Конспект занятия по мнемотехнике сказочная история

Обновлено: 06.07.2024

Развивать умение внимательно слушать вопросы и отвечать на них. Формировать умение передавать содержание сказок с помощью мнемотаблицы. Воспитывать чуткое, доброе отношение к сказочным героям, желание помочь им в трудной ситуации.

Оценить 785 0

Конспект "Путешествие по сказкам" (с использованием приемов мнемотехники) в средней группе.

Обучающие. Повторить и закрепить названия и содержание известных детям сказок.

Развивающие. Развивать умение внимательно слушать вопросы и отвечать на них. Формировать умение передавать содержание сказок с помощью мнемотаблицы.

Воспитательные. Воспитывать чуткое, доброе отношение к сказочным героям, желание помочь им в трудной ситуации.

Материалы: Сюжетные картинки к сказкам "Колобок", "Заюшкина избушка" , "Теремок", "волшебный сундучок", письмо, настольный театр к сказке "Теремок"; мнемотаблица к сказке "Заюшкина избушка", кукла - зайчик Степашка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие.

- Я предлагаю всем встать в круг и поздороваться.

Поднимите все ладошки,

И потрите их немножко,

Дружно хлопните раз пять

Мой сосед такой хороший,

Я пожму ему ладоши,

И другой сосед хороший,

И ему пожму ладоши.

Руки вверх поднять пора,

- Ребята, сегодня, когда я к вам шла, увидела около нашей двери сундучок. А на сундучке лежало вот это письмо, в котором написаны загадки про сказки. Посмотрите, какой он красивый. Я тоже внимательно его рассмотрела и оказалось, что это не просто сундучок, а волшебный сундучок со сказками. Но я не смогла его открыть. Оказывается, чтобы открыть его, сначала нужно отгадать сказки, которые в нём спрятаны

1. Не лежалось на окошке-

Покатился по дорожке

Я от бабушки ушёл,

До леса тёмного дошёл

У меня румяный бок,

А зовусь я (колобок)

Правильно. Вот и сундучок открылся. Что же в нём лежит? Это сказка "Колобок" (Педагог на доске прикрепляет сюжетную картинку к сказке "Колобок). А теперь вспомним эту сказку.

От кого убежал колобок? Покатился по дорожке и кого встретил? Что сказал зайчик, увидев колобка? Как же перехитрил колобок зайчика? Кого ещё встретил в лесу колобок? Кого последним встретил колобок? Что же случилось с колобком, когда он повстречался с лисичкой? Лисичка какая? (Хитрая, злая) . Почему она злая? Молодцы. Эту сказку вы знаете хорошо.

2. - Но что это? Сундучок закхлопнулся и не открывается. Значит, мы отгадали ещё не все загадки. Вот ещё одна загадка.

В поле дом пустой стоял.

Он грустил и скучал.

Мышка домик тот нашла.

Мышка добрая была.

В доме том, в конце концов,

Стало множество жильцов. (Теремок)

Молодцы, правильно вспомнили сказку. Наш сундучок опять открылся. Вот и наша сказка. (Педагог на магнитной доске прикрепляет сюжетную картинку к сказке "Теремок")

- А теперь поиграем. (Дети с педагогом переходят к другому столу. На столе расставлены герои сказки "Теремок" и персонажи других сказок)

- Вот теремок. Только никто в нём не живёт. Мы заселим зверей в домик. Но нужно вспомнить, кто жил в теремке, как их называют в сказке. ( ответы детей: Мышка – норушка, Лягушка-квакушка , Зайчик – побегайчик, Лисичка-сестричка , Волк. – зубами щелк, Медведь – косолапый)

- Медведь в теремок не поместился, но звери его не прогнали. Полез медведь на крышу и (Развалил его)

- Ребята, мишка злой, он нарочно сломал теремок? (Нет, нечаянно.)

Что же они сделали вместе? (Построили новый).

Расскажите, какой звери построили теремок? (Красивый, большой).

Вот и заселили теремок, вспомнили сказку. А этих зверей отправим в свою сказку. Устали, теперь отдохнём.

- Стоит в поле теремок - теремок, (руки над головой изображают дом)

- Он не низок, (приседают)

- Не высок, не высок (встают)

- На двери висит замок, да замок, (руки соединены в кулак, кивают головой)

- Слева зайка, справа мишка, (кивают головой в стороны)

- Отодвиньте-ка задвижку, (пробуют разжать руки)

- Слева ежик, справа волк, (кивки головой в стороны)

- Открывайте теремок! (пробуем раздвинуть кулаки)

- Зайка, белка, ежик, волк (кивки головой к груди)

- Отомкнули теремок (с силой разжимаем руки)

Педагог. Ну, вот и открыли теремок (открываем замок).

(Дети садятся на стульчики)

- Ребята, а сундучок опять не открывается. Значит, нам нужно отгадать ещё одну сказку.

3. Добрый маленький герой

Разделил свой дом с лисой

А лисица злой была

И зайчишку прогнала.

Сам вернуть свой дом не мог

Петушок ему помог. (Заюшкина избушка).

Молодцы, правильно отгадали сказку. Вот и ещё одна картинка. Посмотрите. (Сюжетная картинка к сказке "Заюшкина избушка).
А теперь вспомним эту сказку по волшебной табличке. (Мнемотаблица к сказке "Заюшкина избушка") (дети по мнемотаблице рассказывают сказку)

Правильно. А в этой сказке лисичка какая? Какую мы ещё знаем сказку, где лисичка тоже хитрая и злая. Молодцы. Вот наш сундучок открылся.

Сюрпризный момент.

- Ой, а кто это тут шумит? (Появляется кукла – зайчик Степашка).

- Здравствуйте, дети, я зайчик Степашка. Вы получили мой подарок – волшебный сундучок со сказками? А открыть его тоже смогли? Вы отгадали все сказки? А вот сейчас я вас проверю. Я буду загадывать вам отрывки из сказок, а вы отгадайте как они называются.
- Хорошая песенка, только я плохо стала слышать. Сядь мне на носик и спой ещё разок. (Колобок)
Прискакала лягушка – квакушка и говорит: "Терем – теремок, кто в тереме живёт?" (Теремок)
-Как же мне не плакать, меня лисичка из моей избушки выгнала. (Заюшкина избушка).
- Да из чего я испеку, муки же нет? А ты по амбару подмети, по сусекам поскреби. (Колобок)
- Ку – ка – ре- ку. Иду на ногах, в красных сапогах. Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Пошла лиса с печи. (Заюшкина избушка).
Степашка: молодцы, ребята. Вы отгадали все знакомые сказки.. А я приготовил вам подарок – вот эту книгу, в которой живет много новых сказок. До свидания!

- А мне понравилось как вы активно занимались на сегодняшнем занятии и я хочу вам сказать спасибо!

Составление сказочных историй средствами мнемотехники.

ВложениеРазмер
sostavlenie_istoriy.docx 24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи у детей начинается с самого рождения и продолжается в течение всего дошкольного возраста. При помощи речи, общения, ребенок легко и незаметно для себя, входит в окружающей мир, узнает много нового и интересного . Отечественные ученые, а также педагоги Л.А Венгер, Л.С Выготский, А. В Запорожец и другие, подчеркивали, что дошкольный возраст – это период активного, творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются все психические процессы (восприятие, мышление, память, речь).

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Работая с детьми дошкольного возраста, я столкнулась с тем, что в настоящее время, все чаще у детей наблюдаются такие проблемы: не все дети могут пересказать литературное произведение, составить описательный рассказ, испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни; а также маленький объем памяти , они плохо запоминают стихотворный материал; низкий уровень слухового восприятия

Какова реальность, в которой оказываются наши дети? Огромный информационный поток обрушивается на детей, они не готовы самостоятельно ее переработать. А современное общество требует от нас, высокообразованное, творческое, самостоятельное поколение, умеющие оригинально мыслить и обладать высоким уровнем речевого творчества.

Проблема развития речевого творчества в системе образования в настоящее время становится все более актуальным. В связи с этим, необходимо совершенствования современных методов и приемов, использование научно – обоснованных для развития речевого творчества детей среднего дошкольного возраста.

Одним из эффективным, на мой взгляд, отвечающим всем требованиям современности, являются мнемонические приемы (мнемотехника). Чтобы подготовить детей к учебной деятельности, выработать навык грамотной обработки информации, усвоить сложный материал, развивать свою речь без умственного и нервного напряжения, применяется эта технология.

Мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие речевого творчества.

Цель данного методического семинара : показать, как использование мнемонических приемов в образовательном процессе способствует развитию речевого творчества детей среднего дошкольного возраста.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1.Изучить методику мнемонических приемов, используемые для работы с детьми.

2.Опробировать мнемонические приемы Т. В Воробьевой, Т.А Ткаченко, В.П. Глухова для повышения уровня развития речевого творчества у воспитанников.

3.Познакомить родителей с мнемоническими приемами для совместной работы с детьми посредством видео – консультаций.

В своей работе я опираюсь на методики: Т.В Воробьевой (сенсорно – графические схемы), В.П. Глухова (блоки – квадраты), Т.А Ткаченко ( предметно – схематические модели).

Изначально детям трудно уловить обучающую информацию сразу через мнемотаблицу. Поэтому, как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

Мнемоквадрат - это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т.д. При работе с мнемоквадратам, предлагаются карточки с отдельными предметами, по которым дети должны придумать свои предложения. В результате, ребенок учиться составлять предложения и проявлять творчество. Например: на мнемоквадрате нарисована снежинка. Какие могут получиться предложения? Наступила белоснежная зима. Выпал первый снег и. т д. Данный прием с мнемоквадратам способствует речевому творчеству, так как можно заменить картинки, добавить своего персонажа, которому он будет помогать.

Мнемодорожка – это небольшая сюжетная линия, состоящая из несколько мнемоквадратов. Мнемодорожка несет в себе обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых этапах обучения ребенка. Работать с мемодорожками можно, используя прием наложения и приложения, исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки. Благодаря, этому приему, ребенок может составить текст, который имеет определенную сюжетную линию, а также изменить содержание текста, с изменением персонажей и событий и помочь другим детям. Поняв работу с мнемодорожкой, мы стали использовать и изготовлять разные виды коллажей (развивающей, обучающей).

Коллаж – это лист картона (плотная бумага или фланелеграф), на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа. Коллаж – это учебное пособие. Главная задача коллажа – соединить, т.е. связать все картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.

Использование приемов мнемотехники предполагало следующую последовательность в работе:

-введение элементов, символов (формы, величины, действия);

-использование опорных схем во всех видов деятельности (для выработки у ребенка привыкания, понимания, что символ универсален);

-введение мнемонических приемов на всех видах непосредственно образовательной деятельности

-сочетание символов, чтение их цепочки;

-самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество;

-творческое создание детьми опорных схем.

В начале своей работы использовала готовые, цветные мнемотаблицы, но не всегда модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем схемы.

На следующем этапе нужно работу усложнить, заменить другой заставкой, изобразить предметы, персонажей в графической виде. Например: лиса – большой, оранжевый треугольник, медведь – круг коричневого цвета. Далее, схемы рисовали в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений. Данные схемы служат зрительным планом для построение последовательного рассказа, а также для развития речевого творчества детей. При ознакомление с художественной литературой и при обучении составления рассказа, я широко использую мнемонические приемы. Вместе с детьми беседуем по тексту. Отслеживаем последовательность заранее заготовленных моделей к произведению, позже дети сами выбирают модели – схемы и располагают в модельную цепочку, которые помогают детям при пересказе текста. Хотелось бы еще рассказать о применении мнемонических приемов при заучивании стихотворений. Заучивание стихотворений превращается в игру, которая очень нравиться детям. Использование мнемонических приемов облегчает и ускоряет процесс запоминание и усвоение текстов, развивает речевое творчество формирует приемы работы с памятью. Овладение приемами этой технологией значительно сокращает время обучения. Зрительный образ, сохранившейся у ребенка после прослушивания текста, сопровождающего просмотром рисунка, позволяет быстрее запомнить текст.

Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка с взрослым. Если на начальном этапе работы давала готовые схемы, далее коллективно выдвигали, обсуждали и выбирали нужные варианты, то есть взрослый выступает как равноправный партнер, который, незаметно, помогает детям в выборе решения. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, в изготовление мнемотаблиц.

При использование данной методики наметилась положительная динамика развития связной речи. Большинство детей стали лучше осознавать структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец), легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи воспитателя. Научились составлять описательные, повествовательные, творческие рассказы при помощи мнемонических приемов, повысилась познавательная активность детей.

Таким образом, использование приемов мнемотехники в образовательном процессе позволило оказать комплексное воздействие на развитие каждого воспитанника. Работая по данной методике, дети учатся:

-добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, развитие речевого творчества;

-формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

-применение приемов мнемотехники оказало положительное влияние на развитие познавательных процессов: памяти, мышления, внимания.

Следовательно, можно сделать вывод, что, применяя приемы мнемотехники, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий, повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда.

Цель: Развивать логическое мышление, связную речь.

Обучать способам познания предметов: абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация.

Развивать логическое мышление, познавательную деятельность.

Развивать связную речь, используя мнемотаблицы.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в команде.

Сегодня мы и будем развивать и тренировать свое мышление. Мышление нужно нам для того, чтобы учится, получать знания об окружающих нас предметах.

- Скажите, какой зимний праздник к нам приближается? (ответы)

А что происходит на Новый Год?

-Да на Новый год свершаются различные чудеса

Вот и договорились Баба яга, Леший и Змей Горыныч помешать всем встрече Нового года. Задумали они заколдовать все елочки в лесу, а без новогодней елки какой же праздник?

-Но, если мы с вами, выполним их задания, то не будут они вредничать и пакостничать.

Однако, не доверяют они нам, думают, что мы их обманем, и сказали что лично будут наблюдать за нами из волшебного зеркала. А вот и они.

-Как ребята, справимся?

Тогда вперед! А что бы нам было интереснее, давайте объединимся в две команды. Для этого каждый из вас достанет из мешочка фишку (Дети достают фишки).

-И так, первый конверт, а кто нам его прислал? (Леший)

На двух мольбертах по 9 пар карточек в два ряда. Детям предлагается составить пары, подбирая для каждой картинки из верхнего ряда подходящую картинку из нижнего ряда.

- Предлагаю проверить командам друг друга.

В конце задания задаются вопросы (Почему вы выбрали именно эту картинку)

-Молодцы справились. Откроем другой конверт. Кто скажет от кого он?

- Да от бабы яги. Вредная она,решила нас запутать. Здесь лежат карточки из сказки. Каждая команда должна отгадать, что это за сказка. Расставить по порядку картинки и рассказать нам эту сказку. (Репка, теремок, курочка ряба, колобок).

(Дети составляют мнемотаблицу и рассказывают по ней)

Воспитатель хвалит детей.

-Ой, вот опять поступил сигнал из леса. Змей Горыныч что то выдумал. Ведь он умный, потому что, сколько у него голов? (ответы).

Так вот каждая голова дала нам задание.

-На березе растут шишки?

-У квадрата 6 углов?

-Зимой идет снег?

Зимой цветут цветы?

-У светофора 4 цвета?

Круг бывает квадратным?

-Папа старше дедушки?

-На левой руке пальцев больше чем на правой?

-У треугольника три угла?

-Весной звенит капель?

- Медведь спит в берлоге?

-Суп едят вилкой?

-Почтальон приносит письма?

Дочка моложе мамы?

-Строители строят дома?

- Так давайте посмотрим, что предлагает нам 2 –ая голова. А она хочет, что бы мы выучили с вами следующее стихотворение. (читаю стихотворение)

-Да сложно будет выучить его за такое короткое время, но так как 2 –ая голова самая добрая она решила нам помочь и нарисовала таблицу, чтобы стихотворение быстрее запомнилось.

Проговариваем вместе с детьми еще раз стихотворение. Затем предложить нескольким детям, рассказать его самостоятельно.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы пошли во двор гулять

Бабу снежную слепили

Птичек крошками кормили

С горки мы потом катались

А потом в снегу валялись

А потом домой пришли

Суп поели спать легли.

Я буду говорить слова, а ребята из каждой команды по очереди скажут слово противоположное по смыслу. Давайте порепетируем (холодно- жарко, высоко- низко…затем дети выполняют задание.

Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко,

Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко,

Скажу тебе я слово трус, ответишь ты: храбрец.

Теперь начало я скажу. Ответишь ты конец!

-Ну вот, ребята все задания мы выполнили. Устали? Давайте немного разомнемся. Под музыку дети выполняют движения на картинках

Ой смотрите, вот и елочка. А сказочные герои ушли обратно в свои сказки.

Осталось елочку нарядить. На столе лежат игрушки для нашей красавицы.

Но прежде чем взять украшение нужно выполнить такое задание. Я буду говорить вам название предметов, а каждая команда по очереди будет называть их одним словам. Отвечавший выбирает на столе игрушку, относящуюся к этому слову и повесит ее на елку.

Груша, банан, апельсин (фрукты)

Капуста, картофель, морковь (овощи)

Роза, василек, ландыш (цветы)

Ель, дуб, береза (деревья)

Шкаф, кровать, стул (мебель)

Туфли, тапочки, кроссовки (обувь)

Тарелка, вилка, кастрюля (посуда)

Жук, стрекоза, муравей (насекомые)

Корова, кролик, свинья (домашние животные)

Шорты, кофта, платье (одежда)

Посмотрите какая красивая елочка у нас получилась

-Молодцы ребята!Хорошо сегодня поработали! Спасли Новый год! Теперь у каждого в доме будет стоять нарядная елка.

Давайте вспомним, чем мы сегодня с вами занимались. Какое задание понравилось больше? А какое показалось сложнее?

Но вы же все равно справились. А почему? Потому что вы работали в команде.

Вы меня очень порадовали, вы очень дружно, сообща помогали друг другу и справились со всеми заданиями

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

организованной образовательной деятельности

для детей подготовительной к школе группы

с использованием технологии мнемотехника

Подготовила: Попова Е. Е.

Место проведения: групповая комната.

Цель : Развитие связной речи, активности, самостоятельности и творчества детей; закрепить названия сказок, и их главных героев.

Образовательные:

Расширять и закреплять знания детей о сказках;

Совершенствовать умение узнавать сказку по иллюстрациям;

Закрепить названия сказок;

Закрепить навыки детей в составлении предложений; навыки ориентировки на плоскости; описании героев сказок.

Развивающие:

Развивать речевую и познавательную активность детей, логическое мышление;

Развивать воображение, зрительную память, наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы и умозаключения;

Развивать умение выполнять различные игровые задания.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, желание им помочь, умение работать сообща .

Методы и приёмы:

Словесные: рассказ воспитателя, вопросы, пояснения, указания, поощрение.

Наглядные: показ посылки, конверты с разрезанными картинками, листы для книги, клубок, мнемотаблица,

Практические: отгадывание загадок, составление пазл, рассказывание сказки

Игровые : сюрпризный момент

Предварительная работа:

чтение литературных произведений, сказок;

изготовление атрибутов, масок для театрализованной деятельности;

рассматривание сказочных персонажей, составление описательных рассказов,

работа с мнемотаблицами.

Оборудование и материалы: книга без страниц, доска, волшебное зеркало, клубок, сундук, картинки по сказкам разрезные, конверты, фигурки героев сказок на каждого ребенка, яблоко, шарик, варежка, горошина, игла, ноутбук, мнемотаблица, раскраски.

Форма работы с детьми: фронтальная.

Ход образовательной деятельности

1 часть – вводная

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг,

И скорей вставайте в круг.

А теперь давайте мы друг друга тоже поприветствуем.

Здравствуй, друг!

Здравствуй, друг!

Здравствуй весь наш дружный круг!

Воспитатель :

Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка. Посмотрим, что в ней?

(воспитатель достаёт книгу)

Ребята, посмотрите, а книга пустая. А где же сказки?

Дети стоят в кругу, и произносит текст.

Ответы детей: книга

Мотивация детей на предстоящую деятельность

2 часть – основная

3 часть – заключительная

Слышится голос из книги: (включается запись на ноутбуке)

Ребята, помогите! Это Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать все мои страницы по Стране сказок! Чтобы никто не смог читать меня! Пройдите испытания, побывайте в каждом уголке страны Сказок, верните мне сказки, пожалуйста!

Ребята, что же делать? Как быть?

Нам необходимо найти все страницы из сказок, чтобы мы могли их читать. Ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть страницы из сказок в книгу?

Чтобы помочь книге, нам нужно попасть в Страну сказок. Как вы думаете, как мы можем попасть в Страну сказок?

( Звучит сказочная музыка )

Вот мы и попали в сказочную страну. А куда же дальше? Кто нам путь укажет?

Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, какой это предмет?

Да ребята, нам сегодня будет помогать волшебный клубок. Этот клубок укажет нам путь, только нужно произнести волшебные слова:

(клубочек покатился к сундучку)

Воспитатель :

Откроем сундучок, посмотрите ребята, а вот и первое задание.

(Воспитатель загадывает загадки, а дети называют сказку)

Если б Петя-простота не выглянул в окошко,

Не унесла б его лиса за темные леса.

(воспитатель показывает картинку из сказки)

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(воспитатель показывает картинку из сказки)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

(воспитатель показывает картинку из сказки)

Мама деточек учила,

Дверь чужим не открывать,

Не послушались детишки

И попали к волку в пасть.

(воспитатель показывает картинку из сказки)

Много серебра и злата

В сундуках своих он прятал.

В мрачном он дворце живет

И чужих невест крадет.

(воспитатель показывает картинку из сказки)

Молодцы, справились с первым заданием, а вот и первая красная страница нашей книги.

Отправляемся дальше. В следующий уголок сказочной страны.

А сейчас нам нужно выполнить следующее задание. Здесь конверт с разрезанными иллюстрациями к сказкам. И здесь успела побывать Баба Яга! Смотрите, все картинки разрезаны и перепутаны!

(воспитатель достаёт конверты с разрезанными картинками)

Невозможно понять какие сказки на картинках. Нужно правильно сложить картинку и сказать название сказки. Поможем, ребята?

Молодцы! Еще одна страничка оранжевая для нашей книги!

Воспитатель :

Ребята, а вот следующее задание, которое нужно выполнить .

Для выполнения этого задания, давайте ребята встанем в круг. У сказочных героев есть двойные имена и названия. Поэтому сейчас будем передавать мяч по кругу и дополнять имена. Я говорю первое слово, например, Елена, а вы следующее – Прекрасная и т. д.

(Елена – Прекрасная, Василиса – Премудрая, Кощей – Бессмертный, Сестрица – Алёнушка, Братец – Иванушка, Змей – Горыныч, Крошечка – Хаврошечка, Мальчик – с – пальчик,, Иван – Царевич, Царевна - Лягушка, и т. д.)

Какие вы молодцы! Справились и с этим заданием. А вот еще одна желтая страница нашлась.

Воспитатель :

Ребята, чтобы открыть следующую страницу, нам нужно пройти следующее испытание.

Нам надо расставить героев сказки.

В правом верхнем углу расположите заюшкину избушку.

В левом нижнем углу – избушку лисицы.

В центре – петушок.

В правом нижнем – лиса.

В левом верхнем – заяц.

Какая это сказка?

(воспитатель показывает картинку из сказки)

Воспитатель :

А вот и еще одна страница зеленая! Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть!

Динамическая пауза "Сказки"

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, "поднять яичко")

Посмотрите-ка, разбила (показать "яичко" на вытянутых руках)

Вот мы репку посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Выросла репка хороша (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")

(воспитатель показывает мнемотаблицу)

hello_html_m67122e1b.jpg

Правильно! Какие вы молодцы!

Давайте попробуем рассказать сказку по этой схеме.

Какие вы молодцы!

А вот еще одна голубая страница нашлась.

Ну а мы отправляемся дальше.

Ребята, а у нас последнее испытание и последний уголок сказочной страны.

(воспитатель раздает предметы, а дети описывают его и называют сказку)

Яблоко - это фрукт, круглый по форме, красного цвета, на вкус сладкое, сочное, растет на яблоне ( Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)

Воздушный шарик – большой, круглый, синего цвета, резиновый, воздушный, его можно, запустить в небо (Винни - пух)

Горошина – маленькая, круглая, зелёная (Принцесса на горошине)

Варежка – мягкая, тёплая, красивая, вязаная (Рукавичка)

Игла – маленькая, железная, острая (Кощей Бессмертный)

Молодцы! А вот и последняя страница - фиолетовая!

(воспитатель кладет книгу с разноцветными страницами в сундучок, а после волшебного заклинания, достает книгу со сказками)

Заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Каждый вечер мы будем с вами ее читать! Вы все молодцы! Я вижу, что вы любите сказки и цените их!

Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит.

Воспитатель: Ребята, сказочные герои прислали вам подарки за смелость, за старание, за любовь к сказкам.

(Дети получают в подарок из сундука раскраски)

Предлагаю наш клубок оставить в сказке. А мы возвращаемся с подарками в детский сад.

Цель : Развивать логическое мышление, связную речь.

Задачи :

Обучать способам познания предметов: абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация.

Развивать логическое мышление, познавательную деятельность.

Развивать связную речь, используя мнемотаблицы.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в команде.

Образовательные области:

Этап организационный

Психолог: Здравствуйте, ребята!

Давайте поприветствуем друг друга! У меня есть игра для вас. Вам необходимо закончить предложения громко, звонко, весело и дружно. (ПРИВЕТ)

Когда встречаем мы рассвет,

Мы говорим ему. ПРИВЕТ

С улыбкой солнце дарит свет,

Нам посылает свой…ПРИВЕТ

При встрече через много лет,

Вы крикните друзьям…ПРИВЕТ

И улыбнуться вам в ответ

От слова доброго…ПРИВЕТ

И вы запомните совет:

Дарите всем друзьям…ПРИВЕТ

Давайте дружно все в ответ

Друг друг у скажем мы…ПРИВЕТ

Вы хорошо поприветствовали друг друга.

Вы отвечали дружно и весело, молодцы!

Этап мотивационный.

Сегодня мы и будем развивать и тренировать свое мышление. Мышление нужно нам для того, чтобы учится, получать знания об окружающих нас предметах.

- Скажите, какой зимний праздник к нам приближается?

А что происходит на Новый Год?

-Да на Новый год свершаются различные чудеса

Вот и договорились Баба яга, Леший и Змей Горыныч помешать всем встрече Нового года. Задумали они заколдовать все елочки в лесу, а без новогодней елки какой же праздник?

t1616330409ab.jpg

t1616330409ac.jpg

Однако, не доверяют они нам, думают, что мы их обманем, и сказали что лично будут наблюдать за нами из волшебного зеркала. А вот и они.

-Как ребята, справимся?

Тогда вперед! А что бы нам было интереснее, давайте объединимся в две команды. Для этого каждый из вас достанет из мешочка фишку (Дети достают фишки).

-И так, первый конверт, а кто нам его прислал? (Леший)

t1616330409ad.jpg

3 этап практический.

t1616330409ae.jpg

На двух мольбертах по 6-8 карточек . Детям предлагается составить пары, подбирая для каждой картинки подходящую картинку.

- Предлагаю проверить командам друг друга.

В конце задания задаются вопросы (Почему вы выбрали именно эту картинку)

-Молодцы справились. Откроем другой конверт. Кто скажет от кого он?

t1616330409af.jpg

-Да от Бабы Яги. Вредная она, решила нас запутать. В верхнем левом кармашке лежат карточки. Каждая команда должна взять себе по 4 карточки. Необходимо посмотреть и изобразить, объяснить жестами предмет и животное, которое там нарисовано. Другая команда отгадывает. Затем наоборот.

Физкульт минутка.

- Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть.

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

(Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок)

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

(Показывают руками на лице улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла.

(Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу)

Но солнце припечет слегка –

Увы! – и нет снеговика.

t1616330409ah.jpg

-Ой, вот опять поступил сигнал из леса. Змей Горыныч что то выдумал.

t1616330409ai.jpg

Ведь он умный, потому что, сколько у него голов?

- Да сложно будет выучить его за такое короткое время, но так как 2 –ая голова самая добрая она решила нам помочь и нарисовала таблицу, чтобы стихотворение быстрее запомнилось.

Проговариваем вместе с детьми еще раз стихотворение. Затем предложить нескольким детям, рассказать его самостоятельно.

Мишка, Мишка, лежебока!

Спал он долго и глубоко,

Зиму целую проспал,

И на елку не попал,

И на санках не катался,

И снежками не кидался,

Все бы мишеньке храпеть.

Эх ты, мишенька-медведь!

t1616330409aj.jpg

-Ну вот, ребята все задания мы выполнили. Устали? Давайте немного разомнемся.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз — сюда, два — туда,

Повернись вокруг себя.

Раз — присели, два — привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели — встали, сели — встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали,

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Снова выстроились в ряд,

Словно вышли на парад.

Раз — два, раз — два

Заниматься нам пора!

- Ой, смотрите, вот и елочка. А сказочные герои ушли обратно в свои сказки. Осталось елочку нарядить. На столе лежат игрушки для нашей красавицы.

Но прежде чем взять украшение нужно выполнить такое задание.Я буду читать вопрос, а вы должны отгадать о чем этот вопрос. Отвечавший выбирает на столе картинку к отгаданной сказке и повесит ее на елку.(картинка героя или предмета из сказки)

1 –ая команда Зеленых

1.В этом предмете жили лягушка, мышка и другие звери - Рукавица

2. Его испекла бабушка, а он укатился в лес – Колобок

3. Кличка сказочного коня - Сивка

4. Жилище Бабы Яги - Избушка

5. Имя сказочного героя, передвигающегося на печке - Емеля

2 – ая команда Красных

1.Предмет, благодаря которому царевич нашел себе жену? – Стрела

2.В чем медведь нес девочку с пирогами? - Короб

3.В кого превратился братец сестрицы Аленушки? - Козленка

4.Этим подавился петушок – Зернышко

5.Посуда, из которой журавль кормил лису? - Кувшин

Посмотрите, какая красивая елочка у нас получилась

-Молодцы ребята! Хорошо сегодня поработали! Спасли Новый год! Теперь у каждого в доме будет стоять нарядная елка.

3 этап. Рефлексивный

Давайте вспомним, чем мы сегодня с вами занимались. Какое задание понравилось больше? А какое показалось сложнее?

Читайте также: