Конспект георгий свиридов метель

Обновлено: 20.05.2024

- особенности оркестровки как выразительного и изобразительного средства создания музыкальных образов.

Пастораль – жанр в европейской литературе и искусстве XIV – XVIII веков, характеризующийся идиллическим изображением жизни пастухов и пастушек на лоне природы.

Сюита – музыкальное произведение, состоящее из нескольких, обычно контрастирующих между собой частей, объединённых общим художественным замыслом или программой.

Жанр – вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.

Романс – камерное вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента.

Музыкальный образ – это комплексность характера, музыкально-выразительных средств, общественно-исторических условий возникновения, принципов построения произведения, стиля композитора.

Драматический музыкальный образ – это образ, изображающий частную жизнь человека, его конфликты и столкновения с обществом.

Лирический музыкальный образ – это образ, передающий личные переживания автора.

Обязательная литература

Сергеева Г. П. Музыка. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 168 с.

Дополнительная литература

1. Большой толковый словарь русского языка. / Под ред. С. А. Кузнецова. – 1-е изд. – СПб.: Норинт, 1998.

2.АзимовЭ.Г.Новыйсловарьметодическихтерминовипонятий(теория и практика обучения языкам).//Э.Г.Азимов, А. Н. Щукин.–М.:ИКАР,2009.–448с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В ней рассказывается о любви дочери помещика Марии и прапорщика Владимира, которые решили тайно пожениться без благословления родителей. Но в ночь венчания Владимир попадает в метель, а Мария случайно выходит замуж за другого. Затем Владимир погибает на войне, а спустя три года Мария знакомится с полковником Бурминым. По случайному стечению обстоятельств, он оказывается тем самым женихом, за которого вышла замуж Мария в ту ночью, когда на улице мела пурга.

После премьеры фильма критики отметили, что музыка оказалась даже содержательнее и выразительнее, чем экранизация сюжета.

В 1973 году композитор снова возвращается к мелодиям, созданным для фильма, решив соединить их в единое произведение. Так музыкальные образы тройки, военного марша, венчания и другие были объединены композитором в оркестровую сюиту "Метель".

В этом номере органично объединены два музыкальных образа – широты русских просторов и непрерывного движения. Всё это создаёт ощущение смутной тревоги, волнения.

В конце звуки скрипки растворяются и затухают в звенящем осеннем небе.

Миниатюры характеризуют простая напевная мелодия, проникновенное звучание струнных и деревянных инструментов оркестра.

Сначала главную партию исполняет скрипка, к которой потом присоединяется альт. Затем их сменяет дуэт флейты и гобоя, присоединяется английский рожок. Музыка развивается по нарастающей, основную тему подхватывает труба и валторны. После кульминации мелодию романса исполняют кларнет и виолончель.

Очень нежная мелодия, в которой слышится тихая грусть, ассоциируется с главное линией повести, объяснениями пушкинских героев Бурмина и Марьи Гавриловны.

Пастораль – музыкальное произведение, связанное с идиллическим изображением сельской жизни, природы.

Звучание струнных инструментов создаёт трепетную, взволнованную обстановку. Ощущается атмосфера нежности и таинственности, перенося слушателей в небольшую церковь, где происходит обряд венчания.

Вновь возникает образ стремительно мчащейся тройки, но более спокойная музыка возвещает о благополучном исходе случайного венчания.

Сюита не случайно названа "музыкальными иллюстрациями". Она с первых нот раскрывает образы природы с суровой русской зимой, торжественной обстановки бала, таинства обряда венчания.

Каждый номер – это самостоятельное и убедительное, яркое и глубокое музыкальное произведение.

Благодаря удивительной музыке Г. Свиридова пушкинская эпоха стала понятна и близка современному слушателю.

Тренировочные задания

Художник Ефрем Иванович Зверьков

Свиридов метель

История создания

Георгий Свиридов, автор

метель

Композитору очень понравилось предложение режиссера, тем более он впечатлился образом пушкинской провинциальной России и с удовольствием приступил к работе. Вот только в своей музыке Свиридов постарался уйти немного от пушкинского сюжета, убрав ту ироничность, которая так заметна в повести. Да и вообще, старался не следовать строго литературному источнику, его музыка – это отдельный, важный герой фильма. Примечательно, что примерно с 1950-х годов Свиридов старается уделять внимание лишь тем произведениям, которые носят исключительно русский характер, так как его очень привлекала именно эта тематика. Плюс, многие исследователи его творчества отмечают, что из всех времен года он отдавал предпочтение зиме, так как считал, что только она более всего выражает естество России.

Георгий Свиридов, автор
Александр Пушкин

Интересные факты

  • На эту музыку в свое время был поставлен балет.
  • По поводу разделения на части в сюите и, собственно, их содержания ведутся споры среди музыковедов. Некоторые утверждают, что их всего семь, другие же насчитывают девять разделов. Определяют их они тоже по-разному.
  • После того, как эту сюиту исполнил симфонический оркестр под управлением Федосеева, к Свиридову пришла мировая популярность и признание публики.

Большой симфонический оркестр по управлением Федосеева

Содержание

Свиридов тройка

весна и осень из Метели Свиридова

Зимняя дорога из метели

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор урока - учитель музыки МАОУ СОШ №22 им. Ф.Я. Фалалеева

п. Монино ГОЩ Калошина Светлана Михайловна

Образовательные:

- расширить представление о средствах музыкальной выразительности;

- сформировать представление о лирических и драматических образах в музыке;

- сформировать понятия: жанр – музыкальные иллюстрации, симфоническая музыка - выразительная и изобразительная.

Развивающие:

- развить умение устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

- развивать творческое воображение;

- развить музыкальное мышление;

- эмоциональную сферу.

Воспитательные:

- воспитывать такие качества личности, как нравственно-духовные ценности;

- пробудить интерес к отечественной музыкальной культуре, к симфонической музыке.

Тип урока – знакомство с новым музыкальным материалом

Жанр – урок-рассуждение

Методы – восприятие музыки, наглядности, сравнения, эмоциональной драматургии, репродуктивный.

Организация начала урока

Подготовка к основному этапу урока

Основная часть урока

Закрепление знаний, подведение итогов занятия

Информация о домашнем задании

Для проведения урока понадобятся:

Ι ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА

Ответы детей. Симфонический оркестр состоит из 4 групп инструментов: Струнно-смычковая, духовая медная, духовая деревянная, ударная.

ΙΙ ЭТАП – ПОДГОТОВКА К ОСНОВНОМУ ЭТАПУ УРОКА

Учитель. Вопросы: 1) Назовите инструменты, которые композитор выбрал для создания образа природы, а какие инструменты являются солирующими.

2) В чем сходство и в чем отличие этих двух музыкальных тем.

Учитель. Расскажите, какие чувства, какое настроение вы слышите в этой музыке?

У нас получился- лирический образ.

ΙΙΙ ЭТАП – ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА

Учитель. Прозвучавшую красивую музыку написал русский композитор Георгий Васильевич Свиридов. Композитор XX века, он учился в Ленинградской консерватории и некоторое время работал в Ленинграде. Его именем названа школа искусств г.Санкт-Петербурга.

Ответы детей. Г.Свиридов.

Учитель. Какую роль играет музыка, сопровождающая художественный фильм?

Ответы детей. Музыка к фильму помогает нам лучше понять образ героя, его чувства, переживания.

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым жанром в музыке – музыкальные иллюстрации. Этот жанр создал Г.Свиридов. Через несколько лет после написания музыки к фильму, композитор решил дать своему сочинению новую жизнь.

Цель урока: познакомиться с многообразием возможностей симфонической музыки в раскрытии образов литературного сочинения.

Учитель. Прежде чем перейти к знакомству со следующей иллюстрацией, назовите главных героев повести.

Ответы детей. Марья Гавриловна, молодой гусар и Владимир Бурмин.

Учитель. Какие события сопровождает метель в повести?

Читаем отрывок из повести А.С.Пушкина описание начавшейся метели на стр.121 учебника.

Ответы детей. Вначале звучит вступление, которое предвещает драматические события. Затем хорошо слышно две части.

Учитель играет на фортепиано темы из каждой части.

Дети анализируют мелодию, тембр (ударные инструменты (бубен, тарелки), медные духовые инструменты), динамику, темп, ритм (безостановочное движение).

Учитель. Какие чувства, переживания главных героев вы услышали и почувствовали в этой пьесе?

Ответы детей. Волнение, тревогу, страх, беспокойство.

У нас получился- драматический образ.

Учитель. Георгий Васильевич Свиридов отразил в своём сочинении эпоху пушкинского времени. О чем нам может рассказать вальс?

Дети. Вальс звучал на балах. Это атмосфера праздника, приподнятого настроения, увлечения молодых людей того времени, происходят знакомства, общение.

Дети. Марш звучит в честь возвращения участников войны с победой над французской армией. Исторические события, которые описаны в повести – это Отечественная война 1812г. Герои повести являются участниками войны.

Слушаем пьесу, которую выберут дети: Вальс или марш.

Под музыку Марша можно подвигаться и пошагать на месте маршем, а если дети выберут Вальс - продирижировать.

Учитель. Романс – это лирическая песня, которую любили исполнять во времена А.С.Пушкина.

Дети. Драматический образ.

ΙV ЭТАП – ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ

V ЭТАП – ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

С каким новым жанром вы сегодня познакомились? Назовите имя композитора, который создал этот жанр в музыке? Перечислите средства музыкальной выразительности. Назовите два музыкальных образа, которые у нас получились от прослушанной музыки?

Согласны ли вы с утверждением, что симфоническая музыка выразительна и изобразительна?

ВЫВОД: Мы узнали, насколько многообразны возможности симфонической музыки. Это дает композитору воплотить через музыку образы литературных героев.

План-конспект урока Г. Свиридов

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Георгий Свиридов - Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина "МЕТЕЛЬ" - "Романс". Расширение общего кругозора детей через использование межпредметных связей. Формирование самосознания учащихся на примере русской литературы и музыки. -Расширение культорологических представлений в межпредметном пространстве. Воспитывать уважение к русской культуре; беречь духовные ценности народа

Читайте также: