Парламентский урок 2021 конспект

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 2405 0

МБОУ «Кайбицкая основная общеобразовательная школа

Парламентский урок:

Учитель истории и обществознания:

Махмутова Алсу Рашидовна

Эпиграф урока:

«Мир, счастье, братство людей –

1.Расширить и закрепить знания учащихся по вопросам места и роли

парламента в демократическом обществе.

2.Углубить представления учащихся о законах, об основных правах и

обязанностях гражданина в Республике Татарстан.

Развивающая: развивать у учащихся навыки:

1.Работы с источниками;

2.Применение знаний в аналогичной ситуации;

Воспитательная: развитие правовой культуры, патриотизма и гражданского самосознания, стимулирование исследовательской деятельности учащихся.

Методическое обеспечение:

1. Фрагменты текста Конституции Республики Татарстан и Российской

2. Конвенция о правах ребёнка.

Техническое оснащение:

Рабочий компьютер учителя

Давайте начнём наш парламентский урок с гимна Республики Татарстан.

Звучит гимн Республики Татарстан

Музыка Р.Яхина, слова Р.Байтимерова

У каждого человека есть свой любимый маленький уголок – улица, деревня, город, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина, а из множества таких уголков и состоит наша большая великая держава Родина. Каждый человек любит свою Родину. А любить свою Родину – значит жить с ней одной жизнью.

- В какой стране вы живёте? (В России)

- Как полностью называется наша страна? (Российская Федерация)

- Назовите столицу России? (Москва)

- В какой республике мы с вами живём? (Татарстан)

- Какой город является столицей нашей республики? Что вы можете рассказать об этом городе? (Казань – один из древнейших городов России. В 2005 году ей исполнилось 1000 лет)

- Казань – это только маленькая часть большой страны, а мы жители нашей огромной России. Для того, чтобы люди в стране могли работать, учиться, отдыхать, существуют законы.

- В 2013 году в столице Татарстана будет проходить Универсиада.

Ребята! Мы сегодняшний наш урок проведём в форме игры. Для этого мы разделимся на две команды. Наша игра будет состоять из нескольких туров, и в конце игры подведём итоги и определим победителей. Для того чтобы не возникли споры, считать ваши очки и оценить ваши знания нам нужно выбрать жюри.

(Члены жюри занимают свои места)

Я задаю каждой команде по 10 вопросов, вы будете отвечать на них быстро. А если вы не знаете ответа на данный вопрос, то скажите вперёд и потом можно будет вернуться к этому вопросу заново. Время будет определяться песочными часами. Вы готовы? Тогда начнём.

1. На каком правовом документе основано отношения между людьми в нашей стране?

(Конституция)

2. Нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам (указам, постановлениям и др.). Основной источник права в современном обществе. (Закон)

3. Федеральное собрание состоит из двух палат. Какие?(Государственной Думы и Совета Федерации.)

4.Со скольки лет привлекают к уголовной ответственности?(с 16 лет)

5.Ныне действующая Конституция Республики Татарстан была принята….(6ноября 1992 года)

6. На скольких языках принимаются и публикуются республиканские законы? (На двух государственных – татарском и русском).

7. Какие виды законодательства вы знаете? (гражданский, кодекс о браке и семье, административный кодекс, уголовный кодекс и т.д.)

8. С какого возраста несовершеннолетний может быть трудоустроен? (с 16 лет; по особому случаю с 14 лет)

9. С каких лет установлен в законодательстве России брачный возраст? (с 18 лет)

10. С какого возраста разрешено вождение автомобиля? ( с 18 лет)

1. Высший представительный и законодательный орган государствах, где установлено разделение властей. (Парламент)

2. Кто может быть избран Депутатом Государственного Совета РТ (Гражданин РФ, достигший 21 года).

3. Кто возглавляет Государственным Советом РТ? (Государственный Совет РТ возглавляется Председателем Мухаметшиным Фаридом Хайрулловичем).

4. Какая организация занимается разрешением споров между юридическими лицами? (Арбитраж)

5. На какие учреждения государство возложены обязанности контроля за исполнением законов? (Суд, милиция, прокуратура, адвокатура)

6. Какая инстанция выносит окончательное решение по любому случаю нарушения законов? (Суд)

7. С какого возраста наступает административная ответственность?( с 16 лет)

8. С какого возраста разрешено вождение мотоцикла? ( с 16 лет)

9. Назовите три ветви власти? ( Законодательная, исполнительная, суд)

10.Что является высшей формой непосредственного выражения народовластия в Республике Татарстан? (референдум)

Каждой команде по два конверта. И в каждом конверте задание.

1 конверт. Герб Российской Федерации. Объяснить смысл герба.

2 конверт. Герб Республики Татарстан. Рассказать о гербе.

3 конверт. Флаг Республики Татарстан.

4 конверт. Флаг Российской Федерации.

Каждой команде по пять пословиц.

Первая команда:

Любовь к Родине сильнее ……(смерти)

Береги землю родимую, как …….(мать любимую)

Всякому мила своя……( сторона)

Если народ един, он не …..(победим)

Кто за Родину горой, тот и…….(герой)

Вторая команда:

1. Народная дружба и братство – дороже…….(всякого богатства)

2. Наша сила – семья….(едина)

3. За морем теплее, а у нас …….(светлее)

4. Человек без Родины, что соловей без…..(песни)

5. Одна у человека родная мать, одна у него и …..(Родина)

Каждой команде по одной ситуации.

1. Вы спускаетесь по лестнице из квартиры со своей собакой на прогулку. Неожиданно собака кусает прохожего. Вас привлекают к ответственности. На основании какого законодательного акта? Что делать потерпевшему, куда обратиться? Как помощь пострадавшему? С какого возраста наступает ответственность?

(за данное деяние с 16 лет отвечают родители. Административный кодекс – выгуливать собак с намордником в отведённом для этого места. Промыть рану водой и с хозяйственным мылом. Наложить повязку. Пострадавшему обратиться в больницу)

2. На подоконнике в вестибюле школы лежит чужой пакет с вещами. Видя, что хозяина нет вы берёте пакет и уносите домой. Находящуюся в нём джинсовую куртку и микрокалькулятор продаёте приятелю на улице. Тетради, книги просмотрев выбрасываете. Вас привлекают к ответственности. На основании чего?

(Уголовный кодекс, кража с 14 лет). Как поступить в данной ситуации?

(Отдать пакет в учительскую или любому учителю).

Каждой команде даётся конверт и в конверте пазлы. Нужно собрать из этих пазлов герб Республики Татарстан. Какая команда быстрее закончит, тот победитель в этом туре.

Даётся листок с записью. На листе две колонки. Вы должны привести в соответствие дат и праздников.

Новый год А.23 февраль

День Конституции РТ Б. 1 январь

День защитника Отечества В. 9 май

День Конституции РФ Г. 6 ноябрь

День Победы Д. 4 ноябрь

День народного единства Е. 12 декабрь

День независимости России Ё. 30 август

День суверенитета РТ Ж. 12 июнь

День знаний З. 29 ноябрь

День матери в РФ И. 1 сентябрь

Учитель: Дорогие ребята! Вот и подошёл к концу наш парламентский час. Я благодарю всех за активное участие в игре, за хорошие знания, за прекрасные ответы. Надеюсь, что наш урок всем пришлось по душе. Я думаю, что наша цель достигнута. А теперь давайте послушаем наше уважаемое жюри. Мы узнаем с какими результатами мы завершаем нашу сегодняшнюю игру?

Выступление жюри.

Учитель: Ещё раз я говорю вам спасибо! Поздравляем наших победителей! Вручаем им призы.


Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.

Озёрный плен твои леса венчает.
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.

Твоими городами мы гордимся.
От Бреста до Владивостока путь открыт.
Тебя венчает славная столица,
А Петербург историю хранит.

В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем.
Как много изучить нам предстоит.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

“СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6”


Елабужского муниципального района Республики Татарстан

Бурдина Ольга Владимировна,

учитель истории и обществознания,

Дата проведения: 19 февраля 2021г.

Место проведения: актовый зал МБОУ СОШ №6 г.Елабуга

Форма проведения: историко-литературная композиция

Аудитория: 9-11 классы.

Цель: формирование гражданской культуры, поощрение интереса к истории и культуре Татарстана, содействие развитию информационной, познавательной, коммуникативной и социальной компетентностей учащихся; способствовать процессу формирования политической культуры и активной гражданской позиции учащихся.

Ход мероприятия :

У нас сегодня в гостях: д епутат Елабужского городского совета Шаймуратов Ильшат Габдулхаевич. Приветственное слово депутата.

Ведущий 1: Татарстан является одной из самых многонациональных территорий России, где в мире и согласии проживают представители 173 национальностей. На конец 2020 г. население Республики Татарстан достигло отметки в 3.902.642 человека. На территории республики активно взаимодействуют различные этнические общности: татары, русские, чуваши, мордва, удмурты и другие.

Ведущий 2: Каждый народ — это своя неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык как основной признак нации, потому что формирует национальный менталитет, является живым свидетелем истории народа, хранит его культурные достижения, является определяющим фактором жизни человека и общества.

Ведущий 1: С целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию на международном уровне 21 февраля по решению Ген.конференции ЮНЕСКО объявлен Международным днем родного языка.

Ведущий 2: Родной язык- это колыбель поколений. Родной язык-это связующая нить между прошлым и будущим. Язык - это характер народа, его память, история и духовное могущество. Группа чтецов (Стихотворения о родном языке)

Ведущий 1: Изначально Татарстан географически и исторически формировался как пространство взаимодействия самых различных народов. Этому способствовали ряд исторических событий.

Ведущий 2: После взятия Казани в 1552 году войсками Ивана Грозного, Казанское ханство прекратило свое существование и было присоединено к Русскому государству. Четыре столетия пребывания в составе России постепенно выработали нормы совместного проживания разных национальностей с русским народом. При Петре 1, в 1708 году территория сегодняшнего Татарстана входит в состав огромной Казанской губернии. Добрую память о себе в Казани оставила императрица Екатерина II . Ее ласково называли эби-патша- добрая бабушка-царица.

Ведущий 1: А.С. Пушкин и Г.Тукай – великие поэты, великие личности. В истории двух народов нет людей более возвышенных и гениальных.

Учителя, волшебники, пророки-

У русских Пушкин, у татар - Тукай.

Свои святыни народ народу преподносит в дар:

Становятся все ближе, все роднее

Тукай для русских, Пушкин для татар.

Ведущий 2: В октябре 1917 года в нашей стране к власти пришли большевики во главе с В.И.Лениным. Вместе со всей страной мы прошли через непростые годы строительства нового общества – социализма. Значительным шагом в воссоздании государственности татарского народа стало провозглашение 25 мая 1920 года ТАССР. Татары получили возможность развивать своё национальное образование и культуру, иметь государственность.

1.Татарстан, республика моя,
Ты родился — подняли мы головы.
Ленинской рукой земля твоя
Вспахана для доброго и нового.

2.Татарстан, республика моя,
Ленинское солнце над тобой.
И когда в разлуке ты и я,
Ветер мил со стороны родной.

Ведущий 1: Большие перемены произошли и в сфере культуры, образования, татарского языка и литературы. Расцвет национальной культуры связан с именами таких деятелей, как Галимзян Ибрагимов, Хади Такташ, Шариф Камал, Муса Джалиль, Баки Урманче, Салих Сайдашев, Карим Тинчурин, Назиб Жиганов, Галиаскар Камал, Кави Наджми.

Ведущий 2: Сплоченное единение народов Татарской республики проявилось в годы Великой Отечественной войны. На фронт ушло порядка 700 тыс. наших земляков, в том числе из Елабужского района 15000 человек. Каждый второй не вернулся с полей сражений. 225 татарстанцев отмечены высшим воинским отличием – званием Героя Советского Союза.

Сценка на татарском языке. Проводы на войну.

Мы гордимся подвигами народов Татарской республики. Их имена навсегда связаны с историей республики и всей страны.

Выступления учащихся о прославленных героях ТАССР.

(Петр Гаврилов, Газинур Гафиятуллин, Муса Джалиль, Магуба Сыртланова, Михаил Девятаев, Гази Загитов)

Ведущий 1: В послевоенное время в республике продолжали устанавливаться прочные хозяйственные и культурные связи, формировались отношения взаимодействия между разными народами. Формировались понятия – дружба, взаимопомощь, толерантность. И сегодня народы разных национальностей живут рядом, учатся, работают вместе, создают семьи, вместе проводят праздники и трудовые будни.

Стихи учащихся на удмуртском, армянском и таджикском языках .

Ведущий 2: Сохранить межэтническое согласие и мир, провести республику через бездну проблем и вызовов позволила мудрая политика первого Президента Татарстана Минтимера Шариповича Шаймиева. Единогласное принятие 30 августа 1990 года Декларации о государственном суверенитете Татарстана и решения референдума 1992-го года о новом статусе республики стали важнейшими политическими решениями в истории республики.

Ведущий 1: О высоком международном авторитете многонациональной республики за последнее время свидетельствуют Победа в национальном первенстве и успешное проведение Чемпионата мира по профессиональному мастерству WorldSkills, Всемирная летняя Универсиада – 2013,Чемпионат мира по водным видам спорта – 2015, матчи Чемпионата мира по футболу - 2018.

Ведущий 1: Благодаря трудолюбию нашего народа Татарстан добился больших успехов. Сегодня республика входит в число ведущих регионов страны. Нам повезло родиться, жить и быть полезными своему народу на родной земле, овеянной славой наших предков. Сегодня Татарстан – это территория, устремленная в будущее, где нам комфортно жить и трудиться; предмет нашей гордости и уверенности в завтрашнем дне!

Татарская земля родная,
Традиций нам не счесть твоих.
Другого мы не знаем края,
Где б также почитали их.

Звучит курай, лаская сердце
Красивых, любящих людей.
Мы можем только здесь согреться,
В объятьях родины своей.

Здесь так спокойно и надёжно.
Здесь всё ласкает глаз и слух.
Жить вне отчизны невозможно,
Ведь у нее особый дух,

Распоряжение Председателя ГС РТ № 9-РП от 21.01.2021 "Об организации и проведении парламентского урока в 2021 году".

Приказ № под-115/21 от 29.01.2021 "О проведении республиканских конкурсов в рамках Парламентского урока - 2021".

О реализации национальной политики в Республике Татарстан (Информация Министерства культуры Республики Татарстан).

О преподавании родных языков в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан (Информация Министерства образования и науки Республики Татарстан).

Презентация к выступлению начальника Управления по реализации национальной политики Департамента Президента РТ по вопросам внутренней политики Д.М. Мустафина "О реализации национальной политики в РТ".

Презентация к выступлению министра образования и науки РТ И.Г. Хадиуллина "Место и роль этнокультурного образования в многонациональной республике".

Презентация к выступлению первого заместителя министра культуры РТ Ю.И. Адгамовой "Татарстан – наш общий дом. Единство народов, культурное и языковое многообразие как уникальное богатство республики".

Парламентский урок – 2021, посвященный объявленному в республике Году родных языков и народного единства

Парламентский урок – совместный проект Государственного Совета Республики Татарстан, Министерства образования и науки и Института развития образования - успешно реализуется с 2009 года. В этом году он состоится уже в тринадцатый раз.

С 1 февраля по 31 марта в рамках парламентского урока проходят конкурсы творческих работ. Положения о проведении каждого конкурса утверждены приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан.

В этом разделе представлены материалы для проведения парламентских уроков в школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: углубить представления учащихся об основных правах и обязанностях гражданина в Республике Татарстан; способствовать выработке активной жизненной позиции учащихся.

Целевая аудитория: 2-3 класс.

Оборудование: карточки с изображением флага, аудиозапись гимна РТ.

Заинский муниципальный район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Методическая разработка Парламентского урока по теме

для учащихся 2-4 классов

Автор : учитель начальных классов Ивановой К.С.

Методическая разработка Парламентского урока

Цель: углубить представления учащихся об основных правах и обязанностях гражданина в Республике Татарстан; способствовать выработке активной жизненной позиции учащихся.

Целевая аудитория: 2-3 класс.

Оборудование: карточки с изображением флага, аудиозапись гимна РТ.

- В какой большой стране мы с вами живем? (Россия) Как по-другому можно назвать? (Русь, Отечество)

У каждого человека есть также и маленький уголок , где он живет - город, улица, дом.

- Как еще мы можем назвать нашу Родину? (Республика Татарстан)

2. Основная часть

- Наша Родина - Республика Татарстан. Это высокоразвитый, цивилизованный регион европейского уровня, один из наиболее развитых в экономическом отношении субъектов РФ, с мощным промышленным потенциалом и динамично развивающимся сельским хозяйством. (Вызывает одного ученика показать на карте).

- Большую территорию занимает, по сравнению с остальными? На карте она занимает не так много места. Но по богатству природы, и по красоте пейзажей она не уступает многим государствами Европы.

- Благополучие государства, успешность его развития, государство, в котором есть стабильность, где мирно сосуществует почти 100 национальностей возможно лишь там, где устанавливается власть закона.
Законов создано огромное количество, задача общества сегодня – добиться такого положения, чтобы правомерное поведение стало внутренней потребностью как можно большего числа людей, чтобы нормы права соблюдались добровольно, сознательно, в силу укоренившейся потребности соблюдать общий порядок и уважать права других лиц.

- Скажите что такое Конституция?

- Как вы понимаете эти статьи?(ответы детей)

- А как вы думаете, где берутся эти законы? Кто их издает?

Выступления детей об РТ

Татарская земля родная,
Традиций нам не счесть твоих.
Другого мы не знаем края,
Где б также почитали их.

Звучит курай, лаская сердце
Красивых, любящих людей.
Мы можем только здесь согреться,
В объятьях родины своей.

Здесь так спокойно и надёжно.
Здесь всё ласкает глаз и слух.
Жить вне отчизны невозможно,
Ведь у нее особый дух,

Спокойные тона и краски,
И гордый, вдохновенный стан.
Ты — новоявленная сказка,
Наш современный Татарстан.

В родной стороне и в морозы и в зной
Кипит в роднике ледяная водица.
Она и целебней и слаще любой, —
И сколько ни пью, не могу я напиться.
Бежит ручеек тот, негромко звеня,
Но чудную силу имеет такую,
Что с каждым глотком наполняет меня
Веселая удаль борцов сабантуя.
Готов свое сердце я людям отдать —
Любовью оно к ним горит негасимой.
Хотите — во мгле оно будет сиять,
А нужно — согреет в суровые зимы.
В огромную Волгу бежит ручеек,
Великой реки он становится частью.
Сказать бы я много о Родине мог,
Да разве словами расскажешь о счастье!

Татарстан, республика моя,
Ты родился — подняли мы головы.
Ленинской рукой земля твоя
Вспахана для доброго и нового.
Татарстан, республика моя,
Горя нет, пути мои ясны.
И когда в разлуке ты и я,
Ветер мил с родимой стороны.
Наконец, в дороге нашей долгой
Друг к нам руку сильную простер.
Я тысячелетний голос Волги
Слушаю с Услонских наших гор.

Татарстан, республика моя,
Ленинское солнце над тобой.
И когда в разлуке ты и я,
Ветер мил со стороны родной.

- Что называется нашим родным домом?(Республика Татарстан)

- Как называется наш район? (Заинский)

- В каком же городе мы живем? (Заинск)

- У каждой страны есть свои символы, которые отличают её от другой страны. И у республик, и у районов есть такие символы. К символам относятся Флаг, Герб и Гимн.

-Из каких трех цветов состоит флаг республики Татарстан? (зелёный, белый, красный)

- У вас на партах лежат карточки с изображением флага, закрасьте необходимыми цветами.

- Как вы думаете, что обозначают эти цвета?

- Цвета Государственного флага Республики Татарстан означают:

зеленый - зелень весны, возрождение;

белый - цвет чистоты;

красный - зрелость, энергия, сила, жизнь.

- Какой еще государственный символ имеет наша Республика? (Гимн)

-Третий символ республики – герб. Что из себя представляет герб? (Ответы детей)

- Герб Республики Татарстан выполнен в цветах флага Татарстана; имеет круглую форму.

- Центральный образ герба - крылатый барс - в древности божество плодородия, покровитель детей. В гербе Республики Татарстан барс - покровитель граждан республики и ее народа.

- Три золотых круга охватывают герб на трех уровнях. Они выражают идею единства, бесконечности и высшего совершенства.

Символические значения цветов:

золотой цвет - изящество, красота, богатство земли Татарстана;

зеленый цвет - зелень весны, возрождение Татарстана;

белый цвет - чистота помыслов граждан Татарстана;

красный цвет - зрелость, энергия, сила, жизнь, жизнеспособность Татарстана.

- Герб Республики Татарстан утверждает справедливость, благополучие, добро, дружбу между народами, мир и прогресс.

3. Заключительная часть

- В каком документе записаны права, обязанности и свободы граждан? (Конституция)

- Какие 3 государственных символа имеет республика? (Гимн, герб, флаг)

- Из скольких цветов состоит флаг РТ, и что они обозначают?

- Кто написал гимн РТ?

- Что необходимо соблюдать во время исполнения гимна? (Нужно стоять и не разговаривать).

Читайте также: