Конспект милосердие и сострадание

Обновлено: 05.07.2024

формировать у учащихся нравстве нные ценн остные орие нтиры .

• Формировать у детей понимание сути милосердия , как умения

человека состра дать, сочувств овать, воспринимать чужое несчастье и

• Создать ситуацию для о сознан ия личностного опыта. На примере

детям, что самая большая радость для человека – это протянуть руку

Основные термины и понятия: Долг. Ответственность . Мило сердие.

Учитель: Сегодня, дорогие р ебята, мы с вами поговорим о милосе рдии.

Назовите корень сл ова. (Дет и отвечают , что в слове два ко рня)

- А как вы понима ете смысл слова состр адать? (ответы детей)

Учитель: Давайте прочитаем в словарях понятие слов 1)милосердие ,

- Одно из самых крас ивых слов на свете – слово милосердие . Оно

сердцу, кому мы радуемся при встрече, ко го любим, кого всегда хотим

Милая мамочка - мы говорим эти добрые слова своей маме, потому что нам

всегда приятно видеть ее. Представьте, что вы рядом со своей мамой, и

загляните в свою д ушу, послушайт е ее. Что вы ч увствуете? (дет и отвечают)

Нежность, сладость в сердце и желание прижаться, что бы мама нас

пожалела. М ы гово рим, что мама милует нас. В ее объятиях мы чувствуем

себя защищенными, нам уютно и хорошо, потому что мы ей полностью

значении этого сл ова? Назовите с инонимы (Пом ощь. Заб ота. Жалость)

Детям предоставл яется возможность почувствовать и понять, что

милосердие – эт о бескорыстная п омощь попавшем у в бед у человеку со

стороны д ругого, что бли жним христ иане называют того, кто н уждается в

- Как и все чувства, милосердие трудно описать словами. Его можно лишь

мы его жалеем. (В споми нают об отнош ении к пожил ым людям и детям)

- Одно и з дел милос ердия – мил остыня . Каким же образом можно оказывать

милостыню и чт о включает в себя это понятие ? (Ответы дет ей )

пояснял: «Когда т ы подал мил остыню, т ы умножил к оличеств о добра в мире.

Но бедняк, к оторому ты помог, полу чил лишь десят ую часть добра,

произведённог о твоим добр ым поступк ом. Остально е добро ты принёс

7. Комментир ованное чтение ст атьи из посо бия для учащихся

Ответы детей: Мил осердие эт о проявле ние любви к бл ижнему. А ближним

мы должны считать каждог о человека н уждающегося в нашей помощи и

готового пом очь в беде др угим. Милосе рдию можно и нужно науч иться, для

этого сначала н ужно себя д аже заставлять помогать друг им, а затем э то

Великий русск ий истор ик В. Ключевски й описывал мил остыню ка к в стречу

А получивший м илостыню з нал, за к ого молиться. « Нищий богат ым

8. Работа с п ословицами и крылатыми выражениями : СЛАЙД 6

Учитель: Ребята, как вы пон имаете смысл послови ц и крылатых вы ражений :

- Любите друг друга. Любовь как благодатный д ождик, посл е него даже

сквозь самую твер дую почву обязательно т равка про бьется.

- Радость у кого - т о - порадуйс я за него. В твоей душе п осветлеет.

– Почему сегод ня человек несёт другом у человеку б ольше зла, чем доб ра?

Ответы детей: Нав ерное, пот ому, что д оброта – это такое сост ояние души,

когда человек с пособен при йти на помощь друг ому человек у, дать добры й

совет, а иногда и просто п ожалеть. Не к аждый способе н почувствовать чужое

Учитель : Вспомн ите, какой добрый поступ ок сегодня совер шил ваш друг

или близкий человек. Улыбнитесь этому поступку, порадуйтесь за своег о

друга. А теперь вспомн ите, какой добрый поступок совершил и сегодня

- Я очень рада ви деть, что не осталось ни о дного равнод ушного л ица.

Продавец одного небольшого магазинчика прикреп ил у входа

детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик.

Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят. – От 30 до 50

рублей, – о тветил продавец. Вздох нув, р ебенок полез в карман, достал

кошелек и стал пересчитывать мелочь. – У меня только 2 рубля сейчас, –

– Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой

попросил он продавца. Продавец у лыбнулс я и вынул котят из большого

короба. Оказавшись на воле, ко тята довольно замяукали и б росились

бежать. Только один из них, почему - то явно от всех отставал. И как - то

ст ранно подтягивал заднюю лапку. – Скажите, а что с этим котенком? –

спросил маль чик. Продаве ц ответил, что у этог о котенка врожденный

дефект лапки. – Э то на всю жизнь, так сказал ветеринар, – добавил

мужчина. Тогда мальчик почему - то очень заволновался. – Вот его - то я

и хотел бы приобрести. – Да ты что, мальчик, смеешься? Это же

неполноценн ое животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой

милосердны й , то забирай даром, я тебе его и так отдам, – сказал продавец.

Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика в ытянулось. – Нет, я не хочу

брать его даром, – напряжен ным голосом произнес ребенок. – Этот

котенок стоит ро вно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить

полную цену. Я п ринесу вам деньги, – твердо д обавил он. Изумленно

глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло. – Сынок, ты просто не

понимаешь всего. Этот бедняжка никогд а не сможет бегать, играть и

прыгать, как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать

штанину своей левой ноги. И тут пораженны й продавец у видел, что нога

мальчика ужасно искривлена и поддерживается металличес кими

обручами. Реб енок вз глянул на п родавца. – Я тоже ник огда не см огу

бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто - то, кто бы понимал, как

ему т яжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес

мальчик. Мужчина за прилавко м стал кусать губы. Слезы переполнили

его глаза. . . Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. – Сынок, я

буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные

Учитель. В каких произведениях вы встречались с проявлениями

Учитель: В настоящее время МИЛОСЕРДИЕ находится в одном ряду с

такими понятиями, как гуманизм, альтруизм, толерантн ость, сочувствие,

сопереживание, доброта, любовь, человечность, человеколюбие,

эмоциональная отзывчивость. СЛАЙДЫ, 10, 11, 12, 13,14,15 Гуманитарна я

и медицинская п омощь жителям Донбас са. Семь дел милос ердия.

Составить синкве йны со словам и: сострада ние, милос ердие, долг, любовь.

3 Сочувствовать, п ереживать, п омогать. 3. Проявлять, подде рживать,

4. Мы должн ы проявл ять сострадание. 4. Оказывать помощь

4. Долг каждого сл ужить Ро дине. 4.Любовь – это больш ое

Учитель: Дорогие ребята! Мы обсуждали сегодня такие важные для всех

понятия, как милосердие и сост радание. Конечно, разговор на эту тему не

заканчивается, впереди у вас вся жизнь, ко торая тоже будет вас учить

разбираться, что такое хорошо и что такое плохо. Сейчас я прошу вас

Учитель : Ант он Павлович Ч ехов, през иравший сам одовольное с частье

мещанина, писал: " Надо, что бы за дверью кажд ого довольного, с частливого

человека стоял кто - нибудь с молот очком и посто янно напоминал бы стуком,

что есть несчастн ые, что, как бы он ни был счастл ив, жизнь рано или поздн о

покажет ему св ои когти, ст рясется бе да. и его никт о не увид ит и не

услышит, как т еперь он не вид ит и не с лышит других. "

Ребята, прислушайтесь к взрослым, уважайте старши х. Растите добрыми,

чуткими и отзывч ивыми, умеющими раз делить и горе, и радость близ ких

людей. Ведь бли жний – это тот, кто нуждается в твое й помощи.

Спасибо всем з а урок! Творите добр о себе на благ о!

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: дать представление о милосердии и сострадании как основе человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека.

Задачи урока:

- Формировать у детей понимание сути милосердия как умения человека сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье и горе как свое собственное.

- Помочь детям осознать суть христианского отношения к ближнему; усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.

Планируемые результаты урока

• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

метапредметные

• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций;

• готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

• познакомить с ценностями человеческой жизни, развивать установку личности поступать по совести;

• познакомить с духовными традициями народов России.

Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в парах, групповая исследовательская работа, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, выполнение творческой работы.

Основные термины и понятия: Долг. Ответственность. Милосердие. Ближний. Любовь к врагам. Милостыня. Сострадание. Добрый самарянин. Сестры милосердия. Взаимопомощь.

Мультимедийная презентация к уроку. Раздаточный материал, карточки для групповой работы, индивидуальные конверты с домашним заданием.

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

- Добрый день, ребята! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

Давайте настроимся на хорошую, благодатную работу на уроке. Создадим друг другу хорошее рабочее настроение. Улыбнитесь друг другу!

А сейчас послушайте одну притчу:

Если ты такой милосердный, то забирай даром

– Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку. – Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. – Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, – добавил мужчина. Тогда мальчик почему-то очень заволновался. – Вот его-то я и хотел бы приобрести. – Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, – сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. – Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок. – Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло. – Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца. – Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза. Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. – Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.

- Какие чувства вы испытали, когда слушали?

- Каким качеством обладал мальчик?

- Как назвал продавец мальчика? (слайд )

II. Целепологание. Работа над понятием Милосердие и сострадание.

- Одно из самых красивых слов на свете - милосердие.

Ребята, давайте применим свои знания по русскому языку на этом уроке, и разберём это слово по составу.

- Ребята, как вы понимаете слово милосердие? ( Ответ: Милое сердце)

Это слово говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

- С какой интонацией мы произносим это слово? (доброй, нежной, ласково)

- А где еще можно узнать значение этого слова? (в словаре) (слайд)

Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. (Толковый словарь русского языка)

Во всех определениях встретили слово - сострадание

- Как вы понимаете слово сострадание? (Ответ: способность переживать за другого) (слайд) Сострадание- способность переживать боль другого человека, как собственную.

- Как вы думаете, что лежит в основе милосердия (в основе лежит Любовь.)

(Доброта, Сострадание, Любовь, Сочувствие, Забота)

- Вы догадались, о чем будем сегодня говорить, тема нашего урока? (учебник)

- На какие вопросы мы постараемся найти ответы? (учебник).

-Как христианин должен относиться к людям. (Слайд)

- Мы попытаемся ответить сегодня на вопрос: что такое милосердие и сострадание и нужны ли эти качества сегодня в нашей жизни.

2. Повторение (закрепление) материала. Проверка домашнего задания.

Мы с вами на прошлом уроке говорили о заповедях. Заповеди – это норма, это то, что положено делать, чтобы не навредить ближним и самому себе. (слайд)

Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от

Бога. Он дал Моисею 10 заповедей, начертанных на каменных плитах.

- Какие заповеди вам были известны?

- О каких заповедях вы узнали на прошлом уроке?

- Какие заповеди заставили вас задуматься? Над чем?

- Соотнеси пословицу и заповедь (работа в группе)

Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает

Почитай отца твоего и матерь твою.

На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.

Не ищи правды в других, коли её в тебе нет.

Насилие яд для души.

Вору потакать – что самому воровать.

- Какую из заповедей вы считаете для себя наиболее важной.

III. Открытие нового знания.

-А как бы вы ответили на этот вопрос?

Милосердный самаритянин. (слайд)

«На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение.

- Понравился вам самарянин? Чем? (да, он добрый, помог ближнему) (слайд)

- Назовите главную заповедь Христа. ( Люби ближнего, как самого себя)

(Детям предоставляется возможность почувствовать и понять, что милосердие – это бескорыстная помощь попавшему в беду человеку со стороны другого, что ближним христиане называют того, кто нуждается в помощи.)

- И что означает притча Христа?

Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи. Если человеку больно – становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Это не только твоя семья и друзья, это всякий, который нуждается в твоей помощи, поддержке, твоем участии.

-А если человек виноват перед тобой, нужно ли человеку помогать в трудную минуту? (Надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи)

-Зачитайте в тексте принцип по которому нельзя поступать ( Как ты ко мне, так и я к тебе). С.43

-Как будут жить люди на Земле, если будут придерживаться этого принципа (начнутся войны, ссоры и горе).

-Что стоит выше ПРОЩЕНИЕ или ВОЗМЕЗДИЕ? (прощение стоит выше, чем возмездие).

IV. Осмысление нового знания

- Добрый самаритянин или по-другому – милосердный – тот человек, у которого милое, доброе сердце. Он всегда спешит на помощь к ближнему.

- Откуда в людях равнодушие? - Почему утрачивается чувство милосердия?

- Милосердие подвигает нас на доброделание. Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости.

Помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его.

- Наверное, с каждым из нас было такое, что когда мы совершили что-то недоброе или поссорились с другом, на душе стало скверно, сердце разрывалось от боли и хотелось, чтобы к нам проявили милость, чтобы нас простили. Мы хотим мира. Мир лечит душу. Но если мы хотим, чтобы нас прощали, то, значит, и других мы должны учиться прощать, особенно, если у них случилась беда. Любовь начинается с прощения.

- Да, это трудно. Но если человек принимает благодатную силу Христа, то и это ему под силу.

Беседа по новой теме.

- Нужно ли милосердие сегодня?

- А как вам кажется, легко ли стать милосердным? (дети отвечают)

-Человек может научиться милосердию? (слайд).

- Что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным.

Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь…), то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более человечным.

Посмотрите на слайд и на стр. 44 учебника иллюстрации..

Кто эти женщины на фотографиях?

Существует такое словосочетание – “сестра милосердия”.

1В России орден сестер милосердия организовала великая княгиня Елизавета Федоровна Романова. Став женой московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича (дяди императора Николая II), она добровольно приняла православие.

2. В 1904 году после начала русско-японской войны Елизавета Федоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения. Она организовывала детские приюты, больницы.

Так продолжается дело, начатое великой княгиней Елизаветой Федоровной.

- Но разве только сёстры милосердия должны проявлять сострадание к людям?

Конечно, все мы должны это делать!

- Можно ли за милосердную помощь брать плату?

- В чем может проявляться милосердие? Приведите примеры.

- Как вы думаете можно ли назвать поступки детей милосердными. Почему? Вам уже почти всем исполнилось 10 лет. Что реально сделать в наших силах, чтобы мы могли сказать о себе и своих близких – да, мы идем дорогою добра? Какие добрые поступки вы уже успели совершить в своей жизни? А ваши близкие?

- Да, действительно, человек может научиться милосердию. Если мы будем совершать дела милосердия: ухаживать за больными, младшими или за животными, бескорыстно предлагать свою помощь, то эти дела со временем изменят сердце каждого из нас, сделают нас милосерднее.

V. Контролирующие задания.

Работа в группах.

- Много есть пословиц и поговорок на тему милосердия. У вас на столах лежат пословицы и поговорки, но их нужно собрать в единое целое. К первой половине пословиц подберите вторую половину.

- развитие навыков проявления сострадания и созидания.

Задачи урока:

- привить школьникам нравственные понятия милосердия, доброты души,

- перевести данные понятия в убеждения, конкретные действия;

- закрепить и развить положительные тенденции в поведении;

- создать благоприятные условия для атмосферы доброты, сострадания,

созидания в коллективе класса.

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, листы с отпечатанными пословицами,

Что такое милосердие?

Притча о добром самарянине.

-Посмотрите, сколько дорожек дружбы протянулось у нас друг к другу. А теперь давайте свернём эту паутинку аккуратно в клубок, чтобы дорожки дружбы превратились в одну дорогу, которая никогда не разорвётся. Надеюсь, что у нас будет одна дорога, идя по которой мы многому научимся вместе.

Слайд 1

Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок - милосердия.

Милосердие, доброта, искренность, сострадание, сопереживание…. В последнее время мы часто стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Человек рождается, живёт на Земле для того, чтобы делать людям добро.

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек любит природу и охраняет её. Добрый человек - это тот, кто любит людей и помогает им. Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека – человеком.

Сегодня мы с Вами поговорим о таких человеческих ценностях, как доброта, чуткость, сострадание и сопереживание, терпимость, доброжелательность.

Если оглядеться и посмотреть внимательно вокруг, трудно не заметить, что среди нас живут люди, которым необходимо и дорого самое обыкновенное человеческое внимание и доброта.

Слайд № 2.

И начать этот урок я хотела бы со стихотворения Д. Быковицкого

«Хоть немодным прослыть рискую,

К милосердию всех зову,

Чтоб сумели, смогли боль чужую

Вы прочувствовать, будто свою

- Скажите пожалуйста к чему призывает поэт в этих строках? (Милосердие)

- А как вы понимаете слово милосердие? (Милосердие – готовность помочь кому – нибудь или простить кого – нибудь из сострадания, человеколюбия).

Слайд № 3 (определение)

Одно из самых красивых слов на свете – это слово милосердие. Это сердце, которое любит, милует и жалеет.

Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь!

Скажите, а вы готовы помочь человеку в беде?

Запишите себе в тетрадь определение МИЛОСЕРДИЯ. Это готовность помочь или простить из сострадания и человеколюбия

НИЩИЙ
Знавал я нищего: как тень,
С утра, бывало, целый день
Старик под окнами бродил
И подаяние просил;
Но все, что в день насобирал,
Бывало, к ночи раздавал
Больным, калекам и слепцам,
Таким же нищим, как и сам.
Я.П. Полонский

НИЩИЙ
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку
М. Ю. Лермонтов

-Чем отличаются они между собой?

(В одном стихотворении проявляется – милосердие, в другом –жестокосердие.)

Слайд № 4(милосердие и жестокосердие)

Слайд № 5( видео кадр)

(На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил, что он очень торопится, что у него впереди очень важные и очень добрые дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в больницу и оплатил его лечение.

Так кто же оказался по настоящему ближним для избитого человека? Его родные и близкие, не увидели в нем своего ближнего и прошли мимо. А вот незнакомый приезжий смог усмотреть в нем своего ближнего.)

самарянин - это житель соседней с Иудеей страны, Самарии. Самаряне жили отдельно, были смуглее иудеев, говорили на своём языке. Иудеи воспринимали их примерно так, как мы воспринимаем цыган.

Притча Христа означает: ближний – тот, кто нуждается в твоей помощи сейчас. Неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.

Даже если этот человек виноват лично перед тобой, был не прав, все равно в минуту беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.

Слайд № 6

- Можно ли за милосердную помощь брать плату?

- Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

- В чем может проявляться милосердие? Приведите примеры.

Слайд № 6

Перед Вами слова: сопереживание, терпимость, равнодушие, чуткость, любовь, жестокость, сочувствие, доброта, безжалостность, уважение, жалость, эгоизм).

Выберите из этих слов те, которые относятся к милосердию?


Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

А какой вывод мы можем сделать из этой притчи?

Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное милосердие состоит в том, чтобы быть милосердным и в мелочах.

Слайд 7

Глаза бойца слезами налиты,

Лежит он, напружиненный и белый,

А я должна приросшие бинты

С него сорвать одним движеньем смелым.

Одним движеньем — так учили нас.

Одним движеньем — только в этом жалость.

Но встретившись со взглядом страшных глаз,

Я на движенье это не решалась.

На бинт я щедро перекись лила,

Стараясь отмочить его без боли.

А фельдшерица становилась зла

И повторяла: "Горе мне с тобою!

Так с каждым церемониться — беда.

Да и ему лишь прибавляешь муки".

Но раненые метили всегда

Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,

Когда их можно снять почти без боли.

Я это поняла, поймешь и ты.

Как жалко, что науке доброты

Нельзя по книжкам научиться в школе

Слайд 8

В 1904 году после начала русско-японской войны Елизавета Федоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения. Она организовывала детские приюты, больницы.

Слайд 9(видеокадр)

Федоровна упала не на дно шахты, а на выступ на глубине 15 метров. Рядом с ней потом нашли человека с перевязанными ранами. Великая княгиня и здесь не перестала милосердствовать и облегчать страдания других, хотя сама была с многочисленными переломами и сильнейшими ушибами головы. Так она могла откликаться на чужую боль.)

Запомни, когда ты проявляешь милосердие к другим людям, весь мир становится добрее!

задания в тетради.

Каждый из Вас получает листочек, где написана та или иная проблема. Вам надо найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.

Вы узнали, что рядом живёт одинокая бабушка.

У одного из ваших друзей обнаруживается серьёзное заболевание.

Мальчик забыл в автобусе ранец с учебниками.

Вы нашли у своего дома маленького котёнка.

Ветром сломало дерево…

Хулиганы отобрали у одноклассника завтрак.

Продавщица положила в сдачу большую банкноту, чем требовалось.

В берёзовой роще рядом с домом ободрана кора со многих деревьев.

У старушки в общественном транспорте выпал кошелёк.

Ты знаешь, что соседская девочка-инвалид часто смотрит в окно, но боится выйти во двор.

Вы пришли домой из библиотеки и обнаружили, что книжки, которые вы взяли уже старенькие, их сильно потрепало временем.

В вашем городе по улицам ходит больной, но безобидный человек, который громко и несуразно разговаривает сам с собой.

У старушки на соседней улице побило градом прекрасную клумбу цветов, которой все любовались.

Слайд № 10

Если милосердие и любовь к врагам обнаружились в жизни некоего человека - христиане считают, что он получил Божию благодатную помощь. А, значит, этот человек близок с Богом и потому может даже считаться святым.

Делами милосердия можно достичь очень многого! Торопитесь делать добро! Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло ДОБРОМ! В духовной и моральной поддержке, в добром слове утешения отказывать никому нельзя, особенно если человек действительно в этом нуждается. Ребята, я уверенна, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми. Понятия милосердие всегда будут востребованны. Не забывайте об этом.

Д/з: поговорите со своими папами и мамами, бабушками и дедушками о милосердии в их жизни;

Цель: Формирование представлений школьников о существовании в жизни милосердия и сострадания, нравственной ответственности человека за поступки.

• 2. Формировать представление о том, как православие учит милосердию, состраданию и помощи людям.

• 3. Формировать умение грамотно, культурно излагать своё мнение, работать в группах, выслушивать и принимать точки зрения одноклассников.

• 4. Воспитывать потребность делать добро, сострадать.

Ход урока:

1. Выявление восприятия, мотивация. Определение темы и задач.

И начать этот урок я хотела бы со стихотворения

За боль умей благодарить,

Умей понять других тревогу.

Умей скорбящим скорбь дарить,

Заблудшим - указать дорогу.

Умей упавшего поднять

И с нищим поделиться хлебом,

Убогого умей понять,

Он как и ты,дарован небом.

Обиды все забыть сумей,

Хотя бывает очень сложно.

Умей ценить,любить умей,

Жить по -другому невозможно!

- Скажите, пожалуйста, к чему призывает поэтесса в этих строках? (Милосердие)

Учитель: Ребята, сегодня у нас с вами очень интересный урок, и тот материал, который вы услышите сегодня, вам пригодится в жизни.

Тема сегодняшнего урока…а впрочем я думаю вы назовёте её сами через несколько минут.

Некоторые из вас помогут мне начать.

Дети: 1. Одно из самых красивых слов на свете- слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

2. Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.

3. Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает!

4. Ещё минуту назад этот человек был тебе не знаком. Но ты узнал о его горе- и не смог остаться равнодушным.

У. Что объединяет все эти высказывания?

а) Часто ли вы слышали слово, вынесенное в название нашего урока?

Б А как часто видели вы милосердие в реальной жизни?

в) А как называют действие, противоположное милосердию?

А) Коллективная работа над понятиями темы: милосердие, забота, взаимопомощь, страдание, сострадание

Выберите одно из положений, которое вам ближе всего, аргументируйте свою позицию.

Сострадание,

К кому мы проявляем милосердие?

Кому нужна наша забота?

А вы бываете милосердны? Часто? Объясните свою позицию милосердного или немилосердного поведения.

2. Продолжение обсуждения темы:

Работа с евангельской притчей:

- Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей.

Он сказал: важнее всего любовь к Богу и любовь к человеку. Прочитаем, что ответил Христос.

- В ответ на вопрос Христос рассказал притчу о добром самарянине (т. е. человеке неместном, приезжем).

Давайте познакомимся с этой притчей и постараемся понять, о чем хотел сказать Иисус Христос?

- Чему хотел научить Христос, рассказывая эту притчу?

- Подумайте, кого христиане называют ближним?

Исследовательское чтение текста

- Давайте посмотрим, как наш учебник дает ответ на этот вопрос. Открыли учебники (с. 43, 2 абзац)

Исследовательская работа с текстом.

- Кого христиане называют ближним?

- Найдите вопросы, которые ставит автор. (Ты сможешь не обрадоваться чужой беде? Сможешь подойти помочь тому, кто тебя обидел)

- Давайте попробуем на них ответить.

- Но Христос учил, даже если человек виноват перед тобой, был не прав, все равно в минуту беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.

Это не просто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые обиды. Но это один из самых высоких призывов Иисуса Христа. Давайте его прочитаем.

- Да, это трудно. Но если человек принимает благодатную силу Христа, то и это ему под силу.

.Ребята, я хотела бы добавить, что милосердный человек относится к каждому человеку как к родному, как к своему ближнему.

.Кто такой ближний?

а)это тот, кто нуждается в твоей помощи.

б)это тот, кто не оставит тебя в беде.

Продолжение обсуждения темы

– Вспомните свои чувства, когда вы совершали даже самые малые добрые дела?

– Как можно учиться совершать дела милосердия дома, на улице, в школе, в транспорте? Насколько это важно для смягчения ситуации в школе, в обществе в целом?

– Хорошо жить, если тебя окружают милосердные люди? А если каждый будет считать, что милосердно должен вести себя не он, а другие, что будет?

Продолжение обсуждения темы:

- Одно из дел милосердия – милостыня. А как вы себе представляете, что такое милостыня.

– Неужели правда, что девять десятых милосердного поступка остается с оказавшим милость? Докажите или опровергните это положение. Вспомните свои чувства при совершении добрых поступков.

1. Можно ли за милосердную помощь брать плату?

2. Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

3. Создайте собственное определение: «Ближний для меня – это…

5. У. А теперь задание. На экране вы видите слова. Их необходимо сгруппировать.

Выберете слова, относящиеся к милосердию и слова, относящиеся к жестокосердию

(Бескорыстный, добрый, равнодушный. расчётливый, бесчувственный, делающий добро за добро, сострадательный, справедливый, безжалостный, отзывчивый)

У. Вы видите, что слова: расчётливый, делающий добро за добро, справедливый нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе. Но это тоже имеет место быть в нашей жизни. Эти слова будут темой для размышлений наших следующих уроков.

У. В столбике слов, относящимся к милосердию, какое слово на ваш взгляд наиболее значимое…– Бескорыстие

7. В Библии есть притчи о милосердии

Но и в мировой художественной литературе есть много замечательных произведений, посвящённой теме милосердия. Это стихи Есенина, Пушкина, Бальмонта, Бурчака, проза Паустовского и др.

Глаза бойца слезами налиты,

Лежит он, напружиненный и белый,

А я должна приросшие бинты

С него сорвать одним движеньем смелым.

Одним движеньем — так учили нас.

Одним движеньем — только в этом жалость.

Но встретившись со взглядом страшных глаз,

Я на движенье это не решалась.

На бинт я щедро перекись лила,

Стараясь отмочить его без боли.

А фельдшерица становилась зла

И повторяла: "Горе мне с тобою!

Так с каждым церемониться — беда.

Да и ему лишь прибавляешь муки".

Но раненые метили всегда

Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,

Когда их можно снять почти без боли.

Я это поняла, поймешь и ты.

Как жалко, что науке доброты

Нельзя по книжкам научиться в школе

У. Что хотел автор сказать последними строками?

Ю. Друнина хотела подчеркнуть, что милосердию и состраданию человек может научиться только реально делая добрые дела.

(комментированное чтение)

Что такое милосердие в христианстве?

Можно ли научиться милосердию?

А надо ли учиться милосердию? Зачем?

Как стать милосердным?

Профессии милосердия

Какую профессию ты считаешь милосердной, почему? Хотел бы ты иметь такую профессию?

Л) Самостоятельная работа с учебником

В чём проявилось сострадание прохожего к юноше?

(Помог понять смысл жизни, радость от доброго поступка)

6. Продолжение обсуждения темы:

- Кто такая сестра милосердия? (Так называют людей, которые оказывают ближним бескорыстную помощь.)

– Среди сестер милосердия мы видим великую княгиню Елизавету Федоровну, которая после гибели мужа целиком посвятила себя делам милосердия и основала Марфо-Мариинскую обитель.

- Что такое дом милосердия? (Приют для одиноких пожилых людей.)

9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Слайд. - Людей, которые совершают милосердные дела, очень много. Я вам предлагаю дома познакомиться еще с одним примером человеческого милосердия, посвященным жизни святой Ульяны Муромской. (С. 45)

10. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

- О чем же мы с вами говорили на уроке? Слайд.

- Кого называют ближним? (Ближний тот – кто не оставит тебя в беде; кто нуждается в твоей помощи.)

- Как христианин должен относиться к людям?

Я надеюсь, что сегодняшний урок что-то изменит в душах каждого из вас.

Читайте также: