Виды географических карт конспект

Обновлено: 06.07.2024

Географическая карта представляет собой уменьшенное изображение земной поверхности, показывающее с помощью условных обозначений расположенные на ней объекты. В зависимости от того, что нужно изобразить на карте, выделяют различные виды карт.

В географии используются несколько типов карт, которые классифицируются по следующим критериям:

  • Назначение;
  • Охват территории;
  • Масштаб;
  • Содержание

Классификация карт по содержанию

Содержание географической карты — совокупность показанных на карте объектов и сведений о них.

По содержанию географические карты бывают:

  • Тематические — они отображают одно или несколько явлений. Внутри тематической группы карты можно разделить на два вида: физические и социально-экономические.

Физико-географические карты отображают распределение карт по элементам географической среды. Таким образом тематические карты бывают почвенные, климатические и т. д.

Социально-экономические карты разнообразны по своим подвидам. Бывают политическими, административными, а также картами инфраструктуры, населения и др.

  • Общегеографические. На общегеографических картах отображаются одновременно природные (реки, рельеф и пр.) и социально-экономические (города, промышленные предприятия и др.) объекты.

Классификация карт по масштабу

Географические карты подразделяются по отношению, показывающему, во сколько раз расстояние на карте меньше соответствующего ему на местности.

Деление карт по масштабу:

  • Мелкомасштабные — карты с масштабом более 1:1 000 000. По географическим картам с таким масштабом изучают большие территории.
  • Среднемасштабные. Масштаб таких карт находится в диапазоне от 1:200 000 до 1:1 000 000. Их используют для общего изучения местности, которое не требует особой точности.
  • Крупномасштабные — с масштабом менее 1:200 000. Такие карты подробно показывают местность, они предназначены для детального изучения местности.

Классификация карт по охвату территории

Территориальные карты разделяются по пространственному охвату. Чем больше охват территории, тем меньше деталей содержит карта.

По охвату территории выделяют:

  • Карты полушарий;
  • Карты материков и океанов. Карты материков можно группировать двумя способами: политическому и административно-территориальному делению или физико-географическому расположению; ;
  • Карты крупных регионов государства;
  • Карты других более мелких регионов.

Классификация карт по назначению

По назначению географические карты подразделяются согласно сферы деятельности человека. Это специализированные карты для решения конкретных задач определенным кругом пользователей.

По данной классификации выделяют карты:

  • Технические — служат для выполнения технических целей и отображают требуемые для них объекты;
  • Научно-справочные — для проведения исследовательских работ;
  • Навигационные и дорожные — обеспечивают безопасное перемещение по отображаемой территории;
  • Туристические — показывают маршруты для экскурсий, отмечают примечательные или опасные для посещения места;
  • Учебные — предназначены для школ, поэтому имеют упрощенное изображение, условные обозначения на них всегда крупные.

Данные признаки являются основными. Существуют другие классификации, например, распределение карт по эпохам или языковой принадлежности населения. Но такие типологии являются вспомогательными и используются вместе с основными видами карт.

Все географические карты принято разделять по охвату территории , по масштабу , по содержанию и по назначению .

По охвату территории различают карты мира , отдельных материков и океанов , частей материков и океанов , стран и их частей .

По масштабу карты разделяют на крупномасштабные (\(1:200 000\) и крупнее), среднемасштабные (от \(1:200 000\) до \(1:1 000 000\) включительно) и мелкомасштабные (мельче \(1:1 000 000\)).

По масштабу.jpg

По содержанию.jpg

Тематические карты посвящены определённым темам. На них более подробно показывают какие-либо географические объекты или явления:

Название раздела : План и карта

Тип урока : урок изучения нового материала и первичное усвоение

Методы и приёмы : словесные, наглядно-практические, проблемного изложения, самоконтроля.

Формы работы : индивидуальная, парная.

Краткое описание : Конспект урока новых знаний в соответствии с требованиями ФГОС.

Цель урока: сформировать знания о географической карте как модели Земли.

— определить свойства географической карты;

— познакомиться с видами карт;

— показать различие карт по масштабам;

— показать роль географических карт как источников информации;

— сравнить план местности и географическую карту.

Деятельностный компонент урока: определить роль географической карты в жизни людей; выявить основные свойства карты; уметь различать карты по масштабу.

Эмоционально-ценностный компонент урока: раскрыть роль географической карты как выдающегося изобретения человечества; оценить вклад великих учёных-картографов в развитие картографии и культуры; оценить значение географической карты как достояния науки и культуры; осознать необходимость понимания и чтения карты.

Работа с учебником: комментированное чтение, работа с рисунками и заданиями учебника.

- овладение основами картографической грамотности;

- овладение основными навыками нахождения географической информации. 2. Личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.

I. Организационный момент. (2 мин.)

Учитель: - Здравствуйте, дети! - Послушайте притчу:

- Ребята! Сегодня нам предстоит открывать новые знания, так что всё в ваших руках! Удачи нам!

II. Актуализация знаний (3 мин.)

Учитель: Для начала я хочу проверить, как вы усвоили предыдущую тему.

Учитель з адаёт вопросы классу, дети отвечают.

Фронтальный опрос по вопросам:

1.Как называется умение определять своё местоположение относительно сторон горизонта? (ориентирование)

2.Какие способы ориентирования вы знаете? (по местным признакам, по Солнцу, по звёздам, по компасу, по карте).

3.Что такое компас?

Ко́мпас — устройство, облегчающее ориентирование на местности путём указания на магнитные полюса Земли и стороны света .

4. Что такое азимут? (Угол между направлением на север и направлением на определенный объект по ходу часовой стрелки).

Слушает ответы учащихся. Направляет деятельность учащихся.

Учитель: Ребята, я очень люблю путешествовать, узнавать новое, интересное, необычное.

А вы любите путешествовать? (ответы детей)

Учитель: Отправляясь путешествовать, что необходимо взять с собой? (Ответы детей)

Я думаю, что это глобус? А вы как думаете? (ответы детей)

Всё-таки нам придётся согласиться, что глобус брать с собой неудобно.

- Внимание! Загадка, отгадав её, вы определите тему нашего урока.

В географии чертеж на ковер большой похож.

И на нем моя страна из конца в конец видна

III .Постановка учебной задачи (2 минуты)

Учитель: Ребята, я думаю, вы догадались, что тема нашего урока…

- Посмотрите на слайд и попробуйте сформулировать цель урока.

На слайде ключевые слова, которые помогут сформулировать цель урока ( слайд №2 )

Цель урока: сформировать знания о географической карте как модели Земли.

- Исходя из цели, какие задачи мы поставим перед собой? Можем ли мы воспользоваться учебником для постановки задач? (открываем учебники на стр.40-42). Что мы должны изучить на уроке?

— определить свойства географической карты;

— познакомиться с видами карт;

— показать различие карт по масштабам;

— рассмотреть карты разных масштабов;

— сравнить план местности и географическую карту.

IV этап (основной) – п огружение в тему урока (15 мин.)

1.Первичное усвоение новых знаний.

Учитель: Ребята, давайте отправимся в путешествие в страну, где, я уверена, никто из вас ещё не был. Это страна Картография ( слайд №5 ). Если вы будете внимательными, старательными и активными, хозяйка этой страны Карта раскроет перед вами свои тайны.

- Жители этой страны – картографы. Как вы думаете, чем они занимаются?

- Ребята, подумайте, для людей каких профессий картографы составляют карты? (пилотам, морякам, военным, лётчикам, водителям, геологам, туристам).

Внимание! Ещё одна загадка !

На ноге стоит одной,

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (Глобус).

Учитель: Что находится вверху глобуса?

Дети: Северный полюс.

Учитель: А что расположено внизу глобуса?

Дети: Южный полюс.

Учитель: А что еще изображено на глобусе?

Дети: Материки и океаны.

Учитель: Посмотрите на слайд. Снимок, сделанный из космоса с помощью спутника, доказывает, что Земля круглая ( слайд №6).

Учитель: А знаете ли вы, что глобус был придуман дважды. Давайте послушаем, кто изобрёл первый глобус и когда это было.

- Потом об этом изобретении забыли. Повторно глобус был открыт намного позже. Кем же?

Дети: из Интернета

Учитель: А где ещё можно найти географическую информацию?

Учитель: Чтобы путешествовать по территории Картографии, я предлагаю побыть картографами и подумать, как глобус превратить в карту (ответы учеников).

Учитель: Какие предметы, окружающие нас сходны с глобусом?

Дети: Апельсин, мяч, воздушный шар, мандарин, арбуз и т.д.

Учитель: Представьте, что апельсин - глобус, а кожура – карта, которая нанесена на глобусе.

Именно апельсин помог прославиться фламандскому картографу Герарду Меркатору (Слайд 11) , когда он представил земной шар в виде апельсина и вспомнил, как мы его чистим.

Потом дольки апельсина он разложил на листе бумаги так, как они покрывали его. Покажите, как он это сделал с помощью ваших долек кожуры. Но сначала нанесём на наш апельсин-земной шар экватор. Что такое экватор? И нанесём точки, обозначающие Северный и Южный полюса.

Учитель: Ваша задача расположить на листе бумаги апельсиновые дольки так, как это сделал Герард Меркатор, то есть перенести объемное изображение на плоское.

Учитель: Как расположите дольки апельсина?

Учитель: Что вы замечаете? Где больше разрывов?

Учитель: А на экваторе, будут разрывы?

Учитель: А если разрывы заполнить рисунком земной поверхности, изменится форма материков, островов, морей вблизи полюсов?

Учитель: Такая неточность называется искажением, то есть изменение, искажающее что-нибудь.

Учитель: Поэтому, какой вывод мы можем сделать? (Возможно перенести изображения земной поверхности на карту без искажений?) Искажения на картах возрастают от экватора к полюсам

Дети: Нет, искажения будут.

Учитель: А на глобусе будут искажения?

Дети: Нет, на глобусе искажений нет.

Учитель: посмотрим, как с помощью проекции Меркатора, была создана физическая карта мира. (видео).

Учитель: А теперь немного отдохнём, встаньте со своих мест.

Физминутка. (1 мин)

Повернись на Север, повернись на Юг,

Зимний день увидишь вдруг.

Наклонись на Запад и Восток,

Повернись как глобус

Ты вокруг своей оси, дружок!

Продолжение изучение нового материала (17 мин.)

Учитель: Географы придумали сотни способов уменьшить эти искажения, но полностью их уничтожить нельзя. Посмотрите на слайд (слайд 16) , как вы думаете, какой еще способ превращения глобуса в карту существует? (воздушный шарик разрезали на две половины, каждую половину растянули на плоскую поверхность. Получилось два круга.)

Учитель: Что же мы в итоге получили?

Дети: Мы получили карту полушарий, потому что есть Западное полушарие и Восточное Слайд 17.

Учитель: А какой из способов будет наиболее удачным, чтобы изображение перенести без искажений? Первый, когда мы сразу переносили целый шар на бумагу или, когда мы будем переносить по половинкам?

Дети: С воздушным шариком, потому что растянуть на плоскость две половинки шара проще, чем целый шар.

Учитель: Правильно, поэтому на карте полушарий меньше искажений, чем на карте мира.

История географической карты.

Итак, мы узнали, кто первым создал глобус. А кто же создал первую карту? Люди создавали карты с незапамятных времен. Первые карты были созданы египтянами более четырёх тысяч лет назад (слайд 18). Те карты были выдавлены на глиняных табличках. В III веке до н.э. греческий учёный Эратосфен составил карту, на которой была изображена известная к тому времени обитаемая суша. (слайд 19).

Учитель: Как вы думаете, в настоящее время с помощью чего создаются карты? (слайд 20).

Учитель: С помощью компьютеров.

На основе определения, какие свойства карты можно выделить? Для этого мы заполним схему, представленную на экране. Воспользуемся учебником на стр. 40-41.

Учитель: А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Слайд 24.

Дети: Из-за того, что на карте изображают крупные по размерам территории, приходится использовать обобщение и более мелкий масштаб.

Учитель: Разберём на примере рельефа. Рельеф изображают с помощью послойной окраски, то есть цветом (зелёным и коричневым) разной интенсивности.

Участки, имеющие высоты от 0 до 200 м. закрашиваются в зелёный цвет, от 200 и выше – в коричневый.

Какому цвету соответствует определённая высота и глубина видно на шкале высот и глубин.

Учитель: Молодцы, все справились. А теперь нам нужно узнать, какие бывают географические карты? Для этого мы заполним схему, используя текст учебника на стр. 41-42.

Учитель: Закончили? Итак, проверяем.

Учитель: А теперь мы сравним план местности и географическую карту, заполнив таблицу, которую мы начали на прошлом уроке.

Заполняют совместно с учителем.

Учитель: А как называется сборник различных карт?

Учитель: А теперь на основе наших знаний закончим заполнение сравнительной характеристики плана местности и географической карты.

Дети заполняют совместно с учителем.

VI Рефлексия. Закончи предложение. (5 мин.)

Я узнал на уроке.

Мне было интересно.

Мне было сложно. и т.д.

Учитель: Ребята, скажите все мы задачи. поставленные на уроке, решили?

- Ребята, Страна Картография ждёт вас на каждом уроке географии, где вы будете узнавать всё новые и новые тайны.

Географическая карта — это упрощённое изображение поверхности Земли в уменьшенном виде. Оно содержит сетку координат, условные обозначения и топонимы. Разные типы карт используются с древности, позволяют проводить измерение высот и расстояний с учётом масштаба и принятых градиентов. Виды таких изображений зависят от используемой проекции.

Географическая карта

Методы картографирования

Карты составлялись с целью познания мира и отражали господствовавшие в разное время концепции в философии и географии. Сейчас они представляют собой важные источники информации. Может показаться, что всё давно зафиксировано, обозначено и уже не осталось terra incognita, но на самом деле эта кропотливая работа никогда не заканчивается.

Мир в целом и солнечная система в частности, несомненно, представляют обширный простор для картографирования. Использование методов, основанных на спутниковой съёмке, сделало возможным уточнение многих неточностей в отображении океанов и континентов в труднодоступных областях. Кроме географических данных карты наглядно демонстрируют многие специфические аспекты, приводящие к более широкому пониманию окружающего мира:

  • этнические;
  • исторические;
  • статистические;
  • экологические;
  • лингвистические и др.

Карты составлялись с целью познания мира

Ключевым вопросом при разработке карт является ясность графического изображения без ущерба для точности, поскольку детали должны легко читаться и соответствовать заявленному содержанию.

Карты составляются с помощью следующих методов:

Аэрокосмическое фотографирование

  • геодезических;
  • аэрокосмического фотографирования;
  • подводной съёмки;
  • интерпретации снимков.

Любое изображение имеет несколько уровней информации, выраженных в нанесённых объектах с указанием масштаба, цветовой шкалы, условных обозначений. В соответствии с Международной картографической ассоциацией оно отражает обычное представление о конкретных или абстрактных явлениях, расположенных на Земле или в любой части Вселенной.

Виды проекций

Изображение земной поверхности на плоскости без искажений геометрически невозможно. В картографии эта проблема решается с помощью проекций, которые выражают соответствие между точками земной поверхности и их переносом на плоскость. Они также не исключают некоторые искажения, которые могут влиять на форму, площадь, расстояния или углы представленных элементов. С целью минимализации деформаций и в зависимости от назначения используются разные виды проекций:

Равноугольная проекция

  1. Равноугольная — точно отображает углы и форму небольших объектов, но нарушает пропорции площадей и длин. Карты используются для прокладки маршрутов морских судов, однако непригодны для измерения площадей.
  2. Равновеликая — сохраняет размеры площадей, но сильно искажает углы и формы. Применяется в землеустройстве.
  3. Произвольная — допускает любые искажения.

Кроме того, проекции изображают разные виды поверхности при переносе выпуклых форм на плоскость. Их классифицируют следующим образом:

Цилиндрическая проекция

Коническая проекция

  1. Цилиндрическая — линии координатной сетки, называемые широтой и долготой, пересекаются под прямым углом. Такая проекция не учитывает кривизну Земли и больше похожа на прямоугольник. Получила название из-за того, что карту можно свернуть в виде цилиндра. К недостаткам относится сильное искажение в районе полюсов, но области вблизи экватора соответствуют реальным пропорциям. Как правило, используется для изображения физической карты мира, но не в полной мере отражает действительность.
  2. Азимутальная — отображает часть поверхности от точки, в центре которой под одинаковыми углами отходят линии меридианов, а параллели относительно неё являются равноудалёнными окружностями. Такие карты полезны для определения направления из любого места на планете, используя центральную точку в качестве эталона. Применяются для изображения карт полушарий с материками и океанами.
  3. Коническая — определяется константой конуса, который диктует угловое расстояние между меридианами. Эти равноудалённые прямые линии сходятся вдоль проекции независимого от присутствия полюсов. Как и цилиндрическая, эта проекция имеет параллели, пересекающиеся с меридианами под прямым углом, но мера искажения постоянна. Изображение может быть обёрнуто вокруг конуса или на вершине шара (глобуса). Подходит для использования в качестве региональной или полусферической карты, но редко для полной карты земного шара. Лучший вариант для визуализации стран умеренных регионов, в том числе России.

Общая классификация

Все карты можно разделить на основе согласованных критериев. К последним относятся содержание, размер отображаемой области, целевое назначение, масштаб и т. д. Например, по содержанию они бывают:

Общегеографические карты

  • общегеографические, где показаны все объекты, изучением которых занимаются географические науки (горы, леса, реки, города, границы государств, озёра, острова и полуострова);
  • тематические, которые отображают совокупность или динамику процессов и явлений, могут быть экономическими, логистическими, социологическими, кадастровыми и т. д. ;
  • топографические — подробные карты, имеющие крупный масштаб и изображающие расположение деталей местности.

По назначению деление происходит на туристические, навигационные, контурные, справочные, научные, учебные. Они используются в различных областях человеческой деятельности — от схем маршрутов городского транспорта до карты Вселенной.

Также их можно сгруппировать в соответствии с количеством листов:

  • серия — набор изображений в равномерном масштабе и картографическом отображении, охватывающий определённое направление и объединённый единым замыслом;
  • атлас — систематически организованные карты, опубликованные в виде книги.

С геодезической точки зрения они делятся на крупномасштабные (топографические), среднемасштабные (отдельные страны и регионы) и мелкомасштабные (мир в целом или стороны света). По отображаемой области могут быть карты:

  • морей и океанов мира;
  • звёздного неба;
  • полюсов;
  • государств;
  • мелких территориальных единиц.

Карта морей и океанов мира

История развития

Древнейшими картами, известными науке, считаются схемы на глиняных дощечках, сделанные в Вавилоне около 5 тыс. лет назад. Первые изображения на научной основе появились в Греции. Они основаны на сводной информации, предоставленной побывавшими в странствиях путешественниками, и представлениях об устройстве мира. Например, древнегреческий философ и математик Фалес Милетский изготовил карту, где обитаемая суша изображена в виде плавающего в воде диска.

Древний период

Первые древние карты рисовали на камнях и стенах пещер. Они были примитивными и состояли из петроглифов, изображающих детали местности и дороги. Старейший из подобных артефактов обнаружен в Италии. Полинезийцы с Маршалловых островов с незапамятных времён и до середины прошлого века пользовались нанесёнными на дерево схемами, представляющими собой направление ветра и волн. Найденный в Египте папирус царя Мина содержит условные обозначения и топонимы, он считается образцом одной из старейших топографических карт.

Старые карты

Знаменитый Аристотель в IV в. до н. э. был первым, кто предположил сферичность Земли, измерил угол наклона по отношению к экватору и даже предугадал существование тропиков и полюсов.

Птолемей (II в. н. э.) собрал все знания своих предшественников и представил первую полную картину прогресса в картографии того времени. Он предложил метод определения координат на основе параллелей и меридианов. Его работы позволили посмотреть на мир посредством карт. С тех пор в течение многих столетий ощутимых подвижек в этой области не наблюдалось. Моряки и путешественники вплоть до изобретения компаса передвигались, используя звёзды и самодельные изображения.

Средние века и Новое время

Карты Диего Мендеса

Веспуччи был штурманом на кораблях Португалии и Кастилии. Он считается первым европейцем, который понял, что открытые Христофором Колумбом земли являются новым континентом, и чётко разделил Азию, Северную и Южную Америки.

В XVI веке многие картографы создавали карты, включая в них обширную информацию, поступавшую от навигаторов и первооткрывателей. Фламандский учёный Авраам Ортелиус до смены вида деятельности был известным математиком. В 1570 году он опубликовал первый в современном понимании атлас, который имел большой коммерческий успех и содержал 70 карт:

  • Европы — 50;
  • Азии и Африки — 10;
  • каждого континента — по одной.

Фламандский учёный Авраам Ортелиус

Для издания он выбрал лучшие доступные карты, унифицировал, отредактировал и расположил их в логическом порядке. Атлас был опубликован на нескольких языках и обновлялся до 1612 г. Благодаря статусу географа Филиппа II Ортелиус получил доступ к знаниям, накопленным португальскими и испанскими исследователями.

Ещё одним выдающимся картографом того времени был уроженец Нидерландов Герхард Кремер (в латинской транскрипции — Герхардус Меркатор). В 1564 г. он приобрёл всемирную известность за создание большой карты Европы, а на изображении мира (1569) использовал проекцию, которая впоследствии была названа его именем. В современной классификации она называется цилиндрической, а Меркатор, будучи автором понятия проекции и её свойств, считается величайшим картографом своего времени.

В последующие годы совершенствованиями в этой области занимались отдельные энтузиасты. Они исправляли многочисленные ошибки и неточности, допущенные предыдущими авторами, улучшали методы и инструменты. Только в конце XVIII в. многие европейские страны начали проводить топографические исследования на государственном уровне. Полное подробное изображение Франции появилось в 1793 году, а в 1891 г. Международный географический конгресс предложил создать мировую карту в масштабе 1:1000000.

Современное состояние

Аэрофотосъёмки во время Второй мировой

В XX веке в науку были привнесены технические новшества. Фотография, получившая широкое распространение после Первой мировой войны, нашла своё применение для аэрофотосъёмки во время Второй мировой. Соединённые Штаты в 1966 году запустили PAGEOS, позже дополненный ещё тремя спутниками, которые проводили комплексное геодезическое обследование поверхности Земли с помощью аппаратуры высокого разрешения.

К началу прошлого века во всех подробностях было изучено около 5% поверхности планеты. После того благодаря развитию технологий и космической съёмки этот показатель значительно вырос. Дешифрование с помощью стереоскопического зрения и фотограмметрии обеспечивает высокий уровень детализации, что делает возможным составление карт для любых областей науки и природопользования.

Появление географических информационных систем (ГИС) позволило связывать пространственные элементы с базами данных. Этот инструмент даёт возможность быстро и эффективно анализировать сведения и интерпретировать изображение посредством цифровой фотографии. Теперь картирование стало сложной работой, в которой принимают участие специалисты более 50 различных дисциплин: географы, программисты, геодезисты, математики, почвоведы, гидрологи и т. д.

Многим кажется, что необходимость в картографии пропадёт, когда появятся самые подробные и всевозможные отображения. Тем не менее каждое новое открытие даёт шанс осознать, что в мире остаётся много неисследованного. Когда-то карты были способом узнать Землю, а в будущем будут служить для того, чтобы перенести границы познания за пределы родной планеты.

Читайте также: