Конспект знакомство с устным народным творчеством конспект
Обновлено: 03.07.2024
Содержимое публикации
Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, игровых и ИКТ-технологий
Знакомить детей с произведениями устного народного творчества.
Активизировать речь, побуждать детей к произношению знакомых слов.
Учить понимать содержание потешек, колыбельных песенок.
Воспитывать у детей отзывчивость на произведения устного народного творчества.
Вызывать у детей радостное настроение и умение обыгрывать потешки.
Материал: Кукла, колыбель, солнышко, петух, колодец, кошка, рушник, русский сарафан.
Предварительная работа: Разучивание потешек, рассматривание иллюстраций, картинок.
(Слышится плач куклы).
Воспитатель: - Ой, кто это плачет?
Дети: - Кукла.
Воспитатель: - Как зовут куклу? Как назовем? Почему она плачет?
Дети: - Дают имя кукле (Таня, Маша и т.д.). Дают ответы на вопросы (устала, хочет спать…).
Воспитатель: - Давайте мы ей колыбельную песенку споем и спать уложим.
Баю-бай, баю-бай
Ты собачка не лай.
Белолапа, не скули
Мою Таню не буди.
Воспитатель: - Уснула кукла. Ночь наступила. Давайте и мы поспим (дети эмитируют движения).
Звучит музыка, слышится крик петушка, поднимается солнышко. Дети встают.
Воспитатель: - Потягушки, порастушки
Закричал петушок
Встала курочка,
Просыпайся мой дружок,
Встань мой Юрочка.
Солнышко взошло.
Давайте посмотрим, какое оно. (Доброе, ласковое, улыбается).
Воспитатель: - Вот тучка закрыла солнышко, и оно нахмурилось, загрустило.
Солнышко, солнышко
Загляни в окошко.
Ждут тебя детки
Детки-малолетки.
Дети: - Петушок.
Воспитатель: - Рассмотрим петушка? Какой он? Что это у петушка?
Дети: - (Носик, клюв, глазки, голова, крылышки, хвостик, гребешок).
Воспитатель: - Вот как важно ходит петушок. Давайте походим как петушок.
(Дети имитируют движения петушка, вместе с воспитателем рассказывают потешку).
Петушок, петушок
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка
Что ты рано встаешь?
Голосисто поешь
Деткам спать не даешь?
Воспитатель: - Вот и утро наступило, доброе, чудесное утро. А по утрам все умываются. Чем?
Дети: - Водичкой.
Воспитатель: - Давайте пойдем колодцу и умоемся водичкой. А вот дорожка, она идет через ручеек. Давайте перешагнем через ручеек и пойдем дальше.
Большие ножки
Шли по дорожке
Топ-топ-топ
Маленькие ножки
Бежали по дорожке
Топ-топ-топ-топ….
(На дорожке сюрпризный момент – Кошка).
Воспитатель: - Кто это?
Дети: - Кошка, киска…(Рассматривают ее).
Воспитатель: - Давайте погладим кошку. Какая она? Как мяукает? Что любит?
Киска, киска, киска брысь
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет
Через киску упадет.
А вот и колодец?
Воспитатель: - Дает воду. Какая водичка? Дети пробуют (чистая, прозрачная, холодная). Рядом таз с теплой водой. Пробуют ее.
Воспитатель: - А это какая водичка?
Дети: - Теплая.
Воспитатель: - Это солнышко нагрело водичку. Давайте умоемся.
Дети: - Умываются, приговаривая:
Водичка, водичка
Умой мое личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Воспитатель: - Вот и все умылись. Стали чистыми, румяными, хорошенькими, красивыми (Маша, Саша, Максим…). - Ребятки, а Петушок хочет с вами поиграть.
Цель: Знакомить детей с домашними животными, используя малые фольклорные жанры.
Задачи: -Активизировать словарь детей;
-Приобщать детей к устному народному творчеству;
-Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Ход НОД:
Воспитатель читает потешку "Ладушки" и проводится пальчиковая игра по потешке:
-Где были? Дети хлопают в ладоши.
Попили,поели машут руками вверх-вниз
На головку сели,
Ладушки запели. кладут руки на голову.
Воспитатель: Посмотрите,вот и бабушка к вам пришла. Воспитатель одевает платок на голову.
Бабушка: Ребята я приглашаю вас к себе в гости. Я покажу вам кто у меня живёт. Бабушка ведет детей в "домик". На лавочке сидит кот -игрушка.
Воспитатель: Дети, кто сидит на лавочке? Кто нас встречает?
"Бабушка" и дети гладят кота, и "бабушка" читает потешку:
Как у нашего кота шубка очень хороша.
Как у котика усы -
Удивительной красы-показывают усы.
Зубки белые-показывают зубки
Глазки смелые-показывают глаза.
Мы котика погладили, и он замурлыкал:"Мур-мур-мур".-говорит воспитатель.
Воспитатель: Как кот мурлыкает? Как кот мяукает?
Воспитатель: Мяукает котик, хочет попить молочка. Какие животные дадут бабушке молочка для кота?
Дети: Корова, коза.
Бабушка: Пойдёмте за забор и посмотрим на этих животных.
За забором стоит корова. -игрушка.
Воспитатель: Дети, кто это стоит?
Воспитатель: Это стоит корова, и говорит:"му".Как говорит корова?
Воспитатель читает потешку:
Уж как я свою коровушку люблю.
Уж как я то ей крапивушки нажну,
Кушай вволюшку, коровушка моя,
Ешь ты досыта, бурёнушка моя!
Уж как я мою коровушку люблю,
Сытна пойла я коровушке налью,
Чтоб сыта была коровушка моя,
Чтобы сливочек бурёнушка дала.
Воспитатель: Как я ласково называла корову?
Дети: Коровушка, бурёнушка.
"Бабушка" : Дети, посмотрите, какая красивая наша корова-у коровы большие добрые глаза.
Какие у коровы глаза?
Дети: большие, добрые.
Воспитатель: У Коровы маленькие рога. Где у коровы рога и какие они?
"Бабушка" : Посмотрите, ребятки, кто ещё стоит тут у нас за забором?
-за забором стоит игрушка-коза.
Воспитатель и дети рассматривают козу: на голове у козы -рога,а говорит коза-"ме-е"
Как говорит коза?
"Бабушка" : коза сказала нам -"ме-е" ,а это значит, она приглашает нас поиграть.
Проводится игра-инсценировка по потешке "Идёт коза рогатая".
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая-дети из пальцев строят рожки на голове.
Ножками топ-топ-топ- топают ногами.
Глазками хлоп-хлоп-хлоп- хлопают глазами.
Кто каши не ест,молока не пьёт-
Забодает, забодает,забодает. - строят рога из указательного пальца и мизинца.
"Бабушка" : Ребятки, кто же даст молочка нашему котику?
Дети: Корова и коза.
Попил кот молока, замурлыкал,хочет спать, а мы давайте споё м ему колыбельную песенку:
Котя, Котенька, Коток,
Котик серенький хвосток,
Приди, котик ночевать, прибаюкивать.
Дети вместе с воспитателем повторяют потешку 2-3 раза.
Знакомство с устным народным творчеством. Тематическая встреча с просмотром презентации для детей 5–7 лет В этом году у нас в районе проходит массовый проект по русским народным играм. И к его реализации в нашем детском саду подошли комплексно.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы собрались поиграть,
Вдруг сорока прилетела,
И тебе водить велела.
- А теперь нам пора ехать домой. Прощаемся с бабушкой- Варварушкой.
- По дороге делаем остановку, чтобы помочь зайчику, который упал в озёрко.
Воспитатель рассказывает потешку
Свалился в озёрко.
Бегите под горку
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трём, трём.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмём, жмём,
Садимся в автобус и поехали дальше.
- Дети давайте вспомним, кому мы сегодня рассказывали потешки.
(Зайка, кошечка, петушок) Давайте теперь с ними поиграем.
Об авторе
Чигвинцева Алла Викторовна
Новые записи автора
Комментарии
Новое в блогах
Конспект по лего-конструированию для детей старшей группы «Мы с…
Экологический проект «Трудно птицам зимовать, надо птахам помога…
КОНСУЛЬТАЦИИ " Как правильно организовать физкультурные занят…
Конспект занятия по лепке "Ягодки рябины для птичек" в перв…
В блогах
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 11. 03.19 г. по 15. 03.19 г.). Тема: «Моя…
Занятие по аппликации в старшей группе на тему: "Времена года в кронах деревьев"
Новое на сайте
Структура интегрированного занятия
Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в ДОУ
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема: Устное народное творчество.
Цель: Ознакомить учащихся с новым разделом учебника. Учить прогнозировать содержание раздела, развивать память. Внимание, обогащать словарный запас и т.д.
I . Мотивация к учебной деятельности
- Ребята все ли вы готовы к уроку?
- Если да, тогда улыбнитесь друг другу и садитесь на свои места.
Прозвенел уже звонок.
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех.
Проверка домашнего задания. Чем похожи. Чем отличны печатные книги Древней Руси и современные книги.
II . Актуализация знаний и пробное учебное действие
- О чём писали в древних книгах.(Каковы темы текстов были древних книг?)
III . Выявление темы урока и постановка цели урока
- Прочитайте текст (слайд № 1.)
Над горою солнце встало.
С неба яблоко упало.
По лазоревым лугам
Покатилось прямо к нам!
В речку с мостика свалилось,
Кто увидел - не дремли,
Поскорей его лови!
Кто поймал, тот молодец,
Ведь считалочке конец!
- Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
- Начинайте читать быстро и постепенно замедляйте темп.
- Прочитайте выразительно. Как вы думаете, что это? (считалочка).
- В какие моменты жизни и для чего используют считалочки и кто их использует?
- А как вы думаете, дети древних времён использовали считалочки?
- Они заучивали их из книг или придумывали сами? Значит, они творили.
- Скажите, встречались ли в текстах древних книг данные произведения?
- А как вы думаете. Как дошел до наших дней такой вид творчества?(Считалки запоминали и передавали устно из поколения в поколение.)
- А кто сочинял считалки? (Народ.)
- Назовите тему урока; Устное народное творчество. ( слайд № 1)
- Какая цель урока? Узнать, что называют устным народным творчеством.
- По какому плану будем достигать цели?
IV . Построение проекта для достижения цели.
Какие произведения относятся к жанрам устного народного творчества.
V . Реализация построенного проекта
- Прочитайте ещё раз название раздела. Как вы понимаете это название?
- Рассмотрите картинку. Может ли она нам помочь растолковать название раздела?
- Кто изображен, как он изображен, что у него в руках, как он одет?
Работа в тетради с записью числа кл. работы. (слайд № 2)
VI . Первичное закрепление
- Прочитайте, чему мы научимся.
- С чем познакомимся.
- Можно назвать данные произведения жанрами устного народного творчества? Перечислите их. (дети перечисляют, а учитель вывешивает на доске названия.)(слайд № 3.)
- Послушайте и отгадайте:
Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту.
- Что это? Песня, считалка, загадка, потешка.
- Значит загадки тоже являются жанрами устного народного творчества.
- Назовите какие ещё жанры устного народного творчества вы знаете?
VII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Начертите таблицу в тетради как на доске и заполните её. (слайд № 4.)
VIII . Включение в систему знаний и повторение
- Что обозначает слово устное?
- Что обозначает слово народное?
- Что такое творчество?
IX . Рефлексия учебной деятельности
- Выполнили ли мы план, который составили на урок?
- Какой раздел мы начинаем изучать?
- Какие жанры относятся к этому разделу?
-Домашнее задание: найти и записать в тетрадь 1 – потешку, 1 – прибаутку. 1- пестушку.
Читайте также: