Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве 3 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Для справки:

Синквейн - один из основных творческих приемов работы с информацией после чтения, позволяющий систематизировать и закрепить полученные знания. Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.

первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

Портрет сказочного героя
Яркий, декоративный
Рисовали, фантазировали, воображали
Портрет передает настроение героя
Жанр

Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Красиво садитесь, спинки ровненькие, выпрямитесь! Молодцы!
Объяснение новой темы.
- Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со стихотворения Юрия Энтина. Послушайте, пожалуйста, внимательно (стихотворение появляется на слайде 1):




- Молодцы! Я вижу, вы справились с заданием! А теперь посмотрите на экран (слайд 2, стихотворение о портрете А. Кушнер). Давайте прочтем стихотворение Александра Кушнера:








- Давайте посмотрим, как сказочных героев изображали художники-иллюстраторы. Перед нами иллюстрации художницы Ирины Петелиной (слайд 3). Ребята для анализа иллюстраций художников мы с вами будем отвечать на некоторые вопросы.
Работа с анализом иллюстраций







3. Прорисовка лица и других мелких деталей, например, узоров на одежде.
4. Фон – это может быть однотонный фон или изобразить в какой среде на тот момент находится герой, например, город, внутри избы, полянка и др.



1 остановка-зодчество- Наша страна имеет богатые природные ресурсы и одним из таких богатств, является лес, поэтому с древности Русь славилась мастерами, которые строили красивые деревянные дома. Это искусство называется зодчество. Объяснение учителем значение слова зодчество.

- Зодчество – это искусство строить, а так как мы говорим о деревянном зодчестве, значит, речь идет об искусстве строить из дерева. А искусством оно является, потому что построенные бревенчатые дома удивляют нас великолепием украшений, применением декоративной резьбы и росписи. Ну а раз наша остановка называется Зодчество, то о чем пойдет речь? (о сказочных строениях)

- Давайте вспомним основные части домика: сруб - брёвна

кровля - крыша

красное -центральное окно

наличники, ставни;

- Какие из этих частей можно украсить узором или резьбой?

- Презентация с изображением домов с резными узорами.



- Какие узоры используют обычно для этих целей? (орнамент)

2 остановка-орнамент.-

Что такое орнамент?

Орна́мент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель.

- А теперь отправляемся дальше.

3 остановка- Физ минутка.

Бабочка-красавица

Всем нам очень нравится!

Раз – росинкою умылась,

2 – к цветочку наклонилась,

3 – почистила сапожки,

4, 5 – махнула мошке,

6 – лапками подрыгала,

7 – быстренько попрыгала,

8 – платьице расправила,

9 – прическу поправила,

10 – полетела.

4 остановка - Итак, мы с вами остановились на остановке Художественная архитектура. Давайте сначала разберемся, что такое художественная архитектура?

- Как можно изобразить? (слепить, нарисовать, вырезать и т.д.)

- А как вы понимаете слово архитектура? (архитектура – это искусство проектировать и строить здания)

Показ слайдов современных домов.

И я вам предлагаю сегодня сконструировать и изобразить домик для сказочного героя. А для каких героев вы будите рисовать свои домики?

(анализ сказочных героев и устное рисование домика).

- А теперь мы с вами приступаем к Изобразительной деятельности.

- Для начала давайте составим план работы:

определить формат листа вертикальный или горизонтальный;

лёгкими линиями намечаются сруб, кровля, красное окно, окно светёлки, наличники;

роспись избушки узорами.

На доске поэтапная работа на заранее приготовленной бумаге. Это моя избушка для моего героя.А вы будете рисовать для своих любимых героев из сказки.


Ученики повторяет этапы работы.

- И прежде чем начать работать, давайте еще раз прогуляемся по нашим сказочным тропинкам, вспомним всё, о чём мы с вами говорили и потом только приступим к рисованию.

Указания к началу работы.

Рекомендация (напомнить о правилах расположения листа бумаги, о размере рисунка в листе);

Работа с образцами (показать красивые сочетания цветов, напомнить о приёмах рисования простых геометрических узоров и узоров из растительных элементов).

Из каких фигур состоит дом (треугольник,квадрат,прямоугольник)

Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности.

После того как дети изобразили домик в карандаше. Подводим итоги.

III. Заключительная часть

Подведение итогов урока.

Чему научились на уроке?

Анализ работ:

1.На экране рисунки домиков, предназначенных для разных героев сказок.

2.Отметить роль узора, цвета, силуэта постройки в создании сказочного образа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Изобразительное искусство

учитель начальных классов

Минакова Ольга Викторовна

Цели : ознакомить с произведениями изобразительного искусства; развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к декоративно-оформительской графике.

Оборудование: мультимедийный проектор

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся .

2. Проверка готовности к уроку.

II. Постановка темы урока.

– Сегодня у нас необычный урок – мы не будем рисовать. Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочный мир, созданный известными русскими художниками.

III. Актуализация знаний учащихся.

 Вы все любите сказки, а почему?

Сказки тесно связаны с национальными преданиями, поэтому зачастую творческие люди заимствуют сказочные сюжеты при создании своих произведений. Историческое наследие наших предков – народное творчество – называется фольклором .

IV. Вводная беседа.

Слово учител я. Образы, рожденные поэтическим творчеством народа, заняли большое место в произведениях многих выдающихся представителей русской литературы и искусства XIX века, например в поэзии А. С. Пушкина, его сказки.

Чрезвычайно велик был интерес к народному искусству крупнейших художников прошлого столетия. Результаты их творческих усилий оказались столь значительны, что и по сей день в нашем сознании фольклорная тема связывается с творчеством целого ряда художников того времени: живописцев Виктора Михайловича Васнецова, графика Ивана Яковлевича Билибина и многих других.

V. Анализ творчества В. М. Васнецова.

Виктор Михайлович Васнецов (Слайд 2) (1848–1926) родился в семье священника, страстного любителя природы. Отец с детства привил своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию, чувство восхищения красотой родной природы. Родина Васнецова до сих пор славится своими сказочниками, мастерами народного изобразительного творчества.

Мир васнецовской фантазии его современниками был принят далеко не сразу. Многие забывали, что он рисовал сказочный сюжет, и ругали за несоответствие его жизни.

Художнику удалось создать действительно яркий былинный образ народной богатырской силы, способной защитить родную землю от любого врага.

Полон спокойной мощи крестьянский сын Илья Муромец, воплощающий в себе силу народную; зорко всматривается он вдаль из-под руки, на которой легко висит огромная палица. Под стать ему и могучий черный конь, как вкопанный стоит он под своим мощным седоком.

Добрыня Никитич – воплощение силы духа народа. Его правая рука уже вынимает меч из ножен, он весь подобрался, готовый к битве. И конь под ним такой же чуткий, готовый повиноваться воле мудрого наездника.

Задумался о чем-то Алеша Попович, один из самых хитроумных, ловких и любимых народом героев. Он слегка ослабил повод, и конь под ним наклонил голову к высокой степной траве. Но уверенно снимает лук богатырская рука Алеши Поповича, и стрела у него всегда наготове.

К лирической линии творчества В. М. Васнецова относятся картины на сюжеты русских сказок. Нужно заметить, что обращение с сюжетом у Васнецова было очень вольное, ему важнее всего был поэтический дух, нежели прямое следование литературному первоисточнику или фольклорной традиции.

Извечная мечта народа о покорении сил природы, об овладении ее богатейшими дарами, о завоевании для себя земного счастья нашла отражение в этом произведении.

Прекрасны царевна-золото и царевна-драгоценные камни. Надменно сторонятся они своей скромной сестрицы, одетой в черное платье, но не она ли, олицетворяющая собою уголь, полная таинственного очарования, есть подлинное богатство земли?

Мифология, народное творчество явились главным источником познания народных стремлений.

Высоко над землею, словно чудесная гигантская птица, парит ковер-самолет. Как могучие крылья в плавном размахе, взметнулись его края. Далеко внизу необъятной ширью лежит земля, окутанная предрассветной дымкой тумана.

Впечатление сказочности, необычности усиливается освещением. Яркое сияние клетки с жар-птицей и далекий еще, только наступающий рассвет придают природе таинственное очарование.

В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером Волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.

Известно, что В. М. Васнецов с удовольствием взялся за эту работу. Его радовала встреча с поэтическим вымыслом, с мотивами русского фольклора. Он с вдохновением писал декоративные задники – опушку леса, голубую, залитую лунным светом снежную равнину с деревушкой вдали.

Особенно поразил всех дворец царя Берендея, поистине сказочный, весь разукрашенный, живо напоминающий игрушки богородских резчиков и древнерусские терема.

В костюмах Васнецов также стремился соединить достоверность и фантазию. Для этого он использовал мотивы русской народной одежды.
А в оперном спектакле были использованы подлинные костюмы крестьян Тульской губернии.

В этом смысле характерны опыты В. М. Васнецова в области архитектуры: сооружение по его рисункам избушки на курьих ножках в Абрамцеве, его участие в работе по созданию абрамцевской церкви, облик которой был выдержан в стиле новгородской архитектуры XII века ( Слайд 10). Но, пожалуй, самым значительным архитектурным детищем В. М. Васнецова стал фасад Третьяковской галереи, исполненный по его проекту в 1900–1901 годах ( Слайд 11). Кирпично-красные стены, белокаменные украшения, яркий майоликовый фриз, высокие теремные крыши, парадное трехчастное крыльцо с резными дубовыми дверями и, наконец, рельеф с изображением святого Георгия на коне, побеждающего дракона (старый герб Москвы), – все это придает зданию галереи очень нарядный облик, вызывает в памяти красочные образы московской архитектуры XVII века.

VI. Анализ творчества И. Я. Билибина.

Иван Билибин родился 4 августа (16 августа) 1876 года, в Тарховке, близ Петербурга. Выходец из старинного купеческого рода.

Сын военно-морского врача, потомок древнего рода, И. Я. Билибин предполагал стать юристом и закончил полный курс юридического факультета Петербургского университета (1896-1900).( Слайд 12)

Сказку или быль он изобразил? Немногих деталей оказалось достаточно, чтобы обычное сделать сказочным. Здесь нет резкой грани между сказкой, народным искусством и действительным обликом исконного края, а потому пейзаж напоминает реальный северный вид.

На увлечение Севером во многом повлияла выставка работ В. Васнецова 1899 года, проходившая в Санкт-Петербурге. После встречи с уже известным тогда национальным художником для Билибина словно открылся будущий путь, связанный с постижением прошлого Руси. Он уехал в Новгород, а затем на Север. Это было в 1902 году, когда Иван Яковлевич отправился в Вологодскую губернию, получив задание биографического отдела Русского музея.

Неутомимый исследователь северного края в глухих деревнях изучал забытые храмы, костюмы, орнаменты, писал о них. Иван Яковлевич собирал произведения народных мастеров, которых на Севере оставалось все меньше, а традиции их создания забывались, фотографировал храмы, гибнущие на его глазах, и северные творения оживали в его художественных работах. Но не скорбный, а радостный, раздольный край изображен на иллюстрации. Такой он хотел видеть древнюю землю, такой хотел ее сохранить.

Названия сказок исполнены славянской вязью. Чтобы прочесть, надо вглядеться в затейливый рисунок букв. Ко всем шести книгам Билибин рисует одинаковую обложку, на которой располагает русские сказочные персонажи: трех богатырей, птицу Сирин, Змея-Горыныча, избушку Бабы-Яги. Все страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, как деревенские окна резными наличниками. Они не только декоративны, но и имеют содержание, продолжающее основную иллюстрацию.

Именно Билибин стал вдохновенным певцом стародавней Руси, овеянной красотой былин и сказаний.

Иллюстраторов детской книги много. Один из выдающихся художников-иллюстраторов – Иван Яковлевич Билибин. Именно его иллюстрации помогли создать детскую книгу нарядной и доступной.

VIII. Изовикторина.

Задани е. Определите по отдельным фрагментам всю картину. Кто ее автор и как называется эта работа?

Фрагменты из картины:

IX. Итог урока.

Обобщение изученного материала.

 С творчеством каких художников вы сегодня познакомились?

 Как связаны между собой репродукции этих художников, которые вы сегодня рассмотрели?

 Кто запомнил названия картин Ивана Яковлевича Билибина?

 Какие репродукции Виктора Михайловича Васнецова вы запом-
нили?

свои впечатлен ия; побуждать и нтерес к дек оративно - оформительской граф ике.

– Сегодня у нас необычный урок – мы не будем рисовать. Сего дня мы с вами

совершим путешес твие в сказочный мир, созданн ый известными русскими

Сказки тесно связаны с национальными п реданиям и, п оэтому зачастую

творческие люди заимствуют сказочные сюжеты п ри соз дании своих

произведений. Историческое наследие наших предков – народное творчество –

С л о в о у ч и т е л я. Образы, рожденные поэтическим творчеством народа,

заняли большое м есто в произведениях многих в ыдающихся п редставителе й

русской литературы и искусства XIX века, н апример в поэзии А. С.

Чрезвычайно велик был интерес к народному искусству крупнейших

художников прошлого столетия. Результаты их творческих усилий оказались

столь значитель ны, что и по сей день в нашем сознании фолькл орная тем а

связывается с творчеством целого ряда художников того времени: живописце в

Виктора Михайлов ича Васнецова, графика Ивана Яковлевича Билиб ина и

Виктор Михайлов ич Васнецов прожил большую, краси вую и многотру дную

жизнь. Его считали истинным богатырём русской живопи си. Он говорил: « Я

всегда был убежден, что [.. .] в сказках , песне, былине, драме сказывается весь

цельный облик на рода, внутрен ний и внешний, с пр ошлым и настоящим, а

Виктор Михайлов ич Васнецов (Слайд 2 ) (1848 –1926) родился в семь е

священника, страстного любителя природы. Отец с детства привил своим

сыновьям, б уду щим художникам Виктору и Аполлинарию, чувство

восхищения красотой родной природы. Родина Васнецова до сих пор

славится своими сказочниками, мастер ами народн ого изобразительного

Васнецов учился в Петербурге, а потом переехал в Москву. Сама Москва с е е

служила ему неиссякаемым источ ником вдохновения. И менно в Москве раб отал

художник над своими широко известными картинами «Три царевны подзем ного

1894 году Васнецов выстроил себе дом с гр омадной мастерской, в котором и

завершил продолжавшу юся в течени е многих лет р аботу н ад своим любимым

Мир васнецовской фантазии его современника ми был принят далеко не

сразу. Многие забывали, что он рисовал сказочный сюжет, и ругали за

В 1898 году Васнецов заверш ил затяну вшую ся на многие годы работу над

долгом, обязательством пере д родны м народом. Если вести с чет от пе рвого

– Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле,

Художнику удалось создать действительно яркий былинны й образ народной

богатырской сил ы, способной з ащитить родну ю землю от л юбого врага.

Полон спокойной мощи крестьянский сын Илья Муромец, воплощающий в

себе силу народную; зорко всматривается о н вдаль из - под ру ки, на кот орой

легко вис ит огромная палица. Под стать ему и могучий черный конь, как

Добрыня Никитич – воплощение силы духа народа. Его п равая рука уже

вынимает меч из ножен, он весь подобрался, готовый к битве. И конь под ним

такой же чуткий, г отовый пови новаться воле му дрого наезд ника.

Задумался о чем - то Алеша П опович, один и з самых хитроу мных, ловких и

любимых народом героев. Он слегка ослабил повод, и конь под ним наклонил

голову к высокой степной траве. Но увере нно снимает лук богатырская рука

желтеющей трав ой, вдали х олмы, дрему чие леса, низкое, хо лодное, пасмурное

небо. Пе йзаж в картине В аснецова – это эпически величавый образ Руси,

раскину вшейся от южн ых степей до дремучих северных лесов. Это образ

вымысел и живу ю реальность. Так, в основу образа Ильи Муромца он положил

облик крестьянина Ивана Петрова (портрет 1883 года), человека богатырской

наружности. Превосходны й этюд, написанный в Подмосковь е, послужил

К лирической линии творчества В. М. Васнецова относятся картины на

сюжеты русских сказок. Нужно заметить, что обращение с сюжетом у

Васнецова было очень вольное, ему важнее всего был поэти ческий дух, нежели

прямое следова ние литературн ому первоисточ нику или фол ьклорной традиции.

ни с одной русской народной сказкой, а представляет собой скорее миф,

созданный сам им художником н а тему о несмет ных богатст вах родной земли.

Извечная мечта народа о покорении сил природы, об о владении ее

богатейшими дарами, о завоевании для себя земного счастья нашла отражение в

богатств, заключенн ых в земных недрах (золото, драгоценные камни, каменный

уголь). Фигуры трех красавиц царев ен ри суются над р аскрытыми недрам и

земли на фоне плам енеющего закат ным заревом не ба.

Прекрасны царевн а - золо то и царевна - драгоценн ые камни. Надменно

сторонятся они своей скромной сестрицы, одетой в черное платье, но не она ли,

олицетворяющ ая собою у голь, пол ная таи нственного очар ования, есть

Мифология, народ ное творчеств о явились главным источником познания

О коврах - самолета х фантазия ск азочников знала за д есятки веков д о

изобретения аэропл ана; о чудесных скорост ях передвижения в простран стве

предвещала задолго до паровоза, до газо - и элекотромотор а. Извечная мечта

людей о полетах в небо вдохно вила В. М. Васнецова на со здание карти ны

Высоко над землею, словно чудесная гигантская птица, п арит ковер - самолет.

Как могучие крылья в плавном размахе, взметнулись его края. Далеко внизу

необъятной ши рью лежит земл я, окутанная пре драссветной дымкой ту мана.

Впечатление сказочности, необычности усиливается освещением. Яркое

сияние клетки с жар - пт ицей и далекий еще, то лько насту пающий рассвет

ней художник о братился к сюжету известной сказк и: Серый Волк п омогает

Ивану - царевичу совершить мн ожество тру дных дел, выпав ших на его долю.

В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скач ет на

Сером Волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочног о

Однако самой большой удачей художника в его работе над сказочными

Васнецов не ставил перед собою цель – создать произве дение, иллюстриру ющее

какую - нибу дь определенну ю сказку, например, широко известную сказку

«Крестьянская дево чка сидит, пригорюнивш ись, на белом камне, над темным

лесным омутом. Она захвачена таинств енным очарованием лесной чащи с ее

сумраком, тишин ой, темной гладью поверхности ому та, с неподвижно

лежащими на ней осенними листьями. Под воздействием этого очарования и

сама Аленушка как бы преображается, превращаясь из простой деревенской

сироты в поэтическое существо, отражающее в своем внутреннем мире

таинственну ю жизнь леса, сливающееся с этой жизнью в свои х мыслях и

А также удались этюды для образа самой Аленушки. На од ном из них

изображена светловолосая крестьянска я девочка, сидящая на траве, в той же

позе, что и героиня кар тины. Только в картин е она старше, ее печаль глубже,

изобразил сказочную героиню в па рчовой, отороченной мехом шубке на фоне

Тема Сн егурочки прошла через многие годы творчества Васнецова. Еще в

1881 –1882 годах он ис полнил декорации и костюм ы (Слайд 9) для

поставленной С. И. Мамонтовым н а д омашней сцене. В 1 885 –1886 годах

выполнил декорации для одноимен ной оперы Н. А. Римского - Корсак ова,

Известно, что В. М. Васнецов с удовольствием взялся за эту раб оту. Его

радовала встреча с поэтическим вымыслом, с мотивами русского фольклора.

Он с вдохновением писал декорат ивные за дники – опушку леса, голубую,

залитую лунным светом снеж ную равнину с деревушкой вдали.

Особенно поразил всех д ворец царя Берендея , поистине сказочный, весь

разукрашенн ый, живо напоминающи й игру шки богородских резчиков и

В костюм ах Вас нецов та кже стре мился сое динить достоверность и

фантазию. Для этого он использовал мотивы русской народной одежды.

А в опер ном спектакле были использованы подлинные ко стюмы крестьян

живого и очень глубокого интереса к народному твор честву, который захватил в

это время многих представителей р усской художественной интеллиге нции. Они

с настоящей жадностью начали собирать произведения народного ремесла,

изучать памятники деревянного зодчества и т. п. В это же время делаются

неоднократн ые попытки создать особый ст иль в архитекту ре и декоративно -

прикладном искусстве, в осно ве которого должны были лежать подлинные

В этом смысле характерны опыты В. М. Васнецова в об ласти архитектуры:

сооружение по его рисункам избушки на курьих ножках в Абрамцеве, его

участие в работе по созданию абрамцевск ой церкви, облик которо й был

выдержан в стиле новгородской архитекту ры XII века ( Слайд 10) . Но, пожалуй,

самым значительным архите ктурным детищем В. М. Васнецов а стал фасад

Третьяковской галереи, исполнен ный по его проекту в 1900 – 19 01 годах ( Слайд

11) . Кирпично - крас ные стены, белокаменные украш ения, яркий майоликовый

фриз, высо кие теремные крыши, парадное трехчастное крыльцо с резными

дубовыми дверями и, наконец, рельеф с изображением святого Георгия на коне,

побеждающего дракона (старый герб Москвы), – все это придает зданию

галереи очень нарядный облик, вызывает в памяти красочные образы

Иван Билибин родился 4 августа (16 августа) 1876 года, в Тарховке, близ

Пе тербурга. Выхо дец из старинног о купеческого р ода.

Сын военно - морск ого врача, п отомо к древнего рода, И. Я. Билибин

предполагал стать юристом и закончи л полный курс юридического факу льтета

У ч и т е л ь. Могучим воинством встали деревья над о зером . Будто искусный

мастер вырезал из металла их вершины. Как стежки вышивальщицы,

протяну лись ветви, заволновались, как жи вые, раскинулись сложным узором.

Вдали за деревьями скрывается терем, украшенный резьбой да росписью, и в

этом чудном мире появляются белая уточка – заколдованная княгиня и ведьма,

ею о бернувшаяся. В плавных силуэтах и звучных цветах будто звучат грустно -

певучие слова сказ ки: «Много плакала княгиня, мн ого князь ее уговаривал,

заповедовал не п окидать высока терема, не ходить на беседу с дурными

Сказку или быль он изобразил? Немн огих деталей оказа лось достаточн о,

чтобы обычное сделать сказочным. Здес ь нет резкой грани между сказкой,

народным иску сством и д ействительным обликом исконног о края, а пот ому

На увлечение Севером во многом повлияла выставка р абот В. Васнецова

1899 года, проходи вшая в Санкт - Петербурге. После встречи с уже известным

тогда националь ным художник ом для Билибина словно открылся буду щий

путь, связанный с постижение м прошлого Ру си. Он у ехал в Новгород, а затем на

Север. Это было в 1902 году, ко гда Иван Яковлевич отправ ился в В ологодску ю

губернию, полу чив задание биограф ического отдел а Русского му зея.

В том же году, прежде всего под влия нием этой поездки, и были созданы его

дремучие леса стародавне й земли, и ее архитекту ра, и р адость цвета народных

росписей, и ритм северных вышивок, хранящих древнейшие традиции. Позднее

Билибин по бывал в Архангельской гу бернии, а в 1904 год у – в Олонецкой. В

далеком крае ожила для него сказка – Древняя Русь. Он увидел, «как эти

старинные срубленные церкви прилепились к берегам северных рек, как

расставлена деревянная у тварь в простор ной северн ой избе и как дереве нские

Читайте также: