План конспект проектно исследовательской деятельности обучающихся среднего звена

Обновлено: 06.07.2024

ВложениеРазмер
Конспекты к урокам-занятиям ЭК "Основы проектной деятельности и ученического исследования" 154 КБ

Предварительный просмотр:

к программе элективного курса по Обществознанию;

курса внеурочной деятельности

Автор программы Пятибратова С.И.

Урок (Занятие) № 1

Особенности школьного ученического исследования

Особенности школьного ученического исследования

  1. Исследование – как вид человеческой деятельности.
  2. Научное исследование: его сущность и особенности.
  3. Применение логических законов и правил в научной работе.
  4. Особенности ученического исследования.
  1. Исследование – как вид человеческой деятельности.

Деятельность - это форма активного отношения человека к окружающему миру, целью которой является его изменение и преобразование.

Жизнь человека – движение по пути познания. Каждый шаг обогащает нас, если благодаря новому опыту мы начинаем видеть то, что ранее не замечали или не понимали. Но вопросы к миру – прежде всего вопросы к самим себе.

Каждый из нас изначально, по своей природе, исследователь. Первоначальным мотивом к исследованию выступает любознательность.

  1. Научное исследование: его сущность и особенности

Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Специфика научных исследований:

Объективность, воспроизводимость, доказательность, точность. Результат научной деятельности, как правило, материализован в описании реальности, прогнозировании развития процессов и последствий событий. Существует это чаще всего в форме текстов, содержащих словесные описания, формулы и другие способы выражения выявленных законов.

Основные характеристики науки как системы знаний – полнота, достоверность, систематичность. Наука как вид деятельности характеризуется методом. Новые знания можно получать разными путями: через обыденный опыт, умозрение, веру, интуицию, откровение и др. В науке единственно допустимым является научный метод (совокупность приемов и операций эмпирического и теоретического исследования действительности, признаваемых научным сообществом).

Отличие научного исследования от других видов исследовательской практики:

  1. присутствует стремление определять и выражать качество неизвестного при помощи известного.
  2. измерять все то, что может быть измерено, показывать численное отношение изучаемого к известному.
  3. всегда определять место изучаемого в системе известного.

Особенности научного познания:

  • Систематизированность (существование в обобщенном виде, в виде теорий)
  • Наличие методологии (обоснование применяемых приемов)
  • Формализация (язык науки, фиксация знаний в виде точных понятий, принципов, законов)

Уровни осуществления научного знания:

Эмпирический (сбор опытных данных, их первичная систематизация, создание понятий)

Теоретический (обобщение понятий в категории, формулировка принципов и законов, создание научных теорий) Категории – общие понятия, в которых отражены существенные свойства предметов и явлений.

Наука – синоним знания.

Наука – одна из форм общественного сознания наряду с религией, моралью, искусством, правом.

Наука – это особая область жизнедеятельности общества, содержанием которой является познание существующего мира.

  1. Применение логических законов и правил в научной работе.

Закон тождества – предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным, т.е. А есть А (А=А), где А – мысль. Все понятия и суждения должны носить однозначный характер, исключающий двусмысленность и неопределенность (подмена понятий)

Закон противоречия – качественная определенность вещей и явлений, относительная устойчивость их свойств (если предмет А имеет определенное свойство, то в суждениях об этом предмете мы обязаны утверждать это свойство, не приписывать то чего нет)

Закон исключенного третьего – из двух противоречивых друг другу суждений одно истинно, а другое ложно, третьего не дано (А есть либо В, либо не В), требует последовательности в изложении фактов и не допускает противоречий.

Закон достаточного основания – всякая истинная мысль имеет достаточное основание. Достаточным основанием какой-либо мысли может служить любая другая мысль, из которой с необходимостью вытекает истинность данной мысли. Всякое суждение должно быть достаточно обоснованным – достаточно оснований.

4. Особенности ученического исследования

Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированная, исходя из принятых в науке традиций: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные выводы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Условие проектной деятельности – наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципа отбора методик, планирования хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Учебное исследование и научное исследование

Цель учебной исследовательской деятельности – приобретение функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Научное исследование – главная цель получение объективно нового результата.

Главным результатом ИД является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

Главная цель проектирования – реализация проектного замысла (средства: исследование, конструирование, организация)

Главная цель исследования – уяснение сущности явления, истина (средства: проектирование, конструирование, организация).

В исследовательских ученических задачах исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов. В научных задачах присутствует много факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно сложно.

Стандарты представления исследования: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья.

Типы ученических работ:

Проблемно-реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные – творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отсутствует корректная методика исследования.

Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делаются анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенность – неопределенность результата, который могут дать исследования.

Исследовательская деятельность – особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе поискового поведения. Включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы ее осуществления.

Исследовательские способности – индивидуальные способности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности.

Цель: формировать умения представлять результаты проектной деятельности, адекватно оценивать свои достижения.

План урока:

1. Подготовительный этап. Планирование работы. Погружение в проблему.
2. Исследовальская деятельность. Сбор и обработка информации. Решение промежуточных задач.
3. Оценка процесса и результатов работы.
4. Представление готового продукта. Презентация проекта. Оценка процесса и результатов работы.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

1. Зачем люди держат домашних животных?
2. О чем надо задуматься, прежде чем заводить домашнее животное?

3. Самоопределение к деятельности

– узнать разные породы собак,кошек
– научиться правильно ухаживать за своими домашними питомцами
– узнать много интересных историй о животных
– расширить свой словарный запас

Многие домашние животные живут рядом с человеком очень давно – несколько тысяч лет. Люди приручили их в глубокой древности, приручили и сделали своими надежными помощниками и друзьями. Домашние животные дают человеку молоко и яйца. мясо и шерсть, мед, пух и даже шелк. Они перевозят грузы, несут сторожевую службу, помогают пахать землю. путешествовать. Трудно было бы человеку без домашних животных. а может, без них он просто и не смог бы выжить.

Просмотр слайдов о домашних животных

Кто любит собак
Или прочих животных –
Серьезных котов
И котят беззаботных.
Кто может любить
И осла, и козла,
Тот людям вовеки
Не сделает зла.

4. Представление готового продукта

Живут на земле
Существа неземной красоты.
Я думаю,
Ты догадался – это. (коты и кошки)

Песня "Кис-кис мяу"

Кошки принадлежат к числу сильных и необычайно ловких зверей. Все кошки ходят медленно, осторожно и бесшумно. Бегают быстро, хорошо лазают по деревьям. Несмотря на то, что кошки не любят воды, они все же неплохо плавают. Кошки умеют свертывать свое красивое тело. Если погладить кошку, то она сразу же приходит в веселое расположение духа. Кошка нежно привязывается к своему хозяину, ищет его ласк и отличается благодарностью. В характере кошек сочетаются спокойствие, луквство, отвага.

а) Загадки о кошках.
б) Породы кошек.
в) Правила ухода за кошками.
г) Стихи о кошках.
д) Интересная история

Игра "Давай познакомимся"

Мою кошку зовут. (дети передают игрушку и называют кличку)

Что в переводе на русский язык означает название Галапагосские острова? (Черепашьи)

а) Загадки о черепахе.
б) Виды черепах.
в) Правила ухода за черепахами
г) Стихи о черепахах
д) Интересные истории

Игра "Угадай, чей голосок?"

– Ребята, а кто догадается, название какой рыбы звучит так же, как старинное мужское имя? (Карп)

Скороговорка

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

а) Загадки о рыбах.
б) Виды рыб
в) Правила ухода за аквариумными рыбками.
г) Стихи о рыбках.
д) Интересные истории о рыбах и рыбаках.

Игра "Назови ласково"

Кот – котик.
Кошка – кошечка.
Собака – собачка.
Рыба – рыбка, рыбешка.
Лошадь – лошадка.
Петух – петушок.
Корова – коровушка.
Курица – курочка.

Игра "Собери фигуру"

Все ли попугаи умеют летать? (Какапопопугай, разучившийся летать! Крылья у него есть, но мышцы слишком малы для полета.)

а) Загадки о попугаях.
б) Виды попугаев.
в) Правила ухода за попугаями.
г) Стихи о попугаях.
д) Интересная история

Игра "Кто как ест"

Корова – жует
Собака – грызет
Кошка – акает
Попугай – клюет.

Есть разные профессии: геолог, архиолог, врач, юрист. А кто такой кинолог? Чем он занимается?

Стихотворение

Едва мы
Чуть-чуть обогнали мартышку,
К высотам прогресса направив шаги, –
За ними сейчас же
Помчались вприпрыжку
Мордочка, хвост и четыре ноги.
Порою
С пути нам случается сбиться
(Кругом темнота, и не видно ни зги) ,
Но нам не дадут
Насовсем заблудиться –
Мордочка, хвост и четыре ноги.
Пусть в чаще
Свирепые хищники воют –
Тебе не страшны никакие враги.
– Не бойся, мы рядом!–тебя успокоят
Мордочка, хвост и четыре ноги.
А если порою
Тоска тебя гложет
(Бывает такая тоска, хоть беги) ,
Поверь,
Что никто тебе так не поможет,
Как
Мордочка, хвост и четыре ноги.
Маленечко мяса,
Маленечко каши.
(Короче–влезать не придется в долги!)
Матрасик в углу.
И вот они – наши
Мордочка, хвост и четыре ноги.

а) Загадки о собаках
б) Породы собак
в) Правила ухода за собаками
г) Стихи о собаках
д) Интересная история

Когда так говорят?

– Как собака на сене (О человеке, который сам не пользуется и другим не дает)
– Собаку съесть (Быть знатоком в каком-то деле)
– Как кошка с собакой живут (О постоянно ссорящихся людях)

Профессии собак: пастухи, сторожа,пограничники, водолазы, геологи, таможенники. Не так давно собаки овладели профессией газовщика. Они проходят вдоль газовой магистрали, проверяя, нет ли утечки газа. Собак используют для поисков потерпевших аварию самолетов)
Памятники собакам и кошкам.
Человек не остался равнодушным к поступкам животных. В мире насчитывается огромное количество памятников верным друзьям человека.

В последнее время на улицах городов бродит большое количество бездомных собак. Бездомная собака– брошенный друг. Друг, которого предали и довели до отчаяния.

Ах, трудно живется
Без друга-хозяина,
Поэтому все мы
И воем отчаянно.
Но кто нас полюбит,
Кто нас пожалеет–
Об этом ни капельки
Не пожалеет!

– Что делать с бездомными собаками?
Всех бездомных животных человек не может привести к себе домой. Поэтому взрослые построили питомники и ветеринарские лечебницы. Есть ветеринарские аптеки. Так же в нашей стране созданы службы спасения бездомных животных, где за ними ухаживают, лечат, делают прививки.

– Что значит я люблю собаку, кошку. черепаху, попугая? (Я его кормлю, лечу, ухаживаю, вывожу на прогулку и жалею)

Песня "Пропала собака"

5. Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Организация: работа в группах;

Оборудование: раздаточный материал, мультимедийный проектор.

Добрый день ребята и гости, присутствующие на нашем занятии.

У нас сегодня не совсем обычный урок и начать его я хочу словами С.Я. Маршака

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Как вы думаете, не характерно ли это для нас с вами?

(ответы учащихся)

Для того, чтобы мы смогли плодотворно работать, давайте выберем в группах ответственного за принятие решений, придумаем название группы и определимся с каким настроением группа начинает работать.

Красный цвет – переживаем, опасаемся, что не все задания выполним;

Желтый цвет – постараемся работать сплоченно и творчески;

Зеленый цвет – мы дружная команда и у нас все получится.

А все ли у нас получилось так, как требуется в хорошей исследовательской работе? (ответы учеников)

Что должно быть на ваш взгляд в работе? (ответы учеников)

(раздаточный материал) план исследования.

План работы:

Тема исследовательской работы. Как будет называться мое исследование?

Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы?

Цель. Что я хочу исследовать?

Гипотеза исследования. Для чего я хочу провести исследование?

Задачи исследования.

Дата и место проведения моего исследования.

Методика работы. Каким образом я проводил исследование?

Описание работы. Мои результаты исследования.

Выводы. Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить.

Использованная литература.

Сегодня более серьезно поговорим с вами о цели исследования, гипотезе и задачах. В раздаточном материале есть несколько определений цели, задач и гипотезы. Какие на ваш взгляд наиболее подходят для исследовательской работы? (ученики зачитывают определения).

Обычно в исследовательской работе 1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели исследования, а также выбор или отработка его методики;

1/3 времени затрачивается на сбор материала;

не менее 1/3 времени уходит на его обработку, обобщение, написание текста.

Гипотеза — это предварительное предположение (версия), подтверждение (или наоборот) какого-либо факта относительно темы, которое надо доказать. Существует разные виды, формы, уровни, характеры, структуры гипотез. Ведущей характеристикой гипотезы является её проверяемость.

Гипотеза (греч. hypothesis — основание, предположение, от hypó — под, внизу и thésis — положение), то, что лежит в основе, — причина или сущность.

Гипотеза – это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Формулируя гипотезу, исследователь строит предположение о том, каким образом намеревается достичь поставленной цели. В процессе исследования гипотеза корректируется, претерпевает изменения.

Цель – (филос.), есть представление, которое человек стремится осуществить.

Задача - Упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления.

Задача - О чем-нибудь трудновыполнимом, сложном.

Задача - Сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения.

Задача - То, что требует исполнения, разрешения.

Задача — проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь; в более узком смысле задачей также называют саму эту цель, данную в рамках проблемной ситуации, то есть то, что требуется сделать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направление деятельности: социально – педагогическое.

Вид организации дистанционной учебной деятельности: Веб-занятия (видеоконференцсвязи) через Skype, Zoom.

Организация дистанционного метода доставки учебно-методического материала: электронная почта, WhatsApp

Форма учебной деятельности: семинары и коллоквиумы

Метод обучения: беседа, обсуждения, дискуссия.

Задачи:

Закрепить знания обучающихся

Развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности,

Научить их применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Воспитание целеустремленности и настойчивости

Педагог: Андреева Матрена Николаевна

Группа: 1 год обучения (14-15 лет)

Направление деятельности: социально – педагогическое.

Вид организации дистанционной учебной деятельности: Веб-занятия (видеоконференцсвязи) через Skype, Zoom.

Организация дистанционного метода доставки учебно-методического материала: электронная почта, WhatsApp

Форма учебной деятельности: семинары и коллоквиумы

Метод обучения: беседа, обсуждения, дискуссия.

Закрепить знания обучающихся

Развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности,

Научить их применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Воспитание целеустремленности и настойчивости

Структура занятия

Структура
занятия

Ход внеурочного занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационно-мотивационный этап:

Операционно-деятельностный этап:

Формулировка темы и цель

Рефлексивно-оценочный этап:

- Добрый день, ребята.

- Начинаем занятие. Давайте улыбнёмся друг другу, подарим свои улыбки. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что наше занятие пройдёт интересно и увлекательно.

- Ребята, мы с вами выполняли разные проекты. Какие проекты создавали мы вместе с вами?

Молодцы! А сегодня мы с вами остановимся на исследовательский проект

Все открываем учебно-методический материал которую я вам оправляла через эл.почту или через ватсап.

Так как мы все учимся дистанционно и на сегодняшний момент это актуально На примере заданной темы приступаем к рассмотрению и к рассуждению.

Этапы исследовательской работы и проекта

Для правильного выполнения исследовательской работы необходимо соблюдать этапы исследовательской работы учащихся, их порядок при выполнения исследования и написания проекта. Необходимо "разбить" ход выполнения работы на определенные части и временные интервалы.

Этапы выполнения исследовательской работы

І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)

Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать;

Рабята у нас по заданной теме понятно да что мы исследуем плюсы и минусы дистанционного обучения. Какие плюсы вы видите и какие минусы.

Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;

У нас с вами тема есть

Опиши актуальность исследовательской работы,т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;

Как вы думаете почему я вам именно эту тему дала

Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;

Ребята у нас цель формируется от?

Молодцы! От проблемы

5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы; Тут мы исходя из цели работы пишем задачи и к задачам мероприятия

6. Составьте план работы т.е это наши мероприятии что мы будем делать.

ІІ этап. Планирование исследовательской работы

2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;

3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперемента и конечного результата);

4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);

5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)

1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и оборудование для эксперимента, опыта, наблюдения и т.д.

2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую исследовательскую работу, поисковую работу, научно-исследовательскую работу.

3. При использовании лабораторного оборудования, инструментов, при выходе на природу и т.д. соблюдай правила техники безопасности, пожарной безопасности, будь внимателен и осторожен.

1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;

3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

V этап. Отчет и защита исследовательской работы (проекта)

1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:

защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;

2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопроссы.

VІ этап. Оценка процесса и результатов проекта

Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.

Мы сегодня свами с помнили этапы исследовательского проекта. Все поэтапно рассмотрели, дискутировали, обсудили на примере заданной темы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность учащихся в среднем звене заключается в выполнении предметных проектов. Задача основной школы - высокое качество фундаментального образования и формирование научного метода познания.

Этой цели посвящено преподавание всех предметов основной школы.

Направления проектной деятельности:

Проектная деятельность в старшей школе.

Выполнение научно-исследовательских проектов ориентируется на предпрофильную подготовку учащихся. Осуществляется окончательное формирование тем проектов, которые выполняются школьниками в течение учебного года с последующей защитой на научно-практических конференциях и других внешкольных мероприятиях. Цель таких проектов - приобретение опыта самостоятельной (индивидуальной или в группах) исследовательской деятельности по созданию нового продукта на базе приобретенных знаний; проверка правильности профессионального выбора. При подготовке работы ученик должен продемонстрировать не только глубокие знания об объекте или теме исследований, но владение информационными технологиями: использование различных источников информации, в том числе Интернет, применение различных компьютерных программ, подготовку презентации к защите.

Проектная работа может быть выполнена на государственном или одном из иностранных языков. Работа может быть индивидуальной и групповой.

Читайте также: