Конспект заседания методического объединения учителей начальных классов

Обновлено: 04.07.2024

Заседание ШМО учителей начальных классов представлено в форме деловой игры: рассматривается вопрос необходимости создания "портфолио" учащихся начальных классов.

Оценить 3382 0

«Учитель, пред именем твоим позволь смиренно

Вопрос: когда появится Поэт, который о

сегодняшнем учителе, скажет что-то подобное?

Ответ: прежде чем появится Поэт, должен

появиться Учитель, который воспитает Поэта

который о нём скажет подобное…

В этом учебном году наше методическое объединение работает над использованием технологий личностно-ориентированного подхода для улучшения качества формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся. В течение этого года мы систематически изучали особенности учащихся для обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании. По мере возможности дифференцировали объём и сложность не только домашних заданий, но и материалы урока, работали не только на сильного и среднего ученика, но в равной степени и на слабого. За оставшееся время учебного года нам необходимо продолжить начатую работу.

В программе модернизации образования наименьшие разногласия в педагогическом обществе вызвала идея профильного обучения, предполагавшая разгрузку старшеклассников и индивидуализацию обучения. Преимущества и недостатки такого подхода активно обсуждаются все последние годы. Попробуем и мы порассуждать на эту тему.

Что же такое профиль?

Если определить, таким образом, профильное образование, то какие могут возникнуть вопросы? Как вы думаете какие?

Как может учитель начальных классов помочь ребёнку выбрать свой профиль?

В каком возрасте дети готовы определить свои истинные интересы и склонности?

Какие профессии будут востребованы в будущем?

Каковы предметы, важные для овладения той или иной профессией?

Как развивать учебно-познавательные мотивы младших школьников?

С одной стороны хорошо, когда склонности и интересы ребёнка ярко выражены уже в младшем возрасте, с другой стороны психологи приводят неумолимую статистику…

По данным центра социально-профессионального определения, 75% старшеклассников испытывают серьёзные затруднения в принятии решения о выборе пути продолжения образования и трудоустройстве. Из них 23% профиль дальнейшего обучения выбирают за компанию со своими сверстниками; 18% - под влиянием таких факторов: где-то слышал, рассказали учителя, родители. При этом 22% вообще не задумывались о своём профессиональном будущем. То есть далеко не все к 15-16 годам знают наверняка, кем они хотят быть в будущем, а выбор профиля происходит случайно. После окончания школы выпускник может осознать ошибочность первоначального выбора, а поступить в вуз другого профиля ему будут сложно.

На некоторые из заданных вопросов мы постараемся ответить на сегодняшнем заседании.

Деловая игра.

У вас на столах лежат листы с тремя различными трактовками. Ознакомьтесь с ними и постарайтесь определить, какая из них, соответствует начальной школе.

Вот эти три трактовки.

Во-первых, так называют папку или портфель для хранения разрозненных бумаг, документов, рисунков;

Во-вторых, это слово употребляется для обозначения сферы полномочий и обязанностей высокопоставленного должностного лица;

В-третьих, это перечень поручительств и рекомендаций относительно конкретного человека в подтверждение присущих ему достоинств.

Исходя из этого, можно выделить три основные цели такой формы работы. Давайте порассуждаем какие.

2.Создание места для накопления способов и средств действия

Вывод экспертной группы. Таким образом, общая цель такой работы в начальной школе есть выращивание опыта детей по работе со своими материалами, их систематизации, планированию учебной деятельности, её анализу и оценке, формам презентации своих достижений.

Идёт работа в группах.

Вывод делает экспертная группа. Примерные рубрики:

Я и мой класс (рассказы о себе, семье, о событиях в классе и достижениях класса, фотографии, правила класса);

Инструменты и полигон их испытаний (все средства и способы действий, которые изобрели первоклассники в учебном году проверочные работы);

Мои достижения в этом учебном году (детские творческие работы, лучшие письменные работы, награды, дипломы, грамоты);

Взрослые обо мне (в этом разделе размещаются разные оценки педагогов, не только школы, родителей и т.д.).

В последующие годы обучения разделы могут меняться. Например:

Либо немногим отличающиеся следующие рубрики:

-познакомьтесь со мною;

-моя семья (трудовые традиции семьи);

-мои любимые школьные предметы;

-общественная жизнь (поручения, обязанности, ученика в классе, благодарности, поощрения);

-мир моих увлечений;

-мои достижения (грамоты, благодарности, дипломы, сертификаты…);

-работы, которыми я горжусь.

Для сегодняшнего заседания я попросила вас собрать материал о достижениях одного из учеников вашего класса. Давайте посмотрим, что из этого получилось.

Работа в парах.

Вывод делает экспертная группа.

1. Не удивляйтесь, если ваш ребёнок непоследователен: девочка после полёта на самолёте хочет быть стюардессой, после посещения цирка – дрессировщицей. Принимайте откровения детей с одобрением и советуйте детям воспользоваться книгами, чтобы больше узнать об этих профессиях.

2.Приглашайте для бесед о профессии только увлечённых людей.

3.Пытайтесь подчеркнуть, что при овладении каждой профессией нужны все школьные предметы, хотя в разной степени.

4.Отличайте профилирование от профориентирования. Профориентации в начальных и средних классах не может быть!

5. Наравне с получением знаний ребятами о профессии, хорошо бы пробуждать их чувства – рассказывать о романтике профессии, об эмоциональном переживаниях. Появится любознательность, а следовательно совместными усилиями мы направим вашего ребёнка в нужное русло.

ВложениеРазмер
otkrytoe_zasedanie_mo.rar 209.37 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании МО учителей начальных классов "Новые информационные технологии и стандарт второго поколения"

Выступление содержит сведения об изменениях и поправках, внесённых в проект стандартов второго поколения в сравнении со стандартами первого поколения. С выступлении указывается на основные задачи испо.


План заседания ММО учителей начальных классов

Заседание ММО учителей начальных классов проходило в форме деловой игры: это было обусловлено тем, что заседание проводилось в августе, когда было важно создать определенный настрой учителей на новый .


Заседание ММО учителей начальных классов.

Презентация к заседанию ММО учителей начальных классов.



Выступление на заседании МО учителей начальных классов на тему: "Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах"

Выступление на заседании МО учителей начальных классов.

ПРОТОКОЛ №2 заседания ГМО учителей начальных классов среди параллели 1-х классов


Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель нашего заседания такая: способствовать внедрению ИКТ технологий в образовательный процесс.

повышать уровень профессиональной компетентности преподавателей;

показать элементы применения ИКТ на уроках в начальной школе;

Вопросы для обсуждения:

1. Использование электронных средств обучения в целях интенсификации образовательного процесса. Использование компьютерных технологий в образовательном процессе (См….ва Г.В.)

2.Формы использования информационных технологий и Интернет-технологий в процессе изучения учебных предметов (Гор…..ва О.А. и Ел…..ва И.А.)

3. Анализ посещения уроков в 4 классе учителями среднего звена по проблеме преемственности.

1. Психологический настрой (“Все в твоих руках”)Руководитель ШМО Пустовалова Г.В.

2. Вхождение в тему (метод “Ассоциации”)

3. Теоретический ввод:

освещение проблемы в нормативно-правовых документах (Концепция модернизации российского образования, ФГОС);

4. Выступления учителей

5. Анализ взаимопосещения уроков в 4 классе учителями 5 класса и обсуждение вопроса преемственности

6. Рефлексия (“Все в твоих руках”).

1. Психологический настрой “Все в твоих руках”

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность формировать личность:

любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;

умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;

уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;

доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;

готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

2. Вхождение в тему (метод “Ассоциации”)

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите “информационные технологии” ?

3.Теоретический ввод

Информационные технологии — это класс областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработкой огромного потока информации с применением вычислительной техники.

Какова же актуальность выбранной нами темы?

Информатизация процесса образования предусмотрена в Концепции модернизации российского образования как приоритетное направление развития. Применение информационно-коммуникативных технологий в работе учителя начальных классов является необходимостью. Ведь новые стандарты предъявляют требования не только к качеству образования, но и к условиям, которые необходимо создавать в школе, к техническому оснащению кабинетов, подготовке учительских кадров к работе в новых условиях. Поэтому учителю необходимо быть готовым к работе с новой техникой, пришедшей в школу по федеральным программам, владеть новыми технологиями преподавания своего предмета, повышать свою ИКТ компетентность. Владение информационными технологиями в современном мире стоит в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, который владеет технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, может иначе подойти к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

К нашему большому сожалению в современной школе есть множество проблем.

Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:

перегрузка однообразным учебным материалом;

несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;

ограниченные возможности для творческого самоуправления.

Современные ФГОСы нацеливают учителя на формирование у школьников базовых компетентностей, без которых невозможно расти, развиваться и быть успешным в стремительно меняющемся мире.

4.С……ва.Г.В. «Использование электронных средств обучения в целях интенсификации образовательного процесса. Использование компьютерных технологий в образовательном процессе.

Е……..ва И.А. (из опыта работы)

Рекомендации в помощь учителю: сайты для работы (слайды)

Вывод: за использованием информационных технологий будущее. Работать по-новому непросто, но это верный путь в будущее школьного образования, этому надо учиться и творчески использовать новые знания в своей работе.

5. О вопросе преемственности между начальной школой и средним звеном.

Не за горами та пора, когда закончится учебный год. Учащиеся 4 класса начальной школы с радостью и гордостью пойдут на каникулы. Они стали взрослыми, переходят в среднюю школу. Подумать только уже большие. Что ждет их в новом учебном году? Каждый думает только о хорошем. Дети рады, полны решимости свернуть горы, их не пугают трудности, они готовы их преодолевать. А год за годом происходит то, что не вполне оправдывает детские ожидания. Проблема преемственности между начальной школой и средним звеном долгое время тревожит и учителей, и родителей.

Выступления учителя Р……..ой И.В.(прилагается)

(клип о растущем цветке)

Всем известно, что о человеке судят по его делам; думается, об учителе судят по его ученикам. Ученики – зеркало учителя. Именно в учениках можно увидеть проявление искренности и благородства, глубину и тонкость чувств учителя.

- Я буду рассказывать о цветке, а вы показывать позами и движениями как он рос.

1. Тёплый луч солнца упал на землю и согрел в ней семечко (сесть на корточки, голову и руки опустить)

2. Из семечка проклюнулся росток (медленно поднять голову, выпрямить корпус, поднять руки вверх)

3. Из ростка вырос прекрасный цветок (встать, голову слегка отклонить назад)

Принимая во внимание актуальность обсуждённых вопросов для современной школы, требования ФГОСов, необходимость качественного обучения на данном этапе с целью подготовки учеников к жизни предлагаю принять такое

Каждому учителю продолжить работу по овладению навыками работы с ИКТ и использованию новых технологий на уроках и во внеурочное время.

Регулярно проводить уроки с использованием всех доступных ИКТ.

Продолжить постоянный обмен опытом через личные сайты, ссылки на публикации на учительских сайтах в сети Интернет, консультации на методических объединениях, педагогических советах.

7. Рефлексия (“Все в твоих руках”)

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Эпиграф: Повсюду ценность школы равняется ценности её учителя.
А. Дистверг

Сегодняшнее заседание кустового методического объединения учителей начальных классов мы проводим в форме методического калейдоскопа.

Кто из нас в детстве не любил разглядывать сказочные узоры в калейдоскопе, надеюсь, что наш узор, сложенный из методических находок и опыта наших учителей будет не только красивым, но и полезным.

Цель сегодняшней работы: поделиться опытом использования педагогами современных технологий, активных форм и методов обучения и воспитания для повышения качества и эффективности образовательного процесса. Для реализации заявленной цели поставлены следующие задачи:

повышение творческой активности педагогов и качества проведения учебных и внеурочных занятий на основе применения современных образовательных технологий;

выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей, демонстрация методических приемов и форм организации педагогического процесса, обеспечивающих повышение мотивации и познавательного интереса обучающихся.

Обратите внимание на наше одинокое дерево. Я попрошу вас взять листочек такого цвета, который соответствует вашему настроению сейчас и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Тех, кто выбрал зеленый лист, хотят быть успешными на сегодняшнем заседании.

Те, кто выбрал красный , — желают общаться.

Желтый — планируют быть активными.

Выбравшие синие — будут настойчивы, будут активно отстаивать свою точку зрения.

Красота нашего дерева позволяет сделать вывод, что все коллеги в прекрасном настроении, настроены на работу.

Организация работы.

Анализ открытых мероприятий

Анализ вводных контрольных работ.

Обмен опытом (ярмарка педагогических идей, находок и т.п.) – это самый объемный вопрос, здесь запланировано шесть выступлений.

После обсуждения каждого вопроса, лепестки с вашей помощью раскрасятся и наш цветок оживет. Давайте начнем работу.

Анализ открытого урока, открытого внеклассного занятия.

Прошу коллег, побывавших на открытом уроке в 3 классе высказать свое мнение, свое впечатление.

Внеклассное время учащихся, как и урок, должно быть наполнено содержанием, интересным и увлекательным. Наш ученик - это не только школьник, но и, прежде всего, человек с многогранными интересами, запросами, стремлениями.

Каким он будет, когда вырастет?

Это не праздный вопрос - это вопрос жизни. Воспитать гражданина целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого - это долг каждого учителя-воспитателя.

Решать эту задачу помогает хорошо продуманная система работы с ребятами во внеклассное время. Эта работа имеет разнообразные формы: классные часы, праздники, поэтические чтения, интеллектуальные бои, предметные гостиные, КВН, викторины, дискуссии, разговоры по душам, конкурсы, часы пик, сценические картинки ,экскурсии, брейн-ринги и др.

Спасибо, коллеги, за ваше мнение, а теперь обратимся к лепесткам нашего цветка. У вас на столах лежат разноцветные квадратики. Прошу тех, кто был на уроке взять _________ квадратики, а кто на классном часе квадратики _________________ цвета. Нарисуйте на этом квадратике смайлик, который соответствует вашему впечатлению от урока и кл.часа. Прикрепите квадратики на соответствующих лепестках цветка. Спасибо.

Подведем итог первого вопроса:

Анализ вводных контрольных работ.

Я прошу участников заседания взять квадраты ___________ цвета и оценить эффективность, грамотность рассмотренного вопроса (на сколько полно, подробно, понятно проанализированы результаты работы), прошу прикрепить ваши смайлики на следующий лепесток нашего цветка.

Обмен опытом (ярмарка педагогических идей, находок и т.п).

Замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание уникального продукта (устройства, работы, услуги).

Проектная деятельность побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, сказывается на качестве образовательного процесса и подталкивает к активному взаимодействию учитель-ребенок – родители - организации социальных партнеров. Проектная деятельность формирует у школьников умение планировать, формирует самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной активности.

Если есть карандаши

И листок бумаги,

То рисую от души

Синие и красные -

В общем, очень разные.

Что же я нарисовал?

Не слона, не самосвал,

Не собаку, не кота,

Это просто КРАСОТА!

Достижения цивилизации, к сожалению, приводят не только к гиподинамии, но и к утрате некоторых умственных качеств. Это в полной мере и относится к способности считать в уме. Когда под рукой калькулятор, зачем напрягать мозги!? Вот многие и не напрягают. И дети, и взрослые сейчас в умственном счете беспомощны.

Подведение итогов совещания.

Планирование работы по устранению пробелов в знаниях

Работа над ошибками проводится после каждой письменной работы, повторный зачет — после неудовлетворительной отметки.

Осуществляется строгий контроль за тем, чтобы каждый ученик выполнил все контрольные и зачетные работы (даже если пропустил).

Меры профилактики

Трудно лечить болезнь, лучше ее не допустить. Ошибки — тоже своего рода недуг. Свести их к минимуму способствуют следующие профилактические меры.

Тексты письменных заданий должны быть удобными для восприятия: грамотно сформулированными, хорошо читаемыми.

Регулярный разбор типичных ошибок.

При объяснении нового материала предугадать ошибку и подобрать систему заданий на отработку правильного усвоения понятия. Акцентировать внимание на каждом элементе формулы, выполнение разнотипных заданий позволит свести ошибочность к минимуму.

Подбор заданий, вызывающих интерес, формирующих устойчивое внимание.

Прочному усвоению (а значит, отсутствию ошибок) способствуют правила, удобные для запоминания, четкие алгоритмы, следуя которым заведомо придешь к намеченной цели.

Использовать опыт учителей в своей работе. Конспект сегодняшнего заседания и выступления учителей разместить на сайте школы и сайтах учителей.

Ваше мнение о сегодняшнем мероприятии мы узнаем из ваших телеграмм. Посмотрите на наш прекрасный цветок. Давайте выберем для него серединку (выбираем коллективно смайлик).

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Школу делает школой учитель. Учителя разные - они вырастают из учеников. Художник учится смешивать краски и наносить их на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель и смешивает краски и разучивает этюды, и осваивает приемы. Учитель - мастер. Виртуоз. Как по нотам играет он свой урок. И только другой учитель знает, сколько труда ушло на такой урок.

Виды универсальных учебных действий:

Познавательные УУД формируются, когда:

В 1 классе наиболее результативные формы работы – это дидактические игры, игровые приёмы и игровые ситуации.

Метод "Автобусная остановка" (применяю немного не в той интерпретации) - привлекаю внимание детей.

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках окр. мира и уроках гражданственности ведётся в следующих направлениях: работа с картой, с дополнительной литературой.

Регулятивные УУД формируются, когда:

‐ учитель учит конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой-либо задачи.

Таким образом, целеполагание, планирование, освоение способов действия, освоение алгоритмов, оценивание собственной деятельности являются основными составляющими регулятивных УУД, которые становятся базой для учебной деятельности.

Очень важным является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как "Дерево ожиданий", "Поляна снежинок", "Фруктовый сад", "Осенний сад" позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе. Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

Каждый день 1-ый урок мы начинаем с психологического настроя:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушать как? Внимательно.

Работать как? Старательно.

3. Помощник учителя

4.Учебные проекты способствуют формированию как регулятивных, так и познавательных действий.

При всей значимости и важности содержания уроков письма, дети частенько относят его к наиболее утомительным и скучным. Чтобы переломить это стойкое убеждение, обращаюсь к необычным и ярким урокам. Урок - путешествие, урок-игра. Во время отдыха от письма подбираю интересные развивающие устные задания. Это могут быть весёлые стихи, лингвистические сказки, различные словесные игры.

Этап рефлексия: Шкала успеха -

∆ - я мог (- ла) работать и лучше;

≈ - Я сегодня плохо работал (- а);

○ – Я очень старался (ась), но у меня не все получилось;


! - Сегодня я работал (- а) в полную силу. У меня все получилось.

- Определи свою деятельность по шкале успеха. Нарисуй в книжке-малышке выбранный символ.

- "Незаконченное предложение"

- "Сундучок знаний"

Коммуникативные УУД формируются, когда:

‐ ученик учится отвечать на вопросы;

‐ ученик учится задавать вопросы;

‐ ученик учится вести диалог;

‐ ученик учится пересказывать сюжет;

- У нас в гостях животные - представители семейства рыбы, насекомые, звери и птицы (ученики класса держат рисунки). Они отвечает на вопросы журналистов (ученики класса).

- Чем ты питаешься? и т.д.

Личностные УУД формируются, когда:

Например, изучение математики способствует формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

В начале учебного года работали над восприятием четверостишья:

Есть у меня шестерка слуг, проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг, - все знаю я от них.

Они по знаку моему являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где. (Редьярд Киплинг)

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. А иногда и наоборот - привести детей в спокойное состояние. Всегда сама принимаю участие в упражнениях, и заметила, что это помогает неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать. (Любая психогимнастика)

Сегодня учащийся сам должен стать «архитектором и строителем образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы УУД.

В конце выступления хочется пожелать:

Несите с достоинством данный вам крест,
Верьте в себя, как бы ни было худо.
Вы, знаете?! В жизни так много чудес,
И вы есть то самое светлое чудо!

Читайте также: