Крещение руси конспект урока 10 класс

Обновлено: 05.07.2024

Репродуктивный, наглядно-иллюстративный; частичного поиска; работа в группах; элементы игровых технологий; технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей, технология саморазвивающегося обучения с элементами проектной деятельности, коммуникативное обучение на основе сотрудничества; частичного поиска; проблемно-поисковое обучение на основе работы с первоисточниками

  • тексты с лекцией-гипертекстом на тему "Крещение Руси",
  • набор опорных сигналов,
  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • мультимедийная презентация "Крещение Руси" с иллюстративным материалом,
  • карта "Древнерусское государство в IX - X вв."

Цели урока:

Когнитивные (познавательные): определить причины и оценить значение принятия христианства для социально-политического развития государства, проанализировать особенности процесса выбора веры князем Владимиром, выяснить последствия принятия христианства, выделить специфику христианства у славян.

Операционные (развивающие): развивать широкий спектр аналитических умений: умения применять картографические знания; умения формулировать и конкретизировать ответы на вопросы; умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты; коллективное обсуждения результатов самостоятельной предварительной работы, личностных оценок и суждений; способствовать развитию творческих способностей в частично поисково - исследовательских видах учебной деятельности; изложение учебного материала при помощи новых информационных технологий.

Ценностные (воспитательные): учащиеся должны уметь оценивать происходящие события с точки зрения их значения для дальнейшей судьбы нашей страны.

Основные понятия и термины: религия, язычество, пантеон, жертва, капище, волхвы, идол, монотеизм, мировые религии, христианство, ислам, иудаизм, крещение, молитва, митрополит, монастыри, летописи.

Ход урока

И на берег вышел, душой возрожден,
Владимир для новой державы,
И в Русь милосердия внес он закон -
Дела стародавних, далеких времен,
Преданья невянущей славы.
(А.К. Толстой)

Крещение Святой Руси идёт,
Во славу Бога и милости народа
Святой род в православии живёт,
И будет жить вечно как природа :

I. Орг. момент.

Подготовка к восприятию темы и организация работы класса.

II. Актуализация знаний.

В начале урока звучат колокола.

Слова учителя. Звонят на Руси колокола. Колокольный звон возрождает Россию. Россию со своими традициями и многострадальной историей.

Неоспорим вклад церкви в возрождение духовности, единства, усиление государственности, а значит и в возрождении страны.

Китайский мудрец Конфуций говорил: "Вера объединяет людей сильнее, чем самая хорошая власть".

Я предлагаю вам сформулировать тему сегодняшнего урока.

Ученики говорят тему урока.

"Принятие христианства на Руси" Слайд 1

(Переход к следующему слайду по щелчку)

Актуализация знаний. Повторяем понятия

Политеизм: многобожие, почитание нескольких или многих богов.

Генотеизм: переплетение политеизма и монотеизма. Эта вера допускает существование множества богов, но вместе с тем сосредоточивается на почитании избранного бога.

Пантеон - храм или место, посвященное всем богам

Прозелитизм - горячая преданность вновь принятому учению, новым убеждениям, религии, догме.

Решаем кроссворд Слайд 2

Вопросы: Слайд 3

- Имя князя, крестившего Русь.

- В каком состоянии досталось государство князю Владимиру?

- Какие преобразования были проведены во внутренней политике князя Владимира?

- Что такое "языческая реформа князя Владимира"?

- Какую цель преследовала первая религиозная реформа?

- Какое отношение было у европейских стран к Киевской Руси?

- Какое ещё прозвище получил Владимир в народе? (Великий, Креститель, Святой, Красное Солнышко)

Правление Владимира I ознаменовалось очень важным событием - крещение Руси. Оно кардинально изменило внутреннюю ситуацию в стране и на международной арене. Этому значимому событию и посвящен наш урок.

Проведём мы его в несколько необычной форме, и я надеюсь, что этот способ изучения исторического материала поможет вам прочно запомнить всю информацию и проявить себя с творческой стороны, рассматривая и обсуждая основные вопросы темы. Но для того, чтобы это всё произошло, необходимо внимательно слушать учителя и строго соблюдать последовательность работы.

III. Целеполагание.

- Что вы знаете о христианстве?

- Как происходит принятие христианства? (через обряд крещения)

- Давайте попробуем сформулировать вопросы, которые помогут нам понять это событие.

Вам предстоит узнать, как наша Русь стала христианской. Определить причины принятия христианства на Руси и значения этого события в жизни страны. Выяснить роль личности в истории, как эта личность влияет на ход событий. Определить главные духовные ценности христианства, имеющие значения для вас.

Постановка проблемного задания.

Высказывания историков о князе Владимире: Слайд 5

"Владимир имел широкую душу:, которая, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа". С. М. Соловьёв.

"Был он (Владимир) в язычестве мстителем свирепым, гнусным:, воином кровожадным и - всего ужаснее - братоубийцею:" Н.М. Карамзин

":Главное право его (Владимира) на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя великого принадлежит ему и за дела его государственные:". Н.М. Карамзин.

- Почему жестокий, нравственно распущенный человек, убивший своего родного брата, стал святым?

- Принятие монотеистической веры - это процесс случайный или закономерный?

IV. Работа с гипертекстом на компьютере.

Учитель предлагает ребятам открыть текс на компьютере

Гипертекст на тему "Крещение Руси" (Приложение 1)

(Создаются условия для первичного запоминания информации)

V. Структурирование гипертекста.

(После прочтения текста)

  • разделить его на части,
  • найти границы между ними,
  • выделить главные мысли,
  • дать название разделам.

Эта работа сопровождается записью плана на доске и в тетрадях учеников.

1. Предпосылки и причины крещения Руси

3. Историческое значение и последствия крещения Руси

Б) Работа с опорным конспектом

Необходимо использовать опорные сигналы для обозначения главных мыслей.

(Продолжают механическизапоминатьтекст, начинают понимать логику изложения и подключают ассоциативное мышление, проявляя творчество и подключая фантазию).

VI. Групповая работа над вопросами к тексту (Приложение 2)

(Организация групп проходит просто - делим класс по рядам)

За 3-5 минут подготовить 5-7 вопросов к тексту, причем таких, на которые в тексте есть прямой ответ

Например, когда Владимир задумался о единобожии?

Дополнительные вопросы формулирует учитель (при необходимости):

- Куда и зачем направил князь Владимир послов?

- Где и как крестили киевлян?

- Как князь поступил с кумирами?

- Как принятие христианства отразилось на нравственных основах народной жизни?

- В чем заключается значение принятия христианства для Руси? .

VII. Групповая работа над вопросами к тексту (Приложение 3)

Подготовить 3-5 вопросов по тексту, на которые в тексте прямого ответа нет, однако понимая материал, на них можно ответить.

Например, принятие христианства было закономерным или это была прихоть Владимира?

Группы обмениваются вопросами, но ответ находят уже не в тексте, а предлагают свои.

Эта работа помогает запоминанию и создаёт условия для понимания и присвоения смысла информации.

2. Дополнительные вопросы формулирует учитель (при необходимости):

- Чем руководствовался князь Владимир при выборе веры - личными или государственными соображениями?

- Почему язычество к концу X века перестало соответствовать уровню общественного, политического и культурного развития Руси?

- Когда и кем совершено крещение князя Владимира?

- Каков был характер крещения Руси?

- Почему именно с принятием христианства связывают приобщение наших предков к мировой культуре?

- Чем можно объяснить живучесть языческих верований на Руси?

VIII. Работа с материалом учебника параграф 8 и тетрадью. Слайд 8

- Каковы факторы, повлиявшие на принятие христианства?

- Что такое христианство? Запись в тетрадях

Христианство - одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникла в I в. н.э. в Иудее. Имеет три основных направления: католицизм, православие и протестантизм. Общий признак объединяющий христианские вероисповедания - вера в Иисуса Христа как бога -человека, спасителя мира.

IX. Работа с классом по опорным схемам.

01 - Каковы причины монотеизма? Слайд 9

(Кликнуть на управляющие кнопки, появляется на слайде тест)

- Как схематически изобразить выбор князем Владимиром веры?

- Какие религиозные верования были отвергнуты Владимиром и почему?

По слайду 11 - работать следующим образом: после анимации слайда, кликнуть на слово "Херсонес"

- Когда это происходило?

Владимир оказал помощь византийскому императору в подавлении восстания против его власти и должен был получить в жены сестру императора. Император не спешил выполнять обещание. Великому князю киевскому пришлось осадить и взять центр византийских владений в Крыму - Херсонес (Корсунь). Сюда прибыла и византийская принцесса Анна.

Кликнуть на слово "Византия". Прочитать, обсудить текст.

Истоки восточного христианства Слайд 12

- Почему религиозный выбор Руси оказался именно таким?

Вывод: организация православной церкви больше подходила Руси (возможность использовать свой язык в богослужении, подчинение церкви государству)

Запись в тетрадях:

  • во-первых, православные храмы - красочны;
  • во- вторых, не противоречила русским обычаям;
  • в-третьих, на Руси были христиане - княгиня Ольга (бабка Владимира)

Согласно летописи, над храмом высились 25 глав.Десятинная церковь простояла до 1240 года, когда была разрушена при взятии Киева войсками Батыя: рухнула - то ли нападающие постарались, то ли спасающегося народу набилось столько, что его тяжести храм не выдержал.

Здесь же в 988 году князь с дружиной крестился.

Крещение в Киеве и в Новгороде Слайд 14

Считается, что крещение Руси началось в Киеве. И послал?Владимир со словами:?""Если не придёт кто завтра на реку - будь то богатый или бедный, нищий или раб - да будет мне враг. Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если не было это хорошим, не приняли бы это князь наш, и бояре".?

- Где и как крестили киевлян?

- Что произошло в Новгороде?

Работа со слайдом - кликнуть на слово "Киев" (всплывает несколько иллюстраций -3)

Затем на слово "Новгород" (иллюстраций -2)

Выводы о методах крещения Руси методы крещения: насильственный и мирный (строить церкви, приглашать священников, распространять церковную литературу).

Переход на следующий слайд по управляющей кнопке

Последствия крещения. Работа с опорными фреймами. Слайд 15

Учащиеся самостоятельно пробуют составить опорный конспект на компьютере. Затем идет обсуждение слайда, высвеченного на экране.

  • Для экономического развития страны.
  • Для политического развития страны.
  • Для культурного развития страны.
  • Для международного положения государства.
  • Для обороны страны.

Церковная организация Слайд 17

После принятия христианства сложилась четкая церковная организация.

Церковь быстро стала одной из важнейших общественно-политических сил Руси, по сути, частью самого государства. Она влияла на культуру, быт и мораль, стимулировала распространение письменности и создание летописей, способствовала развитию связей с другими христианскими странами. (Приложение 4)

Феномен двоеверия. Слайд 18

Крещение не могло перечеркнуть предшествующую традицию язычества, господствовавшую в течение многих столетий. Поэтому христианство приобрело на русской почве свои специфические черты. Это объяснялось не только силой традиции, но и тем, что христианство не имело корней в укладе народной жизни и долгое время оставалось чем-то чужеродным. Феномен слияния христианства и языческих вероучений получил название двоеверия. Двоеверие означает, что человек совершенно искренне верит в Бога, ходит в церковь, крестится и молится, в доме вешает иконы. Но так же искренне он почитает и языческих богов, и может поклоняться им, приносить жертвы, отмечать языческие праздники, верить в языческие суеверия, защищать себя языческими оберегами.

X. Закрепление и систематизация полученных знаний в процессе обучения их практическому применению. Слайд 19

  • Взаимоотношения Древней Руси с Византией в течение двух столетий - IX и веков, способствовали проникновению христианства на Русь;
  • Крещение Руси содействовало развитию ее экономики, права,просвещения и культуры;
  • Образование Древнерусского государства явилось итогом длительного процецесса социально-политической и территориальной консолидации восточнославянских племен;
  • В конце X века Древнерусское государство превратилосьв крупнейшую державу Европы;
  • Принятие восточного варианта христианства сделало Русьчастью православного мира.

XI. Итог урока.

Основные направления деятельности Владимира Святославича.

Время княжения Владимира является периодом подъёма Киевского государства: усиления феодальной власти внутри, успешных завоевательных походов, развития культуры, земледелия и ремёсел. Народная память сохранила образ Великого князя в былинах и легендах. Именно в это время появился ряд былин, героем которых, наряду с Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Путятой и Кожемякой был и Владимир Красное Солнышко.

Контрольные вопросы для проверки:

Почему именно в период правления Владимира была проведена религиозная реформа?

В чем отличие христианства от язычества?

Перестали ли киевляне почитать языческих богов после 988 года?

Что означает поговорка "Путята огнём. Добрыня - мечом"?

Какие ещё религии соперничали с православием в 986 году?

Что дало христианство Киевской Руси?

Почему именно с принятием христианства связывают приобщение наших предков к мировой культуре?

XI. Подведение итогов. Рефлексия.

Оценки выставляются с учётом степени активности и того, какой уровень сложности выбрали ученики.


На уроке рассмотрены основные этапы становления христианской религии на Руси. Презентация опубликована раньше.

Описание разработки

Цели урока:

Образовательные – познакомить учащихся с причинами принятия христианства по византийскому образцу, первой религиозной реформой, событиями крещения Руси, методами крещения.

Развивающие - развитие творческих способностей, аналитического мышления, навыков работы с источниками и литературой, устной речи, умения аргументировать свою точку зрения, способствовать формированию умений работать с дополнительным текстом: извлекать информацию, анализировать; обобщать полученный материал, самостоятельно делать выводы; формировать умение составлять схемы.

Воспитательные - воспитание патриотизма, развитие коммуникативной культуры, умения слушать, воспитывать терпимость к другим взглядам, мнению, бережное отношение к памятникам культуры.

Основные понятия: культура, религия, язычество, христианство, православие.

Оборудование: карта “Русь в IX – XII вв. ”; иллюстративный материал; документы (отрывки из “Повести временных лет” и исторической литературы).

Ход урока

Учитель проводит опрос по понятиям, необходимым при изучении новой темы: восточнославянские племена, язычество, христианство, православие, католицизм, ислам, боги славян.

Вопросы к классу:

– Что вы знаете о христианстве?

– Откуда пришло христианство на Русь?

Как христианство повлияло на историю Руси: положительно или отрицательно?

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
  • Что такое культура и что она в себя включает?
  • Нарисуйте схему:
  • Разделите на две группы по какому - либо признаку понятия: традиции, храмы, право, обычаи, книги, законы, религия, идеи, теории, иконы, картины.
  • По каким признакам вы разбили группы? Итак, что относится к материальной, а что к духовной культуре?
  • Добавьте свои понятия в данные группы.

Учитель: Именно культура помогает передавать из поколения в поколения опыт, знания, традиции, обычаи. А русская культура вся пронизана христианством, которое впитало в себя лучшие традиции древних славян. Образование межплеменных этнических общностей обычно сопровождалось серьезными изменениями не только в политической жизни людей, но и в жизни духовной. Значительным событием в ранней истории большинства европейских народов стало их приобщение к христианству.

Состоящая из различных северогерманских, славянских и финских элементов, древнерусская (восточнославянская) общность в конце I тыс. от Р. Х стала превращаться в народ, сплоченный не только политически, но и духовно, т. е. религиозно. Медленное распространение христианства среде варяжских и славянских дружинников началось в IX веке. Первоначально крещение принимали немногие воины, участвовавшие в набегах на Византию, и в торговли с христианами - греками (профессии воина и купца в то время очень часто совпадали).

Перемена веры дружинников была делом вполне естественным: они много времени проводили в походах, в чужеземных краях и в том числе и в Византии, где видели прекрасные храмы, торжественные службы, сравнивали свои культы с христианской верой.

Племенные, языческие верования были, как правило, основаны на непонимании воздействия на человека каких - то малоприятных, неведомых сил. Представления об этих силах соотносились с родоплеменным бытом, с особенностями местности, со специфическими занятиями населения. Поэтому серьезные изменения в быте ставили под сомнение различные элементы верования, порождали религиозный кризис (так, поклонявшиеся духам гор племена не могли сохранить своих представлений о них, переселившись на равнину). Не удивительно, что наибольшую восприимчивость к перемене религии показывала самая активная часть общества: воины и купцы. Некоторые историки, как О. М Соловьев, принимают факт крещения Аскольда и Дира, ходивших на Константинополь в 860 году. Но это был не государственный выбор веры, а личный. Тем не менее, крещение отдельных влиятельных людей способствовало знакомству всего населения с христианством. Часто побуждением перехода в другую религию была победа христианского народа над язычниками: "Чужо Бог" сильнее. Известны также и миссионерские подвиги: Андрей Первозванный, св. Кирилл.

Но настоящих фанатов язычества было немного, хотя обряды любили и совершались. В городах на пути из варяг в греки было много купцов, среди которых было много христиан. Также много крещенных было среди дружинников. В то время, в середине X в. , в Киеве стояла церковь Илии Пророка. Во 2 - ой половине X в. Существовали православные храмы в Новгороде, в других городах на пути из варяг в греки.

Вдова Игоря Ольга, управлявшая государством по смерти мужа, приняла крещение. Мы не знаем, где и когда приняла крещение Ольга. Легенда и русская летопись связывает это событие с посещением Константинополя (955 или 957 г. ), где Ольга вела переговоры с императором Константином. Однако в его подробных записках о крещении Ольги не упоминается. Так или иначе, Ольга стала православной, а ее народ, в целом, оставался языческим.

В X веке. происходила очень медленная христианизация Руси. Этот процесс почти не затрагивал обитавших вне города земледельцев и охотников. Православие постепенно приобретало статус религии, терпимой в государстве, но не государственной. Распространение христианства в княжеской и дружинной среде (в то время они в известной степени совпадали) происходило, как я уже отмечал, быстрее.

Постепенно создавались предпосылки для официального признания новой религии и для массового крещения восточных славян. Этим предпосылкам суждено было сбыться во времена правления св. Князя Владимира - Красное Солнышко.

Князь Святослав, заботившийся о своей военной славе больше, чем о государственных делах, тем более о вопросах веры, совершил несколько походов на Восток и Юго - Восток, против ослабевшего Хазарского каганата, на Юг и Юго - Запад и др. Он пытался создать державу силой оружия на землях придунайских славян (болгар) и основал там свою, как бы военную столицу - Переяславец.

Территорию, которая со времен Олега была подвластна русским князьям, Святослав передал своим малолетним сыновьям: Ярополку (ему достался киевский престол) и Олегу (ставшему древлянским князем). В дальний Новгород Святослав отправил еще одного сына, Владимира, бывшего в глазах современников не совсем ровней Ярополку и Олегу (очевидно, что мать Владимира была не варяжского, а славянского рода, и занимала невысокое положение ключницы и считалась не женой, а скорее наложницей князя, т. к. многоженство тогда имело место). Владимира, еще ребенка, сопровождал его дядя и наставник Добрыня.

По смерти Святослава (972 г. ) между сыновьями вспыхнула междоусобица. Киевский воевода, по существу стал инициатором похода на древлян. Поход закончился победой киевлян, юный Олег погиб в суматохе, образовавшейся после отступления его войска (воины торопились укрыться за стенами города Овруга и многие из них попадали в ров; такая участь постигла и Олега).

Прослышав о событиях в древлянской земле, Добрыня и Владимир отправились в Скандинавию, откуда вернулись с наемным войском. Во главе этого войска, пополненного жителями северных городов и селений, Владимир двинулся на Юг, к Киеву. Предлогом для похода стали действия Ярополка, приведшие к братоубийству. По дороге воины Владимира покорили Полоцкую землю, а в 978 или 979 г. Вошли в Киев. Ярополк, явившийся к победителю - брату, был убит. Усобица завершилась победой Владимира.

Если Ярополк, испытавшей влияние своей бабки - христианки в детстве, отличался веротерпимостью и даже благоволил сторонникам "греческой веры", то Владимир в момент завоевания Киева был убежденным язычником. После убийства брата новый князь приехал устроить на одном из городских холмов языческое капище, где в 980 г. Были поставлены истуканы племенных богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога и др.

Так в конце X в. в Киеве была предпринята попытка оживить традиционное язычество, поддержав его авторитетом государственной власти. Язычество, казалось, переживало расцвет: идолам приносились человеческие жертвы, князь и большое число горожан с одобрением воспринимали эти кровавые ритуальные убийства, которые в предшествующие годы, десятилетия были почти что забыты (особенно в Киеве).

Через несколько лет после вокняжения в Киеве Владимир отказался от язычества и принял крещение, приступив затем к обращению своих подданных.

Религиозная реформа, круто изменившая жизнь многих людей, была подготовлена предшествующим развитием русских земель и вызвана к жизни политическими причинами. Однако утверждение, что Владимир руководствовался исключительно пониманием государственной пользы христианства неверно. Очевидно, что без глубокого переосмысления собственной жизни, без искреннего обращения в православие Владимир не смог бы действовать столь последовательно и решительно, побуждая, принуждая к крещению жителей огромной языческой державы.

В любых отношениях с христианскими государствами языческая страна неизбежно оказывалась неравноправным, ущербным партнером, с чем Владимир не был согласен (обращение в христианство усилило присущее ему чувство ответственности за государство, за его авторитет).

Решив крестится, Владимир спрашивал лишь у бояр, где принять крещение, на что получил ответ: "Где тебе любо". Тогда князь, собрав войско, пошел на Херсонес. Осушив городские колодцы, он заставил сдаться город. Заняв его, Владимир послал послов к Василию и Константину с предложением отдать их сестру, Анну, ему в жены, угрожая в противном случае подступить к Константинополю. Цари ответили, что если князь крестится, то Анну за него отдадут. Владимир согласился. Цари, упросив сестру дать согласие, послали ее вместе со священниками к русскому царю. В это время, по преданию, Владимир внезапно ослеп. Царевна сказала ему, если он крестится, то вылечится от слепоты. Херсонесский епископ совершил обряд крещения и дал ему имя Василия. По окончании крещения Владимир тотчас же вылечился от слепоты.

Киевскому князю было лестно породниться с могущественным императорским домом, но Владимир понимал и государственное значение этого брака. Если бы он рассматривал его просто как династический союз, вряд ли он затеял бы такое сложное дело как крещение Руси, к которому его никто не принуждал.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные – познакомить учащихся с причинами и ходом принятия христианства по византийскому образцу на Руси, выявить последствия крещения.

Развивающие - продолжить формирование аналитического мышления, навыков работы с различными источниками и литературой: извлекать информацию, анализировать; обобщать полученный материал, самостоятельно делать выводы; формировать умение составлять аналитические таблицы и схемы; развитие умения аргументировать свою точку зрения

Воспитательные - развитие навыков работы в группе, коммуникативной культуры, умения слушать, воспитывать терпимость к другим взглядам, мнению.

План урока:

1. Выбор веры князем Владимиром.

2. Обстоятельства принятия Крещения.

3. Последствия Крещения для Руси.

Ход урока:

· Актуализация знаний. Постановка проблемы – 5 мин.

· Изучение нового материала – 18 мин.

· Подведение итогов – 5 мин.

· Постановка д/з – 2 мин.

Ход урока:

Организационный момент:

  1. Актуализация знаний. Постановка проблемы – 5 мин.

Слайд 1. Постановка проблемы.

Давайте начнем работу. Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Вам представлены 2 картины:

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Какие события изображены на картине?

Что объединяет данные картины?

Ответ учащихся: Крещение Руси.

Слайд 2:

Учитель: Молодцы! Это будет темой нашего урока сегодня.

Слайд 3. По плану мы рассмотрим следующие пункты:

  1. Выбор веры князем Владимиром.
  2. Обстоятельства принятия Крещения.
  3. Последствия Крещения для Руси.

Актуализация знаний (фронтальный опрос)

На прошлом уроке Вы прошли I религиозную реформу князя Владимира.

Слайд 4. Учитель: Давайте вспомним ее основные положения. Вы должны быть внимательны, так как в одном из положений есть ошибка.

В зависимости от цвета правильного ответа на слайде поднимите, пожалуйста, стикеры того цвета, который указывает на ошибочное положение.

Молодцы! Это действительно неправильное утверждение.

Давайте, его поправим. Как оно будет правильно звучать?

Ответ учащихся: Реформа государственность и власть киевского князя не укрепила.

Учитель: Следовательно, нужно было выбрать монотеистическую религию.

II. Изучение нового материала – 18 мин.

Слайд 5. Учитель: Обратимся к карте.

В каких соседних государствах была уже принята монотеистическая религия и какая?.

Ответы учащихся: Королевство Польша – католичество

Болгарское царство и Византия – православие

Хазарский каганат – иудаизм

Волжская Булгария – ислам.

Учитель: Следовательно, перед Владимиром стоял выбор?

Для того что бы ответить на это вопрос предлагаю Вам поработать с историческими источниками и литературой.

Групповая работа – 5 мин. Вы будете работать в группах по 4 человека. Нечетные парты поворачиваются к своим соседям.

У Вас на столах листочки с текстами и заданиями. Можно работать прямо там: подчеркивать, выделять, делать пометки.

Вам отводится на работу 5 минут.

Выступление учащихся – 5 мин.

Группа 1

Нестор (XII в.)

В лето 987. Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им:

И сказали бояре и старцы:

-Если хочешь в самом деле разузнать, то пошли своих мужей, пусть разузнают, у кого какая служба.

Избрали мужей славных и умных и сказали:

-Идите к болгарам, немцам и к грекам и испытайте их веру.

Когда они вернулись, созвал князь бояр своих и старцев… и обратился к послам:

- Говорите перед дружиною.

-Ходили мы к болгарам, смотрели, как они молятся в мечети, и нет в них веселья, только печаль великая. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греки, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали – на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как лучше рассказать об этом. Знаем мы только, что служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той.

Когда Владимир пришел в Киев, он повелел опрокинуть кумиров – одних велел изрубить, а других предать огню…Затем послал Владимир по всему городу сказать:

-Если не придет кто завтра на реку креститься – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом. Услышав это, с радостью пошли люди…

Задание:

Назовите документ, вид источника, кем и в каком веке создан?

Какие религии в качестве возможного выбора называет автор?

Группа 2

Нестор (XII в.)

В лето 987. Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им:

И сказали бояре и старцы:

-Если хочешь в самом деле разузнать, то пошли своих мужей, пусть разузнают, у кого какая служба.

Избрали мужей славных и умных и сказали:

-Идите к болгарам, немцам и к грекам и испытайте их веру.

Когда они вернулись, созвал князь бояр своих и старцев… и обратился к послам:

- Говорите перед дружиною.

-Ходили мы к болгарам, смотрели, как они молятся в мечети, и нет в них веселья, только печаль великая. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греки, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали – на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как лучше рассказать об этом. Знаем мы только, что служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той.

Когда Владимир пришел в Киев, он повелел опрокинуть кумиров – одних велел изрубить, а других предать огню…Затем послал Владимир по всему городу сказать:

-Если не придет кто завтра на реку креститься – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом. Услышав это, с радостью пошли люди…

Задание:

По каким причинам различные монотеистические религии были отвергнуты князем?

Какое обоснование выбора веры приводит автор источника?

Группа 3

Иаков Мних (XI в.)

Когда князь Владимир добрые дела совершал, то Божья благодать освещала сердце его и рука Господня помогала ему, и побеждал всех врагов своих, и боялись его все. На кого шел, одолевал: радимичей победил и дань на них положил, вятичей победил и дань на них положил, ятвягов взял, и серебряных болгар победил; и хазар, пойдя на них, победил и дань на них положил.

И в те дни были два царя в Царьграде: Константин и Василий. И послал к ним Владимир, прося у них сестру себе в жены — да бы укрепиться еще больше в законе христианском. И дали они ему сестру свою, и дары многие прислали ему, и мощи святых дали ему.

После святого крещения прожил блаженный князь Владимир двадцать восемь лет. На другой год после крещения к порогам ходил, на третий год Корсунь город взял, на четвертый год церковь каменную святой Богородицы заложил, а на пятый год Переяславль заложил, в девятый год десятину блаженный христолюбивый князь Владимир дал церкви святой Богородицы из достояния своего.

Задание:

Назовите документ, вид источника, кем и в каком веке создан?

Какое обоснование выбора веры приводит автор источника?

Группа 4

(исландский историк конца XII – первой половины XIII вв.)

Олав Трюггвасон – король Норвегии в 995 – 1000 гг., который проводил христианизацию.

Затем уехал Олав прочь и назад на Русию, и был он теперь, как и раньше, очень хорошо принят. Находится он теперь там некоторое время. Он часто говорит конунгу [князь Владимир] и княгине, чтобы они поступили в соответствии с тем, что им подобает. И много прекраснее вера, когда веруешь в истинного бога и творца своего, который сделал небо и землю, и все, что им сопутствует. Он говорит также, как мало приличествует тем людям, которые являются могущественными, заблуждаться в таком великом мраке, чтобы верить в тех богов, которые не могут оказать никакой помощи, и отдавать этому все время и силы. "Можете Вы также понять, благодаря Вашей мудрости, что истинно то, что мы провозглашаем. И я никогда не перестану проповедовать Вам истинную веру и слово Божие, чтобы Вы могли дать плоды для истинного Бога". И хотя конунг долго сопротивлялся и говорил против того, чтобы оставить свою веру и тех идолов, но все же понял он благодаря Божьей милости, что многое отличало ту веру, которая была у него, от той, которую проповедовал Олав. Также ему часто прекрасно напоминали, что все то было языческим заблуждением и суеверием, с чем они прежде имели дело, а христиане веруют лучше и прекраснее. И при помощи милости Божьей, согласился тогда конунг и все его мужи принять святое крещение и правую веру, и был там крещен весь народ.

И когда это было сделано, то собрался Олав в путь прочь оттуда, и пошла тогда великая слава об Олаве, где бы он ни появлялся, и не только в Гардавельди, но и во всей северной части мира. И тогда пришла слава об Олаве на самый север в Норег и о превосходных делах, которые он совершал каждый день

Задание:

Назовите документ, вид источника, кем и в каком веке создан?

Какое обоснование выбора веры приводит автор источника?

Группа 5

Н.М. Карамзина, XIX в.

Древний летописец наш повествует, что не только христианские проповедники, но и магометане, вместе с иудеями, обитавшими в Земле Хозарской… присылали в Киев мудрых законников склонять Владимира к принятию веры своей и что великий князь охотно выслушивал их учение… Наконец безымянный философ, присланный греками, опровергнув в немногих слова другие веры, рассказал Владимиру все содержание Библии…

Владимир мог бы креститься и в собственной столице, где уже давно находились церкви и священники христианские; но князь хотел блеска и величия при сем важном действии: одни цари греческие и патриарх казались ему достойными сообщить целому его народу уставы нового богослужения. Гордость могущества и славы не позволяла Владимиру унизиться… Он вздумал… завоевать веру христианскую и принять ее святыню рукою победителя.

Задание:

Назовите документ, вид источника, кем и в каком веке создан?

Какое обоснование выбора веры приводит автор источника?

Группа 6

Данилевский И.Н.

История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2007.

Знакомство восточных славян с христианским вероучением началось, судя по всему, довольно рано. Но история распорядилась так, что восточная ветвь славянства крестилась позднее других. Естественно, постоянные контакты с западными и южными соседями (прежде всего с Болгарией и Византией) не могли не затронуть самую сокровенную сферу жизни общества – духовную. Однако вплоть до последних десятилетий X в. Ни одна из мировых религий так и не получила широкого распространения на Руси.

Задание:

Назовите документ, вид источника, кем и в каком веке создан?

Какое обоснование выбора веры приводит автор источника?

Источник

Автор, время создания

Вид

Обоснование выбора веры

«Повесть

Монах Нестор, XII в.

Представители четырех вероисповеданий - иудеи Хазарского каганата, мусульмане Волжской Булгарии, православные из Византии и католики из Рима, предлагая Владимиру принять свою веру.

Возможно, решение самого князя.

Влияние на выбор веры и само крещение оказал Олав Трюггвасон – крещенный конунг Норвегии, находящейся некоторое время на службе у князя Владимира.

Из рассказа посланников, Владимира впечатлили великолепие храма, красота и таинственность обрядов.

История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.

Постоянные контакты с западными и южными соседями (прежде всего с Болгарией и Византией). Желание общаться с государствами Европы на равных.

Вопрос учащимся: Мы посмотрели, что говорят источники и историки об обосновании выбора князя Владимира.

Теперь Вы почувствуйте себя историками и на основании полученной информации, выскажите собственную точку зрения о причинах выбора князем Владимиром христианства византийского образца?

Слайд 8. Причины:

  • Тесная экономическая связь с Византией,
  • Византия – крупнейшее государство X века,
  • Стремление Руси приобщиться к духовным и культурным ценностям.
  • Стать частью единого христианского мира.

Итак, князь принял решение. Давайте посмотрим, как проходил процесс самого крещения. Предлагаю Вам небольшое видео, после чего будут заданы вопросы.

2. Обстоятельства принятия Крещения.

Где и когда князь Владимир принял христианство?

При каких условиях?

Как проходило крещение киевлян?

Слайд 10. Ответы учеников:

988 г. В результате завоевания князем Владимиром византийского города Корсунь - Херсонес.

По возвращении в Киев кумиры были изрублены, сожжены, свергнуты в реку. Киевляне крещены в реке Днепр.

  1. Последствия крещения для Руси – 5 мин.

Каждое событие имеет свои последствия.

Давайте поразмышляем на эту тему и подведем итог нашему уроку. Для этого мы сейчас выполним мини-проект в виде схемы, образец которой находится на слайде.

Вы снова разделитесь на группы:

I группа – вспомнит историческое событие, которое мы изучили на уроке. Назовет дату и князя, с чьим именем оно связано.

II группа – еще раз вспомнит причины.

III группа – обдумает политические последствия Крещения Руси

IV группа – обдумает международные последствия

V группа – культурные последствия.

VI группа – выступит в роли экспертов, и заполнит на своем листе схему полностью.

Остальные размещают свои ответы на цветном листе маркером.

Вам дается 3 минуты на эту работу. Если какая-то группа будет готова, то может один представитель выйти к доске и с помощью магнитов прикрепить ответы.

Молодцы. Теперь экспертная группа озвучит свои положения и сравнит с работой одноклассников.

Слайд 11-12. Теперь давайте сопоставим ваши ответы со слайдом.

IV. Домашнее задание.

Как вы считаете, все ли последствия представлены в нашей схеме? Подумайте дома, какие еще можно назвать последствия, привлекая различные источники.

Большое спасибо за урок. Вы работали очень хорошо. Надеюсь, остались довольны уроком. Давайте попробуем оценить свою работу с помощью цветных стикеров, которые соответствуют положениям на экране и вашим ощущениям. Уходя, пожалуйста, приклейте к доске тот стикер, который характеризует ваше участие в работе на уроке.

Слайд 13.

Принял активное участие – голубой стикер;

Открыл что-то новое для себя – розовый стикер;

Захотелось узнать больше – зеленый.

Какие события изображены на картинах?

Что объединяет данные картины?

Васнецов В.М.

ТЕМА УРОКА: КРЕЩЕНИЕ РУСИ

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать представление о значении принятия христианства на Руси и роли князя Владимира в этом процессе ПЛАН УРОКА: Выбор веры князем Владимиром; Обстоятельства принятия Крещения; Последствия Крещения для Руси.

ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать представление о значении принятия христианства на Руси и роли князя Владимира в этом процессе

ПЕРВАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ РЕФОРМА КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

Религиозная реформа началась в 980 г.

Создавался единый пантеон языческих богов разных племен во главе с Перуном.

Реформа укрепила государственность и власть киевского князя

ПОХОДЫ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА I

ПОХОДЫ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА I

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ВЕРЫ

время создания

Обоснование выбора веры

Иудеи Хазарского каганата, мусульмане Волжской Булгарии, православные из Византии и католики из Рима предлагали Владимиру принять свою веру. Понравился рассказ греческого философа.

Возможно, решение самого князя.

Историк Снорри Стурлусон,

Влияние на выбор веры и само крещение оказал Олав Трюггвасон – крещенный конунг Норвегии, находящейся некоторое время на службе у князя Владимира.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ВЕРЫ

время создания

Обоснование выбора веры

Из рассказа посланников. Владимира впечатлили великолепие храма, красота и таинственность обрядов.

История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс.

Постоянные контакты с западными и южными соседями (прежде всего с Болгарией и Византией). Желание общаться с государствами Европы на равных.

2. Роль природно-климатического фактора на хозяйственную деятельность.

3. Первые государства Восточной Европы.

4. Восточные славяне в VIII–IX вв.

5. Происхождение и крещение Руси.

Волжская Булгария – историческое государство в Среднем Поволжье и бассейне реки Кама.

Хазарский каганат – средневековое государство, созданное кочевым народом – хазарами.

Полисы – это уникальные единицы, известные на весь мир своими самобытными традициями. Такие города-государства существовали лишь в Греческом обществе.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Так как же шло образование Руси?

Роль природно-климатического фактора.

Природно-климатический фактор оказывает значительное влияние на становление любого государства: определяет тип хозяйственной деятельности, способствует или препятствует развитию определенных общественных отношений, формирует менталитет народа. В Восточной Европе по сравнению с Западной условия для жизни менее благоприятные: более суровый климат с морозной зимой и засушливым летом.

В ландшафтном отношении территория Восточной Европы в первую очередь разделялась на лес и степь. Зародившееся в лесостепной полосе Среднего Поднепровья еще в середине IV тыс. до н. э. земледелие постепенно проникло в зону лиственных и смешанных лесов. Развивалось подсечно-огневое и пашенное земледельческое хозяйство. Но степные земли, более плодородные, чем лесные, занимали кочевники-скотоводы. Борьба между кочевниками и земледельцами негативно влияла и на тех и на других, затрудняла развитии народов Восточной Европы.

Днепр, Дон, Волга, Ока служили основными торговыми и культурными магистралями между восточноевропейскими племенами и народами. На берегах крупных речных путей и зародились первые государства Восточной Европы.

Первые государства Восточной Европы

В Северном Причерноморье еще в VII в. до н.э. появились первые греческие колонии, которые были уничтожены в эпоху Великого переселения народов. Господство в причерноморских степях от сарматов перешло сначала к переместившимся сюда с побережья Балтийского моря германоязычным готам (III в.), затем – к гуннам (сер. IV–V в.), после них, в VI в. – к аварам. Распад Аварского каганата в 30-х гг. VII в. привел к образованию в Приазовье сильного протоболгарского союза племен.

В VI в. в евразийских степях началась смена языков. Большую роль в этом процессе сыграло образование Тюркского каганата, существовавшего с середины VI до середины VIII в.

В середине VII в. на территории Восточной Европы возникло сильнейшее государство – Хазарский каганат. Он контролировал территорию Среднего и Нижнего Поволжья, Северного Кавказа, Приазовья, нынешнюю северо-западную часть Казахстана, северную область Крыма, а также лесостепи и степи всей Восточной Европы до Днепра. Столица города находилась в устье Волги в городе Итиль.

Еще одним тюркским государством в Восточной Европе стала Волжская (или Волжско-Камская) Булгария, первоначально платившая дань хазарам.

Восточные славяне в VIII–IX вв.

К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная (соседская) община. Общинников теперь объединяло не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. В этих условиях возрастали хозяйственные возможности и власть вождей и племенной знати. Вече – собрание свободных членов племени постепенно теряло свое значение.

Древние славяне были язычниками, у которых сложился свой пантеон богов. Самыми древними богами считаются Перун, Велес и Мокошь.

У восточных славян сохранялись пережитки первобытнообщинного строя, главным из которых была кровная месть.

Происхождение Руси

Вопрос, кем являются варяги, окончательно не решен и сегодня. Многие считают варягов норманнами, основываясь на том, что - это была эпоха норманских морских нашествий на богатые европейские страны.

Летописное призвание Рюрика легло в основу норманнской теории, согласно которой восточные славяне оказались не способны создать государство. Её противники в свою очередь создали антинорманнскую теорию, в основе которой убеждение, что государственность вызревала у восточных славян задолго до появления норманнов.

В 907 и 911 годах князь Олег совершил походы на Царьград (Константинополь), вынудив византийского императора подписать выгодные для Руси торговые договоры. Отныне русские купцы могли торговать на рынках византийской столицы без уплаты пошлин.

После смерти Олега власть получил сын Рюрика Игорь (912–945). При отсутствии письменных законов и налогов государственная власть великого князя была нестабильной. Великий князь киевский сам лично должен был собирать дань с союзов племен, которые его дружина оберегала от враждебных соседей. Часть дани продавалась купцам, которые везли меха, мед, воск в Византию.

Чтобы отстоять торговые привилегии, добытые для Руси Олегом, Игорь дважды (в 941 и 944 гг.) ходил походом на Константинополь, но оба раза обернулись неудачей. Достаток князя теперь зависел в первую очередь от размеров дани. Игорь жестоко обирал подвластные племена, за что и был убит в результате восстания древлян в 945 г.

Киевскую Русь возглавила жена Игоря княгиня Ольга (945-969 гг.), сумевшая укрепить авторитет великокняжеской власти.

Ее сын Святослав (945–972) больше внимания уделял внешней политике, чем управлению государством. Наиболее важными соседями для Древнерусского государства были Византийская империя на юго-западе и Хазарский каганат, который стремился помешать торговле русских купцов, на юго-востоке. Для обеспечения внешнеполитических и торговых интересов Руси Святослав в 964–967 гг. совершил сокрушительный поход против Хазарии. В результате многие племена были освобождены от дани, союзная хазарам Волжская Булгария разорена, хазарские войска разбиты, а сам каганат практически уничтожен. Для русских купцов был открыт Волжский торговый путь.

Затем Святослав с дружинами отправился на Балканы. Сначала он был союзником византийского императора и вместе с его войсками разгромил Дунайскую Болгарию, пленив её царя. Но потом вознамерился сам стать правителем на Дунае и начал войну с империей. В 971 г. после битвы при Доростоле между империей и Русью был подписан мирный договор, согласно которому Святослав с дружиной покидал Дунай и возвращался в Русскую землю. Однако по дороге на днепровских порогах князь был убит печенегами, подкупленными византийцами.

При князе Владимире Святославиче (980–1015) оформление государственной территории Древней Руси в основном завершилось. Подвластные земли нуждались в защите. С этой целью при Владимире была возведена система мощных оборонительных сооружений, протянувшихся на десятки километров вдоль южных границ.

Крещение Руси

К концу X в. Древнерусское государство объединило почти все восточнославянские племена, нуждающиеся в прочной духовной основе.

С давних времен известны единичные случаи обращения славян в христианскую веру, среди которых и княгиня Ольга. Однако её сын Святослав принять крещение отказался. Поначалу и Владимир был верен язычеству.

В 980 году возле Киева по приказу Владимира было воздвигнуто капище, где было установлено пять идолов различным славянским богам. Так он хотел создать единый пантеон богов, который бы духовно сплотил восточнославянские племена. Однако его ожидания не оправдались.

Язычество не отвечало задаче этнического и политического сплочения страны под властью Рюриковичей, а также упрочения внешнеполитического положения государства, граничившего со странами и народами, давно принявшими монотеистическую религию.

Формирование Древнерусского государства явилось результатом длительного процесса социально-политического и территориального объединения восточнославянских племен. Принятие христианства по византийскому образцу сделало Русь частью православного мира.

Теоретический материал для углубленного изучения:

Читайте также: