Конспект занятия устное народное творчество
Обновлено: 04.07.2024
Цель: Формировать у детей представление об устном народном творчестве - приговорками.
Обогащать словарь детей народными приговорками.
Воспитать любовь к устному народному творчеству.
Развивать речь детей как средство общения.
Ф ормировать взаимоотношения с другими людьми.
маленькие боксерские перчатки (сувенир)
самодельная книжка приговорок.
Предварительная работа : рассматривание иллюстраций о творчестве народа, заучивание потешек, чтение русских народных сказок.
Кузя: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Кузя. Я живу в этом доме уже много лет и очень много интересного знаю про жизнь людей в старину. А вы хотите узнать, как жили раньше?
Кузя: Давным – давно, когда люди еще не знали букв (еще не придумали), не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочиняли самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказывала внучке, внучка вырастала и рассказывала то, что слышала, своей дочке, та- своей.
Воспитатель: Ребята, а знаете, как в то время называли губы? (ответы детей)
Кузя: Губы называли уста. Поэтому, то, что сочинил народ и не мог записать, называлось устным народным творчеством.
Воспитатель: К устному народному творчеству относятся пословицы, поговорки, потешки, заклички, прибаутки, загадки, сказки. И вот сегодня мы поговорим о приговорках.
Воспитатель: Кто из вас знает что это такое? (ответы детей)
Воспитатель: Термин "приговорка" произошёл от слова "приговаривать" и является устаревшим. Приговорка - это прибаутка, то есть нечто, чем сопровождается основной рассказываемый текст. Чаще всего это короткий текст, зачастую шуточный.
Кузя: Я к вам в гости пришел не с пустыми руками, принес волшебный сундучок. В нем хранятся волшебные предметы. Но он не открывается, сундучок заколдован. Ребята, вы поможете мне открыть этот волшебный сундучок?
Кузя: Какие волшебные слова вы знаете?(ответы детей)
Кузя: Давайте все вместе повторим эти слова.
Кузя: Я приглашаю одного из вас подойти ко мне и открыть сундучок.
Ребенок: Судучок, сундучок, приоткрой свой бочок. (Открывает сундучок и достает зуб)
Воспитатель: Что это такое?
Воспитатель: Правильно. А вы знаете, как раньше говорили, когда у ребят выпадал молочный зуб?
Воспитатель: Кузя, ты много знаешь, а что говори, когда выпадал молочный зуб?
Кузя: Конечно, знаю. Говорили так:
На тебе зуб простой,
Дай мне зуб костяной.
Воспитатель: Ребята, давайте еще раз вместе с Кузей повторим.( повторяют приговорку вместе )
Кузя: Кто еще хочет достать предмет из волшебного сундучка? ( подходит ребенок )
Кузя: Помнишь, какие слова надо сказать, чтобы сундучок открылся?
Ребенок: Судучок, сундучок, приоткрой свой бочок. ( достает расческу )
Воспитатель: Что это такое?
Дети: Расческа.
Кузя: А вы знаете, как раньше говорили, когда мама расчесывала свою доченьку?
Дети: отвечают
Ты расти, расти, коса,
До шелкова пояса.
Как ты вырастешь, коса,
Будешь городу краса.
Воспитатель: Девочки, давайте мы с вами расчешем наших куколок и проговорим эту приговорку, а Кузя нам поможет.
(Девочки усаживают куколок на коленки, берут расчески и произносят слова и расчесывают волосы)
Воспитатель: Настало время немножко отдохнуть. Встаньте в круг, сейчас мы с вами будем выполнять движения.
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Кузя: Славно мы с вами отдохнули. Но у меня еще есть предметы в волшебном сундучке. Есть желающий открыть сундучок. (выходит ребенок)
Кузя: Слова помнишь?
Ребенок: Судучок, сундучок, приоткрой свой бочок. (достает из сундучка удочку)
Воспитатель: Что это такое?
Дети: удочка.
Кузя: Вы знаете, как раньше говорили, когда ходили на рыбалку?
Дети: предполагают ответы.
Клюнь поболе, окушок!
Кузя: Еще один предмет остался у меня в сундучке. Кто смелый- выходи.
Ребенок: Судучок, сундучок, приоткрой свой бочок. (достает из сундучка боксерские перчатки)
Воспитатель: Что это такое?
Дети: боксерские перчатки.
Воспитатель: Как вы думаете, что они обозначают?
Дети: драка, ссора
Кузя: Вы знаете, как говорили, когда ребята подрались?
Дети: предполагаемые ответы.
Мирись, мирись, мирись
И больше не дерись,
А если будешь драться,
Я буду кусаться.
Наша мама придет,
Нам обоим попадет.
А кусаться‑то нельзя,
Потому что мы друзья.
Воспитатель: Ребята, давайте еще раз произнесем эту приговорку.
Ход игры. Водящий выходит из зала, дети прячут предмет. После этого водящий входит и ищет предмет. А дети ходят за ним и говорят:
- холодно…тепло…горячо…, помогая найти спрятанный предмет.( спрятанные предметы- зуб, расческа, удочка и боксерские перчатки. Найдя предмет, дети должны вспомнить приговорки, изученные на занятии ).
Кузя: Ребята, к сожалению, мне уже пора возвращаться домой, но я хочу подарить вам книжечку с приговорками. Вы сможете их читать вместе с воспитателем.
Воспитатель: Ребята вам понравилось играть с Кузей?
Кузя: Мне у вас тоже очень понравилось, пора мне возвращаться. До свидания.
Дети: До свидания, Кузя.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам, пойти в группу и выучить еще несколько приговорок.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
603000, г. Н. Новгород, ул. Маслякова, 3а, т. 433-76-86, 433-15-12
Разработка занятия по внеурочной деятельности
Цель: формировать знания об устном народном творчестве.
Задачи:
Образовательная задача:
• Уточнить знания обучающихся о жанрах русского народного творчества.
Развивающая задача :
• развивать познавательную активность обучающихся, память, внимание, мышление;
• корригировать и развивать связную речь;
• корригировать мыслительную деятельность на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей;
• коррекция двигательных нарушений;
Воспитательная задача:
• воспитывать свободу творческого воображения;
• доброжелательное отношение друг к другу.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая, игровая.
Оборудование: иллюстрации к русским народным сказкам, карта с жанрами, пословицы, поговорки, сказки, частушки, колыбельные песни, потешки, прибаутки, презентация, музыкальное сопровождение.
Ход занятия.
1. Вступительная часть.
2. Основная часть.
Например:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь?
Деткам спать не даёшь?
Сценка
- Я медведя поймал!
- Так веди сюда!
- Так не идет!
- Так сам иди!
- Да он меня не пускает!
Скороговорки:
1 команда:
1)Все бобры для своих бобрят добры.
2)Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.
3)Иней лег на ветви ели
Иглы за ночь побелели.
2 команда:
1)Белые бараны били в барабаны.
2)Слишком много ножек у сороконожек.
3)Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.
2 команда
Труд кормит, коли делать нечего.
Семь раз отмерь, а лень портит.
Скучен день до вечера, один раз отрежь.
- А сейчас мы отдохнем. Дети читают слова со слайда и повторяют движения за педагогом. (11 слайд)
Ветер чудо- мельницу
Крутит во весь дух,
И на землю сеется
Белый- белый пух.
Закрывайте окна, двери,
Берегите уши, нос.
Ходит, бродит по дороге
Старый Дедушка Мороз.
Щиплет уши, щиплет нос,
Щиплет щеки Дед Мороз.
1.Начинаем с загадок о человеке:
- Их не сеют, не сажают –
Они сами вырастают. (Волосы)
-Два братца через дорогу живут,
А друг друга не видят (глаза)
- Тридцать два молотят,
Один поворачивает. (зубы и язык)
- Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут. (ноги)
2. О доме:
- Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
- Никого она не обижает, а все её толкают. (Дверь)
3.Загадки про огород.
- Сидит Игнатка на грядке весь в заплатках,
Кто его потрогает, тот и заплачет. (Лук)
- Закутан ребенок в сто пеленок. (капуста)
- Красный нос в в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (морковь)
- Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка. (тыква)
4. О диких животных:
- Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом (белка)
- На овчарку он похож.
Что ни зуб-то острый нож!
Он бежит оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (волк)
- У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (заяц)
- Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой (медведь)
5.О природных явлениях
- Крашеное коромысло
Над рекой повисло (радуга)
- Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады и огороды
Всей округи полила.(гроза)
- Бело покрывало на земле лежало, лето пришло, оно всё сошло. (Снег)
- И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (иней)
6 остановка: Частушки. ( 13слайд)
С горки ехала Иришка
Самой быстрою была!
Ира даже свои лыжи
По пути обогнала!
Поленился утром Вова
Причесаться гребешком
Подошла к нему корова
Причесала языком!
7 остановка: Русские народные сказки.
В сказках наши предки передавали свои представления о мире, свой опыт. Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Сказка была интересна древним людям своей занимательностью, необычностью. Слабому человеку хотелось храбрых защитников, умных советчиков. Так в сказках появились животные, птицы, рыбы, которые помогают людям.
А сейчас мы попадем на самую любимую всеми остановку “Сказка”. Я уверена, что её любят не только дети, но и взрослые. Проверим, как вы знаете сказки.
3.Конкурс капитанов
Капитаны должны вставить в названия сказок пропущенные слова. (Задания для капитанов одинаковые)
Кто из капитанов выполнит задание правильно и быстро..
1. Поди туда – не знаю куда, __________ то – не знаю что.
2. Сестрица __________ и братец Иванушка.
3. Иван – царевич и ___________волк.
4. У страха _________ велики.
5. _________ из топора.
Слова для справок: принеси, серый, ясный, каша, Алёнушка, глаза.
3. Итог занятия.(15 слайд)
-А теперь подведём итог нашего путешествия, ребята сосчитайте, сколько у вас снежинок. Победители награждаются медалями 1 и 2 место
Наше занятие подошло к концу, но не закончилось наше путешествие по стране устного народного творчества. Сегодня мы прикоснулись к малой частичке этого волшебного искусства. Я предлагаю вам прочитать эти интересные книги (показ выставки книг) и продолжить знакомство с устным народным творчеством.
Большое спасибо всем участникам!
Возраст
Основная образовательная область
Интегрированные образовательные области
познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие
Форма проведения
совместная деятельность детей и взрослых, самостоятельная деятельность детей
Цель
закреплять знания о жанрах и видах русского народного творчества; активизировать речь детей
Программные задачи
Воспитательные
-воспитывать у детей желание преодолевать препятствия, чтобы достичь цели;
-воспитывать интерес к культурному наследию народа
Развивающие
-развивать устную речь, активировать словарь детей по теме;
-развивать познавательную активность детей
Образовательные
-закреплять знания о жанрах и видах русского народного творчества;
-учить передавать аппликативным способом эмоциональное состояние – радость
Предполагаемый результат:
-развитие у воспитанников познавательного интереса к совместной деятельности;
-расширение и активизация словарного запаса;
-умение детей действовать самостоятельно
Словарная работа:
Предварительная работа
Методические приемы
-проблемные и поисковые ситуации
-вопросы
-сюрпризный момент
-беседа
Оборудование и материалы
видеопроектор, ноутбук
сюжетно-ролевые игрушки (домашние животные), волшебная коробка (для клада)
Ход образовательной деятельности
Дети вместе с воспитателем входят в зал.
Вместе:
Воспитатель:
Как у нас уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал,
Сам народ для себя песни-шутки слагал.
(Раздаётся стук в дверь, вносят письмо)
Воспитатель: (удивленно) Какое загадочное письмо. Кто же его прислал? Прочитаем?
(Ребенок открывает конверт и достает письмо)
Воспитатель: (читает письмо) «Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы любите сюрпризы и поэтому для вас приготовил и спрятал клад. Предлагаю вам по следам фольклора дойти до клада. Но клад найти не просто. Вам надо пройти испытания, в помощь вам отправляю карту.
Воспитатель: Очень странное послание. И имя очень странное у дедушки - Фольклор.
Дети: потешки, прибаутки, считалки, загадки, игры, хороводы, сказки…
Воспитатель: А кто их сочинял?
Дети: Народ!
Воспитатель: Ребята, давайте начнем наш путь. Смотрите, на карте есть подсказки. Давайте все вместе найдем первую подсказку?
Дети: Первая подсказка - сумка.
Воспитатель: Кажется, я догадалась. Нам надо найти сумку. Это не простая сумка. Ребята, внутри сумки что-то должно быть. (Достают конверт с заданием)
Воспитатель: Ребята, слушайте первое задание дедушки Фольклора:
«Дорогие ребята, отгадайте мои загадки:
(дети отгадывают загадки и находят игрушки, которые загаданы в загадках)
Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух. (Собака)
Пробираюсь по забору,
На охоту выхожу.
Мышки спрятались по норам,
Я их долго сторожу. (Кошка)
Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа - пятачок,
Пятачок – дырявый,
А крючок - вертлявый. (Свинья)
Каждый вечер, так легко,
Она дает нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут ее – … (Корова)
Воспитатель: Ребята, вы все загадки отгадали и нашли животных. Как их можно назвать по-другому, одним словом?
Дети: Домашние животные.
Воспитатель: Почему их называют домашними животными?
Воспитатель: Посмотрим на карту и найдем вторую подсказку.
Дети: Вторая подсказка – корзина.
Ребята, скажите, почему скороговорки назвали скороговорками? (Ответы детей)
Давайте встанем в круг. И проговорим скороговорки.
(Дети проговаривают скороговорки, по желанию с повтором на ускорение)
- Мама мыла Милу мылом.
Мила мыла не любила.
- Белые бараны били в барабаны.
- На дворе трава,
На траве дрова. - У киски в миске сливки скисли.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Воспитатель. Хороши ваши язычки, справились со скороговорками.
Идем дальше, где наша карта Что нас ждет впереди?
Дети: Теремок.
(Дети находят теремок, письмо за теремком)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? (Козлята)
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там 3 стула и 3 чашки
3 кровати, 3 подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом. (Колобок)
У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят.
Далеко они глядят. (Гуси лебеди)
Гуси-лебеди летели,
Унести детей хотели.
Что за дерево стояло
И ребят от них скрывало? (Яблоня)
Воспитатель. Ребята, посмотрите почему-то яблоня грустная. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы Яблонька не грустила?
Воспитатель: Можно сделать яблоки своими руками из бумаги и приклеить их на Яблоньку.
Воспитатель: Поднимем настроение Яблоньке?
Дети: Да.
Воспитатель: Какую форму и цвет имеют яблоки?
Дети: Яблоки имеют круглую, овальную форму. Цветом могут быть красными, жёлтыми, розовыми, зелёными.
Воспитатель: Как будет яблоко по татарски?
Дети: Алма.
Воспитатель: Алма нинди?
Дети: Алма кызыл, түгәрәк, тәмле.
Воспитатель: А у нас на столах лежат квадратные и прямоугольные листы бумаги. Давайте из них вырежем яблоки и листочки и приклеим на яблоню. А мы уже знаем, как это делается. Занимайте места за столами и приступайте к работе. (Воспитатель помогает)
У кого готовы яблоки и листочки намазывайте клеем и идемте приклеивать к яблоне.
(Дети отрезают углы у квадратов и приклеивают их на Яблоню.)
Воспитатель: Какие получились яблоки?
Дети: Красивые, ароматные, привлекательные. Очень хочется их съесть.
Воспитатель: Посмотрите, как повеселело наша яблоня. Ребята, вы отлично справились с заданием!
Воспитатель: Продолжаем путь. Что у нас на карте?
Дети: На карте цветы.
(Дети находят на полу цветочки)
Воспитатель: В какую игру мы с вами сегодня поиграем?
Воспитатель: Вспоминаем правила игры: все участники игры встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек. Водящего выбираем считалкой.
Дети парами встают друг за другом…
Ход игры
Играющие говорят хором:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят!
Воспитатель: Идем дальше. Следующая подсказка – книга.
(читает письмо) Здесь написаны поговорки и пословицы, но не полностью. Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки. Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.
Нет друга-ищи, а нашел-… (береги).
Труд человека кормит, а лень… (портит).
Любовь и труд счастье… (дают).
Без труда не придет на стол… (еда).
Старый друг… ( лучше новых двух)
Кончил дело… (гуляй смело).
Воспитатель. Хорошую игру нам предложил дедушка Фольклор. Вы справились заданием. Молодцы!
Продолжаем путь. Что у нас на карте? (Доска)
На доске спрятаны картинки(солнышко, водичка, божья коровка, кот), по очереди открываем и вспоминаем потешки. (Ребенок берет картинку)
Воспитатель: Что вы видите на картинке?
Дети: Солнышко.
Воспитатель: Дедушка Фольклор хочет, чтобы мы рассказали потешку о солнышке. Кто знает потешку о солнышке?
Дети по желанию рассказывают.
Воспитатель: Молодцы! Продолжаем путь. Ребята, посмотрите на карте последняя подсказка. Что это?
Дети: Шкаф.
Воспитатель: Это не простой шкаф. Давайте посмотрим, что за чудеса нас ждут?
Дети открывают шкаф, находят клад-коробку. В коробке письмо от дедушки Фольклора.
На экране появляются Дедушка Фольклор и Бабушка-Загадушка.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Мы очень рады нашей встрече. Вы отлично справились с нашими заданиями.
Закончились испытания –
Пришло время угощенья!
Не робейте, не стесняйтесь,
Сладостями угощайтесь!
Воспитатель и дети благодарят дедушку Фольклора, бабушку Загадушку.
Воспитатель: Ребята, вот и подошло наше испытание к концу. Мне так понравилось искать вместе с вами клад. А вам, ребята, понравилось?
Цели: в игровой форме обобщить знания детей по разделу; учить работать в группе, паре; обогащать словарный запас; развивать речь, мышление, память, творческие способности, навыки выразительного и осознанного чтения.
Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества, уметь выразительно читать произведения, инсценировать, передавая основную эмоциональную тональность произведений УНТ.
Регулятивные: определять цель, оценивать результат, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация)
Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, сотрудничать.
Оборудование: слова-карточки, рисунок дерева, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, конверты с заданиями.
На уроке использую технологию развития критического мышления. Положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий):
I фаза ( 10 минут )
Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)
II фаза ( 20 минут )
Осмысление содержания (получение новой информации)
III фаза ( 10 минут )
Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)
I фаза. ВЫЗОВ.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний. Постановки целей урока.
- Девизом нашего урока будет пословица. Пословицы дошли к нам с давних времен. В пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил детей уму-разуму.
Кто попробует её прочитать? Буквы рассыпались.
Что означают эти слова?
Всегда ли были книги?
Как же люди общались и передавали свои знания?
- Раньше, чтобы передать очень важное послание, выбирали человека, который мог выучить это послание наизусть и, не забыв ни одного слова, передать это послание.
( задание способствует развитию памяти учащихся)
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок,
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванюшка дружок.
Дети слушают, затем повторяют, стараясь не упустить ни одного слова.
- Задолго до того, как появилась письменность и первые книги, главным источником общения и знаний было слово. Люди, общаясь друг с другом, передавали свои мысли и знания. Устное народное творчество появилось гораздо раньше, чем письменность.
Так что мы называем устным народным творчеством?
Тема урока: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
- Какие цели мы поставим на уроке?
обобщить знания по разделу;
учиться работать в группе и парами;
обогащать словарный запас;
развивать речь, мышление, память, творческие способности, навыки выразительного и осознанного чтения
- Исходя из целей урока, давайте спланируем результаты. Каких результатов вы хотите достичь к концу урока?
Планируемые результаты:
различать жанры УНТ;
учиться выразительно читать,
расширять словарный запас,
учиться анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения
- Устное народное творчество - это удивительная страна, но ей можно дать и другое название. Какое? (ФОЛЬКЛОР)
- Представьте, что ФОЛЬКЛОР – это живое дерево с множеством листочков-жанров. Их в фольклоре очень много, от малых до больших жанров.
- Посмотрите на наше дерево.
- Как вы думаете, какое настроение у нашего дерева? (грустное, печальное…)
- Почему? (нет листиков на дереве)
- Давайте поможем дереву стать нарядным и красивым, подарим листочки – жанры.
- Вы готовы помочь дереву стать нарядным?
- Но прежде, чем мы отправимся в путешествие по удивительной стране, я хочу проверить на сколько вы хорошо готовы сегодня к уроку.
- Сегодня на уроке мы побываем на ярмарке. Что такое ярмарка? (Толковый словарь)
ИНСЦЕНИРОВКА.
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперед
И поехал в огород.
Съел у бабушки арбуз.
– Это, бабушка, не я!
Это кошечка твоя!
Едет Ваня на бычке.
Балалаечка в руке,
Бычку ноженьку сломала. (потешки)
4. -Федул, чего губы надул?
-А велика ли дыра?
-Один ворот остался.
Вывешиваем листок-жанр - ПОТЕШКА.
Вдруг из-под собаки
С мальчиком в руках,
А за ним тулупчик
С бабой на плечах.
Сарафаны в бабах
На пожар спешат. (небылица)
Колыбельная песня
- Как одним словом можно назвать все, что мы услышали?
-Как вы думаете, какова тема урока?
II фаза. ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ
5. Работа по теме урока.
- Сегодня мы работаем в парах. Каждая пара получит листок с заданием. Вы должны будите проанализировать текст с точки зрения фольклора. И мы подарим нашему дереву листочки.
- Что везёшь? - Сено. -Какое сено? Ведь это дрова!
-А коли видишь, так чего спрашиваешь? (ШУТКА)
5. «А то ещё не чудо. Не диковинка,
А были чудеса и почуднее того:
По поднебесью медведь летит
Ушками, лапками он помахивает,
Проверка . Дети зачитывают отрывок и прикрепляют листочки на дереве: БЫЛИНА, ПОГОВОРКА, ШУТКА, НЕБЫЛИЦА
- Ах, какие чудесные сказки мы с вами читали! А вы внимательно их читали? Давайте проверим, кто внимательнее всех.
Фронтальная работа с классом. Учащиеся читают отрывки из сказок и говорят название сказки.
Отрывки из сказок:
И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю стало жалко свой сад.
Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком… Зовёт Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек.
Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. Прибежал и стал перед Иванушкой как вкопанный.
Дошла очередь танцевать. Царевна подхватила Ивана-царевича и пошла; уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась, всем на диво! Махнула правой рукой – стали леса и воды, махнула левой – стали летать разные птицы. Все изумились. Отплясала – ничего не стало.
Идёт Иван-царевич дорогой много время, не пивал, не едал, хочет есть и думает: кто бы на это время попался! Вдруг – волчонок; он хочет его убить. Выскакивает из норы волчиха и говорит:
- Не тронь моего детёныша; я тебе пригожусь.
7.(Снегурочка)
Красна девица грустна…
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
8. (Маша и медведь)
А дорога – далека,
А корзинка – нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.
9. (Волк и семеро козлят)
Отворили дверь козлята
И … пропали все куда-то.
А.С.Пушкин о сказках.
Учитель: Послушайте, что писал А.С.Пушкин своему брату из деревни.
Учитель: А. С. Пушкин создает свои сказки на фольклорном материале. Для Пушкина устное народное творчество являлось неисчерпаемым источником в литературе.
Посмотрим, хорошо ли вы знаете русские народные сказки. О какой сказке идет речь?
Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке…
1. Рассказать сказку с начала и до того момента, как Колобок спрыгнул с окошка от имени бабки, т.е. если бы вы были бабкой.
2. Рассказать эпизод встречи волка с колобком от имени волка.
3. Рассказать сказку с момента встречи колобка с лисой, если бы вы были лисой
6.Работа над пословицами.
- Ой, ребята, что это я сказала? ( Пословица) На дереве -ПОСЛОВИЦА. .
7. ФИЗМИНУТКА-игра. Считалочка.
- Отдохнём, поиграем. Надо выбрать водящего. Как это сделать?(надо посчитаться)
- Какой жанр фольклора мы использовали для этого ?(СЧИТАЛОЧКУ)
– Купила бабушка себе кисоньку……….
А кисуля мяу-мяу……….
– Купила бабушка себе собачонку……….
Собачонка гав-гав……….
– Купила бабушка себе коровёнку……….
Коровёнка муки-муки……….
– Купила бабушка себе поросёнка……….
Поросёнок хрюки-хрюки……….
– Купила бабушка себе телевизор……….
Телевизор время-факты……….
Дикторша ля-ля-ля……….
-Каким жанром фольклора мы начали игру? (ИГРОВЫМ ПРИГОВОРОМ)
- Посмотрим, знаете ли вы пословицы : соедините начало и окончание пословицы.
Работа в паре.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Терпенье и труд а неученье-тьма.
Ученье-свет, там и счастье.
Не спеши языком, всё перетрут.
Труд кормит, торопись делом.
Где труд, а лень портит.
- Что скрывает каждая пословица? (в каждом народном изречении скрывается поучительный смысл - народная мудрость)
- Объясните смысл пословицы.
8. Загадка. Работа в группах.
Одна группа загадывает загадки – другая отгадывает.
Какой жанр УНТ перед вами? (ЗАГАДКА)
9. Закличка.
- Для того, чтобы определить название следующего жанра выберите из родственных слов имя существительное
КЛИКАТЬ, ЗАКЛИКАЛИ, ЗАКЛИЧКА, ПЕРЕКЛИКАЕТСЯ
Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей.
Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке как одушевленные существа.
- О чем ребенок может попросить солнце? (Ребенок солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете)
Давайте и мы попробуем прочитать закличку выразительно, соблюдая знаки препинания.
Вывешиваем листок - ЗАКЛИЧКА.
10. Скороговорка. Чтение скороговорок в учебнике.
Прием: Эстафета.
11. Рефлексия . - Молодцы, хорошо потрудились. Думаю, вы лучше стали разбираться в жанрах. Сейчас каждый оценит свои результаты. Проверим, насколько хорошо вы разбираетесь в жанрах УНТ
В оценочном листе нарисуйте лесенку 4 ступеньки.
Нарисуйте зеленый кружочек
На верхней ступеньке, если вы все поняли великолепно, и можете идти дальше.
На самой нижней - не знаю (не умею). Нужна помощь!
На второй ступеньке – не полностью поняли тему урока.
На третьей ступеньке, если знаете тему достаточно хорошо.
- Вернемся к оценочным листам. Зеленым цветом оценили вы сами себя. А сейчас вы будите в роли учителя. Возьмите красный карандаш. Нарисуйте красной кружок
на самой верхней лесенке, если вы не допустили ни одной ошибки.
Если вы допустили 1-2 ошибки – на третьей ступеньке,
3-4 минуса – на второй ступеньке,
если больше половины минусов – на первой ступеньке.
Давайте сравним вашу оценку и учителя.
Если совпала ваша оценка и учителя – поднимите карточку с изображением веселого смайлика.
Если ваша оценка и учителя не совпала – поднимите карточку с изображением грустного смайлика.
12. Домашнее задание: Придумайте свою небылицу по опорным словам: кот-огород, корзинка-перинка, кошка-мошка, летают-догоняют, сидели-пели.
Читайте также: