Конспект урока звуки и буквы слог ударение

Обновлено: 07.07.2024

тему; орфографиче ской зоркости, устойчивого внима ния и памяти.

Воспитание активности, самостоя тельности и трудо любия.

Оборудование: тол ковый словарь, инд ивидуальные карточки, репродукц ии

с картин Гакил я Сагирова, мультиме дийная презентац ия.

2. Минутка чисто писания. ( индивидуальн ое задание – дети пишут по

- Мы уже говорили о том, что этот ме сяц проходит у нас под названием

- Объясните смы сл. Как вы это понимаете ? Взаимопроверка.

Б) - Что важно знать, начиная ис следования? (п рог ноз погоды) О погоде в

Татарстане, в част ности в г ороде Нурлат, расскажет Саша (раб ота по карте).

А) - Что нам рас сказала Саша о погоде. Какая сегодн я погода? (ветреная )

ЛЕКСИКА - Что означает это слово? Ра бота со словар ями.

Большой энцикл опедический словарь (БЭС): ВЕТЕР – движение воздуха

относительно земной повер хности, характ еризующееся сил ой и скорос тью.

- Обычно, раск рывая понятие, мы берём предметную картинку. А можно ли

изобразить ветер с помощью худ ожественных средств? Ка к?

- Что здесь изоб ражено. - Ка к узнали, есть ветер и ли нет? Ч то помогло

узнать? Каким с ловом можно заме нить ветер? (вих рь, ураган, бура н, метель,

Орфографиче ская минутка. (индивидуа льная работа по кар точкам)

- Произнесём слово ВЕТЕР так , как говорим. Послушайт е себя и опреде лите в

- Что мы знаем о звуках? Стих - е о звуках читает Диа на .

1. - Проговорите слов о так громко, чтобы слышали все .

2. Ударение. Мы с вами записали тра нскрипцию сл ова ветер. Скажите, как вы

- Какие ещё слова, т акого рода знаете? ( замок, г воздики)

- Недавно прошло 8 марта. Мы поздрав ляли мам, бабуше к, девочек, а

сегодня я предлага ю вам преподнести подар ок нашим учите лям, которые

пришли на наш урок. Я предлагаю им подарить цветы, которые сами

ищет цветы с ударением на 1 - ом слоге, второй – на 2 - ом, третий на третьем,

затем в буке те цветов, сделанн ых детьми , находят этот цвет ок и дарят

- Прочитайте сл ова: УХУ, ВОР ОТ, ПИЛИ . Как вы думаете, что могут обозначать

- В словообраз овательном слова ре Л.Н.Тихонова насчитыва ется 96 слов

- Давайте рассм отрим некоторые из ни х, образова нных от с помощью

МОРФОЛОГИЯ – часть речи. На какой во прос отвечает? Что обозначает?

- Перед вами на па ртах карточки с о стих - ем Михаила И саковского о ветре.

Но в стихотво рении перепуталис ь строчки. Поме няйте мест ами строчки так,

Подберём к слову ВЕТЕР приз наки. Какой был ветер? (озорной)

Запишем только пе рвые буквы из д анных слов. О В В И Л

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Отгадайте загадки, напишите отгадки. (Один работает у доски, остальные в словариках. Взаимопроверка, отгадками являются словарные слова).

Косой, слабый, трусливый

По лесу бегает. (заяц)

Записываем слова. Разделить слова на слоги (вертикальной чертой, проставляем ударение. (на какой слог падает ударение)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал. (медведь)

Записываем слова. Разделить слова на слоги (вертикальной чертой, проставляем ударение. (на какой слог падает ударение)

- Давайте с вами выполним еще одно интересное задание, будем отвечать на вопросы.

- Что надо сделать, чтобы правильно было написано слово? (Поставить мягкий знак).

На доске получилось слово ОКТЯБРЬ. (Словарное слово.)

- Назовите лексическое значение этого слова (осенний месяц)

- Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву, написание которой надо запомнить.

2. Постановка цели и задач урока.

В руки не взять,

Но зато слышно. (Звук)

От рождения немые.

Враз заговорят. (Буквы)

- Чем отличается буква от звука? (Буквы мы видим и пишем, а звуки мы произносим и слышим).

— Определите тему нашего урока. (Звуки и буквы.)

А какую задачу мы можем поставить перед собой? (упражняться различать звуки и буквы). Давайте проверим, откройте учебник на странице 78, прочитайте тему. Обратите внимание на страницу 79 на раздел Обрати внимание- прочитайте чем у нас отличаются буква от звука. Ну что, верно мы с вами ответили на вопросы?

Молодцы, давайте сейчас откроем тетрадочки и запишем дату.

3. Самоопределение к деятельности.

- Сколько слогов в этом слове?

- Сколько букв в этом слове? (7)

- Сколько звуков в слове? (6). Почему звуков меньше? (Мягкий знак звука не имеет).

4. Усвоение новых знаний

- Скажите, а в русском языке есть еще буквы, которые могут нас запутать с количеством звуков? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на упражнение 117 (стр. 79)

— Какие слова мы здесь видим? (елка, мяч, гусь)

- А в чем различие в записи одного и того же слова (посмотрите оно у нас повторяется три раза)

- Что показывают квадратные скобки? (звуковую запись слова)

Скажите, а всегда ли совпадают звуковая и буквенная записи (часто пишем не так как слышим)

Работа в парах (по карточкам) :

— Обсудите в паре ответы на вопросы.

1. Сколько слогов в имени ослика Иа?

2. Можно ли утверждать, что в слове кот и слове мяу по 3 звука и одинаковое количество слогов?

3. В слове есть 4 согласных и 2 гласных звука. Сколько в этом слове слогов?

Очень ловко скачут зайки-

Раз, два, три, раз, два, три,

Скачут, скачут на лужайке-

Вот присели, встали – сели,

Вправо – влево поглядели.

А потом они опять

Дружно начали скакать.

Вправо – влево поглядели

И за парты тихо сели.

6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

1. Даны слова, замените в них :

Гласную: суд- сад, пас- пес, мяч- меч

Согласную: ком – дом, роса- коса, день-пень (тень)

Два учащийся работают у доски (с разных рядов). Группы помогают учащемуся со своего ряда.

Вывод: Заменив, одну букву изменилось слово, т. е. его смысловое значение.

- А сейчас давайте немного поработаем в группах. Я раздам вам карточки на которых записаны звуки. Ваша задача составить из них слово и правильно записать его на доске.

- Всегда ли совпадает звуковая запись с буквенной? (Часто слышим одно, пишем другое.)

Что нам нужно сделать для того, чтобы правильно записать слово? (Подбираем проверочные слова или вспоминаем правила правописания слова.)

Для закрепления давайте выполним упражнение 118 на стр. 79

- Посмотрите, перед вами записи звуков, попробуйте произнести звуки быстро, догадались какие слова у нас тут спрятались? Сейчас самостоятельно запишите их в тетрадочках, давайте проверим записи в парах (обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность написания) Если написано верно поставьте, если одна ошибка ставим +, если две и более ставим -

Выполнить по учебнику упр. 119 на с. 80.

8. Подведение итогов урока

— Как различить звуки и буквы?

Буквы мы….(видим и пишем)

Звуки мы… (произносим и слышим)

Звуки бывают….(гласные и согласные)

Гласные звуки бывают …. (ударные и безударные)

Согласные звуки бывают (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные).

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком. Умк: «школа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока русского языка

Тип урока: онлайн урок

Формы работы : фронтальная (устные ответы), групповая

Цель: формирование умений работать .

- приблизить к самостоятельному решению логических задач.

- формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать;

- развивать интерес к предмету;

- развить творческие способности учащихся, образное логическое мышление, память, воображение, внимание, речь

- дать почувствовать, увидеть, что, решая и выполняя все более сложные задачи и упражнения, они продвигаются в своем интеллектуальном, профессиональном и волевом развитии.

Планируемые результаты:

Предметные умения : участвовать в диалоге на уроке, отвечать на простые вопросы учителя, слушать и понимать речь других;

Личностные УУД:

-сохранять мотивацию к учёбе;

-ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе;

-развивать способность к самооценке;

Регулятивные УУД:

- Формирование целевых установок учебной деятельности, выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий) ;

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно;

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества;

- управление поведением партнёра;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Описание этапов урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность обучающихся

-Долгожданный дан звонок

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

- Сегодня я предлагаю отменить урок и все полученные знания применить в увлекательном, незабываемом и поучительном . (путешествии).

Как настроение? Надеюсь, у нас всё получится!

Слайд 1

-визуально контролируют свою готовность

-рассаживаются на рабочие места;

- показывают жестами настроение.

II . Актуализация опорных знаний.

- Угадайте, на чём мы отправимся в путешествие? В слове – отгадке 3 слога. (Охарактеризуйте это слово). Чтобы полёт прошёл успешно, необходимо показать свои знания и умения.

Ну, тогда в путь!

- Для нашего путешествия не нужны тетради и учебники. А вот бортовые журналы нам просто необходимы. В них мы будем фиксировать результаты своей работы. Как мы должны заполнять журналы? (четко и аккуратно).

-Сначала мы запишем фамилию и имя пилота ( каждый записывает свою). Какое правило необходимо вспомнить.

- Теперь запишите дату нашего полёта. Сегодня 18 октября.

Слайд 2

- соотносят схему слова и рисунок;

- отвечают на вопросы;

Слайд 3

- Что это за шифр ? ( Каждой букве соответствует её порядковый номер в алфавите).

- Наши друзья прислали расшифровку. Проверьте, у вас так?

Слайд 4

-отвечают на вопросы;

- проверяют правильность выполнения.

- Посмотрите в иллюминатор налево, направо, вокруг

- вместе с учителем выполняют движения

- А теперь посмотрите прямо. Чтобы узнать, что мы увидим, необходимо переставить слоги.

Посмотрите, и наши друзья из Воронежа тоже увидели звёзды и прислали нам фотографию. Запишите это слово. Охарактеризуйте его.

(Звёзды – это огромные газовые шары, излучающие собственный свет.)

Что же мы увидим ещё? Запишите это слово, охарактеризуйте, поставьте знак ударения.

(Кометы – это космические тела, состоящие из газов и льда.)

А это что? Запишите это слово. Сколько слогов в этом слове? Сколько букв? Сколько звуков? Докажите, верно или неверно моё утверждение:

в этом слове звуков больше чем букв, так как гласная буква о стоит после гласной е.

(Метеориты – обломки космических тел.)

- В каком из этих слов первый согласный звук мягкий?

- Во всех словах поставьте знак ударения. В каком из этих слов знак ударения можно не ставить? Почему?

Слайд 5

- переставляют слоги и отгадывают слова;

- сравнивают результат с фотографией;

- записывают слова и выполняют задание.

Слайд 6

Слайд 7

А вот наши друзья увидели что-то необычное. Вы узнаете, если выполните следующее задание: выберите из каждого слова по первому слогу.

Догадались, что увидели наши друзья? Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. Поставьте двоеточие.

- Чтобы узнать название одной из планет. Нам необходимо разгадать ребус. Посмотрите, наши друзья уже записали ответ. А вы так запишите это слово? Какое правило надо вспомнить? Что вы можете сказать о первой букве в этом слове? (гласная, заглавная, обозначает 2 звука). Запишите это слово. Поставьте запятую.

(Юпитер – самая большая планета.)

Название какой планеты и шоколадки совпадают? ( Марс)

Сколько букв в этом слове? Сколько звуков? Что можете сказать о согласных звуках? Какой из этих согласных звуков парный?

- Какая планета по счёту третья от Солнца? ( Земля)

Какие звуки мягкие в этом слове? Какие буквы обозначают мягкость этих согласных?

Слайд 8

- делят слова на слоги;

- записывают название планет;

Мы подлетаем к нашей планете Земля. Посмотрите, какая она? Как бы вы еще украсили нашу планету? В наших силах сохранить наш общий дом – планету Земля, чтобы услышать, как шумит ветер, поют птицы и плещут волны, почувствовать аромат цветов…

А наше путешествие подошло к концу. Всем спасибо за хорошую работу.

- Переверните бортовые журналы и посмотрите, кто нас встречает на Земле. Выполнив задание, вы сделаете эту картинку ярче. Это задание вам на дом.


Урок научит детей правильно делить слова на слоги, различать понятия "односложные, двусложные слова".

Описание разработки

Цель:

учить детей правильно делить слова на слоги; различать понятия “односложные, двусложные слова”. Уметь приводить примеры, используя свой словарный запас. Развивать речь учащихся, воспитывать культуру общения.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Повторение.

На доске записаны слова:

Кiтап, қаламсап, дәптер, портфель, күнделiк, қарындаш, пенал, өшiргiш, сызғыш, альбом.

*Перевести на русский язык и записать в тетрадь:

Книга, ручка, тетрадь, портфель, дневник, карандаш, пенал, ластик, линейка, альбом.

Назовите эти слова одним словом.

Какие школьные принадлежности лежат у вас на партах?

Что вы сейчас называли?

(Названия предметов, слова)

Из чего состоят слова?

Давайте поиграем. Составьте из букв слова.

Работа в технологической карте. Задание № 1.

омд - ____________ стмо - _______________

клшоа - __________ ргду - _____________

сеонь - ___________ лоцмоде - _____________

3. Новая тема.

Молодцы! А попробуйте разделить слова на несколько частей.

(Дети пробуют разделить слова на слоги)

- Слово делится на части,

Конспект урока по русскому языку для начальных классов Слог. Слово. Ударение

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

Работа в технологической карте. Задание № 2.

- Слова рассыпались на слоги. Помогите их собрать.

- Какие слова получились? Запиши, раздели слова на слоги. Подчеркни гласные буквы.

- Гласные звуки образуют слоги. А что такое слог? Ответить на этот вопрос нам помогут наши органы речи. Давай произнесём по слогам слова урок, школа. Почему мы произносим их так: у-рок, шко-ла. Да потому, что так было удобно. Ведь слог – это те звуки в слове, которые мы можем произнести одним толчком воздуха. Слог может состоять из одного или нескольких звуков. В слоге всегда есть только один гласный звук, и он образует слог. Я-ма, во-ро-бей. В разных словах, как мы видим, разное количество слогов. Есть, например, слова, в которых слог всего один. Они так и называются – односложные: я, ты, мел, гриб. А в других словах – два слога или больше: ма-ма, у-ли-ца.

Сколько в слове гласных,

Столько и слогов.

Это знает каждый

Один из слогов в слове мы обязательно произносим с большей силой. Это значит, что на него падает ударение. А точнее, ударение падает на гласный звук в этом слоге.

Слог, на который падает ударение, называется ударным. Все остальные слоги в слове- безударные. Гласный в ударном слоге тоже называют ударным. Остальные гласные в слове – безударные.

У ударения есть свои секреты.

Секрет первый. Все слова имеют ударения. Некоторые из них мы только благодаря ударению и можем различить. Сравним: замок и замок, мука и мука.

Секрет второй. Ударный гласный всегда звучит сильно, отчётливо, поэтому ясно, какой буквой обозначить его на письме: враг, лист.

Безударный гласный – слабый, звучит неясно. И каждый раз приходится решать, какой буквой обозначить безударный гласный: дела, мячи, сосна.

Секрет третий. Ударение в словах нужно ставить правильно. Это признак хорошего воспитания и образования. Постарайся не ошибаться в произношении этих слов: алфавит, документ, красивее.

Читайте также: