Конспект занятия дефектолога по развитию речи

Обновлено: 07.07.2024

Задачи: закрепление понимания предлогов. Накопление пассивного словаря. Обучение выполнению инструкций с помощью игрушек. Воспитание потребности в речевом общении. Развитие мелкой моторики. Формирование представлений о домашних животных. Активизация речевого подражания. Воспитание слухового внимания. Развитие правильного речевого выдоха . Формирование умения вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции.

Ход занятия:

Сегодня к нам в гости пришла кошка. Какая кошка? Маленькая. А Саша какая? Большая. Покажи, какая Саша большая. А какая кошка маленькая? Вот такая маленькая (показывает с помощью пальцев и интонации). Давай посмотрим, что есть у кошки. У кошки есть голова, глаза, нос, уши, усы, лапы, хвост, туловище. Как кошка мяукает? Правильно, мяу-мяу.

4. Динамическая пауза.

По дороге белой, гладкой,

Скачут пальцы, как лошадки.

Скачет резвый табунок.

8.Дыхательная гимнастика. Кошка принесла красивый цветок. Покажи , как ты подуешь на цветочек.

10. Игра с вкладышами.

11. Рисование пальчиковыми красками.

Кошка принесла Саше красивые картинки, но их нужно раскрасить. Саша будет рисовать красками? Дефектолог показывает, как надо рисовать.

12. Итог занятия. Дефектолог вспоминает, чем занимались на занятии, хвалит ребёнка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Отдел образования г. Актобе

Область: Коммуникация . Раздел: Развитие речи

Дефектолог : Шарова О .Г.

Технологическая карта организованной учебной деятельности для специализированной группы № 3

Действия дефектолога

Действия детей

Индивидуальная работа

Мотивационно-поисковый

Выполняют элементы артикуляционной гимнастики на звукоподражание по образцу дефектолога. Рассматривают иллюстрации людей различных профессий, проговаривая их названия по образцу дефектолога. Беседуют с педагогом о том, чем занимаются люди тех или иных профессий и какие необходимые атрибуты им для этого нужны

Активизировать в речи Абиры звукоподражания

Организационно - поисковый

Внести карточки с изображением повара, врача, художника, музыканта, строителя, а также необходимые им атрибуты (черпак, шприц, кисти и гуашь, барабан, кирпичики), предложить детям соотнести карточки с предметами. Показать приёмы верного соотнесения на своём примере. Понаблюдать за работой детей, помогая затрудняющимся. Тренировать в процессе дидактической игры проговаривание названий профессий и необходимых атрибутов детьми.

Рассматривают карточки с изображением повара, врача, художника, музыканта, строителя, а также необходимые им атрибуты (черпак, шприц, кисти и гуашь, барабан, кирпичики). Наблюдают за приёмами верного соотнесения карточек и предметов дефектологом. Подбирают по просьбе дефектолога каждой карточке нужный предмет. Тренируются в проговаривании названий профессий и необходимых атрибутов в процессе дидактической игры.

Помочь Бекжану в сопоставлении карточек с необходимыми предметами

Рефлексивно -корригирующий

Похвалить детей за старание на занятии, отметив наиболее активных. Сообщить о том, что все карточки и атрибуты верно сопоставлены и теперь можно отдохнуть. Предложить поиграть в игру с любым понравившимся атрибутом, обыгрывая ту или иную профессию.

Радуются похвале дефектолога и тому, что смогли верно сопоставить карточки с предметами. С удовольствием играют с любым понравившимся атрибутом, обыгрывая ту или иную профессию.

Дефектолог – это специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Иными словами дефектолог в узком смысле – это коррекционный педагог.

В связи с переходом на новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и качественно иную парадигму образовательного процесса, претерпевает изменения содержательная часть профессиональной деятельности специалиста образовательного учреждения, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья– учителя-дефектолога.

Стандартом учитываются образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагается создание специальных условий в образовательном учреждении для их обучения и развития, обеспечивающих коррекцию и преодоление (полное или частичное) нарушений в развитии ребенка. Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики.

Дефектолог выполняет следующие функции:

  • Проводит подробное обследование особенностей развития каждого ребенка, определяет его способности к обучению, организует работу, направленную на максимальную компенсацию и коррекцию недостатков развития детей;
  • Устраняет пробелы в усвоении программного материала по основным предметам
  • Повышает познавательную активность и развивает основные психические процессы у детей (восприятие, внимание, память, мышление и др.);
  • Развивает коммуникативную деятельность детей.

Развивающее занятие в младшей группе "Матрешки"

Конспект индивидуального логопедического занятия

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий "Моя страна, город, улица"

Цели: коррекционно-образовательные: - продолжать знакомить детей с малой родиной; - расширять представления детей о родном городе; .

Индивидуальное занятие по логопедии

Конспект индивидуального логопедического занятия

Конспект занятия по развитию речи

Игры на закрепление правильного звука

Конспект логопедического занятия по развитию речи на тему "Собачья упряжка в Тундре"

15.05.2019 | Анна Новик 19 комментариев В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей. Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов. В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или. Читать далее

задержка речевого развития - упражнения для запуска речи у малышей - анна новик


В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Об авторе: Анна Новик

Педагог с 25-летним опытом. Три профильных образования. По первому образованию Анна — учитель музыки, музыкальный руководитель в дошкольных заведениях. По второму — возрастной психолог, преподаватель психологии. По третьему — логопед.

В последние годы Анна ведёт занятия по раннему комплексному развитию в своём детском центре, и в её группах нет свободных мест.

Reader Interactions

Comments

Отличная статья.Спасибо Анне.

Спасибо большое. Как родитель мне стало понятно, как нужно заниматься со своими детьми.

Очень актуальная тема ,все так хорошо подготовленно бери и используй,большое спасибо,желаю творческих успехов и здоровья

Спасибо !! Статья очень полезная!

Понятно.Чётко. Кратко. Спасибо

Спасибо, Анна! Вы большая УМНИЧКА!

Очень полезная статья! Прекрасное изложение материала!

Интересная статья. Я уверена, она сможет помочь родителям.
РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Читайте также: