Цилиндр 4 класс перспектива презентация и конспект
Обновлено: 07.07.2024
Перспективная цель: сформировать способность у учащихся к использованию знания о цилиндре как объемной фигуре в процессе решения геометрических задач.
Актуальная цель: сформировать представление у учащихся об использовании знания о цилиндре как объемной фигуре в процессе решения геометрических задач.
Дидактическая: моделировать ситуации, иллюстрирующие использование знания о цилиндре, как объемной фигуре в процессе решения геометрических задач.
Развивающая: развивать внимание, словесно-логическое мышление, умение осуществлять поиск информации и применять ее в конкретной ситуации.
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к математике, к друг другу.
Личностные результаты: будут проявлять уважительное отношение к математике, к друг другу.
Коммуникативные: будут использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче, умение вести диалог
Познавательные: будут формулировать выводы, уметь сравнивать, анализировать, уметь искать информацию в учебнике.
Регулятивные: будут формулировать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности, планировать учебную деятельность.
Предметные результаты: будут знать, что такое цилиндр, его элементы, использовать развертку цилиндра в процессе решения геометрических задач.
Вид урока: урок-беседа
Методы, приемы: словесный, наглядный, практический.
Принципы: научности, доступности, целесообразности.
Оборудование: учебник, компьютер, презентация, интерактивная доска, развертка цилиндра.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алёна Андреевна, сегодня я проведу у вас урок математики. Проверьте свою готовность к уроку, глазками посмотрите, чтобы у вас на столе был учебник, тетрадь, пенал и карточки.
Какие геометрические фигуры вы знаете?
О каких открытиях говорится в высказывании?
Знания этого материала помогут вам сегодня на уроке.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Мы знаем такие геометрические фигуры, как куб, квадрат, круг, пирамиду, круг, треугольник, прямоугольник.
Говорится о том, что можно открыть что-то новое, происходящее в нашей жизни на каждом шагу.
Личностные результаты: будут проявлять уважительное отношение к математике.
Коммуникативные: будут использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче.
Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Посмотрите на слайд, какие геометрические фигуры вы видите?
На какие 2 группы мы можем разделить эти фигуры?
Посмотрите на первую группу. Чем они отличаются друг от друга?
Как называются фигуры второй группы? Что вы можете сказать о пирамиде?
Для чего мы это повторяли?
Посмотрите на слайд, что вы видите? Какую форму имеет эта шляпа?
Что такое цилиндр? Из каких элементов состоит цилиндр?
У вас на парте лежит карточка, в которой написаны цели на наш сегодняшний урок, но они перепутаны. Попробуйте расставить цели в порядке, в котором мы будем сегодня все узнавать.
Что такое цилиндр?
Где в жизни можем встретить цилиндр?
Что нам поможет достичь этих целей?
Сразу обращаться к учебнику мы не будем, а попробуем сами достичь целей.
Мы видим такие фигуры, как куб, квадрат, пирамида, круг, треугольник, пятиугольник.
Можно разделить на две группы: плоские и объемные.
Эти фигуры отличаются количеством сторон, углов, и есть одна фигура, у которой нет углов.
Это объемные фигуры. Пирамида имеет основание, вершину, грани представлены треугольником.
Мы это повторили для того, чтобы открыть что-то новое.
Мы видим шляпу фокусника.
Она имеет форму цилиндра.
Расставляют цели в том порядке, в котором будут изучать тему.
Что такое цилиндр?
Где в жизни можем встретить цилиндр?
Нам поможет достичь целей учебник, тетрадь, знания учителя.
Коммуникативные: будут использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче
Регулятивные: будут формулировать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности, планировать учебную деятельность.
Какая тема нашего сегодняшнего урока?
Регулятивные: будут формулировать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности, планировать учебную деятельность.
Построение и реализация проекта выхода из затруднения
Поработаем с определением.
Что такое цилиндр?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы сравним пирамиду и цилиндр. Что такое пирамида?
Какие могут быть грани у цилиндра?
Рассмотрим развертку цилиндра.
Из каких геометрических фигур состоит цилиндр?
Из каких элементов состоит пирамида?
Откроем учебник на странице 74, рассмотрите самостоятельно модель цилиндра.
Из чего состоит цилиндр?
Возьмите в руки цилиндр. Покажите основание. Что является основанием? Сколько оснований имеет цилиндр?
Покажите боковую поверхность. Чем является боковая поверхность?
Сколько боковых поверхностей у цилиндра?
Ребята, расположите модель цилиндра так, чтобы сразу видеть:
Молодцы! Каких целей мы достигли?
Сравнивают пирамиду и цилиндр.
Пирамида - это многогранник, основанием является многоугольник, остальные грани – треугольники.
Рассматривают развертку цилиндра. Цилиндр состоит из прямоугольника и двух кругов.
Пирамида состоит из основания, вершин, ребер и граней.
Открывают учебник на странице 74, рассматривают самостоятельно модель цилиндра.
Цилиндр состоит из основания и боковой поверхности.
Берут в руки цилиндр. Показывают основание. Основанием является круг.
Цилиндр имеет два основания.
Показывают боковую поверхность. Поверхностью цилиндра является прямоугольник.
У цилиндра 1 боковая поверхность.
Располагают цилиндр так, чтобы сразу видеть всю его боковую поверхность, часть боковой поверхности, оба основания, одно основание.
Цилиндр – это объемная геометрическая фигура, основанием которой является круг, а боковую поверхность образует прямоугольник.
Мы узнали, что такое цилиндр и его элементы.
Личностные результаты: будут проявлять уважительное отношение к математике.
Коммуникативные: будут использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче, умение вести диалог
Познавательные: будут формулировать выводы, уметь сравнивать, анализировать, уметь искать информацию в учебнике.
Регулятивные: будут формулировать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности, планировать учебную деятельность.
Предметные результаты: будут знать, что такое цилиндр, его элементы, использовать развертку цилиндра в процессе решения геометрических задач.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Какая у нас следующая цель?
Ребята, где мы можем в жизни встретить цилиндр?
Посмотрите на слайд. Все ли вы назвали? (показываю на слайде цилиндры).
Какую цель мы достигли?
Где в жизни мы можем встретить цилиндр?
Называют варианты: шляпа, валик для покраски, банка сгущенного молока.
Смотрят на слайд, называют предметы, которые не назвали.
Мы узнали, где в жизни можно встретить цилиндр.
Личностные результаты: будут проявлять уважительное отношение к математике.
Коммуникативные: будут использовать языковые средства.
Познавательные: будут формулировать выводы, уметь сравнивать, анализировать, уметь искать информацию в учебнике.
Регулятивные: будут сохранять ее в процессе учебной деятельности, планировать учебную деятельность.
Предметные результаты: будут знать, что такое цилиндр, его элементы.
Для того, чтобы закрепить ваши полученные знания, я предлагаю вам поработать в группах. Вам нужно разделиться на 6 групп по 4 человека. Каждой группе будет дано индивидуальное задание.
1 и 2 группа выполняют изготовление цилиндра из пластилина.
3 и 4 группа выполняют изготовление элементов цилиндра из пластилина.
5 и 6 группа выполняю изготовление цилиндра из бумаги.
После выполнения работы, вы будете представлять свой цилиндр и рассказывать о его элементах.
Делятся на группы по 4 человека и выполняют задания.
1 и 2 группа выполняют изготовление цилиндра из пластилина.
3 и 4 группы выполняют изготовление элементов цилиндра из пластилина.
5 и 6 группы выполняю изготовление цилиндра из бумаги.
После выполнения работы группы представляют свои работы и рассказывают об элементах цилиндра.
Личностные результаты: будут проявлять уважительное отношение к друг другу.
Коммуникативные: будут использовать языковые средства, умение вести диалог.
Регулятивные: будут сохранять ее в процессе учебной деятельности.
Предметные результаты: будут знать, что такое цилиндр, его элементы, использовать развертку цилиндра в процессе решения геометрических задач.
Рефлексивно оценочные действия
Итак, подведем итог. Достигли ли мы целей урока? Что такое цилиндр?
Какие элементы есть у цилиндра?
Где в жизни мы можем встретить цилиндр?
Покажите мне класс, если у вас все получилось сегодня на уроке.
Мы достигли целей урока. Цилиндр – это объемная геометрическая фигура, основанием которой является круг, а боковую поверхность образует прямоугольник.
У цилиндра есть боковая поверхность и два основания.
В архитектуре, в предметах окружающего мира.
Личностные результаты: будут проявлять уважительное отношение к математике.
Коммуникативные: будут использовать языковые средства.
Познавательные: будут формулировать выводы, уметь сравнивать, анализировать.
Предметные результаты: будут знать, что такое цилиндр, его элементы, использовать развертку цилиндра в процессе решения геометрических задач.
Инструктаж по выполнению домашнего задания
Откроем дневники, запишем домашнее задание. Начертить модель цилиндра на альбомном листе и преобразить в предмет, который окружает нас, имея такую форму.
Открывают дневники, записывают домашнее задание. Если есть вопросы, задают.
технологической карты урока
Ф.И.О. учителя Фролова Елена Владимировна
Предмет: Математика
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий
Развивающие: развивать мышление, память, речь, обогащать словарный запас;
Воспитательные: воспитывать культуру речи, стремление к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
Планируемые результаты
Метапредметные:
- Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.
- Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке.
- Коммуникативные: задают вопросы; формулируют собственное мнение и позицию, прислушиваются к мнению других.
Личностные: применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека; проявляют терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику.
8. Дидактические средства:
для учителя – учебник, презентация.
для учащихся – учебник.
Организационная структура урока
Название этапа
Содержание этапа урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые способы деятельности обучающегося
1. Актуализация опорных знаний.
- Отгадайте загадки о геометрических фигурах:
Вот опять звенит звонок,
Приглашает на урок.
Будем дружно мы считать,
И делить, и умножать.
Во сколько раз 84 больше 12?
91 уменьшить в 7 раз.
Найти частное чисел: 96 и 16.
Найти произведение чисел: 60 и 9.
27 увеличить в 3 раза.
Какое число разделили на 30 и получили 8?
На какое число разделили 400 и получили 5?
Нет углов у меня,
А похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня. (Круг.)
Чуть приплюснутый квадрат
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались, дело в чём?
Как фигуру назовём? (Ромб)
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я….(квадрат).
На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
Он похожий на яйцо
Или на твоё лицо.
Вот такая есть окружность-
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Хоть углы мои прямые,
Я, ребята, не квадрат.
Если вы меня узнали,
Буду очень-очень рад.
Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счёта.
Учащиеся отгадывают загадки:
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Учащиеся могут не знать название фигуры, в таком случае они могут сказать, что это фигура на картинке седьмой по счёту.
Осуществлять анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Учиться выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывать разные мнения.
2. Определение темы урока.
Учащиеся определяют тему и задачи урока.
Ребята, отгадайте ещё одну загадку.
- У батона колбасы
Мы отрезали носы,
Он теперь – мужская шляпа
- Присмотрись, стоит ведро -
Сверху крышка, снизу дно.
Два кружка соединили
И фигуру получили.
Как же тело называть?
Надо быстро отгадать.
Как вы думаете, какова тема урока?
(Несмотря на то, что в конспекте приведены краткие ответы учеников, необходимо следить за тем, чтобы обучающиеся давали полные, развёрнутые ответы).
- Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 68, №1 Можете вы ответить на вопрос, как называется фигура под номером 5.
Ученики выполняют №1, стр. учебника 68.
Учиться сравнению, обобщению; уметь определять основную и второстепенную информации; отрабатывать навыки постановки и формулирования проблемы.
3. Открытие нового знания, способа действия.
Изучение нового материала.
Посмотрите внимательно на изображение и попытайтесь определить, что такое цилиндр.
- Ребята, посмотрите на изображение, и определите, обе ли фигуры являются цилиндрами?
-Верно, это цилиндры.
Прямой цилиндр, если его образующие перпендикулярны плоскости основания.
Цилиндр называется наклонным, если его образующие наклонены под углом к основанию.
Мы с вами на уроках будем работать с прямыми цилиндрами.
-Скажите, пожалуйста, где в повседневной жизни можно встретить цилиндр, где его можно применить?
Дополнительно: №3, стр. учебника 69
- Цилиндр, что такое? — спросил я у папы.
Отец рассмеялся : — Цилиндр, это шляпа.
Чтобы иметь представление верное,
Цилиндр, скажем так, это банка консервная.
Труба парохода — цилиндр, труба на нашей крыше — тоже,
Все трубы на цилиндр похожи. А я привёл пример такой —
Калейдоскоп любимый мой, глаз от него не оторвёшь,
И тоже на цилиндр похож.
Слушают информацию, уточняют.
-Да, только одна изображена под наклоном.
Учащиеся слушают дополнительную информацию.
- на железнодорожном транспорте;
- на автомобильном транспорте;
- в архитектуре и строительстве;
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
4. Физминутка
Выполнение физических упражнений.
Дети выполняют подражательные движения
5. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.
Работа по учебнику
Задание №6, стр. 70
Задание №12, стр.71
Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока.
99 · 4 39 · 7 199 · 5
69 · 6 49 · 4 79 · 3
В бассейне длина дорожки равна 200 м. Пловец уже проплыл три четвёртых этой дорожки. Сколько метров ему осталось проплыть?
Длина лыжной трассы – 25 км. Лыжник прошёл четыре пятых пути. Сколько километров ему осталось пройти?
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.
Какие из утверждений неверны?
Это не пирамида.
Это не прямоугольный параллелепипед.
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предложения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.
99·4=(100-1) · 4= 400-4=396
200-150=50 (м)-осталось проплыть пловцу
25:5·4=20 (км)-прошёл лыжник
25-20=5(км)-осталось пройти лыжнику.
Учащиеся выполняют упражнение, устно обосновывая своё решение.
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.
Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия
6. Работа в группах
Организует работу по группам.
- Определите по техническим рисункам название геометрической фигуры, дайте максимальные сведения о ней и её применении.
Учащиеся работают в группах.
Цилиндром называется тело, которое состоит из двух кругов. Круги называются основаниями цилиндра. Основания цилиндра равны и лежат в параллельных плоскостях. У цилиндра образующие параллельны и равны. Поверхность цилиндра состоит из оснований и боковой поверхности. Радиусом цилиндра называется радиус его основания. Высотой цилиндра называется расстояние между плоскостями оснований.
Куб-это геометрическое тело. Квадрат является гранью куба. Поверхность каждого куба состоит из квадратов, которые называются гранями. Куб называется правильным шестиугольником, так как у него 6 граней. Две соседние грани квадрата (многогранника) называются рёбрами. У куба 12 ребер, равных по длине. Куб имеет вершины. Три ребра пересекаются (сходятся) к одной вершине. У куба 8 вершин.
Конус - это геометрическое тело. Основание конуса – круг. Высота конуса – это перпендикуляр, опущенный из вершины конуса на плоскость основания.
Часть конической поверхности, расположенная между вершиной и плоскостью основания, называется боковой поверхностью конуса.
Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия, постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Осуществлять управление поведением партнёра-контроль, коррекцию, оценку его действий; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Владеть монологической и диалогической формами речи
7.Итог урока.
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация поведения итогов урока обучающимися.
Проводит беседу по вопросам:
- Что нового узнали на уроке?
- Какое задание понравилось больше всего?
-Что вызвало затруднение?
-Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите красный смайлик, синий-если некоторые вопросы вызвали затруднения.
Учащиеся отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
Оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи
1. Математика: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2ч. Ч.2/ В.Н.Рудницкая, Т.В. Юдачёва.- 4-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2014. – 160 с.: ил.
2. Математика: 4 класс: методическое пособие / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2015. – 272 с.: ил.
1. Математика: 4 класс: учебник в 2 ч. Ч.2/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова.–М. Просвещение, 2016. с. 112-113.
2. Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Математика. Рабочая тетрадь 4 класс/ под. ред. Рыдзе О. А. – М.; Просвещение, 2016. – с. 27-35.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Попробуйте отгадать, о какой геометрической фигуре говорится в загадке.
Присмотрись, стоит ведро
Сверху крышка, снизу дно.
Два кружка соединили,
И фигуру получили.
Давайте внимательно рассмотрим цилиндр и определим, из скольких частей он состоит.
У цилиндра 2 основания в виде круга и боковая поверхность.
Какой же формы боковая поверхность цилиндра? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте попробуем получить модель цилиндра. Возьмите прямоугольный лист бумаги (рисунок 1).
Сверните его в трубочку и склейте (рисунок 2). Получился предмет, похожий на трубу. Это мы получили боковую поверхность цилиндра.
Если его с двух открытых сторон закрыть кругами - основаниями, то получиться модель
цилиндра. (рисунок 3)
Теперь мы можем сделать вывод: какая фигура называется цилиндром?
Цилиндр - это объемная геометрическая фигура, состоящая из двух оснований в виде кругов и одной боковой поверхности в виде прямоугольника. Теперь вы сможете сами начертить развертку цилиндра. Это будет прямоугольник и 2 круга.
Предметы в форме цилиндра окружают нас, всюду: кухня, одежда, архитектура и играют важную роль в нашей жизни.
Цилиндром здесь зовусь, друзья.
На кухне встретите меня.
Я - термос, вкусный торт и свечка,
Кастрюля теплая на печке
Задания тренировочного модуля:
1. Укажите все геометрические фигуры, из которых составлена пирамида.
Правильный ответ.
Сверху вниз: пирамида, куб, цилиндр, параллелепипед.
2. Ребята хотят сделать игрушки в форме цилиндра. Они вырезали из цветной бумаги несколько фигур. Выберите фигуру, из которой можно сложить цилиндр.
На уроке происходит формирование представлений о цилиндре и связанных с ним понятий, развитие пространственного мышления, умения работать парами и индивидуально, самостоятельности.
Описание разработки
Цели урока:
образовательная: формирование представлений о цилиндре и связанных с ним понятий;
развивающая: развитие пространственного мышления;
воспитательная: развитие умения работать парами и индивидуально, самостоятельности.
формирование представлений о цилиндрической поверхности;
формирование представлений о цилиндре и его видах;
формирование представлений о составляющих цилиндра;
формирование представлений об основных фактах, связанных с цилиндром;
отработка представлений о цилиндре;
формирование представлений о телах вращения;
отработка умений работать в паре.
Тип урока: урок объяснения нового материала
Оборудование: Геометрия 10 – 11: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – 11 - е изд. – М. : Просвещение, 2012.
модели цилиндров, раздаточный материал (индивидуальные карточки), презентация, ПК, проектор.
Ход урока
1. Организационный момент (4 мин. )
Отметить отсутствующих, сообщить тему урока.
Приведите примеры предметов, имеющих форму цилиндра?
Цель нашего урока:
Ввести понятие цилиндрической поверхности, цилиндра и его элементов (боковая поверхность, основания, образующие, ось, высота, радиус)
Вывести формулы для вычисления площадей боковой и полной поверхностей цилиндра;
Рассмотреть типовые задачи по изучаемой теме
Раздайте каждому карточку (приложение), которая будет заполняться вами в течение урока. Она поможет вам готовить теоретический материал. Но на карточке далеко не весь материал урока, поэтому вы будете делать дополнительные записи в тетрадь.
2. Объяснение нового материала (18 мин. )
Учащиеся, используя материал учебника п. 53 работают на карточках, заполняют разделы 1 и 2 (работа в парах).
Результаты работы проверяются (демонстрация слайдов 5 - 7).
В тетрадях учащиеся строят цилиндр и два вида сечений цилиндра (осевое сечение; сечение цилиндра, плоскостью, перпендикулярной оси цилиндра).
Весь материал - смотрите архив.
-75%
Читайте также: