Конспект занятия в подготовительной группе перелетные птицы осенью

Обновлено: 29.06.2024

- закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);

- закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;

- активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой);

- учить согласовывать имена существительные с числительными;

- учить согласовывать имена существительные с глаголами;

- развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику;

- воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,
Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде на гряде.

Солнца редкие лучи.

Улетели и грачи.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? Куда же это все птицы улетают?

Дети. Про осень. О птицах, которые улетают в тёплые края.

Воспитатель. Верно. И сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах.

2. Беседа.

В природе существует большое разнообразии птиц.

Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.

Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы.

Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?

Дети. Потому что становится холодно, нечего кушать.

Воспитатель. Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни.

Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. А каких насекомоядных птиц вы знаете?

Дети.(Делают предположения)

Воспитатель. Как их отличить? Знаете? По клюву он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите вот насекомоядные птицы: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.

Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузка очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком.

Кто-нибудь из вас видел такую птичку? Можно её назвать перелётной?

Дети. Да. Можно.

Воспитатель. Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. Рассмотрите картинки и сравните с трясогузкой.

Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет?

Дети. Чтобы быстро плавать и держаться на воде.

Воспитатель. Перелётных птиц много. Назовите, каких птиц вы ещё знаете.

Дети. (Опираясь на картинки, дети называют птиц).

Воспитатель. Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку. Знаете ли вы, куда птицы улетают?

Дети. В тёплые страны, на юг.

3. Физкультурная минутка

Правила игры:воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.

Правила игры: воспитатель называет птицу и спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю.

Соловей…(поёт),
Ласточка… (щебечет),

Правила игры: воспитатель прикрепляет на доску 5-6 изображений перелётных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот кто первым даёт правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.

Например: на юг улетел журавль. Выигрывает тот, у кого жетонов больше.

10 птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Это – зяблик, это – стриж,

Это развесёлый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички по домам! (И. Токмакова)

8. Итог занятия

Воспитатель. О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? В какие игры играли? Что понравилось?

Цель : закреплять и расширять знания детей о сезонных изменениях в живой природе.

- закрепить представления детей о перелетных птицах: внешний вид, об особенностях отлёта перелётных птиц.

- закреплять умение образовывать сложные слова путем сложения основ;

- закреплять умение образовывать сложноподчиненные предложения;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- развитие интереса к представителям живой природы;

- пополнять активный и пассивный словарь детей с помощью ввода новых слов и понятий.

- воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга;

Оборудование: Использование интерактивного оборудования, демонстрационные картинки с изображением перелётных птиц.

Воспитатель: - Ребята посмотрите, сколько гостей пришло сегодня к нам.

- Здравствуй, солнце золотое! (вытянуть руки вперёд)

- Здравствуй, небо голубое! (поднять руки вверх)

- Улыбнёмся мы друг другу. Веселее, детвора! (протягивают друг другу ладошки)

- Улыбнёмся всем гостям! Пожелаем им добра! (улыбнуться гостям, поклониться).

Раздается звук пришедшего электронного письма.

Воспитатель на слайде показывает картинки с изображением осенних явлений в природе (деревья с желтыми листьями, хмурое серое небо, пожелтевшая трава, стаи птиц, улетающие в теплые края).

Воспитатель: - Ребята, скажите, что изображено на этих фотографиях? (признаки осени в природе)

Дети:- Время года осень.

Воспитатель: - А какие признаки осени вы еще знаете?

Дети: - (исчезли насекомые, стало холоднее, птицы улетают в теплые края, часто идет дождь, день становится короче, а ночь длиннее и т.д.)

Воспитатель: - Ребята, вы сказали, что птицы улетают в теплые края. А почему они это делают?

Дети - (потому что становится холодно, нечего кушать).

Воспитатель: - А все ли птицы улетают в теплые края?

Ответы детей: Нет.

Воспитатель: - Как вы думаете, какие птицы покидают нас первыми?

Дети:- (ласточки, скворцы, кукушки, жаворонки, дрозды).

Воспитатель: - А почему? Чем питаются эти птицы?

Дети: - Они едят насекомых.

Воспитатель: - Правильно. Раньше всех нас покидают птицы, которые едят насекомых. Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. Как можно одним словом назвать птиц, которые едят насекомых? (насекомоядные)

- Вслед за насекомоядными птицами улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы.

- Как вы думаете, а с чем это связано?

Дети: - ( это связано с тем, что птицам негде плавать и добывать себе еду).

Воспитатель: - Правильно. И таких птиц называют - водоплавающие.

- Послушайте внимательно и скажите, какие два слова прячутся в слове –водоплавающие .

Дети: - (плавать в воде)

Воспитатель: - Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём, у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли – шеренгой, крылом к крылу, утки выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят, летят, как попало, стаей.

На столах разложены картинки с разными видами птиц, домик и самолет. Дети разбирают птиц по группам: перелетные – зимующие.

В: Назовите перелетных птиц.

Ответы детей: Аист, грач, ласточка, утки, гуси.

Скоро белые метели

Снег поднимут от земли (дети поднимают руки снизу верх )

Улетают, улетают, улетели журавли (имитация полета журавлей)

Не слыхать кукушки в роще (руки к ушам)

И скворечник опустел (руки перед собой)

Аист крыльями полощет (взмахи руками)

Улетает, улетел (имитация полета птиц).

1. Кто эта птица?

Никогда не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает . (Кукушка)

2. Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад — вперед по пашне скачет,

А зовется птица. ( Грач)

3. Эту птицу всякий знает:

На шесте ее дворец,

Червяков домой таскает

Да трещит весь день… (Скворец)

4. Спереди — шильце,

Сверху — черное суконце,

А снизу — белое полотенце. (Ласточка)

5. Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек (цапля, журавль)

- Давайте еще раз назовем всех птиц на доске.

Игра "Составь слово" Назовите перелетных птиц, которых вы видете на экране по первому и последнему звуку. (На экране появляются изображения некоторых перелетных птиц)

Паша - Первый звук [С], а последний [Ц] (Скворец)

Амина- Первый звук [У], а последний [А] (Утка)

Максим - Первый звук [Д], последний [Д] (Дрозд)

Артем – Первый звук (К),последний(А) (Кукушка)

Соня –Первый зыук ( Л), последний(А)

Правила игры: воспитатель говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы, дети открывают глаза и называют птицу, которой не стало. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением. Например: на юг улетел журавль. Изображение убранной птицы возвращается назад, затем убирается уже другая птица.

- Молодцы, ребята. А теперь давайте с вами поиграем.

Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.

Ласточка - у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая.)

Грач - у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)

У птицы звонкий голос. Значит птица… (звонкоголосая)

У гуся длинная шея. Значит, какой гусь? (Длинношеей.)

У грача чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)

Аист- у него красный клюв. Значит, аист (красноклювый)

Цапля - у неё длинные лапы. Значит, цапля (длиннолапая)

У лебедя белые крылья. Значит, лебедь (белокрылый)

У цапли длинные ноги. Она. (Длинноногая)

Воспитатель - Ребята, скажите, что могут делать птицы?

(Ходят, клюют, взлетают, летают, выводят, прыгают, вьют, кормят, ухаживают, высиживают, поют).

Воспитатель - А теперь, ребята, попробуйте закончить предложение.

Первыми улетают на юг ласточки, потому что …

За окном стоит холодная, дождливая погода, потому что…

Последними улетают осенью лебеди, гуси, утки, потому что…

Птиц нужно любить и охранять, потому что…

Итог. Ребята давайте вспомним, что интересного мы сегодня узнали о перелетных птицах.Что вам больше понравилось? Что было самое трудное?

Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.

Систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц и выделении лишнего объекта.

Активизация словаря по теме.

Формирование грамматического строя речи.

Познакомить детей с голосами птиц.

Упражнять в образовании сложных прилагательных.

Развитие конструктивного праксиса в составлении разрезных картинок.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.

Предшествующая работа: Знакомство детей с перелетными птицами на занятиях воспитателей, чтение художественной литературы по теме, загадывание загадок о птицах.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2 слайд. Перелетные птицы – это те птицы, которые не находят поздней осенью и зимой для себя корм и улетают на теплый юг, где много корма.

3 слайд. Осенью перелетные птицы улетают в теплые края. Потомучто осенью холодно и птицам нечего кушать.

4 слайд. Теплые края –это те места где тепло. Там лето. У птиц много еды.

5 слайд. Ласточка – меньше воробья, окраска перьев темная, грудка белая,

крылья широкие. Хвост раздвоенный. Ласточка ловит комаров, мух.

6 слайд. Скворец – голова, шея, крылья, хвост черные с фиолетовым отливом

На голове черный хохолок. Питается жуками, гусеницами, бабочками.

7 слайд. Грач – птица среднего размера. Черного цвета. Истребляет вредных насекомых.

8 слайд. Журавль – крупная птица. Серого цвета. На крыльях черные полоски. Длинные, тонкие лапы. Длинный клюв и шея.

9 слайд. Лебедь –красивая птица, средних размеров. Белого цвета. Длинная изогнутая шея. На красных лапах перепонки. Живет на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями

10 слайд. Дикая утка – среднего размера. Живет в озерах и реках.

На лапках перепонки. Коричневого цвета. На шее белая полоска.

11 слайд. Назови части тела птицы. Туловище, голова, шея, крылья, грудь, лапы, хвост, клюв

12 слайд. Чем покрыто тело птицы? Перьями, пухом.

13 слайд. Для чего нужны перья? Чтобы птицы не мерзли и не поранили тела.

14 слайд. Какое сейчас время года? Осень.

15 слайд. Назови осенние месяцы. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

16 слайд. Куда осенью улетают птицы? Почему? Осенью птицы улетают в теплые края. Потому что осенью холодно и птицам нечего кушать.

17 слайд. Как называются эти птицы? Перелетные птицы.

18 слайд. Назови перелетных птиц. Ласточка, скворец, грач, журавль, лебедь, дикая утка.

Физкультминутка.

Все люди глядели. Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями.

Все люди дивились. Приседают, сложив руки за спиной.

Сели, посидели, Делают ритмичные наклоны головой.

Песенки запели. Опять бегут по кругу, взмахивая руками.

На столе разложены картинки с изображением разных птиц. Детям предлагается выбрать только перелетных птиц. Затем детям предлагается превратиться в выбранных птиц и полетать. Подвижная пауза.

Каждому ребенку даются конверты с разрезными картинками с изображением птиц. По ходу выполнения задания с детьми закрепляется названия птиц.

Итог занятия

О ком мы сегодня с вами говорили? Какие птицы улетают осенью в теплые страны? Птицы приносят большую пользу в природе. Они поедают вредных насекомых. Поэтому птиц нужно беречь. Зимой мы птиц подкармливали. А летом птицы сами могут находить себе корм. Птиц нельзя пугать, обижать, и нельзя разорять гнезда.

Прикреплённые файлы:

Автор: Пазылова Елена Сергеевна
Место работы: МБДОУ детский сад № 24 "Ручеёк" ГО Большой Камень Приморского края
Описание: материал предназначен для работы с детьми 6 – 7 лет. Будет полезен воспитателям, ставящим перед собой цели расширения представлений ребят о перелётных птицах. К конспекту прилагается презентация.
Цель: расширение представлений детей о перелетных птицах.
Задачи:

(Дети заходят в группу и садятся на стулья.) Ребята, послушайте стихотворение (слайд 2).
Встали птицы на крыло
В небе хмуром загалдели
В край далёкий, где тепло
Стаей длинной полетели.
– Наступают холода,-
Криком птицы сообщают.
– Мы летим не навсегда.
– Мы вернёмся, обещаем.
– До свиданья, край родной:
– Улетаем! Улетаем!
За небесной пеленой
В небе сером птицы тают. (А. М. Измайлов)

Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении?
Как вы догадались?
Куда же осенью птицы улетают?
Все ли птицы улетают в тёплые края?
Как называют птиц, которые с приходом зимы не улетают на юг, а остаются зимовать в своем родном краю? Каких зимующих птиц вы знаете? (Слайд 3)
А как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться снова в родные места?

Сегодня мы с вами будем говорить о перелётных птицах, поближе познакомимся с некоторыми из них.
Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью? Правильно. Осенью птицам становится труднее добывать себе еду, они остаются без корма. Наши пернатые друзья улетают из-за недостатка еды в зимние месяцы.

Среди птиц есть такие, которые питаются насекомыми, они называются насекомоядные. Любят полакомиться жуками, комарами да мошками стрижи и ласточки (Слайд 4). Эти птицы внешне похожи друг на друга, большую часть жизни проводят в воздухе. Они ловят насекомых на лету. Соловей и дрозд тоже насекомоядные (Слайд 5), но свою добычу они ищут под корой деревьев, между веточками.

Скажите, ребята, как меняется жизнь насекомых с приходом осени? Совершенно верно, многие насекомые исчезают: или прячутся под корой деревьев, между корнями растениями или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. Поэтому, не дожидаясь голода, насекомоядные птицы улетают в тёплые края первыми.

Затем улетают зерноядные (или растительноядные) птицы, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. К таким птицам относят чижа, зяблика (Слайд 6).

Чем ещё, кроме насекомых, плодов и семян растений, питаются птицы? Правильно, они питаются и мелкими животными (например, лягушками, червями, мышами), и рыбой.

Ласточка… (щебечет),
Журавль… (курлычет),
Петух… (кукарекает).

Молодцы! Продолжаем узнавать новое… Давайте посмотрим на клювы у разных птиц (Слайд 7). Оказывается, по их форме можно догадаться, чем питается птица.

Если клюв острый загнутый вниз как крючок, то птица является хищником. Таким клювом удобно схватывать добычу во время охоты и разрывать её на мелкие кусочки. Каких хищных птиц вы знаете?

Клюв прямой, удлинённый или заострённый, нужен для того, чтобы удобно было ловить насекомых или доставать их из-под коры деревьев. Давайте вспомним, каких насекомоядных птиц вы знаете (Скворец, стриж, ласточка, соловей). Я хочу рассказать вам ещё об одной насекомоядной птичке. Её зовут трясогузка (Слайд 8).

Кто-нибудь из вас видел такую птичку? Можно её назвать перелётной?

Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Зимует на юге Азии, на севере Африки.
Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы (Слайд 10), то есть птицы, которые умеют плавать. Их жизнь неразрывно связана с водой, в ней и около неё они добывают себе пищу.

Рассмотрите картинки и сравните гуся с трясогузкой. Обратите внимание на их лапы. Какие различия вы видите (Слайд 11)? Чем отличаются лапы этих птиц?

Зачем гусю, утке, лебедю и даже пеликану нужны перепонки на лапках? Действительно, на лапах у всех водоплавающих птиц есть перепонки. Такие лапы нужны птице для того, чтобы плавать и ловить рыбу в воде. Она отталкивается ими от воды как ластами или вёслами и плывёт, такими лапами легче и быстрее грести.

Трясогузке и другим насекомоядным и растительноядным птицам перепонки на лапах не нужны, они ведь не плавают по воде. Им нужны лапки с тонкими, цепкими пальчиками, чтобы лучше держаться за ветви деревьев и кустарников.
Зачем нужны мощные лапы с длинными когтями хищным птицам (Слайд 12)?

Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка?

У разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином (Слайд 13).
Цапли, аисты – шеренгой, то есть крылом к крылу (Слайд 14).
Утки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу (Слайд 15).
Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало (Слайд 16).
А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку (Слайд 17).

Наше занятие заканчивается. О каких птицах мы беседовали? Как можно поделить птиц в зависимости от того, чем они питаются? Какой клюв у насекомоядных, зерноядных птиц? Кто запомнил, в каком порядке могут выстраиваться перелётные птицы для путешествий в тёплые края? В какие игры играли? Что понравилось?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

— Расширить знания детей о птицах .

— Закрепить знания о перелетных птицах .

— Закрепить обобщающие понятия.

— Обучать развернутому высказыванию.

— Расширить представление детей о перелётных птицах , их внешнем виде, образе жизни.

Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к природе.

Активизировать в речи детей следующие слова : перелет- стаей , вереницей, поодиночке, клином; насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.

Наблюдение за птицами во время прогулки ; чтение стихов, рассказов о птицах . Рассматривание иллюстраций с различными видами птиц , предметные картинки с изображением различных видов птиц .

— Плакат с изображением природы, перелетных птиц .

— Шапочки для детей с героями сценки.

Ход занятия.

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

Сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море,

И деревья блистают

В разноцветном уборе.

Кто эта птица ? Никогда

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

Всех перелетных птиц черней ,

Чистит пашню от червей,

Взад – вперед по пашне скачет ,

А зовется птица (Грач)

Эту птицу всякий знает :

На шесте ее дворец,

Червяков домой таскает

Да трещит весь день… (Скворец)

Спереди – шильце ,

Сверху – черное суконце,

А снизу – белое полотенце. (Ласточка)

Он живет на крыше дома-

Это старый наш знакомый :

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Кто же это (Соловей)

Воспитатель : Правильно вы отгадали, эти птицы относятся к перелетным .

Воспитатель : Каких перелетных птиц вы знаете ?

Дети : Перелетные птицы (грачи, ласточки, аисты, соловьи, кукушки, чижи; скворцы; белая трясогузка; черные стрижи).

Воспитатель : Назовите перелетных птиц, которых вы увидели на экране по первому и последнему звуку. (На экране появляются изображения некоторых перелетных птиц)

Ребенок 1 - Первый звук [С], а последний [Ц] (Скворец)

Ребенок 2 - Первый звук [У], а последний [А] (Утка)

Ребенок 3 - Первый звук [Д], последний [Д] (Дрозд )

Ребенок 4 – Первый звук [А], последний [Т] (Аист)

Воспитатель : Назовите, пожалуйста, части тела птиц .

Ответы детей:/Туловище, голова, крылья, хвост, клюв/.

У всех птиц одинаковое строение , но люди их называют по-разному, как же они их различают?

Ответы детей:/По оперению , внешнему виду, величине/.

Ребята, а почему птицы улетают в теплые края?

Ответы детей:/Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.

Воспитатель : А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью , другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Воспитатель : Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. Какие два слова прячутся в слове насекомоядные?

Ответы детей: едят насекомых.

Повторите : насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы.

Воспитатель : Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водоплавающие. Назовите их

Ответы детей: птицы – гуси , утки и лебеди.

Воспитатель : В слове водоплавающие тоже прячется два слова, какие?

Ответы детей: плавать в воде.

Воспитатель: Повторите: водоплавающие.

Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий.) Значит, скворец какой? (Короткохвостый.)

Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая.)

Это грач, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)

У него чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)

Молодцы, ребята, правильно.

Воспитатель : Давайте вспомним, покажем и назовем, части тела всех птиц (лапы, шея, голова, клюв, хвост) . Чем покрыто тело птиц ? Чем они отличаются друг от друга? (Величиной, цветом, формой, размером крыльев.)

Я сейчас буду перечислять птиц , но если вы услышите что-нибудь другое, хлопайте в ладоши!

Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.

Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, галки, ма-кароны.

Прилетели птицы : голуби, синицы, чижи, чибисы, вороны, галки, стрижи, комары, кукушки.

Прилетели птицы : голуби, куницы, овсянки, поползни, дятлы.

Прилетели птицы : голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!

Аист большой, а соловей….

У аиста длинная шея, а у кукушки….

У соловья серая грудка, а у ласточки…

Аист белый, а грач…

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц , если вы услышите название зимующей птицы , то присядьте; а если название перелетной , то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.

У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.

У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Первыми осенью улетают на юг птицы , которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что … /он достает жучков и насекомых из-под коры/.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.

Весной перелетные птицы прилетают назад , потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Воспитатель : Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. Раньше люди этого не знали. Они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают , а весной вновь появляются. Лишь немного позднее, они узнали, куда улетают перелетные птицы . Как же удалось это сделать? Помогли ученым маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам . На каждом кольце был адрес, где была окольцована птица . Когда кто-то в другой стране встречал окольцованную птицу , он сообщал об этом по данному адресу. Так удалось узнать, где зимуют птицы .

Воспитатель : Какие вы знаете сказки с названием птиц ?

В дальние страны

Ветер уносит птиц караваны .

Видишь их? Взмыли они в небеса.

Тихими станут наши леса.

Как хорошо нам без их трескотни

В долгие ночи, зимние дни!

Что ж ты, Улитка? Что ты молчишь?

Спряталась в домик. О чем ты грустишь?

Нет, Черепаха, зимою и летом

Я не скучаю в домике этом.

Скромно живу и не знаю, бывает,

Кто улетает, а кто прилетает.

Что ж тут грустить? Но другие иначе…

Слышишь, Лягушка об Аисте плачет?

Вот насмешили! Вот чудаки!

Аист меня сторожил у реки.

Он улетел, и, скажу вам, друзья,

Только теперь успокоилась я.

Квакаю громко и не боюсь,

Что у него в животе окажусь.

Слышите, каркает Ворон на ели?

Ворон жалеет, что все улетели.

Мне ли жалеть? Мне ли плакать о том?

Здесь я остался лучшим певцом.

Слушайте дивную песню мою.

Сладок мой голос, когда я пою.

Ворон, эх, Ворон! Что каркаешь в чаще?

Певчие птицы нам пели послаще .

Только они улетели на юг,

Голо и тихо стало вокруг.

Грустная осень пришла на поля,

Снегом покроется наша земля.

Лес золотой осыпает листву.

Я одиноко и скучно живу.

Птицы ! Вы к нам возвращайтесь скорей,

С вашими песнями станет теплей.

Итог занятия .

Воспитатель : Ребята, наше занятие подошло к концу . Вы узнали много нового из жизни птиц . К сожалению, очень долго человек жил с уверенностью в том, что он может брать у природы всё, ничего не давая взамен. И теперь, в результате бездумной деятельности человека, наша планета гибнет. Многие растения, животные и птицы совсем исчезают или находятся на грани выживания. Вот поэтому люди, которые не могут равнодушно смотреть на гибель живой природы, создали несколько томов Красной книги, куда были занесены эти растения и животные. Их можно ещё спасти.

Воспитатель : Не забывайте, что птицы- наши друзья , младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять.

Читайте также: