Нерудные полезные ископаемые конспект

Обновлено: 20.05.2024

Главной особенностью нерудных полезных ископаемых является отсутствие металлов. Состав может содержать их исключительно в минимальном количестве. Такое ископаемое также называют неметаллическим. Существует множество их разновидностей, полезные элементы содержит земля в различных странах по всему миру. Нерудные полезные ископаемые активно используются в химической промышленности, ювелирном деле, металлургии, строительстве и техническом секторе. К данной группе полезных ископаемых не относятся какие-либо виды газов и жидкостей. Она представлена только твердыми материалами.

Что такое нерудные полезные ископаемые – виды

Нерудные полезные ископаемые – это минералы, горные породы, не являющиеся металлическими полезными ископаемыми. Природный ресурс активно используется человеком в производстве, промышленности и других сферах деятельности. Создание четкой классификации осложняется большим количеством видов нерудных залежей. Условно выделяют следующие группы:

  • Теплоизоляционная;
  • Пьезооптическая;
  • Техническая;
  • Цементная;
  • Металлургическая;
  • Драгоценные и полудрагоценные камни;
  • Агрохимическая группа;
  • Химическая;
  • Стекольная;
  • Керамическая.

Нерудные полезные ископаемые

Каждый полезный элемент обладает определенными свойствами. Ему можно давать характеристику, оценивая плотность, вязкость, упругость и другие качества. Рассмотрим класс популярных нерудных ископаемых:

  • Сера. Активно используется людьми в бытовой, повседневной жизни. С ее помощью создается серная кислота и другие химические элементы. Незначительный процент серы присутствует в составе спичечной головки – он составляет менее 5%;
  • Алмаз. Драгоценный камень используют при создании ювелирных украшений, в строительной отрасли. Он обладает колоссальной плотностью. С помощью алмаза обрабатывают металлы, бурят скважины, проводят хирургические операции. Нерудный элемент помог человеку выполнить задание по исследованию глубоких недр земли;
  • Асфальт. Незаменимый элемент при создании комфортного дорожного покрытия. С его помощью создается качественная резина, гидроизоляционные лаковые покрытия, электротехника. Впервые залежи асфальта обнаружили на Мертвом море;
  • Глина. Развитие строительного сектора предполагает использование глины в различных целях. Материал применяют для лечения болезней за счет ее антисептических и противовоспалительных свойств. Текстильная отрасль использует сырье в качестве красителя. Гибкость, пластичность делает глину подходящей для создания восхитительной посуды;
  • Песок. Применяется при изготовлении стекол, в качестве строительного материала. Основан на органических соединениях, добывается с помощью специализированного оборудования в песчаных карьерах.

Какие полезные ископаемые относятся к нерудным – где используются

Каждая страна применяет неметаллические ископаемые в различных целях. У всех элементов есть определенная характеристика, позволяющая использовать его в конкретной сфере деятельности. Перед первичным внедрением нового материала проводится его тест. Это актуально для медицинского, бытового, технического, научного, строительного секторов.

Дачники и владельцы огородов часто пользуются фосфатными или нитратными удобрениями, люди регулярно употребляют поваренную соль в пищу, носят драгоценности, поджигают конфорку спичками. Все это – продукты, произведенные с помощью неметаллических ископаемых. В целом использование элементов можно подразделить на четыре группы:


Урок познакомит детей с нерудными полезными ископаемыми, их свойствами, использованием в строительстве, познакомит со свойствами песка, фосфоритов, известняка, каменной соли.

Описание разработки

Цели:

продолжить знакомство с нерудными полезными ископаемыми, их свойствами, использованием в строительстве.

Задачи:

познакомить со свойствами песка, фосфоритов, известняка, каменной соли, учить применять полученные знания на практике, работать в группе, толерантности.

Ход урока.

Эмоциональный настрой. Бодрячок.

1. Актуализация.

1. Места разработки полезных ископаемых-месторождение

2. Горные породы, которые содержат металл-руда

3. Отделить пустую породу от металла – это значит обогатить

4. Из чугуна выплавляют – сталь

5. Месторождение железной руды –Аркалык

6. Алюминий получают из боксита

7. Голубовато-серый металл- цинк

8. Сплав меди и цинка – латунь

9. Место добычи угля в шахте – забой

10. Карагандинский угольный бассейн открыл Байжанов

-Что объединяет все слова в кроссворде? Докажите.

2. Мотивация и целеполагание.

Учитель задает вопрос:

-На какие виды делятся полезные ископаемые? (рудные и нерудные)

-Какие полезные ископаемые относятся к рудным, нерудным? Что знаете о нерудных полезных ископаемых? В какой сфере их используют?

Ученики формулируют цель урока: познакомимся с нерудными полезными ископаемыми, их свойствами, применением

3. Исследование темы.

1 гр - картинки с лопатами

2 гр - картинки с молотками

3 гр – картинки с мастерками

4 гр – картинки с кирками.

Учитель сообщает задание:

-Какой материал нужен для постройки дома?

Каждой команде раздает непрозрачный мешочек с полезным ископаемым (песок, мрамор(ракушечник), известняк, каменная соль).

-Определите на ощупь материал в мешочке, его свойства, запишите на стикере и приклейте на лист А 3.

Конспект урока познания мира Нерудные полезные ископаемые

Б) Работа по учебнику стр. 35-36

Найдите в учебнике название полезного ископаемого, которое вы описали на стикере, его свойства, сравните со стикером и придумайте его применение при строительстве нашего дома.

4. Рефлексия.

Учитель дает задание:

-Презентовать свой проект по плану:

Рассказ о полезном ископаемом

Применение полезного ископаемого при строительстве (рисунок А3)

5. Оценивание.

Ученики выбирают в группе понравившийся проект и спикер рисует на нем звезду, если проект понравился, и свечу - если есть замечания по проекту.

6. Итог урока. Тест на закрепление нового материала:

Б) каменная соль

2. Закончи предложения:

Песок используют ________ (при изготовлении стекла, бетона).

Глину применяют при _______ (изготовлении посуды, кирпичей)

Из мрамора делают _______ (облицовку фундамента, лестницы)

3. Соедини стрелками:

Нерудные каменный уголь

скопаемые железная руда

7. Домашнее задание.

Прочитать рассказ на стр. 35-36, ответить на вопросы для повторения стр. 36. Узнать какие полезные ископаемые используются для строительства зданий в нашем городе.

Тема: Нерудные полезные ископаемые.

Цели и задачи: Знакомство с нерудными полезными ископаемыми, уровень усвоения изученного

1. Познакомить детей с полезными ископаемыми нерудного происхождения, их применением, свойствами, способом добычи.

2. Развивать познавательную активность учащихся, умение работать с картой Казахстана. Развивать речь учащихся, учить логически мыслитьь, сравнивать, делать выводы.

3. Воспитывать бережное отношение к богатсвам нашей республики.

ТСО: карточки для проверки д/з, карта Казахстана, контурные карты

Ход урока:

1. Психологический настрой. азір адай саба?

2. Актуализация знаний.

- Назовите группы полезных ископаемых.

- Что относится к рудным полезным ископаемым?

- Что относится к нерудным полезным ископаемым?

- Покажите на карте и отметьте на контурной карте месторождения угля, нефти, газа.

Индивидуальная работа по карточкам.

Соедини стрелкой условные знаки:

1. каменный уголь 1.

4. железная руда 4.

5. полиметаллическая руда 5.

6. бурый уголь 6.

8. медная руда 8. А

1. Горючая маслянистая жидкость – это ___

2. Для того, чтобы добыть нефть ___

3. На заводах путём ___ из нефти получают ценные вещества ___

4. Попутно из земли выходит ___

5. Мелководная прибрежная часть моря называется ___

6. Это горючее полезное ископаемое по запаху напоминает керосин ___

7. Образовалось это полезное ископаемое из остатков растений и животных, обитавших в морях и океанах___

8. Где сосредоточен только газ – это ___

А если газ сопутствует нефти – это ___

- Рассказать о нефти и газе.

3. Постановка темы урока.

Дети записывают название полезного ископаемого.

- Добывается в шахтах, она тяжелая, прочная, ковкая, обладает магнитными свойствами. (железная руда)

- Черного цвета, с заметным блеском, твердый, тонет в воде, горюч. (каменный уголь)

- Прочная, тяжелая порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зерен нескольких минералов (гранит)

- Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов. (известняк)

- Темная маслянистая жидкость, горит, из неё получают керосин, мазут. (нефть)

- Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла. (песок)

- Обладает пластичностью, используется в строительстве, в гончарном деле. (глина)

- выясняем, какие полезные ископаемые не смогли написать.

- К какой группе они будут относится?

4. Работа по теме урока.

Работа по учебнику. 50-53

Задание: выделить основные группы полезных ископаемых.

Поваренная соль, фосфориты, асбест, известняк, ракушечник.

- Почему их называют нерудными полезными ископаемыми?

Работа в группах.

Описать полезное ископаемое по плану :

3. Значение и применение

Название свойства использование месторождение

Соль (поваренная соль)

В пищу, получают соду, хлор, используют в качестве лекарств, в виде удобрения (соли калия) Со дна соленых озер с помощью машин. Они отсасывают воду, выпаривают её и остается соль.

Каменную соль из под земли, из шахт.

Фосфорные удобрения Каратау

Волокнистая горная порода.

Нить, полученная из асбеста, легко гнется, прочная, не рвется.

Не горит в огне, не пропускает электрический ток. Спецодежда для пожарников, фильтры для воды, асбобетон Жетыкар - Костанайская область

Затем каждая группа делает презентацию своего полезного ископаемого. Остальные записывают.

Чтение текста об известняке.

Мел мрамор ракушечник

5. Итог - Что вы узнали о нерудных полезных ископаемых?

6. Домашнее задание. С. 50-53 пересказ, учить по тетради, подготовится к тесту с. 39-53

Название свойства использование месторождение

Соль (поваренная соль)

Название свойства использование месторождение

Соль (поваренная соль)

Соедини стрелкой условные знаки:

1. каменный уголь 1.

4. железная руда 4.

5. полиметаллическая руда 5.

6. бурый уголь 6.

8. медная руда 8. А

1. Горючая маслянистая жидкость – это ___

2. Для того, чтобы добыть нефть ___

3. На заводах путём ___ из нефти получают ценные вещества ___

4. Попутно из земли выходит ___

5. Мелководная прибрежная часть моря называется ___

6. Это горючее полезное ископаемое по запаху напоминает керосин ___

7. Образовалось это полезное ископаемое из остатков растений и животных, обитавших в морях и океанах___

8. Где сосредоточен только газ – это ___

А если газ сопутствует нефти – это ___

1. Горючая маслянистая жидкость – это ___

2. Для того, чтобы добыть нефть ___

3. На заводах путём ___ из нефти получают ценные вещества ___

4. Попутно из земли выходит ___

5. Мелководная прибрежная часть моря называется ___

6. Это горючее полезное ископаемое по запаху напоминает керосин ___

7. Образовалось это полезное ископаемое из остатков растений и животных, обитавших в морях и океанах___

8. Где сосредоточен только газ – это ___

А если газ сопутствует нефти – это ___

Полезные советы педагогам и родителям 1. Обнимайте детей чаще. 2. Проявляйте к малышу любовь, уважение, сострадание и внимание. 3. Хвалите ребёнка за достижения, вдохновляя на.

Вкусные и полезные конфеты для мамы. Фотоотчет

Вкусные и полезные конфеты для мамы. Фотоотчет К празднику 8 марта, ребята старшей группы решили сделать мамам сюрприз-приготовить вкусные и полезные конфетки. Для приготовления конфеток.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Нерудные полезные ископаемые. Урок 13

познакомить детей с полезными ископаемыми нерудного происхождения (глина, песок, известняк, гранит), их применением, свойствами

Ожидаемы результат

способствовать формированию знаний о нерудных полезных ископаемых, их свойствах и применении;

уметь различать полезные ископаемые;

уметь собирать и систематизировать информацию, выполнять практическую работу;

развивать логическое мышление, умение работать с текстом, выделять главную идею, задавать вопросы;

Этапы урока

Деятельность учителя:

Деятельность учеников:

1. Создание коллаборативной среды.

Мне бы хотелось начать наш урок с рассказа притчи:
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. Так же и вы, ребята, сами ответственны за получение новых знаний.

Слушают притчу и высказывают свои мнения о необходимости получения знаний.

2. Деление на группы

(рудные, горючие, нерудные.)

Предлагает повторить правила работы в группах.

Высказывают свое мнение о правилах. Некоторые ученики могут дополнить их своими пунктами.

3. 1.Работа в парах

- Мы сейчас с вами определим, какие утверждения о полезных ископаемых верные, а какие – неверные. Для этого у вас перед вами лежит карточка.

- Если верное, ставим - плюс;

- Неверное – минус. Правильные ответы выводятся на доску.

1.Места разработки полезных ископаемых-месторождение

2. Горные породы, которые содержат металл-руда

3.Отделить пустую породу от металла – это значит обогатить

4. Из чугуна выплавляют – сталь

5.Месторождение железной руды –Аркалык

6. Алюминий получают из боксита

7.Голубовато-серый металл-цинк

8.Сплав меди и цинка – латунь

9. Место добычи угля в шахте –забой

10.Карагандинский угольный бассейн открыл Байжанов

-Что объединяет все слова в кроссворде? Докажите.

Определяют верные и неверные утверждения

Актуализация знаний

2.Групповая работа.

- Ребята, каждая из команд представляет группу полезных ископаемых. Составьте кластер о группе ваших полезных ископаемых.

(Каждая команда представляет свой кластер).

За лучший кластер, где тема раскрыта наиболее подробно, команды дарят друг другу смайлики.

Спикеры защищают свой кластер и вывешивают на доску.

НЕРУДНЫЕ полезные ископаемые

*Работа по карточке

-Прочтите, что вы отнесли к нерудным полезным ископаемым

Работают в группе, вспоминают все о группе полезных ископаемых, распределяют роли в выполнении данного задания.

Работают сообща. Помогают в составлении текста защиты кластера.

Основная часть ( 15 мин.)

-Какие три группы полезных ископаемых вы знаете?

-Какие полезные ископаемые мы относим к горючим?

-Какими свойствами обладает каменный уголь?

-Какими свойствами обладает нефть?

-Что получают из нефти?

-Какие месторождения называют нефтегазовыми?

-Как транспортируют нефть?

-Почему нефть не тушат водой?

Загадки о соли: меня не едят, но и без меня не едят

о песке: я сыпучее, белое и жёлтое, из меня детки куличи стряпают

о глине вязкая я, гончару очень нужная…

- Ребята, при выполнении работы по составлению кластера, вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке?

Ответы ребят. Определение темы урока.

3.Индивидуальная работа.

У вас на парте лежат листы – задания. Вы должны определить названия полезных ископаемых по описанию, свойствам, внешнему виду.

1.Самый легкий из всех видов известняка, имеет белый цвет, легко крошится, и его можно расколоть руками.

2.Пористый известняк, состоящий из спрессованных раковин морских организмов, используют как строительный материал.

3. Очень твердая горная порода, образованная из известняка. Имеет различный цвет. Нередко бывает с красным узором. Легко добываются, используется для возведения памятников и украшения зданий

На выполнения данного задания – 5 минут.

Заполняют листы – задания, вспоминают свойства, внешний вид ископаемого.

Предлагает ученикам смотреть как танцует елочка.

Выполнять танцевальные движения под музыку

1.Творческое задание

- Каждая команда составляет синквейн о природном ископаемом, о котором был текст.
1-я строка - название стихотворения, тема (обычно существительное);

2-я строка - описание темы (2 прилагательных);

3-я строка - действие (обычно 3 глагола, относящихся к теме);

4-я строка - чувство (фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме);

Работают в команде.

Предлагают прилагательные, синонимы к полезным ископаемым.

Дети выступают защищая свои творческие работы, остальные оценивают, высказывая свои мнения об оценке.

2.Индивидуальная работа.

Вопросы для закрепление урока:

Н азовите нерудные полезные ископаемые

-Где используют фосфориты, ракушечник, известняк?

-Как образуются залежи соли?

-Где человек использует соль?

***Напишите названия полезных ископаемых, которые использует человек

Дети самостоятельно работают с контурной картой, где обозначают месторождения полезных ископаемых.

Сейчас мы с вами оценим свою работу и определим, на какой лестнице мы себя видим.

Зеленый круг – еще испытываю затруднения;

Желтый круг - усвоил хорошо;

Красный круг – у меня все отлично, можно двигаться дальше.

-Больше всего мне понравилось на уроке….

-Самым интересным было то…

-А я и не знал, что…

-Сегодня я понял…

Оценивают свою работу критично, на одну из ступеней приклеивают круг определенного цвета

Домашнее задание

1.Найти на контурной карте и обозначить нерудные полезные ископаемые;

2.Найти дополнительный материал по нерудным полезным ископаемым.

Записывают задания в дневник

Выставляет оценки за урок, комментируя каждую оценку. Прощается с ребятами

Подают дневники для выставления оценок.

Прощаются с учителем.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 532 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 21.02.2018 969
  • DOCX 23.1 кбайт
  • 15 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Подвысоцкая Елена Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

1. Рудные полезные ископаемые. Другой вид минеральных ресурсов — рудные. Из них получают все необходимые металлы. Более 85 химических элементов относятся к металлам. Большинство из них используются в разнообразных хозяйственных целях. Металлы принято делить на черные, цветные, благородные, редкие и редкоземельные, радиоактивные. Наибольшую роль в хозяйственной жизни играют металлы двух первых групп: черные и цветные.

К черным металлам относятся железо, марганец, хром. Основной из черных металлов — железо. Марганец и хром используются в тысячи раз меньших количествах по сравнению с железом. В чистом виде железо применяется редко. Оно является основой для производства стали, которая, несомненно, является главным видом конструкционных материалов.

Железо — один из наиболее распространенных элементов в составе земной коры. Поэтому месторождений железной руды очень много. Они есть практически на всех материках. Однако больше половины всех мировых запасов железа сосредоточено в семи странах: в России, Украине, Бразилии, Австралии, США, Канаде и Индии.

Группа цветных металлов, пожалуй, самая большая по количеству металлов. К числу наиболее востребованных относятся алюминий, медь, олово.

Алюминий — самый распространенный металл в земной коре. Тем не менее он довольно поздно начал использоваться в хозяйственной деятельности. Только в конце XIX века научились извлекать алюминий из руды. Легкий, прочный, не подверженный коррозии металл нашел применение в авиации — фюзеляжи самолетов сделаны из сплава на основе алюминия. Он обладает высокой электропроводностью, поэтому широко применяется для изготовления кабелей высокого напряжения.

Медь используется человеком с глубокой древности, когда она была основой для производства главного металла Античности — бронзы. Сейчас находят применение главным образом электрические свойства меди. Фактически медь — основа электротехники.


В число цветных металлов также входят цинк, никель, свинец и др.

Скопления месторождений некоторых металлов могут образовывать пояса, то есть линейные структуры, протянувшиеся на сотни и тысячи километров. Их называют металлогенетическими, или рудными, поясами. Возникновение их связано со специфическими для данного участка планеты процессами движения и остывания вещества при формировании земной коры.

2. Нерудные полезные ископаемые. Это большая группа горных пород и минералов, которую делят на строительные материалы, химическое сырье и техническое сырье.

Строительные материалы (камень, глина, песок) настолько распространены, что являются единственным видом неисчерпаемых минеральных ресурсов. Они есть практически везде. Поэтому особенности их географии не требуют пояснений.

К химическому сырью относятся полезные ископаемые, которые используются в химической промышленности, в том числе для получения минеральных удобрений. Это калийные и натриевые соли (среди них и поваренная соль), фосфориты, апатиты, сера и др. Химическое сырье широко распространено по всему миру. К числу стран, богатых различными его видами, относятся Россия, США, Китай и Канада. Калийных солей много в Беларуси, Германии, Бразилии, фосфоритов — в Казахстане, Марокко, ЮАР, Алжире, Австралии. Самородная сера имеет вулканическое происхождение, потому се месторождения связаны с современными и древними вулканическими районами. К таким районам относятся Украина, Италия, Туркмения, Ирак и др.

Что касается технического сырья, то список его достаточно велик. Наиболее ценным сырьем являются графит, алмаз, асбест. Крупнейшие производители алмазов — ЮАР, Намибия, Ботсвана — доминируют в алмазной промышленности, хотя список стран, располагающих месторождениями алмазов, более широк. В этот перечень входит и Россия.

3. Истощение минеральных ресурсов и возможное решение проблемы. Минеральные ресурсы обеспечивают потребности человечества в самых разных областях хозяйственной деятельности: строительстве, металлургии, химической промышленности, сельском хозяйстве и т.д. Полезные ископаемые имеют ряд общих черт: они не возобновляются. Вернее, они все-таки возобновляются, ведь геологические процессы, влияющие на их формирование, не прекратились. Но скорость этого процесса так мала, что современное поколение не может рассчитывать на пополнение запасов полезных ископаемых. По мере освоения месторождений запасы полезных ископаемых исчерпываются. Минеральные ресурсы распределены в земной коре неравномерно, подчиняясь определенным законам. Добытые минеральные ресурсы можно транспортировать на любые расстояния. Это позволяет решить проблему недостатка или отсутствия сырья в каком-либо регионе путем закупки его в других регионах. Увеличение запасов минерального сырья происходит за счет открытия и освоения новых месторождений. Правда, бесконечно это продолжаться не может.

Эти черты определяют и характер проблем, связанных с использованием минеральных ресурсов, В самом деле, независимо от ресурсообеспеченности все минеральные ресурсы рано или поздно закончатся в силу своей исчерпаемости и невозобновимости. И с этим ничего поделать нельзя. Однако можно снять остроту проблемы, отодвинув момент полного исчерпания какого-либо полезного ископаемого на столетия, а то и тысячелетия. Для этого существует целый комплекс мер, о которых мы поговорим чуть позже.

Главное, что человечество осознало проблему исчерпания ресурсов, признало ее серьезной и теперь активно ее решает.

Читайте также: