Конспект занятия святки в старшей группе

Обновлено: 03.07.2024

выполнила старший воспитатель Очередько Татьяна Васильевна
Задачи:
продолжить работу по формированию представлений у детей об особенностях традиционных праздников на Кубани, обычаях, играх, забавах, вызывать желание узнать больше о народных праздниках и традициях.
Развивать эмоциональную речь, воображение, память, внимание.
Воспитывать любовь к Родине, родным местам, традициям тех мест, где родились и живем.
Активизация словаря: кутья, трапеза, Коляда, Рождество, Святки.
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Физическое развитие.
Педагогические технологии: игровые, личностно – ориентированные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные.
Предварительная работа: беседы об обычаях зимних новогодних праздников на Руси, рассматривание иллюстраций, просмотр телепередач, прослушивание обрядовых песен, заучивание прибауток, закличек, стихов, песенок-колядок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

СВЯТКИ (ознакомление детей с народными традициями, обрядами, праздниками)

Цель: приобщать детей к народной культуре, духовному богатству, развивать интерес к событиям древних времен; обогащать фольклорные знания детей через народные игры, песни ,танцы; формировать положительные эмоции, чувства, отражающие представления народа о добре, красоте и передающие эти представления из поколения в поколение.

1. Тихо кружатся снежинки. Сказка к нам приходит в дом.

Елка, подарки, картинки – зовем это все Рождеством!

Звездочки в небе сверкают, но ярче всех лишь одна.

О радости нам возвещает. О празднике Рождества.

В этот волшебный праздник все наполняется вдруг

Верой, Надеждой, Любовью, светом добра вокруг.

Хозяйка. Вот и закончилась новогодняя суета. Пришло время светлого, радостного праздника Рождества Христова. С 7- го января по 19 наступают святые дни – Святки. Ой, детушки – ребятушки, а что вы знаете о Святках.

2. Праздник Святки – самый длинный. Он веселый и старинный.

Раньше люди в гости ходили, веселились две недели.

3.От Рождества и до Крещения, приготовив угощение,

Пели разные колядки, по дворам ходили в Святки.

4.Наряжались и шутили. Святки ждали и любили.

Так давайте же сейчас встретим праздник мы у нас.

Да, Святки посвящаются колядованию и девичьим гаданиям. Дети наряжались в необычные костюмы и ходили по домам, пели песни – колядки. За это им давали сладости. А если хозяева скупились – их корили примерно так: у скупого мужика родись рожь хороша: колоском пуста, соломкой густа. Если хозяева были щедрыми – их хвалили так: у доброго мужика родись рожь хороша: колоском густа, соломкой пуста.

5.Наступило Рождество – долго ждали мы его.

Святки празднует народ: веселится и поет.

Хозяйка. Мы сюда позвали вас поиграть, повеселиться,

В русский пляс с душой пуститься.

Раз – два, раз – два, начинается игра!

Хозяйка. Тра – та – тушки, тра – та – тушки,

А теперь играем в ушки.

Мама била, била, била и все папе доложила.

Папа бил, бил, бил и все бабе доложил.

Баба била, била, била и все деду доложила.

Дед бил, бил, бил и все сестрам доложил.

Сестры били, били, били и все братьям доложили.

Братья били, били, били и в кадушку закатили,

А в кадушке две лягушки. Закрывай скорее ушки!

Вед. Святки всегда славились девичьими гаданиями. А вы хотите погадать да судьбу свою узнать? Есть старинные гадания, чтобы узнать - увидеть своего суженого – ряженого, есть гадания на погоду, какая будет в этом году. А мы погадаем на ваше будущее . у меня все есть для гадания. А поможет нам мой волшебный сундучок. (В сундучке лежат предметы со значением). Кому что попадется, то и сбудется. Ну – ка, кому что предназначено сейчас узнаем.

Проводится гадание: Ниточка – дальняя дорога; пуговка – обновка; сахар – весь год сладким покажется; луковка – неприятности будут; зерно – достаток в доме; денежка – богатая жизнь; конфета – сладкая жизнь; машинка – иметь новую машину; книжка – писателем будешь; цветок – жених модник будет; цветок – быстро замуж выйдешь; вата – мягкая, спокойная жизнь; ключи – к новоселью .

Цель: познакомить детей с праздником – святки.
Задачи:
• Познакомить детей с русским фольклором, помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с рождественскими праздниками;
• Выучить и исполнить несколько колядок,
• развивать устную речь, мышление, творческие способности детей;
• воспитывать чувство любви к своей Родине, интерес к традициям русского народа;

Оценить 1079 0

План-конспект внеурочного занятия

Тема: Святочные гуляния на Руси.

Цель: познакомить детей с праздником – святки.

Познакомить детей с русским фольклором, помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с рождественскими праздниками;

Выучить и исполнить несколько колядок,

развивать устную речь, мышление, творческие способности детей;

воспитывать чувство любви к своей Родине, интерес к традициям русского народа;

Оборудование:

русские народные костюмы, в тарелке –угощения, чашки с блюдцами, аудиозапись

Ход занятия: Ведущий (ученик):

Кто знает, как называется праздничная неделя, от Рождества Христова до Крещенья? (Святки)

Сегодня мы с вами узнаем о народных обычаях и обрядах, которые проходили в период от Рождества до Крещения, так называемыеСвятки.

Отгадай те загадку:

Что же это за девица:

не швея, не мастерица,

ничего сама не шьет,
а в иголках круглый год.(ёлка)

На Святки обязательно в доме ставили ёлку. А как вы думаете , почему выбирали именно это дерево?

Считалось, что ёлка обладает волшебной силой, её иголки защищают от злых сил. Ёлка вечно зелёное растение, поэтому она несла жизнь и здоровье людям.

Начинался праздник чинно – ужином. Вся семья собиралась за столом. На столе стояли рождественская кутья да каша. Обязательно были пироги, кренделя. А еще пекли из пшеничного теста фигурки животных – коровок, овечек, козочек, петушков, да курочек и человечков – пастушков. Ими украшали столы, окна избы (между рамами), их посылали в подарок родным, соседям, знакомым и детям.

По окончании торжественного вечера часть оставшейся еды дети разносили по домам бедняков, чтобы дать им возможность отпраздновать Рождество.

Праздники начинались 7 января и продолжались 12 дней до 19 января. 7 января было не случайно выбрано днем начала рождественских праздников – на него приходится конец зимнего солнцестояния. Именно с этого времени солнце начинает все выше и выше подниматься над горизонтом и сильнее разогревать землю. Происходит как бы рождение нового светила. И в этот момент люди старались помочь Солнцу. Это желание заключалось в многочисленных обрядах Святок, в которых причудливо соединились христианское учение и остатки языческой веры наших предков.

Вот вся семья чинно сидит за столом. Говорят ли старшие, вспоминают год (хорошее и плохое в нем), а младшие слушают, хотя им не терпится поскорее на улицу – колядовать! Что это такое? Сейчас узнаете.

Дети и молодежь обходили дома, славили хозяина и хозяйку, а за это просили пирогов, сладостей и подарки. Вот что такое колядовать.

Ребята! Пора колядовать.(входят дети (колядовщики) в костюмах)

1.«Сею – сею, посеваю

С Новым годом поздравляю

Со скотом, с животом

2.Кто подаст пирожок –

Тому рожь густа, умолиста

С колоска полмерки,

С зернышка пирог,

С полузернышка блинок.

3. А дай бог тому,

Кто в этом дому:

У доброго мужика

Родись, рожь хороша,

4. Коляда, коляда,

С Новым Годом поздравляй

5 Открывай, дядя, окошки,

Подай-ка нам лепёшки;

В коробейку – копейку,

В колпачок – пятачок.

5.Уж ты, дядька добренький,

Подай кулич сдобненький,

Не режь, не ломай,

Крошки на пол не кидай

Колядки исполнялись детьми или молодежью (в некоторых местах после детей дома обходили и взрослые), которые несли на шесте звезду.

Хозяева одаривали исполнителей колядок печеньем – козульками, конфетами, деньгами.

Если хозяева скупились, то для них пели озорные колядки с шуточными угрозами.

1.Кто не даст пирога –

Тому куричья нога,

2.Кто не даст пирога-

Уведём корову за рога!

Кто не даст ветчины-

Не дадите пирога

Мы корову за рога,

Боровка за хвост,

Уведём на мороз.

Ведущий: Праздничное настроение, желание жить в новом году лучше делало всех добрыми, щедрыми и гостеприимными. После того как колядовщики получали подарки, они благодарили хозяев.

1.Спасибо, добрый хозяин!
Подал пирога – в поле хлеба сполна.
Спасибо, хозяюшка!
Тебе в квашне гуща,
А на столе куча!

Ведущий: Пока ряженые ходили из дома в дом, вокруг них собиралась большая толпа. Ряженые приплясывали, играли на дудочках и гармошках, смешили людей шутками. Разыгрывали разные истории. Так с шумом, весело молодёжь обходила дома. Потом собирались в избе и устраивали пир – съедали всё, что насобирали по домам, а потом пели песни, загадывали загадки.

Прилетела, налетела,
Землю в белый свет одела.
Кто такова? (Зима)

Летом – спят, зимой – бегут,
В гору деревяшка,
А с горы коняшка. (Сани)

Старик у ворот тепло уволок,
Сам не бежит, а стоять не велит.
Без рук на окнах рисует,
Без зубов за носы кусает.(Мороз)

Вырос лес – белый весь,
Но не пешему в него не войти,
Ни на коне не въехать… (Морозные узоры)

Без рук, без ног
По полю рыщет,
Поет да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет. (Ветер)

А ещё играли в весёлые игры. Поиграем?

Как у дяди Трифона

Было семеро детей,

Они не пили , не ели,

Друг на друга все глядели,

Разом делали вот так!

Для своей потехи.

(Дети продолжают говорить слова)

Свои руки наложи,

Имя правильно скажи.

Любимой народной забавой было гадание. Во время Святок гадали на курицах, на лошадках, на луковице, на яйцах, гребешке, башмачке, на зеркало.. При гадании пели специальные песни.

К нам наехали святые вечера

На конях, на соболях,

На лисицах, горностаях!

Уж вы, кумушки, подруженьки мои,

Вы придите, посидите у меня,

Пособите думу думати,

Пособите мне отгадывати!

Гадание на лук проводилось так. Резали его на 12 частей. Каждая долька обозначала месяц года. Посыпали их солью. Наутро смотрели на какой дольке соль намокла , тот месяц и будет сырым.

Хотите ещё одно гадание? Давайте вместе!

Надо загадать желание, завязать глаза и пройти под шарфом, чтобы не задеть его, тогда желание сбудется.

Но прежде ,чем заняться колядованием или гаданием нужно всех деток покормить , да спать уложить. Много знали в старое время колыбельных песен, да и сейчас бабушки, мамы поют их. Вспомним колыбельные песни. Ваша задача- убаюкать малышку(куклу) , спеть ей колыбельную песню.

Снежок сеем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
Уродись пшеничка,
Горох, чечевичка!
На поле стогами,
На столе пирогами!
С Новым годом,
Со всем родом!
Чтоб здоровыми были,
Много лет жили!

Так заканчивались Святки с их весельем, песнями, гаданиями и озорством. Праздником Крещения завершался зимний цикл рождественских праздников. А дальше ждали Масленицу.

Теперь, ребята, вы знаете еще об одном русском старинном празднике – Святках, Святых вечерах. Как сделать его незабываемым, веселым. Чем попотчевать гостей и близких. Но я хочу, чтобы вы поняли сегодня самое главное – умение жить весело и в то же время по мудрым законам всегда было присуще русскому народу. И главное для нас – не забывать лучшие народные традиции.

Формирование у детей интереса к русским традициям и забавам.

ВложениеРазмер
svyatki_v_dou.doc 41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Формирование у детей интереса к русским традициям и забавам.

Познакомить с понятием Святки, Колядки, Гадание.

Познакомить с традициями, обычаями, обрядами русского народа.

Творческую и физическую активность.

Развивать ловкость, силу, быстроту реакции.

Умение работать в команде.

Воспитывать уважение и любовь к народным праздникам и традициям.

Выходят 2 ребенка в русских костюмах

И зажглись на елках

В нашей группе тоже

Нас своим нарядом

Да добры молодцы!

Всех зовем на Рождество!

На забавы, шутки,

Игры да колядки,

Будем рады видеть вас

Всех на празднике у нас!

Воспитатель : Ребята! 7 января весь православный народ отмечет великий праздник Рождества Христова. Это день, когда дева Мария родила младенца Иисуса Христа. В России первые елки зажглись в честь светлого праздника Рождества. Этот праздник особенный ведь продолжается он целых 12 дней. От Рождества и до праздника Крещения. Эти дни называют святками. Святки – время особого веселья, когда все наряжаются, ходят по домам и поют особые песни-колядки и получают за это угощение.

Праздник этот самый длинный

Он веселый и старинный.

Наши предки пили, ели, веселились две недели

Пели разные колядки, по домам ходили в святки

Наряжались и шутили. Праздник ждали и любили! Так давайте же сейчас встретим мы его у нас!

Предлагаю спеть ребята песенку о елочке, но только так как ее пели на Руси в Рождество.

Маленькой елочке холодно зимой.

Из лесу елочку взяли мы домой. (2 р.)

Сколько на елочке шариков цветных,

Розовых пряников, шишек золотых. (2 р.)

Бусы повесили, яркие шары,

Сласти, подарочки — все для детворы. (2 р.)

Нравится елочке наше торжество.

Весело, весело нам на Рождество. (2 р.).

Раздается шум, влетает Баба Яга на метле.

Баба Яга: АААпчхи. Холодно, однако, сегодня. Пока над Парижем да Люксембургом летела, вся до костей продрогла, кабина то у меня неотапливаемая, ааапчхи. Так и заболеть ведь недолго. Поите меня сейчас же чаем да с малиною, а то устрою я вам праздник, утащу все ваши вкусности и не получится никакого праздника.

Воспитатель: А ты откуда знаешь, что у нас вкусности есть?

Баба Яга: Так ить, я же слышала, что праздник у вас, Рождество и что всех угощать надо, вот и угощайте!

Воспитатель : Мы совсем не против. Правда, Ребята? Только тогда и ты поиграй да повеселись с нами, а не пугай.

Баба Яга: а что? Я согласная!

Воспитатель : Тогда послушай, какие колядки приготовили наши дети.

1.Нынче ангел к нам спустился

Мы пришли Христа прославить,

А вас с праздником поздравить!

2.Были мы в Париже, были еще ближе

Нынче к вам пришли, счастье, радость принесли

3.Мы пришли колядовать,

Христа рожденье прославлять

Открывайте сундуки, Доставайте пятаки!

4.Эй хозяева, вставайте!

Шире двери открывайте!

На пороге коляда

Веселиться всем пора!

5. Коляда, коляда,

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину.

6.А я маленький мальчик на балалайке играю,

А вы люди знайте, Рождество встречайте

Воспитатель: На Святки не только пели колядки, гадали и играли, но и любили повеселиться.

Ок-ок-ок – покатился … (колобок)!

Су-су-су – петушок прогнал… (лису)!

Цо-цо-цо – снесла курочка… (яйцо)!

Ят-ят-ят – серый волк не съел… (козлят)!

А’на-а’на-а’на – несут лебеди… (Ивана)!

Йок-йок-йок – не садись на… (пенек)!

Баба Яга: Ой, а, что я вам еще интересное расскажу!

Ведь мы жители лесные, веселые, озорные,

В Старый Новый Год, любим гадать.

Можем вам сейчас, и показать, хотите?

Только, чур, внимательно смотрите.

Припасен у меня тут мешочек со всякими разными интересностями… (берет мешочек с заготовленными вещами для гадания и подзывает по одному к себе, ребенок на ощупь вынимает предмет)

Машинка – когда ты вырастишь, будешь ездить на машине,

Бусы – будь весь год красивой и нарядной,

Мячик – будешь здоровым и спортивным,

Зубная щетка – будут у тебя зубки здоровые и красивые,

Расческа – будешь всегда опрятным и расчесанным,

Кисточка – Будешь знаменитым художником,

Гантели – будешь самым сильным спортсменом.

Ножницы детские – будешь ты у нас знаменитым стилистом.

Сантиметр – будешь модельером.

Книжка – будь всегда умной и любознательной.

Муз. Инструмент – в скором будущем отправишься на концерт музыкантов.

Краски – будешь художником знаменитым.

Градусник – будешь людей лечить.

Машина – будешь водителем-дальнобойщиком.

Монет – много денег тебя ожидает в будущем, будешь бизнесменом (вумен).

Воспитатель : А я тоже знаю одно гадание. Раньше, красны девицы, выходили за ворота и кидали валенок, в кого этот валенок попадал, тот становился женихом этой девицы. Попробуем? Мальчики вставайте с одной стороны, девочки с другой, девочки будут кидать сапожок, а мальчики его ловить. (Проводится гадание с валенком).

Баба Яга : а теперь следующая игра.

Воспитатель : Устали. Ребятки? Тогда отгадаем с вами загадки. Но не просто так. Будем под музыку передавать метелку Бабы Яги, на ком она остановится, тот загадку и отгадывает.

1.С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла… (зима)

2.Вот какие чудеса:

Стали белыми леса,

Берега озер и рек.

Что случилось? Выпал… (снег)

3.С неба звездочки летят

И на солнышке блестят.

Точно в танце балеринки,

Кружатся зимой… (снежинки)

4.Окна все в домах людей.

Чьи узоры? — Вот вопрос.

Их нарисовал… (мороз)

5.Змейкой вьются по земле,

Воют жалостно в трубе,

Засыпают снегом ели.

Это — зимние… (метели)

И озера, и ручей.

Холодом дышал, и вот —

Не вода в ручье, а… (лед)

Баба Яга : Ох и наигралась я и навеселилась так, что даже чихать перестала. Но чаю со сладостями все равно хочется.

Воспитатель: Ягуся, а мы с ребятами приглашаем тебя на чаепитие. Согласна?

Баба Яга : Конечно, я согласна, с большим удовольствием!

Воспитатель: Вот спустился на землю

К нам луч от звезды Рождества.

Он напомнил нам вновь

О рожденье Младенца Христа.

Свет прекрасной звезды

Пусть сердца всех людей озарит,

Радость дарит и мир

Тех, кто славит Младенца и чтит. С Рождеством!

Проводится праздничное чаепитие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Наши имена" гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Правовое воспитание дошкольников начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Если ребенка научить уважать себя и свои права, он научится уважать дру.

Конспект занятия в старшей группе "О правах, играя" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)

Человек получает права, когда появляется на свет. С первых дней своей жизни ребенок пытается выстраивать какие-то отношения с окружающим ег.


План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме: Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему: "Птица счастья".

Как сделать объемную аппликацию.


Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе.


Цель:познакомить детей с обрядами и обычаями русских народов, познакомить детей с песенными музыкальными особенностями русского народа.Задачи:Пробудить в детях интерес к русским народным песнямРазвить.


Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой в старшей группе.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природойв старшей группе.

Читайте также: