Конспект занятия золотая хохлома краски осени взяла

Обновлено: 02.07.2024

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Тема: «Путешествие в село Хохлома

Вид: продуктивная деятельность

Цель: Знакомство детей с Хохломским народным промыслом, его особенностями, цветовой палитрой.

1.2.Учить рисовать элементы узора: завитки, травку, ягоды, цветы, листья.

1.3.Совершенствовать умение рисовать концом кисти.

2.1.Развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику рук.

2.2. Развивать целостное восприятие (умение соединять элементы в целое).

2.3. Развивать наблюдательность, зрительно-пространственное восприятие и воображение.

2.4. Развивать крупную моторику: ловкость и координацию движений.

3.1.Воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре и истории Родины.

Для воспитателя:

краски гуашь – 6 цветов (набор на двоих детей), кисти № 2 и № 3, подставки для кисточек, стаканчики-непроливайки, салфетки, деревянные разделочные доски, тонированные желтым цветом.

Словарная работа:

Вводная часть

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, друзья!

Всех вас видеть

Очень рада я!

К вам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся. Ребята, песня, под которую вы вошли в зал, про дружбу. А у вас есть лучшие друзья?

да, у нас есть друзья.

Воспитатель:

у меня тоже есть подружка, зовут её Марья-искусница (
показываю куклу в русском народном костюме
). Дети, посмотрите на меня и на Марьюшку и скажите что у нас общего?

вы обе одеты в русские народные сарафаны.

(Если дети
не ответят на поисковый вопрос, тогда задать имтакой вопрос: дети, а что у нас с Марьей-искусницей общего в одежде?)
Марья – талантливая рукодельница: и шьёт, и вяжет, и лепит, и изделия узорами украшает. Живёт она в одном селе великих мастеров. В этом селе умельцы расписывают посуду из дерева, там нет ни одного жителя, который не умел бы делать что-то своими руками и даже малыши помогают взрослым расписывать изделия.

У нас с Марьюшкой есть заветная шкатулка (показываю расписную шкатулку

). Хотите посмотреть, что в ней лежит?

(Дети рассматривают содержимое шкатулки – кисти, краски).

Воспитатель:

ребята, хочет вам что-то сказать, послушаем ее.

Марьюшка:

дорогие ребята, приглашаю вас в гости в мое родное чудесное село великих русских мастеров! Ну, что, отправимся в
село мастеров
?

Воспитатель:

тогда вставайте парами, и идите за мной.

Путь до сказки недалёк,

Вот болото перед нами,

Кочки ходят под ногами.

Основная часть:

Воспитатель

: (
звучит народная музыка
) вот и случилось волшебство, мы попали в какое-то село, посмотрите вот красивая расписная избушка
(показать расписной хохломской росписью дом из бумаги)
. Хотите узнать, куда мы попали?

Воспитатель

Воспитатель:

– это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду. Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать?

Воспитатель:

садитесь на стулья, а я вам сказку расскажу не про нас, не про вас, а про чудесный промысел (
дети садятся на стулья, идет рассказ с показом презентации
).

Сказка о Хохломе (слайд 2)

: ребята, как много разной посуды изображено на экране. Нравятся вам посуда? Почему она вам понравились? Как вы думаете, что необычного в этой посуде?

да, нравится, так как она нарядная, красивая, расписная

Воспитатель

: дети, как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду?

да, посуду изготавливать трудно.

Воспитатель

: конечно, изготовить ее не просто. Изделие надо сначала выточить на станке, затем оно шпаклюется, шкурится, олифится, покрывается алюминиевым порошком, подвергается закалке в печи с высокой температурой.

Воспитатель:

8)

дети, осмотрите на экран и скажите, какие цвета использовал художник для росписи посуды
(слайд
?

красный, черный, зеленый.

Воспитатель:

Воспитатель:

8)

скажите, какие узоры использовал художник
(слайд
?

веточки, травка, листья, цветы, ягоды.

Воспитатель:

И чего здесь только нет:

Хохлома, Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

И нигде на свете нет таких соцветий!

Воспитатель:

дети, встаньте, пожалуйста, в круг, мы немного отдохнем.

Птица хохломская крыльями махала

(руки в стороны, взмахи),

Крыльями махала — злато рассыпала

(взмахи, встряхиваем кисти рук),

Головой качала, в стороны качала

Да с землицы русской травы собирала

Травы собирала, чаши украшала

Мастерство с любовью нам передавала

(руки к сердцу, руки вперед).

Воспитатель:

молодцы, садитесь на свои места.

Особенно красивой росписью украшали предметы, которыми пользовались в старину за праздничным столом (слайд 12

), например:
ковши
— широкие открытые сосуды с ручкой для зачерпывания жидкости.

Воспитатель:

ребята, вы, наверное, уже заметили, что на разной посуде разный фон, и в зависимости от фона подобраны различные приемы росписи.

Существует 2 приема росписи

Практическая часть

Воспитатель:

ребята, а вы хотите превратиться в мастеров-художников?

да, хотим быть мастерами-художниками!

Воспитатель:

Кисти, краски помогите

Хохлому рисовать начните

(делаем круговые движения ладошками над красками и кисточками)
!
Сейчас я расскажу и покажу вам последовательность выполнения композиции, а вы будете за мной повторять:

  • кисть держим тремя пальцами у железного наконечника;
  • сначала рисуем слегка изогнутый стебель, который называется криуль

гуашью черного цвета;

(На доске и столах детей расположены плакаты, технологические карты для выполнения элементов хохломской росписи). В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставлять детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.

Заключительная часть: выставка и анализ выполненных работ.

Воспитатель:

посмотрите, какие чудесные получились доски – яркие, красочные, праздничные — как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома! У каждого получился неповторимый узор: красиво выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно, удачно выполнены цветы и листочки.

Ну, а сейчас пришло время попрощаться, спасибо вам за то, что вы были активными и общительными. На память о нашей встрече мы с Марьюшкой хотим подарить вам эти расписные доски и сказать слова (слайд 13)

Прекрасный мир вещей Накоплен был веками. Хранит их каждый дом, а может быть – музей. Умейте рисовать, творить руками, Всё то, что может радовать друзей.

Ход занятия

Ребята обратите внимание на экран, перед вами изображена посуда из которой раньше ели люди. Она деревянная. В основном ее вырезали из липы. Миски, кружки, ложки, тарелки обмазывали глиной и покрывали олифой (льняным маслом)

А еще я для вас сегодня приготовила хохломские изделия, обратите внимание на травно-растительный орнамент из цветов, листьев, усиков, завитков, капелек. Все элементы рисуются сразу кистью, легкими движениями. Мы с вами уже умеем рисовать некоторые элементы хохломской росписи. Давайте вспомним с вами приемы рисования осочек (концом кисти сверху вниз, травинок (расширяющимися мазками, капелек (примакиванием, усиков (тонкими линиями, заворачивающимися в спирали, завитков (тоже спираль, но с нажимом)

. Узор состоит из вышеперечисленных элементов, а также ягод (рябины, малины, клубники, вишни, смородины, крыжовника, листьев и цветков, соответствующих ягодам. Ягоды рисуются концом кисти или печаткой-тычком.

Мы с вами сегодня будем расписывать тарелки, самостоятельно украшать их хохломской росписью. Но прежде чем мы приступим к работе давайте с вами подготовим наши руки.

Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству, художественного творчества в декоративном рисовании.

Задачи:

1. Познакомить с историей возникновения промысла, техникой изготовления, видами росписи.

2. Совершенствовать навыки работы красками и кистью. Учить рисовать элементы хохломской росписи.

3. Развивать эстетический и художественный вкус детей, умение видеть прекрасное в жизни, развивать творческую активность, фантазию.

4. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России. Дать возможность учащимся почувствовать себя народными мастерами.

ВложениеРазмер
izo.docx 918.86 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессивное наступление западной поп-культуры приводит к утрате ориентиров, к массовому падению эстетического вкуса у молодежи. В этих условиях знакомство детей с образцами народного творчества представляется очень актуальным. Это в первую очередь приобщение к лучшим образцам народного искусства, и воспитание художественного вкуса, что в конечном счете должно способствовать воспитанию уважения к труду, к людям труда, которые создают прекрасные произведения народного искусства, передают наши русские традиции из поколения в поколение, прославляют на весь мир свою малую родину.

Современный ритм жизни заставляет использовать новые иформационные технологии, которые обеспечивают наглядность, повышают интерес к занятию, помогают увидеть разнообразие и красоту окружающего мира, поэтому для занятия составлена презентация о хохломе. Можно оформить выставку изделий хохломской росписи.

Практические умения учащихся формируются в ходе выполнения ими практического задания, учитель последовательно объясняет приёмы выполнения хохломской росписи. Дети повторяют элементы совместно с учителем. В процессе самостоятельной работы педагог предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце занятия устраивается выставка. Ребята вывешивают свои ложки и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить то, что лучше всего удалось. Для закрепления изученного материала можно провести фронтальный опрос, работу по карточкам в парах.

Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству, художественного творчества в декоративном рисовании.

1. Познакомить с историей возникновения промысла, техникой изготовления, видами росписи.

2. Совершенствовать навыки работы красками и кистью. Учить рисовать элементы хохломской росписи.

3. Развивать эстетический и художественный вкус детей, умение видеть прекрасное в жизни, развивать творческую активность, фантазию.

4. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России. Дать возможность учащимся почувствовать себя народными мастерами.

Оборудование для педагога:

Оборудование для обучающихся:

Возраст обучающихся 8 – 9 лет

1. Познакомить с историей возникновения промысла.

2. Познакомить с техникой изготовления изделия.

3. Познакомить с видами росписи.

5.Познакомить с использованием хохломских мотивов в современной жизни.

6.Развить творческую активность, фантазию, эстетический и художественный вкус

7.Воспитать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма.

3. Изучение нового материала.

а) История появления хохломской росписи.

б) Процесс изготовления хохломской посуды

5. Практическая работа.

а) Знакомство с элементами росписи.

б) Самостоятельная работа.

6. Закрепление изученного материала.

- Здравствуйте, ребята! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Я желаю вам хорошего настроения и много новых открытий.

- Проверьте, всё ли готово к занятию.

- Гуляя в лесу, в поле, берегом реки, разве не удивлялись вы красоте родной земли, обильному разнотравью ее лугов? Всем сердцем любя родную страну и любуясь ею, русские люди не только воспевали ее красоту в песнях и сказках, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становились эти предметы – красивой формы, удобные в использовании, мастерски исполненные.

- Ребята, посмотрите, какие необыкновенно красивые изделия у нас на выставке.

- Кто знает, к какому промыслу они относятся?

- Как вы думаете, о чём же мы будем говорить на сегодняшнем занятии?

- Сегодня мы познакомимся с удивительно волшебным народным промыслом, который носит удивительное название – Хохлома.

Мир волшебной хохломы.

Как – то празднично жива

Черно - красная трава.

Листья рдеют, не редея

От дыхания зимы.

В мир волшебной Хохломы.

- Хохломская роспись неповторима. Каждый цветок, каждая травинка, красивы по-своему. Посмотришь на это чудо, и тебя охватывает чувство радости, счастья, безграничной любви к этой красоте.

- Ребята, сегодня мы прикоснемся к чуду – хохломской росписи. Узнаем её секреты.

- Ребята, как вы думаете, какие это секреты? ( Ответы детей)

- Как появилась хохломская роспись.

- Как делают изделия.

- Какие есть виды росписи.

3. Изучение нового материала

а) История появления хохломской росписи.

- Ребята, вы работали в группах, проводили исследовательскую работу и подготовили материал о хохломе. Давайте послушаем ребят из первой группы, они расскажут, как появилась хохломская роспись.

Выступление ребят 1 группы.

Хохломская роспись, русский народный художественный промысел. Возник во 2-й половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Нижегородской области.

А берёт своё начало живописное искусство Хохлома от техники писания икон. В стародавние времена в дремучих заволжских лесах близ торгового села Хохлома было много беглецов. Среди них были и художники-иконописцы. На скудной земле прокормиться крестьянским трудом было нелегко, и беглые люди приноровились расписывать деревянную посуду, которую здесь точили местные мастера. Неведомая ранее роспись сказочно преобразила скромную кухонную утварь.

Легенда о хохломе

Давным-давно от царской немилости сбежал в леса за Волгу мастеровой человек. Срубил он себе избу, смастерил из дерева лавки, стол, полки, потом дело дошло и до посуды. Из дерева он вырезал себе чашки, плошки, ложки. Стали прилетать к нему птицы. Стал он кормить их пшеном. Однажды к нему пожаловала и сама Жар-птица. Понравилось ей жить в необычной семье. Но долго задерживаться на одном месте она не могла — надо было лететь дальше. Когда она улетала, в благодарность за доброту взмахнула крылом и коснулась им посуды, которую мастер изготовил, — и стала та золотой.

- Понравилась вам история?

б) Процесс изготовления хохломской посуды

- Как создаётся хохломское чудо? Процесс изготовления хохломской посуды совсем не прост. Ребята из 2 группы раскроют секрет хохломы, как же эта посуда становится золотой!

Выступление ребят 2 группы

2. Вапление. Грунтовка раствором жидкой очищенной глиной (вапой, как её называют мастера). Далее изделие покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла).

3. Лужение. Втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка.

4. Нанесение росписи.

5. Покрытие изделия лаком.

6. Закалка в печи.

- Вошли в печь изделия серебристо-холодные, вышли сияющие, золотые.

- А какие цвета характерны для хохломской росписи?

(Ответы учащихся: красный, черный, золотой)

- Цвета хохломской росписи – чёрный, красный и золотой. Это придаёт изделиям праздничный и торжественный вид. Дополнительно используют зелёный, жёлтый и коричневый цвета.

- Какие изделия изготавливали мастера?

- Правильно это чашки, блюда, ложки, чаши, чарки, праздничные сосуды для напитков, ковши, своими формами напоминающие фантастических птиц и коней. Слайд № 7, 8

- Из поколения в поколения мастера писали то, что переняли от отцов и дедов, что было им близко и понятно. Но писали каждый раз по-новому, словно песню пели на разные голоса. Каждое изделие неповторимо.

(Учитель обращает внимание детей на выставку составленную из предметов посуды, украшенными хохломской росписью.)

- Какие узоры вы видите на посуде?

(Ответы детей: листики, ягодки, завитки, травинки)

- А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где–то заимствуют?

(Ответы детей: у природы)

- Хохломские мастера используют несколько видов росписи, об этом нам расскажут ребята из 3 группы.

Выступление ребят 3 группы.

На лугу растут цветы

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты

Ветер дует иногда.

Только это не беда.

А потом опять встают

И по прежнему цветут.

5. Практическая работа

а) Знакомство с элементами росписи.

- Хотите стать мастерами хохломской росписи?

- Тогда для начала выполним несколько живописных упражнений. Я вам подготовила прописи с элементами хохломской росписи. Рассмотрим простейшие приёмы выполнения хохломской росписи.

(Учитель последовательно объясняет приёмы выполнения хохломской росписи. Дети повторяют элементы совместно с учителем)

б) Самостоятельная работа

- Ребята, сейчас вы самостоятельно распишете шаблон ложки, выбирая при этом любой элемент росписи, который мы научились выполнять. Приступайте к работе мастера, творите, фантазируйте.

- Посмотрите на выставку, какие чудесные ложки получились у наших мастеров. У каждого получился свой, неповторимый узор. Как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены ягодки. Молодцы, ребята! Вы очень постарались и порадовали меня.

6. Закрепление изученного материала

- Вы видите на экране изображение различных изделий декоративно-прикладного искусства, искусства, созданного русскими умельцами. Под какими номерами находится Хохлома?

- На карточках этапы изготовления хохломской посуды, расположите рисунки в правильном порядке. (Работа в парах)


- Хочу вас познакомить с использованием хохломских мотивов в современной жизни.

- Вы, наверное, со мною согласитесь, что это уникальный вид росписи, который никого не оставит равнодушным. А тот, кто попробует расписать хохломскими узорами изделие, полюбит его навсегда.

- С каким художественным народным промыслом мы сегодня познакомились?

- Что бы вы ещё хотели узнать о хохломской росписи?

- Искусство Хохломы – это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли.

"Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа красива,

Ты, как и люди служишь Отчизне!"

Ознакомление детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства (хохлома).

Задачи:

Образовательные:

• продолжать знакомить детей с народными промыслами;

• учить детей рисовать на бумаге узоры из растительных элементов (травка, кустики, рябина);

• формировать представления о хохломской росписи, ее происхождении.

Технические навыки:

уметь держать правильно кисть, рисовать кончиком кисти, всей кистью.

Развивающие:

• развивать память, мышление, внимание;

• развивать мелкую моторику рук;

• развивать композиционные умения – правильные пропорции предмета, его расположения в пространстве.

Воспитательные:

• воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства.

Материал у воспитате ля:

Лист А4 поделенные на секции для каждого узора, кисть, гуашь – красная, черная, картинки предметов в хохломской росписи

Материал у дет ей:

Лист белый А4, кисть, гуашь (красная, черная, баночка с водой.

ЗАНЯТИЕ

Вводная часть

Ребята, сядьте полукругом на ковре. Сегодня я вам расскажу о золотой хохломе. Вы знаете, что такое хохлома?

Ребята, хохлома это один из видов народного промысла, именно этой росписью народные умельцы расписывали посуду, столы, стулья и многие другие предметы.

Сели красиво, сейчас я расскажу вам о том, как же появилось эта роспись.

Существует легенда. Жил в одном из нижегородских сел искусный мастер. Резчик по дереву. Делал он чашки ложки, ковши да плошки. Кашу варил, из тех плошек ее ел да не жалел каши для птиц в саду- кормил их. Как то прилетела к нему в сад сказочная птица- жар, золотое перо. Поклевала каши, а улетая задела крылом посуду и стала она золотой.

Это, конечно, сказка. Но когда смотришь на расписные хохломские изделия так и кажется, что тут сказочная птица постаралась.

Посмотрите, как расписаны ложки, дощечки и многие другие предметы окружающие человека.

Создание такой посуды, долгий, кропотливый труд.

Посуда вырезалась из дерева, после чего покрывали жидкой глиной, просушивали, после пропитывали льняным маслом и слегка подсушивали. Потом покрывали специальным металлическим порошком и расписывают красивыми узорами. Под конец покрывали особым маслом (оливой) и высушивали в шкафах-печах. Металлический порошок и масло придавали неповторимый золотой блеск.

Ребята, посмотрите на иллюстрации, скажите, какие основные цвета используют мастера?

Правильно – золотой, красный, черный, зеленый

Именно эти цвета являются основными для росписи хохлома.

Ребята, посмотрите на узоры, на что они похожи?

Похожи на травинки, ягодки, цветы.

Ребята, здесь также можно увидеть кустики, капельки, завитки, криуль.

Ребята, сегодня мы станем молодыми мастерами хохломской росписи. Я вас научу рисовать травку, кустики и рябину, вот так они выглядят.

Хотите попробовать? Ребята, это не простое задание, но думаю вы справитесь.

Садитесь на свои места.

Чтобы правильно нарисовать элементы хохломской росписи, посмотрите внимательно, я покажу как их нарисовать.

Чтобы нарисовать кустик нужно делать вот так:

Берем кисточку, окунаем в черную краску, лишнюю снимаем о край баночки, провожу кончиком кисти линию, слегка ее изгибая, вот так, после рисую травинки этого же цвета, посмотрите, как я рисую травинки, сначала маленькие, после больше и больше. После того, как я нарисовала травинки до середины линии, я рисую травинки более крупные и с изгибом, вот так: кончиком провожу до середины травинки, после всем ворсом и вновь кончиком кисти.

Вот и получается наш кустик.

Следующий элемент это рябина, сначала вы рисуете маленький кустик, вот так, посмотрите внимательно, после рисуете ягоды рябины, они рисуются кончиком кисти, вот так.

Прежде чем начнем, сделаем пальчиковую гимнастику:

- Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни: (дети смотрят на раскрытые ладони и вертят ими).

И вот этак, и вот так, не обидятся никак

(потирание кистями рук).

Раз, два, три, четыре, пять

Не сидится им опять

Рисовать мы захотели.

Ребята, что мы будем украшать?

Какими узорами, как они называются?

Какие краски будете использовать?

Основная часть

Указания к началу работы.

Не забывайте, что работаем аккуратно, соблюдаем пропорции. Если вам нужна помощь поднимите руку, я подойду и помогу вам.

Внимательно посмотрите на мой рисунок, они должны быть похожи.

Стараюсь видеть всех детей, на своем листочке показываю как рисовать элемент хохломы, если у ребенка не получается.

За 5-7 минут говорю детям о том, что пора заканчивать работу, осталось 5 минут.

Кто закончил работу, кладем аккуратно на стол для выставки.

Заключительная часть

Ребята, вам понравилось трудиться?

Какими узорами расписывали дощечку?

Как вы думаете, у вас получилось?

Какой элемент для вас был наиболее сложным?

Привлекаю детей к анализу.

Какие основные цвета используются в росписи хохлома?

Ребята, вы все очень хорошо постарались, посмотрите, как аккуратно расписали дощечки. Какие аккуратные травинки и кустики. Я уверена вашим мамам и папам очень понравятся ваши работы.

формировать навыки и умения организации рабочего места.

Проверьте готовы ли вы к уроку?

Эти липовые ложки,

Блюдца, ковшики, матрешки

Расписала нам сама…

2..Актуализация прошлых знаний.

Говорят давным давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок- умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Себе кашу варил и птицам пшена насыпал. Прилетела как-то раз к его порогу птица Жар…(на предыдущем уроке дети нарисовали жар- птицу свою работу украсили элементами хохломы)

Так мы начинали первый урок по народному промыслу хохломе

3.Работа по теме урока

В каком селе зародился народный промысел?

Хохлома что скрывает за собой это слово?

Расскажите, как расписывают посуду?

Где сейчас находится завод по хохломской росписи?

Какой основной цвет используется в росписи?

Посоветуйтесь и перечислите элементы хохломской росписи.

У вас на партах миски для пшена и элементы различных узоров.

Ваша цель: украсить миску для птицы Жар. Использовать только хохломские узоры. (дети из множества вырезанных узоров выбирают элементы хохломы и украшают миску, многие из них сомневаются и советуются друг с другом) Так на партах появляются миски украшенные узорами.

Полетела Жар- птица махнула крылом

Махнула другим ягодки, листочки(показ движений)

Прилетела на ветку села.

6.Организация рабочего места.

7.Подготовка к практической работе.

Как вы понимаете печати- тычка? (учитель дает возможность ученикам попробовать самим поработать палочками)

подготовка к работе:

а) учитель показывает применение палочки- тычка;

б) рассмотрение ягодок рябины, смородины, брусники;

в) дети пробуют на дополнительных листочках.

Задание: нарисуйте для своей жар- птицы ягоды. Каждый выбирает свою понравившуюся ягодку. Завершая работу, добавьте капельки желтого цвета-цвета золотой осени.

Пока наши работы подсыхают, хочу познакомить вас с современным видом искусства, в котором тоже применяются элементы хохломской росписи. (на слайдах показ автомобиля, клавиатуры компьютера, компьютерной мыши, расписанных хохломскими узорами) Такая роспись выполняется специальным прибором и называется такая техника художественной росписи - аэрография.

-Какие задания вам понравилось выполнять?

-Кто испытывал затруднения?

-Оцените свою работу на уроке.

10.Подведение итогов урока.

Выставка работ на доске. Как вы думаете, ребята, а почему Хохлому называют цветом осени?

Чтение стихов о хохломе (читают дети)

Как волшебница Жар- птица,

Не выходит из ума

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного света

И ромашки луговин.

Краской красной от зари

Блестят они, как золотые

как будто солнцем залитые

Все листочки, как листочки

Здесь же каждый золотой

Красоту такую люди

Посмотрите, как сразу поднялось настроение! Как в нашем классе

Похожие документы:

Купить цветы, растения, саженцы в городах, областях и краях России (2)

. крупноцветковая Сорта: Бланка, Осень, Золотая осень, Зеленая крупная, Принц Уильям . (Ардабьевская), Запорожец (Мирошниченко), Золотая паутинка (Дыбов), Золотая Хохлома (Логутинский), Золотистый кант . (сорт удобен тем, что по осени срезается на ноль .

Приказ № от 20 г. Директор моу сош №13 Л. Н. Богданова Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 1-4 класс

. представлению. 7 В золоте хохломы – золото осени. Рисование кистью золотого петушка. 8 В золоте хохломы – золото осени. Рисование кистью элементов травного узора хохломы. 9 В золоте хохломы – золото осени. Рисование .

Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися ооп система оценки достижения планируемых результатов ооп содержательный раздел

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целями данного урока является прежде всего воспитание интереса и любви к народному искусству, чувства гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России. Знакомство учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Тема урока: Хохломская роспись. Золотая Хохлома.

1. Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы. Объяснить различия между видами хохломской росписи.

2. Формировать умения делать зарисовки по мотивам хохломской росписи. Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности учащихся.

3. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Оборудование:

баночка для воды

печатка-тычок (ватные палочки 2 шт.)

изделия с хохломской росписью, открытки, репродукции

План урока (45 мин):

Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.

Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией хохломской росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.

Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.

Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

Запись на доске: Золотая Хохлома.

Алых ягод россыпь,

У красы точеной

По волнам узоров

В этот несказанный

Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий. У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

(Далее рассказ ведется с демонстрацией изделий Хохломы)

- Эти липовые ложки,

Блюдца, ковшики, матрешки,

Расписала нам сама

- Стулья, доски и полати,

И кроватки и кровати,

Расписала нам сама

- Нет наряднее раскраски,

Будто к нам пришла из сказки,

Где цари и терема,

Но прежде чем посуда попадала в руки купцов, ее изготовляли “золотые” руки мастеров. Как придумали мастера окрашивать деревянную посуду в золотистый цвет без применения золота? Это до сих пор остается загадкой даже для специалистов. Но отработанный веками процесс и сейчас превращает обычное белое дерево в блестящее золотом изделие.

В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.

1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины "вапы". Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.

2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.

3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.

4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.

Вопрос: Какие цвета используют мастера?

Ответ: Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.

Вопрос: Какие узоры вы видите на посуде?

Ответ: Листики, ягодки, завитки, точечки.

Вопрос: А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?

Ответ: У природы – веточки, листки, травка.

Учитель: Правильно! Мастер знает и любит лесную сторону: здесь калине, рябине, бруснике – всяким плодам, цветам и травам раздолье.

Посмотрим внимательнее и увидим, что хохломская роспись делится на два вида: “верховое” письмо и “фоновое”.

Но обычно эти два вида росписи затейливо переплетаются в одном изделии.

Вот ягодки. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычок (ватную палочку). А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды “разживляют” желтым цветом.

Травинка – это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кисточки приходится на самую широкую часть травинки.

Листочек - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.

Из таких элементов можно составить узор.

Как-то празднично жива

От дыхания зимы.

В мир волшебной Хохломы.

Вопрос: Согласны ли вы с этим?

Учитель: А если согласны, то за работу.

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои блюдца на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить то, что лучше всего удалось.

Читайте также: