Конспект геометрические фигуры круг квадрат треугольник

Обновлено: 30.06.2024

Цель: совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера и цвета. Развивать наблюдательность и воображение.

В гости к детям пришёл Ванечка (большая кукла). Он не знает ещё геометрические фигуры. Хочет посмотреть, как дети играют, и поучиться у них.

Дети стоят в кругу. Передают мяч друг другу и называют, на что похож круг, квадрат, треугольник.

На доске - круг, квадрат, треугольник. Предлагаю рассмотреть фигуры и запомнить их расположение. Затем прошу детей закрыть глаза, а сама в это время убираю одну фигуру. Открыв глаза, дети говорят, что изменилось.

Показываю детям по одной карточке, на которых нарисованы предметы (колесо, платок, палатка, мяч, телевизор и т.д.). Назовите фигуру такой же формы (круг, квадрат, треугольник).

"Перепутались"

Говорю, что несла детям фигуры показать, но они все перепутались в коробочке. Надо их разделить и разложить по тарелочкам. (Треугольники, квадраты и круги).

У детей по одной фигуре. Даю задание разойтись по группе, и найти такую фигуру на стене, на шкафу и т.д.

"Поиграем с фигурами"

Выложить рисунок геометрическими фигурами. Раздаю детям карточки, и предлагаю положить фигурки на нужное место. Задаю вопросы:

- Сколько треугольников? Сколько кругов? Сколько квадратов?

Я знаю, что все дети и взрослые любят подарки. Давайте Ванечке сделаем подарок. Подарим ему карточки с геометрическими фигурами. Чтобы они были красивыми, их надо раскрасить. Квадраты в красный цвет, круги в зелёный, а треугольники в синий.

Ванечка благодарит детей за игры, за подарки и говорит, что он теперь никогда не перепутает фигуры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование у детей представления о геометрических фигурах.

Задачи: продолжить учить находить предметы в окружающем мире, соответсвующие другим геометрическим фигурам, сопостовляя их с предметами окружающего мира; развивать умение обследовать предметы и формы осязательно-двигательным и зрительным способам; воспитывать наблюдательность, внимание.

Оборудование и материалы: картинки с изображением: круг, квадрат; треугольник по одниму, рабочая тетрадь, простой карандаш и тарелка, в которой лежат по четыре квадрата, треугольника и круга из картона на каждого ребенка.

Словарная работа: кург, треугольник, квадрат.

Билингвальный компонент: дөңгелек-круг, үшбұрыш-треугольник, төртбұрыш-квадрат.

Мотивационно-побудительный

Сегодня мы отправимся в гости в страну геометрических фигур. Согласны?

Организационно-поисковый

Ведь похожее оно,

Как наглядная натура

Лишь на круглую фигуру.

Догадался, милый друг?

Ну, конечно, это.(круг)

-Какие геометрические фигуры кроме круга вы еще знаете?

-Что бывает круглым?

-Что бывает треугольным?

-Что бывает квадратным?

Работа с раздаточным материалом

Работа с рабочей тетрадью

Обращает внимание детей на рисунок и предлагает наклеить на нижнюю полоску столько квадратов, сколько нарисовано на верхней полоске (4 квадрата).

-Сколько квадратов вы положили на нижнюю полосу?

-Сколько стало квадратов на нижней полоске?

Предлагает проверить правильность выполнения задания, используя приемы наложения.

Затем просит выложить на нижнюю полоску столько кружков, сколько нарисовано на верхней полосе (2 круга).

-Сколько кружков вы положили на нижнюю полосу?

-Сколько их стало?

Предлагает проверить правильность выполнения задания, используя приемы наложения.

Снова просит выложить на нижнюю полоску столько треугольникоы, сколько на верхней полосе (3 треугольника)

-Сколько треугольников вы положили на нижнюю полосу?

-Куда вы их положили?

-Сколько их стало?

Предлагает проверить правильность выполнения задания, используя приемы наложения.

Наклейте внизу каждой карточки столько таких же геометрических фигур, какие на верхней полоске.

Словарная работа: кург, треугольник, квадрат.

Билингвальный компонент: дөңгелек-круг, үшбұрыш-треугольник, төртбұрыш-квадрат.

Пальчиковая гимнастика

(на казахском языке).

Просит детей рассмотреть рисунок и назвать предметы, которые там нарисованы.

Дает задание провести линию от предметов к той геометрической фигуре, на которую они похожи.

Проводит индивидуальную работу.

Рефлексивно-корригирующий

-Найдите и назовите предметы, которые похожи на геометрические фигуры (квадрат, круг и треугольник) в нашей группе.

Ожидаемый результат.

Понимают: что некоторые предметы в окружающей обстановке похожи на геометрические фигуры: круг, квадрат и треугольник.

Применяют: приемы наложения и приложения для сравнения равного количества групп предметов; навык работы с наклейками, навык находить предметы по аналогии.

Цель: закреплять представления детей о геометрических фигурах, их форме, размере и цвете.

  • повторить изученные геометрические фигуры;
  • учить различать в окружающем мире предметы, имеющие формы изученных фигур.
  • развивать пространственное представление и ориентировку, мыслительные операции;
  • продолжать работу по формированию правильного произношения, расширять представления об окружающем мире, пополнять словарный запас;
  • развивать навык самоконтроля.
  • воспитывать интерес к математике, усидчивость и дисциплинированность.

Оборудование: компьютер, проектор, предметные картинки, распечатки прописи цифр 1 и 3, елочки, шнуровка с геометрическими фигурами, смайлики.

Ход урока

I.Организационный момент

Слайд1

-Чтобы вы настроились на урок и хорошо работали сегодня проведем игру, повторяйте за мной движения.

Наши умные головки
будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,

Ротик будет говорить.
Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся,

Урок наш начинается.

II. Актуализация знаний

- Ребята какое сейчас время года за окном? (зима)

Слайд2

- По каким признакам мы определяем это время года?

- Какой сейчас месяц?

-Какой сегодня день недели? Какое число сегодня?

Пальчиковая гимнастика

Слайд3

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили, птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А ещё в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли

Съели суп и спать легли.

III. Минутка чистописания

- Пропишем цифры 1, 3.

- Ребята, а вы любите сказки?

- Сегодня нас ждет путешествие в сказку. А в какую, попробуйте угадать.

Слайд4

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался … (колобок)

Слайд5

Жил на свете колобок,

Колобок – румяный бок.

Он из сказки укатился

И сегодня к нам, ребята,

На урок он прикатился. (Изображение колобка) Какой формы колобок?

Слайд 6

IV. Устный счет

Слайд7

-Спрыгнул Колобок с окошка и покатился по тропинке.

А навстречу ему кто? (Заяц)

- Зайчик рассыпал морковки, и если мы не поможем ему посчитать и собрать, то он может съесть нашего колобка. Поможем, ребята? Какой формы морковка?

Слайд8

— Вот мы и помогли собрать морковки. Зайчик очень благодарен нам.

-Колобок в знак благодарности нарисовал портрет зайца.

Слайд9

-Скажите из каких фигур состоит его портрет?

-Как мы можем, одним словом, назвать эти фигуры?

-О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Слайд10

-Правильно о геометрических фигурах.

-Мы с вами вспомним что знаем о геометрических фигурах, как мы их различаем.

-Давайте разделим слово фигура на слоги.

- Колобок очень доволен вами, и он дальше покатился по лесной тропинке.

Слайд11

Вдруг у старой елки

Повстречал он волка.

Ребята, какой праздник у нас приближается? А что мы наряжаем на Новый год? Волк тоже любит этот праздник и наряжать елку. Он хочет, чтобы вы помогли ему показать на рисунках, как нужно наряжать елку. Соотнести предметную картинку с геометрической фигурой.

Слайд12

Пальчиковая гимнастика

Колобок - румяный бок, укатился за порог!

Скок-по-скок, скок-по-скок укатился за порог!

Покатился Колобок. По тропинке во лесок!

Скок-по-скок, скок-по-скок, по тропинке во лесок!

Повстречал в лесу зайчонка, и зубастого волчонка,

Мишку косолапого. А лисичка Колобка. Хвать! Взяла и сцапала!

Слайд13

- Вот и наша елочка волку.

-Какой формы наши игрушки?

-Что вы знаете о квадрате? Круге? Треугольнике? Прямоугольнике? Овале?

- Сколько елок вы видите на рисунке? (Одна елочка)

Слайд14

- Сколько елок вы видите на рисунке? (Две елочки)

Слайд15

- Сколько елок вы видите на рисунке? (Пять елочек)

Слайд16

-Колобок нарисовал портрет волка, пока вы выполняли задание. Из каких фигур состоит портрет?

Колобок отправляется дальше по лесной дорожке. И навстречу ему кто?

Слайд17

Чтобы медведь отпустил колобка нам нужно выполнить следующее задание.

Слайд18

- Я буду показывать картинки, определите какой формы предмет и находит соответствующую фигуру и накладываем.

Медведь очень доволен. Колобок, конечно же, подарил ему его портрет.

Слайд19

- Из каких геометрических фигур нарисован медведь?

VI. Физминутка

Слайд20

Утомился Колобок, Подрумяненный̆ бочок.

Утомился не на шутку, надо сделать физминутку.

Дальше колобок веселый наш катиться. А навстречу рыжая и хитрая лисичка.

Слайд21

Я лисичка, я сестричка,

Я хожу неслышно.

Рано утром по привычке

Ребята, помните, как закончилась сказка?

-Давайте изменим конец сказки. Лиса нам дала задание, мы его выполним и спасем Колобка.

Слайд 22

-Вам нужно сделать бусы из геометрических фигур, соблюдая последовательность, ведь лиса очень любит наряжаться, мы ей подарим бусы, и она отпустит колобка.

Слайд 23

Лисе понравились наши бусы. И она решила отпустить колобка.

Колобок нарисовал лису.

Слайд 24

- Из каких фигур нарисована лиса?

VII. Итог урока. Рефлексия.

- Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке и спасли Колобка.

Слайд 25

Давайте вспомним с кем встречался колобок?

-Заяц, волк, медведь, лиса — это какие животные дикие или домашние?

- Что мы повторили сегодня на уроке?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

Слайд 26

- Если вам понравилось наше путешествие в сказку, то выберите веселого колобка, а если нет- грустного.


Почти каждый день мы считаем цифры, используем формулы, рассматриваем формы предметов и архитектуры. Математические знания — повсюду, они пригодятся в любой профессии и в обычной жизни. В этой статье расскажем о самых популярных фигурах в геометрии.

О чем эта статья:

7 класс, 8 класс

Основные понятия

Основные геометрические фигуры на плоскости — это точка и прямая линия. А простейшие фигуры — это луч, отрезок и ломаная линия.

Минимальный объект в геометрии — точка. Ее особенность в том, что она не имеет размеров: у нее нет высоты, длины, радиуса. У точки можно определить только ее расположение, которое принято обозначать одной заглавной буквой латинского алфавита.

Из множества точек может получится линия, а из нескольких соединенных между собой линий — геометрические фигуры.


виды линий

Обучение на курсах по математике поможет быстрее разобраться в видах и свойствах геометрических фигур.

Каждая математическая фигура имеет собственную величину, которую можно измерить при помощи формул и внимательности.

Площадь — это одна из характеристик замкнутой геометрической фигуры, которая дает нам информацию о ее размере. S (square) — знак площади.

Периметром принято называть сумму длин всех сторон многоугольника. Периметр обозначается заглавной латинской P.

Если параметры переданы в разных единицах измерения длины, нужно перевести все данные к одной единице измерения.

Популярные единицы измерения площади:

  • квадратный миллиметр (мм 2 );
  • квадратный сантиметр (см 2 );
  • квадратный дециметр (дм 2 );
  • квадратный метр (м 2 );
  • квадратный километр (км 2 );
  • гектар (га).

Геометрические тела — часть пространства, которая ограничена замкнутой поверхностью своей наружной границы.

Если все точки фигуры принадлежат одной плоскости, значит она является плоской.

Объемная фигура — геометрическая фигура, у которой все точки не находятся на одной плоскости.

Примеры объемных геометрических фигур:

  • шар,
  • конус,
  • параллелепипед,
  • цилиндр,
  • пирамида,
  • сфера.

Рассмотрим подробнее некоторые фигуры, разберем их определения и свойства.

Прямоугольник

Прямоугольник — параллелограмм, у которого все углы прямые.

  • Диагонали прямоугольника равны и делятся в точке пересечения пополам.
  • Около прямоугольника можно описать окружность с центром в точке пересечения его диагоналей и радиусом, который равен половине диагонали.

Узнать площадь прямоугольника помогут следующие формулы:

Диагональ — это отрезок, который соединяет противоположные вершины фигуры. Он есть во всех фигурах, число вершин которых больше трех.

Периметр прямоугольника — сумма длины и ширины, умноженная на два.

P = 2 × (a + b), где a — ширина, b — высота.

Периметр прямоугольника

Квадрат

Квадрат — это тот же прямоугольник, у которого все стороны равны.

  • Все стороны равны.
  • Все углы равны и составляют 90 градусов.
  • Диагонали квадрата равны и перпендикулярны.
  • У квадрата центры вписанной и описанной окружности совпадают и находятся в точке пересечения его диагоналей.

Найти площадь квадрата легко:

    S = а 2 , где a — сторона квадрата.

Периметр квадрата — это длина стороны, умноженная на четыре.

P = 4 × a, где a — длина стороны.


Периметр квадрата

Трапеция

Трапеция — это четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две не параллельны.

Основное свойство: в трапецию можно вписать окружность, если сумма ее оснований равна сумме боковых сторон.

Как найти площадь трапеции:

S = (a + b) : 2 × h, где a, b — два разных основания, h — высота трапеции.


площадь трапеции

Построить высоту трапеции можно, начертив отрезок так, чтобы он соединил параллельные стороны и был расположен перпендикулярно к этим основаниям.

Формула периметра для равнобедренной трапеции отличается от прямоугольника тем, что у равнобедренной трапеции есть две равные стороны.

P = a + b + 2 × c, где a, b — параллельные стороны, c — две длины одинаковых сторон.

Параллелограмм и ромб

Параллелограмм — четырехугольник, противоположные стороны которого попарно параллельны

Ромб — это параллелограмм с равными сторонами.

  • Противоположные стороны и углы равны.
  • Сумма любых двух соседних углов равна 180 градусам.
  • Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.
  • Каждая диагональ делит фигуру на два равных треугольника.

Общие формулы расчета площади фигур:

Периметр ромба — это произведение длины стороны на четыре.

P = 4 × a, где a — длина стороны.


Периметр ромба

Периметр параллелограмма — сумма длины и ширины, умноженная на два.

P = 2 × (a + b), где a — ширина, b — высота.


Периметр параллелограмма

Треугольник

Треугольник — это такая фигура, которая образуется, когда три отрезка соединяют три точки, не лежащие на одной прямой. Эти три точки принято называть вершинами, а отрезки — сторонами.

  • Прямоугольный. Один угол прямой, два других менее 90 градусов.
  • Остроугольный. Градус угла больше 0, но меньше 90 градусов.
  • Тупоугольный. Один угол тупой, два других острые.
  • В треугольнике против большего угла лежит большая сторона — и наоборот.
  • Сумма углов треугольника равна 180 градусов.
  • Все углы равностороннего треугольника равны 60 градусам.
  • В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

Рассчитать площадь треугольника можно несколькими способами по исходным данным, давайте их рассмотрим.

    Если известна сторона и высота.

S = 0,5 × a × h, где a — длина основания, h — высота, проведенная к основанию.


площадь треугольника

Основание может быть расположено иначе, например так:


площадь треугольника с основанием

При тупом угле высоту можно отразить на продолжение основания:


площадь при тупом угле высоты

При прямом угле основанием и высотой будут его катеты:

S = 0,5 × a × b × sinα, где a и b — две стороны, sinα — синус угла между ними.

S = (a × b × с) : 4 × R, где a, b и с — стороны треугольника, а R — радиус описанной окружности.

S = p × r, где р — полупериметр треугольника, r — радиус вписанной окружности.

Периметр треугольника — это сумма длин трех его сторон.

P = a + b + c, где a, b, c — длина стороны.

Формула измерения периметра для равностороннего треугольника — это длины стороны, умноженная на три.

P = 3 × a, где a — длина стороны.


Периметр равностороннего треугольника

Круг — это это часть плоскости, которая лежит внутри окружности.

Окружность — это граница круга.

Радиус окружности — это расстояние от центра окружности до любой точки на ней.

Диаметр круга — это отрезок, который соединяет две точки на окружности и проходящий через ее центр. Диаметр круга равен двум его радиусам.

Формулы площади круга:

Периметр круга или длина окружности — это произведение радиуса на два Пи или произведение диаметра на Пи.

L = d × π = 2 × r × π, где d — диаметр, r — радиус, π — это константа, которая выражает отношение длины окружности к диаметру, она всегда равна 3,14.

Читайте также: