Конспект занятия вирус сквернословия

Обновлено: 29.04.2024

Форма: беседа с элементами тренинга.

Цель: познакомить кадет с пагубным влиянием сквернословия на личность .

· расширить знания кадет о вредных привычках;

· формировать стойкую неприязнь к матерщине;

· прививать этические нормы бесконфликтного общения;

· побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию;

· развивать у кадет коммуникативные способности.

Подготовительная работа : назначить ведущих информационного блока (2 кадета); обеспечить их текстами.

слова: Отчизна, мать, правда, добро, любовь, верность, надежда, дружба, ненависть, измена, ложь, прикольно, супер, облом, трус, предатель;

рифмы для антирекламы: мат - ад, брат, богат, девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват, концентрат; материться - добиться, злиться, больница, лечиться.

Использование современных образовательных технологий:

Современные образовательные технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе

Этапы воспитательного мероприятия,

на которых применяются образовательные технологии

Элементы личностно - ориентированных технологий

На всех этапах (подготовительный этап, организационно-мотивационный этап, основной этап, заключительный этап).

Элементы технологии проблемной деятельности

Элементы информационно - коммуникационных технологий

Основной этап . Презентация, использование интерактивной доски

Элементы технологии проблемной деятельности

Образовательные ресурсы ( оборудование ):

1. Интерактивная доска.

Подготовительный этап: поиск информации по теме.

I . Организационный этап.

1. Организация класса.

2. Мобилизующее начало. Постановка цели, задач.

II . Основной этап.

5. Творческие задания.

5.2. Антиреклама сквернословия.

III . Заключительный этап.

2. Заключительное слово воспитателя.

Ход мероприятия:

I. Организационный этап.

1. Организация класса. Создание доброжелательного, творческого, рабочего настроя.

2. Мобилизующее начало. Постановка цели, задач.

Много слов на земле. Есть дневные слова -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу,-

Как знамёна в чехле, их в душе берегу.

Кто их часто твердит - я не верю тому,

Позабудет о них он в огне и дыму.

Он не вспомнит о них на горящем мосту,

Их забудет иной на высоком посту.

Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,

Оскорбляет героев бесчисленный прах,

Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,

Не твердя этих слов, умирали за них.

Пусть разменной монетой не служат они,-

Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту -

Береги изначальную их чистоту.

Когда радость - как буря, иль горе - как ночь,

Только эти слова тебе могут помочь!

II . Основной этап.

Так что же такое сквернословие?

Ответы кадет.

Ответы кадет.

Это тяжелое психическое заболевание, встречается достаточно редко. Но в последнее время совершенно здоровые люди сознательно или бессознательно копируют симптомы этого заболевания.

Но об этом попозже. Сначала послушайте отрывок стихотворения А.А. Ахматовой:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле – печаль

И долговечней - царственное слово.

Царственное слово - самое долговечное на земле. Как вы думаете, что имеет в виду Ахматова: какое-то конкретное слово или слово как Божий Дар? Ответы кадет.

(Можно предложить воспитанникам прокомментировать эти слова, поделиться своей информацией.)

Россия - страна православной традиции. Православная церковь всегда учила бережно относиться к слову. И народная мораль осуждала многословие. Празднословие, пустословие, суесловие, болтовня - вот сколько слов, в которых содержится осуждении пустопорожних разговоров.

Примерные ответы кадет:

- В словах люди красуются друг перед другом - это грех.

- Многословие рождает споры, раздоры.

- Празднословие и пустословие, как правило, это осуждение и обсуждение, сплетни.

- Пустые разговоры ведутся вокруг примитивных, низких тем, человеку некогда задуматься о Боге, о смысле жизни.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Эти строки родились в годы Великой Отечественной войны, когда нашей армии ценой колоссальных потерь удалось отбросить фашистов от Москвы. Тогда миллионы русских поняли, что они отстоят свою землю любой ценой. Солдаты воевали за Родину, за свой дом, за березку под окном, мало кто думал о том, как сохранить русскую речь.

Но для Ахматовой сохранить великое русское слово означало сохранить родной язык, а значит сохранить великий русский народ. В этих словах - и завещание потомкам: хранить родное слово чистым, свободным, не давать его на поругание. Только так можно сохранить свой народ, свою историю и культуру. С тех пор прошло почти 80 лет.. Можем ли мы сказать, что сохранили русское слово свободным, чистым, что не стыдно его передать следующим поколениям?

Примерные ответы кадет:

- Много слов иностранных, английских.

- Много исковерканных слов.

- Слова пересыпаны матом, ругательствами.

- Молодежь употребляет всего 30-40 слов, ничего не читает.

- Очень много сквернословия.

Воспитатель: Да, судя по тому, как говорят наши кадеты, мы не выполнили этого завета.

Слайд 6. Я прошу всех взглянуть на слайд, и сказать, какими из предложенных слов можно убить, какими - спасти, какими - вдохновить?

(Отчизна, мать, правда, добро, любовь, верность, надежда, дружба, ненависть, измена, ложь, прикольно, супер, облом, трус, предатель).

Ответы кадет.

Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух. Какие это слова?

Ответы кадет.

(Кадеты выполняют задание.)

Воспитатель: Мне кажется, у нас в аудитории стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!

Воспитатель: Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова. Вернемся к началу нашего разговора. Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом - необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае, возникают болезни.

Гереханов Руслан: Скверные слова присутствуют в лексике большинства народов. Но везде и всегда их употребление было ограничено или запрещено.

Цуриков Арсений: Все признают, что нецензурная брань в современной России приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической.

Слайд 10. В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:

первая стадия , когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

вторая стадия , когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или ради напускной удали;

третья стадия человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Еще позже - он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.

Воспитатель: Итак, вы ознакомились с фактами, которые касаются сквернословия. Предлагаю обсудить эти факты.

- Сейчас в моде здоровый образ жизни. Люди занимаются физкультурой, следят за своим весом, выполняют режим дня. Как вы считаете, совместимы ли сквернословие и здоровый образ жизни?

- Сквернословие - это вредная привычка. Какие еще вредные привычки вам известны? Почему их называют вредными? (Наркомания, курение, токсикомания, наркомания, телемания, игромания, компьютеромания и т. п. Они разрушают организм человека, ведут к болезням, смерти.)

- Согласны ли вы, что нецензурная брань, сквернословие могут быть заразными, вызывать зависимость?

- Есть ли у вас зависимость от сквернословия? Собираетесь ли вы с ней бороться?

- Считаете ли вы что мат, курение, алкоголь, наркотики помогают расслабиться? Или для этого можно найти другие способы (туризм, спорт, коллекционирование, музыка, другие увлечения)?

5. Творческие задания.

Воспитатель: Есть такая точка зрения, что мат ведет к развращению, отуплению, вымиранию народа. И нынешняя эпидемия мата - это угроза национальной безопасности России.

Высказывания кадет.

У нас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно четырех:

- перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию;

- избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова;

- читать русскую классическую литературу;

- запоминать стихотворения, афоризмы.

Слайд 12. 5.2. Составление антирекламы сквернословия.

Воспитатель: Доказано, что мат отрицательно влияет и на окружающих, на всех, кто слушает нецензурную брань. Сейчас во многих городах России проводятся акции по борьбе с матом. Самая решительная борьба развернулась в Белгороде. Всех, кто ругается в общественных местах, ждет штраф - от 500 до 1500 рублей. Уже собрали штрафов на 0,5 миллиона рублей. Треть этой суммы пойдет на премии милиционерам, которые задержали нарушителей. Активисты акции - студенты, журналисты - придумали остроумные лозунги против сквернословия. Это своеобразная антиреклама мата.

Например (читает Чирва Антон):

- Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!

- Матюгайся почаще, и будет тебе несчастье!

- Наше условие - долой сквернословие!

Смогли бы и вы придумать такие лозунги? В качестве подсказки можете использовать рифмы, написанные на слайде.

(кадеты выполняют задание, читают свои лозунги.)

Материал для работы: мат - ад, брат, богат, девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват, концентрат;

материться - добиться, злиться, больница, лечиться;

Примерные варианты лозунгов:

- Кто использует мат, тот умишком небогат (тот немного глуповат)!

- Мат - это помоев ушат.

- Мат - дорога в ад.

- Мат уродует девчат.

- Хочешь успеха в жизни добиться - книжки читай, прекращай материться!

- Сколько будешь материться, столько будешь и лечиться.

- Мат - это ядов концентрат!

- В классе мы найдем управу на словесную отраву!

- Мат, ребята, не забава, а словесная отрава!

III . Заключительный этап.

1. Рефлексия.

Воспитатель: Изменилось ли ваше отношении к сквернословию? Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки? (Ответы кадет.)

И еще прошу дополнить фразы:

Я постараюсь больше…. Я постараюсь меньше….

2. Заключительное слово воспитателя:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие является содержательным элементом целевой воспитательной программы духовно-нравственного воспитания и формирует духовно-ценностные качества, навыки здорового образа жизни.

Данное мероприятие является содержательным элементом целевой воспитательной программы духовно-нравственного воспитания

Цель: формирование духовно-ценностных качеств, навыков здорового образа жизни.

1.Расширить знания воспитанников о влиянии сквернословия на духовное и физическое здоровье,

а также на личность в целом.

2.Формировать стойкую неприязнь к матерщине, побуждать к нравственному самосовершенствованию, что способствует воспитанию ответственного отношения к своей жизни.

3.Продолжить работу над формированием коммуникативных и общественных навыков: умение слушать, вести диалог, аргументировать свой ответ, анализировать, обобщать, делать выводы; отрабатывать коммуникативные модели общения через ведение диалога и совместную деятельность.

Форма проведения: час общения

Место проведения: класс

Время проведения: 14марта 2016года

Методическое обеспечение: памятки для каждого воспитанника, индивидуальные наглядные пособия (картины кристаллов воды) в соответствии со зрительной патологией, презентация.

Оборудование: мультимедийная установка.

Методы и приёмы: словесный (беседа, дискуссия), наглядный, практический (игра, творческое задание)

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

3. Подготовка презентации, индивидуальных наглядных пособий, памяток.

1.Классные часы: 9 класс/ Автор – составитель А.В.Давыдова.- М.:ВАКО,2008.-272 с.

2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Изд. Эксмо, 2002, 736 с.

3.Эмото Масару. Любовь и вола. – М.: София,2008.

5. Шефнер В. Годы и миги. – М.: Современник, 1983.

Литература для воспитанников:

2.Еланская А.Секреты твоего успеха. Этикет и искусство общения. – М.: Махаон, 2006. – 196 с.

3.Дубровина И.В. Мы живём среди людей. Кодекс поведения. – М.,2004.

Ход воспитательного занятия

Создать благоприятную обстановку,

желание у детей общаться с воспитателем

проверяет готовность к занятию

Слушают воспитателя, настраиваются на предстоящую работу

Постановка темы и целей занятия

Сфокусировать внимание на практической значимости данного занятия для жизни детей.

Озвучивает тему занятия, формулирует задачи и план работы

Осознают план предстоящей работы

Расширить понятийный аппарат учащихся.

Установить причины распростране-

ния мата в подростковой среде.

Познакомить с историей возникновения сквернословия,

к мату различных религий.

вать зрительное восприятие слуховым.

Обеспечение психологического комфорта. Продолжить работу над формированием коммуника-тивных навыков.

Снять напряжение и усталость.

Расслабление глаз, способствую-

щее восстановлению зрения.

Расширить знания детей о пагубном влиянии сквернословия на духовное и физическое здоровье.

Продолжить работу над формированием коммуникатив-

ных навыков: умение слушать, вести диалог, аргументиро

вать ответ,анализировать, обобщать, делать выводы.

ные модели общения через ведение диалога и совместную деятельность

Побуждать к нравственному самосовершенствованию

Развитие аналитических способностей детей

-Что же такое сквернословие?

-В подростковом возрасте проблема нецензурной брани становится особенно острой. Согласно результатам проведённого опроса 89% учащихся нашей группы используют при общении со сверстниками нецензурную лексику.

-Каковы причины, для чего вы используете мат?

-Как же возникло сквернословие?

Об этом нам расскажут…

Ученик 1. Матерные слова были внесены в нашу жизнь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни. В Древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, призывая их в свою жизнь.

Ученик 2. Но все знали, что бранить детей матом нельзя, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера - оскорбиться водяной.

-Ни одна из религий не поощряет привычку сквернословить. Это считается тяжким грехом. (Слайд 3)

-Мне кажется, в классе стало немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!

3.Оздоровительный точечный массаж. Офтальмологическая пауза (пальминг).

(от греческого копрос - грязь, лалия - речь). Так в медицине называют болезненное, иногда непреодолимое влечение к нецензурной брани безо всякого повода.

Стадии развития болезни:

I-человек впервые слышит нецензурное слово, испытывает стыд, отвращение, брезгливость

II-впервые употребляет скверное слово(за компанию, для разрядки)

III-использует мат, не замечая этого

IX-вообще не может изъяснятся без мата

-На какой стадии развития копролалии находитесь вы?

Если вспомнить, что человек на 70-80%

состоит из воды, то не удивительно, что каждое произнесённое человеком слово и каждое услышанное им слово оказывает влияние на его тело и ум.

-Итак, вы ознакомились с фактами, которые касаются сквернословия.

-Как можно объяснить повальное распространение мата в наше время?

-Сейчас в моде ЗОЖ. Люди занимаются физкультурой, следят за весом, выполняют

режим дня. Как Вы считаете, совместимы ли сквернословие и ЗОЖ? Почему?

-Сквернословие – это вредная привычка. Какие ещё вредные привычки вам известны? Почему их называют вредными?

-Согласны ли вы, что нецензурная брань может быть заразной, вызывать зависимость?

-Есть ли у вас зависимость от сквернословия? Собираете ли вы с ней бороться?

6.Творческое задание. Работа в группах.

-Есть такая точка зрения, что мат ведёт к развращению, отупению, вымиранию народа. И нынешняя эпидемия мата – это угроза национальной безопасности России.

-У вас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно всего четырёх: (слайд 13)

Перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к

Избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова

Читать русскую классическую литературу

Запоминать стихи, афоризмы

А сейчас я попрошу вас вспомнить всё, о чём мы говорили, и дополнить предложения:

-Я сегодня задумался о…

-Мне сегодня понравилось…

-Я изменил мнение о…

Поднимите реки те, кто изменил своё отношение к сквернословию.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Словом можно в разящий свинец перелить

высказыванию своего мнения

Уточняет понимание учащимися значение слова

Озвучивает результаты исследования.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлечённости учащихся. Применяет метод одобрения.

Заранее предлагает индивидуальные задания,

организует познавательную деятельность

Обеспечивает положительную реакцию на работу одноклассников.

Проводит параллель с отношением религии к сквернословию

Организует обсуждение проблемного вопроса

Предлагает игру, отмечает степень вовлеченности детей, применяет метод стимулирования - одобрение

пальминг для офтальмологи-

ческой паузы, включает музыкальное сопровождение

Проводит параллель с личным опытом детей: побуждает к анализу своего состояния психического состояния

Предлагает слайды изменившейся структуры воды, побуждает к анализу причин изменений.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект открытого занятия

Воспитатель: Агаджанян А.Ю.

Цель: Формирование навыков здорового образа жизни

Выяснить отношение учащихся к проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения мата в подростковой среде;

Создавать условия для воспитания критического отношения к сквернословию;

Формировать активную жизненную позицию для противостояния вредному влиянию;

Оборудование: презентация, наглядный и раздаточный материал: отросток цветка, совок, чаша с землей лейка с водой, перчатки.

I . Организационный момент.

Добрый день ребята! Я рада встречи с вами.

1. Вы находитесь в нашей школе, идя по коридору вы слышали учащихся выражающихся нецензурной бранью?

2. Вы с друзьями обсуждаете просмотр фильма, кто ни будь употреблял нецензурные слова?

3. Гуляя по улице, приходилось слышать нецензурные слова ?

Откройте глаза и посмотрите друг на друга. Сколько рук!

Возникает проблема, как искоренить нехорошие слова, вот эту проблему должны решить сегодня.

Вопрос: Я несколько раз произнесла слово нецензурная брань, как еще можно назвать плохие слова? - сквернословие. Какое определение вы бы дали?

II . Основная часть.

( История возникновения сквернословия )

Немного истории.

Вернемся в древнюю Русь. Скверные слова были включены в заклинания. Ведьмы использовали их в своих наговорах, посылали проклятия. Сквернословие являлось уголовно наказуемым. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.

Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной.

Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле нецензурной ругани.

это проявление независимости;

способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости;

кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды;

для повышения эмоциональности речи;

оскорбления, унижения адресата речи;

демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов;

Из ваших высказываний следует:

Мат - скудный лексический запас говорящего, людей с невысоким уровнем культуры.

Привычка материться – проявление бескультурья.

Вопрос: Где чаще всего вы встречаетесь со сквернословием?

на заборах, в туалетах, местах общего пользования;

в книгах, современных кинофильмах;

от ведущих, киножурналистов, артистов;

людей в пьяном виде;

Все признают, что нецензурная брань в современном мире приобрела характер эпидемии.

В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:

1.первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

2.вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или напускной удали;

3.третья стадия-человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Ещё позже - он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.

(Сквернословие и здоровье)

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Вопрос: ребята, какой вывод можно сделать из этой притчи. Как вы понимаете смысл фразы: Рана от слов до сих пор на сердце (душевная)

Вывод: душевная рана заживает гораздо дольше, чем телесная.

Приведу примеры. Существует гипотеза.

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть.

Вывод: Словом, воскрешали мертвых, исцеляли больных.

В XX веке японский ученый Масару Эмото высказал гипотезу, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. Воде перед заморозкой говорили разные слова. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы.

Вывод: Так как человек на 80% состоит из воды, то под внешним воздействием у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь. Бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни. В семьях, где матерятся, дети рождаются с заболеваниями.

(Мат и уголовная ответственность)

Употребление нецензурной речи уголовно – наказуемо.

«1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.

А теперь давайте немного поработаем, прочитаем пословицы, на слайде будет выходить начало пословицы, а вам необходимо сказать ее конец:

Как аукнется , так и откликнется.

Доброе слово может исцелить , а злое – покалечить.

Пустые речи и слушать нечего.

Слово не воробей, вылетишь – не поймаешь.

От сабли рана заживет , от слова – нет.

Ласковое слово слаще меда

И я хочу в свою очередь сказать вам, что вы все молодцы, что вы все очень внимательные, я вами очень довольна. Наш класс особенный, и мы хотим отличаться от других своими манерами, поведением, речью и внешним видом.

Составим вакцину (памятку как искоренить сквернословие)

Мы доброжелательно относимся друг к другу.

Не повышаем голос и не кричим.

Вежливо разговариваем с взрослыми и между собой.

Не говорим друг другу оскорбительные слова.

Здороваемся со всеми в школе.

Улыбаемся и не ходим с кислыми лицами.

Обращаемся друг к другу по имени.

Практическая часть.

Сквернословие – это не способ расслабления, есть немало более приятных занятий - это занятия спортом, увлечение музыкой, рисованием, занятия плаванием, можно также сажать деревья, цветы.

Давайте попробуем с вами вместе посадить наше дерево доброты. Что же нам необходимо сделать для этого, как вы думаете, что мы должны сделать с землей, чтобы на нем вырастить дерево? Правильно, удобрять ее, поливать, а удобрять мы ее будем чем, как вы думаете? Мы должны ее удобрять добрыми, хорошими, чистыми словами. Какие вы знаете добрые слова?

- радость; - добро; - мир; - забота; - счастье; - успех; - здоровье; - красота;

Самостоятельная работа учащихся.

Индивидуальная помощь по необходимости.

Если мы будем любить всех, относиться ко всем с уважением и тогда мы получим большое дерево доброты, которые вернутся к нам в ответ на наши хорошие поступки в виде хороших слов и добрых поступков.

Словом, можно убить,

Словом, можно спасти,

Словом, можно полки за собой повести.

Словом, можно продать,

и предать, и купить,

в разящий свинец перелить.

Заключительная часть.

Ребята, обратите внимание, пожалуйста, на доску. Здесь вы видите несколько незаконченных предложений, продолжите одно любое из них по своему усмотрению.

Я сегодня задумался о….

Мне сегодня понравилось…

Я остался при своем мнении…

Я изменил мнение о…

Подготовлена презентация по теме, организована практическая работа, ситуации для обсуждения. Занятие соответствует содержанию программы и поставленным задачам. Прослеживается последовательность и логичность всех этапов, это способствовало развитию творческих способностей учащихся.

На занятии прослеживались следующие принципы: наглядности, доступности, сознательности с оптимальным сочетанием в режиме работы: воспитатель – учащиеся.

Материал носил познавательный характер. Предложенные задания и все виды работ носили как развивающий, так и воспитывающий характер. Учащиеся не испытывали больших трудностей в их выполнении. Предложенный материал занятия тесно связан с жизнью.

На каждом этапе учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности, что обеспечивало обратную связь. Выбранный темп работы позволил добиться поставленных задач. Самостоятельное завершающее задание было проведено с целью закрепления и углубления знаний, учащихся по теме.

Проведение занятия в форме диалога позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре. Порядок и дисциплина учащихся поддерживалась организацией, интересным материалом, степенью корректности воспитателя в отношении учащихся. Приветствовалась активность детей, поощрялась самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения позволили комфортно чувствовать себя всем учащимся на занятии.

План занятия выполнен полностью. Поставленные цели и задачи были достигнуты.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, игрушечный микрофон, фломастеры, поролон, пропитанный гуашью разных цветов (листва “Дерева доброты”).

Перед проведением занятия, необходимо раздать воспитанникам анкеты “Сквернословие в моей жизни” Приложение 2 .

Все занятие сопровождается слайдами презентации Приложение 3

1. Игра "Необычные приветствия"

Спросите ребят, как люди обычно приветствуют друг друга. Какие движения они при этом делают? Спектр достаточно широк: от кивков до поцелуев. Остановимся на среднем варианте - рукопожатии. Почему люди жмут друг другу именно руку? Просто это традиция. А значит, все могло бы быть совсем иначе. Например, эскимосы трутся носами вместо поцелуев. Так что и мы сейчас будем приветствовать друг друга новыми, необычными способами.

Итак, как только вы включите любую танцевальную музыку, дети должны начать ходить по комнате (можно также прыгать и танцевать). Когда музыка затихнет, то вы произнесете слова: "Раз, два, три, друга найди!" В это время каждый ребенок срочно должен найти себе пару и встать с ней рядом. Тогда вы скомандуете - "Поздоровайтесь . " - и затем назовете любую часть тела. Так в процессе игры дети узнают, что можно поздороваться ушками, мизинцами, пятками, коленками, ресничками, локтями и т. п.

Не забудьте поставить важное условие: каждый раз во время музыкальной паузы ребенок должен встать рядом с тем игроком, с кем он еще никак не здоровался. Таким образом, игру можно завершать, когда каждый ребенок поздоровался со всеми присутствующими.

Сегодня у нас очень важная, трудная и в тоже время интересная тема. Наше занятие называется “Сила слова или яд сквернословия”.

3. Что же такое сквернословие? Итак, сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Но мало кто из вас догадывается, что сквернословие, как и хамство - оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань- это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Слово – не просто набор звуков выражающих мысль. Оно способно очень много рассказать о нашем духовном состоянии. Сократ говорил: “Каков человек, такова его и речь”.

В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани.

Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.

Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

К еще более поразительным выводам недавно пришел уральский ученый Геннадий Чеурин. Он утверждал, что ненормативная лексика очень активно воздействует на организм человека, со временем губя все живое. Гипотезу Чеурина “о влиянии ненормативной лексики на психофизиологическое состояние живых организмов” проверяли несколько НИИ - столичный научный центр при Минздраве РФ, технические университеты Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Барнаула. И доказать теорию удалось!

Ученые под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришли к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека. Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности). Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген

В целях эксперимента поливали зерна пшеницы разной водой: одна вода слышала только ругательные слова, а другая вода – только молитвы. В результате семена, которые поливали первой водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Те же, что поливали водой, заговоренной молитвами, прорастали в 96 случаях. Если над стаканом воды прочитать молитву или выругаться, а потом выпить, то эффект от этой воды будет прямо пропорционален позитивной или соответственно негативной энергии. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные.

В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все “обруганные” матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи “обласкали” самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена. Результат превзошел все ожидания: в “благословленных” семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились! Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Вот такие, неопровержимые факты.

Согласно заключению экспертов ВОЗ состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины, как науки и состояния медицинской помощи, на 20% наследственным фактором, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% образом жизни.

Вывод: единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека- это изменение отношения человека к самому себе.

Как же избавиться от сквернословия?

Первое - не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться быть белой вороной. Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Скажите себе: “Все пусть говорят, а я не буду!” Конечно, для этого требуется мужество. Скорее всего, над вами будут смеяться, подтрунивать, шутить. Ах, ты не пьешь? До сих пор не куришь? Не ругаешься? Попробуйте устоять в такой ситуации. Попробуйте не испугаться насмешек, презрения.

Третье. Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей). Делайте ежедневно как можно больше комплиментов другим людям, например, “Ты сегодня очень хорошо выглядишь”, “Рад тебя видеть”, “Ты потрясающе здорово отвечал на уроке” и т.д. Со временем вы увидите, что комплименты становятся вашей привычкой, которая вам очень нравится.

4. Игра “Волшебный микрофон”. Я хочу, чтобы каждый, кто держит “волшебный микрофон” в руках, подарил комплимент своему соседу слева.

Четвертое. Сквернословие - не есть способ расслабления. Может показаться, что расслабляться - это пить пиво, вино и сквернословить. Других развлечений нет. Но есть спорт, музыка, рисование, коллекционирование и многое другое. Да, вообще, чаще занимайтесь каким-нибудь позитивным, креативным трудом, например, лепкой, или посадите цветы или дерево.

5. Упражнение “Дерево доброты”. Ведущий предлагает посадить “Дерево доброты”. Для того чтобы оно росло крепким и здоровым участники должны удобрить почву добрыми словами (дети маркером вписывают слова), затем каждый участник прикладывает ладонь к поролону, пропитанному гуашью, выбирает место на ветке дерева и оставляет отпечаток своей ладони (листва дерева).


А сейчас, предлагаю вам принять участие в викторине. Для этого вам будет необходимо разделиться на две команды.

(дети делятся на 2 команды, избирается жюри)

Членам жюри ведущий раздает бланки Приложение 4

7. Итак, у того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни.

Я приготовила вам памятки добрых дел, но прежде чем вы их получите, позвольте мне прочитать стихотворение одной Московской школьницы:

Как богат и свободен наш Великий язык.
Как красив и чудесен его благостный лик…
Ведь же всё говорят: “Век живи – век учись”.
Ну а жизнь без него, это просто не жизнь.

Его многие любят, и он нравится многим
И мой мир без него не богат, а убогий.
И для каждого он частица себя
Возлюби его так же, как ты любишь себя.

Но что значит, для нас
современным казаться?
Одеваться по моде и вслепую влюбляться?
Или взрослым хамить и детей обижать?
Или мат полюбить, или пьяницей стать?
Нет и нет!

Это только лишь казаться
Современным быть —
Это уметь говорить,
Это красиво уметь выражаться

Я от всей души желаю вам стать по-настоящему прекрасными людьми. Пусть все в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки!

Под музыку всем участникам занятия раздаются памятки Приложение 6

Эмото Масару. Любовь и вода. – М.: София, 2008.

Андросова Юлия. Вирус сквернословия: Классный час для сквернословия //Школьный психолог.-2008.-N 20.-С. 10-12.

Вачаева В.Б. Добрые дела – добрые слова: Разработка урока риторики в 3-м классе по теме// Фестиваль педагогических идей.

Читайте также: