Циклы на языке паскаль 9 класс конспект урока семакин с презентацией

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока: Изучить понятие цикл в Паскаль, виды циклов, подробнее изучить цикл с параметром.

Задачи урока:

образовательная: познакомить учащихся с применением циклов в языке Паскаль.

развивающая: развитие логического мышления, понятийного мышления, познавательного интереса.

воспитательная: воспитание аккуратности, дисциплинированности, самостоятельности, интереса к предмету.

Тип урока : урок объяснения нового материала

Используемые на уроке методы работы : фронтальная, индивидуально-групповая.

Оборудование урока:

1.Организационная часть (2 мин)

2.Актуализация знаний (3 мин)

3.Изучение нового материала (30 мин)

4.Закрепление нового материала (5 мин)

5.Подведение итогов урока (3 мин)

6.Домашнее задание (2 мин)

Организационная часть.

Актуализация знаний.

Учитель задает вопросы по пройденному материалу, а также проверяет задачи заданные на дом, для самостоятельной работы:

Циклические алгоритмы используются для…

Арифметический цикл отличается от логического тем, что…

Вспомогательный алгоритм – это …

Главный алгоритм - это… за каждый правильный ответ-оценка.

Изучение нового материала .

ЦИКЛЫ В ПАСКАЛЬ

Существует три вида алгоритмов: линейный, разветвляющийся и циклический. Мы с вами уже знаем, как реализовывать линейные и разветвляющиеся алгоритмы на Паскале. Приступим к изучению последнего типа алгоритмов.
В языке Pascal, как и в большинстве языков программирования, существует три типа циклических конструкций.

hello_html_mda8d9a5.jpg

Любой цикл состоит из тела и заголовка. Тело цикла — это набор повторяющихся операторов, а условие — это логическое выражение, в зависимости от результата которого и происходит повторное выполнение цикла.

Возьмем одну задачу, которую будем решать, используя различные виды циклов.

While, или цикл с предусловием (пока истинно условие цикла, повторяется выполнение тела цикла)

Как вы, наверное, уже поняли из названия, while — это цикл, в котором условие стоит перед телом. Причем тело цикла выполняется тогда и только тогда, когда условие истинно ; как только условие становится неправдой , выполнение цикла прекращается.

While имеет формат:

while do ;

Данный цикл подходит только для одного оператора, если же вы хотите использовать несколько операторов в своем коде, вам следует заключить их в операторные скобки — begin и end; . Решение задачи.

Пример 1. Вывести все цифры от 1 до числа, введенного с клавиатуры.

Repeat, или цикл с постусловием

Repeat — полная противоположность while . Repeat — это цикл, в котором условие стоит после тела Причем оно выполняется тогда и только тогда, когда результат условия неправда ; как только логическое выражение становится , выполнение цикла прекращается.

Repeat имеет формат:

Begin и end не требуются.

Пример 2. Вывести все цифры от 1 до числа, введенного с клавиатуры.

var i, N: integer;

until i = N + 1;

For, или цикл с параметром

For — это цикл, в котором тело выполняется заданное количество раз. При выполнении оператора for сначала вычисляется значение выражения начальное_значение, затем вычисляется значение выражения конечное_значение, далее управляющая переменная цикла последовательно пробегает все значения от начального до конечного. В том случае, когда начальное значение оказывается больше конечного значения, тело цикла не будет выполняться вовсе. Начальное и конечное значения остаются неизменными в ходе выполнения всего цикла fог. Параметр цикла i, если он целого типа, пробегает все значения с приращением 1, и его текущее значение не должно изменяться операторами внутри цикла. Такое изменение не запрещено правилами языка, но его последствия будут непредсказуемы. После завершения цикла параметр i считается неопределенным.

Существует две формы записи этого цикла:

Первая форма

for := to do ;

После каждой итерации значение будет увеличиваться на 1.

— это начальное значение счетчика. Это может быть переменная или число.
: как только значение станет больше , выполнение цикла прекратится.

Если требуется написать несколько операторов в теле цикла, используем begin и end .

И , и , и — переменные целого типа.

Чаще всего в качестве счетчика используется переменная i.

Вторая форма

После каждой итерации значение будет уменьшатся на 1.

— это начальное значение счетчика.
: как только значение станет меньше , выполнение цикла прекратится.

Два важных примечания:

Цикл повторяется, пока значение счетчика лежит в отрезке [значение ; конечное_значение].

Воспитательная : воспитывать информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость, формировать самостоятельность и ответственность при работе с компьютером.

Оборудование: компьютеры, карточки для самостоятельной работы, презентация

1. Организационный момент

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

2. Самостоятельная работа за компьютером по карточкам

3. Объяснение нового материала

-Вы научились составлять линейные и ветвящиеся программы на Паскале. Теперь нужно освоить программирование циклов. Снова будем учиться на примере конкретной задачи. Но, в отличие от предыдущих примеров, подход к ее решению будет несколько другим.

Часто задача, которую требуется решить, сформулирована не на математическом языке. Для решения на компьютере ее сначала нужно привести к форме математической задачи, а потом уже программировать.

(Слайд 1) Работа по решению таких задач с использованием компьютера проходит через следующие этапы:
1. Постановка задачи.
2. Математическая формализация.
3. Построение алгоритма.
4. Составление программы на языке программирования.
5. Отладка и тестирование программы.
6. Проведение расчетов и анализ полученных результатов.

Эту последовательность называют технологией решения задачи на компьютере .

В чистом виде программированием, т. е. разработкой алгоритма и программы, здесь являются лишь 3-й, 4-й и 5-й этапы.

На этапе постановки задачи должно быть четко определено, что дано и что требуется найти .

Второй этап — математическая формализация. Здесь задача переводится на язык математических формул, уравнений, отношений. Далеко не всегда эти формулы очевидны. Нередко их приходится выводить самому или отыскивать в специальной литературе. Если решение задачи требует математического описания какого-то реального объекта, явления или процесса, то формализация равносильна получению соответствующей математической модели.

Третий этап — построение алгоритма. Вы знаете два способа описания алгоритмов: блок-схемы и АЯ. Первые три этапа — это работа без компьютера . Дальше следует собственно программирование на определенном языке в определенной системе программирования. Последний (шестой) этап — это использование уже разработанной программы в практических целях.

Проследим все этапы технологии решения задачи на компьютере на примере конкретной задачи.

(Слайд 3) 1. Постановка задачи. Дано N кубиков, на которых написаны разные буквы. Сколько различных N-буквенных слов можно составить из этих кубиков (слова не обязательно должны иметь смысл)?

Искомую целочисленную величину обозначим буквой F. Тогда постановка задачи выглядит так:

ИКС КИС ИСК КСИ СКИ СИК

КИСА КИАС КСИА КСАИ КАИС КАСИ ИКСА ИКАС ИСКА

ИСАК ИАКС ИАСК СКИА СКАИ СИКА СИАК САКИ САИК

АКИС АКСИ АИКС АИСК АСКИ АСИК.

Попробуйте записать все варианты слов из пяти букв: И, К, С, А, У. Сделать это непросто. Ясно лишь, что количество таких слов будет в пять раз больше 24, т. е. равно 120. Из шести букв можно составить 720 различных слов. С ростом числа букв число слов быстро растет. Например, для 10 букв получается 3 628 800 слов.

(Слайд 4) Подобные задачи решает раздел математики, который называется комбинаторикой .

Количество различных комбинаций из N предметов, получаемых изменением их порядка, называется числом перестановок . Это число выражается функцией от N, которая называется факториалом и записывается так: N!

Теперь вернемся к формулировке задачи. Если N обозначает количество букв, а F — количество слов из этих букв, то расчетная формула такова:

3. Построение алгоритма. Поскольку алгоритм должен быть независимым от данного значения N, то его нельзя сделать линейным. Дело в том, что для разных N надо выполнить разное число умножений. В таком случае с изменением N линейная программа должна была бы менять длину.

Алгоритм решения данной задачи будет циклическим. С циклическими алгоритмами вы уже познакомились, работая с графическим исполнителем.

Цикл — это команда исполнителю многократно повторить указанную последовательность команд.

(Слайд 5) Рассмотрим блок-схему на рис. 2.7 и алгоритм на АЯ.

Тело цикла составляют две команды присваивания, заключенные между служебными словами нц и кц. Условие цикла — это отношение R

В данном алгоритме переменная R выполняет роль множителя, значение которого меняется от 1 до N через единицу. Произведение накапливается в переменной F, начальное значение которой равно 1. Цикл заканчивается, когда R становится равным N + 1. Это значение в произведение уже не попадет.

Для проверки правильности алгоритма построим трассировочную таблицу (для случая N = 3):

Из этой таблицы хорошо видно, как менялись значения переменных. Новое значение, присвоенное переменной, стирает ее старое значение (в данной таблице не повторяется запись значения переменной, если оно не изменяется; в таком виде таблица менее загромождена числами). Последнее значение F равно 6. Оно выводится в качестве результата. Очевидно, что результат верный: 3! = 6.

(Слайд 7) 4. Составление программы. Чтобы составить программу решения нашей задачи, нужно научиться программировать циклы на Паскале. Основной циклической структурой является цикл с предусловием (цикл-пока). С помощью этой структуры можно построить любой циклический алгоритм. Оператор цикла с предусловием в Паскале имеет следующий формат:

Оператор, стоящий после слова do, называется телом цикла. Тело цикла может быть простым или составным оператором, т. е. последовательностью операторов между служебными словами begin и end .

(Слайд 8) А теперь запрограммируем на Паскале алгоритм решения нашей задачи (добавив к нему организацию диалога).

Снова бросается в глаза схожесть алгоритма на АЯ и программы на Паскале. Обратите внимание на то, что в Паскале нет специальных служебных слов для обозначения конца цикла (так же как и конца ветвления). Во всех случаях, где это необходимо, используются слова begin и end .

Поиск алгоритмических ошибок в программе производится с помощью тестирования.

Тест — это конкретный вариант значений исходных данных, для которого известен ожидаемый результат. Прохождение теста — необходимое условие правильности программы. На тестах проверяется правильность реализации программой запланированного сценария.

Нашу программу, например, можно протестировать на значении N = 6. На экране должно получиться:

Введите число букв: 6

Из 6 букв можно составить 720 слов.

(Слайд 9) 4.Практическая работа: 1)Протестировать программу при входных данных: N=6.

2)Построить таблицу квадратов чисел от 1 до 10 с помощью цикла while.


3)Дано целое число с и натуральное а. Написать программу, вычисляющую .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семакин И.Г. Информатика: учебник для 9 класса / И. Г Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова.- 3-изд.-М.: БИНОМ. Лаборатория заданий, 2015.-200 с.

Место урока в изучаемой теме, разделе, курсе:

Тип урока

Урок развивающего контроля

Цель деятельности учителя

Обучающая: закрепление знаний, умений и навыков работы с циклами языка программирования Pascal; контроль знаний, умений и навыков;

Развивающая: развитие логического мышления, памяти, внимания, самостоятельности при работе;

Воспитательная: воспитание аккуратности, терпения, усидчивости.

Задачи

усвоение учащимися операторов цикла языка программирования Pascal и области их применения;

закрепление учащимися использования данных операторов при решении задач.

Термины, понятия

Цикл, оператор цикла с предусловием, оператор цикла со счетчиком.

Образовательные ресурсы

Планируемые результаты

Образовательные

Предметные: сформировать у учащихся знания, умения и навыки работы с циклами языка программирования Pascal при решении задач.

Метапредметные:

Владеют базовыми понятиями по теме: цикл, цикл с предусловием, цикл со счетчиком

Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные УУД: умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности (умение представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания: ключевых слов или понятий, текста, списка, таблицы, схемы, рисунка и т.п.); умение выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи.

Коммуникативные УУД: умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи (план, алгоритм, модули и т.д.), а также адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности; умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива посредством сравнения с деятельностью других, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами; умение использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения, толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации.

Регулятивные УУД: формирование алгоритмического мышления (умение планировать последовательность действий для достижения какой либо цели; умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках; умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана (или эталона), реального действия и его результата)

Организация пространства

Приемы методы, технологии обучения

Программно-технические ресурсы:

Фронтальная, индивидуальная

Частично-поисковый

Необходимое техническое оборудование: АРМ учителя, проектор, экран, документкамера для просмотра решения задачи учащимся

Программное обеспечение: программное средство для создания и демонстрации презентации

Организация структуры урока

Цель деятельности

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент (2 мин)

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность кабинета к проведению урока, проверяет отсутствующих.

Оценивают готовность к уроку, психологически настраиваются на работу.

Актуализация знаний (3 мин)

Актуализация знаний и способа деятельности по теме.

Цикл – это команда исполнителю многократно повторить указанную последовательность команд.

Циклы с предусловием (while), с постусловием (repeat), со счетчиком (for).

Понятие цикла, виды циклов, цикла с предусловием, цикла со счетчиком.

Отвечают на вопросы учителя.

3. Мотивация (самоопределение) к контрольно-коррекционным действиям (2 мин)

Создание условий для того, чтобы каждый ученик внутренне подготовился к контрольной ("хочу"), осознал ее необходимость ("надо"), почувствовал уверенность в своих силах ("могу").

Вспоминают наиболее сложные этапы и вопросы изученной темы.

4. Написание контрольной работы (23 мин)

Проверить умение учащихся исполнить простейший циклический алгоритм, записанный на языке программирования.

Вариант 1

1. Запишите значение переменной s, полученное в результате работы

Var s,k: integer;

for k := 6 to 12 do

2. Дана программа на языке Паскаль:

var s, n: integer;

while s 0 do

Нужно записать число, которое будет напечатано в результате выполнения программы.

Вариант 2

1. Запишите значение переменной s, полученное в результате работы

Var s,k: integer;

for k := 3 to 10 do

2. Дана программа на языке Паскаль:

var s, n: integer;

while s 0 do

Нужно записать число, которое будет напечатано в результате выполнения программы.

Учитель делит учащихся по вариантам, представляет условие задач на слайде.

Выполняют контрольную работу.

5. Этап проверки и локализации затруднений (8 мин)

Выделение учениками своих ошибок и недочетов, определение причины затруднения.

1) 1 способ. Выполняя последовательно все итерации цикла:

1 итерация

for k := 6 to 12 do

2 итерация

for k := 6 to 12 do

3 итерация

for k := 6 to 12 do

4 итерация

for k := 6 to 12 do

5 итерация

for k := 6 to 12 do

6 итерация

for k := 6 to 12 do

7 итерация

for k := 6 to 12 do

Общее число итераций можно найти из выражения: for k := 6 to 12 do. Следовательно, число итераций - 7. В каждой итерации происходит увеличение суммы на 10. Следовательно, за 7 итераций сумма станет равна 7*10=70.


Тема урока: Знакомство со структурой программирования на языке высокого уровня Pascal.

Цель урока: научить создавать простые программы на языке Pascal, познакомить учащихся со структурой программы и с правилами программирования

1.Обучающая – познакомить учащихся со структурой программы и с правилами программирования, научить создавать простые программы на языке Pascal

2.Развивающая - развитие логического и алгоритмического мышления школьников, приемов умственной деятельности, формирование и развитие функционального мышления учащихся, развитие познавательных потребностей учащихся, развитие навыков работы в среде программирования высокого уровня

3.Воспитательная – воспитание информационной культуры учащихся, побудить интерес к изучению информатики, формирование творческого воображения и умения решать нестандартные задачи, научить находить нестандартные пути для решения задач

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок - путешествие

Основные термины и понятия урока: рrogram, var, begin, write, read, writeln, readln, end, структура программы на Паскале.

Технологии обучения:

Информационно-коммуникационная технология, технология развивающего обучения, технология сотрудничества, частично- поисковая, личностно-ориентированное обучение

Планируемые результаты:

-метапредметные

формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

общие сведения о языке программирования Pascal,

предназначение формальных языков.

работать с программной средой Pascal ABC;

научиться правильно выстраивать структуру программы

Метапредметные:

изучить структуру программы на языке Pascal;

научиться запускать программу после написания программы;

применять полученные знания при написании программ.

выполнять учебные задания в соответствии с целью;

соотносить приобретенные знания с реальной жизнью;

выполнять учебное действие в соответствии с планом.

формулировать высказывание, мнение;

умение обосновывать, отстаивать свое мнение;

согласовывать позиции с партнерами и находить общее решение;

Межпредметные связи:

Русский язык, физика, математика, химия, астрономия, история КЧР, психология

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование и программное обеспечение, сетевые сервисы: компьютеры, нетбуки, интерактивная доска Smart Board, проекторы,
ОС Windows 7, MS Office 2010; Pascal ABC

Использованные ресурсы:

-дидактические материалы

1.Информатика 9 класс. И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова (2012 год)

2. Информатика 9 класс. Л.Л. Босова, М.: Бином 2013

Дидактические материалы:

Задание из открытого банка заданий ОГЭ – 2017г.

Ребус по информатике

Интернет-ресурсы

1.Организационный момент 1мин

2.Актуализация знаний -2мин.

3.Мотивация учебной деятельности учащихся-1 мин.

4.Осознание нового материала-10мин.

5.Физкультминутка-40с.

6.Закрепление первичное.

7.Вторичное закрепление. Практическая работа

9.Подведение итогов урока. Домашнее задание-4 мин.

10.Рефлексия-4 мин.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Оказывается, юные путешественники, для того чтобы попасть на борт судна, необходимо пройти фэйс-контроль, а именно, каждому нужно получить пропуск (проездной билет). Для этого всем нужно быть очень активным и позитивным, любознательность так же приветствуется.

И так, начнем: у меня в руках находится волшебный, кубически оформленный, ультрасверкающий объект. Ваша задача заключается в том, чтобы, перебрасывая этот кубик, постараться ответить на вопросы.

Молодцы! Все пассажиры получают проездные билеты. Внимание! На борт нельзя брать следующие предметы: учебник, рабочую тетрадь. Вот так в сказках и сбываются мечты большинства учеников (баннер с космическим кораблем).

Юные пилоты, вы находитесь на борту космического судна, способного развивать скорость 38, 6 тысячи км./ч. Поэтому предлагаю вспомнить правила работы за любым техническим устройством:

1.Нельзя трогать провода и шнуры

2.Касаться мокрыми и грязными руками мониторов

3.Не нажимать на незнакомые кнопочки

III.Мотивация учебной деятельности

Хорошо. Как вы думаете, у нас с вами получится завести эту машину?

Не знаю, не знаю. Ни одного знакомого слова или прибора я не вижу.

Может, ребятки, люди управляют кораблем с помощью знаний языков высокого уровня? Если это так, то у вас все должно получиться.

Перечислите, пожалуйста, языки высокого уровня?

(Ответы учащихся: планкалкюль , Basic, Pascal, Алгол, Фортран, Кобол, Модула-2, Модула-3, C++, Delphi).

Учитель: Да, совершенно верно.

Ученик: Фатима Абуюсуфовна, нам кажется, что если мы сумеем написать программу на языке высокого уровня, то нам удастся приручить эту машину и взлететь?

-Вы правы для того, чтобы написать программу мы должны познакомиться со структурой (алгоритмом) построения программы.

Название сегодняшнего нашего урока – путешествия

А что мы должны сделать для того, чтобы Pascal помог нам написать программы?

Постановка целей и задач урока (ответы учащихся)

Ученик: Для начала - мы должны познакомиться со структурой программирования на языке Pascal.

Ученик: Затем, у нас получится создать простые программы

-Вы, абсолютно правы. Приступим.

IV.Осознание нового материала

-Ребятки, вы знаете, что сила тяжести существует везде, в том числе и в космосе. Что удерживает Луну на её орбите вокруг Земли? Сила тяжести. Что удерживает Землю на орбите вокруг Солнца? Сила тяжести. Что не позволяет галактикам разлетаться в разные стороны? Сила тяжести.

Давайте, вспомним, по какой формуле определяется сила тяжести


Вспомнили, предлагаю написать программу, которая позволит нам

найти силу тяжести, действующую на ученика массой 45 кг?

Структура программы следующая


Давайте, теперь попробуем написать программу

Program Сlass;

Var F,m,g: real;

V.Физкультминутка

Молодцы! С первичным инструктажем вы справились. Ой, наши суперчувствительные датчики дают нам знать, что наши глазки устали.


Предлагаю сделать музыкальный перерыв. Все готовы? Встали, повторяем за роботом действия.

VI. Закрепление первичное.

-Юные пилоты, как вы думаете, из какого металла строят космические корабли?

Ученики: из железа.

-Правильно! Предлагаю нам всем вспомнить формулу, по которой мы сможем определить плотность вещества, в данном случае плотность феррума. К доске приглашаются 2 пилота

-Задача каждого из вас написать программу, которая будет находить плотность вещества. Один из вас напишет ее на языке Pascal, а другой на алгоритмическом языке, с помощью блок- схем.



Целевая аудитория: для 9 класса

Представлен урок на закрепление знаний по изученной теме. В ресурсе представлена презентация в которой есть немного теории и много практических задач. Также в архиве присутствует мультимедийный тест по теме выполненный в программе excel, пояснительная записка к тесту и конспект урока с навигацией по слайдам.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: