняет кожа и дыхательную функцию. Через кожу проникает кислород и выделяется углекислый газ — так реализуется дыхательная функция. Правда, дыхание кожи — это всего 2% от полного газообмена организма.

Кроме этого, кожа способна удерживать и накапливать различные вещества в подкожной жировой клетчатке, участвуя в обменных, метаболических процессах. Например, образующийся в коже под воздействием солнечных лучей витамин D регулирует обмен кальция и фосфора в организме.
Именно кожа способствует поддержанию постоянной температуры тела, контролируя отдачу тепла в окружающую среду. Около 80 % тепла, образующегося в организме при окислении различных веществ и при сокращении мышц, выделяется во внешнюю среду через кожу. Расширение сосудов кожи и увеличение выделения и испарения пота при высоких температурах окружающего воздуха являются важнейшим механизмом теплоотдачи, предохраняющим человека от перегревания. При похолодании сосуды кожи рефлекторно сужаются, кровоток уменьшается, и потери тепла снижаются.

В коже располагается большое количество чувствительных нервных окончаний, поэтому человек может ощущать прикосновение, боль, изменение температуры окружающей среды и адекватно реагировать на эти раздражители. И это далеко не все функции, которые выполняет кожа.

Секрет удивительной многофункциональности кожи заключается в ее строении.

В коже три основных слоя:

- внешний слой — эпидермис;

- внутренний слой — дерма;

- подкожная основа — гиподерма (жировая клетчатка).

Эпидермис — эпителиальный поверхностный отдел кожи, он состоит из 5 клеточных слоев: рогового, блестящего, зернистого, шиповатого и базального.

Наружный слой — роговой — состоит из мертвых клеток в виде чешуек, не имеющих ядер.

Клетки рогового слоя зарождаются как базальные и за 10-30 дней превращаются сначала в шиповатые, затем в зернистые, блестящие и, наконец, в роговые. Процесс движения клеток от базальной мембраны до лущения и отпадания с поверхности кожи в молодом возрасте равняется 21-28 дням, а затем происходит все реже и реже. Начиная приблизительно с 25-летнего возраста, процесс обновления кожи становится более медленным, увеличивается до 35-45 дней к 40-м годам и до 56-72 дней после 50-тилетнего рубежа.

Самый нижний — базальный слой — состоит из живых цилиндрических клеток, расположенных на базальной мембране. Это ростковые клетки (кератиноциты). Из них образуются все вышележащие слои эпидермиса. В базальном слое располагаются меланоциты, производящие пигмент меланин. Меланин состоит из трех основных красок — желтой, коричневой и черной. Преобладание той или иной краски обусловливает цвет кожи и волос человека. Кроме того, этот пигмент защищает кожу от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей. Меланин особенно интенсивно образуется под влиянием солнечных лучей, поэтому при загаре кожа темнеет. У некоторых людей клетки, содержащие пигмент, располагаются группами, образуя веснушки или пигментные пятна.

Базальная мембрана — уплотненное аморфное межклеточное вещество, место соединение дермы и эпидермиса. Через мембрану осуществляются обменные процессы между этими слоями.

В эпидермисе отсутствуют кровеносные сосуды, и его питание осуществляется за счёт диффузии тканевой жидкости из подлежащего слоя дермы.

Дерма — внутренний слой кожи толщиной от 0,5 до 5 мм. В этом слое много эластических волокон, придающих коже упругость и позволяющих ей растягиваться при движении. В дерме огромное количество тончайших кровеносных и лимфатических сосудов, обеспечивающих питание кожи, а сокращение и расслабление кровеносных сосудов позволяет удерживать тепло.

В этом же слое сосредоточены болевые и чувствительные рецепторы и нервы, которые ветвятся во все слои кожи и отвечают за ее чувствительность. На каждый квадратный сантиметр кожи человека приходится в среднем 200 рецепторов.

В дерме также располагаются функциональные железы кожи, через которые удаляется избыток воды и солей: потовые и сальные.

Потовые железы выделяют пот, и таким образом помогают поддерживать постоянную температуру тела, не давая коже перегреться. Количество пота колеблется в зависимости от температуры тела и окружающей среды, состояния работы или покоя, количества выпитой жидкости. В среднем, за сутки при нормальных условиях выделяется примерно 600-900 мл пота. Пот увлажняет кожу, препятствует чрезмерному высыханию ее поверхности, испаряясь, способствует терморегуляции и выводит на поверхность токсины.

Сальные железы имеются на всех участках кожи, кроме ладоней и подошв. Больше всего их на волосистой части головы. Выводной проток железы, как правило, впадает в фолликул волоса, но открывается непосредственно на поверхности. В сутки сальные железы вырабатывают от 20 до 70 граммов кожного сала. Секрет сальных желез вместе с потом образует тонкий водно-жировой слой, предохраняющий кожу от высыхания, способствующий повышению ее эластичности и обладающий бактерицидными свойствами. Экспериментально доказано, что на чистой коже в течение пяти минут погибают до 75% болезнетворных микроорганизмов.

Гиподерма — подкожная основа (жировой слой), которая защищает наш организм от избыточного тепла и холода, выполняя функцию термоизолятора, и смягчает силу любого механического воздействия на организм.

Гиподерма

Жировые клетки также представляют собой депо, в котором могут сохраняться жирорастворимые витамины (А, Е, F, К).

Мышцы кожи располагаются в дерме и подкожной жировой основе. Это гладкие и поперечно-полосатые мышцы. Пучки гладких мышц связаны с фолликулами волос, и при их сокращении волосы могут подниматься и опускаться. Поперечно-полосатые мышцы кожи располагаются на лице, обеспечивая мимику.

Кроме сальных и потовых желез, производными эпидермиса являются волосы и ногти.

На поверхности кожи человека примерно 5 миллионов волосков, доставшихся нам в наследство от предков — человекообразных обезьян. Волосы на теле человека развиты слабо, более обильно они растут на голове, создавая дополнительную защиту головному мозгу. В среднем у каждого человека на голове около 100 тыс. волос.

Цвет волос зависит от количества и окраски пигмента. У блондинов самые тонкие волосы и почти полностью отсутствует меланин. Самые толстые — чёрные волосы брюнетов. В среднем толщина человеческого волоса — 0,002 мм.кв., но он может выдержать груз массой 100 гр. А девичья коса прочнее любого каната того же сечения – она выдерживает груз до 20 тонн.

Волосы развиваются из волосяных луковиц, которые располагаются на дне особых впадин в коже — волосяных сумок, или волосяных фолликул. Каждая такая луковица снабжена кровеносными сосудами, обеспечивающими рост и питание волос. В каждом фолликуле есть очень маленькая мышца, способная приподнимать волос. Если человеку холодно или он испытывает сильные эмоции (например, испуг), то эти рудименты мышц сокращаются, волоски и кожа вокруг них приподнимаются, образуется так называемая гусиная кожа. Волосы человека растут не постоянно: продолжительность жизни волоса — от нескольких месяцев до 2 — 4 лет.

Ноготь представляет собой плотную роговую пластинку, поверхность которой в нормальном состоянии гладкая, блестящая, на ней часто видны нежные продольные полоски. Изменения структуры, цвета, формы ногтей говорит о наличии каких-то внутренних заболеваний, нехватке витаминов или минеральных веществ.

Ногти имеют свободный край, тело, корень и защищают самые болезненные места на последних фалангах пальцев. Ногтевая пластинка располагается на ногтевом ложе и окружена ногтевыми валиками. Как и кожа, ноготь состоит из живых и омертвевших клеток.

И наконец, к производным кожи относятся молочные железы. Каждая из двух желёз состоит из 15-20 видоизменённых потовых желёз, развившихся в дольки. У мужчин они остаются недоразвитыми, а у женщин формируют молочные железы в период полового созревания. Во время беременности эти железы увеличиваются, чтобы обеспечить новорождённого самой ценной пищей на земле — материнским молоком.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений проводить исследование.

Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть вас!
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и искать!
- Я желаю вам плодотворной работы на уроке!

Вы уже знакомы с самыми разными органами человека, и сегодня мы познакомимся еще с одним, пожалуй, самым удивительным органом. Попробуйте угадать, о каком органе пойдет речь:

· В нашем организме это самый тяжелый орган, он весит 2кг 700гр;

· Этот орган тесно связан с нервной системой.

· О нем говорят, что это зеркало нашего организма

· На этом органе находится около 250 тысяч волос;

· Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.

Конечно же, вы правильно догадались это наша кожа. Неужели о коже можно рассказать что-нибудь интересное? Ведь это просто оболочка, покрывающая тело наподобие водолазного костюма?

1.Достаточно ли у вас знаний о коже как органе человека?

2.Что вы знаете о коже? ( запишите на листочке)1 мин- прочитайте.

3. Что бы вы хотели узнать о ней? (ребята предлагают вопросы, записываем на доске, выделяем проблемный) (запишите, прочитайте)

-Почему кожу называют удивительным изобретением природы?

- Почему кожу называют зеркалом нашего организма?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос правильно, что вы должны узнать сегодня на уроке? (предполагаемые ответы учащихся)

- как устроена кожа.

-какие функции она выполняет.

Сегодня на уроке, вы должны понять, каким образом взаимосвязаны между собой строение и функции кожи. Для того чтобы разобраться в этом, вы будете работать с текстом, проводить наблюдения и исследования.

III.Формирование новых понятий

Задание: Прочитайте предложенный текст (лист№1) и выпишите все найденные вами функции кожи в таблицу в ваших технологических картах(Лист№2). На выполнение работы 5 мин.


Итак, прочтите какие функции у вас получились

(Защитная, терморегуляторная, выделительная, рецепторная ).

Какие же особенности строения кожи позволяют выполнять столь разнообразные функции?

Давайте рассмотрим строение кожи.

2.Работа с рисунком.

А для этого выполните задание:
1. Изучите по рисунку строение кожи. В учебнике стр.206
2. Ваша задача по ходу вашего знакомства со строением кожи заполнить кластер в ваших технологических картах (лист №3)

Покажите какой кластер у вас получился.

Мы узнали: из чего состоит кожа. Для того чтобы ответить на наш проблемный вопрос я предлагаю провести эксперименты в группах.

Задание для 1 группы:

Определение чувствительности кожи.

Цель: выяснить, на сколько чувствительны различные участки кожи.

Информация для обдумывания:

Рецепторы прикосновения разбросаны по телу очень неравномерно: например, на голени на 1 см^2 приходится 10 рецепторов, а на коже большого пальца 120.

1.Разведите ножки циркуля на расстояние в 3-4 мм и прикоснитесь к ниже перечисленным участкам кожи одновременно двумя концами ножек циркуля. Сколько прикосновений вы чувствуете? Разведите ножки циркуля на расстояние в 10-11 мм и повторите опыт снова. Результаты внесите в таблицу.

Расстояние (в3-4 мм)

Расстояние (в10-11 мм)

Вывод: 1.Самые чувствительные участки тела - это.

2.Как вы думаете для чего нашей коже нужны болевые, холодовые, тепловые, рецепторы?

Задание для 2 группы.

Опыт с перчатками.

Цель: выяснить, какую роль играет кожа в терморегуляции

Оборудование: пара перчаток-сухая и мокрая.

Информация для обдумывания:

Физическая терморегуляция заключается в регулировании процесса теплоотдачи. Согласно законам физики, тепло между соприкасающимися телами передается от более нагретого к менее нагретому телу путем теплопроводности, поэтому человеческое тело отдает свое тепло одежде и окружающему тело воздуху. Освободиться от излишков тепла можно и путем теплоизлучения, испускания тепловых лучей, без непосредственного контакта с более холодным телом. Это позволяет человеку в сильную жару избавиться от части тепла, если он находится в тени и не согревается ни солнечными лучами, ни тепловыми лучами от нагретых солнцем предметов. За сутки человек отдает 13 500 кДж тепла, из них 80 % через главный орган теплоотдачи - кожу. Терморегуляция связана с выделением пота, сужением и расширением кровеносных сосудов.

1. Наденьте на руки перчатки: одну сухую, а второй мокрую.

2. Какой руке прохладнее? Почему? Каковы механизмы?

3. Сделайте вывод.

4. Соотнесите результаты с ролью кожи в терморегуляции.

5. Объясните, почему, оставаясь продолжительное время в мокрой одежде и обуви, можно простудиться.

6. Составьте краткий отчет.

Задание для 3 группы:

Цель: выяснить как строение кожи связано с ее основной функцией.

Оборудование: лупа, микроскоп, готовый препарат кожных покровов.

1. Рассмотрите микропрепарат тканей кожи. Результаты внесите в таблицу.

(как расположены клетки, много ли межклеточного вещества?)

Особенности строения (кожа)

2. С помощью лупы разглядите особенности строения волоса (осветлённого и неокрашенного.

3. Определите сходства и отличия в строении.

4. Сделайте вывод о том, как связано строение кожи с выполняемыми ее функциями.

Какова функция волос? Чем осветленный волос отличается от неокрашенного?

Задание для 4 группы.

Цель: исследовать терморегуляторную и выделительную функцию кожи человека.

1.Наденьте пакет на кисть руки и закрепите его в области запястья с помощью резинового кольца или шнурка. Записывайте наблюдения в течение 5 минут.

2. Что происходит с кожей на руке? Что выделяется вместе с потом?

3. Почему одежду предпочтительнее покупать из натуральных материалов?

Сделайте краткий отчет и вывод о работе.

Задание для 5 группы

Цель: выяснить, как папиллярные узоры на пальцах связаны функцией кожи.

Оборудование: помада, лист, салфетки.

1. Закрасьте пальцы рук испытуемых (2 человека) помадой и поставьте отпечатки на листе.

2. Сравните отпечатки пальцев.

3. Проанализируйте текст. Подготовьте отчет:

1. В дуговом узоре линии, образующие рисунок, идут от одного края подушечки пальца к другому.

2. В петлевом узоре линии, образующие центральную часть рисунка, идут от одного бокового края пальца к центру.

3. Третий тип узоров – завитковые. Имеются две дельты – слева и справа от центральной части узора. Между дельтами располагается рисунок в виде концентрических окружностей, овалов, спиралей, петель.

Сравнив отпечатки пальцев и проанализировав текст, сделайте вывод о том, как папиллярные узоры на пальцах связаны функцией кожи

Где применяются знания об отпечатках пальцев на практике?

Задание для 6 группы

Цель: выяснить, как работа потовых и сальных желез связана ее функцией.

Оборудование: зеркало, салфетки.

1.Рассмотрите кожу лица в зеркале (увеличивающем)

2.Определите величину пор.

3.Возьмите бумажную салфетку и поочередно приложите ее к разным участкам лица. Определите где цвет салфетки изменился больше?

Результаты занесите в таблицу

Поры (крупные, мелкие, незаметные)

Изменение цвета салфетки

Сделайте вывод о роли потовых и сальных желез в коже.

Почему в подростковом возрасте появляются черные точки и угри?

Отчеты групп и заполнение таблицы о значении кожи.

IV.Первичное закрепление.
Составление синквейна.

V. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Предварительные сведения: цвет, форма и поверхность ногтей могут свидетельствовать как о здоровье, так и о болезни человека.

1.Изучите ногти с помощью лупы

2.Выясните, что могут сказать о здоровье наши ногти.

1.Сделайте вывод о значении ногтей в жизни.

Сегодня на уроке мне удалось ……

Урок мне показался очень ……., потому что….

- коротким -длинным - скучным или что-то другое.

Оцените свою работу на уроке (учитель заслушивает несколько комментариев, обсуждают поставленные оценки)

Конаржевская Лилия Викторовна

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений проводить исследование.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

образовательные:

-создать условия для формирования у детей представлений о строении кожи;

- обобщить и закрепить знания о строении и функциях главных частей и производных кожи

- проследить межпредметные связи анатомии сфизиологией, валеологией и гигиеной по вопросам здорового образа жизни;

-создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

-развивать познавательный интерес к окружающему миру путем привлечения занимательного материала, создание проблемных ситуаций;

-развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;

-развивать способность к наблюдению и творческий потенциал учащихся.

Воспитательные:

- формировать коммуникативные способности учащихся, культуру диалогового общения;

- пропагандировать здоровый образ жизни;

- воспитывать интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия.

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

-способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

-формируются умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

-умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

словесный – беседа на основе знаний учащихся;

наглядный – демонстрация видеофильмов, наглядных пособий, дополнительной литературы, презентаций;

практический – работа с микроскопом, лупой;

логический – выявление общих признаков, различий, формулировка выводов;

организационный – фронтальная, групповая, индивидуальная работа учащихся;

технический – использование наглядности, интерактивного оборудования.

Оборудование: компьютер, микроскопы, лупы, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска.

Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть вас!
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и искать!
- Я желаю вам плодотворной работы на уроке!

Вы уже знакомы с самыми разными органами человека, и сегодня мы познакомимся еще с одним, пожалуй, самым удивительным органом. Попробуйте угадать, о каком органе пойдет речь:

В нашем организме это самый тяжелый орган, он весит 2кг 700гр;

Этот орган тесно связан с нервной системой.

О нем говорят, что это зеркало нашего организма

На этом органе находится около 250 тысяч волос;

Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.

Конечно же, вы правильно догадались это наша кожа. Неужели о коже можно рассказать что-нибудь интересное? Ведь это просто оболочка, покрывающая тело наподобие водолазного костюма?

1.Достаточно ли у вас знаний о коже как органе человека?

2.Что вы знаете о коже? ( запишите на листочке)1 мин- прочитайте.

3. Что бы вы хотели узнать о ней? (ребята предлагают вопросы, записываем на доске, выделяем проблемный) (запишите, прочитайте)

-Почему кожу называют удивительным изобретением природы?

- Почему кожу называют зеркалом нашего организма?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос правильно, что вы должны узнать сегодня на уроке? (предполагаемые ответы учащихся)

- как устроена кожа.

-какие функции она выполняет.

Сегодня на уроке, вы должны понять, каким образом взаимосвязаны между собой строение и функции кожи. Для того чтобы разобраться в этом, вы будете работать с текстом, проводить наблюдения и исследования.

III.Формирование новых понятий

Работа с текстом.

Задание: Прочитайте предложенный текст (лист№1) и выпишите все найденные вами функции кожи в таблицу в ваших технологических картах(Лист№2). На выполнение работы 5 мин.

Текст для работы:

На границе соприкосновения с внешней средой у животных исторически образовался кожный покров – защита от различных воздействий. Кожа покрывает все тело человека, но это не просто оболочка, а сложный орган со многими функциями.

Кожа защищает наш организм от различных механических и прочих внешних воздействий (давления, трения, разрыва, удара и др.), препятствует потере воды. На поверхности кожи всегда находятся микробы. Однако сквозь здоровую кожу они проникнуть не могут. Кожа, находясь в состоянии постоянного отшелушивания роговых клеток, вместе с ними механически освобождается от микробов, а химические особенности кожного сала и пота, кислая реакция кожи создают неблагоприятную среду для их развития и жизнедеятельности. Кроме того, здоровая кожа вырабатывает особые защитные вещества, убивающие микробы.
Кожей мы непосредственно соприкасаемся с окружающей средой. В коже имеется огромное количество нервных окончаний — рецепторов, с их помощью мы воспринимаем холод, тепло, прикосновения, боль, выполняя таким образом рецепторную функцию. На отдельных участках кожи на 1 см 2 ее поверхности приходится до 200 болевых, 12 холодовых, 2 тепловых и 25 реагирующих на давление окончаний. Кожная чувствительность играет важную роль во взаимодействии организма с внешней средой, позволяет избегать ранений, ожогов, обморожений.

Кожа участвует в терморегуляции. Температура тела всегда остается постоянной. Значит, в разное время года идет разная теплоотдача. Она зависит от температуры воздуха, его влажности, движения.

Постоянно контактируя с внешней средой, кожа выделяет вредные для организма продукты обмена веществ. Через потовые железы выводятся различные соли и продукты белкового обмена. Так, кожа участвует в обмене веществ, особенно в водно-солевом обмене. В течение суток через кожу выделяется около 500 мл воды, что составляет 1% ее количества в организме.

Так же через кожу удаляется 2% углекислого газа, через кожную поверхность попадает в организм 1 % кислорода, т.е. кожа принимает участие в дыхании.

Итак, прочтите какие функции у вас получились

(Защитная, терморегуляторная, выделительная, рецепторная ).

Какие же особенности строения кожи позволяют выполнять столь разнообразные функции?

Давайте рассмотрим строение кожи.

2.Работа с рисунком.

А для этого выполните задание:
1. Изучите по рисунку строение кожи. В учебнике стр.206
2. Ваша задача по ходу вашего знакомства со строением кожи заполнить кластер в ваших технологических картах (лист №3).

Покажите какой кластер у вас получился.

Мы узнали: из чего состоит кожа. Для того чтобы ответить на наш проблемный вопрос я предлагаю провести эксперименты в группах.

Задание для 1 группы:

Определение чувствительности кожи.

Цель: выяснить, на сколько чувствительны различные участки кожи.

Информация для обдумывания:

Рецепторы прикосновения разбросаны по телу очень неравномерно: например, на голени на 1 см^2 приходится 10 рецепторов, а на коже большого пальца 120.

1.Разведите ножки циркуля на расстояние в 3-4 мм и прикоснитесь к ниже перечисленным участкам кожи одновременно двумя концами ножек циркуля. Сколько прикосновений вы чувствуете? Разведите ножки циркуля на расстояние в 10-11 мм и повторите опыт снова. Результаты внесите в таблицу.

Читайте также: