Человек и вера конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Данный конспект содержит основные понятия темы и может служить как материалом для подготовки к занятиям, так и к итоговой аттестации.

Содержимое публикации

Религия и ее виды

Рели́гия ( лат. religare — связывать, соединять) — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное , включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов , культовых действий и объединение людей в организации ( церковь , умма , сангха , религиозная община )

Религиозная система представления мира ( мировоззрение ) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру, сверхчеловеческой реальности, о которой человек что-то знает, и на которую он ориентирует свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом .

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.

Признаки религии это:

Иррациональность (вера в абсолютную истинность)

Догматизм (не требуется никаких доказательств)

Ритуальность (молитвы и другие священнодействия)

Вера в сверхестественное

Функции религии

Регулятивная. Религия регулирует поведение индивидов и социальных групп, устанавливает определённые рамки для свободы человека.

Мировоззренческая. Религия формирует картину миру и место в нём человека, а также систему ценностей.

Коммуникативная. Религия обеспечивает общение верующих в рамках религиозной общины или организации.

Интегрирующая. Религия может являться фактором интеграции и социальной стабильности общества, объединённого единой верой. С другой стороны, религия может служить и сильнейшим фактором разъединения, о чём свидетельствуют религиозные межгосударственные и гражданские войны.

Культурная. Религия способствует сохранению и развитию социального и культурного наследия, сама при этом являясь неотъемлемой частью человеческой культуры.

В структуре религии выделяют следующие компоненты:

религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.),

религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую,

религиозные отношения (культовые, внекультовые),

религиозные организации.

Виды религий

Для религий Древнего Египта, Индии, Греции, Рима, ацтеков, майя, древних германцев, древней Руси характерно было многобожие — политеизм.

Единобожие (монотеизм) характерно для таких религий, как зороастризм, иудаизм, христианство, ислам, сикхизм и некоторых других. С точки зрения верующих, приверженцев вышеперечисленных религий, появление их стало следствием непосредственного божественного воздействия на пророков.

Пантеизм — учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Пантеизм был распространён в ряде античных религиозно-философских школ (стоикии др.), в ряде средневековых учений (см. Спиноза и т. д.). Многие элементы пантеизма присутствуют в отдельных формах язычества и неоязычества, а также в ряде современных синкретических оккультных учений: теософии, Агни-йоге и др.

Существуют также религии без Бога (в том смысле, какой придают этому понятию многие западные школы религиоведения) — вера в абстрактный идеал: конфуцианство, буддизм, джайнизм

Уже в древнем мире существовали разные виды религий, которые отличались между собой объектами или субъектами поклонения (то есть это были неодушевленные предметы или живые люди).

Тотемизм – священным считались какие-то предметы, животные или растения, магической защитной силой наделялся тотем (оберег).

Фетишизм – сверхъестественные способности приписывали неживому предмету, например, камню или черепу животного. У него просили помощи и защиты.

Шаманизм – все племя поклонялось шаману, который умел разговаривать с духами, советоваться с ними, а затем передавал их требования людям.

Анимизм – верили, что душа есть не только у человека, но и у всех окружающих предметов и явлений природы, причем после смерти она продолжает существовать.

Магия – вера в то, что человек обладает сверхъестественной силой, способной влиять на какие – либо события.

Виды религий

Согласно основной классификации религий различают:

национальные (религия отдельного народа)

архаические (умершие религии)

Согласно другой популярной классификации религии делят на политеистические (многобожие = язычество) и монотеистические (вера в одного Бога-творца всего сущего).

Мировых религий всего три:

Буддизм (самая древняя из мировых религий)

Ислам (самая поздняя)

Особенности мировых религий:

их исповедуют представители разных национальностей

распространены на всех континентах

большое количество верующих

вера в единого бога

прозелитизм — стремление обратить в свою веру людей другого вероисповедания

Отдельно выделяются авраамические религии. К ним относят иудаизм, христианство и ислам. Эти религии объединяет представление о том, что библейский Авраам стал первым человеком, уверовавшим в Бога. Для всех трёх перечисленных религий Авраам является родоначальником.

Буддизм появился в VI в. до н. э. в Индии. Его основатель - сын индийского раджи (царя) Сидхарта Гаутама. Радже было предсказано, что его сын станет или великим царем, или великим святым. Чтобы исполнилась первая вероятность, Ситхарту специально воспитывали в таких условиях, которые, как казалось, исключали возможности пробуждения глубоких мыслей в мальчике: Сидхарту окружали роскошь и только молодые и счастливые лица. Но однажды слуги не углядели, и Сидхарта оказался за пределами своих богатых владений. Там, на свободе, он встретил старика, прокаженного и похоронную процессию. Так, в возрасте 30 лет, Сидхарта впервые узнал о существовании страданий в мире. Новость его до такой степени потрясла, что он покинул родных и отправился в странствия на поиски истины. Он предавался аскезе, медитировал, размышлял и, наконец, достиг состояния нирваны и стал первым просветленным (Буддой). У него появились последователи, новая религия стала распространяться по свету.

Суть верований буддистов в очень упрощенном виде такова: человеческая жизнь полна страданий, причина страданий - сам человек, его желания, его страсти. преодолеть страдания можно через избавление от желаний и достижения состояния полного покоя (нирваны). Буддисты верят в перерождения (сансара - бесконечная цепь перерождений) и в карму (расплата). Нирвана прерывает цепь перерождений, а значит, цепь бесконечных страданий. Понятия Бога в буддизме нет. Если человек становится буддистом, он будет всю жизнь пытаться изменить свой внутренний мир, чтобы избавиться от страстей и желаний. Здесь в помощь ему приходит ряд практик: йога, медитации, ретриты, уход в монастырь и прочее.

Христианство возникло с рождением Иисуса Христа. От этой даты человечество ведет сейчас летоисчисление. Иисус Христос - это такой же реальный человек, как и Сидхарта Гаутама. Но христиане верят, что он был богочеловеком. Что он жил, проповедовал двенадцати ученикам (апостолам), творил чудеса, а затем был предан Иудой, распят, а на третий день воскрес и позже вознесся на небо. Именно вера в перечисленное (смерть, а потом воскресение Христа) превращает человека в христианина (помимо крещения).

Христианство предполагает веру в единого Бога, а также в Святую Троицу: единство трех ипостасей Бога - Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Христиане не считают, что мир - это сплошные страдания, напротив, христиане говорят о радости жизни и мира, которые доступны человеку, если он узрел Бога и соответственным образом перестроил свой ум и душу. Превратился из, к примеру, озлобленного, всех осуждающего и всем завидующего человека в человека доброго, открытого, способного прощать и просить прощения у других.

Главная книга христианства - Библия. Она состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет является Священным Писанием для еще одной религии - иудаизма, религии еврейского народа (иудаизм относится к национальным религиям). Для христиан первейшее значение имеет Новый Завет. Именно он содержит учение Иисуса Христа и главные идеи христианства:

Свобода человека (человек всегда имеет выбор, все жизненные решения человек должен принимать сам, никто не в праве навязывать другому свою волю, даже если она во благо),

Бессмертие души (христиане верят, что после смерти людей ждет Страшный суд, после которого мир переродится, и жизнь продолжится, но только для тех, кто заслужил рай).

Любовь к ближнему (полюби другого, как самого себя)

В Новом Завете сказано, что христианам для обретения вечной жизни не следует прерывать связи с Богом, связь же осуществляется через молитву и таинство причастия - вкушение хлеба и вина. Причастие - это главное таинство, осуществляемое православной и католической церквями.

В Ветхом Завете содержится текст десяти заповедей, которые актуальны для любого христианина.

Внутри христианства со временем выделилось три основных течения:

Католичество (Италия, Испания, Португалия, Бразилия, Венесуэла, Мексика и т. д.)

Православие (Россия, Греция, Сербия, Грузия и т. д.)

Протестантизм (Англия, Германия, США и т. д.)

Ислам - самая молодая из мировых религий, он возник в VII в. нашей эры в арабском мире. Его основатель - пророк Муххамед. Бог в исламе - Аллах. Людей, исповедующих ислам, называют мусульманами.

В отличие от христианства, в исламе отсутствует идея свободы, но есть идея о предопределении. Жизнь человека заранее предрешена Аллахом и какие бы действия человек не предпринял, он не изменит своей судьбы, - верят мусульмане. Сходство с христианством - в идее о бессмертии души, существовании ада и рая.

Священная книга ислама - Коран. Во многих исламских странах отсутсвует светский закон и люди живут по религиозным законам или, как это называется, закону Шариата.

Правоверный мусульманин ежедневно совершает намаз (пятикратная молитва), ведет благочестивую жизнь (не пьет, не курит, блюдет целомудрие), соблюдает пост (самый длинный - рамадан), важной целью считается совершение паломничества (хадж) в Мекку.

К национальным религиям относят религии, которые присущи определенному народу и которые не выходят за его пределы. Это иудаизм (религия евреев), индуизм (религия индийцев), синтоизм, даосизм.

Архаические религии - это умершие религии. Среди них: религия Древнего Египта, Древней Греции и Рима, религия восточных славян, религии первобытного времени.

Предисловие автора урока, учителя русского языка, литературы, МХК высшей категории Чирковой Галины Алексеевны.

Необходимость активного включения учащихся в самостоятельную работу по приобретению знаний, выработки у них навыков исследовательской работы, оформления результатов исследований в виде проектов и компьютерных презентаций привело меня к созданию интегрированного урока- я назвала его уроком- исследованием.

Урок данного типа имеет ряд достоинств:

1. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность.

2. Урок перестает быть чисто информативным, становится уроком-исследованием, уроком-открытием.

3. Интерес к самостоятельной исследовательской работе ведет к тому, что многие ребята продолжают исследование и за рамками урока, создают рефераты, презентации, выступают с ними на ученических научных конференциях.

интегрированный урок по литературе и мировой художественной культуре

по творчеству Н.В.Гоголя и А.А.Иванова

для учащихся 9-го класса

1.Выявить общность позиций двух великих русских художников по отношению к проблемам смысла жизни, духовности, веры.

2.Развить умение анализировать произведение литературы и интерпретировать произведение живописи.

3.Воспитывать патриотизм, духовность, любовь к русскому искусству.

Урок-исследование с использованием информационно-коммуникационных технологий (компьютерной презентации).

Соавторы урока:

Конспект урока.

Вступительное слово учителя.

2-й слайд : работа с 2 эпиграфами.

Из письма А.А.Иванова.

1.Найдите ключевые слова в 2-х высказываниях и по ним отыщите точки соприкосновения.

2.Что объединяет Гоголя и Иванова в жизни, искусстве, философских воззрениях?

Примерные ответы учащихся:

- В высказываниях Гоголя и Иванова звучит общая мысль о духовной миссии искусства.

-Гоголя и Иванова объединяет очень многое: время, принадлежность к творческой интеллигенции, годы в Италии, когда они дружили, спорили об искусстве, о смысле человеческого бытия, о пути России.

- Искусство обоих художников было направлено на поиски истины.

О неверующих, сомневающихся, нищих духом. И великая идея зарождается в нем: показать, что душа даже самого большого грешника не может окончательно омертветь, что каждый способен к возрождению, и путь к нему лежит через веру.

Для Гоголя кроткий и набожный Иванов был духовным наставником.

Для Иванова Гоголь был вождем русской интеллигенции, ее духовным лидером.

И все же они не всегда соглашались друг с другом, и к истине они шли разными путями . Их диалог был спором. О чем? Попробуем разобраться. Для этого потребуется углубиться в эпоху, в судьбы художников, в их философию и историю творческих поисков.

Сейчас я предоставляю слово исследователю-биографу, приготовившему рассказ об итальянском периоде жизни А.Иванова иН.В.Гоголя.

Слайды №3, 4, 5.

Вопросы к классу:

-Почему А.Иванов, пользовавшийся большой популярностью у заказчиков,

и не умел зарабатывать деньги?

-Художник считал, что материальная заинтересованность ставит крест на

свободе выбора темы.

-А.Иванов считал главным в деятельности художника подвижническое, жертвенное служение искусству.

Слово для анализа картины предоставляется учащемуся-искусствоведу.

На картине несколько групп людей. Центром композиции является фигура Иоанна Крестителя с воздетыми руками, с крестом. Слева от него – апостолы, ученики Христа. Здесь же выходящие из воды люди, готовые последовать за Христом. Они спешат увидеть Мессию. На переднем плане – юноша, уже принявший крещение и смотрящий на Христа.

Если внимательно приглядеться, то в чертах его лица можно уловить сходство с портретом Гоголя. Это не удивительно: эскизы для этого образа были написаны с Н.В.Гоголя. На картине есть портрет и самого А.Иванова .

В левом углу полотна есть фигура странника с посохом . Это и есть автопортрет художника. Эти две фигуры, расположенные в противоположных углах полотна, словно ведут немой диалог. О чем? Наверное, о человеке, о вере, о смысле бытия.

Фигуры на картине объединены в пары. Юный апостол Иоанн и рыжеволосый юноша в центре картины оба устремлены к Христу. Выходящие из воды старик и юноша в левом углу картины противопоставлены друг другу: это образы начала и конца человеческой жизни, прошлого и будущего.

Художник не стал изображать на картине Святого Духа в виде голубя или сияющего нимба над головой Христа, как другие художники в подобных сценах. В его произведении чудо Богоявления совершается в умах и душах людей, поэтому здесь нет действия, персонажи замерли в красноречивых позах.

Картина заставляет размышлять , она пробуждает духовность , учит философски осмысливать жизнь.

Вопросы к классу:

-Чем привлекла А.Иванова эта тема?

-Пришествие Христа художник считал важнейшим событием в истории человечества.

О судьбах мира размышляет и другой великий художник – Н.В.Гоголь.

Демонстрируются слайды №7,8,9.

Вопросы к классу:

Почему в книге Гоголя всего один поэтичный женский образ? Что он воплощает?

Демонстрируется слайд №10 .

Отношение к хозяйству, к своему долгу помещика у них тоже разное. У Ноздрева – полная бесхозяйственность .Он может за день проиграит всё, что за год произвели его крестьяне. Не заботится он даже о собственных детях!

Вопросы к классу:

Для чего Гоголю понадобилось противопоставление юности и зрелости?

-Плюшкин совершает несколько предательств. Он предает свою семью – дочь и внука, нуждающихся в поддержке. Он предает свой долг помещика, который обязан заботиться о крестьянах, о поддержании хозяйства. И, наконец, он предает свою душу, идеалы юности, он забывает о Боге и о высоком предназначении человека.

Демонстрируется 11-й слайд со словами Гоголя, завершающими 7-ю главу:

Вопросы к классу:

(они помещены на 12-м слайде )

Что общего в произведениях Гоголя и Иванова?

Почему писатель и художник считали, что их произведения должны изменить судьбу России?

Какой путь каждый из них указывал?

-И Гоголь , и Иванов создали произведения о спасении и преображении человеческой души.

-Оба художника считали, что их произведения изменят судьбу России, так как в них звучит призыв к духовному обновлению.

Заключительное слово учителя.

А.Иванов на своем полотне, в верхней его части, показал светлый мир, показал Богочеловека как носителя истины, готового к подвигу во имя спасения человечества.

В каждой церкви есть восточная, алтарная стена, на которой помещены иконы . Там есть изображения Христа, Богоматери, Св. Иоанна Крестителя, апостолов. Картина А.Иванова сродни этой восточной стене.

И в каждой церкви есть западная стена, где изображается ад, грешники, страшный суд. Поэма Гоголя сродни этой западной стене. Это противоположный полюс нравственной жизни человека.

А оба художника вместе в спорах, в постоянном диалоге о человеке и вере строили один общий храм: храм веры, храм чистой, светлой, живой души.

Их призыв к читателю и зрителю один: не дайте погибнуть своей душе, сохраняйте в чистоте идеалы своей юности, будьте тем, чем должны быть по замыслу Творца: людьми, созданными по образу и подобию Божию.

Религия — это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы.

Мировая религия — религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов .

Конфессия, (лат. confessio — исповедание) — вероисповедание. Конфессиями называют религиозные общины (церкви), связанные общностью верования.

Мистерия (греч. mysterion — таинство, тайна) — у античных народов и народов Древнего Востока тайный религиозный обряд в честь божества, к участию в котором допускались только посвящённые.

Церковь (греч. kyriakon — дом господний) — самостоятельная и самоуправляемая религиозная организация, объединяющая единоверцев и противопоставляющая их представителям иных верований на основании особых вероучения и культа.

Будди́зм - религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии.

Ислам (мусульманство) — одна из трех мировых религий. Возник в Аравии в начале VII века. Вероучение ислама изложено пророком Мухаммедом в Коране.

Атеист – человек не верующий в Бога, безбожник.

Политеизм – многобожие.

Монотеизм – единобожие.

Антропоморфизм – вера в человекоподобных богов.

Культ - система религиозных обрядов, ритуалов, действий.

Религиозное сознание — это убеждение верующих в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего, в том, что источником главных ориентиров и ценностей человечества является Бог — высшая сила в мире.

Светское сознание отличается от религиозного тем, что источники всех важнейших процессов в мире оно усматривает в посюсторонних, на его взгляд, изменениях в обществе: в накоплении культурных навыков, в бурном прогрессе естественных, технических и прикладных наук, в гуманизации и компьютеризации образования, в разумной экологической политике, в планировании семьи и в других сферах жизни людей.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. Стр.47 - 64; 203 – 210.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. Стр. 12-14; 20-24; 29-31.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Существует ли потусторонний мир? Этим вопросом задавались люди всегда, и это явилось, по мнению некоторых философов, причиной зарождения религии.

Миллионы людей на земле верят в Бога.

Религия – это вера в Бога, его сверхъестественную силу. Это особый тип реальности, которую в науке называют сверхъестественной, потусторонней.

Итак, религия — это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной силы.

Признаки религии: вера в сверхъестественное, организованное поклонение высшим силам, стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала, признание теоцентрической картины мира, иррационализм и мистицизм, идея креационизма.

Убеждение верующих в существование сверхъестественной силы, которая управляет миром называется религиозным сознанием.

В священных книгах Библии, Коране, Трипитаке изложена воля Бога, в соответствии с которой формируются нравственные религиозные ценности.

Развитии культуры, научно-технического прогресса, образования и т.д. формируют светское сознание.

Религия в своем развитии прошла длительный путь с древности до наших дней. Ранние религиозные представления имели политеистический (многобожный) характер – таковы религии древних греков, римлян, индийцев, китайцев. Их религия изложена в мифах, которые формировали мифологическое сознание.

Существовали ранние формы религий: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия.

Религия иудеев, христиан и мусульман носит монотеистический (единобожный)

Многие религии представлены антропоморфных (человекоподобных) богах.

Классификация религий: родоплеменные (примитивные), национально-государственные (иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство), мировые (буддизм, ислам, христианство).

В мире существуют три основные мировые религии – буддизм, христианство, ислам.

Мировыми их называют потому, что они выходят за рамки национальностей и государств, распространившись по всему миру. Признаками мировых религий являются следующие: огромное число последователей во всем мире, эгалитарность, пропагандистская активность и прозелитизм, космополитичность.

Региональные же религии носят этнонациональный характер.

Религии современного мира имеют свою особую организацию с четким распределением обязанностей на каждом уровне иерархии. Такая организация называется церковью.

Например, в христианстве, эта иерархия выглядит так: миряне, белое духовенство, черное духовенство, епископ, митрополит, патриарх.

Систему религиозных обрядов, ритуалов, действий, свойственные любой религии называют религиозным культом.

Примером служат празднование ураза – байрам в исламе, обычай красить яйца на пасху в христианстве, дзул-хурал в буддизме – обычай покаяния в плохом обращении с животными.

Так как культ придает религии конкретно-чувственный характер, ему принадлежит центральное место в религии.

Религиозные обряды сопровождают человека в течение всей жизни, отмечая важнейшие события, происходящие в ней: крещение, венчание и т. п.

Религия воздействует на судьбы людей формируя нормы общественной морали через нравственные кодексы и религиозные предписания.

Основные функции религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, культурно-транслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая.

В России в 1990-х годах изменились отношения государства и церкви. В Конституции РФ 1993 года Россия провозглашена как светское государство, где ни одна религия не устанавливается в качестве государственной.

Любые формы ограничения прав по религиозному признаку запрещены.

Ст. 28 Конституции РФ провозглашает свободу совести и вероисповедания. Любой человек имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Наибольшее число верующих в России исповедуют православие. В стране насчитывается около 12 тыс. православных общин, около пятисот мужских и женских монастырей. Высшим органам церковной власти и управления христианской церкви является Священный синод во главе с Патриархом Московским и Всея Руси, в исламе, второй по численности религии России(2,5 тыс. общин), координационный центр духовных управлений мусульман, 200 буддийских общин руководит Центральное управление буддистов в России

Разбор типового тренировочного задания

1). Одним из проявлений межконфессиональных противоречий в прошлом

человечества были религиозные войны.

2) Политика государства не влияет на мирное сосуществование представителей

разных конфессий в обществе.

3). Мировые религии, представленные в России, являются историческим наследием

4) В России законодательно гарантирована свобода вероисповедания.

5) Христианство является государственной религией в России.

Правильный вариант/варианты: 1,3,4.

  1. Восстановите смысловое значение предложения.

Проявление _______________ (А) установок, переживаний и действий, основанных на вере в __________________ (Б), священное называется религией.

Форма проведения: беседа о поведении и поступках людей.

• Вызывать желание помогать людям, быть добрым и отзывчивым.

• Создавать положительный опыт в развитии нравственного поведения личности.

Дело было в деревне. Однажды бабушка отправила меня в соседний поселок, за молоком. Идти далеко, вот я и взял с собой своего друга Лешку, вдвоем веселее.

Купили молока и собрались идти обратно.

А Лешка очень любил собак. Тут смотрит – у магазина под деревом лежит дворняжка. Лешка говорит мне:

- Смотри, какая собака хорошая.

Собака, видно, услышала, что Лешка сказал, открыла глаза и подняла голову.

- Пойдем, - говорю я, - а то сейчас укусит еще, - я, по правде сказать, собак всегда побаивался.

Пошли. Прошли немного, вдруг Лешка говорит мне шепотом:

- А собака-то за нами идет!

Я оборачиваюсь – смотрю, и правда, та дворняжка идет прямо за нами.

- Ну, ничего, - говорю я, - нам идти долго, она скоро отстанет.

Идем дальше. Собака за нами. Стали дорогу переходить – и собака с нами стоит, зеленого сигнала светофора ждет. Загорелся зеленый – мы пошли дальше, и она пошла.

- А может, ей покушать дать? – говорит Лешка.

- Да ты что, - говорю я, - тогда она вообще не отстанет никогда.

- Да неужели с нами до самой деревни дойдет!

- Слушай, а давай побежим играть в кораблики, тогда и собака отстанет от нас, - предложил Лешка.

- Да ведь нельзя бегать при собаке, она может разозлиться и укусить, - отвечаю я.

- Да что ты все трусишь! – говорит Лешка, - эта собака совсем не злая. Давай попробуем.

Кинулись в траву и бегом. Руками траву раздвигаем, только на этот раз ничего не кричим, а то вдруг собака нас услышит и побежит за нами. Пробежали все поле. Запыхались. Стоим, смотрим на поле, не бежит ли собака.

- Вроде тихо, - шепчет Лешка, - пойдем дальше скорей.

Тут трава зашуршала, зашевелилась, и оттуда появилась собака. Выбежала и встала рядом с нами, как ни в чем не бывало.

- Ну, тогда я уж не знаю, - развел руками Лешка, - очень интересная собака. Наверное, она считает нас за хозяев.

Дошли мы до деревни.

- Ну, и что делать будем? – спрашиваю я.

- Сначала, - говорит Лешка, - давай определим, за кем она ходит, за тобой или за мной.

Мы пошли в разные стороны. Собака пошла за Лешкой.

- Ну, давай я ее пока отвлеку или задержу, а ты быстро убежишь домой, и тогда она не узнает, где ты живешь, - предложил я.

Мы отвели собаку в переулок, я стал ее гладить, а Лешка побежал скорей домой. Но собака тут же рванула за ним, а я побоялся ее остановить.

- Стой! – кричу Лешке, - она все равно за тобой бежит.

Лешка подумал и говорит:

- Давай тогда вынесем ей что-нибудь поесть, она будет есть, а я пока убегу.

Я побежал к себе домой, нашел в холодильнике кусок колбасы.

- А что так мало? - спросил Лешка.

Дали собаке эту колбасу, Лешка опять побежал домой. Собака посмотрела сначала на колбасу, потом на убегающего Лешку, потом одним махом проглотила колбасу и бегом его догонять. Лешка опять задумался.

- Интересно, а команды ты знаешь? А ну, сидеть!

- Ого! Так она дрессированная!

Лешка подумал-подумал, а потом скомандовал грозно:

Собака сидит, не пошелохнувшись.

- Уходи! Вон! Домой! – стал перебирать команды Лешка, но таких команд собака не знала. Она спокойно сидела и смотрела на Лешку.

Стали опять думать. Наконец меня осенила идея. Я говорю:

- Слушай, а давай пойдем ко мне в огород, она останется сидеть тут, у ворот. А мы тем временем выйдем через задний ход.

Вышли через задний ход. Прошли через пруды, добрались до леса. А сами все назад оглядываемся – не бежит ли за нами собака. Но собаки не было. Вошли в деревню с другой стороны. Все измазались в грязи и устали.

- Сейчас главное – добраться до моего дома, чтобы она нас издалека не учуяла, - говорит Лешка.

Только дошли до ворот Лешкиного дома, смотрим – а собака тут как тут. Почуяла Лешку и сразу прибежала.

- Ну, все, довольно, - сказал Лешка и вошел в сад.

- Уходи. Не могу я тебя взять, у меня кот, - сказал он собаке и закрыл калитку.

Целый час мы сидели у Лешки дома и смотрели в окно, не ушла ли собака. Но собака спокойно сидела у Лешкиных ворот и не собиралась никуда уходить.

- Сейчас мама придет, и тогда собаке влетит, - грустно сказал Лешка.

Когда пришла мама, первым делом она взялась за веник.

- Там какая-то собака за воротами, - сказала она, - пойду прогоню ее.

- Мамочка, не надо ее веником! – стал просить Лешка, - она хорошая, просто она думает, что я ее хозяин!

- А, так это ты ее приучил? Ну, тогда тем более надо ее прогнать! Бездомная какая-то, грязная, мало ли какая у нее зараза! А Барсика нашего загрызет - кто тогда виноват будет?

Лешка в слезы. Вцепился маме в руку и стал умолять не бить собаку. Я за ними. Подходим к воротам и видим такую картину: у ворот спокойно лежит собака и смотрит на нас умными глазами. А вокруг нее ходит Барсик и внимательно обнюхивает ее со всех сторон.

- Ну, ладно, - смягчилась мама, - так и быть, не буду ее гнать, сама уйдет. Пойдем, Барсик. Она взяла кота на ручки, и они с Лешкой пошли домой, а собака осталась за забором. Я пошел к себе. Конечно, за ночь собака никуда не ушла. И, наверное, не ушла бы и за неделю. Да и куда бы она ушла, ведь она уже давно решила, кто теперь ее хозяин, и где она теперь будет жить. Собака так спокойно ждала Лешку у ворот, как будто точно знала, что все будет хорошо.

На следующий день Лешка пришел ко мне очень довольный. Ему разрешили оставить собаку. Собаку он назвал Розой. Мы с Лешкой сами отмывали ее шампунем. С тех пор она всегда играла с нами. Лешкин папа смастерил для нее будку, а с Барсиком Роза даже подружилась.

Вот так бывает в жизни: собака верна своему хозяину еще до того, как хозяин узнает о том, что у него есть собака.

Животные очень верные и не раз спасали жизнь своим хозяивам. Например:

В прибрежном поселке в одном из старых деревянных домов ночью возник пожар. В огне оказались молодая мать и пятеро ее детей. Они спокойно спали! Но домашняя кошка Кети вовремя учуяла запах дыма, залезла под одеяло хозяйки и стала ее больно царапать, пытаясь разбудить. Хозяйка отбросила кошку и повернулась на другой бок. Но кошка не сдавалась до тех пор, пока не разбудила женщину. Началась эвакуация детей. Спаслись все… кроме самой кошки. Дом сгорел дотла вместе с вещами и спасшей всех Кэти.

В Австрии коза Мэнди спасла своего хозяина. Фермер Ноэль Осборн упал и повредил бедро, он был слишком далеко от всех, кто мог бы услышать его крики и прийти на помощь. Ноэль пролежал на открытом воздухе 5 дней со сломанным бедром. Но как он выжил? Его спасла коза по имени Мэнди Она легла рядом с ним и грела хозяина. К тому же, козочка кормила его своим молоком, тем самым она помогла фермеру выжить в условиях холодных дождливых ночей. Ноэль был спасен друзьями на 6-й день.

Ребята, а вы встречались с верностью? У вас есть верные друзья? Раскажите о них и о том, как и в чем, проявилась их верность?

Последующая работа. Дополнительные задания.

Конспект беседы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста по духовно-нравственному развитию

Конспект беседы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста по духовно-нравственному развитию Конспект беседы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста по духовно-нравственному развитию «Православный праздник «Крещение.

Читайте также: