Конспект звук ш буква ш 1 класс

Обновлено: 02.07.2024

- формировать ум ение находить в словах со гласный зв ук [ш].

- формировать ум ение различать гласные и согла сные зву ки;

- формируем уме ние читать сло ги и слова с изученными буквами

Способствовать раз витию связ ной речи, опе ративной памят и, произволь ного внима ния,

Воспитывать к ультуру поведения п ри фронтал ьной ра боте, индив идуальной ра боте, в

- Личностные: м отивацию к об учению и позна нию; адеква тной самооце нки; готовн ости

открыто выра жать свою позицию на уроках, а декватное п онимание прич ин успе ха

- Регулятивные У УД: опре делять и фор мулировать цель на уроке с помощью уч ителя;

планировать св оё действие в с оответствии с поставлен ной задач ей; учиться в ысказывать

своё предпол ожение (версию) на основ е работы с мате риалом. Формирован ие: уме ния

удерживать цель деятельности до пол учения ее рез ультата; умения в идеть оши бку;

умения оцен ивать результат свое й деятель ности, аргум ентировать св оё мнени е и

позицию, сам оконтроль процесса и резуль татов деятельност и.

- Коммуникатив ные УУД: сл ушать и по нимать речь других; оф ормлять свои м ысли в

устной форме; договариватьс я с одно классниками с овместно с у чителем о прав илах

поведения и общения и след овать им. Формирован ие: умен ия сотрудничать в группе, при

- Познаватель ные УУД: формировать : умения об ъяснять значение сл ова; читат ь слоги;

Моделировать з вуковой с остав слова: отражать в м одели качественн ые характе ристики

звуков; устанавл ивать количе ство и последователь ность зву ков в словах; различать

звуки: гласны е и согласны е, согласные т вёрдые и мягк ие. Делить сл ова на слог и;

анализировать сл ово: опре делять место ударения в слове. Различать звонкие и г лухие

согласные звук и; ориент ироваться в своей системе знаний, в учебнике; о существл ять

анализ объектов ; находить ответ ы на в опросы в тексте, илл юстрация х; преоб разовывать

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Министерство образования и науки Пермского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Выполнила: Епина А.А., обучающаяся 4-го курса по специальности 44.02.02 преподавание в начальных классах

План-конспект урока

Предмет: Обучение грамоте

Тема урока: Звук [ш]. Буква Ш, ш.

Тип урока: урок изучения нового материала.

· Развивающая: развивать связную речь, фонематический слух, логическое мышление, внимание, память, сообразительность; расширять кругозор детей, формировать умение слушать и понимать других.

· Воспитательная: воспитывать навыки самостоятельности, ответственности.

· Познавательные УУД: умение анализировать, сравнивать.

· Регулятивные УУД: умение оценивать свою работу.

· Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме.

· Личностные УУД: умение высказать свою точку зрения.

I. Орг. момент

- Здравствуйте. Меня зовут Анжелика Александровна, сегодня я у вас проведу урок обучения грамоте. Садитесь.


- Давайте проверим готовность к уроку. У вас на партах должны лежать тетрадь, азбука, ручка, карандаш и цветные карандаши.

- Начнем наш урок с того, что подарим улыбку друг другу. Я желаю вам успехов на уроке.

II. Подготовка артикуляционного аппарата к чтению. Фонетическая зарядка

- Потренируем наш речевой аппарат. Повторяйте за мной чистоговорки.


III. Актуализация знаний

- Ребята, какие бывают звуки? (Гласные, согласные)

- Расскажите, что вы знаете о гласных звуках. (Они бывают ударными и безударными, они тянутся, поются).

- Расскажите о согласных звуках. (Они бывают глухие и звонкие, твердые и мягкие, парные)

- А что вы еще знаете о звуках? (Мы их слышим и произносим)

- Чем обозначаются звуки на письме? (Буквами)

- Сейчас я вам буду показывать букву, а вы, если она обозначает гласный звук, хлопаете в ладоши один раз, а если согласный – топните один раз.











- А что эта за буква такая интересная ь? Что в ней особенного? (Буква Ь не обозначает звук)

IV. Формулирование темы урока. Целеполагание.

- Предположите, мы сегодня будем повторять то, что знаем, или получать новые знания? (Получать новые знания)

- А какую букву и какой звук будем сегодня изучать, вы скоро догадаетесь.

- Как шипит змея? (Ш-Ш-Ш)

- Как шипит гусь? (Ш-Ш-Ш)

Круглый, гладкий, как арбуз.

Цвет – любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака. (Шар)


- Кто уже догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Буква Ш, звук ш)


- Как догадались? (Слово начинается на звук ш, шипели как змея)

- Какие цели поставим на уроке? (Познакомиться с буквой Ш и звуком, который она обозначает. Учиться читать слоги и слова с новой буквой).

V. Работа по теме урока.

- Звук у нас сегодня особенный. Давайте раскроем все его тайны.

5.1. Работа со звуком.

- Произнесите слово шишки. Назовите первый звук. ([ш])


- Какой это звук? (Согласный)

- Почему так считаете? (При произношении воздух встречает преграду)


- Закройте уши. Произнесите звук и подумайте, звонкий он или глухой? (Глухой)

- Почему так думаете? (Он глухой, потому что в ушах не слышно звона)


- Какой парный звонкий звук у звука Ш? (Звук[ж])

- Произнесите звук Ш. Скажите, он твердый или мягкий? (Он твердый)


- Дайте характеристику новому звуку. (Звук [ш] согласный, глухой, твердый)

- Звук [ш] не простой, а с секретом. И секрет вы сможете открыть сами.

- Найдите слова, где новый звук будет мягким. (Таких слов нет)

- Значит, звук [ш] всегда твердый.

- Назовите букву, изображенную на слайде. (Буква ША)


- Ребята, дайте характеристику звуку ш. (Согласный, глухой, твердый)


5.1.2 Слого-звуковой анализ слова.

- А теперь будем применять знания о новом звуке. Выполним слого-звуковой анализ слова. А какого- вы сейчас сами отгадаете.

Кто в него войдет,

Тот ум приобретет. (Школа)

-Ребята, открываем тетради, отсчитываем от предыдущей работы … клеточки и в … записываем число 16 д. и ниже ……. отступаем …. клеточки.


- А теперь послушайте внимательно. Сейчас мы с вами вместе составим звуковую схему к слову школа.

- Запишите его в своих тетрадях. (Дети записывают.)


- Кто запишет, от слова отступите одну клеточку вниз. Тут мы будем с вами изображать звуковую схему.

- Кто желает составить звуковую схему к этому слову? Выходи к доске. (Один ребенок выходит к доске. Разбирает слово вместе с учителем, остальные записывают. На доске запись слова школа.)

- Сколько слогов в этом слове? (2 слога) Докажи. (Проверяет при помощи хлопков.)

- На какой слог падает ударение? (Ударение падает на первый слог.) Как ты это понял? Позови это слово. (шкОла.)

- Произнеси первый слог. (первый слог Шко.)

- Хорошо, назови первый звук в этом слоге. ([ш]) Какой он? (Согласный твердый.) Молодец, каким цветом мы его обозначим? (Синим.)

- Прикрепи карточку первого звука первого слога на доску. Ребята, а вы рисуете у себя в тетрадях первый звук.

- Хорошо, назови второй звук в первом слоге. ([к]) Какой это звук? (Это согласный твёрдый звук.)

- Назови третий звук в первом слоге. ([о]) Какой это звук? (Это гласный ударный звук)

- Как ты думаешь, что образуют вместе звуки [к] и [о]? (Слог-слияние) Молодец. Какими двумя цветами мы обозначим слог- слияние? (Синим и красным.)

- Хорошо, прикрепляй слог- слияние на доску. Ребята, а вы рисуете слог- слияние у себя в тетрадях.

- Теперь прочитай мне второй слог. (ЛА)

- Назови мне первый звук слога ЛА. ([л]) Какой он? (Согласный твердый.)

- Молодец, назови второй звук? (Звук [а]) Какой он? (Это гласный безударный звук.)

- Как ты думаешь, что образуют вместе звуки [л] и гласный звук [а] ? (Да, они образуют слог- слияние.) Какими цветами мы обозначим этот слог? (Синим и красным.)

- Прикрепляй слог- слияние, используя синий и красный цвета.

- В каком месте мы разделим нашу звуковую схему вертикальной чертой? (После первого слога ШКО.) Молодец!

- Ребята, обратите внимание на доску и проверьте, правильно ли вы записали.

Физ. минутка

- Ребята, встаньте, сейчас мы отдохнем. (Выполняют упражнения)


5.2. Работа с буквой

- Согласный звук [ш] на письме обозначается буквой ша.


5.2.1 Образ буквы

- Ребята, попробуйте состроить букву из пальцев. (Составляют ее из пальцев)

- Расскажите, на что похожа буква. (Говорят, на что она похожа)

(Учитель читает стихотворения о букве и показывает картинки)

Посмотри на букву Ш –

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.

Ах, табуретка хороша!

На что похожа буква Ш?

На зубья этого ковша.

Шура сено ворошила,

Вилы в сене позабыла.


5.2.2. Печатание строчной и заглавной буквы ш

- Ребята, отступите у себя в тетрадях одну клеточку вниз.

- Сейчас мы с вами напечатаем заглавную и строчную букву ш. (Смотрят на образец на слайде и печатают в тетради)


- Напечатайте до конца строки. Возьмите простой карандаш и обведите самую красивую букву.

5.2.3. Работа со словарным словом

- Напечатаем слово КАРАНДАШ. (Печатают в тетради)


- Сколько слогов в этом слове? (3 слога)

- Докажите. (Хлопают)


- На какой слог падает ударение? (На 3й слог)

- Почему вы так думаете? (Можно позвать слово карандАш)


- Выделим безударные гласные буквы в этом слове. (Выделяют по образцу)


- Молодцы, написание этого слова нужно запомнить.

- А чтобы прочитать букву ш, нужно просто назвать звук [ш].

- Ребята откройте учебник на с. 17


- Схемы каких слов изображены на полях? (Шкаф, карандаш)

- Где находится звук в первом слове? Во втором? (В начале слова, в конце слова)

- Сейчас мы будем с вами читать слоги. (Вместе читаем слоги: ша, шо, ши, шу, ше)

- А теперь прочитайте про себя.

- Найдите первый столбик выделенных слов.


- Прочитаем их. (Вместе читаем)

- Чем отличаются эти слова? (Они отличаются числом)

- Прочитаем второй столбик выделенных слов. (Читаем вместе)

- Назовите четвероногое животное. (Кошка)

- Где в слове кошка слышится звук ш? (В середине)

- Придумайте кличку кошке с буквой ш. (Пушинка, Крошка)

- Прочитаем третий столбик. (Читаем вместе)

- Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (Имена людей)

5.2.5. Работа с текстом.

- Ребята, найдите текст на с. 17.


- Ребята, сейчас я вам прочитаю рассказ. Слушайте внимательно. (Читаю рассказ)

- О каком времени года упоминается в рассказе? (Об осени)

- Прочитайте это предложение. (Читают первое предложение)

- Как понимаете слово кисти? (Ягоды, собранные зонтиком)

- Когда мы еще встречали слово кисти? (Малярные, для рисования, кисти рук)

- Как мы называем слова, которые имеют несколько значений? (Многозначные слова)

- А сейчас мы будем читать рассказ по одному предложению. Будьте внимательны. Когда услышите слова с новой буквой, хлопайте в ладоши. Начинаем читать. (Читают текст по одному предложению)

- Ребята, придумайте имена детям, которые пошли в лес. Обязательное условие: в словах должен быть звук [ш]. (Шура, Алёша, Миша, Гриша, Саша, Маша, Наташа)

Физ. минутка с заданием

- Ребята, встаньте, пришло время отдохнуть.

- Я буду называть слова, а вы определять, где спрятался новый звук. Если звук [ш] спрятался в начале слова, тогда присядьте один раз, если в середине – выполните один прыжок, если на конце слова – потянитесь к солнышку.

- Шуба, крыша, карандаш, шалаш, хорошо, ушки, крошка, шутка, шиповник, крылышки.

5.2.6. Работа с правилом.

- Вернемся к слогам.


- Вспомните, какие гласные смягчают предшествующий согласный? (и, е)

- Обратите внимание на эти слоги. Как слышите звук ш здесь? (Твердо)

- Звук ш всегда твердый, поэтому после буквы Ша не пишут букву ы.

- Ши пиши с буквой И.

- Повторим все вместе правило. (Хором повторяют правило)

5.3. Закрепление правила

- Ребята, возьмите карточки. Вот неприятность у нас приключилась! Слоги рассыпались, никак не собрать их в слова.

- Составьте слова из слогов. На работу вам 3 минутки.

-пка -хматы -ба -шка -тка -гает - повник -стро -рота -на

- А сейчас мы проверим, получилось ли у вас составить слова. Назовите первое слово. (Шапка)

- Назовите второе слово. (Шахматы)

- А какое третье слово? (Шуба)

- Назовите следующее слово. (Шишка)

- У кого получилось составить пятое слово? (Шутка)

- Какое следующее слово получилось? (Шагает)

- А следующее какое? (Шиповник)

- Назовите следующее слово. (Шустро)

- Кто назовет следующее слово? (Широта)

- У кого получилось составить следующее слово? (Шина)


- Ребята, а какое правило вы встретили в словах? (Ши пиши с И)

- В каких именно словах мы встретили это правило, назовите. (Шишка, шиповник, широта, шина)

VI. Итог урока

- Ребята, наш урок подходит к концу.

- С какой буквой мы сегодня познакомились? (С буквой Ша)

- Какой звук она дает? (ш)

- Что можете сказать об этом звуке? (Он согласный, глухой, всегда твердый)

- Какое правило нужно запомнить? (Ши пиши с и)

VII. Рефлексия

- Ребята, оцените свою работу на уроке. Возьмите смайлик. Раскрасьте его зеленым цветом, если у вас всё получилось и вы довольны уроком; жёлтым, если у вас почти всё получилось, но вы сделали ошибки; красным, если у вас было много ошибок и вам нужна помощь.


- Спасибо за активную работу. Урок закончен.

Дополнительное задание.

У учащихся на столе в форме раскраски рисунок. Если ответы правильные, то вырисовывается Смешарик.

- Возьмите карточку с раскраской. Я буду читать утверждения. Если утверждение правильное, то вы закрашиваете синим цветом сектор с этим номером.

1. Звук [ш] – согласный. +

2. ь обозначает гласный звук. –

3. Звук [ш] – всегда твердый. +

4. Дети, лес, шишки. Это предложение. –

5. Звук [ш] – глухой. +

6. В слове шут звук [ш] в конце слова. –

7. В слове кошка нет звука [ш]. –

8. В слове шар звук [ш] в начале слова. +

9. Дети собирали в лесу шишки. Это предложение. +

10. Звук [о] – согласный. –

- Кто у вас получился на рисунке? (Смешарик)

- Почему именно Смешарик Крош (синего цвета)? (Потому что звук [ш] всегда твердый).


- Умнички.

Тип урока: урок – открытие новых знаний.

Вид урока: дидактическая сказка.

Дидактическая цель урока для детей: изучить звук [ш] и буквы Ш, ш.

Дидактическая цель для учителя: создать условия для ознакомления учащихся и изучения звука [ш], букв Ш, ш; развитие речи, памяти, мышления.

Планируемые результаты:

  • – распознают в словах и характеризуют звук [ш], как согласный, глухой и всегда твёрдый,
  • – обозначают буквой,
  • – устанавливают на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и,
  • – читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания,
  • – отвечают на вопросы, выделяют главную мысль, озаглавливают текст.

Личностные результаты:

  • – эмоциональное проживание текстов, иллюстрации, осмысление своей работы на уроке.

Универсальные учебные действия:

  • Регулятивные: соотносят результат со своей деятельностью и оценивают его.
  • Познавательные: общеучебные – отличают новое от уже известного; логические – характеризуют букву Ш.
  • Коммуникативные: учатся выполнять различные роли в коллективе.

Основное содержание темы, понятия и термины: твёрдый глухой согласный звук [ш], буквы Ш, ш; слого-звуковой анализ слов; правописание сочетания ши.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап.

Приветствие, проверка готовности учащихся и кабинета к уроку. Организация внимания школьников, мотивация учения.

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!
Все ли у вас в порядке?
На месте ли книжки и тетрадки?
Молодцы, ребятки!

Проверяют готовность рабочего места к уроку.

2. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала

Раскрытие и определение цели урока, выбор плана урока.

– Скажите, какое идёт время года?

– Сегодня к нам на урок пришли герои из сказки. Давайте отгадаем кто это?

– Кто проживает в лесу?

– А в мешке у дедушки Лесовичка удивительное существо, которое произносит интересные звуки. Послушаем и отгадаем, кого же он нам принёс?

(Звук шипения змеи.)

Угадали? Это змей. Хоть он зимой спит, но у нас герои сказочные, а в сказках змеи зимой не спят. (Показать игрушку.)

1. Фонетическая разминка.

Давайте теперь все вместе произнесём этот звук, который издаёт змея: Ш – ш – ш – ш – ш.

2. Подведение к формулированию темы.

Этот звук обозначается буквой ш. Прочитаем эту букву.

Сформулируйте тему нашего урока.

Приложение 1. Слайд 1.

Правильно. И сегодня на уроке мы будем:

– изучать новый звук и новую букву,

– учиться отличать новый звук и букву от других звуков и букв,

– учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

Это и будут задачи нашего урока.

Помогать нам будет дедушка Лесовичок и его дружок Змей. Они приготовили для нас много разных интересных заданий.

Тема урока : Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.

Цель урока : Создать условия для ознакомления учащихся с твердым глухим согласным звуком [ш], буквами Ш,ш, развития речи, памяти, логического мышления.

Задачи урока:

Помочь детям овладеть умением выделять звук [ш] из потока речи.

Формировать умение узнавать графический образ буквы Ш, ш.

Формировать умение читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

Учить выделять отличительные признаки изучаемого звука, способствовать формированию умения характеризовать звук, слог

Содействовать развитию фонематического слуха, умение анализировать звучащую речь, развитие памяти, мышления, внимания.

Развитие коммуникативной культуры речи, вопросно-ответной формы речи.

Создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу чтения.

Воспитание познавательного интереса.

Оборудование: презентация, электронное приложение к учебнику, шаблоны

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Алексеевна. Садитесь!

Прозвенел уже звонок
Сядьте тихо и не слышно
И скорей начнем урок
Будем мы читать, трудиться
Ведь задания не легки
Нам, друзья, нельзя лениться
Так как вы ученики.

Актуализация знаний.

Открываем азбуку на стр. 16.

- Посмотрите на иллюстрацию к сказке. Как вы думаете, кто здесь изображен: девочка-Снегурочка, Василиса Прекрасная или Шамаханская царица?

- А как вы это поняли? Что вам подсказало?

+Одежда, посуда, шатер, то как она сидит…

- А с какого звука начинается слово Шамаханская?

- Кто-нибудь из вас знает, какой буквой обозначается звук [ш]

- Как думаете, какая тема сегодняшнего урока? С какой буквой, и с каким звуком, мы будем сегодня знакомится?

Выделение нового звука на основе предметных картинок и схем

-Посмотрите на предметные картинки на стр.17

- Что изображено на первой картинке?

- Сколько слогов в этом слове? Прохлопаем.

- Посмотрим на схему, из чего состоит слово?

+ Из слога слияния и двух согласных букв вне слияния.

- Назовите первый звук

-Какой он, согласный или гласный?

- звонкий или глухой?

- твердый или мягкий?

-Посмотрите, что изображено на второй картинке?

- Сколько слогов? Прохлопаем.

- Назовите еще раз третий слог.

- Назовите последний звук.

- Какой он, гласный или согласный?

- звонкий или глухой?

-твердый или мягкий?

А теперь дадим полную характеристику звука [ш]:

+согласный, глухой, твердый

Ребята, звук [ш] всегда твердый

Упражнения по развитию фонематического слуха

Знакомство с буквой

Чтение столбиков слогов

Чтение столбиков слов

Работа с сюжетной картинкой

Работа над картинкой

Беседа по тексту

-Давайте немножко поиграем. Я буду называть слова, а именно, одежду, и если в этом слове встречается новый звук, то вы хлопаете в ладоши, а если нет то просто тихо сидите: шапка, шуба, куртка, шорты, платье, туфли, штаны, костюм, рубашка, юбка. Хорошо!

+гребешок, забор, вилку, шапку

«На что похожа буква Ш?

А еще она похожа на зубья ковша экскаватора.

- А чем они отличаются?

+размером, заглавная буква больше строчной

Давайте посмотрим, где эта буква будет жить на ленте букв. Где ее место.

- Какой звук она обозначает, скажите еще раз. Дайте ему полную характеристику.

+согласный, глухой, твердый

-Если он глухой, то на какой строчке будет жить на верхней или на нижней строке?

- А какие буквы живут рядом?

Посмотрите на слайд. Прочитаем слоги. Читаем хором слоги.

-Читаем сверху вниз.

-Теперь прочитайте гласные, которые обозначают твердость согласного.

Перед ними согласные мы читаем твердо

- А какие гласные обозначают мягкость согласного

- А как мы прочитали? Твердо или мягко?

Поэтому очень важно запомнить правило:

Ши пишется с буквой и.

Найдите внизу страницы правило. Прочитаем хором

- Все находим столбики слов. Читаем слова по цепочке.

- Найдите слово, которое начинается на новый звук?

- Найдите слово, в котором новый звук стоит на конце слова?

- Найдите слова, в которых новый звук встречается в середине?

+ кошка, Миша, Гриша, карандаши

- Какой этот звук во всех словах, твердый или мягкий?

- Потому что он всегда твердый

И так, что вы запомнили об этом звуке, какой он?

+ глухой и всегда твердый

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем

Открываем, поморгаем и

Рассмотрите внимательно иллюстрацию на стр.17

- А просто ли это дети из детского сада?

-Куда они пришли?

+ в лес, на поляну

Давайте прочитаем текст по цепочке.

- О каком времени года говорится?

+ Говорится об осени

-Какие стояли деньки?

+ Стояли ясные деньки

-Куда пошли дети?

+ Дети пошли в лес

- Что говорится о кистях рябин?

+ кисти рябин ярко горели

- Что собирали дети в лесу?

+Дети собирали сосновые и еловые шишки

-Найдите в тексте слова, в которых есть новая буква?

-Давайте мы с вами придумаем детям имена, но такие имена, чтобы в их присутствовал звук [ш]

+ Саша, Шура, Миша, Маша, Даша, Паша

Теперь открываем стр. 18.

-Посмотрите на верхние картинки. Плоды каких деревьев изображены?

+сосны, рябины, ели

- А как называются плоды сосны и ели?

-Сколько новых звуков в слове шишки?

- Прочитайте название стихотворения

- Посмотрите на иллюстрацию. О каких петушках говорится в стихотворении?

+ о домашних птицах, драчливые

Давайте прочитаем стихотворение.

+распетушились, решились, петушиться, лишиться,

-Какое правило мы выучили?

Посмотрите на слайд презентации.

-Какое слова написано?

-Что это? У чего бывает?

+ у машины, мотоцикла

-Что изменилось на слайде? Что добавилось к первому слову.

- Какое слово теперь получилось?

Прочитаем еще три слова: малыши, широко, спешит.

- Какой слог повторялся во всех словах?

Посмотрите на иллюстрацию на странице 19.

Кто изображен на картинке?

- Что делает мальчик?

- А над кем он смеется?

-Что вызвало его смех? Почему он смеется?

+дед не может забраться на печку

Прочитаем текст по цепочке.

Сейчас я вам прочитаю еще раз текст.

- Что узнали о деде? Что он не смог сделать?

+ залезть на печку

-Как вел себя внук? Правильно ли, на ваш взгляд, он поступает?

+нет, не правильно

- В каком предложении нам всем дается урок?

+Не то дурно, что дед стар и слаб, а то дурно, что внук млад и глуп.

-Чему нас учит рассказ?

+ помогать пожилым людям

Прочитаем заголовок внизу страницы

- какой знак стоит в конце предложения

-как прочитать с вопросом

Прочитаем первый столбик.

Можем ли мы сказать, что это у нас целые предложения

Их нужно продолжить, а продолжить нам помогут слова второго столбика

Прочитаем второй столбик

- С какой буквой мы сегодня познакомились?

- А с каким звуком?

- А какой звук [ш]? Дайте ему характеристику.

+ глухой и всегда твердый

- А с каким новым правилом мы познакомились?

+ Ши пиши с буквой и

- А какие слова со слогом ши вы запомнили?

Молодцы! Спасибо за урок. Урок окончен.

Конспект урока. Буква Ш

Тема урока : Строчная буква ш

Цель урок иа : создать условия для формирования умения писать строчную букву ш , навыка письма слов с сочетаниями ши ;

Задачи урока:

-уметь выполнять письмо строчной буквы ш;
-писать слоги, слова с буквой ш;
- Развивать мелкую моторику рук, фонематический слух, внимание, память, речь

-анализировать написание буквы ш,
- находить знакомые элементы письма.

Оборудование: презентация, электронное приложение к учебнику, пропоись.

I. Орг. момент.

Снова прозвенел звонок,

Мы начнем второй урок

Звуки с буквами пришли

Чтоб в мир знаний нас вести.

II. Постановка учебной задачи

Кот живет у нас на крыше,

А в чулане живут ….(мыши)

Напечатайте недостающий слог в первом слове.

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни… (машина)

Напечатайте недостающий слог во втором слове.

- Какие слоги вы печатали?

- А почему мы их печатали, а не писали?

+ мы не знаем, как пишется буква ша.

- Как думаете, чему мы будем учиться на уроке?

- А слова с каким слогом будем писать?

III . Усвоение новых знаний и способов деятельности

1.Пальчиковая гимнастика

2. Правила посадки за столом во время письма

3. Знакомство с написанием строчной буквы ш, в Прописи

А) поэлементный анализ буквы

Б) Обведение узора

Письмо буквы ш, слогов

5. Слого - звуковой анализ слов. Чтение и письмо слов и предложения

Физкультминутка

На двери висит замок,

Кто его открыть бы мог?

Руки сложить в замок, переплетая пальцы. Читая стихотворение ритмично раскачивать замок.

Ритмично постукивать друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцев. Затем одну руку тянуть к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Потянули и открыли!

Тянуть руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замка полностью. Затем резко отпустили руки, развести их широко в стороны

Сели все правильно, выпрямите спинки, пододвиньте стул к парте так, чтобы между вами и партой был кулачок, открыли прописи, положили ее правильно, с наклоном.

-Рассмотрите образец строчной буквы ш.

-Какие это элементы? Назовите их.

+прямая с закруглением внизу

-А все ли элементы одинаковые?

+нет, два мы доводим до верхней линии раб строки, а последний элемент мы доводим только до середины рабочей строки

- А для чего нужны стрелки около элементов?

+показывают направление письма

- Откройте свои прописи на странице 3 и обведите элементы буквы ш в ней.

-Теперь чуть ниже безотрывно в широкой строке обводим узор.

-Как вы думаете, почему именно такой узор?

+элементы узора встречаются в букве ша

( Начинаем писать букву с верхней линии рабочей строки пишем первую прямую с закруглением внизу, доводим закругление до верхней линии рабочей строки, вторую прямую также доводим до верхней линии, а третью прямую до середины расстояния между верхней и нижней линиями рабочей строки).

Давайте пропишем элементы буквы ш в воздухе

С верхней линии рабочей строки прямая с закругляем вверх, еще одна прямая с закруглением вверх и третья прямая с закруглением до середины раб строки.

Я стояла спиной, и не видела, как вы писали, а теперь посмотрю, как вы пишите в воздухе букву под мою диктовку.

- И наконец, напишем саму букву ш

Дети пишут в тетради, а учитель комментирует

Первую букву пишем под мою диктовку

Рядом напишите еще 1 букву и так же красиво продолжаем до конца рабочей строки.

- Что написано на следующей строчке?

- Какие слоги? прочитаем.

-Как они написаны?

Внимательно посмотрите на соединение букв в слогах.

-с каким соединением написан первый слог?

- В каком соединении написан второй слог?

Давайте запишем рядом эти слоги.

-Что написано на следующей строчке?

-Прохлопаем, сколько слогов?

-На какой слог падает ударение?

-Посмотрите на схему. Из чего состоит первый слог?

+ из слияния и согласного вне слияния

- Какой первый звук в слиянии? Гласный или согласный?

- Какой согласный, твердый или мягкий?

-Каким цветом закрасим?

Закрашиваем треугольник синим цветом.

-А теперь назовем звук вне слияния.

- Какой он у нас всегда?

Каким цветом закрасим квадратик?

- Назовите второй слог-слияние?

-Какой согласный слышим вначале?

-Он твердый или мягкий?

-Каким цветом закрасим?

Запишем рядом на этой же строчке слово школа, пишем так же красиво как у вас в прописи

По дороге Петя шел

По дороге Петя шел, (Ходьба на месте.)

Он горошину нашел, (Упор присев, встать.)

А горошина упала, (Поворот туловища вправо, правую руку в сторону, левую на пояс, повторить в другую сторону.)

Покатилась и пропала. (Наклоны головы вправо-влево )

Ох, ох, ох, ох! (Руки на голову.)

Где-то вырастет горох. (Прогибаясь назад, руки развести в стороны.)

IV . Закрепление знаний и способов деятельности. Списывание с печатного шрифта

Посмотрите на второе слово. Что написано?

-Сколько в слове слогов? Прохлопаем.

-Сколько звуков в первом слоге?

Каким цветом закрасим?

Какой звук стоит до слияния?

Что узнали, какой он всегда?

-Каким цветом закрасим?

-школь. Я назвала вам слог, назовите мне последний звук

-Какой он твердый или мягкий

+Какого цвета будет квадрат?

-Назовите второй слог

- Какой звук в начале слышим?

-Какой он? Твердый или мягкий?

-Каким цветом закрасим треугольник?

-Какой звук на конце? Вне слияния?

-Каким цветом закрасим?

-Обведем слово по контуру.

А чем похожи 2 слова, которые мы написали: школа и школьник?

+У них есть общая часть.

Слово школьник образовано от слова школа.

-Давайте сравним схемы. Чем они похожи?

+Во обоих словах два слога, ударение на первый слог.

-А чем отличаются?

+во втором слове и в первом и втором слоге добавляются согласные вне слияния.

- Что ниже написано?

-А как вы догадались?

+Несколько слов, первое написано с заглавной буквы и в конце стоит точка.

-Но это предложение до конца не написано:

Дайте прочитаем первые слова на первой строчке:

- А кто они, нам подскажет схема.

- Сколько в схеме слогов

Сравните эту схему с предыдущей, которую мы с вами только что раскрасили.

Там был школьник, а теперь, когда их двое, как скажем? Кто они?

Раскрасим первый слог так же, как в предыдущем слове.

-Называем второй слог.

-Какой согласный слышим?

-Он твердый или мягкий?

-Какой карандаш возьмем?

-Какой третий слог?

-Какой звук в начале?

-Каким цветом закрасим?

-А теперь рядом со схемой мы это слово запишем.

-С какой буквы мы с вами начнем писать?

+Миша и Саша – школьники

-А кого же называют школьниками?

+Тех, кто учится школе

-Прочитаем след слово

-Какие буквы повторяются

-А сколько в этом слове слогов?

-Какое слияние в первом слоге

-Что мы сегодня запомнили, какие правило?

Прочитаем напечатанные слова:

-Давайте на строчке ниже запишем: сосновые и еловые шишки

Сосновые и еловые шишки ( слайд, ши подчеркнуть)

-Прочитайте последнее слово

-Сколько в слове гласных букв?

-Значит, сколько слогов?

-А чем интересно это слово?

+Трижды повторяется а и на конце ши

У нас это слово напечатано, а мы рядом на строчке запишем письменными буквами и слог ши подчеркнем.

-Какую букву мы учились сегодня писать на уроке?

-Какой звук она всегда обозначает?

-Дайте ему полную характеристику

+Согласный, твердый, глухой

-Какое правило мы запоминали?

Кто не встретил никаких трудностей поднимите зеленый карандаш, а кому было трудно на уроке синий.

Читайте также: