Явления природы дождь листопад конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Разработка урока по образовательной системе “Начальная школа ХХI века”.

Предмет: окружающий мир, 1-й класс, авторы: Н.Ф. Виноградова.

Тема урока: Явления природы.

Тип урока: Открытие нового знания.

Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока.

  1. Дать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года, расширить знания детей об изменениях в неживой природе.
  2. Развитие представления учащихся о многообразии явлений природы в разные времена года. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.
  3. Воспитывать через элементы театрализации, музыки, отрывков произведений известных писателей в детях эстетическое восприятие природы, культуру поведения при фронтальной работе.

– выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);
– умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД);
– умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД);
– умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).

Иметь представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года.

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно искать и собирать информацию по теме урока (Коммуникативные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Дополнительные структурные элементы урока: обмен информацией о временах года, признаках, явлениях природы и ее коллективный анализ; наблюдение; игра на закрепление знаний о явлениях природы; инсценирование диалога “Радуги и Солнца”; выполнение практической работы; формулирование выводов.

Ход урока

I. Самоопределение к учебной деятельности

– Улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу мира, добра. Пожелайте успеха друг другу в проведении этого урока.
– О чем мы должны помнить на каждом уроке? (На каждом уроке мы должны открывать для себя что-то новое.)
– А чтобы заметить что-то новое, какие умения вы должны развивать в себе? (Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь.)
– Каким вы хотите, чтобы получился наш урок? (Интересным, весёлым, познавательным)
– Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу.
– Итак, чему будет посвящён наш урок? (Изучению нового)

II. Актуализация опорных знаний (2 мин)

Слайд 2. Учитель читает загадку:

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг … природа.

– Какая тема нашего урока? (Явления природы.)

III. Постановка учебной задачи. (1 мин)

– Какую цель ставим? (узнать о явлениях природы.)

– Сегодня, ребята, у нас урок-путешествие по временам года. Мы поговорим о явлениях природы, характерных для каждого времени года.

– А как вы понимаете слово “явление”?

– Где можно узнать точное толкование слова? (в словаре)

IV. ”Открытие” нового знания (14 мин)

1. Ученица читает в толковом словаре Ожегова толкование слова “явление”.

“Всякое проявление чего-либо, что можно обнаружить, то есть увидеть. Физическое явление, явление природы.”

– Итак, мы начинаем наше путешествие.

2. Ученица читает стихотворение, подготовленное дома, с букетом осенних листьев.

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу,
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холода щеки горят,
Любо в лесу мне бежать.
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать.

– Как вы думаете, с какого времени года мы начнем наше путешествие?
– Как догадались?
– Итак, вы готовы представить, что мы отправляемся в путешествие по осеннему лесу?

3. Видеоролик “Золотая осень”

Ребята, как называется природное явление, которое бывает только осенью? (Листопад.) Слайд3
– Правильно, это природное явление называется листопадом, от слов листья падают.
– А чем же огорчит нас осень?
– Что бывает осенью часто? (Дождь) Слайд 4

Послушайте, как описывает осенние дожди писатель Г. Скребицкий.

“Осенние дожди, совсем не похожи на летние. Дождь осенний – моросящий, как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три, а может, и неделю, не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь”.

4. Наблюдай, делай опыты. Практическая работа. Слайд5

– Можно ли назвать осеннее небо “свинцовым”?

Учитель показывает свинец.

– Сравните свинец и небо.

– Как вы думаете, какой свинец тяжелый или легкий? Какого он цвета?

Посмотрите, какого цвета небо? Сравните их

– Почему небо называют свинцовым?

– А еще, какое явление природы можно наблюдать осенью? Отгадайте загадку.

Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. (Туман) Слайд 6

– Когда чаще всего можно наблюдать туманы?

Туманы бывают во все времена года. Гуще всего туманы бывают по утрам, когда земля сильно остывает. Осенью они стелются над землей, кажется, будто низко-низко опустились облака и окутали землю белым густым покровом. Так оно и есть, потому что, облака в небе и туман низко над землей состоят из крохотных капелек воды.

5. – А мы продолжаем своё путешествие.

Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? Зимой. Слайд 7

О каких явлениях природы говорится в загадке? (о снеге).

А когда идет сильный снег, можно сказать “валит снег” – как называется это явление природы? Снегопад.

А по утрам, зимой , деревья бывают одеты в белоснежный серебристый наряд из многочисленных снежинок.

Как называется такое явление? Иней. Слайд 8, 9.

А еще, зимой, какие бывают явления? Мороз

Кто знает загадку об этом явлении?

Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит,
Стоять не велит. Мороз

А когда идет снег и сильно дует ветер? Небо становится темным-темным, ветер можно сказать “завывает”. Как называются эти явления? (Вьюга, метель). Слайд 10

Какое самое любимое и яркое явление зимней природы вы знаете?
– Отгадайте загадку:

Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные – вырезные,
А возьмешь – вода в руке. (Снежинка.) Слайд 11

– Что особенно красиво при снегопаде?

– Изобразите действием мой текст.
Вы – снежинки. Вас кружит ветер, он то подбрасывает вас вверх, то снова опускает на землю. Днём вы блестите от солнышка, а ночью, когда кружит метель, вам хочется танцевать снежный вальс.

6. Мы продолжаем свое путешествие и оказываемся в следующем времени года.

Выросла сосулька
За ночь у окна.
Ручеек забулькал.
Что это. Весна. Слайд 12

– Какие же явления характерны для весны?

7. Работа по учебнику.

Найдите и выберите явления природы в учебнике с. 40-41, положите красные фишки на нужные картинки.

Назовите эти явления природы. (Сосульки, таяние снега, ледоход)

Весной, когда повышается температура воздуха, начинают появляться сосульки. Днем подтаивает снег, а ночью замерзает. Особенно много сосулек свисает с крыш.

Как надо вести себя, когда с крыш свисают очень большие сосульки? Под крышами можно ходить?

Если дует ветер теплый, хоть и с севера.
Если луг – в ромашках и комочках клевера.
Все в природе расцвело, роща зеленью одета,
Это значит, что пришло…Что пришло, ребята? (Лето) Слайд 15

Конечно, лето – это самое любимое время года и детей и взрослых.

– Какие же явления природы можно наблюдать летом?

Найдите картинки и пометьте желтыми фишками явления, относящие к лету.

Назовите эти явления.

(Летний гром и молния, теплый летний дождь, а после дождя радуга).

Физминутка выполняется под музыку. (Капитошка)

8. Инсценировка (К.Ушинский “Солнце и радуга”)

Радуга. “Посмотрите на меня – какая я красивая! Какая, я яркая, у меня семь разных цветов. Они переливаются и светятся”.

Автор. Услышало эти речи солнышко и говорит:

Солнышко. “Ты красива – это, правда, но ведь без меня и радуги не бывает”.

Автор. А радуга только смеется, да пуще хвалится.

Радуга. “Нет, я все-таки самая лучшая, самая нарядная, никто со мной не сможет сравниться”.

Автор. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу – и радуги как не бывало.

– Как вы думаете, правильно вела себя Радуга? Красиво хвалиться друг перед другом?

– О каких явлениях природы говорится в тексте? (О дожде и радуге)

– А кто знает загадки о радуге?

Что за чудо – красота!
Расписные ворота
Показались на пути!
В них ни въехать, ни войти.
Раскинулся золотой мост
На семь сел, на семь верст.

Слово “радуга” похоже на слово “радость”. И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга.

“Райская дуга” назвали ее в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.

– А вы знаете, когда возникает на небе радуга? Сейчас я вам расскажу.

Радуга появляется только если одновременно идет дождь и светит солнце.

– Сколько цветов у радуги? Перечислите.

V. Первичное закрепление (8 мин)

1. Творческое задание в рабочей тетради (с. 21)

Выберите самостоятельно задание, которое вам понравилось и выполните его. (под музыку)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. (5 мин)

У детей разрезанные на несколько частей карточки с изображением явлений природы. Составляют рисунок и говорят, к какому времени года относится это явление.(Фронтальная проверка) Слайд 20

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

– Наше путешествие по временам года закончилось.

– О чем мы говорили на уроке? Что узнали нового? Хочется узнать ещё больше по этой теме?

Изменения в природе: дождь, снег, град, ветер, метель, радуга, гром и молния, туман, иней, листопад – все это явления природы.

– Достигли ли поставленных целей?

– Понравился ли вам урок и какое настроение он у вас вызвал?

– У вас на партах лежат карточки “настроения” – солнышко и тучка.

Если вам понравился урок и у вас урок вызвал хорошее настроение, то поднимите карточку с картинкой “солнышко”, если не очень хорошее настроение, то поднимите карточку с картинкой “тучка”.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ОПМ. 1 класс . Вариант 2 (дети с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью).

Тема. Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария)

Цель. Ознакомление обучающихся с явлениями природы.

Задачи:

формировать первоначальные представления о сезон ном явлении природы: листопад;

вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира растений, к явлениям природы);

создавать условия для возникновения речевой активности детей ;

обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к обще нию;

формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, игрового опыта;

воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия;

Оборудование. Сюжетные картинки, печатные слова, гербарий из осенних листьев, зонт, украшенный листьями. Шаблоны листьев, гуашь, поролоновые губки.

Динь - динь - динь! Звенит звонок, начинается урок.

Сяду прямо, не согнусь ( плакат ) . За работу я примусь.

- Начинаем урок окружающий природный мир ( визуальное расписание ). На этом уроке мы говорим про природу.

Актуализация опорных знаний.

Отмечаем погоду дня ( по схеме ).

Определяем время года ( по картинкам ). Карточку ОСЕНЬ – на доску .

- Дождь. (Задание. Выбрать и вывесить картинки, на которых изображён дождь.) Беседа по картинкам.

Работа по теме.

- Ребята! Посмотрите, какой красивый осенний зонтик я принесла. Но на нём не дождь. А что? (Листья. Карточку ЛИСТЬЯ – на доску ) Я гуляла под деревьями, а с них падали листья. На меня, на зонтик, на землю. Это называется ЛИСТОПАД. ( Карточка ЛИСТОПАД - на доску). Листопад бывает только осенью.

Работа у доски.

Беседа (по гербарию).

- Давайте посмотрим, какие красивые осенние листья у нас на доске. Летом они были зелёные, а осенью… ( цвет, названия деревьев)

Подобрать по контуру (мелом на доске) листья.

Работа в тетради.

Шаблоны листьев, гуашь, поролоновые губки.

Закрепление.

Листопад ( Устроили на полу ). Беседа (+картинки. – Что делают люди с листьями?).

Подведение итогов урока.

Ожидаемые результаты.

Личностные. Проявление положительного отношения к учебе. Проявление интереса к совместной деятельности.

Коррекционные (предметные). Наблюдение за изменениями в природе и установление взаимосвязи; осознание необходимости бережного отношения к природе.

Базовые учебные действия. Контроль действий своих и партнёра. Фиксирование взгляда на объекте, использование предметов по назначению.

Краткое описание документа:

Предмет. ОПМ. 1 класс. Вариант 2 (дети с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью).

Тема. Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария)

Цель. Ознакомление обучающихся с явлениями природы.

Задачи:

  • формировать первоначальные представления о сезон­ном явлении природы: листопад;
  • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира растений, к явлениям природы);
  • создавать условия для возникновения речевой активности детей;
  • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к обще­нию;
  • формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, игрового опыта;
  • воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаи­модействия.
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 661 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.08.2019 1061
  • DOCX 18.1 кбайт
  • 45 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Матвеева Виктория Валентиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование представлений об осенних признаках и явлениях.

Конспект открытого урока

по предмету: Окружающий природный мир.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Учитель начальных классов:

Быстрова Виктория Сергеевна

Предмет: Окружающий природный мир.

Класс: 1(второй год обучения)

Тип урока: урок повторение изученного материала.

Продолжительность урока: 30 минут.

Организовать повторение изученного материала об осенних признаках и простейших природных явлениях: листопад, ветер, дождь; способствовать развитию памяти, внимания, мышления на основе игровых упражнений; создать условия для возникновения речевой активности детей; способствовать формированию навыка сотрудничества, самостоятельности.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: развивать умение находить причинно-следственные связи (с помощью учителя), обобщать и систематизировать наблюдения, развивать эмоциональное восприятие осенней природы; воспитывать эстетические чувства, экологически грамотное поведение в природе.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную задачу и следовать ей в учебной деятельности; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.

Познавательные: развитие любознательности и интересу к предмету через разнообразные виды деятельности; умение устанавливать причинно – следственные связи (совместно с учителем); умения строить свое высказывание в устной речи с помощью учителя.

Коммуникативные: умения слушать и понимать других; выстраивать высказывания с помощью учителя, отвечать на вопросы учителя.

Оборудование: Презентация, листья из цветной бумаги на ниточках (для дыхательного упражнения); листья для физминутки; сигнальные карточки для рефлексии; металлофон.

Основной дидактический метод: объяснительно-иллюстративный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Методические приемы: рассказ учителя, творческие задания, практические упражнения.

Педагогические технологии: элементы игровой технологии, здоровьесберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому, физкультминутки, дыхательная гимнастика).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент: Эмоциональный настрой.

Что такое? Что случилось?

Почему звенит звонок?

Вы готовы? Стол в порядке?

- усаживаются за парты, проверяют готовность к уроку.

Реже солнышко блестит

К югу стая птиц летит,

Расставаясь с нами.

Частый дождик за окном,

Небо тучей плачет,

Листья желтые кругом.

Это осень, значит.

- О каком времени года это стихотворение?

Микровывод: О чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

- Давайте вспомним, как называются осенние месяцы.

- Покажите, на какой картинке изображена осень?

- Как узнали, что именно на этой картинке изображена осень?

- Сегодня мы с вами вспомним и другие изменения в природе осенью.

- Отвечают на вопрос учителя (об осени).

-Совместно с учителем формулируют тему урока.

- Перечисляют совместно с учителем (сентябрь, октябрь, ноябрь).

- сравнивают картинки, анализируют; выбирают картинку на заданную тему

- Перечисляют цвета: красный, желтый, оранжевый цвет

-Отвечают на вопрос учителя (листья поменяли цвет).

3. Основная часть урок

- Отгадайте, что это за природное явление.

Неизвестно, где живёт.

Налетит, деревья гнёт.

Засвистит — по речке дрожь.

Озорник — и не уймешь.

В осеннее время года погода резко меняется и одним из самых частых погодных явлений можно назвать сильный ветер.

- Ребята, подойдите к столу и возьмите по одному осеннему листочку.

Сейчас мы с вами поиграем с листочками. Подуем на них, словно мы – это ветер (сначала тихо, потом сильнее).

Послушайте следующую загадку про одно из осенних явлений природы:

Листья желтые летят,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

- В природе, осенний ветер срывает листья с ветвей деревьев. Мы с вами наблюдаем такое явление, как листопад.

Я предлагаю Вам немножко поиграть с листьями (лежат на партах) и изобразить листопад.

Цели: познакомить с явлениями живой и неживой природы, различными видами термометров и правилами пользования ими; научить измерять и записывать температуру воздуха.

Планируемые результаты: учащиеся научатся узнавать изученные объекты живой и неживой природы; измерять температуру воздуха, тела человека; анализировать иллюстрации учебника; делать выводы из изученного материала.

Оборудование: кроссворд (на доске или на отдельных листочках), анаграммы на доске, термометры разных видов, стаканы с теплой и холодной водой.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний


1. Тронь, только тронь —

Как огонь. (Крапива.)

А зимой стоит. (Река.)

3. Хвост пушистый,

В деревне кур крадет. (Лиса.)

4. Непоседа пестрая,

Самая болтливая. (Сорока.)

5. Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет? (Солнце.)

6. В этом белом сундучище

Мы храним на полках пищу.

На дворе стоит жарища,

В сундучище — холодища. (Холодильник.)

7. Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год? (Елка.)

— Найдите среди отгадок объекты живой и неживой природы.

— Какие предметы вы не назвали? Почему?

2. Проверка домашнего задания

— Покажите рисунки, которые вы выполнили дома. (Можно использовать КИМы (тест 5, с. 11). Выполняется под руководством учителя.)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске анаграммы.)

— Попробуйте разгадать зашифрованные слова. (Туман, радуга, дождь, листопад.)

— Как все это можно назвать одним словом? (Ответы детей.)

— Предположите, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

— Проверьте свои предположения. Прочитайте тему урока на с. 28 учебника. (Явления природы.)

— А о чем еще пойдет речь на уроке, вы узнаете, ответив на вопрос: что вы прежде всего должны сделать, если почувствовали, что заболели? (Измерить температуру.)

— Каким прибором измеряют температуру? (Градусником, термометром.)

— Так о чем еще мы поговорим сегодня? (О термометрах, о том, как надо измерять температуру.)

— Какие учебные задачи мы поставим? (Ответы детей.)

— А что говорит наш Муравьишка? Прочитайте об этом в учебнике.

IV. Работа по теме урока

1. Выполнение задания в рабочей тетради

— Прочитайте текст на с. 28 учебника.

2. Беседа, работа по учебнику

— Рассмотрите рисунки на с. 28. Прочитайте задание к ним. Выполните его в парах. (Сосульки могут таять, а могут расти. Из тучи может идти дождь, снег, град. Снежинки могут таять. Птицы осенью улетают на юг, а весной снова прилетают. Гусеница может превратиться в бабочку и т. д.)

— Какие еще явления могут происходить в живой и неживой природе? Приведите свои примеры. (Снегопад, иней, ледоход, северное сияние, радуга, гроза, дождь, туман, ветер, половодье, роса, гололедица — явления неживой природы; листопад, выведение птенцов, появление детенышей у зверей — явления живой природы.)

3. Выполнение задания в рабочей тетради

— Сколько вы знаете времен года? (Четыре: весна, осень, лето, зима.)

4. Работа по учебнику

(Класс делится на четыре группы. Работа по рисункам на с. 29 (по одному рисунку на группу). Учащиеся должны определить, какое время года изображено, и назвать три признака этого сезона.)

Первая группа — зима

2. Замерзла вода в реке, превратилась в лед.

3. Нет листвы на деревьях.

Вторая группа — весна

1. Тает снег, появляются проталины.

2. На деревьях набухают почки, появляется первая зелень.

3. Небо ясное, солнечно.

Третья группа — лето

2. Цветут все растения, на деревьях зеленые листья.

3. Небо чистое, ясное.

Четвертая группа — осень

1. Листья меняют свою окраску.

2. Становится холоднее.

3. Увядают, желтеют растения.

V. Физкультминутка

(Указательным пальцем правой руки закрываем правую ноздрю, глубоко вдыхаем, пальцем левой руки закрываем левую ноздрю, выдыхаем, и так три раза поочередно.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Выполнение задания в рабочей тетради № 1 (с. 9, внизу).

— Прочитайте на с. 30 учебника, что такое термометр.

2. Беседа, работа по учебнику

— Посмотрите внимательно на термометры, изображенные на с. 30. Одинаковые они или разные? Что у них общего, чем они отличаются? (Все они сходны по строению: есть стеклянная трубочка с жидкостью и шкала. Разница в том, что шкала в термометрах разная.)

— Как вы думаете, почему у разных термометров различные шкалы? (Ответы детей.)

В медицинском термометре шкала начинается с 34 °С, так как нормальная температура тела человека 36,6 °С. Если человек болен, температура повышается, жидкость поднимается выше отметки 37 °С. Самая высокая отметка 42 °С, так как выше температуры у человека быть не может.

— Какая шкала у водного термометра? (От 0 до 50 °С.)

— Какая шкала у уличного термометра? (От -50 до +50 °С.)

Мама градусник купила

И на стенку прикрепила.

Мамочка, а кто больной?

У соседей? За стеной?

— Что ты, милая Лалик,

В нашем доме нет больных,

Это градусник для комнат —

Он тепло и холод помнит!

Значит, комната больна,

Может, кашляет она?

Потому глядит так хмуро?

Я больную навещу,

Солнце в форточку впущу!

3. Практическая работа

(Выполняется по заданиям учебника (с. 30-31). Опыты демонстрирует учитель. Результаты заносятся в рабочую тетрадь: №2 (с. 10-11).)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 31, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Какие задания вам понравилось выполнять?

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 28, ответить на вопросы к тексту.

2. Рабочая тетрадь: № 4, 5 (с. 11).

Дополнительный материал

Загадки

Кого-то позовет. (Молния.)

Меня никто не видит,

Но всякий слышит,

А верную спутницу мою

Всякий может видеть,

Но никто не слышит. (Гром и молния.)

За блеском треск,

За треском плеск. (Гроза.)

Когда это бывает?

• Солнце поднимается в небе не так высоко, дни становятся короче, температура воздуха понижается до нуля градусов и ниже. Нависают густые туманы. Дожди затяжные, моросящие. Иногда идет мокрый снег, реки, озера, пруды покрываются льдом. (Поздней осенью.)

• Птицы ведут себя беспокойно. Листья на деревьях меняют свою окраску, становятся желтыми, красными, бурыми и опадают. Идет уборка картофеля, моркови, свеклы. На земле, траве, крышах домов по утрам появляется иней. (Осенью.)

• Солнце поднимается невысоко. Дни короче, чем ночи. Реки, озера, пруды скованы льдом. Замерзла почва. Погода стоит морозная. Вся земля покрыта снегом, дуют холодные ветры, часто бывают снегопад и метели. (Зимой.)

• Небо стало голубое, высокое, и по нему плывут белые-белые легкие облака. Становится теплее. Тает снег, бегут ручьи, на реках ледоход, оттаивает почва, осадки выпадают в виде дождя. На деревьях набухают почки и появляются первоцветы. (Весной.)

• Солнце поднимается высоко. Погода стоит жаркая. Вся земля покрыта зеленым ковром. Весело щебечут птицы, заботясь о своем потомстве. Цветут цветы, порхают бабочки, летают пчелы. Все вокруг движется, радует яркими красками. (Летом.)

Читайте также: