Конспект занятия в ясельной группе пересыпание ложкой

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Кузьмичева Юлия Викторовна

Населенный пункт: Новгородская область, г. Великий Новгород

Существует несколько способов развития мелкой моторики детей раннего возраста: различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых); игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.; рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.); застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д. Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие.

Исследования учёных показали, что движения выпрямленных рук ребёнка над грудью развиваются и закрепляются в системе эмоционально-положительного комплекса оживления. Этот комплекс оживления возникает в первые месяцы жизни малыша, когда он останавливает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, активно двигает ручками и ножками, издаёт тихие звуки. В возрасте от двух до трёх месяцев у ребёнка возникают ощупывающие движения. С этого времени и происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий.

Таким образом, формирование движения рук начинается постепенно на протяжении уже первого полугодия жизни. Рука, сжатая в кулачок, распрямляется, особые движения захватывания предметов пытаются выполнять пальцы. Так рука начинает действовать как специфический орган.

Каждый ребенок индивидуален и у каждого свой уровень развития.

В данной теме мы рассмотрим, развитие мелкой моторике посредством игры с сыпучими материалами. Но для начала нужно понять, что же это за материалы.

Сыпучие материалы – это собирательное название группы предметов, включающей в себя песок, крупы, камни и прочее.

Игры с сыпучими материалами –предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребёнка: совместные действия малыша и взрослого; действия по подражанию и по образцу, предложенному взрослым; самостоятельные действия, которые отражают собственный замысел ребенка.

В играх-упражнениях с песком и другими сыпучими материалами активно участвуют руки ребенка, тем самым, осуществляя познание окружающего мира. Известный педагог Мария Монтессори ещё в начале XX века говорила о том, что в процессе труда ребёнок делает себя сознательным, творит из себя человека и с помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным.

Игры с сыпучими материалами рекомендуется проводить дома, а в летнее время можно перенести игру и на улицу. Перед занятием необходимо надеть фартук, так мы приучим ребёнка содержать свою одежду в чистоте. Затем проведём массаж рук ребенка. При этом мы используем не только растирание рук, но и различные массажёры, а так же и самомассаж с помощью сосновой или еловой шишки, массажного шарика, карандаша с гранями и прочих приспособлений. Другой вариант - предложить ребёнку перед игрой опустить на несколько минут ладошки в ванночку с тёплой водой, а затем растереть руки полотенцем. Это стимулирует чувствительность кожи, активизирует мышцы рук.

В процессе подготовки к игре дайте ребёнку возможность многократно обследовать сыпучий материал. Покажите малышу, какие действия можно с ним производить, выполните совместные действия, направленные на преобразование песка и т. п.

Занятия с песком и различными материалами очень полезны для здоровья, они позитивно влияют на эмоциональное состояние детей, как бы заземляя негативную энергию. Детям всегда нравиться все трогать, пересыпать ручками и совочком. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции. А это так важно в период адаптации к детскому саду. Различные действия с сыпучими материалами — успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных малышей. Также игры с песком, крупами очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти.

Классификация игр с сыпучими материалами:

• Массаж рук: подойдёт любой сыпучий материал

- с помощью ложки

- с помощью небольшой емкости (чашка, стакан)

Подойдёт любой сыпучий материал

• Перекладывания с небольшой емкости в другую с узким горлышком, сюда подойдет: фасоль, горох, макароны, камешки, бусинки

• Просеивание: нужен мелкий сыпучий материал, как манка, греча, рис и наоборот покрупнее, как фасоль, горох, макароны.

• Смешивание сыпучих материалов:

- мелкий с более крупными, чтобы ребенок нашел, то, что нужно

- спрятать клад в небольшой емкости с сыпучим материалом

• Рисование на манке или на кинетическом песке

• Насыпные аппликации: нужна белая крупа как рис или манка.Для игр с сыпучими материалами требуется специальное оборудование: большая емкость (вроде тазика); ложка для пересыпания; дырявая ложка или дуршлаг; небольшие емкости (мерные стаканчики, мисочки, тазики, подносы для круп).

В основном в работе с детьми раннего возраста используют различную крупу и кинетический песок, в некоторых случаях муку, соль, мелкие камушки, бусинки и другие материалы.

В процессе игровой деятельности с сыпучими материалами в раннем возрасте необходимо учитывать принцип системности, систематичности и последовательности.

Не оставляйте попыток периодически предлагать малышу работу с крупами, рано или поздно он усвоит, что занятие получится только в том случае, если он согласится следовать инструкции, т.е. соблюдать правила работы с материалом.

При демонстрации приемов работы с каждым материалом садитесь либо перед ребенком, либо справа от него (если вы правша) или слева (если вы левша), тогда вы не будете загораживать работающей рукой весь обзор.

За любое упражнение всегда беритесь, руководствуясь верой в ваш общий успех, ну и, конечно, с хорошим настроением.

Игры с песком (а так же с крупами, мозаикой, мелкими камешками и другими сыпучими материалами) предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребёнка:

- совместные действия малыша и взрослого;

- действия по подражанию и по образцу, предложенному взрослым;

- самостоятельные действия, которые отражают собственный замысел ребенка.

Для ребенка раннего возраста на развитие мелкой моторики рук можно придумывать разные варианты занятий.

Итак, игры и занятия с сыпучим материалом для развития мелкой моторики в раннем возрасте – значимые мотивирующие факторы активности и творческой продуктивной деятельности, которые способствуют развитию наблюдательности, внимания и речи, что является важнейшим компонентом, психического здоровья и благополучия детей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока Игровые действия с сыпучим материалом.

Ученик : (1 класс)

Учитель : Кузнецова Анастасия Юрьевна

Учебный предмет Сенсорное развитие

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Цель: продолжить формировать умения захватывать, вынимать, пересыпать.

Коррекционно-образовательная:

обучать функциональным действиям с предметом и материалом в соответствии с их назначением (захватывать, вынимать, пересыпать).

Коррекционно-развивающие:

развивать моторику кистей рук, при работе с предметами;

развивать зрительно-моторную координацию рук;

расширять сенсорный опыт путем взаимодействия с различными материалами и предметами.

Коррекционно-воспитательная:

воспитывать в ребенке самостоятельность, поощряя его активные действия;

воспитание эмоционального отклика на взаимодействие с учителем, во время выполнения действия с материалом и предметом.

Вот звенит у нас звонок, начинается урок!

Учитель рассказывает стишок-приветствие, когда произносит имя ученика, учитель прижимает свою руку к груди ученика.

Кто здесь, кто с нами

Кто здесь, кто пришёл?

Это __(имя ученика, 3 раза)___,

Привет, привет!

Вот звенит у нас звонок, начинается урок!

Ученик звонит в колокольчик

Ученик слушает приветствие, здоровается, машет рукой (сопряженные действия)

Ученик звонит в колокольчик

II Основная часть

- А давай с тобой поиграем!

- Где у Дани руки?

Учитель, ощупывает руки ученика, начиная с плеча до пальцев.

- Даня, возьми игрушку.

- Даня, дай игрушку

Учитель показывает игрушки и даёт ученику подержать игрушки и познакомиться с ними.

- Даня, возьми игрушку.

- Даня, дай игрушку.

Описывает игрушки, проговаривает их свойства.

Погружаем руки в фасоль

Учитель рассказывает стих

С фасолью любим мы играть,

Игрушки любим мы купать!

И в ванночках, и в тазиках,

Такие мы проказники!

-Даня возьми игрушку и положи ее в баночку .

-Посмотри, ты все игрушки сложил в банку .

- Мы закончили играть (жест закончен)

- Сейчас мы отдохнем.

Физк. минутка

Учитель предлагает поиграть с бусами.

- Даня возьми бусы.

Учитель предлагает продолжить игру с фасолью. Показывает наглядно пересыпание фасоли из коробочки в банку.

- Даня возьми стакан в правую руку, а в левую банку.

Ученик слушает, позволяет тактильное прикосновение к рукам.

Ученик тактильно ощупывает, сжимает массажный мячик, позволяет тактильный контакт.

Ученик зрительно обследует.

Ученик изучает тактильно, ощупывает игрушки.

Ученик окунает руки, бросает по одной игрушки в контейнер, играет с фасолью, сопряженно с педагогом вытаскивает игрушки

Ученик берет игрушку и кладет ее в баночку сопряжённо с учителем.

Ученик слушает, зрительно обследует.

Ученик тянет бусы из баночки

Ученик совместно с учителем пересыпает воду из стакана в банку

III Заключительная часть. Подведение итогов и прощание

Учитель подводит итог урока.

-Даня, ты молодец (жест молодец)! Ты старался и слушал учителя (жест слушал)!

Прощание с учеником проходит вместе со стихом

До свидания Даня

Пока (3 раза).

Наш урок закончен (жест закончен)!

-Даня сейчас пойдет домой (жест домой)

Вот звенит у нас звонок, наш закончился урок!

Ученик звонит в колокольчик

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 212 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 207 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 01.10.2018 895
  • DOCX 51 кбайт
  • 23 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кузнецова Анастасия Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

- развивать интерес к играм – действиям под звучащее слово ( в произведениях малых фольклорных форм).

Ход занятия:

Воспитатель. Дети, к нам сегодня пришли в гости куклы. Они проголодались. Чем мы будем кормить кукол? Что вы едите дома, что в детском саду?( дети отвечают)

Давайте сварим для наших кукол кашу. Кто хочет варить кашу вместе со мной?

А кто нам варит кашу в деском саду? ( дети отвечают)

Посмотрите, я принесла крупу!

Просеивание крупы.

Воспитатель показывает пиалу, в которой горох перемешан с манной крупой.

Воспитатель. Ой, беда! Горох и манная крупа перемешались. Как же кашу варить? (ответы детей) Надо отделить горох от манной крупы.

Воспитатель показывает способ выполнения действия, сопровождая словами. Воспитатель ставит на стол поднос с двумя пустыми пиалами, между ними ставит пиалу с крупой и кладет ложку.

Воспитатель. Отделить горох от манной крупы мне поможет сито. Я беру сито, кладу его на пустую пиалу, в правую руку беру ложку, зачерпываю ложкой смесь круп, насыпаю её на сито и просеиваю . Смотрите: вся манная крупа просеялась, на сите остался только горох. Горох пересыпаю в пустую пиалу.

Воспитатель ставит перед детьми поднос с двумя пустыми пиалами и предлагает отделить манную крупу от гороха с помощью сита. Дети выполняют задание.

Воспитатель. Молодцы! А теперь сварим кашу для кукол.

Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну-ли! Выставить попеременно ладошки перед собой.

Не ворчите вы, кастрюли! Ладони перед собой вертикально,

Не ворчите, не шипите, разводить в разные стороны.

Кашу сладкую варите, Указательным пальцем одной руки выполнять

Кашу сладкую варите вращательные движения по ладони др. руки.

Воспитатель. Сварилась каша? Нет? Давайте еще будем варить.

Повторение пальчиковой гимнастики.

Воспитатель. Сварилась наша каша. Вкусная каша. Будем накладывать кашу в тарелки. Посмотрите, как я это делаю. Беру ложку правой рукой, другой рукой придерживаю кастрюлю, зачерпываю горох ложкой и пересыпаю в тарелку.

Дети выполняют действия самостоятельно.

Воспитатель читает потешку.

Каждому в чашку.

Маленькому Яшке кашки

Из маминой чашки.

Молодцы! Несите тарелки нашим куклам.

Воспитатель помогает организовать игру, показывает игровые действия.

Музыкально-ритмические движения под музыку.

Воспитатель. Наши куклы наелись, пора собираться на прогулку.

Побуждать экспериментировать с материалами и веществами (горохом, манной крупой).

Упражнять в просеивании крупы через сито.

Способствовать формированию умения отвечать на вопросы, выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, играть рядом, не мешая друг другу.

Материал: игрушка – мишка (по количеству детей), поднос, ёмкость с крупой, две пустые ёмкости, ложка, сито (по количеству детей), горох, манная крупа, игрушечные кастрюля и ложка, тканевая салфетка, пластиковый стаканчик (по количеству детей).

Ход: Воспитатель вносит игрушку медведя.

Мишка: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, мишка.

Игровая ситуация:

Воспитатель: Вышел из лесу медведь,

Начал топать и реветь.

-Чем, ты, мишка, огорчён?

-Мне приснился страшный сон,

Видел девочку Алину –

В роще съела всю малину!

Воспитатель: Мишка, не расстраивайся. Хочешь, дети угостят тебя кашей? Давайте сварим для Мишки кашу. Кто хочет варить кашу вместе со мной? Посмотрите, я принесла крупу.

Воспитатель помогает детям сесть на стулья за столы.

Просеивание крупы.

Воспитатель показывает ёмкость, в которой горох перемешан с манной крупой.

Воспитатель: Ой, беда! Горох и манная крупа перемешалась. Как же кашу варить? (Ответы детей). Надо отделить горох от манной крупы. Сейчас я покажу, как можно отделить горох от манной крупы.

Воспитатель показывает способ выполнения действия, сопровождая словами. Воспитатель ставит на стол поднос с двумя пустыми ёмкостями, между ними ставит ёмкость с крупой и кладёт ложку.

Воспитатель: Отделить горох от манной крупы мне поможет сито. Я беру сито, кладу его на пустую чашку, в правую руку беру ложку (зеркальный показ), набираю ложкой смесь круп, насыпаю её на сито и просеиваю. Смотрите, вся манная крупа просеялась, на сите остался только горох. Горох пересыпаю в пустую чашку.

Воспитатель: Смотрю в чашку – она пустая . Весь горох просеяли! Ребята, посмотрите в чашку. Она пустая? (Ответы детей). А где лежит горох? (Ответы детей). В какой чашке манная крупа? (Ответы детей).

Воспитатель выставляет перед каждым ребёнком поднос с двумя пустыми чашками, чашкой со смесью манной крупы и гороха, ложкой и ситом и предлагает отделить манную крупу от гороха с помощью сита. Дети выполняют задание. Воспитатель помогает детям, подсказывает, сопровождает их действия словами.

Воспитатель: Молодцы! А теперь сварим кашу для Мишки.

Воспитатель проговаривает текст и вместе с детьми выполняет действия.

Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну ли!

Не ворчите вы, кастрюли!

Не ворчите, не шипите,

Кашу сладкую варите

Кашу сладкую варите

И Мишутку накормите.

Можно повторить ещё раз.

Малоподвижная игра.

Воспитатель читает стихотворение и выполняет игровые действия с Мишкой, используя предметы. Затем предлагает каждому ребёнку выполнить игровые действия с игрушкой-мишкой, побуждая проговаривать стихотворение.

На плите сварилась каша. Поставить на стол игрушечную кастрюлю.

Где большая ложка наша? Показать ложку.

Я тебе перед едой Вытереть лапы игрушке – медведю тканевой салфеткой.

Лапы вымою водой.

Повяжу тебе салфетку - Завязать игрушке – медведю салфетку.

И пойдём гулять скорей! Взять игрушку – медведя на руки, прижать к себе.

Воспитатель: Ребятки, Мишка говорит вам спасибо за кашу, вы молодцы!

Читайте также: