Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте на тему слово

Обновлено: 03.07.2024

Виды детской деятельности: Игровая, познавательная, коммуникативная.

  1. Учить детей называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах.
  2. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласны)
  3. Совершенствовать навык ответа полным предложением на заданный вопрос расширять активный словарь.
  4. Закреплять навык звукослогового анализа слов.
  5. Формировать умение делить слова на слоги.
  1. Совершенствование навыка звукового анализа.
  2. Развивать графо-моторные навыки.
  3. Развивать слуховое внимание, память.
  4. Развивать логическое и творческое мышление.
  5. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его.
  6. Закрепить знание гласных и согласных звуков.
  1. Формировать положительную установку на занятие.
  2. Совершенствовать навык переключения с одного вида деятельности на другой.
  3. Развивать навык работы в группе и индивидуально.
  4. Воспитывать интерес к занятиям через использование занимательных упражнений.

Методы и приемы:

Наглядный: Показ, демонстрация, иллюстрация.

Словесный: Художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.

Игровой: Сюрпризный момент, игра.

Наглядный материал: сундук, конверт с письмом, ключи, картинки с изображением предметов, карточки с изображением согласных букв, мяч, корзина с кубиками, корзина с игрушечными продуктами.

Раздаточный материал: картинки для штриховки, простые карандаши.

Словарная работа: Алфавит, буквы, слоги, гласные и согласные звуки.

Индивидуальная работа: Побуждать к активной речевой деятельности.

Предварительная работа: Беседа, речевая настройка, чтение художественной литературы.

I. Вводная часть

Дети заходят в группу и встают полукругом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте поздороваемся с гостями, друг другом. Здравствуйте!

Посмотрите на нас!

Мы – ребята, суперкласс!

Дружные и смелые,

Можем многое мы делать,

Клеить, резать, лепить, плести,

Хорошо себя вести!

Посмотрите, вы на нас!

Мы – ребята, суперкласс!

II. Основная часть

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, к нам пришла посылка! Написано: "От Дедушки Грамотея ИЗ СТРАНЫ АБВГДейкин!" Давайте ее откроем и узнает, что там внутри!

(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достает оттуда сундук и письмо.)

Воспитатель: Сундучок- то не простой! С семью замками! Давайте прочитаем письмо:

"Дорогие ребята! Дети старшей группы!"

Пишет вам дедушка Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал вам подарок в сундучке. Но сундучок с семью замками. К каждому замку есть свой ключик. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, ест еще один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха, Дедушка Грамотей.

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать вместе?

Воспитатель: А вот и загадки есть в письме:

Есть в комнате портрет,

Во всем на вас похожий

Засмейся - и в ответ

Он засмеялся тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала.)

Воспитатель: А ключ то не простой! На нем задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Дедушки Грамотея! Справимся с этим заданием- один замок откроем!

Воспитатель: Помощники Дедушки Грамотея принесли для вас карточку с изображением цветка. Что это за цветок?

Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый звук?

Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м. Получается? А что нам мешает?

Воспитатель: Если мы не можем пропеть его, то какой это звук?

Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?

Дети: М-аааа-к! Звук А!

Воспитатель! Давайте попробуем его пропеть!

Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?

Воспитатель с детьми пробует пропеть третий звук К и определяют, что он не поется! А значит он согласный!

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключик!

(Воспитатель вставляет ключик в первый замок.)

Воспитатель: Слушайте вторую загадку, где искать второй ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

(Находят второй ключ, выполняют второе задание.)

Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру "Доскажи словечко" Дедушка Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но забыл. слава. Давайте поможем Дедушке!

1. Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

2. Утром дед спросил у внучки:

Почему не моешь . (ручки).

3. Михаил играл в футбол

И забил в ворота . (гол).

4. Солнце светит очень ярко,

Бегемоту очень. ( жарко).

5. Где обедал воробей?

В зоопарке у . (зверей).

6. У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из . (лейки).

Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и прописью (или тетрадью, можно дать картинки, которые дети должны заштриховать).

(Дети справляются с заданием, открывают ключом четвертый замок.)

Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:

Дарит чудеса она

В большом ящике живет.

Всем, кто очень любит строить.

Побывать в ней детям стоит. (конструктор).

(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)

Воспитатель: Вот он ключик, а на нем следующее задание- игра!

Я буду называть действие, а вы будете отгадывать, кто их совершает.

1. Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, мух, пушинка, листья желтые с деревьев)

2. Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака.)

3. Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка.)

4. Кто и что идет (Человек, дождь, снег, время.)

5. Кто и что стоит (Человек, дом, столб, стол.)

6. Кто и что прыгает (Мячик, заяц, человек.)

(Дети выполняют задание, получают ключик и открывают шестой замок.)

Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет!

Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)

Воспитатель: Слушайте последнее - шестое задание! Это игра "Магазин"

Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук "С". Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.

А теперь мы выбираем продукты, в названиях которых есть звук "К": картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.

Давайте выберем те продукты, в названиях которых есть звук "М": молоко, масло, макароны, сметана, мука.

(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом.)

После выполнения задания дети получают седьмой ключ, вставляют в замок. Сундучок открывается.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!

Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить!

III. Заключительная часть

Спасибо Дедушке Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Дедушки Грамотея? Что больше понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности? Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!

Цель: практическое усвоение слов, обозначающих предмет.

Задачи:

2. Упражнять детей в самостоятельном назывании слов и их чётком произношении;

3. Развивать представление о многообразии слов;

4. Воспитывать интерес к началам грамоты.

Материал: игрушки по количеству детей, фишки-игрушки, сухой аквариум, кастрюля с бутафорскими овощами (картошка, свёкла, лук, морковь, капуста, следы.

Ход НОД

1. Мотивационно-ориентировочный этап.

Дети прибирают игрушки и выходят в приёмную. Там они видят следы.

Воспитатель (в дальнейшем В.): Ребята, посмотрите, что вы видите необычного в приёмной?

Дети (в дальнейшем Д.): Следы.

В. : А чьи это следы? (слушаем предположения детей). Давайте посмотрим, куда они нас приведут.

2. Поисково-практический этап.

Заходим в группу и видим на столе игрушки.

В. : Дети, что это?

Д. : Игрушки (если дети называют каждую игрушку по отдельности, то просим назвать их одним словом).

В. : Давайте сейчас каждый, по очереди, выберет себе игрушку и назовёт её словом.

Дети поочерёдно подходят к столу, берут игрушку, называют её и садятся на стульчики.

В. : Ребята, вокруг нас много предметов и каждый из них мы можем назвать словом. Давайте сейчас с вами проведём один эксперимент: постарайтесь найти в нашей группе такой предмет, который никак не называется (У детей не получается). Какой вывод мы можем сделать?

Д. : Всё, что нас окружает имеет название.

В. : Верно. Молодцы!

Всему название дано:

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

Всё-всё имеет название, то есть называется определённым словом. Слов на свете очень много. Давайте подумаем, какие бывают слова? (дети отвечают длинные, короткие, сложные, простые, непонятные и т. д. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку-игрушку).

Есть сладкое слово — конфета,

Есть быстрое слово — ракета,

Есть кислое слово — лимон,

Есть слово с окошком — вагон,

Есть слово колючее — ёжик,

Есть слово промокшее — дождик,

Есть книжное слово — страница,

Есть слово лесное — синица,

Есть слово пушистое — снег,

Есть слово весёлое — смех.

Какие слова вы добавляли? (За каждое правильно названное слово ребёнок получает фишку-игрушку). Молодцы, а теперь предлагаю немного отдохнуть. Вставайте на ноги.

Поднимаем ручки выше, Поднять руки вверх, потом

Опускаем руки вниз. Присесть и коснуться руками пол.

Ты достань сначала крышу,

Пола ты потом коснись.

Выполняем три наклона, Наклоны вперёд.

Наклоняемся до пола,

А потом прогнёмся сразу Наклоны назад.

Глубоко назад три раза.

Выполним рывки руками- Рывки руками.

А теперь мы приседаем, Приседания.

Чтоб сильней и крепче стать.

Вверх потянемся потом. Потягивание-руки вверх.

Шире руки разведём. Руки в стороны.

Мы размялись от души

И на место все спешим. Садимся на свои места.

На столе стоит сухой аквариум.

Каким словом называется этот предмет?

Д. : Аквариум.

Дети называют слова: рыбки, ракушки, водоросли и т. д. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку-игрушку.

-Если вы правильно назовёте слово, я достану из кастрюли предмет (дети называют слова: капуста, картошка, свёкла, лук, морковь).

-Как назвать одним словом все эти предметы?

Д. : Овощи.

В. : Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием!

3. Рефлексивно-оценочный этап.

В. : Вам понравилось занятие?

-А что понравилось больше всего?

-Сегодня за каждый правильный ответ вы получали фишки. Давайте посмотрим, у кого фишек больше всего и определим победителя (Победителю вручается поощрительный приз)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подвести детей к пониманию слова как единицы речи (мы говорим словами).

Продолжать развивать умение составлять описательный рассказ о предмете.

Развивать фонематический слух, умение выделять звук в слове.

Воспитывать усидчивость и развивать слуховое внимание, быстроту реакции на слово.

Организационный.

Дети, что я сейчас сказала?

Дети: Вы поздоровались.

Да, я поздоровалась с вами, сказав только одно слово – здравствуйте.

А это значит, что я вас поприветствовала и пожелала здоровья.

Одно слово, а как оно много значит.

Какое еще слово я сказала?

Каждое слово, которое мы говорим, имеет значение.

Мы смотрим на предмет и можем назвать его словом.

Посмотрите вокруг и назовите одним словом предметы в нашей комнате.

Дети: называют предметы мебели, игрушки.

Сколько слов вы назвали!

Каждое из них обозначает предмет или группу предметов: стол, стул, шкаф – можно назвать одним словом – мебель.

Словом стол называются самые разные столы. Назрвите их.

Дети: обеденный, письменный, журнальный и т.д.

Вот какое интересное слово – стол.

Одно слово, а им можно назвать много предметов одного назначения – за столом сидят.

Об одном предмете разными словами можно рассказать.

Расскажите о любом предмете или игрушке.

Дети: 2-3 рассказа.

Вот видите, сколько слов мы должны знать, чтобы что-то рассказать.

Мы говорим словами.

Слов много, и они все разные.

Грохочет слово словно гром,

И сразу мыши зашуршат.

И листья падают, летят,

И словно наяву ты видишь осень:

Желтый сад и мокрую траву…

А теперь мы поиграем.

Вставайте в круг.

Это будет наша клумба.

Я каждому дам название цветка. (пион, астра, роза, тюльпан, одуванчик, ромашка, незабудка, лилия, гвоздика, ирис, хризантема)

Я буду рассказывать про рассказывать про клумбу , и как только назову цветок , он выходит в круг и садиться.

Будьте внимательны, слушайте, не пропустите свое слово-название цветка.

Первым весной на нашей клумбе расцвел тюльпан…

Игра повторяется несколько раз с нарастанием темпа.

Молодцы ребята! Каждый из вас услышал свое слово – название цветка, и клумба цвела с весны до осени.

А теперь вспомните, как звучат слова: шесть мышат, произнесите их протяжно: ш-ш-ш-шесть мыш-ш-ш-шат. Почему слышно, что мыши шуршат?

Дети повторяют по образцу и вслушиваются как они звучат. Слово надо произносить достаточно громко и четко, чтобы его услышали и оно было понятно всем, кто его слушает.

Ребята, вы назвали слово солнышко.

У вас есть альбомы для рисования и цветные карандаши. Нарисуйте солнце и заштрихуйте его очень аккуратно, не выходя за контур.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доброе утро, ребята. Меня зовут Дарья Анатольевна, я ваш учитель-логопед. Мы с вами будем встречаться каждую неделю и учиться красиво говорить, читать и писать. Сегодня мы с вами начнем погружаться в интересный мир – королевство под названием Грамота (на доске картинка с изображением страны Грамоты).

В стране Грамота живут необычные жители – звуки и буквы. Скажите, чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем и читаем, звуки мы слышим и произносим). А живут звуки и буквы в домах – они называются слова.

Сегодня к нам в гости прибежал звук О (логопед достаёт мяг. игрушку О):

- Здравствуйте, ребята, у меня случилась беда: я вышел погулять и забыл дорогу домой.

Давайте отправимся в страну Грамоту все вместе и поможем звуку О отыскать дорогу домой? Становитесь рядом со своим местом у стола. Для путешествия нам понадобится бодрость духа, дружеские взаимоотношения и, конечно же, отличное настроение. Готовы? Тогда повторяйте за мной:

Психогимнастика.

Настроение упало? (Разводят руки в стороны. Бросают руки вниз.)

Дело валится из рук. (Грозят указательным пальцем.)

Но еще не все пропало,

Если есть хороший друг. (Хлопают в ладоши, улыбаются друг другу)

С облегчением вздохнем! (Вздыхают.)

Настроение поднимем, (Поднимают руки вверх.)

И от пыли отряхнем. (Отряхивают от пыли.)

Отправляться всем в дорогу,

Нам давно уже пора. (Шагают на месте)

Чтоб в пути нам было легче-

- Ребята, мы с вами пришли в осенний лес, а за этим лесом – страна Грамота. Присядьте на свои стульчики и посмотрите, кто будет помогать в нашем путешествии. (ЩЕНОК). Да, это щенок, а зовут его Тотошка.

А что мы сейчас с вами сказали? Слова – собака, щенок, Тотошка.

А давайте перечислим, что же делает собака.

- Вставайте рядом со своим местом и по очереди называйте, что может делать собака и присаживайтесь на свое место (прыгает, сидит, стоит, смотрит, ест).

Когда все дети сели: Вот столько много слов мы сейчас с вами сказали. Словом мы называем всё вокруг, что нас окружает, что мы чувствуем, что происходит вокруг нас с вами, каждое слово что-то обозначает.

Щенок решил с вами поиграть. Только если мы выполним его задание, он покажет нам дорогу к городу. Я вам буду показывать картину, а вы будете называть слово – что я показала. (КАРТИНКИ овощей). А теперь назовите одним словом всё, что вам показали (овощи).

- Ребята, вы большие молодцы! Смотрите, Тотошка вспомнил, как выйти из леса к городу. Отправляемся за ним.

В городе много разных домов. Эти дома мы называем словами. Одни длинные – в них много подъездов, другие короткие (РАЗДАТЬ РЕБЯТАМ ПОЛОСКИ С ДОМИКАМИ РАЗНОЙ ДЛИНЫ). Эти подъезды-окошечки называются слоги. Посмотрите, сколько слогов в первом домике? А во втором? А в третьем?

Теперь я буду называть слово (РАЗДАТЬ ФИШКИ). По одному вы будете его проговаривать, на каждый слог совершая один хлопок. А остальные ребята будут считать количество слогов. На домик, в котором столько же окошек, сколько слогов в слове, кладём фишку.

МЯЧ, РУКА, КОЗА, ЛОСЬ, МАШИНА, ТЕЛЕФОН, МОРОЗ, МАМА, ЛУК, ШУМ, КРОКОДИЛ, СОБАКА, КОТ, БЕГЕМОТ, ГОЛОВА, ВОДА, МУХА, КУСТ, ГОЛОВА, СУП, КОНФЕТА, РАКЕТА, ЛЕТО, ЗИМА, РЕКА, РАК.

Мне кажется, ребята, мы про кого-то забыли. Конечно же, мы забыли про звук О, который потерял домик, в котором он живёт. И сейчас он плачет, вы слышите? Давайте с ним поиграем, чтобы он развеселился?

ЛА, МА, РО, ОХ, АХ, МИ, КУ, КО, ВО, ЭХ, ПО, ДУ, ОП.

- А сейчас будем искать звук О в словах:

ОБЛАКО, СОК, ПАПА, ЛИСА, СТОЛ, КОМ, БУЛКА, СУМКА, МОСТ.

- Ну что-то мы с вами заигрались, и Тотошке, и звуку О уже пора по домам. Так давайте же поможем звуку О найти свой домик. Перед вами три дома-слова (КАРТИНКИ). Первое слово КУКЛА. Определите, сколько окошек-слогов в этом слове? Два. Есть ли тут звук О?

Второе слово ЛЯГУШКА. Сколько здесь слогов? Три. Есть ли тут звук О?

Третье слово СЛОН. Сколько тут слогов? Один. Есть ли тут звук О? Вот и нашёл наш звук О свой домик.

- Ну что ж, ребята, мы хорошо провели с вами время? Давайте возвращаться домой. Закройте глаза, глубоко вздохните и выдохните. На счет три открывайте. Вот мы и дома. Расскажите, что мы сегодня делали? Кому мы помогали найти дорогу домой? Кого мы встретили в осеннем лесу? Что такое слово? Из чего состоит слово? Что такое звук? Занятие окончено.

Читайте также: