Конспект знакомство с устным народным творчеством конспект

Обновлено: 03.07.2024

Содержимое публикации

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, игровых и ИКТ-технологий

Знакомить детей с произведениями устного народного творчества.

Активизировать речь, побуждать детей к произношению знакомых слов.

Учить понимать содержание потешек, колыбельных песенок.

Воспитывать у детей отзывчивость на произведения устного народного творчества.

Вызывать у детей радостное настроение и умение обыгрывать потешки.

Материал: Кукла, колыбель, солнышко, петух, колодец, кошка, рушник, русский сарафан.

Предварительная работа: Разучивание потешек, рассматривание иллюстраций, картинок.

(Слышится плач куклы).

Воспитатель: - Ой, кто это плачет?

Дети: - Кукла.

Воспитатель: - Как зовут куклу? Как назовем? Почему она плачет?

Дети: - Дают имя кукле (Таня, Маша и т.д.). Дают ответы на вопросы (устала, хочет спать…).

Воспитатель: - Давайте мы ей колыбельную песенку споем и спать уложим.

Баю-бай, баю-бай

Ты собачка не лай.

Белолапа, не скули

Мою Таню не буди.

Воспитатель: - Уснула кукла. Ночь наступила. Давайте и мы поспим (дети эмитируют движения).

Звучит музыка, слышится крик петушка, поднимается солнышко. Дети встают.

Воспитатель: - Потягушки, порастушки

Закричал петушок

Встала курочка,

Просыпайся мой дружок,

Встань мой Юрочка.

Солнышко взошло.

Давайте посмотрим, какое оно. (Доброе, ласковое, улыбается).

Воспитатель: - Вот тучка закрыла солнышко, и оно нахмурилось, загрустило.

Солнышко, солнышко

Загляни в окошко.

Ждут тебя детки

Детки-малолетки.

Дети: - Петушок.

Воспитатель: - Рассмотрим петушка? Какой он? Что это у петушка?

Дети: - (Носик, клюв, глазки, голова, крылышки, хвостик, гребешок).

Воспитатель: - Вот как важно ходит петушок. Давайте походим как петушок.

(Дети имитируют движения петушка, вместе с воспитателем рассказывают потешку).

Петушок, петушок
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка
Что ты рано встаешь?
Голосисто поешь
Деткам спать не даешь?

Воспитатель: - Вот и утро наступило, доброе, чудесное утро. А по утрам все умываются. Чем?

Дети: - Водичкой.

Воспитатель: - Давайте пойдем колодцу и умоемся водичкой. А вот дорожка, она идет через ручеек. Давайте перешагнем через ручеек и пойдем дальше.

Большие ножки

Шли по дорожке

Топ-топ-топ

Маленькие ножки

Бежали по дорожке

Топ-топ-топ-топ….

(На дорожке сюрпризный момент – Кошка).

Воспитатель: - Кто это?

Дети: - Кошка, киска…(Рассматривают ее).

Воспитатель: - Давайте погладим кошку. Какая она? Как мяукает? Что любит?

Киска, киска, киска брысь

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет

Через киску упадет.

А вот и колодец?

Воспитатель: - Дает воду. Какая водичка? Дети пробуют (чистая, прозрачная, холодная). Рядом таз с теплой водой. Пробуют ее.

Воспитатель: - А это какая водичка?

Дети: - Теплая.

Воспитатель: - Это солнышко нагрело водичку. Давайте умоемся.

Дети: - Умываются, приговаривая:

Водичка, водичка

Умой мое личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Воспитатель: - Вот и все умылись. Стали чистыми, румяными, хорошенькими, красивыми (Маша, Саша, Максим…). - Ребятки, а Петушок хочет с вами поиграть.

Цель: Знакомить детей с домашними животными, используя малые фольклорные жанры.

Задачи: -Активизировать словарь детей;

-Приобщать детей к устному народному творчеству;

-Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Ход НОД:

Воспитатель читает потешку "Ладушки" и проводится пальчиковая игра по потешке:

-Где были? Дети хлопают в ладоши.

Попили,поели машут руками вверх-вниз

На головку сели,

Ладушки запели. кладут руки на голову.

Воспитатель: Посмотрите,вот и бабушка к вам пришла. Воспитатель одевает платок на голову.

Бабушка: Ребята я приглашаю вас к себе в гости. Я покажу вам кто у меня живёт. Бабушка ведет детей в "домик". На лавочке сидит кот -игрушка.

Воспитатель: Дети, кто сидит на лавочке? Кто нас встречает?

"Бабушка" и дети гладят кота, и "бабушка" читает потешку:

Как у нашего кота шубка очень хороша.

Как у котика усы -

Удивительной красы-показывают усы.

Зубки белые-показывают зубки

Глазки смелые-показывают глаза.

Мы котика погладили, и он замурлыкал:"Мур-мур-мур".-говорит воспитатель.

Воспитатель: Как кот мурлыкает? Как кот мяукает?

Воспитатель: Мяукает котик, хочет попить молочка. Какие животные дадут бабушке молочка для кота?

Дети: Корова, коза.

Бабушка: Пойдёмте за забор и посмотрим на этих животных.

За забором стоит корова. -игрушка.

Воспитатель: Дети, кто это стоит?

Воспитатель: Это стоит корова, и говорит:"му".Как говорит корова?

Воспитатель читает потешку:

Уж как я свою коровушку люблю.

Уж как я то ей крапивушки нажну,

Кушай вволюшку, коровушка моя,

Ешь ты досыта, бурёнушка моя!

Уж как я мою коровушку люблю,

Сытна пойла я коровушке налью,

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек бурёнушка дала.

Воспитатель: Как я ласково называла корову?

Дети: Коровушка, бурёнушка.

"Бабушка" : Дети, посмотрите, какая красивая наша корова-у коровы большие добрые глаза.

Какие у коровы глаза?

Дети: большие, добрые.

Воспитатель: У Коровы маленькие рога. Где у коровы рога и какие они?

"Бабушка" : Посмотрите, ребятки, кто ещё стоит тут у нас за забором?

-за забором стоит игрушка-коза.

Воспитатель и дети рассматривают козу: на голове у козы -рога,а говорит коза-"ме-е"

Как говорит коза?

"Бабушка" : коза сказала нам -"ме-е" ,а это значит, она приглашает нас поиграть.

Проводится игра-инсценировка по потешке "Идёт коза рогатая".

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая-дети из пальцев строят рожки на голове.

Ножками топ-топ-топ- топают ногами.

Глазками хлоп-хлоп-хлоп- хлопают глазами.

Кто каши не ест,молока не пьёт-

Забодает, забодает,забодает. - строят рога из указательного пальца и мизинца.

"Бабушка" : Ребятки, кто же даст молочка нашему котику?

Дети: Корова и коза.

Попил кот молока, замурлыкал,хочет спать, а мы давайте споё м ему колыбельную песенку:

Котя, Котенька, Коток,

Котик серенький хвосток,

Приди, котик ночевать, прибаюкивать.

Дети вместе с воспитателем повторяют потешку 2-3 раза.

Знакомство с устным народным творчеством. Тематическая встреча с просмотром презентации для детей 5–7 лет В этом году у нас в районе проходит массовый проект по русским народным играм. И к его реализации в нашем детском саду подошли комплексно.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы собрались поиграть,

Вдруг сорока прилетела,

И тебе водить велела.

  1. А теперь нам пора ехать домой. Прощаемся с бабушкой- Варварушкой.
  2. По дороге делаем остановку, чтобы помочь зайчику, который упал в озёрко.

Воспитатель рассказывает потешку

Свалился в озёрко.

Бегите под горку

Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трём, трём.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмём, жмём,

Садимся в автобус и поехали дальше.

  1. Дети давайте вспомним, кому мы сегодня рассказывали потешки.

(Зайка, кошечка, петушок) Давайте теперь с ними поиграем.

Об авторе

Чигвинцева Алла Викторовна

Новые записи автора

Комментарии

Новое в блогах

Конспект по лего-конструированию для детей старшей группы «Мы с…

Экологический проект «Трудно птицам зимовать, надо птахам помога…

КОНСУЛЬТАЦИИ " Как правильно организовать физкультурные занят…

Конспект занятия по лепке "Ягодки рябины для птичек" в перв…

В блогах

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 11. 03.19 г. по 15. 03.19 г.). Тема: «Моя…

Занятие по аппликации в старшей группе на тему: "Времена года в кронах деревьев"

Новое на сайте

Структура интегрированного занятия

Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в ДОУ

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Устное народное творчество.

Цель: Ознакомить учащихся с новым разделом учебника. Учить прогнозировать содержание раздела, развивать память. Внимание, обогащать словарный запас и т.д.

I . Мотивация к учебной деятельности

- Ребята все ли вы готовы к уроку?

- Если да, тогда улыбнитесь друг другу и садитесь на свои места.

Прозвенел уже звонок.

Пусть сегодня для нас всех

На урок придёт успех.

Проверка домашнего задания. Чем похожи. Чем отличны печатные книги Древней Руси и современные книги.

II . Актуализация знаний и пробное учебное действие

- О чём писали в древних книгах.(Каковы темы текстов были древних книг?)

III . Выявление темы урока и постановка цели урока

- Прочитайте текст (слайд № 1.)

Над горою солнце встало.

С неба яблоко упало.

По лазоревым лугам

Покатилось прямо к нам!

В речку с мостика свалилось,

Кто увидел - не дремли,

Поскорей его лови!

Кто поймал, тот молодец,

Ведь считалочке конец!

- Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

- Начинайте читать быстро и постепенно замедляйте темп.

- Прочитайте выразительно. Как вы думаете, что это? (считалочка).

- В какие моменты жизни и для чего используют считалочки и кто их использует?

- А как вы думаете, дети древних времён использовали считалочки?

- Они заучивали их из книг или придумывали сами? Значит, они творили.

- Скажите, встречались ли в текстах древних книг данные произведения?

- А как вы думаете. Как дошел до наших дней такой вид творчества?(Считалки запоминали и передавали устно из поколения в поколение.)

- А кто сочинял считалки? (Народ.)

- Назовите тему урока; Устное народное творчество. ( слайд № 1)

- Какая цель урока? Узнать, что называют устным народным творчеством.

- По какому плану будем достигать цели?

IV . Построение проекта для достижения цели.

Какие произведения относятся к жанрам устного народного творчества.

V . Реализация построенного проекта

- Прочитайте ещё раз название раздела. Как вы понимаете это название?

- Рассмотрите картинку. Может ли она нам помочь растолковать название раздела?

- Кто изображен, как он изображен, что у него в руках, как он одет?

Работа в тетради с записью числа кл. работы. (слайд № 2)

VI . Первичное закрепление

- Прочитайте, чему мы научимся.

- С чем познакомимся.

- Можно назвать данные произведения жанрами устного народного творчества? Перечислите их. (дети перечисляют, а учитель вывешивает на доске названия.)(слайд № 3.)

- Послушайте и отгадайте:

Во фраке зелёном маэстро

Взлетает над лугом в цвету.

Он гордость местного оркестра

И лучший прыгун в высоту.

- Что это? Песня, считалка, загадка, потешка.

- Значит загадки тоже являются жанрами устного народного творчества.

- Назовите какие ещё жанры устного народного творчества вы знаете?

VII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Начертите таблицу в тетради как на доске и заполните её. (слайд № 4.)

VIII . Включение в систему знаний и повторение

- Что обозначает слово устное?

- Что обозначает слово народное?

- Что такое творчество?

IX . Рефлексия учебной деятельности

- Выполнили ли мы план, который составили на урок?

- Какой раздел мы начинаем изучать?

- Какие жанры относятся к этому разделу?

-Домашнее задание: найти и записать в тетрадь 1 – потешку, 1 – прибаутку. 1- пестушку.

Читайте также: