Конспект урока музыки 5 класс стань музыкою слово 5 класс

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Технологическая карта урока музыки в 5 классе

СОСТАВИТЕЛЬ: Раимова И.З.

высшей квалификационной категории

с. Барда 2019 год

Технологическая карта урока

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.

Метапредметные

Анализировать текст.

Наблюдать, устанавливать закономерности, формулировать (с помощью учителя) выводы, использовать их при выполнении заданий.

Ставить и удерживать цели учебной деятельности

Формировать самооценку.

Использовать изученные способы действий при выполнении учебных заданий.

Регулировать поведение.

Работать в паре (обсуждать способы выполнения работы, планировать совместную деятельность)

Отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное.

Личностные УУД

Формировать способность оценивать своё поведение и поведение других в соответствии с нравственными нормами и правилами этикета

Формировать умение осознавать трудности и стремление к их преодолению

Уметь признавать собственные ошибки

Организовать детей на учебную деятельность

Создаёт настрой на учебную деятельность, мотивацию на самооценивание

-Давайте посмотрим, все ли готовы к уроку? Всё ли лежит ровно на партах? Теперь повернемся к своему соседу по парте и улыбнемся. Надеюсь, наш урок будет наполнен только хорошим настроением и такими яркими улыбками.

Воспринимают на слух

Проверяют готовность к уроку

Регулятивные: умение контролировать себя и свои действия;

Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Актуализация знаний. Постановка цели и темыурока

детей к теме урока.

-Прочитайте пожалуйста эпиграф урока:

«Откройся мысль! Стань музыкою слово! Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал! (Н. Заболоцкий)

-Как вы думаете будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? (Стань музыкою слово!)

-Музыка во все времена училась у поэзии. Если внимательно вслушаться в звучание музыкального произведения, то можно услышать фразы и предложения, восклицания и вздохи.

-На что похожа музыка симфонии? (-на стихи;). Почему вы так думаете?

Все верно, подобно стихотворению в музыке все рифмуется, все соразмерно – и мотивы, и фразы, и предложения. Эта музыка – бесконечное движение, но в этом движении различимы и паузы, и остановки. В ней как будто слышны интонации взволнованной речи человека, которому нужны передышки, чтобы взять дыхание.

Такая прерывистость музыкальной речи, ее деления на фразы, предложения берут начало в те времена, когда слово и музыка еще не были отделены друг от друга.

-Вот слово и песня превратились в симфоническую музыку!

-У музыки и литературы не всегда есть определенный автор, мы знаем что произведения, которые мы сегодня уже слушали на уроке имеют своих авторов.

- А как назвать песню без автора?

- Закличка это призыв. Что же призывали в прослушанной песне?

-Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов.

-Какое настроение в музыке, как она звучала, какие были интонации?

-Конечно же, интонации веснянки слышны в музыке П. Чайковского. Они определяют её выразительность, настроение, танцевальный характер. Основной мотив многократно повторяется, также как повторяются во многих веснянках слова – заклички. И снова песня и слово превратились в инструментальную музыку!!

Цель: выявление многосторонних связей музыки и литературы.

1. Развивать умение находить взаимодействия между музыкой и литературой и выражать их в размышлениях.

2. Обучать более глубокому восприятию литературы и музыки.

3. Развить музыкальный слух, внимание, воображение, фантазию учащихся.

4. Воспитывать культуру восприятия музыкальных произведений.

Предметные: формирование основ художественных знаний как необходимой предпосылки для реализации собственного творческого опыта школьников, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, обобщения, систематизации; помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей.

Личностные УУД: самоопределение, способность к самооценке своих действий, поступков, воспитание любви к классической и современной музыке.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Музыкальный материал урока :

3. П. И. Чайковский. Концерт №1 для фортепиано с оркестром, 3 часть (финал)

Ход урока

1. Организационный момент (приветствие учителя и учеников).

2. Проверка знаний ранее изученного материала.

Ребята, на прошлом уроке мы говорили о том, каким должен быть стих для того, чтобы получилась песня?

Ответ учеников: Он должен быть мелодичным, ритмичным и благозвучным.

Учитель: Сейчас вы прослушаете фрагмент вокального произведения.

Вопрос учителя: Угадайте, какой это музыкальный жанр?

Ответ учеников: Романс - это вокальное произведение, излюбленный жанр великих русских певцов прошлого и настоящего, главная тема этого произведения – любовь.

Учитель: Все правильно: в этом жанре прекрасно уживаются музыка и литература.

Сейчас мы послушаем музыкальное произведение, а вы ответите на вопрос: какое стихотворение легло в основу этого романса и какой композитор воплотил стихотворение в прекрасное произведение?

3. Этап целеполагания (определение темы урока и целей урока).

Ребята, прочитайте эпиграф к уроку.

Стань музыкою, слово!

Учитель: Как вы понимаете смысл данного эпиграфа?

Ответ учеников: Слово должно превратиться в музыку, и повлиять на сердца людей, чтобы торжествовал мир!

Учитель: Да, ребята, эпиграф к нашему уроку отражает вечное стремление запечатлеть в музыкальных звуках всю звонкость стиха, соединить мысли и звук в неразрывное целое.

Подумайте, как будет звучать тема нашего урока? Ответ найдете из эпиграфа к уроку.

Учитель: Ребята, вы отгадали тему урока! А определить цель урока сможете?

Ответ учеников: Выявить связь музыки и литературы.

4. Объяснение новой темы урока.

Слушание музыки (фрагмент).

В песне призывали весну с первыми приметами оттепели, крестьяне зазывали кликами Весну к себе в гости. Особенно готовились к прилету птиц дети: они строили скворечники, делали игрушечных птиц жаворонков, куликов, журавликов. Их поднимали высоко на крыши домов и так заманивали живых птичек. Подражали птичьим голосам при помощи свистулек, сделанных из глины.

А родители своим деткам пекли печенье и булочки, похожие на жаворонков. Дети их кушали, да пели зазывные песни – веснянки, в которых была главная просьба, чтобы весна приходила скорее, не задерживалась в теплых краях.

Вот как слово и песня превратилась в симфоническую музыку!

Но не только народная музыкально – поэтическая культура была источником для развития музыки. Все жанры вокальной музыки, от песни до оперы, учились искать вдохновение у поэзии для того, чтобы передать в музыке все оттенки смысла и чувств, что приводило иногда к созданию необыкновенно выразительных произведений.

• Как вы думаете, какие литературные источники одни из первых дали жизнь значимой части музыкального наследия?

• Как называется такая музыка?

• В чём её особенность?

- Что вы сможете сказать о прослушанном произведении?

Ответ детей: От музыки веет светом, чистотой, она очень красива; произведение звучит плавно, спокойно, размеренно, в нём много распевов, что придаёт ей задумчивость.

- Что такое молитва?

Ответ детей: Это обращение к Богу, к святым мученникам, Богородице – мольба о помощи, укреплении духовных сил.

«В минуту жизни трудную,

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

Вопрос учителя: Ребята, а теперь постарайтесь ответить на вопрос – может ли музыка взаимодействовать с произведениями любых литературных жанров?

Выслушать ответы детей.

4. Итог урока.

Ребята, подведем итоги урока :

- творчество композитора может превратить стихотворение в музыкальное произведение, так поэзия становится частью музыки;

- литература и музыка : их союз навсегда оказал благородное воздействие друг на друга; - литература даёт жизнь многим жанрам музыкального искусства.

Вокальные жанры: песни, романсы, кантата, оратория.

Сценические жанры: опера, балет, оперетта.

• Жанры программной музыки : инструментальные произведения с литературным описанием.

5. Вокально-хоровая работа.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что вам больше всего понравилось?

- Какую музыку вы слушали на уроке?

- Какое у вас стало настроение после нашего урока?

7. Домашнее задание: в тетради дописать значение слов.


Конспект урока "Стань музыкою, слово"

Венера Керимова 11.03.2017 871 144 0 Музыка / Уроки

Цель урока: развивать умение находить сходства между музыкой и литературой, их взаимопроникновения; способствовать проявлению навыков вокально-хоровой деятельности.
Задачи:
- способствовать нахождению взаимодействия между музыкой и литературой;
- развивать умение слушать и анализировать музыкальное произведение, формулировать ответы на вопросы;
- создать условия для наблюдения в произведениях примеров содружества нескольких видов искусств;
- способствовать овладению художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушание музыки, пении, музыкально-пластическом движении, импровизации)
- воспитывать чувство гордости за свою Родину; знание культуры своего народа, своего края.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование эмоционально глубокого восприятия образно-смыслового содержания музыки и поэзии.

Тип урока: комбинированный.

Задачи урока:

познакомить с новым жанром вокальной музыки – кантата;

развивать умение анализировать поэзию с точки зрения её музыкальности;

воспитывать эмоциональный отклик на звучащую музыку, умение вдумчиво, внимательно слушать и анализировать музыкальные произведения.

Сценарий урока:

2. Повторение. Беседа о связи поэзии и музыки.

При всём могуществе своих возможностей музыка во все времена училась у поэзии. Если внимательно вслушаться в звучание музыкального произведения, то можно различить фразы и предложения, восклицания и вздохи. А ведь всё это является принадлежностью человеческой речи!

4. Новый материал. Слушание и анализ фрагмента кантаты.

Кантата – это крупное вокальное произведение для хора, солистов и симфонического оркестра. (Записи в тетради, работа со словарём.)

Понятно, что два такие разные образа по-разному запечатлены и в музыке. Суровый зимний образ передан в низких партиях басов и теноров, а противоположный ему – мечтательный и тёплый – в высоких партиях сопрано и альтов.

5. Повторное слушание. Разучивание главной мелодии.

Прослушать хор ещё раз, выучить главную мелодию первого шестистишия. Вспомнить виды хоров, тембры голосов, определения вокализ, сопрано.

6. Итог урока. Вывод.

Случайно ли обратился композитор именно к этому произведению С.Есенина? и почему он увидел в нём возможности именно хорового воплощения?

Слушая музыку Свиридова, мы убеждаемся, как необходима для точной передачи этого образа именно хоровая разноголосица, в которой отчётливо изображены и шум ветра, и сила вьюги, и суровый зимний лес, и ясная тёплая весна. А в партии симфонического оркестра так ярко передаётся завывание разбушевавшейся снежной бури!

Значит, хоровая музыка, как и любая другая способна выражать самые разные образы. Она обладает яркими изобразительными возможностями.

Художественные возможности хоровой музыки огромны. И прежде всего – это большое, объёмное звучание хора от мягких глубоких басов до прозрачного, чистого сопрано. А когда к хору присоединяется симфонический оркестр, тогда звуковое пространство становится ещё более полным и насыщенным.

7. Домашнее задание.

Подобрать поющее стихотворение, проанализировать с точки зрения музыкальных особенностей, составить план озвучивания.

Читайте также: