Конспект занятия устное народное творчество

Обновлено: 04.07.2024

Цель: Формировать у детей представление об устном народном творчестве - приговорками.

Обогащать словарь детей народными приговорками.

Воспитать любовь к устному народному творчеству.

Развивать речь детей как средство общения.

Ф ормировать взаимоотношения с другими людьми.

маленькие боксерские перчатки (сувенир)

самодельная книжка приговорок.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций о творчестве народа, заучивание потешек, чтение русских народных сказок.

Кузя: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Кузя. Я живу в этом доме уже много лет и очень много интересного знаю про жизнь людей в старину. А вы хотите узнать, как жили раньше?

Кузя: Давным – давно, когда люди еще не знали букв (еще не придумали), не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочиняли самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказывала внучке, внучка вырастала и рассказывала то, что слышала, своей дочке, та- своей.

Воспитатель: Ребята, а знаете, как в то время называли губы? (ответы детей)

Кузя: Губы называли уста. Поэтому, то, что сочинил народ и не мог записать, называлось устным народным творчеством.

Воспитатель: К устному народному творчеству относятся пословицы, поговорки, потешки, заклички, прибаутки, загадки, сказки. И вот сегодня мы поговорим о приговорках.

Воспитатель: Кто из вас знает что это такое? (ответы детей)

Воспитатель: Термин "приговорка" произошёл от слова "приговаривать" и является устаревшим. Приговорка - это прибаутка, то есть нечто, чем сопровождается основной рассказываемый текст. Чаще всего это короткий текст, зачастую шуточный.
Кузя: Я к вам в гости пришел не с пустыми руками, принес волшебный сундучок. В нем хранятся волшебные предметы. Но он не открывается, сундучок заколдован. Ребята, вы поможете мне открыть этот волшебный сундучок?

Кузя: Какие волшебные слова вы знаете?(ответы детей)

Кузя: Давайте все вместе повторим эти слова.

Кузя: Я приглашаю одного из вас подойти ко мне и открыть сундучок.

Ребенок: Судучок, сундучок, приоткрой свой бочок. (Открывает сундучок и достает зуб)

Воспитатель: Что это такое?

Воспитатель: Правильно. А вы знаете, как раньше говорили, когда у ребят выпадал молочный зуб?

Воспитатель: Кузя, ты много знаешь, а что говори, когда выпадал молочный зуб?

Кузя: Конечно, знаю. Говорили так:

На тебе зуб простой,

Дай мне зуб костяной.

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз вместе с Кузей повторим.( повторяют приговорку вместе )

Кузя: Кто еще хочет достать предмет из волшебного сундучка? ( подходит ребенок )

Кузя: Помнишь, какие слова надо сказать, чтобы сундучок открылся?

Ребенок: Судучок, сундучок, приоткрой свой бочок. ( достает расческу )

Воспитатель: Что это такое?

Дети: Расческа.

Кузя: А вы знаете, как раньше говорили, когда мама расчесывала свою доченьку?

Дети: отвечают

Ты расти, расти, коса,

До шелкова пояса.

Как ты вырастешь, коса,

Будешь городу краса.

Воспитатель: Девочки, давайте мы с вами расчешем наших куколок и проговорим эту приговорку, а Кузя нам поможет.

(Девочки усаживают куколок на коленки, берут расчески и произносят слова и расчесывают волосы)

Воспитатель: Настало время немножко отдохнуть. Встаньте в круг, сейчас мы с вами будем выполнять движения.

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Кузя: Славно мы с вами отдохнули. Но у меня еще есть предметы в волшебном сундучке. Есть желающий открыть сундучок. (выходит ребенок)

Кузя: Слова помнишь?

Ребенок: Судучок, сундучок, приоткрой свой бочок. (достает из сундучка удочку)

Воспитатель: Что это такое?

Дети: удочка.

Кузя: Вы знаете, как раньше говорили, когда ходили на рыбалку?

Дети: предполагают ответы.

Клюнь поболе, окушок!

Кузя: Еще один предмет остался у меня в сундучке. Кто смелый- выходи.

Ребенок: Судучок, сундучок, приоткрой свой бочок. (достает из сундучка боксерские перчатки)

Воспитатель: Что это такое?

Дети: боксерские перчатки.

Воспитатель: Как вы думаете, что они обозначают?

Дети: драка, ссора

Кузя: Вы знаете, как говорили, когда ребята подрались?

Дети: предполагаемые ответы.

Мирись, мирись, мирись

И больше не дерись,

А если будешь драться,

Я буду кусаться.

Наша мама придет,

Нам обоим попадет.

А кусаться‑то нельзя,

Потому что мы друзья.

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз произнесем эту приговорку.

Ход игры. Водящий выходит из зала, дети прячут предмет. После этого водящий входит и ищет предмет. А дети ходят за ним и говорят:

- холодно…тепло…горячо…, помогая найти спрятанный предмет.( спрятанные предметы- зуб, расческа, удочка и боксерские перчатки. Найдя предмет, дети должны вспомнить приговорки, изученные на занятии ).

Кузя: Ребята, к сожалению, мне уже пора возвращаться домой, но я хочу подарить вам книжечку с приговорками. Вы сможете их читать вместе с воспитателем.

Воспитатель: Ребята вам понравилось играть с Кузей?

Кузя: Мне у вас тоже очень понравилось, пора мне возвращаться. До свидания.

Дети: До свидания, Кузя.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам, пойти в группу и выучить еще несколько приговорок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Департамент образования

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

603000, г. Н. Новгород, ул. Маслякова, 3а, т. 433-76-86, 433-15-12

Разработка занятия по внеурочной деятельности

Цель: формировать знания об устном народном творчестве.
Задачи:
Образовательная задача:
• Уточнить знания обучающихся о жанрах русского народного творчества.
Развивающая задача :
• развивать познавательную активность обучающихся, память, внимание, мышление;
• корригировать и развивать связную речь;
• корригировать мыслительную деятельность на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей;
• коррекция двигательных нарушений;
Воспитательная задача:
• воспитывать свободу творческого воображения;
• доброжелательное отношение друг к другу.


Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая, игровая.
Оборудование: иллюстрации к русским народным сказкам, карта с жанрами, пословицы, поговорки, сказки, частушки, колыбельные песни, потешки, прибаутки, презентация, музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

1. Вступительная часть.

2. Основная часть.


Например:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь?
Деткам спать не даёшь?

Сценка
- Я медведя поймал!
- Так веди сюда!
- Так не идет!
- Так сам иди!
- Да он меня не пускает!

Скороговорки:
1 команда:
1)Все бобры для своих бобрят добры.
2)Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.
3)Иней лег на ветви ели
Иглы за ночь побелели.
2 команда:
1)Белые бараны били в барабаны.
2)Слишком много ножек у сороконожек.
3)Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.

2 команда
Труд кормит, коли делать нечего.
Семь раз отмерь, а лень портит.
Скучен день до вечера, один раз отрежь.

- А сейчас мы отдохнем. Дети читают слова со слайда и повторяют движения за педагогом. (11 слайд)
Ветер чудо- мельницу
Крутит во весь дух,
И на землю сеется
Белый- белый пух.
Закрывайте окна, двери,
Берегите уши, нос.
Ходит, бродит по дороге
Старый Дедушка Мороз.
Щиплет уши, щиплет нос,
Щиплет щеки Дед Мороз.

1.Начинаем с загадок о человеке:
- Их не сеют, не сажают –
Они сами вырастают. (Волосы)
-Два братца через дорогу живут,
А друг друга не видят (глаза)
- Тридцать два молотят,
Один поворачивает. (зубы и язык)
- Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут. (ноги)

2. О доме:
- Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
- Никого она не обижает, а все её толкают. (Дверь)

3.Загадки про огород.
- Сидит Игнатка на грядке весь в заплатках,
Кто его потрогает, тот и заплачет. (Лук)
- Закутан ребенок в сто пеленок. (капуста)
- Красный нос в в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (морковь)
- Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка. (тыква)

4. О диких животных:
- Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом (белка)
- На овчарку он похож.
Что ни зуб-то острый нож!
Он бежит оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (волк)
- У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (заяц)
- Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой (медведь)

5.О природных явлениях
- Крашеное коромысло
Над рекой повисло (радуга)
- Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады и огороды
Всей округи полила.(гроза)
- Бело покрывало на земле лежало, лето пришло, оно всё сошло. (Снег)
- И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (иней)

6 остановка: Частушки. ( 13слайд)

С горки ехала Иришка
Самой быстрою была!
Ира даже свои лыжи
По пути обогнала!

Поленился утром Вова
Причесаться гребешком
Подошла к нему корова
Причесала языком!
7 остановка: Русские народные сказки.
В сказках наши предки передавали свои представления о мире, свой опыт. Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Сказка была интересна древним людям своей занимательностью, необычностью. Слабому человеку хотелось храбрых защитников, умных советчиков. Так в сказках появились животные, птицы, рыбы, которые помогают людям.
А сейчас мы попадем на самую любимую всеми остановку “Сказка”. Я уверена, что её любят не только дети, но и взрослые. Проверим, как вы знаете сказки.

3.Конкурс капитанов
Капитаны должны вставить в названия сказок пропущенные слова. (Задания для капитанов одинаковые)
Кто из капитанов выполнит задание правильно и быстро..
1. Поди туда – не знаю куда, __________ то – не знаю что.
2. Сестрица __________ и братец Иванушка.
3. Иван – царевич и ___________волк.
4. У страха _________ велики.
5. _________ из топора.
Слова для справок: принеси, серый, ясный, каша, Алёнушка, глаза.

3. Итог занятия.(15 слайд)

-А теперь подведём итог нашего путешествия, ребята сосчитайте, сколько у вас снежинок. Победители награждаются медалями 1 и 2 место
Наше занятие подошло к концу, но не закончилось наше путешествие по стране устного народного творчества. Сегодня мы прикоснулись к малой частичке этого волшебного искусства. Я предлагаю вам прочитать эти интересные книги (показ выставки книг) и продолжить знакомство с устным народным творчеством.
Большое спасибо всем участникам!

Возраст

Основная образовательная область

Интегрированные образовательные области

познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие

Форма проведения

совместная деятельность детей и взрослых, самостоятельная деятельность детей

Цель

закреплять знания о жанрах и видах русского народного творчества; активизировать речь детей

Программные задачи

Воспитательные

-воспитывать у детей желание преодолевать препятствия, чтобы достичь цели;
-воспитывать интерес к культурному наследию народа

Развивающие

-развивать устную речь, активировать словарь детей по теме;
-развивать познавательную активность детей

Образовательные

-закреплять знания о жанрах и видах русского народного творчества;
-учить передавать аппликативным способом эмоциональное состояние – радость

Предполагаемый результат:

-развитие у воспитанников познавательного интереса к совместной деятельности;
-расширение и активизация словарного запаса;
-умение детей действовать самостоятельно

Словарная работа:

Предварительная работа

Методические приемы

-проблемные и поисковые ситуации
-вопросы
-сюрпризный момент
-беседа

Оборудование и материалы

видеопроектор, ноутбук
сюжетно-ролевые игрушки (домашние животные), волшебная коробка (для клада)

Ход образовательной деятельности

Дети вместе с воспитателем входят в зал.

Вместе:

Воспитатель:

Как у нас уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал,
Сам народ для себя песни-шутки слагал.
(Раздаётся стук в дверь, вносят письмо)

Воспитатель: (удивленно) Какое загадочное письмо. Кто же его прислал? Прочитаем?

(Ребенок открывает конверт и достает письмо)

Воспитатель: (читает письмо) «Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы любите сюрпризы и поэтому для вас приготовил и спрятал клад. Предлагаю вам по следам фольклора дойти до клада. Но клад найти не просто. Вам надо пройти испытания, в помощь вам отправляю карту.

Воспитатель: Очень странное послание. И имя очень странное у дедушки - Фольклор.

Дети: потешки, прибаутки, считалки, загадки, игры, хороводы, сказки…

Воспитатель: А кто их сочинял?

Дети: Народ!

Воспитатель: Ребята, давайте начнем наш путь. Смотрите, на карте есть подсказки. Давайте все вместе найдем первую подсказку?

Дети: Первая подсказка - сумка.

Воспитатель: Кажется, я догадалась. Нам надо найти сумку. Это не простая сумка. Ребята, внутри сумки что-то должно быть. (Достают конверт с заданием)

Воспитатель: Ребята, слушайте первое задание дедушки Фольклора:
«Дорогие ребята, отгадайте мои загадки:

(дети отгадывают загадки и находят игрушки, которые загаданы в загадках)

Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух. (Собака)

Пробираюсь по забору,
На охоту выхожу.
Мышки спрятались по норам,
Я их долго сторожу. (Кошка)

Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа - пятачок,
Пятачок – дырявый,
А крючок - вертлявый. (Свинья)

Каждый вечер, так легко,
Она дает нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут ее – … (Корова)

Воспитатель: Ребята, вы все загадки отгадали и нашли животных. Как их можно назвать по-другому, одним словом?

Дети: Домашние животные.

Воспитатель: Почему их называют домашними животными?

Воспитатель: Посмотрим на карту и найдем вторую подсказку.

Дети: Вторая подсказка – корзина.

Ребята, скажите, почему скороговорки назвали скороговорками? (Ответы детей)

Давайте встанем в круг. И проговорим скороговорки.

(Дети проговаривают скороговорки, по желанию с повтором на ускорение)

  1. Мама мыла Милу мылом.
    Мила мыла не любила.
  1. Белые бараны били в барабаны.
  2. На дворе трава,
    На траве дрова.
  3. У киски в миске сливки скисли.
  4. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Воспитатель. Хороши ваши язычки, справились со скороговорками.

Идем дальше, где наша карта Что нас ждет впереди?

Дети: Теремок.
(Дети находят теремок, письмо за теремком)

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? (Козлята)

Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там 3 стула и 3 чашки
3 кровати, 3 подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом. (Колобок)

У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят.
Далеко они глядят. (Гуси лебеди)

Гуси-лебеди летели,
Унести детей хотели.
Что за дерево стояло
И ребят от них скрывало? (Яблоня)

Воспитатель. Ребята, посмотрите почему-то яблоня грустная. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы Яблонька не грустила?

Воспитатель: Можно сделать яблоки своими руками из бумаги и приклеить их на Яблоньку.

Воспитатель: Поднимем настроение Яблоньке?

Дети: Да.

Воспитатель: Какую форму и цвет имеют яблоки?

Дети: Яблоки имеют круглую, овальную форму. Цветом могут быть красными, жёлтыми, розовыми, зелёными.

Воспитатель: Как будет яблоко по татарски?

Дети: Алма.

Воспитатель: Алма нинди?

Дети: Алма кызыл, түгәрәк, тәмле.

Воспитатель: А у нас на столах лежат квадратные и прямоугольные листы бумаги. Давайте из них вырежем яблоки и листочки и приклеим на яблоню. А мы уже знаем, как это делается. Занимайте места за столами и приступайте к работе. (Воспитатель помогает)

У кого готовы яблоки и листочки намазывайте клеем и идемте приклеивать к яблоне.

(Дети отрезают углы у квадратов и приклеивают их на Яблоню.)

Воспитатель: Какие получились яблоки?

Дети: Красивые, ароматные, привлекательные. Очень хочется их съесть.

Воспитатель: Посмотрите, как повеселело наша яблоня. Ребята, вы отлично справились с заданием!

Воспитатель: Продолжаем путь. Что у нас на карте?

Дети: На карте цветы.

(Дети находят на полу цветочки)

Воспитатель: В какую игру мы с вами сегодня поиграем?

Воспитатель: Вспоминаем правила игры: все участники игры встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек. Водящего выбираем считалкой.

Дети парами встают друг за другом…

Ход игры

Играющие говорят хором:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят!

Воспитатель: Идем дальше. Следующая подсказка – книга.

(читает письмо) Здесь написаны поговорки и пословицы, но не полностью. Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки. Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.

Нет друга-ищи, а нашел-… (береги).
Труд человека кормит, а лень… (портит).
Любовь и труд счастье… (дают).
Без труда не придет на стол… (еда).
Старый друг… ( лучше новых двух)
Кончил дело… (гуляй смело).

Воспитатель. Хорошую игру нам предложил дедушка Фольклор. Вы справились заданием. Молодцы!

Продолжаем путь. Что у нас на карте? (Доска)

На доске спрятаны картинки(солнышко, водичка, божья коровка, кот), по очереди открываем и вспоминаем потешки. (Ребенок берет картинку)

Воспитатель: Что вы видите на картинке?

Дети: Солнышко.

Воспитатель: Дедушка Фольклор хочет, чтобы мы рассказали потешку о солнышке. Кто знает потешку о солнышке?

Дети по желанию рассказывают.

Воспитатель: Молодцы! Продолжаем путь. Ребята, посмотрите на карте последняя подсказка. Что это?

Дети: Шкаф.

Воспитатель: Это не простой шкаф. Давайте посмотрим, что за чудеса нас ждут?

Дети открывают шкаф, находят клад-коробку. В коробке письмо от дедушки Фольклора.

На экране появляются Дедушка Фольклор и Бабушка-Загадушка.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Мы очень рады нашей встрече. Вы отлично справились с нашими заданиями.

Закончились испытания –
Пришло время угощенья!
Не робейте, не стесняйтесь,
Сладостями угощайтесь!

Воспитатель и дети благодарят дедушку Фольклора, бабушку Загадушку.

Воспитатель: Ребята, вот и подошло наше испытание к концу. Мне так понравилось искать вместе с вами клад. А вам, ребята, понравилось?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: в игровой форме обобщить знания детей по разделу; учить работать в группе, паре; обогащать словарный запас; развивать речь, мышление, память, творческие способности, навыки выразительного и осознанного чтения.

Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества, уметь выразительно читать произведения, инсценировать, передавая основную эмоциональную тональность произведений УНТ.

Регулятивные: определять цель, оценивать результат, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация)

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, сотрудничать.

Оборудование: слова-карточки, рисунок дерева, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, конверты с заданиями.

На уроке использую технологию развития критического мышления. Положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий):

I фаза ( 10 минут )

Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

II фаза ( 20 минут )

Осмысление содержания (получение новой информации)

III фаза ( 10 минут )

Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

I фаза. ВЫЗОВ.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний. Постановки целей урока.

- Девизом нашего урока будет пословица. Пословицы дошли к нам с давних времен. В пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил детей уму-разуму.

Кто попробует её прочитать? Буквы рассыпались.

Что означают эти слова?

Всегда ли были книги?

Как же люди общались и передавали свои знания?

- Раньше, чтобы передать очень важное послание, выбирали человека, который мог выучить это послание наизусть и, не забыв ни одного слова, передать это послание.

( задание способствует развитию памяти учащихся)

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок,

Выпал беленький снежок,

Ехал Ванюшка дружок.

Дети слушают, затем повторяют, стараясь не упустить ни одного слова.

- Задолго до того, как появилась письменность и первые книги, главным источником общения и знаний было слово. Люди, общаясь друг с другом, передавали свои мысли и знания. Устное народное творчество появилось гораздо раньше, чем письменность.

Так что мы называем устным народным творчеством?

Тема урока: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

- Какие цели мы поставим на уроке?

обобщить знания по разделу;

учиться работать в группе и парами;

обогащать словарный запас;

развивать речь, мышление, память, творческие способности, навыки выразительного и осознанного чтения

- Исходя из целей урока, давайте спланируем результаты. Каких результатов вы хотите достичь к концу урока?

Планируемые результаты:

различать жанры УНТ;

учиться выразительно читать,

расширять словарный запас,

учиться анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения

- Устное народное творчество - это удивительная страна, но ей можно дать и другое название. Какое? (ФОЛЬКЛОР)

- Представьте, что ФОЛЬКЛОР – это живое дерево с множеством листочков-жанров. Их в фольклоре очень много, от малых до больших жанров.

- Посмотрите на наше дерево.

- Как вы думаете, какое настроение у нашего дерева? (грустное, печальное…)

- Почему? (нет листиков на дереве)

- Давайте поможем дереву стать нарядным и красивым, подарим листочки – жанры.

- Вы готовы помочь дереву стать нарядным?

- Но прежде, чем мы отправимся в путешествие по удивительной стране, я хочу проверить на сколько вы хорошо готовы сегодня к уроку.

- Сегодня на уроке мы побываем на ярмарке. Что такое ярмарка? (Толковый словарь)

ИНСЦЕНИРОВКА.

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперед

И поехал в огород.

Съел у бабушки арбуз.

– Это, бабушка, не я!

Это кошечка твоя!

Едет Ваня на бычке.

Балалаечка в руке,

Бычку ноженьку сломала. (потешки)

4. -Федул, чего губы надул?

-А велика ли дыра?

-Один ворот остался.

Вывешиваем листок-жанр - ПОТЕШКА.

Вдруг из-под собаки

С мальчиком в руках,

А за ним тулупчик

С бабой на плечах.

Сарафаны в бабах

На пожар спешат. (небылица)

Колыбельная песня

- Как одним словом можно назвать все, что мы услышали?

-Как вы думаете, какова тема урока?

II фаза. ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

5. Работа по теме урока.

- Сегодня мы работаем в парах. Каждая пара получит листок с заданием. Вы должны будите проанализировать текст с точки зрения фольклора. И мы подарим нашему дереву листочки.

- Что везёшь? - Сено. -Какое сено? Ведь это дрова!

-А коли видишь, так чего спрашиваешь? (ШУТКА)

5. «А то ещё не чудо. Не диковинка,

А были чудеса и почуднее того:

По поднебесью медведь летит

Ушками, лапками он помахивает,

Проверка . Дети зачитывают отрывок и прикрепляют листочки на дереве: БЫЛИНА, ПОГОВОРКА, ШУТКА, НЕБЫЛИЦА

- Ах, какие чудесные сказки мы с вами читали! А вы внимательно их читали? Давайте проверим, кто внимательнее всех.

Фронтальная работа с классом. Учащиеся читают отрывки из сказок и говорят название сказки.

Отрывки из сказок:

И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю стало жалко свой сад.

Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком… Зовёт Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек.

Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. Прибежал и стал перед Иванушкой как вкопанный.

Дошла очередь танцевать. Царевна подхватила Ивана-царевича и пошла; уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась, всем на диво! Махнула правой рукой – стали леса и воды, махнула левой – стали летать разные птицы. Все изумились. Отплясала – ничего не стало.

Идёт Иван-царевич дорогой много время, не пивал, не едал, хочет есть и думает: кто бы на это время попался! Вдруг – волчонок; он хочет его убить. Выскакивает из норы волчиха и говорит:

- Не тронь моего детёныша; я тебе пригожусь.

7.(Снегурочка)

Красна девица грустна…

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

8. (Маша и медведь)

А дорога – далека,

А корзинка – нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок.

9. (Волк и семеро козлят)

Отворили дверь козлята

И … пропали все куда-то.

А.С.Пушкин о сказках.

Учитель: Послушайте, что писал А.С.Пушкин своему брату из деревни.

Учитель: А. С. Пушкин создает свои сказки на фольклорном материале. Для Пушкина устное народное творчество являлось неисчерпаемым источником в литературе.

Посмотрим, хорошо ли вы знаете русские народные сказки. О какой сказке идет речь?

Не лежалось на окошке –

Покатился по дорожке…

1. Рассказать сказку с начала и до того момента, как Колобок спрыгнул с окошка от имени бабки, т.е. если бы вы были бабкой.

2. Рассказать эпизод встречи волка с колобком от имени волка.

3. Рассказать сказку с момента встречи колобка с лисой, если бы вы были лисой

6.Работа над пословицами.

- Ой, ребята, что это я сказала? ( Пословица) На дереве -ПОСЛОВИЦА. .

7. ФИЗМИНУТКА-игра. Считалочка.

- Отдохнём, поиграем. Надо выбрать водящего. Как это сделать?(надо посчитаться)

- Какой жанр фольклора мы использовали для этого ?(СЧИТАЛОЧКУ)

– Купила бабушка себе кисоньку……….
А кисуля мяу-мяу……….

– Купила бабушка себе собачонку……….
Собачонка гав-гав……….

– Купила бабушка себе коровёнку……….
Коровёнка муки-муки……….

– Купила бабушка себе поросёнка……….
Поросёнок хрюки-хрюки……….

– Купила бабушка себе телевизор……….
Телевизор время-факты……….
Дикторша ля-ля-ля……….

-Каким жанром фольклора мы начали игру? (ИГРОВЫМ ПРИГОВОРОМ)

- Посмотрим, знаете ли вы пословицы : соедините начало и окончание пословицы.

Работа в паре.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Терпенье и труд а неученье-тьма.

Ученье-свет, там и счастье.

Не спеши языком, всё перетрут.

Труд кормит, торопись делом.

Где труд, а лень портит.

- Что скрывает каждая пословица? (в каждом народном изречении скрывается поучительный смысл - народная мудрость)

- Объясните смысл пословицы.

8. Загадка. Работа в группах.

Одна группа загадывает загадки – другая отгадывает.

Какой жанр УНТ перед вами? (ЗАГАДКА)

9. Закличка.

- Для того, чтобы определить название следующего жанра выберите из родственных слов имя существительное

КЛИКАТЬ, ЗАКЛИКАЛИ, ЗАКЛИЧКА, ПЕРЕКЛИКАЕТСЯ

Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей.

Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке как одушевленные существа.

- О чем ребенок может попросить солнце? (Ребенок солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете)

Давайте и мы попробуем прочитать закличку выразительно, соблюдая знаки препинания.

Вывешиваем листок - ЗАКЛИЧКА.

10. Скороговорка. Чтение скороговорок в учебнике.

Прием: Эстафета.

11. Рефлексия . - Молодцы, хорошо потрудились. Думаю, вы лучше стали разбираться в жанрах. Сейчас каждый оценит свои результаты. Проверим, насколько хорошо вы разбираетесь в жанрах УНТ

В оценочном листе нарисуйте лесенку 4 ступеньки.

Нарисуйте зеленый кружочек

На верхней ступеньке, если вы все поняли великолепно, и можете идти дальше.

На самой нижней - не знаю (не умею). Нужна помощь!

На второй ступеньке – не полностью поняли тему урока.

На третьей ступеньке, если знаете тему достаточно хорошо.

- Вернемся к оценочным листам. Зеленым цветом оценили вы сами себя. А сейчас вы будите в роли учителя. Возьмите красный карандаш. Нарисуйте красной кружок

на самой верхней лесенке, если вы не допустили ни одной ошибки.

Если вы допустили 1-2 ошибки – на третьей ступеньке,

3-4 минуса – на второй ступеньке,

если больше половины минусов – на первой ступеньке.

Давайте сравним вашу оценку и учителя.

Если совпала ваша оценка и учителя – поднимите карточку с изображением веселого смайлика.

Если ваша оценка и учителя не совпала – поднимите карточку с изображением грустного смайлика.

12. Домашнее задание: Придумайте свою небылицу по опорным словам: кот-огород, корзинка-перинка, кошка-мошка, летают-догоняют, сидели-пели.

Читайте также: