Многообразие форм полиграфического дизайна 8 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Проверь себя!
Разделите представленные виды
полиграфической продукции на три группы:
1.издательская полиграфия
2.рекламная полиграфия
3.представительская продукция
Ответы:
1. газеты, журналы, книги
2. брошюры, каталоги, буклеты, листовки, плакаты,
календари
3. визитки, фирменные бланки, папки, блокноты марки

Книга от истоков до наших дней
1.Наскальные рисунки
2.Каменная книга
3.Глиняные таблички
4.Книги-дощечки
5.Книги-свитки
7.Современная книга
6.Книга в переплёте
8.Электронная
книга

Проверь себя!
Какой путь прошла книга от своих истоков
до наших дней?
Ответы:
Наскальные рисунки
Каменная книга
Глиняные таблички
Книги-дощечки
Книги-свитки
Книга в переплёте
Современная книга
Электронная книга

Design - это сознательные и интуитивные усилия по решению
проблемы, которая никогда не может быть единственно
правильно решена. В результате получается бесконечное число
решений, где одни решения более правильные, чем другие.
Правильность решений зависит от вложенного смыслового
значения.
Design (англ.) - производное от итальянского "disegno",
означает не только чертеж или рисунок, но и сложные вещи всю область работы художника.
Дизайн - англ. проект, образ, замысел, идея, необычность
нестандартность деятельности.
Дизайн - теория (техническая эстетика) + практика
(художественное конструирование).

Переплёт
твёрдое , прочное покрытие книги, служащее
защитным и декоративным целям.
Переплёт состоит:
• обложки книги
• корешка книги
Функции переплета:
украшает книгу
предохраняет ее от порчи
создает первое представление о ней
На лицевой крышке переплета – художественная отделка,
зависящая от назначения данной книги. Корешок переплета
также часто несет на себе элементы художественного и
графического оформления книги.

Обложка
Суперобложка
мягкое бумажное покрытие книги, заменяющее
твёрдый переплёт. На обложку выносятся основные
данные о книге: сведения об авторе, название, год и
место издания
защитная, обычно съёмная обёртка из плотной
бумаги, надеваемая на переплёт книги или обложку.
Форзац
лист бумаги, скрепляющий переплёт с книжным блоком.
Форзац может быть белым, цветным, украшен
орнаментом или рисунком, связанным с содержанием
книги. Иногда на форзац выносят схемы, карты,
фотографии, цитаты и др..
Авантитул
первая страница книжного блока, расположенная перед
титульным листом; один из титульных элементов
декоративно-композиционного назначения,
используемых при оформлении книги

Титульный лист
первая после форзаца и авантитула страница книги, на
которой помещают заглавие издания, фамилию автора,
наименование издательства, место и год издания и т.д..
Авантитул встречается в основном в роскошных
изданиях.
Фамилия автора
Название книги
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Издательство
Место издания
Год издания
Титульные листы бывают наборными или рисуются художником.

Фронтиспис
Иллюстрация
Шрифт
заглавная иллюстрация, помещённая на левой
половине первого разворота книги. На нём обычно
изображается автор книги, лицо, которому посвящена
книга или рисунок, отображающий идею произведения.
вид книжной графики, её основа. В широком значении
это всякое изображение, поясняющее текст. В узком – это
произведения, предназначенные для восприятия в
определённом единстве с текстом, то есть находящиеся в
книге и участвующие в её восприятии в процессе чтения.
Шрифтом называется определённое начертание букв
алфавита. Шрифт – это один из основных
изобразительных элементов текстового печатного
издания.

Проверь себя!
Перечислите основные элементы книги.
Ответы:
переплёт
обложка
суперобложка
форзац
авантитул
титульный лист
фронтиспис
иллюстрация
шрифт

Работа над дизайном книги
включает следующие этапы:
отбор и подготовка материалов
разработка дизайн - концепции издания и
художественного оформления книги:
• концепция художественного формата издания,
• оформление обложки книги,
• шаблоны оформления,
• шрифты
•общий вид будущего издания
верстка отобранных материалов и утверждение
конечного оформления обложки книги
утвержденный макет издания (книги, альбома) передается на
печать в типографию

Основные элементы и закономерности
в построении композиции:
баланс (симметрия, асссиметрия)
пропорция
акцент
гармония
динамика, статика
ритм

Создавая дизайн обложки книги важно:
• чтобы оформление не противоречило содержанию, а, наоборот,
дополняло и поддерживало информацию,
• привлекало читателей и, в целом, придавало книге оригинальный,
эстетичный внешний вид.
Все печатные издания имеют различную аудиторию и разные функции,
поэтому каждое из них требует индивидуального подхода и уникального
дизайнерского решения.
Для того чтобы создать макет обдожки детской книги
дизайнер использует:
яркие цвета
более крупный шрифт
по максимуму иллюстраций
Основная задача дизайнера при создании детской книги – это создать
грамотный и интересный глазу ребенка дизайн.

Вывод:
дизайн обложки книги - должен создавать образ.
Обложка книги является побудителем желания у покупателя
приобрести книгу, чтобы узнать суть ее содержимого.
Обложка книги должна продавать ее, саму книгу, она
является витриной, которая интригует человека,
заинтересовывает, заставляет сделать конкретные действия.
Поэтому, обложка книги должна иметь положительное
восприятие, располагающее, заинтересовывающее, ну и
конечно, она должна являться носителем той идеи, которая
заключена в саму книгу.

Книга — гибкое зеркало духа и тела. Ее размеры и
пропорции, цвет и текстура бумаги, звук, который
издают переворачиваемые страницы, и запах бумаги,
клея и типографской краски — все это в сочетании с
размером, формой и расположением шрифта говорит
о мире, в котором она была сделана.
Если книга выглядит как простая
бумажная машина, произведенная
другими машинами по их правилам, то
и читать такую книгу захочется
только машинам.
Роберт Брингхерст
Основы стиля в типографике.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока Многообразие форм графического дизайна.

Разработка конспекта урока учителя ИЗО Черемных Л.В.

Цель урока: формирование умения использовать приемы, средства композиции, развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с разными видами графического дизайна-полиграфическими изданиями. Познакомить с основными элементами книги.

Развивающие: развивать познавательный интерес, способствовать формированию творческого воображения, развивать вкус и чувство композиции

Воспитательные: воспитание познавательного интереса к искусству дизайна

Дать определение основных видов полиграфических изданий и основных элементов книги.

Познакомить с видами полиграфической промышленности

Выполнение самостоятельной работы .

Организационный момент

Вступление. Нас окружает бескрайнее море полиграфических изданий- книги, журналы, красочные календари, почтовые марки и т.д. На улицах города вокруг нас афиши, вывески. Все это вместе - формы графического дизайна.

Полиграфия началась в Европе в XV веке с книгопечатания, вобрав в себя искусство рукописной книги. В России Иван Федоров напечатал первую книгу "Апостол" в 1564 году. С тех пор книгопечатание прошло путь от примитивного ручного печатного станка до компьютерных технологий. Совершенствовался процесс печати, росло многообразие печатной продукции, а суть композиционного творчества оставалась неизменной.

Можем ли мы считать книгу синтетическим искусством и почему?

Ответы детей: В разных видах полиграфических изданий разное соотношение текста и иллюстраций, но в любом случае это соединение слова и изображения. Значит , книга является триединством литературы, графики и дизайна. Мы можем назвать книгу синтетическим искусством.

Сегодня мы поговорим с Вами о книге, ее разновидностях и ее устройстве.

Темой, которую предстоит изучить сегодня, является тема: "Многообразие форм графического дизайна".

1. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции

2. Симметрия, асимметрия и динамическое равновесие

3. Движение и статика

4. Прямые линии и организация пространства

5. Цвет - элемент композиционного пространства

6. Буква - строка- шрифт. Искусство шрифта

7. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции

8. Многообразие форм графического дизайна

Книга - базовое понятие в полиграфии и основной вид полиграфической продукции.

Книга - самое развитое изделие полиграфии. Если какие-то элементы книги отсутствуют, то уже имеем другой вид изделия полиграфии по нисходящей. Например: брошюра - мягкая обложка, буклет - многосгибная тетрадь, газета - односгибная тетрадь, листовка - двусторонне запечатанный лист, плакат - односторонне запечатанный лист.

Книга - это не только носитель информации, но и событие в жизни многих людей.

Книга - базовое произведение полиграфии.

Различают несколько видов книг в зависимости от их оформления.

Книга с двойным входом (аллигат, книга-перевертыш) - книжное издание, содержащее два текста, которые начинаются с обеих сторон обложки или переплетной крышки, при этом каждый из текстов имеет свой титульный лист и свою пагинацию.

Книга со "своим" форзацем - у нее в качестве форзацев использованы первый и последний листы книжного блока.

Книга в мягкой обложке - в качестве переплета у нее вместо переплетной крышки использована мягкая обложка, как у брошюр.

Инкунабулы - книжные издания раннего, "колыбельного" периода книгопечатания (условно до 1 Января 1501 г.), внешне похожи на рукописные книги.

Рукописная книга - памятник письменности, относящийся преимущественно ко времени до возникновения книгопечатания. В религиозных храмах и монастырях изготовление и хранение рукописных книг находило и находит широкое применение

Оформление книги и книжных изданий всегда индивидуально. Книжное издание состоит из книжного блока, переплетной крышки или обложки, дополнительных составных элементов конструкции самого издания и элементов его оформления.

Книжный блок состоит из тетрадей, подобранных в порядке следования страниц, скрепленных между собой в корешке и обрезанных с трех сторон. Это комплект, скрепленных по корешку тетрадей или отдельных листов, содержащий все страницы и комплектующие детали будущего издания, кроме переплетной крышки или обложки.

Элементы книги многочисленны, и каждый имеет специальное название.

Мы рассмотрим лишь самые значительные:

Переплетная крышка - плотная оболочка книги, которая состоит из передней и задней сторонок, соединенных между собой в корешке. Переплетная крышка - основная часть переплета книги, изготовленная из цельного листа картона или картонных сторонок, оклеенных покровным переплетным материалом; соединяется с книжным блоком обязательно при помощи форзацев. Сторонки могут быть покрыты и печатной бумажной обложкой.

Переплет - прочное покрытие издания, содержащее ряд его выходных сведений. Это элемент художественного оформления, обеспечивающий сохранность книги.

Корешок - край блока (книги, брошюры, журнала). Место, где скреплены все технологические элементы издания (тетради, марля, каптал, ляссе и пр.).

Каптал - хлопчатобумажная или шелковая тесьма шириной до 10 мм с утолщенным цветным краем. Наклеивается на концы корешка книжного блока, чтобы скрепить его края и ликвидировать промежуток между корешком блока и переплетной крышкой при закрытой книге. Имеет также декоративное назначение: каптал, подобранный под цвет переплета книги, - это элемент ее художественного оформления (украшения).

Форзац - четырехстраничный лист бумаги, одна сторона которого приклеивается к внутренней стороне переплетной крышки, а другая, в большинстве книг, узкой полоской у корешка - к первой и последней страницам издания.

Нахзац - элемент издания в виде односгибного листа бумаги или конструкции из двух листов, скрепляющий книжный блок с задней сторонкой переплетной крышки.

Титульный лист - начальный разворот книги. Несет основную информацию о книге: имя и фамилия автора, название, указание адресата (для кого эта книга) и др.

Может включать изобразительный элемент

Разворот - это две развернутые страницы

Развороты содержат примеры всевозможного расположения текста ( в одну или несколько колонок) и изобразительного материала ( иллюстраций, линий, орнаментов и др.)

Шмуцтитул - лист, делящий книгу на части, разделы или главы.

Содержит их название, часто сопровождается иллюстрацией.

Обложка - бумажная иллюстрированная или текстовая покрышка издания, предохраняющая его страницы от разрушения и загрязнения, содержит ряд выходных сведений и служит элементом внешнего оформления.

Полоса - запечатанная площадь страницы любого издания, на которой размещаются текст, иллюстрации.

Поля страницы - незапечатанные участки на странице вокруг полосы, размеры которых определяются разницей форматов полосы и издания. Каждая страница имеет четыре поля: верхнее (головочное), нижнее, наружное (переднее) и внутреннее (корешковое).

Пропорция страницы - соотношение ширины и высоты страницы издания; непосредственно связана с его форматом.

Колонцифра - цифра (число), обозначающая порядковый номер страницы печатного издания. Набирается обычно вверху или внизу полосы издания с выключкой к переднему полю страницы, иногда к корешковому полю или по середине.

Концевой титульный лист (колофон) - последняя страница издания с его выпускными данными.

Оборот титульного листа (оборот титула) - оборотная сторона титульного листа, на которой размещают некоторые элементы выходных сведений (например, знак охраны авторского права, стандартный международный номер книги).

Подготовка книги к переплету и переплет книги. Обрезка книги и обработка корешка.

Дизайн книги начинается с создания макета. Свой замысел художник воплощает в эскизных рисунках всего издания от обложки до последней страницы.

Макетирование осуществляется в эскизно-обобщенном виде, где прямоугольники обозначают иллюстрации, а линии- текст. В этих эскизах важно достичь композиционного баланса масс. В процессе макетирования происходит поиск стиля книги

При макетировании переплета, титульного листа, разворота должна быть выделена графическая доминанта (например : заглавие, фрагмент текста, иллюстрация)

Грамота макетирования в том, чтобы текст и иллюстрации располагались не "как попало", а в определенном композиционном порядке.

Один и тот же порядок, примененный несколько раз, называется модулем.

Благодаря применению модуля рождается композиционное единство и графический стиль книги

Художник-дизайнер компонует текст и иллюстрации по принципам симметрии или динамического равновесия.

В книге текст в основном печатается на белом фоне, а в журнале - на цветном, так как цветовая композиция делает их выразительнее. Важно, чтобы фон не был чересчур ярким и "не забивал текст", чтобы дисгармонией цветовых пятен не разрушать целостность разворота.

1. Выбрать литературное произведение

2. Выбрать эскизный проект-замысел с заданным стилем и компоновкой книги

3. Распределить элементы книги по участникам проекта

4. Выполнить макет обложки книги, титульного листа разворота

Подведение итогов урока.

С какими основными понятиями мы сегодня познакомились?

Ответы учеников. (С разными видами полиграфических изданий, с элементами книги (могут перечислить) и технологией создания книги.)

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Технологическая карта урока по ИЗО "Многообразие форм полиграфического дизайна. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне" 8 класс

Урок изобразительного искусства

Учитель: Тетюшкина Н.М. высшая квалификационная категория

Цель: Формирование умений и навыков художественно-конструктивной деятельности;

Приобщать учащихся к графической культуре и освоению графических способов передачи информации;

Развивать логическое мышление и конструкторские способности;

Обучать приёмам и навыкам графического дизайна на основе знаний классической и декоративной композиции в процессе изучения и освоения видов полиграфического дизайна;

Формировать навыки сотрудничества

Развивать у детей способности художественного восприятия образа и создание своего собственного, значимого и имеющего ценность в общем, деле;

Научить создавать оригинал-макеты в полиграфическом дизайне;

Познакомить учащихся с профессией дизайнера-графика и издательской деятельностью.

освоение компетенций : ценностно-смысловая, ценностно-ориентированная, рефлексивная, коммуникативная, личностное саморазвитие.

графические: макетирование в различных видах

Учебно- творческие умения:

Работать с различными материалами,

Понятно и коротко выражать свою мысль, диалоговое общение

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- определять правила работы;

- уметь планировать свою деятельность

-проводить оценочную деятельность

-анализировать свою творческую деятельность

действия исследования, поиска, отбора необходимой информации,

моделирование изучаемого материала;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

Умение решать проблемы возникающие в результате сотрудничества

Виды полиграфической продукции

Экранно-звуковые пособия: презентация

Создание ситуации творческого поиска;

Метод сравнения и сопоставления, проблемно-поисковый,

метод коллективных и групповых работ

Формы коллективной изобразительной деятельности: совместно-взаимодействующая

Ресурсы

Презентация, самоанализ работ

ТСО: мультимедио, компьюторы,

Материалы: традиционные художественно-графические средства – гуашь, цветная бумага, маркеры, фломастеры, фотографии, вырезки из журналов, шрифты, клей, ножницы, образцы книг и журналов.

Подготовка учащихся к работе на уроке:

выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований

1.Добрый день ребята!

Я прошу вас сесть по группам. проверить как организованно ваше рабочее место.

Ознакомить с зонированием кабинета

Разделиться по группам

2. Актуализация опорных знаний и умений.

Активизация мыслительных операций (ана-лиз,обобщение,классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память) .

Нас окружает огромное количество многобразной полиграфической продукции. Приведите примеры.

(Разделите представленные виды полиграфической продукции на три группы. По какому принципу вы их разделили?

Есть три группы полиграфической продукции: издательская полиграфия, рекламная полиграфия и представительская продукция. Подберите из предложенного ряда продукцию к этим трем группам.( газеты, брошюры, каталоги, буклеты, визитки, листовки, плакаты, календар, журналы, фирменные бланки, папки, книги, блокноты).

Определите тему урока.

Поработаем над первой частью нашей темы.

Работа в группах

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ПОЛИГРАФИЯ (газеты, журналы);

РЕКЛАМНАЯ ПОЛИГРАФИЯ (брошюры, каталоги, буклеты, листовки, плакаты, календари);

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКАЯ ПРОДУКЦИЯ (визитки, фирменные бланки, папки, блокноты).

3.Постановка учебной проблемы.

Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-познавательной деятельности творческого характера учащимися

Итак, мы говорили о полиграфической продукции, а в теме обозначена слово дизайн,

Сравните эти понятия.

Объясните это выражение.

Один помощник мне нужен у доски.

Есть некоторые базовые элементы, которые мы используем для создания любой работы. Они составляют структуру дизайна. Это такие элементы композиции как:

линия , цвет , яркость форма , текстура

Правила и законы композиции:

баланс — (симметрия, асссиметрия), пропорция

акцент — когда один элемент композиции доминирует над остальными,

гармония — подходящее сочетание компонентов,

динамика, статика — расположение элементов таким образом, чтобы создавалось ощущение движения, а также создания траектории для взгляда,

ритм — повтор элементов для создания эффекта движения,

целостность , разнообразие — благодаря ему композиция получается интересной и не монотонной

Дети высказывают своё мнение в ответах на заданные вопросы учителя.

Фронтальные ответы уч-ся

Называют элементы композиции,

Прикрепляя значки – обозначения на доску.

У доски работают два ученика.

4.Формулирование учебной проблемы, планирование действий.

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач

Как вы понимаете слово оригинал-макет?

Сформулируйте задачи урока:исходя из темы, проблемы урока:

Выполнить творческую работу на создание оригинал-макета полиграфического дизайна, используя правила композиции.

Дети предлагают задачи урока

5.Открытие нового знания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений

Перед выполнением задания я предлагаю вам познакомиться еще с одним правилом композиции.

"Правило трех" иногда связывают с "золотым сечением", что не совсем верно. "Золотое сечение" — это математическая функция, используемая в искусстве и архитектуре, рассказывающая об идеальном расстоянии между объектами для их лучшего восприятия. "Правило трех" больше относится к дизайну и является законом композиции."Правило трех" говорит о том, что путем равномерного деления дизайнерской картинки с помощью горизонтальных и вертикальных линий — каждые четыре из них будут создавать 9 частей. Пересечения этих линий — это фокусные точки изображения или фотографии. И в этих точках объект воспринимается лучше всего. Вот фотография ребенка на пляже — такая, какой мы ее видим изначально.

Теперь проведем интересный эксперимент, нарисовав две горизонтальные и две вертикальные линии, разделив фото на девять равных частей.

Теперь давайте немного поиграем с фокусными точками. Какова фокусная точка фотографии? На что мы хотим обратить внимание глаза? Скорее всего, это голова мальчика. Теперь мы регулируем сетку так, чтобы переместить одно из четырех пересечений на нашу фокусную точку.

Теперь мы просто обрезаем изображение согласно новым границам. Вот как фото выглядит теперь.

6. Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений

Прочитайте задание №2

Уточняем, правильность понимания задания, выявляем наличие вопросов по ходу ведения работы.

Что необходимо учащимся для успешного выполнения проекта?

Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи.

Уметь работать в команде и обладать навыками общения.

Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них.

Эффективно использовать знания реальной жизни.

Умение защитить проект, доказать его жизнеспособность.

Определим критерии оценивания вашей работы:

Соблюдение правил композиции

Креативность решения проекта

Презентация с рекламой вашего проекта.

Дети, под руководством учителя, анализирует задания, определяют их сложность,

7.Применение новых знаний.

Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.

Самостоятельная работа над проектом

Работают несколько групп:

Дизайнерская студия- Календарь Учителя

Дизайнерская студия- Календарь Выпускника

Дети, соблюдая определённый план своих действий, работают над проектированием оригинал-макета

8.Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями.

Оценка проектов с помощью стикеров

Рефлексия с помощью большого пальца:

Достигнута ли цель урока

Довольны ли вы результатом работы

Ваше участие в коллективной работе.

Понравился ли вам урок

Графический дизайн в настоящее время становится все более интегрирующей профессией, объединяющей в работе со сложным, многоуровневым предметом визуальной реальности принципы и методы различных профессиональных дисциплин.

Дизайнер-график — это и проектировщик, умеющий выбирать средства, необходимые для успешного решения той или иной коммуникативной задачи, и маркетолог, который легко ориентируется в рынке информации и хорошо представляет, кто может быть ее потенциальным потребителем, и психолог, знающий законы зрительного восприятия.

урок изо в 8кл по программе Неменского по ФГОС второго поколения, прописаны результаты, УУД, виды деятельности уч-ся и цели каждого этапа урока.

Оценить 2169 0

Урок изобразительного искусства

Учитель: Тетюшкина Н.М. высшая квалификационная категория

Цель: Формирование умений и навыков художественно-конструктивной деятельности;

Приобщать учащихся к графической культуре и освоению графических способов передачи информации;

Развивать логическое мышление и конструкторские способности;

Обучать приёмам и навыкам графического дизайна на основе знаний классической и декоративной композиции в процессе изучения и освоения видов полиграфического дизайна;

Формировать навыки сотрудничества

Развивать у детей способности художественного восприятия образа и создание своего собственного, значимого и имеющего ценность в общем, деле;

Научить создавать оригинал-макеты в полиграфическом дизайне;

Познакомить учащихся с профессией дизайнера-графика и издательской деятельностью.

освоение компетенций : ценностно-смысловая, ценностно-ориентированная, рефлексивная, коммуникативная, личностное саморазвитие.

Предметные умения:

графические: макетирование в различных видах

Учебно- творческие умения:

Работать с различными материалами,

Речевые умения:

Понятно и коротко выражать свою мысль, диалоговое общение

Личностные УУД:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- определять правила работы;

- уметь планировать свою деятельность

-проводить оценочную деятельность

-анализировать свою творческую деятельность

Познавательные УУД:

действияисследования, поиска, отбора необходимой информации,

моделирование изучаемого материала;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

Коммуникативные УУД:

Умение решать проблемы возникающие в результате сотрудничества

Книгопечатная продукция:

Виды полиграфической продукции

Экранно-звуковые пособия: презентация

Методы обучения:

Создание ситуации творческого поиска;

Метод сравнения и сопоставления, проблемно-поисковый,

метод коллективных и групповых работ

Формы коллективной изобразительной деятельности: совместно-взаимодействующая

Организация пространства.

Ресурсы

Презентация, самоанализ работ

ТСО: мультимедио, компьюторы,

Материалы: традиционные художественно-графические средства – гуашь, цветная бумага, маркеры, фломастеры, фотографии, вырезки из журналов, шрифты, клей, ножницы, образцы книг и журналов.

Этапы урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.Организационный

(этап мотивации).

Подготовка учащихся к работе на уроке:

выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований

1.Добрый день ребята!

Я прошу вас сесть по группам. проверить как организованно ваше рабочее место.

Ознакомить с зонированием кабинета

Разделиться по группам

2. Актуализация опорных знаний и умений.

Активизация мыслительных операций(ана-лиз,обобщение,классификация и т.д.) и познавательных процессов(внимание, память).

Нас окружает огромное количество многобразной полиграфической продукции. Приведите примеры.

практическое задание№1

(Разделите представленные виды полиграфической продукции на три группы. По какому принципу вы их разделили?

Есть три группы полиграфической продукции: издательская полиграфия, рекламная полиграфия и представительская продукция. Подберите из предложенного ряда продукцию к этим трем группам.( газеты, брошюры, каталоги, буклеты, визитки, листовки, плакаты, календар, журналы, фирменные бланки, папки, книги, блокноты).

Определите тему урока.

Поработаем над первой частью нашей темы.

Работа в группах

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ПОЛИГРАФИЯ (газеты, журналы);

РЕКЛАМНАЯ ПОЛИГРАФИЯ (брошюры, каталоги, буклеты, листовки, плакаты, календари);

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКАЯ ПРОДУКЦИЯ (визитки, фирменные бланки, папки, блокноты).

3.Постановка учебной проблемы.

Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-познавательной деятельности творческого характера учащимися

Итак, мы говорили о полиграфической продукции, а в теме обозначена слово дизайн,

Сравните эти понятия.

Объясните это выражение.

Один помощник мне нужен у доски.

Есть некоторые базовые элементы, которые мы используем для создания любой работы. Они составляют структуру дизайна. Это такие элементы композиции как:

линия , цвет,яркость форма ,текстура

Правила и законы композиции:

баланс — (симметрия, асссиметрия), пропорция

акцент — когда один элемент композиции доминирует над остальными,

гармония — подходящее сочетание компонентов,

динамика, статика — расположение элементов таким образом, чтобы создавалось ощущение движения, а также создания траектории для взгляда,

ритм — повтор элементов для создания эффекта движения,

целостность ,разнообразие — благодаря ему композиция получается интересной и не монотонной

Дети высказывают своё мнение в ответах на заданные вопросы учителя.

Фронтальные ответы уч-ся

Называют элементы композиции,

Прикрепляя значки – обозначения на доску.

У доски работают два ученика.

4.Формулирование учебной проблемы, планирование действий.

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач

Как вы понимаете слово оригинал-макет?

Сформулируйте задачи урока:исходя из темы, проблемы урока:

Выполнить творческую работу на создание оригинал-макета полиграфического дизайна, используя правила композиции.

Дети предлагают задачи урока

5.Открытие нового знания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений

, их коррекция.

Перед выполнением задания я предлагаю вам познакомиться еще с одним правилом композиции.

"Правило трех" иногда связывают с "золотым сечением", что не совсем верно. "Золотое сечение" — это математическая функция, используемая в искусстве и архитектуре, рассказывающая об идеальном расстоянии между объектами для их лучшего восприятия. "Правило трех" больше относится к дизайну и является законом композиции."Правило трех" говорит о том, что путем равномерного деления дизайнерской картинки с помощью горизонтальных и вертикальных линий — каждые четыре из них будут создавать 9 частей. Пересечения этих линий — это фокусные точки изображения или фотографии. И в этих точках объект воспринимается лучше всего. Вот фотография ребенка на пляже — такая, какой мы ее видим изначально.

Теперь проведем интересный эксперимент, нарисовав две горизонтальные и две вертикальные линии, разделив фото на девять равных частей.

Теперь давайте немного поиграем с фокусными точками. Какова фокусная точка фотографии? На что мы хотим обратить внимание глаза? Скорее всего, это голова мальчика. Теперь мы регулируем сетку так, чтобы переместить одно из четырех пересечений на нашу фокусную точку.

Теперь мы просто обрезаем изображение согласно новым границам. Вот как фото выглядит теперь.

6. Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений

, их коррекция.

Прочитайте задание №2

Уточняем, правильность понимания задания, выявляем наличие вопросов по ходу ведения работы.

Что необходимо учащимся для успешного выполнения проекта?

Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи.

Уметь работать в команде и обладать навыками общения.

Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них.

Эффективно использовать знания реальной жизни.

Умение защитить проект, доказать его жизнеспособность.

Определим критерии оценивания вашей работы:

Соблюдение правил композиции

Креативность решения проекта

Презентация с рекламой вашего проекта.

Дети, под руководством учителя, анализирует задания, определяют их сложность,

7.Применение новых знаний.

Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.

Самостоятельная работа над проектом

Работают несколько групп:

Дизайнерская студия- Календарь Учителя

Дизайнерская студия- Календарь Выпускника

Дети, соблюдая определённый план своих действий, работают над проектированием оригинал-макета

8.Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями.

Защита проектов

Оценка проектов с помощью стикеров

Рефлексия с помощью большого пальца:

Достигнута ли цель урока

Довольны ли вы результатом работы

Ваше участие в коллективной работе.

Понравился ли вам урок

Перспектива:

Графический дизайн в настоящее время становится все более интегрирующей профессией, объединяющей в работе со сложным, многоуровневым предметом визуальной реальности принципы и методы различных профессиональных дисциплин.

Дизайнер-график — это и проектировщик, умеющий выбирать средства, необходимые для успешного решения той или иной коммуникативной задачи, и маркетолог, который легко ориентируется в рынке информации и хорошо представляет, кто может быть ее потенциальным потребителем, и психолог, знающий законы зрительного восприятия.

Читайте также: