Конспект занятия закрепление гласных

Обновлено: 30.06.2024

воспитывать умение работать в коллективе, помогать и поддерживать друг друга.

Оборудование:

Ход организованной образовательной деятельности

1. Вводная часть

Воспитатель показывает детям необычную коробку. Дети рассматривают , делают предположения о содержимом. Открывают, а в ней бабочки, брошки красного цвета.

- Скажите, а к кому мы все таки отправимся? И почему у нас все украшения красного цвета? (Ответы детей)

-Подумайте, ребята, что мы обозначаем красным цветом? Правильно, гласные звуки. Мы с вами отправимся в страну гласных звуков.

Что такое гласные?
Ох, пока не ясно мне!
Объясните поскорей,
Чтобы стала я умней!

Гласные – это звуки, которые мы произносим голосом, свободно, без препятствий. Они поются, и обозначаем мы их красным цветом.

Ну что же нам пора отправляться в путь. Я предлагаю взять с собой подарок-игру, в которую мы все вместе сможем поиграть. А отправимся мы с вами на транспорте, название которого начинается с гласного звука.

На каникулах, друзья,
Я и вся моя семья.
Польшу, Францию, Каир –
Мы объедем целый мир,
Все места на глобусе
В новеньком. ( автобусе)

Занимайте места, мы отправляемся в страну гласных звуков. А чтобы нам не было скучно, мы прослушаем песню, из которой узнаем, что звуки произносит не только человек, но и животные тоже издают звуки. Мы даже можем по этим звукам угадать название животного. (Дети занимают места и в сопровождении песни все отправляются в страну гласных звуков.)

2. Основная часть.

-Ребята, мы приехали. Посмотрите, какая интересная, необычная страна. Давайте подойдем поближе и рассмотрим здесь все повнимательней.

-Но почему мы здесь никого не видим, никого не встретили? Наверное, потому, что это страна звуков , а звуки невидимые.

- Как вы думаете, почему у домов красные крыши? (т.к. звуки гласные)

- А почему здесь всего 6 домов? (Потому что гласных звуков всего 6)

- Назовите их , ([ a ],[ o ],[у],[э],[ы],[и]).

Назовем слова, начинающиеся на звук [ a ] , например, АРБУЗ (вывешивается картинка), далее – автобус, апельсин, ананас, абрикос, актер, артист и т.д.

Назовем слова, начинающиеся на звук [о] , например, ОСЛИК (вывешивается картинка), далее – окна, обруч, облако, остров, окунь, озеро и т.д.

Назовем слова, начинающиеся на звук [у] , например, УКРОП (вывешивается картинка), далее – улитка, утюг, удочка, урожай, укроп, учитель, ученик и т.д.

Назовем слова, начинающиеся на звук [и] , например, ИГОЛКА (вывешивается картинка), далее – индюк, ирис, Илья, икра, Ирина, ива, иволга и т.д.

Назовем слова, начинающиеся на звук [э] , например, ЭСКИМО (вывешивается картинка), далее – этажи, экскаватор, экран, эхо, и т.д.

Давайте определим количество слогов в названиях картинок, которые есть на доске.

Произнесем слово… Сколько слогов в слове…. Почему вы так думаете… Назовите эти звуки…

Мы разделимся на пары. (Дети делятся на пары)

Вы получите карточку с пятью окошками и карточки-картинки с изображением различных предметов. По моей команде вам необходимо найти нужную картинку и заложить ею пустое окошко. Задание считается выполненным, если очередность картинок будет верной.

Положите на первое окошко картинку с изображением предмета, название которого начинается на гласный звук [э] (эскимо) .

Положите на второе окошко картинку с изображением предмета, в названии которого гласный звук [и] стоит в середине слова (кит).

Положите на третье окошко картинку с изображением предмета, в названии которого два гласных звука [о] и [а] (бочка) .

Положите на четвертое окошко картинку с изображением предмета, в названии которого два гласных звука [у] (кенгуру)

Положите на пятое окошко картинку с изображением предмета, название которого оканчивается на гласный звук [ы] (часы)

Какая картинка осталась? (Сыр) В этом слове звук [ы] стоит … в середине, сейчас вы находили слово, где звук [ы] стоит в конце. А может ли этот звук стоять в начале?

В русском языке увы, Не бывает слов на Ы!

Проверяем… (Воспитатель показывает правильно заполненный образец на доске)

С этим заданием вы справились, а сможете ли вы легко отличить гласные звуки от согласных? Проведем небольшую эстафету, вы должны как можно быстрее, по очереди принести мне карточки с изображением предметов, названия которых начинаются на гласные звуки. Будьте внимательными, не ошибитесь! Начинаем ..

Молодцы! Ребята, это удивительная страна, только очень жаль, что жители этой страны невидимые. Но мы можем им помочь… Как? Давайте вспомним, звуки мы слышим и произносим, и у каждого звука есть свое обозначение, символ, портрет, это … буква. А буквы как известно мы видим, пишем, читаем. Мы соберем эти символы, и всем станет ясно что за звуки живут в этой стране.

Дети коллективно собирают буквы из конструктора. (с опорой на образец)

Какие буквы у нас получились? А, О, У, Ы, Э, И.

Я предлагаю помочь и прикрепить эти буквы на домики. Но вот задача, надо догадаться куда какую букву нужно прикрепить. На помогут картинки, названия которых начинаются с гласных звуков. (Где АРБУЗ – А, ОБЛАКО – О, УЛИТКА – У, ИГОЛКА – И, ЭКСКАВАТОР – Э, в пустое окошко – Ы)

В русском языке увы, Не бывает слов на Ы!

Дети прикрепляют карточки с буквами на домики. (с помощью пластилина или магнита)

Нам пора прощаться с этой замечательной страной , мы помогли её жителям (Чем?) Вам понравилось? Что именно? И на память я предлагаю взять себе подарок –букву, но сделать её нужно своими руками.

Воспитатель подводит детей к уголку творчества и предлагает детям несколько вариантов: раскрасить цветными карандашами, штриховка буквы, лепка из соленого теста, аппликация . Дети самостоятельно выбирают вариант подарка.

Под музыку №3 выполняют творческое задание.

Ребята, я вижу вы уже готовы. Какие буквы мы забираем с собой на память? Нам пора отправляться, скажем до свидания, до новых встреч.

Под музыку №4 дети уезжают домой.

3. Заключительная часть.

Вот мы и приехали. Ребята, у кого в гостях мы побывали? Вам понравилось? Вы все гласные звуки запомнили? Сколько их? Назовите. Каким цветом они обозначаются? Почему мы называем их гласными?.

Цель: Закрепить ранее полученные знания о гласных звуков.

Задачи: развивать фонетическое восприятие и слух, навыки звукового анализа (различать на слух гласные и согласные звуки, определять место звука в слове). Составлять самостоятельно предложения; упражнять детей в словообразовании.

ВложениеРазмер
gramota.docx 15.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема "Закрепление гласных звуков"

Цель: Закрепить ранее полученные знания о гласных звуков.

Задачи: развивать фонетическое восприятие и слух, навыки звукового анализа (различать на слух гласные и согласные звуки , определять место звука в слове ). Составлять самостоятельно предложения; упражнять детей в словообразовании.

1. Артикуляционная гимнастика.

Мы прижмем язык зубами — та-та-та, А теперь прижмем губами — па-па-па.

От топота копыт пыль по полю летит

Закрепление понятия звук.

Выставляется несколько панно: Звуковые домики красного, синего и зеленого цветов. В окошках домиков кружочки такого же цвета. Вносится кукла.

3. Игра со словом ВЫБЕРИ СЛОВО

Сначала вызвать менее подготовленных детей. Назвать их звуками д, ы, м. Вызвать к себе не по порядку: ы, м, д — дети должны встать правильно, так, чтобы получилось слово. Поставить фишки на схему: м, ы, д.

Шел по берегу петух,

Шаги с раскачиванием в стороны.

Поскользнулся — в речку бух!

Круговое движение руками, присесть.

Будет знать петух, что впредь

Подъем, погрозить пальцем.

Надо под ноги смотреть.

Составьте предложение со словом ВЕСНА. (Весна наступила рано.) Сколько слов в предложении? Какое слово первое? Назовите второе слово в предложении. Какое следующее слово?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять гласный звук в начале, середине, конце слова; показать смыслоразличительную роль гласных; развивать фонематическое восприятие, внимание, память; воспитывать наблюдательность к языковым явлениям.

1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память.

2. Обобщение знаний о звуковом составе слова.

3. Дифференциация понятий "гласные и согласные звуки".

4. Развитие фонематического анализа и синтеза.

5. Развитие мышления.

Оборудование:

Буквы, таблицы, слоговые схемы, волшебный мешочек, предметные картинки (усы, куртка, дым, стол, туфли, санки, дом и.т.д).

Ход занятия:

Воспитатель: — П… Т… К … X… Что случилось? Дети, пока я вас учила, звуки гласные забыла! Помогите пожалуйста вспомнить гласные звуки.

Звуки гласные мы знаем,

Без труда их различаем.

Вызываем по порядку

Наши звуки на зарядку.

[А] — откройте рот пошире,

Руки в сторону — три, четыре.

[У] — надул капризно губки,

Подними скорее руки!

[О] — округлив побольше губы,

О, прикрыл немного зубы.

Согни руки в колесо,

[И] — Улыба, весельчак,

Он смеется звонко, так.

Руки в стороны развели

И немного потрясли.

[Ы] — Хоть гласный, но тихоня,

Все зевает он спросонья.

Бок рукою он подпер,

Ногу в сторону отвел,

Другой рукою потянулся

Словно только что проснулся.

[Э] — В задумчивом сомненье,

Он высказывает мнение.

Уважительный я звук,

Поклонюсь я всем вокруг.

Воспитатель:

- А, У, О, Ы, И –

Вот такие все они,

Нет для них нигде преграды.

Петь мы эти звуки рады.

(Дети поют заданный гласный звук).

Воспитатель:

- А теперь еще игра

Мяч скорее мне сюда!

Подарю вам звуки я,

Вы вернете мне слова.

Ты подумай, милый друг,

Чтобы был вначале звук.

(Игра с мячом — мяч возвращается воспитателю со словом, начинающимся на заданный звук; А — автобус, У — улитка и т. д.)

Ответы детей.

Воспитатель:

Спасибо, дети, вы помогли мне вспомнить гласные звуки, и я хочу с вами поиграть. (Дети садятся на свои места).

Постановка цели занятия.

Воспитатель: — С какими звуками мы сейчас играли?

Дети: - с гласными.

Воспитатель: — Почему мы их называем гласными?

Дети: - потому что, когда мы их произносим, воздух через рот проходит свободно, нам ничего не мешает.

Игра с волшебным мешочком.

Воспитатель:

-Звуки-хозяева хотят с вами поиграть. Они приготовили для вас задания. Вот волшебный мешочек. В нем спрятались разные предметы, вынимая по одному предмету из мешочка, необходимо сказать его название, выделить и назвать звук, с которого начинается данное слово. Показать нужную букву, соответствующую данному звуку.

Воспитатель: Молодцы ребята вы и с этим заданием справились! А сейчас будем отгадывать загадки.

Сам - алый, сахарный;

кафтан – зеленый, бархатный.

Ответы детей: арбуз.

Воспитатель: какой первый звук в слове Арбуз?

Ответы детей: первый звук А

Длинная и гибкая,

Охотится за рыбками.

Порой пуста, как дудочка,

А петь не может.

Ответы детей: удочка.

Воспитатель: какой первый звук в слове Удочка?

Ответы детей: первый звук У.

Не моторы, а шумят.

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят

Ответы детей : осы.

Воспитатель: какой первый звук в слове Осы?

Ответы детей: первый звук О.

В узкий глазок вдета тонкая нитка,

И поплыла за корабликом прытко.

Шьет, зашивает, и колется колко

А называют кораблик -……

Ответы детей : иголка.

Воспитатель : какой первый звук в слове Иголка?

Ответы детей: первый звук И.

Воспитатель:

Молодцы ребята, все загадки отгадали!

- А какие звуки мы назвали?

Ответы детей: Гласные.

Воспитатель: А какие еще звуки бывают?

Ответы детей: Согласные.

Воспитатель: Молодцы ребята!

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)

Дети встают в кружок.

А теперь откройте глаза и найдите на столе картинку, в названии которой есть этот звук.

Дети выполняют.

Проверяем. Каждый называет свой звук и картинку, а остальные, если согласны, хлопают в ладоши.

Цели: Коррекционно – образовательные: Закреплять произношение гласных, а также их слитное произношение в звукоподражаниях; закреплять умение пользоваться указательным жестом.
Коррекционно – развивающие: Развивать зрительное восприятие; мелкую моторику; артикуляционную моторику; внимание.
Коррекционно – воспитательные: Воспитывать интерес к занятиям, усидчивость, желание доводить начатое до конца.
Социализирующие: Установление эмоционального контакта, обеспечение стрессового контроля, создание ситуации успеха (с помощью тактильного и словесного поощрения).

Оценить 725 1

Конспект индивидуального логопедического занятия

Тема: Закрепление произношения гласных звуков.

Коррекционно – образовательные: Закреплять произношение гласных, а также их слитное произношение в звукоподражаниях; закреплять умение пользоваться указательным жестом.

Коррекционно – развивающие: Развивать зрительное восприятие; мелкую моторику; артикуляционную моторику; внимание.

Коррекционно – воспитательные: Воспитывать интерес к занятиям, усидчивость, желание доводить начатое до конца.

Социализирующие: Установление эмоционального контакта, обеспечение стрессового контроля, создание ситуации успеха (с помощью тактильного и словесного поощрения).

Ход занятия

Структурные компоненты

Визуальные картинки

Содержание работы

Деятельность педагога

Деятельность ребёнка

- Здравствуй. Сегодня светит солнце и у нас хорошее настроение. Мы с хорошим настроением будем с тобой заниматься.

Ребёнок занимает своё место около логопеда перед зеркалом.

Ребёнку предъявляются картинки с изображением бегемота, лягушки, лошадки.

- Широко откроем ротик, как голодный бегемотик! “А”

-Улыбаюсь, как лягушка, очень милая подружка! “И”.

-Подражаю я слону, губки хоботом тяну” “У”.

-Эй лошадка не скачи, зубки только покажи! “Ы”.

Ребёнок длительно произносит звук “А”.

Длительное произнесение звука “И”.

Длительное произнесение звука “У”.

Показывает зубы, произнося звук “Ы”.

Закрепление указательного жеста, понимание инструкций.

Закрепление указательного жеста: “ - Покажи лошадку. Покажи лягушку. Покажи бегемота. Кто улыбается? Кто открыл рот? Кто показывает зубки?

Упражнение для языка.

Для движений языка влево и вправо, на уголки губ нанести немного варенья.

Тоже для движений языка вверх и вниз. Только лакомство нанести над верхней и нижней губой.

Ребёнок указательным жестом выполняет инструкции педагога.

Ребёнок слизывает лакомство и выполняет упражнение для языка.

- Посмотри, какая у нас есть яркая прищепка. Сейчас она поиграет с твоими пальчиками.

Педагог на каждый пальчик ребёнка слегка надавливает, произнося звуки “А, О, У, И, Э” сначала на левой, затем на правой руке.

Ребёнок повторяет звуки за педагогом.

Развитие зрительного восприятия

На полу разложены большие гласные буквы. Педагог предъявляет по одной маленькой букве ребёнку.

- Давай найдём для каждой буквы свой домик.

Педагог показывает букву: “ - Найди такую”.

Педагог обязательно хвалит ребёнка, за каждую правильно найденную букву.

Ребёнок смотрит на букву – вкладыш у педагога в руках и на полу находит соответствующую большую букву, вкладывая в неё вкладыш с маленькой.

Работа над модуляцией голоса.

- “Посмотри, к нам летит самолёт!

Сейчас он летит тихо “У”, а теперь громко “У”!

Скажи тихо (педагог показывает картинку “тихо”), а теперь громко (меняет картинку на “громко”).

Затем педагог меняет картинки одну на другую.

“ - Девочка плачет тихо “О”, а теперь громко “О!”.

Ребёнок меняет модуляцию голоса с тихого на громкий, в зависимости от показанной картинки.

Слитное произношение гласных в звукоподражаниях.

Ребёнку предъявляется картинка:“ Девочка в лесу”.

“ - Скажи, как зовёт? Ау. Повтори”.

Затем предъявляются поочерёдно другие картинки: “Ослик” (ИА), “Плачет малыш” (УА).

Затем педагог предлагает показать, кто говорит так “ИА”, а кто так “УА”.

Ребёнок воспроизводит звукоподражание “АУ”, глядя на картинку. Затем ИА, УА.

Ребёнок показывает на соответствующую картинку.

Рисование на песке пальчиком.

Педагог вместе с ребёнком рисует пальчиком на песке.

Играет на песке, комментируя рисунки. Круги – похожи на букву “О”, поставим палочку посередине – получилась буква “А” и т.д.

Рисует на песке. Проговаривает получившиеся буквы.

Ребёнку предлагается поощрение в конце занятия.

“ - Ты хорошо занимался, молодец! Какую конфету хочешь, зелёную или красную? Покажи. Проси. Молодец!”

Ребёнок показывает на конфету, делает просительное движение руки, чтобы получить поощрение

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.


Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Материал поможет расширить представления детей о весеннем празднике – 8 Марта.Учащиеся познакомятся . Подробнее.

Спасибо большое за Ваш отзыв, нам очень приятно! Цели и задачи непосредственно прописаны в конспекте. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: