Конспект урока сочинение мое любимое время года 4 класс

Обновлено: 07.07.2024

- Рассмотрите фо тографии. К акие чувств а они у в ас вызываю т , опишите?

( Восторг, рад о сть, э стетиче ск о е наслаждение, лю бовь к при роде, ж елание

ок азаться на это й к артинк е, вернуться в прошлое, в л етние к анику лы)

- А нам и пре дстоит сов ершить сего дня в о звращение в б ез заботное лет о .

(Р асск азать о то м, к ак мы прове ли л етние к анику лы и док азать, по че му эт о

- Запи шем тему у рока — со чинение. И ег о название - М ои летние

4. Развитие у мения — применение зна ний. К оллективная за пись тек ст а.

Давайте рассмотрим план нашег о со чинения. С чег о мы на чнем?

(Со вст упл ения, где ск аже м, о ч е м буде м пис ать)

− Чт о долж но быть в о сновной части, чт обы раскрыть основную мысль?

(Р асск аже м где мы были, че м занимались. Что ос обенно понравилось и

запо мнилось, о че м бы х оте л ось расск азать др у зьям.)

Запи шем вст упление. Вспо мните правила оф ормле н ия со чинения на письме.

− Внима тельно за пишите опорное пре длож ение. Мы попро б уем дополнить

ег о, развернуть. И у к аждог о оно по лучится свое, в зависимо сти от т ог о, г д е

− Лет о длит ся целых три ме сяца и в ам мног о г де у да ло сь побыв ать . Но

наверняк а у к аждог о е сть о собенны е воспомина н ия о лучших, наибо лее

Чт обы к аник у лы у д ались, на что м ы обращаем в нима н ие, вых о дя из дом а или

− Как ая пог од а лет ом с чит ается наибо лее б лаг оприятной для путешествий ?

По д берем наибо лее по дх о дящие призн аки для описания летних дене чк ов.

- А е сли пог о да была хмурой, мы докаж ем, чт о и т акая пог о да не мо жет

− Помн им, что не об х одим о сог ласовыв ать ок ончания пр илага тельных с

− Чт о по мо жет нам правильно на писать ок ончания прилага тельных ?

(Ок ончания в в опрос ах, поставл енных от существите льных.)

− От пог о ды зависит и наше настроение. Но бо льше всег о настроение

зависит , наск ольк о нам было интере сно. Ох арактериз у ем в с ле дующем

- А теперь выб ерем и нап ишем, опир аясь на с хему и о порные сл о ва, что в ам

больше в сего нрав ило сь дела ть в летние к анику лы. От чег о в аше наст роение

− Опишем эти о б ъекты п риро ды, опираясь на с х ему - п ом о щницу и подбирая

- Об язатель но ск ажем о познав атель ной стороне летних к аник у л. Ведь в

пое здк ах, общаясь с родителям и и друзьями, мы у знаем мног о новог о.

- Пере х одим к заклю чительной части. Пришл о время доказ ать , чем летние

приклю чения вам за помн и лись. Выб ерите наиболее в ажные для в ас слов а.

Зака н чивае м наше со чинение и ждем новых лет них приклю чении.

− У дало сь ли в со чинении нам д оказа ть, что л етние к анику лы —

− Чем лично для в ас б у дет памятно интер е сно эт о время?

− Но нашей за да чей было р ассказ ать чита телям нашег о со чинения, о своем

лете, ег о непов торимости и о собенн о сти. Нам эт о у да ло сь?

(Ну жно было подбирать мно го прилагате льных та к, что бы они не

Б унеев а Е. В., Як овлева М. А. Русский язык. 4 класс. М ето диче ские

Б унеев Р . Н ., Б унеева Е. В., Пронина О. В. Р усский язык, 4 класс в 2 - х част ях. –

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

собранный материал , продолжить формировать навыки самоконтроля, орфографической зоркости ,устойчивого внимания ; воспитывать активность, самостоятельность, увлеченность ,любовь к природе; развитие творческих способностей.

ВложениеРазмер
sochinenie_zima.docx 22.87 КБ

Предварительный просмотр:

2. Введение в тему урока.

Верно. Мы сегодня будем писать сочинение.

Послушайте, как обращался к зиме русский поэт Петр Вяземский (слова записаны на доске):

Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица – душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка – зима!

Как поэт называет зиму? Как он к ней обращается?

Как вы можете назвать ее?

Молодка, раскрасавица, матушка.

4. Слушание музыкального произведения.

Закройте глаза и насладитесь красотой музыки.

Что вы представили, во время слушания музыки?

Как вы думаете, композитор любит зиму?

Какое настроение передает это произведение?

Дети слушают музыку, положив голову на парту и закрыв глаза.

Как кружатся и падают снежинки, как воет ветер…

5. Постановка целей урока.

Композитор изобразил зиму при помощи музыкальных звуков, а нам предстоит изобразить или описать зиму при помощи слов и образных выражений.

Наше сочинение будет состоять из нескольких частей.

6. Разбор плана сочинения, обсуждение структуры текста. Развитие речи учащихся через работу с эпитетами:

а) Неживая природа.

б) Живая природа.

1 часть – введение. О чем мы будем в ней писать?

Как можно начать сочинение по данной теме?

Что вам нравится зимой?

Без чего не бывает зимы?

Да, зима – это, прежде всего снег.

Прочитайте, как поэты и писатели говорят о снеге, снежинках. С чем они его сравнивают?

С чем вы можете сравнить снег?

А что происходит с небом и солнцем при наступлении зимы?

А что происходит с реками и озерами?

Послушайте, что об этом явлении пишет Александр Сергеевич Пушкин:

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета…

Почему поэт сравнивает речку с паркетом?

Вспомните из курса природоведения, какими словами объединяются понятия (небо, снег, реки, озёра) воедино?

Ребята, о явлениях, произошедших в неживой природе, вы расскажете во 2 части нашего сочинения.

Скажите, а осталась ли жизнь среди снегов и льдов?

Что стало с живой природой зимой?

Посмотрите на иллюстрации, расположенные на доске, и скажите, что произошло с деревьями и кустарниками?

Обилие снега придает величие русской природе, всё кругом становится необыкновенным и сказочным.

Опишите сказочные деревья, изображённые на картинах.

На что они похожи?

Найдите и прочитайте, как говорят о них поэты.

В зимнем лесу среди заснеженных деревьев продолжается жизнь.

Что же происходит в жизни зверей и птиц?

О жизни живой природы вы тоже напишите во 2 части сочинения.

Мы говорили о чувствах поэтов к зиме, а какие чувства испытываете вы к зимней природе?

Свои чувства вы выскажете в 3 части сочинения – заключении своего сочинения.

О том, что наступила зима.

Пришла долгожданная зима.

Зимы не бывает без снега.

Дети работают с высказываниями поэтов и писателей о зиме, ищут в них эпитеты. (см. в приложении 1 ).

С пухом, покрывалом.

Небо стало тяжелым, низким, солнце не греет нашу землю.

Они покрываются льдом.

Она блестит как начищенный паркет.

Кто – то из зверей уснул до весны, кто – то запас орехи, птицы улетели, а те, которые остались, жмутся поближе к жилищу человека…

Деревья и кустарники засыпало снегом.

Дети работают по картинам и Приложению 1.

Они сменили шубки, жмутся поближе к жилью.

Чувство таинственности, сказочности, волшебства, спокойствия…

8. Повторение плана сочинения.

Вспомните, из скольких частей состоит сочинение.

О чем будем писать во вступлении?

Посмотрите, как я назвала 1 пункт плана (табличка вывешивается на доску):

О чем напишем в основной части?

Прочитайте к ней название и подпункты плана (табличка вывешивается на доску):

О чем напишем в заключение сочинения?

Посмотрите, как я назвала этот пункт плана (табличка вывешивается на доску):

Подумайте и скажите, какой у нас получится текст: описание или повествование? Почему?

Каким будет стиль сочинения: художественный, научный или разговорный?

О том, что происходит в живой и неживой природе.

О своем отношении к зиме, о чувствах, которые она вызывает.

Текст – описание, потому что мы будем описывать зиму.

9. Орфографическая подготовка.

При написании сочинения вы должны использовать красивые обороты речи, сравнения, эпитеты, олицетворения. Чтобы вы сделали меньшее количество ошибок, разберём слова и словосочетания, содержащие орфограммы.(написаны на доске):

  • Б.лым – б.ло
  • Т.нцующие сн.жинки
  • Т.жёлое небо
  • Л.хматые ели
  • Ск.вал реку
  • П.в.лил хлоп.ями
  • Ги.кие ств.лы
  • Лё.
  • М.ро.
  • Д.ро.ки
  • Св е ркают
  • Пр и ятн о
  • Р а зукрасила
  • П о крылись ин ее м
  • О делись

Во время орфографической подготовки дети вставляют пропущенную букву и объясняют встретившуюся орфограмму.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: совершенствование умения писать текст-рассуждение.

  • Углубить сведения о тексте-рассуждении
  • Способствовать выработке навыков его построения
  • Познакомить с понятиями: тезис, доказательство, вывод
  • Учить писать сочинение на материале наблюдений
  • Учить строить текст в определённой композиционной форме
  • Формировать умение подбирать точную лексику для доказательства, помогающую раскрыть тему сочинения
  • Развивать умения составлять текст- рассуждение
  • Составлять план текста
  • Расширять кругозор, словарный запас детей
  • Развивать художественный вкус

Методы обучения: словесно-логический, поисковый, наглядно-действенный, практический.

Оборудование: презентация, задания для групповой работы.

На фоне музыки звучит стихотворение:

«Красуйся, город Петропавловск,

Среди берез, среди полей,

Пари над степью, словно парус,

Во славу Родины моей.

Седой Ишим в степи широкой

Легенды древние хранит.

На стыке Азии с Европой

Мой город, как батыр стоит.

На струнах времени недаром

В сказаньях песенной земли.

Нам о кочевьях Кызылжара

Всю боль акыны донесли.

Нам прадеды в ладу и мире

Жить завещали на года,

Нас звали с давних пор — тамыры,

А это значит - навсегда!

И потому там ясны зори

Над жарким золотом полей.

Пари над степью, милый город,

Во славу Родины моей!

Тернист наш путь, но мы по праву

В грядущий светлый день глядим

И, как отцов и дедов славой,

- О чем пойдёт речь сегодня на уроке? (О городе Петропавловске)

- сегодня мы не просто будем говорить о нашем городе, сегодня вы докажите почему наш город любим нами.

2.Актуализация прежних знаний.

- Мы попробуем привести доказательства того, что наш город действительно нами любим.

Какие типы сочинений бывают? (рассуждение, повествование, описание)

-Мы будем писать сочинение- рассуждение.

Давайте вспомним, на какой вопрос оно отвечает

(Что было? Что произошло?)

  1. - Для работы над сочинением нужно составить план.

Вспомните, из каких частей состоит текст?

(Начало, основная часть, окончание)

В тексте рассуждении есть тезис, док-во, вывод. СЛАЙД

Т- тезис : я думаю, мне кажется, я считаю, по-моему (гл-я мысль, которую надо доказывать)

Должны быть разные аргументы:

  1. В-вывод : завершаем всё то, что мы доказали. Итог сказанного СЛАЙД

- Итак, план должен состоять из трех частей. (СЛАЙД).

- В каком стиле будете работать? (В художественном.)

- Какой жанр будете использовать? (Рассказ.)

Заслушивается 2-3 сочинения с анализом.

4. Работа в группах.

это город с богатым историческим прошлым

это город с прекрасным настоящим

у нашего города есть большое будущее

Далее заслушиваются приведённые доводы учащихся и лучшие фиксируются в таблице:

богатое историческое прошлое

богатое историческое прошлое

1.Городу более двухсот лет.

2. Через город проходил великий шёлковый путь

3. В городе была ставка Аблай хана.

4.В годы Вов была сформирована 314 стрелковая дивизия, которая участвовала в защите Москвы от фашистов.

5. В нашем городе жили и работали такие великие люди, как Шаталов, Шухов, М.Жумабаев.

1. Открыто множество детских садов, школ, колледжей, лицеев.

2. На заводах выпускается продукция известная за пределами Казахстана.

3. Новое время пульсирует в архитектуре современных зданий.

4. Город вырастил и воспитал чемпионов мира в различных видах спорта.

1.Меняется ландшафт и архитектура города.

2.Развивается отечественное машиностороение. На заводах изготавливают нефтегазовую аппаратуру, вагоны, поезда.

3.Повышается производство электроэнергии

4.Динамично развивается пищевая и перерабатывающая промышленность.

5.Улучшается транспортная инфроструктура.

-Вставить пропущенные орфограммы:

Горо…, ста.ка, ко…едж, лан…шафт, а…аратура, инфр…структура,

-Какие слова нельзя проверить?

6. Запись сочинений в тетрадь.

Велико наше государство, широко простираются степи, леса, есть множество городов больших и маленьких, красивых и не очень. Но я уверен, что мой город – Петропавловск - самый любимый. Потому что, во-первых, у нашего города богатое историческое прошлое. Ему уже больше двухсот лет. В далёкие времена через город проходил великий шёлковый путь, который был важен для многих стран, бурно развивалась торговля, проходили ярмарки, город жил богатой жизнью. В тяжёлые годы великой отечественной войны множество людей ушло на фронт защищать Родину. У нас была сформирована знаменитая 314- стрелковая дивизия. Сюда были эвакуированы военные заводы. Казахи приняли в свои семьи переселенцев, детей сирот.

Во- вторых, у нашего города прекрасное настоящее. Слышится смех и голоса, доносящиеся из детских садов и школ. Много молодёжи обучается в колледжах, лицеях и университете. Работают заводы, выпускающие продукцию, известную за пределами нашей Республики. Имена наших спортсменов известны всему миру.

В- третьих, у нашего города большое будущее. Меняется ландшафт и архитектура города. Появляется много новых памятников, мест для отдыха горожан, город становится чище и красивее. Развивается отечественное машиностороение. На заводах изготавливают нефтегазовую аппаратуру, вагоны, поезда. Повышается производство электроэнергии. Динамично развивается пищевая и перерабатывающая промышленность.

В- четвёртых, и это самое главное, люди у нас приветливые, гостеприимные и миролюбивые. Здесь живут мои папа, мама, родные и друзья.

И в каких городах я бы не бывал больших, красивых и уникальных, я буду по- прежнему любить свой родной городок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

3.3.5.1 исправлять лексические, стилистические, орфографические и пунктуационные ошибки с помощью учителя.

3.3.2.1 составлять и писать тексты на заданную тему по опорным словам, по готовому плану и составленному коллективно.

- составлять и писать тексты на заданную тему по опорным словам, по готовому плану и составленному коллективно;

- исправлять лексические, стилистические, орфографические и пунктуационные ошибки с помощью учителя.

Критерии оценивания

Составляет письменное высказывание (текст сочинения) на заданную тему по опорным словам, по готовому плану и составленному коллективно.

-Исправляет лексические, стилистические, орфографические и пунктуационные ошибки с помощью учителя.

Языковые цели

Предметная лексика и терминология: устное и письменное высказывания, художественный/нехудожественный тексты, части текста: вступление, основная часть, заключение.

Полезные слова и сочетания для диалога и записи: любимое время года, сочинение. Памятка для написания сочинения.

Привитие ценностей

Межпредметные связи

Литературное чтение. Познание мира.

Предварительные знания

Знания и навыки, на которые будут опираться учащиеся для достижения ЦО:

Письменное и устное высказывания. Текст, структура текста, заголовок текста, тема текста, основная мысль текста; план сочинения. Значение слова. Орфограмма, способы проверки корневых орфограмм.

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Постановка учебной задачи

- Прочитайте. Чем отличается урок русского языка от урока развития речи? На каких еще уроках, занятиях вы развиваете свою речь?

- Да. Речь человека – это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке.

- Сегодня мы продолжим говорить о временах года. На прошлом уроке каждый высказал мнение о своем лучшем времени года. Подумайте, каким образом сможем урок развития речи совместить с выбором времени года? (Мы высказывались на прошлом уроке устно. Мы можем написать сочинение на эту тему).

1.Его интересно читать.

2.Оно правильно построено. В нём есть вступление, основная часть, заключительная часть.

3.Содержит основную мысль, которую автор раскрывает.

4.В сочинении нет речевых, орфографических ошибок.

- Что ещё необходимо сделать, чтобы написать сочинение?

Составить план. Уметь выбирать образные, красивые выражения. Задача автора обратить особое внимание на правописание слов с изученными орфограммами.



-75%

Повышение эффективности овладения учащимися грамматическими средствами в современном иноязычном образовании в условиях ФГОС

Получите комплекты видеоуроков + онлайн версии










Конспект урока по теме "Любимое время года" (0 B)

Читайте также: