Консультативное занятие педагога психолога конспект

Обновлено: 04.07.2024

"Со мной никто не дружит. " - так больно переживать эмоции, так сложно самостоятельно найти решение в вопросах взаимодействия. Хорошо, что грамотные родители знают, что когда "болит душа", нужно обратиться к специалисту - школьному педагогу-психологу.

Оценить 1187 0

Конспект консультации

Участники: педагог-психолог, обучающаяся и её мама

Время консультации: 40-45 минут

Обязательное условие: присутствие рядом мамы

установление контакта, озвучивание правил консультации, детализация запроса, выяснение причин его возникновения, выявление степени эмоционального напряжения

создание положительного эмоционального настроя, работа с ресурсами обучающейся.

обратная связь для мамы

Психолог: - здравствуйте. Проходите пожалуйста, давайте знакомиться. Я, имярек, вы?

Мама: - М… А… и Д (мама отвечает за дочку).

Психолог: Настаиваю, чтобы она сама себя назвала. Получаю ответ. (Голос грустный.)

-давайте установим правила для нашей с вами работы. Хорошо?

Мама и дочка: - да

Психолог: (предлагаю правила – получаю согласие)

-расскажешь, что произошло или мама расскажет?

Мама: моя дочь считает, что с ней никто не дружит, очень переживает, плачет, не хочет говорить на эту тему. Я беспокоюсь, поэтому мы пришли к вам.

Психолог: - тебе правда очень грустно, когда ты думаешь, что с тобой никто не дружит?

Дочка: молчит, сопит, потом поворачивается к маме и плачет взахлеб.

Мама: пытается успокоить ребёнка, прижимает к себе (не очень-то получается, хотя дочь тоже к ней прижимается)

Психолог: (обращается к девочке) поплачь, поплачь, плакать иногда хорошо. Все люди плачут. В этом нет ничего страшного. Только недолго поплачь, ладно?

Психолог: а хочешь узнать?

Психолог: достает различные фигурки, штук 5-6 и ставит на стол. Посмотри на эти фигурки, давай представим, что это ты и твои одноклассники. Какая фигурка тебе больше нравится? Выбери.

Д: делает выбор, всхлипывает уже меньше, смотрит на фигурки.

Психолог далее показывает разные варианты взаимодействия фигурок. Сначала уточняет, как ведет себя фигурка Дочки в классе. Потом разные варианты взаимодействия фигурок. Как отрицательные, так и положительные, уточняя при этом, как будет себя чувствовать фигурка Дочки в разных ситуациях.

Далее психолог спрашивает, какой вариант общения Дочке больше всего понравился, были ли у нее друзья в садике (да, были), предлагает вспомнить самую лучшую игру с другом и предлагает Дочке создать свой вариант общения. От создания своего варианта ребенок отказался, но плакать Д перестала. По её внешнему виду было понятно, что пора заканчивать консультацию.

Далее для мамы были озвучены возрастные особенности ее ребенка, подчеркнута важность и острота её эмоциональных переживаний и было дано несколько рекомендаций:

Создавать с утра у дочери позитивный настрой

Давать понимать дочери, что мама верит в нее, в то, что она сама справится со сложной жизненной ситуацией

Создавать уверенность, что в любой ситуации есть выход

Привести ребенка на повторную консультацию на следующий день.

В результате проделанной работы уже на следующий день в обед Д. прибежала в кабинет психолога сама и похвалилась тем, что уже нашла себе 3 друга. Повторная консультация не понадобилась. Вопрос решен.

Актуальность: В настоящее время подросткам очень важно осознавать себя востребованными в обществе, иметь жизненные цели, обладающие личностной значимостью. Важно помочь подросткам увидеть, каким образом их выбор может повлиять на дальнейшую жизнь и успешность в ней, найти пути достижения жизненных целей, заинтересовать их в реализации задуманного, научить не отказываться от желаемого при неудачах, а продолжать двигаться вперёд. Данная тема занятия актуальна потому, что в подростковом возрасте у обучающихся возрастает интерес к себе, к своим возможностям, способностям, подростки достаточно открыты к помощи со стороны взрослых в преодолении затруднений, проблем, принятии решений.

Аудитория: подростки в возрасте от 12 до 18 лет. Количественный состав группы от 6 до 10 человек.

Цель: профилактика суицидального поведения, формирование способности к самопознанию, саморазвитию и самореализации, развитие мотивации к достижению позитивных жизненных целей.

создание условий эмоционального комфорта;

развитие самосознания у подростков;

повышение коммуникативных навыков и уверенности;

актуализация жизненных целей и повышение мотивации к их достижению;

содействие групповому сплочению;

Ожидаемый результат: подростки приобретут стремление к самопознанию, саморазвитию и самореализации, познакомятся со своим внутренним миром, получат опыт общения, умения слушать, поразмышляют о своих жизненных ценностях и ориентирах.

Структурные компоненты занятия:

1.Вводная часть направлена на снятие эмоционального напряжения, создание благоприятной, дружеской атмосферы, психологического комфорта и безопасности для каждого участника.

2.Основная часть направлена на формирование новых знаний и представлений, обретение новых навыков и установок, конструирование и отработку личной стратегии поведения, осмысление полученного опыта, формирование ценностно-значимой личностной концепции взаимодействия с миром.

3.Заключительная часть включает в себя подведение итогов, интеллектуальную и эмоциональную рефлексию.

Содержание занятия

Вводная часть – 15 минут

Педагог-психолог приветствует обучающихся: «Здравствуйте! Рада вас снова видеть сегодня. За окном весна, расцветают первые цветы, теплее светит солнце. Это отражается в моём хорошем, приятном и свежем настроении, которое похоже на поляну первых жёлтых подснежников.

У каждого из вас сегодня какое-то своё настроение. Возможно, оно каким-то интересным цветом, формы, запахом. Подумайте о своём настроении сейчас.

* Доп. вопросы. Представь, что твоё на­строение начало портиться (улучшаться). Из-за чего это может произойти? Каким становится твое настроение? Что в первую очередь изменится в образе настроения?

Как тебе работалось?

Какие эмоции вызывает получившийся образ твоего настроения сегодня?

Какое твоё настроение сегодня?

На что похоже твоё настроение?

Давай немного пофантазируем, где живёт образ твоего настроения?

Каким образом он получает энергию, заряжается?

Какое его назначение?

Какие в нём есть функции?

Кто за ним ухаживает?

Как образ твоего настроения сегодня похож на тебя в жизни?

Основная часть – 25 минут

Педагог-психолог: «На столе разложены части тела различных роботов.

Голова – это мысли;

Тело – это чувства;

Ноги - это действия;

Педагог-психолог:

Расскажите, как вам работалось?

Выбор какой части тела робота для вас был самым сложным? Почему?

Какое предназначение в жизни у ваших роботов?

Какие эмоции вызывает получившийся образ?

Скажите, пожалуйста, как вам работалось в парах?

Чем похож робот у каждого из вас на вас самих?

Заключительная часть – 20 минут

Действительно, у каждого человека есть своё мировоззрение, свои цели, способности, свой круг общения, свои интересы и увлечения. Они могут быть полезными не только для нас самих, но и для окружающих нас людей, другими словами, когда мы общаемся друг с другом, у нас есть возможность не только узнать что-то новое от кого-то, но и передать свой личный опыт, который для окружающих будет важным, необходимым и интересным.

В нашем кабинете светит яркое солнце. Предлагаю найти вашим роботам место под ним. Обозначить это место цветными мелками. Обучающиеся приклеивают своих робот под солнце.

Педагог-психолог: «Тем временем, наше занятие завершается.

Расскажите пожалуйста, как вам сегодня работалось?

Какие эмоции вызвала наша сегодняшняя встреча?

О чём для вас была сегодняшняя тема занятия?

Что нового о себе сегодня узнали?

Обозначь одним словом своё впечатление о занятии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей ОВЗ.

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога

1.Формирование навыков пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

2.Коррекция концентрации внимания и памяти через цвето и сказкотерапию.

3. Воспитание самоконтроля поведения на занятии.

Формы и методы работы: психогимнастика, беседа, практические задания, графическое рисование.

Длительность занятия: 35 мин

Материалы и оборудование: картинки, цветные карандаши, ручка, карточки с заданиями

Ход занятия:

Приветствие.

Цель: активизация внимания, создание позитивной рабочей атмосферы.

Педагог-психолог договаривается что,

На первом этапе делается совместно с педагогом-психологом, затем – с опорой на команды психолога, затем – ребенок выполняет упражнение, следуя указаниям психолога, а психолог может путать ребенка, выполняя неверные действия.

Задание 2. Разминка (вопросы – ответы) (2мин.)

1. Дней в неделе, из них выходных.

2. Пальцев на правой ноге.

3. Задних и передних лап у гуся.

4. Времён года, осенних месяцев.

5. Месяцев в году, кроме летних.

6. Гномов у Белоснежки.

7. Глаз и бровей у человека.

8. Букв в названии нашей страны.

9. Углов у квадрата.

10. Хвостов у двух котов.

3. Практические задания на карточках. (7 мин)

Цель: развитие концентрации внимания, памяти, пространственного восприятия и сенсомоторной координации

Упражнение№1 "НАЙДИ ПАРУ"

Среди нарисованных предметов найди похожие и соедини их линиями между собой.


Какие группы получились?

Упражнение №2 "НАЙДИ ОТЛИЧИЯ"


Сколько отличий нашел?


Педагог-психолог показывает движения, означающие следующие слова:

Нос – ведущий кладёт указательный палец на свой нос;

Потолок – поднимает указательный палец вверх;

Пол – опускает указательный палец вниз.

Дальше психолог предупреждает, что сейчас он в произвольном порядке будет называть вышеперечисленные понятие, а задача участника их показывать так, как он только что продемонстрировал. При этом ведущий будет путать, называть одно, а показывать другое.

Инструкция: Сегодня на занятии я расскажу сказку. Ты будешь историю не просто слушать. Услышав название какого-либо цвета, берете карандаш такого же цвета и закрашиваете квадрат в тетради.

Примечание: в сказке используются цвета из набора карандашей, имеющегося на занятии.

Стоял теремок на зеленой полянке (выделяются интонационно названия цветов);

(если ребёнок забыл или не понял, что нужно делать, подскажите ему).

Над ним солнышко желтое светило.

По голубому небу облака плыли.

Бежала как-то мимо серая мышка.

- Кто в теремке живет? Никого, значит, буду я жить!

Скачет мимо лягушка с розовым ведерком.

- Кто в теремке живет? – Я, мышка. – Пусти и меня пожить. – Заходи, вместе веселее!

Бежит мимо зайчик в синей рубашке.

- Кто в теремке живет? – Мы, мышка и лягушка. – Пустите и меня пожить. – Заходи, вместе веселее!

Пробегает мимо лисичка в оранжевой шубке.

- Кто в теремке живет? – Мы, мышка, лягушка и зайчик. – Пустите и меня пожить. – Заходи, вместе веселее!

Шел мимо волк в черных сапогах.

- Кто в теремке живет? – Мы, мышка и лягушка, зайчик и лисичка. – Пустите и меня пожить. – Заходи, вместе веселее!

А тут и медведь в коричневом кафтане пришел.

- Кто в теремке живет? – Мы, мышка и лягушка, зайчик, лисичка и волк . – Пустите и меня пожить. – Заходи, вместе веселее!

Но вот беда – не влезает медведь в дверь. Скинул он на землю свою шапку фиолетовую, полез на крышу, да и развалил теремок, еле из него жители выскочить успели.

Решили тогда звери новый теремок выстроить, с салатовым крылечком, и побольше, поновее – и выстроили! Может и сейчас в нем живут.

Перескажи, Антон, мне эту сказку с помощью цветовой картины.

Исходное положение - сидя за партой.

Инструкция: Представь, что перед тобой большая свеча. Сделай глубокий вдох и постарайся одним выдохом задуть свечу.

А теперь представь перед собой 5 маленьких свечек. Сделай глубокий вдох и задуй эти свечи маленькими порциями воздуха.

7.Рефлексия(2-3 мин)

Антон, какое задание на занятии сегодня тебя заинтересовало больше всего?

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ИГРА-ЗАНЯТИЕ "ДЕТИ ШПИОНОВ"

Задачи:
1. Создать условия для развития слуховой и зрительной памяти через систему игровых упражнений.
2. Закреплять умение определять место звука в словах, соотносить звуки с их графическим изображением.
3. Закреплять знание цифр в пределах 10 и их графических изображений.
4. Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом.
5. Совершенствовать умение работать в парах, согласовывать действия во время проведения экспериментов, достигать результата.
6. Содействовать становлению универсальных предпосылок учебной деятельности – умения работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
7. Способствовать проявлению инициативности, активности, самостоятельности.

Приложение:
конспект занятия, интерактивная презентация к занятию

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПСИХОЛОГА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
"В ГОСТИ К ИНДЕЙЦАМ"

Цель: развитие у дошкольников самоконтроля, внимания, самодисциплины, памяти, наблюдательности, внутренней свободы, логического мышления, воображения и моторики.

Оборудование: загадки, карта, спокойная музыка, барабанные звуки, бумажные перья и ленты, каштаны, желуди, леска, фото индейцев, деревянные палочки ребристые и гладкие, песок, маленькие игрушки, конфеты, фломастеры, скрепки, степлер.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЦВЕТОТЕРАПИИ "РИСУНОК НА СТЕКЛЕ"

Арт-терапия для детей дошкольного возраста 6-7 лет.

Цель: дать возможность ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.

Арт-сессии продолжительностью около 30 минут проводятся один раз в неделю.

Материал: стекло 50х60, краска гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает, губка (мокрая, стаканчики с водой, бумажные салфетки.

Подгруппе детей, из 5 человек, предлагается сесть за стол. На заднем фоне играет спокойная музыка.

Психолог: Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами будем волшебниками, которые умеют делать чудеса. Посмотрите, перед вами лежит волшебное полотно, оно из настоящего стекла, и очень хрупкое. И с помощью него мы сегодня и будем учиться разным чудесам. Готовы?

Психолог: Тогда представьте, ребята, что мы попали на лужайку, на которой почему то нет ни одного цветочка, ни травинки, ничего! Как же нам быть….

Дети: Давайте, мы нарисуем цветочки и травку и раскрасим их.

Психолог: Давайте, выберите цвет, который вам больше всего нравится, мокните в него свой пальчик и начните наполнять волшебством нашу полянку.

Ребята, вы можете смешивать цвета, соединять линиями и самовыражаться, как хотите. Использовать в одной композиции несколько цветовых гамм. А если вдруг у вас что-то не получилось, прямо в процессе рисования стекло можно протереть мокрой губкой, и нанести новый рисунок (так поступают чаще всего раздражительные и тревожные дети).

Когда занятие идет к завершению и дети закончили свои работы, обращается внимание на целостность картины, не скрывая восторга и восхищения. Благодаря прозрачности стекла, изображение воспринимается как сиюминутное, объемное, пропускающее через себя свет и другие элементы пространства.

Психолог: Ребята, давайте, посмотрим какое чудо, мы создали с вами, какие красивые, яркие цветы у вас получились. Расскажите, что вам понравилось? Какие сложности возникали? Чему научились новому?

Дети: Нам понравилось рисовать на стекле, это очень интересно и необычно. Когда мы рисовали пальчиками на бумаге, было сложнее, а по стеклу рука скользит и сама рисует узоры. Полянка получилась разноцветной и яркой.

Психолог: Молодцы, ребята, сегодня вы попробовали пофантазировать и сделать чудо полянку, которая ожила благодаря вашей находчивости и старанию. До свидания ребята, до новых встреч.

Совместное рисование на одном стекле как проблемная ситуация провоцирует детей устанавливать и поддерживать контакты, формировать умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать позиции, договариваться.
автор- Е.Галимова

Читайте также: