Конспект земля планета сонячної системи

Обновлено: 05.07.2024

Конспект занятия в подготовительной группе знакомит детей с планетой Земля, её спутником _Луна и другими планетами, их расположением в Солнечной системе, с показом опыта смены дня и ночи, игр и физкультминуткой.

ВложениеРазмер
solntse_zemlya_i_drugie_planety.docx 90.47 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексная непосредственно-образовательная деятельность

Составила и провела

Красильникова А. П.

10 ноября 2014 г.

Комплексная непосредственно-образовательная деятельность

  • познакомить детей с планетой Земля, ее спутником - Луна, другими планетами и с их взаиморасположением в Солнечной системы;
  • сформировать представления о смене дня и ночи;
  • воспитывать желание обогащать свой кругозор и любовь к планете Земля.

Материал: карта или графическая модель Солнечной системы, глобус, настольная лампа, два пластилиновых человечка.

- Дети, послушайте, пожалуйста, загадку:

Мы все обязаны ему –

Оно дарует жизнь всему!

Вы догадались, это … (Солнце)

-Дети, что такое солнце?

(Это раскаленный газовый шар).

-Правильно! Температура на поверхности солнца – 6000 градусов, а внутри солнца – 15 млн. градусов. Еще солнце – это большая, большая, просто огромная звезда, которая находится далеко от нас. Что нам дает солнце? (Солнце нам дает тепло, свет и жизнь).

- А что было бы, если бы не было солнца? (Если бы не было солнца, то на земле всегда была бы ночь. Не росли бы деревья, растения, потому что они не могут расти без света. Жили бы только те животные, птицы и насекомые, которые живут без света. Человек бы строил закрытые города, где было бы только искусственное освещение. Без солнца было бы всем плохо).

- Где мы можем увидеть солнце? И в какую часть суток мы можем видеть его? ( Солнце мы видим на небе в дневное время суток).

- А где же солнце бывает ночью? (Ночью солнце светит на другой стороне планеты).

-Дети, а как называется планета, на которой мы с вами живем? (Планета Земля).

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете,

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит

- Вот наша планета Земля – это огромный – преогромный шар. Для того чтобы представить себе не только форму, но и поверхность Земли ученые изобрели модель нашей планеты – это глобус. Если внимательно посмотреть на него, то мы видим, что преобладают какие цвета? (голубой, коричневый). Значит, наша планета из космоса выглядит, как голубой шар.

-Ребята, задумывались ли вы, почему день сменяется ночью, а потом приходит день? (Ответы детей). Наша планета находиться в постоянном движении, вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца, в результате чего на Земле сменяются части суток и времена года.

Материалы: настольная лампа, глобус с прикрепленной к нему бабочкой, 2 пластилиновых человечка.

Как же происходит смена дня и ночи, почему то светло, то темно?

Ставит пластилиновую фигурку на глобус (там, где находится Москва) и начинает медленно его вращать, а детям предлагает наблюдать за человечком и сообщать, когда наступает в его городе день, а когда ночь.

- Что надо делать человечку – ложиться спать или вставать?

-Давайте поставим человечка в другое место (например, на Африку) – может быть, там не происходит смены дня и ночи?

Воспитатель показывает Россию и Соединенные Штаты Америки.

Когда в России день, то в США – ночь, и наоборот. Ставит одного человечка в России – это Ваня, а другого в США – это Джон. Понаблюдаем за вращением глобуса.

Что делают мальчики?

Вывод: Везде, на Земле день сменяется ночью. Это происходит потому что, планета Земля вращается вокруг себя и поворачивается к Солнцу то одной, то другой стороной. На стороне, освещённой Солнцем, наступает день, а в это же время на другой стороне планеты наступает ночь.

Но, кроме того, что Солнце вращается вокруг своей оси, оно и вращается и вокруг солнца. Полный круг проходит Земля вокруг солнца за 365 дней, а это целый год. В момент вращения земли вокруг солнца и происходит смена времен года (зима, весна, лето, осень). Посмотрим это на нашем опыте.

Мы цепочкой друг за другом, взявшись за руки идем.

(Идут цепочкой, взявшись за руки, правое плечо вперед) .

Повернувшись внутрь круга, медленно кольцо замкнем, вот колечко, то есть круг,

(Останавливаются, образуют круг, взявшись за руки/).

Наши руки, приподнявшись,

(Прямые руки поднимают вверх).

Лучиками стали вдруг.

(Потянуться вверх на носочках).

Мы сомкнулись, повернулись

(Руки опустить, шаг вперед, поворот кругом).

Раз! И солнцем обернулись.

(Руки вверх - потянуться на носочках).

Чтоб нас лучше разглядели, раз – присели, два – присели.

(Руки вперед, приседают два раза).

Вдаль сейчас ракета мчится, прямо к звездной тишине,

(Прямые руки поднимают вверх, соединяя ладони рук над головой, потянуться на носочках).

И звездою обратившись,

(Прямые руки над головой - растопырить пальцы рук)

Ярко светит в темноте.

Можем сделать мы флажок,

(Попеременные движения прямыми руками вверх – вниз перед собой).

(Соединить ладони треугольником перед собой).

Это все легко и просто – сделать может школьник.

(Махнуть правой рукой перед собой)

Блин в окошке виден Тане.

То он в масле, то в сметане

Кто-то край уже отъел

-Луна – это естественный спутник Земли, который вертится вокруг своей сестры Земли. ( Демонстрация вращения Луны вокруг Земли).

На Луне нет атмосферы (воздуха) и нет воды, следовательно, там жизнь невозможна. Луна по размерам меньше Земли и намного меньше Солнца, но не только меньше, но и значительно легче. Например: на Земле прыгнув на 1 метр, на Луне – прыгните на 6 метров; на Земле вы можете поднять груз весом 10 килограммов, на Луне вы можете поднять груз весом 60 килограммов, ваш вес на Луне будет всего лишь 4 килограмма, вместо 20 – 24 килограммов. Поэтому Луна притягивает к себе находящиеся предметы слабее, чем Земля.

Незащищена она от космических камушков, до Земли они не долетают, сгорая в космосе, а до Луны долетают и могут принести вред здоровью находившимся там космонавтам.

Демонстрация макета поверхности Луны. Поверхность Луны покрыта мельчайшим песком, лунной пылью. Предлагают детям сделать пальцем несколько углублений – следы человека и кинуть камешки на песок. Что было бы, если на Луне был ветер? Для ответа предлагается детям провести опыт: подуть на песок через трубочку. Следы исчезают. Но на Луне нет воздуха, а значит, нет ветра. Поэтому следы космонавтов останутся здесь навсегда.

-Дети, а когда можно наблюдать на небе Луну? ( Ночью).

-Какой формы вы видели Луну? (ответы детей)

Даю вам такое задание: Когда сегодня вы пойдете домой из детского сада, а на улице уже будет темно, обратите внимание, какая будет Луна?

Вот уже дорогой света

К планетам Солнечной системы

Да, кроме того, что мы с вами увидели - это Солнце, Землю и Луну, вокруг Солнца вращаются и другие планеты. Их всего 9. Солнце с планетами (их спутниками и кометами) представляет собой большую семью, которая называется Солнечная система. Давайте все вместе скажем Солнечная система. Поэтому космический адрес наш таков: Солнечная система – планета Земля – страна Россия – город Дубна. У Солнца 9 планет. Ближе всех к Солнцу, на Первой кольцевой улице, находиться Меркурий, Одна сторона Меркурия всегда освещена солнцем, а на другой вечная ночь. Здесь очень-очень жарко. Меркурий твердый и каменистый. (Демонстрация иллюстрации). Жизни на этой планете нет.

На Второй улице - Венера - самая яркая из всех видимых планет с Земли. Венера окутана ядовитыми облаками. На этой планете постоянно сверкают молнии и гремят грозы и идут дожди, которые все прожигают насквозь. Там очень жарко. Жизни там нет.

на третьей – Земля, имеющая голубой цвет,

на Четвертой – Марс. Марс легко отличить по цвету, он похож на огонь, на пламя. Марс – это планета, покрытая ярко оранжевым песком.

Дальше от солнца находятся Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун – это большие планеты.

Самая большая из них – Юпитер. Юпитер окружен облаками, ракета не может сесть на эту планету, так как сразу же провалиться.

Сатурн - вторая по величине после Юпитера. Он окружен великолепными кольцами.

Уран - имеет зеленый цвет из-за присутствия в атмосфере газа – метан.

А маленький Плутон, состоящий из камней и льда, живет на самой последней Девятой улице – поэтому и тепла ему достается меньше всего. Это самая маленькая и холодная планета, так как, солнечные лучи не достигают ее.

Эта планета ближе всех к солнцу. На этой планете такая жара, что там оказаться опасно друзья. Одна сторона освещена солнцем, а на другой вечная ночь. Что это за планета? (Меркурий)

А это планета ярко оранжевого цвета. Похожа на огонь, на пламя. Что за планета это? (Марс).

На этой планете постоянно сверкают молнии и гремят грозы. Она окружена ядовитыми облаками? (Венера).

Планета кольцами окружена, и этим от всех отличается она? (Сатурн).

Это самая маленькая планета, дальше всех от солнца. Эту планету холод страшный сковал, теплом ее солнечный луч не достал? (Плутон).

А эта планета гордится собой, поскольку считается самой большой? (Юпитер).

Давайте представим, что Солнце, как мама – курица, а цыплята - планеты Солнечной системы, которые кружат вокруг своей мамы, и всех она любит, согревает. Подойдите к макету Солнечной системы (обруч с 9 веревочками разной длины, на концы которых привязаны шапочки с планетами). Самый быстрый сыночек – Меркурий, самая красивая доченька – Венера, а самая добрая – Земля. Самый драчливый сынок – Марс. Самого большого и толстого зовут – Юпитер. Уран и Нептун отличаются силой и спокойным характером. Сатурн считается весельчаком, и только маленький Плутон всегда плаксивый и мрачный. Демонстрация движения планет.

-Вы сегодня хорошо поработали, и космонавты, которые наблюдали за нами с космоса дарят вам визиточки с вашим космическим адресом: солнечная система – планета Земля – страна Россия – город Дубна, которые не дадут вам потеряться в этом огромном пространстве.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

География 6 класс

Тема урока: Земля — планета Солнечной системы

Цели и задачи:

· Продолжить формирование знаний учащихся о Земле как планете Солнечной системы;

· Сформировать знания учащихся о нашей Галактике Млечный Путь, о влиянии системы “Земля-Луна” на земные процессы;

· Развивать умения учащихся по работе с текстом учебника, справочными материалами;

· Воспитывать понимание того, что Земля - единственная планета, на которой существует жизнь.

Оборудование:

учебник, атлас, тетрадь, компьютер

1. Организационный момент. Повторение. Новая тема.

Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела “Земля - планета Солнечной системы”.

· Посмотрите, какую тему мы будем изучать?

Тема нашего сегодняшнего урока “Земля – планета Солнечной системы”.

Давайте определим, что мы должны узнать сегодня на уроке?

· Кроме того мы выполним практическую работу, где сравним Землю с другими планетами.

2. Активизация знаний учащихся.

У каждого человека есть родной дом, родной город или село, родная страна. А где же живет планета Земля? Какой у нее адрес? Сегодня мы с вами узнаем. В прошлом году мы изучали с вами разные планеты Солнечной системы и многое узнали и о нашей планете.

· Что вы знаете о Земле как планете Солнечной системы?

· Что такое планета?

· Чем отличается планеты от звезд?

3. Объяснение нового материала.

А) Солнечная система.

Вопрос: Почему система, в которой находится планета Земля, называется Солнечной?

Ответ: Солнечная система так названа потому, что в центре этой системы находится звезда под названием Солнце. Она освещает и согревает теплом все планеты, которые вращаются вокруг нее.

1. Планеты Солнечной системы. Слайд 4

До августа 2006 года в составе планет Солнечной системы было девять, но в августе 2006 года Ассамблея Международного астрономического союза исключила Плутон из класса планет и перевела его в класс планет-карликов. Все планеты безостановочно движутся вокруг Солнца. Каждая бежит по своей дорожке-орбите много тысячелетий подряд.

А теперь для того, чтобы запомнить последовательность расположения планет Солнечной системы, предлагаю вам сейчас разучить нехитрую считалочку (разучиваем считалочку хором):

А еще Уран, Нептун.

И недавно был планетою Плутон

Наше Солнце – Чемпион.

Последовательность расположения планет в Солнечной системе записываем в тетрадь.

3. Группы планет. Слайд 7. Планеты делятся на две группы:

1. планеты земной группы - Меркурий, Венеру, Землю, Марс. Все они намного меньше, чем планеты-гиганты.

2. планеты-гиганты - Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

Группы планет записываем в рабочую тетрадь.

Подведение итога урока.

Таким образом, Земля - часть Вселенной и часть Солнечной системы.

Согласно современным представлениям, наше Солнце миллиарды лет назад окружало огромное холодное облако, состоявшее из газов и пыли. Именно из него, с течением большого количества времени сформировались планеты Солнечной системы.

· Найдите, что входит в состав Солнечной системы?

· Что является центром Солнечной системы?

· Какие сведения о Солнце вы знаете?

· Почему Солнце кажется нам маленьким, когда мы смотрим на него?

· Почему именно Солнце освещает планеты, а не другая звезда?

· Почему планеты Солнечной системы удерживаются около Солнца?

· Какое значение имеет Солнце для Земли?

· Перечислите планеты Солнечной системы.

· На какие группы их можно разделить?

· Чем отличается Сатурн от других планет?

· Какие общие черты есть у всех планет?

· Что такое орбита?

Б) Система “Земля-Луна”.

- В практической работе мы указали планеты, у которых отсутствуют спутники, а есть ли спутники у Земли?

- Сколько спутников есть у планеты Земля?

- Как он называется?

Предполагают, что когда-то Луна была самостоятельной планетой, но гигантский метеорит столкнул её со своей орбиты, и она попала в поле притяжения Земли. Луна оказывает огромное влияние на процессы, происходящие на Земле. Шарообразная форма Луны и её большие размеры позволяют рассматривать Землю и Луну как двойную планетную систему с общим центром вращения вблизи земной поверхности. Сила притяжения Луны, и сила, возникающая, при взаимном вращении Земли и Луны приводят к образованию приливов и отливов на Земле, о которых мы будем говорить при изучении гидросферы (показ слайд-шу “приливы и отливы”).

- Какие мы можем заметить изменения, происходящие с Луной, когда наблюдаем за ночным небом?

Давайте узнаем, почему внешний вид Луны изменяется

- Как узнать, глядя на небо фазу Луны?

-Давайте сравним поверхность Луны и Земли

- Почему на Луне нет жизни?

В) Земля - уникальная планета.

Первый космонавт, Юрий Гагарин вернувшись из своего полета, писал так: “Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди! Будем хранить и приумножать эту красоту, а не уничтожать её!”

Нашу планету можно представить в многоцветье красок: она голубая от воды, желтая от песка, зелёная от лесов, но есть главная особенность, которая отличает Землю от других планет.

· В чём заключается главная особенность Земли?

· Какие условия способствовали тому, что именно здесь появилась и развивалась жизнь?

· Посмотрите по своим практическим работам, почему жизнь не могла возникнуть на другой планете?

· Где зародилась жизнь на Земле?

Существует пять гипотез о происхождении жизни, с которыми вы позднее познакомитесь на уроках биологии, но большинство учёных склоняются в пользу того, что жизнь зародилась в Океане и именно отсюда стала распространяться по всей планете.

Благодаря эволюции появляются всё более сложные организмы, растения, которые изменили состав атмосферы, и, наконец, человек.

- Давайте попытаемся сделать общий вывод по пройденному материалу.

Таким образом, Земля-это не только планета Солнечной системы, но и планета жизни.

4. Закрепление.

· Что мы должны были сегодня узнать?

· Что такое Млечный Путь?

· Как система Земля-Луна влияет на земные процессы?

· Выполнили, что задумали?

· Назовите точный космический адрес планеты Земля.

· Что такое Галактика?

· Что такое Солнечная система?

· Какие планеты входят в Солнечную систему?

· Самая большая планета?

· Самая холодная и удалённая планета?

· Почему происходят приливы и отливы?

· В чём заключается уникальность планеты Земля?

· Докажите, что жизнь могла появиться только на Земле.

Проводится первичное тестирование и самопроверка.

Первичное тестирование. Фамилия:_________________________________

1. Скопление звёзд называют:

А) Солнечная система

2. Солнце состоит из газов:

А) кислорода и водорода

В) гелия и кислорода

Б) водорода и гелия

Г) азота и кислорода

3. Земля - является по счёту от Солнца планетой

4. Силы взаимодействия Земли и Луны являются причиной возникновения:

А) землетрясений и цунами,

В) смерчей и торнадо

Б) цунами и наводнений,

Г) приливов и отливов

5. Укажите, какой из перечисленных фактов не может являться условием существования

жизни на Земле:

А) на Земле существует вода

Б) температура на Земле значительно выше температуры других планет

В) Земля имеет атмосферу, пропускающую достаточное количество солнечного света и тепла.

Оценка _____________________________

Проверка результатов.

Всё верно-“5”, 4 верных ответа- “4”, 3 верных ответа “3” и т.д.

- Поднимите руки, кто получил “5”, “4”, “3”, “2”.Теперь вы сами видите, над чем надо поработать дома.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Земля – планета Солнечной системы"

Наверное, каждый когда-то задумывался над тем, почему происходит смена дня и ночи, почему после лета наступает осень, а после осени зима, почему меняется уровень воды в океанах и морях?

Все эти явления зависят от движения Земли. Для того, чтобы понять, как это происходит, рассмотрим характеристику нашей планеты.

Земля – это третья от Солнца планета Солнечной системы, в которую наряду с Солнцем и Землёй входят еще 7 планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, а также их спутники, астероиды, кометы и космическая пыль.

Планетами – соседями Земли являются Венера и Марс. Самая большая планета Солнечной системы – Юпитер. Самой близкой к Солнцу является планета Меркурий, а самой дальней – Нептун. Как и все другие планеты, Земля вращается вокруг Солнца – самой яркой звезды, огненно пылающего шара, центра Солнечной системы.


Наша планета имеет свои размеры. Так, диаметр Земли составляет примерно 13000 км, а радиус около шести тысяч трехсот семидесяти километров. Массу нашей планеты впервые подсчитал доктор Невил Мэкелин из Шотландии в 1774 г. Её масса составляет 5, 976 секстиллиона тонн.

Земля – это магнит, у которого есть магнитное поле. Благодаря его наличию стрелка компаса всегда показывает направление на север, так как линии магнитного поля расположены в направлении север – юг.

Орбита Земли – путь, по которому происходит движение планеты вокруг Солнца. По форме она напоминает окружность. Чтобы пройти расстояние в один оборот Земли вокруг оси, человеку понадобилось бы 25 тысяч лет.


Год – время, за которое Земля совершает полный оборот по орбите вокруг Солнца. Год равен 365 дням 5 часам 48 минутам. А каждый четвертый год называют високосным. Так как каждый год 5 часов не учитывают, и за 4 года год удлиняется ровно на 24 часа. Поэтому длится високосный год 366 дней. Кроме движения вокруг Солнца Земля вращается вокруг своей оси.

Земная ось – условная линия, проходящая через центр Земли.

Полюса – точки, где ось пересекает поверхность планеты. На Земле есть Северный и Южный полюс.

Экватор – линия, которая проходит на равном расстоянии от северного и от южного полюса. Она как бы разделяет нашу планету на северное и южное полушария. Так, такой материк как Евразия находится в северном полушарии, а Австралия – в южном.

Сутки – время, за которое планета совершает полный оборот вокруг своей оси. Сутки – это 24 часа.

Почему же происходит смена пор года, дня и ночи?

Ось Земли не проходит горизонтально плоскости орбиты, а немного наклонена. По этой причине в разное время года Земля поворачивается к Солнцу то северным, то Южным полушарием. Когда Земля обращена к Солнцу северным полушарием, здесь наступает лето. В это же время на противоположной стороне Земли наступает зима. Когда Земля обращена к Солнцу южным полушарием, то в это время здесь наступает лето, тогда как в северном полушарии – зима.


Когда Солнце переходит из Северного полушария в Южное, то в Северном полушарии наступает осень, а в южном – весна. Когда Солнце переходит из Южного полушария в Северное, то в Южном полушарии наступает осень, а в северном – весна. Так и происходит смена времен года.


Смена же дня и ночи происходит из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси. Поэтому в течение суток Солнце освещает разные части планеты. Так, на той части, которая освещена Солнцем – день, в то же время на противоположной, неосвещенной части – ночь.


Почему происходит изменение уровня воды в океанах и морях?

Каждую ночь на небе мы можем видеть луну.

Луна – естественный спутник Земли, который вращается вокруг нашей планеты на расстоянии 384400 километров. Чтобы пройти такое расстояние, человеку потребовалось бы 11 лет. Интересно, что луна всегда повёрнута к Земле только одной стороной, потому что время ее оборота вокруг своей оси и оборота Земли вокруг своей оси практически совпадает. Если присмотреться, можно заметить, что на Луне есть черные пятна. Это кратеры, которые остались на ее поверхности от столкновения Луны с другими космическими телами. Происходит это потому, что у луны нет атмосферы, в которой бы сгорали падающие космические тела.

Луна вызывает на нашей планете приливы и отливы – периодические подъёмы и опускания уровня воды в океанах и морях. Это связано с тем, что Луна и Земля взаимно притягивают друг друга. Притяжение Луны вызывает в океанах волну, которая перемещается вслед за перемещением Луны. Когда волна доходит до берегов, образуются приливы. В это же время на другой части Земли наблюдаются отливы. Так и происходит изменение уровня воды в океанах и морях.


Подведём итоги.

Земля – это третья от Солнца планета Солнечной системы. Она как и все другие планеты вращается вокруг Солнца.

Путь, по которому происходит движение нашей планеты вокруг Солнца, называют – орбитой Земли. Один оборот вокруг Солнца Земля совершает за 365 дней 5 часов и 48 минут или за год. Такое движение нашей планеты обуславливает смену пор года.

Кроме этого наша планета вращается и вокруг своей оси – условной линии, проходящей через центр Земли. Один оборот вокруг своей оси планета совершает за 24 часа или за сутки. Такое движение нашей планеты обуславливает смену дня и ночи.

Земля имеет естественный спутник – Луну, которая вызывает на нашей планете периодические изменения уровня воды в океанах и морях – приливы и отливы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок, был разработан для конкурса "Лучший видеоурок", лауреат 3 степени в районе.

Цель: сформировать представление об уникальности Земли, как части Солнечной системы; выделить отличительные признаки планеты Земля от других планет.

Задачи урока:

Обеспечить усвоение и первичное закрепление новых сведений о Солнечной системе, ее составе; познакомить с планетами земной группы; показать уникальность Земли как единственной планеты, на которой существует жизнь.

Развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта.

Осознание себя как части целостности природы

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: понимание уникальности планеты Земля, как части Солнечной системы.

Универсальные учебные действия:

Личностные: необходимость изучения окружающего мира, осознание целостности мира и себя как неотъемлемой части Солнечной системы

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям Солнечная система, Млечный Путь, Галактика, Вселенная; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: учитывать позиции других людей, уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении

Методы обучения: частично поисковый, проблемный.

Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: урок усвоения нового материала, практикум.

Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование: учебник, атлас, раздаточный материал для практического задания, плакат “Планеты Солнечной системы”, тетрадь-тренажёр, электронный учебник, презентация.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учи­теля

Деятельность учащихся

Познавательная

Регулятивная

Коммуникативная

Осуществляе

мые действия

Формируе­мые УУД

Формируе­мые УУД

Формируемые УУД

1.Мотивация к знаниям.

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок географии?

Давайте определим, что мы должны узнать сегодня на уроке, решим кроссворд

– Вот звездное небо! Что видно на нем?

– Звезды там светят далеким огнем!

– Только ли звезды на небе сияют?

– Нет! Среди звезд там планет

– Как так блуждают? Дороги не знают?

– Нет! Это, кажется, будто блуждают!

Все они – Солнца большая семья.

И под влиянием его притяжения

Вечно творят круговые движенья!

И вместе с ними планета моя –

Та, что зовется планетой "Земля",

Та, на которой живем ты и я!

( Приложение №1)

Формулировка темы и целей урока.

В прошлом году вы изучали разные планеты Солнечной системы и многое узнали и о нашей планете.

Установле­ние причин­но- след­ственных связей Просмотр слайдов, ответы на вопросы

Принятие учебной за­дачи Планирова­ние своих действий в соответствии с поставлен­ной целью

Нахождение общего решения в совместной деятельности Формулирова­ние своего мне­ния.

3. Вве­дение в тему. Постанов­ка цели и задач урока.

. Мы знаем, что Земля - одна из планет Солнечной системы.

Что такое Солнечная система? (при затруднении- определение из электронного учебника)

Солнечная система вместе со всеми звездами образует Галактику (определение на диске).

Наша Галактика носит имя Млечный Путь (рисунок на экране), а скопление разных Галактик

образует Вселенную (показ разных галактик).

Проверка через документ камеру

Умение сформули­ровать тему урока, умение формулировать проблему, цель Анализ, сравнение, установле­ние причин­но- след­ственных связей

Принятие учебной за­дачи Планирова­ние своих действий в соответствии с поставлен­ной целью

Нахождение общего решения в совместной деятельности Формулирова­ние ответа на поставленный вопрос

Таким образом, Земля - часть Вселенной и часть Солнечной системы.

2. Работа с атласом стр. 14-15

Согласно современным представлениям, наше Солнце миллиарды лет назад окружало огромное холодное облако, состоявшее из газов и пыли. Именно из него, с течением большого количества времени сформировались планеты Солнечной системы. (Вопросы (Приложения №2)

Демонстрирует схему на доске - Планеты Солнечной системы.

Акцентирует внимание на то, что по своим особенностям планеты Солнечной системы делятся на 2 группы:

2.планеты земной группы

Анализ, сравнение, установле­ние причин­но- след­ственных связей Ответы на вопросы

Умение слу­шать в со­ответствии с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи.

Выдвижение различных предпо­ложений с использова­нием речевых средств. Понимание возможности различных по­зиций других людей и умение ориентировать­ся на позицию партнёра в общении и вза­имодействии

5. Реше­ние про­блемы в малых группах. Обмен по­лученной информа­цией. Создание способов решения проблемы

Организация бесе­ды для выявления отличи­тельных признаков планеты Земля, создание про­блемной ситуации.

Организация работы групп, разработка формы схемы, таблицы, коррекция результа­тов работы.

Осущест­вление итогового и пошагового контроля по результату. Обмен информацией в группе

Осознанное построение речевого высказывания. Владение эле­ментами ком­муникативной рефлексии.

6.Сравнение полученного результата с эталоном (контроль)

Проверяет полученный результат

Проверка выполнения практической работы и заполнение таблицы всеми учащимися. (с использованием презентации-

Приложение №5)

В практической работе мы указали планеты, у которых отсутствуют спутники, а есть ли спутники у Земли?

- Как он называется?

Полетели на Луну –
Руку в сторону одну.
А вторую вверх подняли,
Словно крылья замахали.
Подскочили высоко –
Вот Луна, недалеко!
Потянулись – вот она
На ладонях вся ЛУНА!

Сравнение выделенных отличительных признаков планеты Земля с эталоном, предложенным учителем Выделение главного. Умение строить рас­суждения в форме связи простых суждений об объ­екте, его строении, свойствах и связях

Внесение необходи­мых кор­ректив в полученный результат. Самосто­ятельное оценивание правильно­сти выполненной работы

8. Включение полученных знаний в систему знаний

Познавательные вопросы различной сложности

Давайте узнаем, почему внешний вид Луны изменяется (учебник, стр.57, и показ слайд-шоу “фазы Луны”)

- Как узнать, глядя на небо фазу Луны?

- Почему на Луне нет жизни?

Проверяет усвоение нового материала в тестовой форме

Т.т. с.34 №1-5 (взаимопроверка через документ камеру)

Проверка результатов.

Всё верно -“5”, 4 верных ответа- “4”, 3 верных ответа “3” и т.д.

- Поднимите руки кто получил “5”, “4”, “3”, “2”. Теперь вы сами видите, над чем надо поработать дома.

Выбор задания посильной трудности. Ответы на вопросы. Анализ, сравнение, установление причинно – следственных связей

Выполнение заданий Различение способа и результата действия

Отве­ты на предложенные вопросы Построение монологического высказывания

Учитель консультирует, помогает

Метод незаконченных предложений

Сегодня на уроке я узнал о…

Мне было интересно, потому что…

Больше всего мне понравилось…

Мои ощущения на уроке…

Этот урок дал мне для жизни…

На уроке я работал активно / пассивно

Своей работой на уроке я доволен / не доволен

Урок для меня показался коротким / длинным
За урок я не устал / устал
Мое настроение стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

Какую оценку я ставлю себе за работу на уроке 2 3 4 5

Самостоятель­ное оценивание результатов своего труда

10. Домашнее задание

Предлагает несколько заданий на выбор

Объясняет д/з §21,

Модель Солнечной системы,

Выбирают задания из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей Адекватно оценивать свои возможности

Приложение № 1.

Я-небесное тело. Представляют собой светящийся массивный газовый шар. Обычно состою из гелия и водорода.(звезда)

Я — твёрдое тело космического происхождения, упавшее на поверхность крупного небесного тела. Большинство имеют вес от нескольких граммов до нескольких килограммов. Крупнейший из найденных — Гоба (вес 60 тонн). Полагают, что в сутки на Землю падает 5–6 т , или 2 тысяч тонн в год.(метеорит)

Я известна с глубокой древности. Небесное тело, которые становятся все ярче и ярче по мере приближения к Солнцу, а также приобретают длинные и тоже очень яркие хвосты, - появлялись довольно редко, а главное - неожиданно. Из-за необычного вида их считали предвестниками несчастий: голода, стихийных бедствий, эпидемий, войны или смерти правителя.(комета)

Я, естественный спутник Земли, среднее расстояние от Земли 384000 км, средний диаметр 3476 км. Я практически лишена атмосферы.(Луна)

В трёхмерном пространстве звёзды, которые мы видим на небесной сфере рядом, могут быть расположены очень далеко друг от друга. С древнейших времён люди видели некоторую систему во взаимном расположении звёзд и группировали их в соответствии с ней в нас.Кто мы? (созвездия)

Приложение № 2.

Назовите небесные тела, входящие в состав Солнечной системы?

Какое небесное тело находится в центре Солнечной системы?

Сколько планет входит в состав Солнечной системы?

Самая ближняя к Солнцу планета?

Самая удаленная планета от Солнца?

Соседи планеты Земля?

Самая большая планета?

Самая маленькая планета?

Какие сведения о Солнце вы знаете?

Почему Солнце кажется нам маленьким, когда мы смотрим на него?

Почему именно Солнце освещает планеты, а не другая звезда?

Какое значение имеет Солнце для Земли?

В чём заключается уникальность планеты Земля?

Чем отличается Сатурн от других планет?

Между какими планетами проходит пояс астероидов?

Какие общие черты есть у всех планет?

Что такое орбита?

На какие группы можно разделить все планеты?

К какой группе планет относится Земля?

Приложение № 3.

Сравнительная характеристика планет солнечной системы.

Масса в массах Земли

Среднее расстояние от Солнца

Период обращения вокруг Солнца

Период вращения вокруг своей оси

Наклон оси к плоскости орбиты

Углекислый газ,азот, водяной пар

Водород, гелий, метан, аммиак

Водород, гелий, метан

Приложение №4

Вопрос

Ответ

1. Самая большая планета. Во сколько раз её масса больше массы Земли?

2. Самая маленькая планета. Во сколько раз её масса меньше массы Земли?

3. Самая холодная планета. Как отличается её температура от температуры Земли?

4. Самая горячая планета. Как отличается её температура от температуры Земли?

5. Самая далекая планета. На каком расстоянии она находится от Земли?

6. У какой планеты скорость движения по орбите:

А) самая большая?

Б) самая маленькая?

7. Ближайшая к Земле планета. На каком расстоянии она находится от Земли?

8. У какой планеты самый большой радиус. На сколько он больше земного радиуса?

9. У какой планеты самая большая скорость вращения вокруг Солнца? Во сколько раз она больше скорости Земли?

10. У какой планеты скорость вращения вокруг своей оси сравнима с земной? (почти одинаковые скорости)

11. Какие планеты имеют близкий к земному угол наклона оси к плоскости орбиты.?

12. У каких планет отсутствуют спутники?

Используя дополнительный (статистический) материал ответьте на вопросы и запишите ответы в таблицу.

Вопрос

Ответ

1. Самая большая планета. Во сколько раз её масса больше массы Земли.

Юпитер . её масса в 318 раз больше земной

2. Самая маленькая планета. Во сколько раз её масса меньше массы Земли

Меркурий, в 17 раз

3. Самая холодная планета. Как отличается её температура от температуры Земли

Нептун, она холоднее Земли на 202 градуса

4. Самая горячая планета. Как отличается её температура от температуры Земли

Венера, она теплее Земли на 452 градуса

5. Самая далекая планета. На каком расстоянии она находится от Земли?

Нептун, она удалена от Земли на 4348,1 млн.км

6. У какой планеты скорость движения по орбите:

А) самая большая

Б) самая маленькая

7. Ближайшая к Земле планета. На каком расстоянии она находится от Земли?

Венера, она находится на расстоянии 41,4 млн.км от Земли

8. У какой планеты самый большой радиус. На сколько он больше земного радиуса.

Юпитер, он больше земного радиуса на 63549 км

9. У какой планеты самая большая скорость вращения вокруг Солнца? Во сколько раз она больше скорости Земли?

Меркурий, его скорость больше земной в 5 раз

10. У какой планеты скорость вращения вокруг своей оси сравнима с земной? (почти одинаковые скорости)

11. Какие планеты имеют близкий к земному угол наклона оси к плоскости орбиты.?

Марс, Сатурн

12. У каких планет отсутствуют спутники

Меркурий, Венера

Предполагают, что когда-то Луна была самостоятельной планетой, но гигантский метеорит столкнул её со своей орбиты и она попала в поле притяжения Земли. Луна оказывает огромное влияние на процессы, происходящие на Земле. Шарообразная форма Луны и её большие размеры позволяют рассматривать Землю и Луну как двойную планетную систему с общим центром вращения вблизи земной поверхности. Сила притяжения Луны, и сила, возникающая при взаимном вращении Земли и Луны приводят к образованию приливов и отливов на Земле.

Почему у Месяца нет платья? (Сербская сказка) Приложение № 6.

Решил Месяц сшить себе платье.

Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел Месяц за платьем. А платье узко и коротко.

- Видно, я ошибся, - говорит портной. И снова сел за работу.

В назначенный срок пришел Месяц за платьем. Опять платье мало.

- Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной. И снова стал кроить и шить.

В третий раз Месяц пришел к портному. Увидел портной: идет по небу круглый Месяц, не Месяц, а целая Луна, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его Месяц, искал, да не нашел.

Так и остался Месяц без платья.

Исаак Ньютон (1643-1727), английский физик, математик и астроном, предположил, что ряд явлений вызваны одной причиной – силами тяготения. Проведя многочисленные расчеты, ученый пришел к выводу, что все тела в природе притягиваются друг к другу.

В. Учебник: с. 44. Рассматривание иллюстрации. Ответы на вопросы.

Презентация на тему: " Сонячна систиема Сонячна система Детальніше про Сонце." — Транскрипт:

4 Детальніше про Сонце

5 Детальніше про Меркурій

6 Детальніше про Венеру

7 Цікаве про Землю

8 Цікаве про Марс

10 Сатурн - найцікавіше про цю планету

11 Детальніше про планету Плутон Цікаві факти про планету Нептун Доповнення про планету Уран

Похожие презентации

Планеты Солнечной системы Меркурий Венера Земля.

Планеты Солнечной системы Меркурий Венера Земля.

Планеты Солнечной системы НАЧАТЬ! подсказка ? дальше Юпитер Как называется это планета?

Планеты Солнечной системы НАЧАТЬ! подсказка ? дальше Юпитер Как называется это планета?

Солнечная система Земля, Солнце и Луна Наша галактика, Млечный Путь.

Солнечная система Земля, Солнце и Луна Наша галактика, Млечный Путь.

Солнечная система Меркурий Венера Земля Марс Юпитер Сатурн Уран Нептун.

Солнечная система Меркурий Венера Земля Марс Юпитер Сатурн Уран Нептун.

Наша Галактика – Млечный Путь. Солнечная система.

Наша Галактика – Млечный Путь. Солнечная система.

Наша Галактика – Млечный Путь. Солнечная система.

Наша Галактика – Млечный Путь. Солнечная система.

Корсунь-Шевченківська ЗОШ 1 Кулик Б.В.. Планети-велетні Меркурій, Венера, Земля, Марс невеликі розміри тверда поверхня Юпітер, Сатурн, Нептун, Уран, Плутон.

Корсунь-Шевченківська ЗОШ 1 Кулик Б.В.. Планети-велетні Меркурій, Венера, Земля, Марс невеликі розміри тверда поверхня Юпітер, Сатурн, Нептун, Уран, Плутон.

Астрономія Сонячна система. Тобі вже відомо, що маса Сонця значно більша за масу небесних тіл, які обертаються навколо нього. Завдяки величезній силі.

Астрономія Сонячна система. Тобі вже відомо, що маса Сонця значно більша за масу небесних тіл, які обертаються навколо нього. Завдяки величезній силі.

Космос 9 планет сонячної системи. Меркурій Перша планета сонячної системи. Її назвали на честь одного з богів римської міфології. Він був покровителем.

Космос 9 планет сонячної системи. Меркурій Перша планета сонячної системи. Її назвали на честь одного з богів римської міфології. Він був покровителем.

Содержание Меркурий Венера Земля Марс Юпитер Сатурн Уран Нептун Плутон.

Содержание Меркурий Венера Земля Марс Юпитер Сатурн Уран Нептун Плутон.

Земля – наш космічний дім Планети Сонячної системи.

Земля – наш космічний дім Планети Сонячної системи.

СОНЯЧНА СИСТЕМА. Вечірнє небо Ранок Зірки у космосі.

СОНЯЧНА СИСТЕМА. Вечірнє небо Ранок Зірки у космосі.

Лунный звездочет На Луне жил звездочет Он планетам вел подсчет.

Лунный звездочет На Луне жил звездочет Он планетам вел подсчет.

СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА Научные чтения Работу выполнила ученица 3 В класса МОУ лицея 15 г. Ставрополя Гринько Александра.

СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА Научные чтения Работу выполнила ученица 3 В класса МОУ лицея 15 г. Ставрополя Гринько Александра.

Читайте также: