Конспект урока физические и химические явления химические реакции 8 класс рудзитис

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель: Аметова Ульвие Юнусовна

Предмет: Химия

Дата: 18.09.18

Урок №6. Физические и химические явления. Химические реакции. Лабораторный опыт 3. Примеры химических и физических явлений

Планируемы результаты:

осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе химических знаний;

развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.

Метапредметные:

умение обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

составлять план решения проблемы;

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

формулировать гипотезы и оценивать их верность с точки зрения полученной информации в ходе исследования;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

описывать химические реакции с помощью родного языка и языка химии.

Предметные:

определять физические и химические явления,

описывать признаки химических реакций,

приводить примеры химических процессов в природе и технике,

объяснять роль физических и химических явлений в природе и технике,

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием, проводить эксперимент с учетом ТБ.

Тип урока: урок изучения нового материала

Основные понятия : физические и химические явления, химическая реакция, условия возникновения и протекания химической реакции.

Оборудование: учебник за 8 класс Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман, свеча, ступка с пестиком, химические стаканы, пробирки, штатив, воронка, бумага фильтровальная.

Реактивы : мел, сульфат натрия, хлорид бария, медный купорос, щелочь, сахар-песок.

Организационный момент.

-Добрый день, ребята. На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. У нас с вами будет занимательный урок. Учитель проверяет присутствующих.

Актуализация знаний.

На столе зажженная свеча

Мело, мело по всей земле

Свеча горела на столе,

… Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

(Химия – наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения.)

Вопрос . Какие явления вы наблюдаете при горении?

плавление парафина ( переход из твёрдого состояния в жидкое)

затвердевание парафина (переход из жидкого в твердое состояние)

Вопрос . Как называются такие явления?

горение парафина (свет и выделение тепла).

Цель нашего урока – изучить подробнее эти явления.

Сущность физических и химических явлений.

Значение физических и химических явлений.

Условия возникновения и протекания реакций.

Экзо- и эндотермические реакции.

3. Изучение нового материала

Мы знаем, что химия – это наука, которая изучает вещества и их свойства. Вокруг нас всегда находятся какие-либо вещества. Но всегда ли вещества остаются неизменными?

Учитель: как вы думаете – все ли явления в природе одинаковы, по сути?

Природа – это огромная лаборатория, в которой непрерывно происходит изменение агрегатного состояния, формы различных веществ, а также идёт образование новых веществ. Горные породы и минералы под воздействием солнца, воды, углекислого газа и других веществ постепенно разрушаются и превращаются в новые вещества. В зеленых растениях из углекислого газа и воды образуются глюкоза и крахмал. Человек превращает взятые из природы вещества (природный газ, нефть, руды) в необходимые ему бензин, резину, пластмассы, волокна, металлы. Часто в результате множества превращений получаются новые вещества, которых нет в природе. При всех этих явлениях происходит разрушение исходных веществ и формирование из их составных частей новых веществ.

Явления : извержение вулкана , образование инея, гниение листьев осенью, горение древесины, образование тумана, образование облаков, таяние льда , горение бумаги, скисание молока , плавление металла.

В природе нет веществ, которые не меняются. Даже построенные из самых прочных материалов здания, корабли и мосты постепенно разрушаются, и поэтому время от времени их надо восстанавливать. Планета Земля, на которой мы живем, не остается неизменной: возникают и исчезают горные хребты, сближаются и расходятся материки, мелеют реки и моря.

Любые изменения, которые происходят с телами называют явлениями . (пишут определение в тетрадь)

Различают два вида явлений в природе: физические и химические.

Физическими называют явления, при которых у веществ изменяется форма, агрегатное состояние и. При физическом явлении могут изменяться все параметры или отдельно каждый из них.

Химическими называют явления, при которых образуются новые вещества с новыми свойствами. \

Запишите в рабочие тетради определения физических и химических явлений. Химические явления чаще называют химическими реакциями, т.е. химические реакции – это химические явления.

Давайте теперь на практике попробуем определить, какие явления являются физическими, а какие – химическими

Техника безопасности работы с химическим оборудованием и реактивами.

Полученные результаты заносим в таблицу.

Физкультминутка:

hello_html_m7452768b.jpg

Опыт №1. В ступку поместили кусочек мела и растерли его пестиком. Что наблюдаем? Ответ: измельчение вещества, его переход из кристаллического состояния в порошкообразное. Вывод: само вещество (мел) при растирании не изменяется, изменяется только его физическое состояние.

Опыт №2. Разрезание бумаги. Что наблюдаем? Какое явление?

Опыт №3. Диффузия перманганата калия. Что наблюдаем? Какое явление?

Опыт №4. Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи. Что наблюдаем? Какое явление? Вывод: химическое явление – образование нового вещества (голубого осадка) с новыми свойствами.

Учитель. По каким признакам вы определяли, какое явление – химическое или физическое происходит?

Признаки химических реакций:

Изменение окраски;

Образование осадка;

Появление запаха;

Выделение газа;

Поглощение или выделение теплоты (иногда со светом).

Запись в тетрадь учащегося.

Учитель. Обратимся к схеме химических явлений, какой из признаков мы не наблюдали? ( Появление или поглощение теплоты ).

- Как называются эти реакции в химии, вы узнаете из учебника.

Записать определение эндотермической и экзотермической реакции в тетрадь.

Учитель. При каких условиях происходят химические реакции?

Условия протекания:

Контакт веществ (измельчение, перемешивание, растворение).

Нагревание до определённой температуры:

А) необходимо для начала реакции.

Б) необходимо на протяжении всей реакции.

Действие электрическим током

Облучение светом

Какое значение имеют физические и химические явления?

Химические реакции лежат в основе жизни всех живых организмов . Назовите химический процесс, который вы изучали на уроках биологии, обеспечивающий существование всех живых организмов на Земле? (фотосинтез)

Химические реакции используются в быту. Ни одно производство не обходится без химических процессов.

Если химические реакции приносят пользу, то как их можно вызвать, какие условия необходимо создать для возникновения и протекания реакций.

4. Закрепление изученного материала.

Вариант 1. Физические явления: _______

Вариант 2. Химические явления: _______

Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек.

Растворение сахара в воде;

Появление ржавчины на железном гвозде;

Золотую проволоку вытянули в нить;

Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле);

Ледяная игрушка весной растаяла;

Высыхание дождевых луж;

Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту;

Ответы ( Взаимопроверка, в паре меняются тетрадями. )

Физические явления: 1, 3, 4, 6, 8, 9

Химические явления: 2,5, 7, 10

5. Подведение итогов урока. Сегодня вы все хорошо поработали. Давайте подведем итоги. Что нового вы узнали? Как вы думаете, мы достигли нашей цели?

6. Оценивание. Выставление оценок за урок.

7. Домашнее задание : §3. Сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях.

8. Рефлексия. В ходе урока вы пытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие ученые прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались.

Конспект урока представлен в форме технологической карты в свете требований ФГОС второго поколения. Содержит разделы: деятельность учителя, деятельность учащихся, УУД, ресуры. Проектирование урока осуществлялось в рамках системно-деятельностного подхода обучения.

ВложениеРазмер
urok_fizicheskie_i_khimicheskie_yavleniya.doc 120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор учебника : Фельдман Ф.Г., Рудзитис Г.Е.

Дидактическая цель : создание условий для усвоения знаний учащихся о физических и химических явлениях.

Тип урока : урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Методы обучения: проблемно-поисковый, эвристический, экспериментальный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся : индивидуальная, парная, групповая.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Создание условий для усвоения учащимися знаний о физических и химических явлениях, признаках и условиях протекания химических реакций, учить наблюдать и выполнять химический эксперимент.

Задачи урока:

Обеспечить достижение предметных результатов обучения

Образовательные задачи.

2. Изучить признаки и условия протекания химических реакций.

Сформировать умения:

- Способствовать формированию умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по технике безопасности.

-Формировать умение наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений;

-Формировать умение проводить эксперимент в целях бережного отношения к здоровью;

-Формировать умение объяснять значение явлений в жизни природы и человека;

Воспитательные задачи.

-Воспитание убеждённости в познаваемости химической составляющей картины мира;

-Формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы;

-Воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Создать условия для:

1. формирования ценностного отношения к исследовательской деятельности как основному способу получения знаний в химии;

2.развития коммуникативных умений;

3. воспитания ответственности и аккуратности при проведении лабораторных опытов;

4.воспитания позитивного отношения к химии;

Развивающие задачи.

Создать условия для развития следующих УУД:

1) Познавательных:

Общеучебные универсальные действия:

а. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

б. Смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации.

в. Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

г. Рефлексивные УУД (самоконтроль и самооценка).

д. Структурирование знаний.

Знаково-символические действия: написание уравнений реакций.

Логические универсальные действия:

а. Анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей.

б. Умение анализировать, строить план исследования, наблюдать и делать выводы на основе эксперимента, делать дедуктивные и индуктивные умозаключения.

в. Умение проводить и описывать эксперимент.

г. Выдвижение гипотез, их обоснование.

Постановка и решение проблемы.

2) Личностных: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

3) Коммуникативных:

а. Умение точно выразить свои мысли, владение диалогической речью,

б.Сотрудничество в группе.

4) Регулятивных.

а. Целеполагание. Планирование (построение плана изучения физических и химических явлений).

б. Контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном.

в. Оценка и саморегуляция.

Критерии достижения цели урока: ученик должен

• понятия химические и физические явления, химическая реакция;

• признаки и условия протекания химических реакций;

• описывать и характеризовать химические и физические явления;

• дифференцировать химические и физические явления;

• наблюдать и сравнивать свойства веществ;

ВЛАДЕТЬ: навыками проведения эксперимента и правилами ТБ;

Планируемые результаты обучения.

Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.

Обеспечить достижение личностных результатов обучения:

сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке химическим явлениям, развитие умения управлять своей познавательной деятельностью, готовности к решению задач на выявление сущности того или иного явления природы

Предметные результаты обучения

Метапредметные результаты обучения

-Давать определения физических и химических явлений.

-описывать самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого язык химии.

-уметь описывать и характеризовать физические и химические явления.

-наблюдать и сравнивать свойства веществ, - структурировать изученный материал.

-планировать и проводить химический эксперимент.

-иметь представление о признаках и условиях протекания химических явлений (реакций).

- владеть универсальными способами деятельности: наблюдение, эксперимент, учебное исследование,

-использовать универсальные способы деятельности по решению проблемы и основных интеллектуальных операций.

-уметь определять средства, необходимые для реализации идей.

-уметь определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике

-использовать различные источники для получения химической информации.

-развивать способности к наблюдениям, систематизации информации, способности выделять главное существенное

Оборудование

Для лабораторных опытов: спички, парафиновая свеча, закрепленная на огнеупорной пластине, пробирка с кристаллической содой в штативе для пробирок и флакон с раствором уксусной кислоты (5 – 7%),магниевая лента (стружки), сахарная пудра, конц. серная кислота, раствора глины, раствор медного купороса, раствор щелочи. Лабораторная посуда: колба, ложки для сжигания, воронки химические, фарфоровые ложки-шпатели, бумажные фильтры.

Маршрутная карта с заданиями, таблицами для внесения наблюдений, сопровождавших лабораторные опыты и для рефлексии.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

1 этап. Организационный момент.

-Один из героев французского писателя Мольера всю жизнь не знал, что он говорит прозой.Многие, впрочем, и сейчас этого не знают, как не знают и того, что всю жизнь имеют дело с химией.А что такое химия?

2 этап. Актуализация знаний .

-Какие вещества называются чистыми?

-Дайте определение смесям.

-Какими бывают смеси?

-Назовите способы очистки смесей.

Задание: Разделите картинки на две группы. Обоснуйте их распределение (На парты по группам выданы картинки с физическими и химическими явлениями, учащиеся обсуждают наблюдения, делают выводы.)

Озвучивается ответ каждой группы.

- Что объединяет все картинки?

Учащиеся: На всех картинках показаны явления.

-Что происходит при различных явлениях?

-Как вы думаете – все ли явления в природе одинаковы, по сути? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает, что все явления, по сути, сходны или одинаковы, а теперь те, кто считает, что явления отличаются. Кто может объяснить свой выбор? (задание вызывает интеллектуальное затруднение)

Учащиеся сами приходят к выводу:

Различают два вида явлений в природе: явления, при которых у веществ изменяется форма, агрегатное состояние или температура. Явления, при которых происходит изменение окраски веществ, выделение газа, образование осадка, выделение тепла.

-. Предложите свою формулировку темы урока, не изменяя содержание.

3 этап. Постановка учебной задачи.

-Как можно сформулировать тему урока?

Тема урока: Физические и химические явления. Химические реакции

-Итак, мы изучаем физические и химические явления.

Давайте теперь на практике попробуем определить, какие явления являются физическими, а какие химическими. (Целеполагание и определение путей достижения цели)

Предположим, вы хотите узнать о физических и химических явлениях абсолютно все.

-Какие цели вы поставите перед собой на этот урок?

-Что вы хотели бы узнать о физических и химических явлениях?Чему научиться?

2. Изучить признаки и условия протекания химических явлений (реакций)

3. Уметь отличать физические и химические явления (дифференцировать)

4. Узнать значение физических и химических явлений

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.

(проектирование) (23 минуты)

Деятельность учителя:

Какими способами будем достигать перечисленные вами цели?

Изучать новые понятия.

Делать схематические рисунки, используя термины.заполнять таблицы.

Находить и анализировать информацию в учебнике и дополнительных источниках.

Сравнивать, дифференцировать физические и химические явления.

Выделять признаки химических явлений

Задавать вопросы учителю.

Размышлять, высказывать предположения.

Деятельность обучающихся: выполняют эксперименты.Самостоятельно делают выводы о явлениях).Обсуждают результаты наблюдений.

Наблюдения, сопровождающие опыт

Вывод о явлении

Горение магниевой ленты (стружки)

Вспышка света, образование белого дыма (порошка)

Растворение сахарной пудры

Обугливание сахара концентрированной серной кислотой

жженого сахара, почернение сахара и увеличение его объёма (подъём за счёт выделяемого газа)

Фильтрование раствора глины

Глина на фильтре, фильтрат бесцветный прозрачный

Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи

Образование осадка голубого цвета

Горение парафиновой свечи

Выделение тепла, света, образование нового вещества с новыми свойствами.

Гашение соды уксусом

Образование нового вещества-газа.

-По каким признакам вы определяли, какое явление – химическое или физическое происходит?

Ученики высказывают свое мнение. В результате беседы подводится итог – признаки химических реакций (явлений), которые записывается учащимися в рабочую тетрадь по заданиям в маршрутной карте.

Задание индивидуально. Маршрутная карта задание № 4

Используя схему на странице 11 учебника дайте определение:

Физическими явлениями называют-

Химическими явлениями называют-

Дополни схему. Делают записи в тетрадях.

Учащиеся сами называют и записывают признаки химических реакций (явлений).

1. Выделение тепла (иногда света),

2. Изменение окраски,

3. Появление запаха,

4. Образование осадка,

5. Выделение газа.

Отвечают на вопросы по маршрутной карте.

Ответь на вопрос: Что происходит при химических реакциях(дают определение)

Задание в парах. Маршрутная карта задание №4

- Почему кусковой сахар трудно поджечь, но измельчённый и распылённый в воздухе он сгорает за считанные доли секунды, образуя своеобразный взрыв?

-Произойдет ли разложение сахара, если прекратить его нагревание?

Анализ рисунка маршрутная карта задание №4

Перечисли, условия возникновения и течения химических реакций используя страницу 12 в учебнике.

На протяжении всей жизни мы постоянно сталкиваемся с физическими и химическими явлениями. Природные физические явления для нас столь привычны, что мы уже давно не придаём им особого значения. Химические реакции постоянно протекают в нашем организме. Энергия, которая выделяется при химических реакциях, постоянно используется в быту, на производстве, при запуске космических кораблей. Многие материалы, из которых изготовлены окружающие нас вещи, не взяты в природе в готовом виде, а изготовлены с помощью химических реакций.

Используя, страницу учебника №12 заполни таблицу. Маршрутная карта задание № 5

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование познавательных УУД при изучении физических и химических явлений, признаков протекания химических реакций, их практического значения через проблемное обучение и исследовательскую деятельность.

Задачи урока:

Воспитательные: воспитание убеждённости в познаваемости химической составляющей картины мира; формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы; воспитание бережного отношения к своему здоровью, подвести учащихся к осознанию практической значимости знаний о химических явлениях и их признаках посредством ознакомления с областями применения этих знаний, воспитание чувства сотрудничества и взаимопонимания при работе в группах;

Развивающие: развивать познавательную активность; развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы; развивать навыки работы с компьютером, развивать логическое мышление при сопоставлении физических и химических явлений, развивать умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать, делать выводы из фактов;

Планируемые результаты

осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе химических знаний;

развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

умение обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

составлять план решения проблемы;

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД

формулировать гипотезы и оценивать их верность с точки зрения полученной информации в ходе исследования;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

проводить экспериментальное исследование по предложенному плану;

анализировать результаты эксперимента с выделением существенных признаков;

на основании результатов эксперимента формулировать выводы.

Коммуникативные УУД

планировать учебное сотрудничество в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

формулировать и аргументировать свое мнение.

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая

Технологии обучения: технология проблемного диалога, исследовательская технология

Основные понятия: физические и химические явления, химическая реакция, условия возникновения и протекания химической реакции.

Оборудование к уроку: интерактивная доска; компьютер, проектор;

Химическое оборудование: свеча, ступка с пестиком, химические стаканы, пробирки, штатив, воронка, бумага фильтровальная.

Реактивы: мел, сульфат натрия, хлорид бария, медный купорос, щелочь, сахар-песок.

УМК: Химия. 8 класс. Учебник Габриелян О.С..- М.:Дрофа, 2018.

Структура урока

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в проблемном действии.

Этап выявления места и причины затруднения.

Открытие новых знаний

Первичное закрепление пройденного материала.

Подведение итогов. Домашнее задание

Приветствие учителя и эмоциональный настрой учащихся

На столе зажженная свеча

Мело, мело по всей земле

Свеча горела на столе,

…Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Что такое свойства веществ?

На какие две группы можно разделить свойства веществ?

Хорошо, значит если свойства веществ можно разделить на физические и химические. То и явления, происходящие вокруг нас можно разделить на физические и химические?

На столе зажженная свеча

Учитель зачитывает стихотворение

Мело, мело по всей земле

Свеча горела на столе,

…Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Вопрос. Какие явления вы наблюдаете при горении?

плавление парафина ( переход из твёрдого состояния в жидкое)

затвердевание парафина (переход из жидкого в твердое состояние)

Изменение агрегатного состояния- это признак какого явления?

Учитель показывает опыт с образованием осадка:

А что происходит в этом опыте? (изменение вещества). К каким явлениям это относится? (химическим).

Давайте посмотрим несколько слайдов.(№3-7)

Слайды презентации: молния,извержение вулкана, образование инея, образование тумана, таяние льда.

Что мы можем найти общее на этих картинках?

Слайды презентации: гниение листьев осенью, горение леса, коррозия машин, сквашивание капусты.

Что мы сейчас увидели, есть ли общее у этих явлений?

Создание проблемной ситуации

Как вы определили, что на первом слайде физические явления, а на втором слайде химические явления? Можно ли ответить на этот вопрос с точки зрения химии?

А со свецой происходят только ли физические превращения?

Этап выявления места и причины затруднения.

Попробуйте сформулировать тему урока, т.е. что мы сегодня будем с вами изучать? (Физические и химические явления)

Какова цель нашего урока? (Выявить различия между физическими и химическими явлениями, изучить признаки химических реакций.)

План урока: (слайд № 2 ).

определить- сущность физических и хим. явлений

познакомиться-с хим. реакциями

выявить- признаки хим. реакций

Открытие новых знаний

Мы знаем, что химия – это наука, которая изучает вещества и их свойства. Вокруг нас всегда находятся какие-либо вещества. Но всегда ли вещества остаются неизменными?

Учитель: как вы думаете – все ли явления в природе одинаковы, по сути?

Природа – это огромная лаборатория, в которой непрерывно происходит изменение агрегатного состояния, формы различных веществ, а также идёт образование новых веществ. Горные породы и минералы под воздействием солнца, воды, углекислого газа и других веществ постепенно разрушаются и превращаются в новые вещества. В зеленых растениях из углекислого газа и воды образуются глюкоза и крахмал. Человек превращает взятые из природы вещества (природный газ, нефть, руды) в необходимые ему бензин, резину, пластмассы, волокна, металлы. Часто в результате множества превращений получаются новые вещества, которых нет в природе. При всех этих явлениях происходит разрушение исходных веществ и формирование из их составных частей новых веществ.

В природе нет веществ, которые не меняются. Даже построенные из самых прочных материалов здания, корабли и мосты постепенно разрушаются, и поэтому время от времени их надо восстанавливать. Планета Земля, на которой мы живем, не остается неизменной: возникают и исчезают горные хребты, сближаются и расходятся материки, мелеют реки и моря.

Подумайте и дайте определение понятия явление

Любые изменения, которые происходят с телами называют явлениями. Записываем определение в тетрадь

Различают два вида явлений в природе: физические и химические.

Работа с учебником . Откройте учебник на стр. 156. Прочитайте текст и найдите, что такое физические и химические явления.

Физическими называют явления, при которых у веществ изменяется форма, агрегатное состояние и. При физическом явлении могут изменяться все параметры или отдельно каждый из них.

Химическими называют явления, при которых образуются новые вещества с новыми свойствами. \

Химические явления чаще называют химическими реакциями, т.е. химические реакции – это химические явления. (слайды № 12)

Заполните таблицу в тетрадях

Явления, при которых вещества не превращаются в другие, а только меняется их агрегатное состояние или форма.

Явления, при которых из данных веществ образуется одно или несколько новых веществ.

Изменение агрегатного состояния, формы.

Изменение окраски;
Образование или растворение осадка;
Изменение запаха;
Выделение газа;

Плавление парафина, кипение и испарение воды, таяние снега

горение древесины, ржавление железа, гниение листьев

Ученики заполняют таблицу

Давайте теперь на практике попробуем определить, какие явления являются физическими, а какие – химическими.

Для того чтобы проводить опыты, нужно знать какие вещества необходимо взять.

- Какие классы неорганических веществ вы знаете?

- Назовите их. (СЛАЙД № 13)

Вы знаете вещества, знаете их состав, строение. Но наши знания будут неполными, если мы не изучим явления происходящие с ними.

Техника безопасности работы с химическим оборудованием и реактивами.

Выполнять все действия только по указанию учителя.

Не зажигайте спиртовку одну от другой. Гасить её только колпачком.

При нагревании жидкостей не направляйте отверстие пробирки на себя или соседа.


Победитель конкурса

Класс: 8.

Название курса: Химия.

Цель урока: формирование представлений учащихся о физических и химических явлениях, признаках и условиях химических реакций на основе интеграции знаний по физики, биологии, ОБЖ.

Задачи урока:

  • воспитывать убеждёние в познаваемости химической составляющей картины мира;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
  • развивать познавательную и коммуникативную активность,
  • развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы.

В ходе урока формируются и развиваются следующие компетенции:

  • ценностно-смысловые (способность ученика видеть и понимать окружающий мир);
  • учебно-познавательные (умения учащихся в сфере самостоятельной познавательной деятельности - организация целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки);
  • информационные (умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать ее и т. д.)
  • коммуникативные (навыки работы в группе, способы взаимодействия с окружающими людьми).

Тип урока: изучение нового материала.

Методы:

  • репродуктивный,
  • частично-поисковый,
  • поисковый.

Оборудование и реактивы:

  • на демонстрационном столе: 4 стакана, пробирка, спички, свеча, лучина, NaHCO3, CH3COOH, H2O, NaOH, Ф.Ф.
  • на столах учащихся: подносы для проведения опытов, предметное стекло, деревянная палочка, тигельные щипцы, ступка, пестик, лучина, спички, парафин, CaCO3, HCI, NaHCO3, CaCl2.

Структура урока:

  1. Мотивация.
  2. Целеполагание. Актуализация знаний учащихся из курса биологии, физики и ОБЖ. Создание проблемной ситуации.
  3. Эксперимент как способ познания.
  4. Анализ и обобщение полученных результатов. Вывод (определение химической реакции). Расширение сведений о новом понятии (признаки химических реакций, условия их возникновения).
  5. Закрепление. Рефлексия.
  6. Оценки. Домашнее задание.
  7. Подведение итога урока.

Ход урока

Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне сделать самому, и я научусь.

(Китайская мудрость)

1. Мотивация

Учитель: Здравствуйте, сегодня наш урок начнется с демонстрации. Вашему вниманию предлагается пронаблюдать 2 опыта (показать банки):

1 опыт: NaHCO3 + CH3COOH → CH3COONa + H2O + CO2↑ (горящая лучина)

2 опыт: NaHCO3 + H2O →

Вопрос: Что вы наблюдали в ходе реакций?

Ответ: 1 опыт – выделяется газ, не поддерживающий горение, т.к. горящая лучина гаснет. 2 опыт – растворение питьевой соды в воде.

Вопрос: Какой можно сделать вывод по результатам проделанных опытов?

Ответ: В 2-х опытах произошли изменения.

2. Целеполагание. Актуализация знаний учащихся из курса биологии, физики и ОБЖ. Создание проблемной ситуации

Учитель (задание): В окружающем мире постоянно происходят изменения или по-другому мы их называем явления. Приведите примеры явлений природы, которые нас окружают.

Ответ:

  • северное сияние;
  • снегопад;
  • град;
  • гроза;
  • радуга;
  • туман;
  • шаровая молния;
  • вулкан;
  • землятресение;
  • ураган;
  • наводнение;
  • половодье.

Вопрос: Что происходит с веществами и телами?

Ответ:

  • гниение листьев: изменение состава вещества;
  • изменение цвета листьев деревьев осенью: изменение состава вещества;
  • таянье льда: вещество не изменяется, только агрегатное состояние (из твердого в жидкое);
  • появление зеленого цвета у растений под действием солнечного света (фотосинтез)

Ответ:

  • плавление: (т-ж) таяние снега;
  • кристаллизация: (ж-т) замерзание воды;
  • парообразование: (ж-г) испарение воды с поверхности океана;
  • конденсация: (г-ж) выпадение росы;
  • сублимация: (т-г) испарение нафталина, плавление графита, иней;
  • десублимация: (г-т) узоры на стекле.

Вопрос: Что происходит с веществами в перечисленных явлениях?

Ответ: Изменяются форма, размеры, агрегатное состояние.

Вопрос: Как называются такие явления?

Ответ: Физические.

Учитель: Сформулируйте тему нашего урока.

Вопрос: Какие еще есть явления кроме физических?

Ответ: Химические (добавляю).

Вопрос: Что мы знаем о них?

Ответ: Химические явления – явления, при которых из одних веществ образуются другие вещества, поэтому их еще называют химическими реакциями.

Вопрос: Что вы хотели бы узнать о них?

Ответ: Научиться определять явления, условия их возникновения и протекания (цель урока).

3. Эксперимент как способ познания (групповая лаб/работа)

Инструктаж ТБ (учащиеся) и правила работы в группах (учитель) озвучить (приложение 3, 4).

Опыт 1. Нагревание парафина. На предметное стекло деревянной палочкой нанесите несколько крупинок парафина и, захватив тигельными щипцами стекло, осторожно нагрей над пламенем спиртовки.

Опыт 2. Измельчение мела. Разотрите мел в ступке пестиком.

Опыт 3. Взаимодействие мела с HCI (соляной кислотой). Налейте немного в пробирку раствора выданной кислоты и внесите немного растертого мела деревянной палочкой. Затем, зажгите лучину и внесите ее в пробирку.

Опыт 4. Взаимодействие растворов NaHCO3 (питьевой соды), CaCl2 (хлорида кальция). Налейте в пробирку раствор питьевой соды и прилейте к нему немного хлорида кальция. Затем, зажгите лучину и внесите ее в пробирку.

Результаты опытов

Название опыта

Наблюдения (что изменилось?)

Новые вещества

Вывод (какое это явление?)

1. Нагревание парафина.

2. Измельчение мела.

3. Взаимодействие мела с кислотой.

4. Взаимодействие растворов соды и хлорида кальция.

Самооценка/оценка капитана команды за вклад, внесенный при обсуждении группой выводов (сверка результатов с доской).

3 опыт: горение свечи.

Учитель:

  • Что вы наблюдаете при горении свечи? (изменение формы парафина)
  • Что происходит с веществом? (горение) Почему? (нагревание: свет и тепло)
  • Почему чернеет стекло? (образуется копать - уголь.) Откуда взялась вода на стенках стакана? (продукт горения свечи)

Т.о., горение – одна из первых реакций, освоенных человеком. Для первобытного человека огонь стал источником тепла, способом защиты от диких зверей, средством труда. Люди с его помощью научились готовить пищу, добывать соль, плавить руду. Горение стало первым процессом, которым человек научился управлять.

4 опыт: NaOH с Ф.Ф.:

  • Что наблюдаете? (малиновый цвет р-ра)
  • О чем он свидетельствует? (произошла химическая реакция).

4. Анализ и обобщение полученных результатов. Вывод (определение химической реакции). Расширение сведений о новом понятии (признаки химических реакций, условия их возникновения)

Вопрос: Итак, как можно узнать, что произошла химическая реакция? (выход на признаки химических реакций). (Запись в рабочем листе).

Ответ:

  • образование осадка (скисание молока);
  • выделение газа;
  • выделение тепла и света;
  • изменение цвета;
  • появление запаха (скисание молока).

Вопрос: Какие условия необходимо соблюдать, чтобы произошла реакция?

Ответ: (запись в рабочем листе)

  • перемешивание веществ;
  • нагревание веществ;
  • действие света.

Вопрос: Для чего нам необходимо знать условия возникновения и протекания химических реакций?

Ответ: Для того чтобы контролировать протекание химических реакций, иногда химическую реакцию необходимо прекратить, например, при пожаре мы стремимся прекратить реакцию горения.

Вопрос (задание): Какие средства тушения пожара нужно использовать в следующих случаях:

  • загорелась одежда на человеке
  • воспламенился бензин
  • возник лесной пожар;
  • загорелась нефть на поверхности воды.

Вопрос: Т.о., каковы основные отличия между физическими и химическими явлениями? Приведите их примеры.

Ответ:

Физические явления

Химические явления

Явления, при которых вещества не превращаются в другие, изменяется только их агрегатное состоянии, форма, размер. Примеры: плавление парафина, кипение и испарение воды, таяние снега.

Явления, при которых из одних веществ образуется другие вещества. Примеры: обугливание крахмала, горение древесины, ржавление железа, скисание молока, гниение листьев.

5. Закрепление. Рефлексия

Задание 1. Из нижеперечисленных явлений укажите химические явления (работа парами, обмениваются работами для проверки):

А). Растворение сахара в воде

Б). Разложение воды электрическим током на водород и кислород

В). Образование черного налёта на серебряных изделиях

Г). Образование кристалликов соли при упаривании раствора

Задание 2. Из списка выберите признаки химической реакции:

А). Появление запаха

В). Выделение газообразных веществ

Г). Контакт веществ

Д). Изменение цвета

Ж). Выпадение или растворение осадка

З). Хорошее настроение

И). Выделение или поглощение тепла и (или) света

К). Облучение светом

Л). Общение друг с другом.

6. Оценки. Домашнее задание

§ 26 читать, вопросы 1, 2, 3, 6 (устно).

7. Подведение итога урока

Выбор учащихся эмоционального круга: желтый (отлично), зеленый (хорошо), красный

Читайте также: