Конспект занятия сенсомоторное развитие с помощью дидактических игр

Обновлено: 03.07.2024

Данная методика разработана на основе концепции сенсомоторных игр В.Байделье, Л.Конради, Г.Юнгивайне.

Практически с самого рождения мы начинаем играть в те или иные игры. С помощью игры мы пытаемся разобраться во всем многообразии окружающего мира. Но игра, это еще и возможность преобразовать нашу повседневную жизнь с помощью своего природного творческого дара. Мы играм свои спектакли, сочиняем свои сказки и переживаем так же как придуманные нами герои.

Как утверждает театральная педагогика – личность ребенка развивается в процессе обучения, через погружение в ролевые игры, или сценическое действие, где индивидуальное развитие стимулируется свободой выбора и раскрывается через радость самовыражения.

В этом смысле задача родителей и преподавателей состоит в том, чтобы найти такой способ общения с ребенком, который помог бы ему развиваться разносторонне и целостно, даже в нашем фрагментированном (не целостном) мире.

Гармоничное развитие ребёнка возможно только через обращение ко всёму многообразию его способностей, через развитие сразу всех его качеств, а это возможно только через постоянное совершенствование способов общения ребёнка с окружающим миром.

Мы часто слышим еще и такое мнение, что ребенок сам может играть в свои игры, как дома так и на улице. Однако эти игры, особенно уличные, возникающие спонтанно, очень часто приносят участникам больше огорчений, чем радости. Возрастные различия, психофизические особенности, воспитательные ограничения, отсутствие реаль­ного навыка общения - все это приводит к возникновению физических зажимов и психических комплексов. И как следствие - торможение общего развития, а иногда полная блокировка творческой активности ребенка.

Цель методики - целенаправленное гармоничное раскрытие творчес­кого потенциала ребенка, путем снятия психофизических комплексов и зажимов, с использованием подвижных сенсомоторных игр, имитирую­щих движения различных животных.

Особенностью данной методики является специальным образом организованное взаимодействие детей, (или детей и родителей) одновременно выполняющих упражнения подражательного характера, имитирующие игры зверей. При этом возникает своеобразная совместная двигательная медитация, но, в то же время, ребенок продолжает находиться в своем, индивидуальном образе, что особенно важно.

Такая подражательная деятельность требует от ребенка не только внеш­ней двигательной активности, но и внутреннего творческого осмысления самих действий, задействует весь психоэмоциональный потенциал ребенка. Именно поэтому такая ролевая игра является для него наиболее привлекательной.

Погруженность ребенка в мир игры выстраивает его внутренний мысли­тельный процесс, развивает творческую активность.

Занятия выстраиваются по общей сюжетной линии, которая не ограничивает индивидуальные эмоциональные проявления ребенка, а наоборот, стимулирует их на фоне углубленного погружения в образ. Поэтому в занятии может участвовать, например, собака спокойная, миролюбивая, отдыхающая в жаркий полдень или играющая с маленьким щенком или злобная, агрессивная, или защищающая своего хозяина.

На месте собаки могут быть любые животные. Они могут общаться и проявляться по-разному, но в любом случае, действия этих животных изначально адекватны ситуации. Как и в реальной жизни, в нашей совместной ролевой игре проявления животных могут быть разные.

Суть процесса в том, что ребенок, погружаясь в свой образ, окрашивает его своим психическим содержанием, проявляется не стесняясь, не комплексуя, не боясь упреков, наказания или осмеяния.

Наличие активных физических действий, ярко выраженный образный ряд освобождает подсознание, снимает зажимы, принося радость и непри­нужденность общения. В этот момент ребенок адекватен сам себе и окру­жающему обществу. Он прыгает, кричит, лает, разыскивает добычу, просто валяется - он собака среди собак, и он свободен в проявлениях, даже вовремя заранее заданной направленной деятельности. (более полно – смотрите приложение 1.)

Главная задача родителя (инструктора) в таких играх - выстроить групповое взаимодействие так, чтобы образовался единый направленный вектор деятель­ности, постоянно поддерживающий общую активность и творческий потенциал.

Суть методики - в правильном подборе внешних психофизических форм, которые с одной стороны, помогают выражать ребенку свое внутреннее состояние, с другой, релаксируют и выравнивают его, развивая физически и повышая творческую активность.

Отсутствие жестких требований к внешней форме движений, как например, в гимнастике, снимает комплекс физического несовершенства, часто проявляющийся в этом возрасте, а наличие внутреннего наполнения удерживает внимание ребенка внутри процесса. Поэтому занятия, построенные по принципу подражательной деятельности, значительно ускоряют развития образного мышления, координации в пространстве, сообразительности, улучшают работу нервной системы, внутренних органов, повышают иммунитет и стрессоустойчивость.

Таким образом, методика кроме развивающего значения, носит еще и явно выраженный оздоровительный характер.

Возвращаясь к понятию ролевого психофизического развития, необходимо уточнить, что под этим понятием мы подразумеваем целый маленький мир, в котором есть все. Каждый ребенок наполняет его своими движениями и звуками, своими переживаниями, историей, сюжетом. Поэтому методика может быть использована как своеобразная игра в " Театр зверей". Иногда для прояв­ления своего психического состояния, ребенку может потребоваться целая история с участием, например, кошачьей семьи; мама кошка, папа или бабушка, братья или сестры.

В процессе занятий, внешние формы могут изменяться, проявляться по-новому, усложняться или вообще исчезать, главное они должны соответствовать состоянию ребенка и уровню его развития, показывая его динамику. Это можно проиллюстрировать на следующем примере: трехлетний ребенок на первом занятии - его лягушонок еще "нигде", он просто прыгает, затем начинает квакать, затем появляется специфическая форма движений, проявляющая характер деятельности, затем появляется окружающая обстановка (болото или лужа), другие лягушата и т.д.

Однако направленность методики не сводиться к увеличению количества внешних форм или усложнению сюжетов. Обычно наличие 5-7 животных и 3-4 сюжетов полностью удовлетворяет запрос ребенка, как на уровне психики, так и физически.

Основная направленность методики – это развитие разнообразных форм коммуникации и совместного творчества.

Во время занятий ребенок раскрепощается, обретает и развивает свой внутренний мир. Он стремится продемонстрировать свои умения и навыки. Такой ребенок начинает искать адекватного общения и творческого применения своим возможностям, он пробует сам моделировать новые, ни на что не похожие, формы, которые оживают внутри него, внешне ни чем не обусловленные и не навязанные.

Использование данной методики в индивидуальной форме (дома), и в групповой (оздоровительной) практике, значительно расширяет возможности педагога (родителя), и в то же время, ограждает ребенка от излишнего, не всегда осознаваемого и поэтому грубого вмешательства родителей в его внутренний психический мир.

Главное, что ребенок, занятый активной игровой подражательной деятельностью, активно развивается и с удовольствием демонстрирует свои умения и навыки.

Особое значение данная методика имеет при работе с нестандартными детьми с особенностями психофизического развития как в гипер. так и в гипо формах.

Автор методики: Михаил Ингерман. Тренер-преподаватель с 20-и летним стажем работы с детьми различного возраста. Имеет высшее спортивное, педагогическое и психологическое образование. Долгое время учился и работал за границей.

Приложение 1.

(общие направления для творческого осмысления)

1. Для пальцев и кистей рук:

2. Для шеи.

2.2. Ой,ёй.ёй. Наклон головы в сторону с одновременным наклоном корпуса.

3. Для всего тела.

3.4. Большой, большой, маленький, маленький. Поднимаемся на носки и разводим руки в стороны – большой. Сжимаемся и приседаем в глубокий присед – маленькие.

Основная часть.

1. Динамические упр.

После освоения – наполнение эмоциональным содержанием (лошадки радостные, а кузнечик хромает, лягушка весело квакает, мама-курица охраняет своих цыплят, большой медведь громко рычит и т.д.)

3. Передвижения на четвереньках.

Лев поднимает лапы и рычит, скорпион поднимает хвост, паук (жук),(передвижение вверх животом)

5. Статико-динамические упр.

Заключительная часть.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Коммунальное государственное казенное предприятие

Провела: Спиридонова Н.А

Өскемен қ . 2020ж.

г. Усть-Каменогорск. 2020 г.

Цель: развивать сенсорные способности детей через разработанные дидактические игры при осуществлении индивидуального дифференцированного подхода к каждому ребенку .

Обучающие – продолжать знакомить со свойствами предметов и их признаками, формирование организованности во время занятия.

Развивающие – развивать мелкую моторику рук , логическое мышление, память, знание основных цветов, тактильные ощущения, глазомер, речь.

Воспитательные – воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, самостоятельность, активность.

Материалы и оборудование.

Предварительная работа: разделила детей на подгруппы по способностям. (во время работы высокий уровень-дети самостоятельно выполняли работы, средний уровень- выполнят с помощью подсказок педагога детей, низкий уровень- с помощью сильных детей.)

Ход занятия.

Дети стоят полукругом.

- Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп. – Хлопают в ладоши.

- Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ. – Топают ногами.

Здравствуйте, гости! – Машут руками.

Воспитатель выглядывает за дверь и вносит письмо.

В. - Ребята, нам пришло письмо. Давайте прочитаем его.

В. - Ребята, да это приглашение на день рождения! От кого это письмо?

Д. - От Медвежонка.

В. - Ну, что примем приглашение?

В. - Ребята, где живет Медвежонок?

В. - А как мы доберемся до леса?

В. - На чем поедем?

Д. - На машине, поезде, автобусе.

В. - Правильно. Мы с вами поедем на автобусе.

В. - Ой, ребята, наш автобус сломан. Как же мы поедем! Что нужно сделать?

Д. – Починить колеса.

Дети чинят колеса, собирают крышки по цветам кругов, подбирая их по цвету.

В. – Молодцы! Мы с вами починили автобус. Теперь Ясмин вам раздаст билеты, а вы занимайте соответствующие места.

В. – Дети, мы приехали в лес. Посмотрите, здесь что- то написано. Воспитатель находит записку от медвежонка.

Цель игры : развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами.

Задачи игры : Закреплять у детей представления о цветах, умение группировать предметы по цвету, учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу, знакомить с понятиями "такая", "не такая", "одинаковые", "разные".

При выполнение задания дети с высоким уровням помогают детям с низким уровням при затруднение выполнения. (Ясмин, Таисия, Маша)

В. – Молодцы! Теперь Солнышко веселое и светит ярко

Дети с воспитателем идут дальше. На полу – полянка с ежиками.

В. – Ребята, посмотрите, ежики!

Ё. – Ребята, поиграйте с моими ежатами!

цель : развитие мелкой моторики, координация движений, активизация ощущений.

Задачи : развивать речевую активность детей. В процессе игр на развитие мелкой моторики у детей улучшить внимание, память. Развитие ощущений собственных движений и формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу.

Ё. – Спасибо, ребята, вам за игру! До свидания.

Д. – До свидания, ежики!

Дети и воспитатель подходят к полянкам с цветами.

Дети по цвету подбирают цветы к полянкам.

В. – Ой, ребята, ведь мы идем на день рождения. А что мы забыли взять для Медвежонка?

В. – Правильно. Что мы ему можем подарить?

В. – Молодцы! мы подарим наши цветочки которые собрали на полянке.

Дети подходят к домику Медвежонка. На двери висит картонный замок с изображением.

ИТОГ-рефлексия

В. – Здравствуй, Медвежонок! Поздравляем тебя с Днем рождения! У нас для тебя есть подарки!

М. – Здравствуйте, ребята! Спасибо за подарки. А легко ли вам было добраться до меня?

В. – Ребята, расскажите Медвежонку, что нам пришлось сделать по дороге к нему.

Д-дети рассказывают, как добирались до домика медведя.

М- Ребята я приготовил для вас тоже подарок, садитесь за столы и мы с вами поиграем.

Цель: актуализация знаний педагогов о технологиях сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Показать значение сенсомоторной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
  • Показать приемы работы с детьми по развитию сенсомоторной деятельности.
  • Познакомить с разновидностями дидактического материала для развития мелкой моторики

Предварительная работа: Подготовить выставку сенсорных игр и оборудования для сенсомоторной деятельности.

Ход практикума

Дети воспринимают мир всеми органами чувств, они исследуют предметы ртом, руками, всем телом. Но органы чувств работают , только если ребенок пользуется ими. Способности восприятия можно улучшить, если предоставить ребенку в первые годы жизни предоставить ребенку богатые возможности для разнообразных упражнений.

Формирование сенсомоторного опыта происходит в играх, когда дети используют различный материал: песок, крупы, бусины, мех и т.д. Взаимодействуя с такими материалами у детей развиваются, в первую очередь, тактильные ощущения и мелкая моторика.

Для развития сенсомоторных способностей детей существуют множество различных игр и упражнений.

Игротека

Предложите детям разложить разные виды круп по тарелочкам. Усложните задачу: крупу брать только двумя пальчиками. Трудно?


Предложите детям схематичное изображение каких либо предметов, например, паровозик. Задание: выложить колеса пуговицами в соответствии с размером колес.

Рисунки могут быть разными, например, неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д. В таких играх закрепляются сенсорные эталоны цвет, форма, величина.


Пробки от пластиковых бутылок могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Устроим соревнования, чьи пальчики быстрей дойдут до финиша. При этом будем проговаривать любимые детские стихи, например,

Я люблю свою лошадку…


Бельевая прищепка - прекрасное средство массажа подушечек пальцев. Причем силу нажима регулирует сам ребенок, да и раскрыть прищепку - немалый труд для малыша. Представим, что прищепки - это гуси, которые сбежали от бабуси. Они щиплют травку, широко раскрывая рот. Покажите, как гуси открывают рот?

Рано утром встал гусенок.

Пальцы щиплет он спросонок

Скорее корма дайте мне.

Мне и всей моей семье!


Игры с песком

Картонные рыбки окрашены разными цветами. Игровое правило: ребёнок при помощи удочки ловит рыбку из аквариума, называет цвет и кладёт на тарелочку по цвету.


Ёжики вырезаны из картона (красного, жёлтого, синего, зелёного) цвета. Яблоки из цветных крышек (жёлтого, красного, синего, зелёного цвета). Игровое правило: ребёнок кладёт цветные "Яблочки" к ёжику по цвету.


сверху натянута верёвка, прищепки разных цветов, силуэты одежды вырезаны из цветного материала. Игровое правило: ребёнок крепит одежду прищепкой по цвету.


Сегодня мы познакомились лишь с малой частью сенсомоторных игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Придумывайте игры сами, ведь игровой материал окружает нас повсюду.

"Свидетельство о публикации в СМИ": Серия А № 0004380

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Автор: Кудряшова Елена Алексеевна, воспитатель МАДОУ "Детский сад № 76 комбинированного вида", Республика Мордовия, город Саранск
Описание работы: данный материал представляет собой варианты нетрадиционных дидактических игр, созданных с помощью современных материалов, способствующих развитию сенсомоторных умений детей дошкольного возраста, будет полезен воспитателям средних- подготовительных групп ДОО.

Быстрое формирование всех свойственных человеку психофизиологических процессов начинается с раннего возраста. Своевременное и верно осуществляемое воспитание детей является важным условием их полноценного развития. Поэтому именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития сенсорной и моторной сферы ребенка - развития двигательных умений и навыков, мелкой моторики, разностороннего обогащения зрительного, слухового и тактильного восприятия, восприятия пространства, ощущения своего тела, накопления представлений об окружающем мире (сенсомоторного развития).
Сенсомоторное развитие составляет базу общего умственного развития дошкольника. Именно с восприятия объектов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их обработки. Поэтому оптимальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
В связи с этим в дошкольной образовательной организации необходима кропотливая ежедневная системная работа (тщательно подобранный блок игр, упражнений, заданий) по развитию сенсорной и моторной сферы дошкольников.
Большой вклад в создание такой системы внесли Л.А.Венгер, Е.Г. Пилюгина, В.А. Пилюгина, Н.Н.Поддъякова , В.Н.Аванесова (сенсорное развитие), М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная (моторное развитие), продолжают их деятельность ученые современности.
Опираясь на труды теоретиков, педагоги-практики тоже вносят свой вклад в создание разнообразной системы сенсомоторного развития дошкольников. И помощь в этом им могут оказать доступные современные материалы и … немного творчества.
В процессе использования нетрадиционных игр и упражнений, направленных на сенсомоторное развитие дошкольников, у детей формируются знания об определенных сенсорных эталонах, они овладевают рациональными приемами обследования, повышается любознательность, пытливость, появляется желание творить, дети становятся более активными во взаимодействии со взрослыми.
Мои воспитанники сейчас– дети 5-6 лет (старший дошкольный возраст). Проблема их сенсомоторного развития является для меня актуальной как проблема готовности к школе будущих выпускников детского сада. Также она является актуальной в связи с работой образовательного учреждения в инновационном режиме по направлению физкультурно-оздоровительного и сенсомоторного развития детей дошкольного возраста.
Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои сенсомоторные умения?
Если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. Главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, настроение, желание и возможности.



Игры с конструктором из липучек (цветных или окрашенных в разные цвета)- развивают мелкую и крупную моторику, незаменимы для развития фантазии, логического мышления, хороши для организации работы двух и более детей.



Игры с конструктором из гибкой проволоки, обтянутой цветной тканью – позволяет создавать самый широкий спектр объектов (отдельных (из одного базового компонента) и комплексных (из нескольких базовых компонентов)), может использоваться для решения задач разных направлений развития дошкольников.








А если в использовании разнообразных материалов опереться на современные технологии сенсомоторного развития, то могут получиться удивительные результаты детского творчества.



Литература:
1. Венгер Л.А, Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. М.: Просвещение , 1998 .
2. Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. Игры, упражнения, тесты. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
3. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. М.: Мозаика-Синтез. 2014.
4. Потапова Е.В. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов ДОУ. Изд. Детство-Пресс, 2012.

Читайте также: