Конспект занятия с элементами психогимнастики для детей с нарушениями эмоционально личностной сферы

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия педагога-психолога с

детьми старшего дошкольного возраста по развитию

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы и создание положительного

-учить детей действовать по инструкции;

- учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние;

- знакомить детей с разными способами корректировки своего состояния;

- формировать умения различать, осознавать, выражать различные эмоции.

Возрастная группа: дети старшей группы

- мыльные пузыри для педагога-психолога;

Вводная часть. Сегодня на нашем занятии присутствуют ваши родители. Я надеюсь что вы покажете им свои знания, умения которые вы получаете, занимаясь на занятиях.

Педагог-психолог: - Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех!

Сегодня мы начнем нашу работу с пожеланий друг - другу

Педагог-психолог: - я желаю вам хорошей работы на занятии….

Каждый знает без сомнения,

Что такое настроение.

Иногда мы веселимся,

Иногда скучаем мы,

Часто хочется взбодриться,

Но бываем и грустны.

Очень странное явление –

Всем ребятам важно знать,

Что не стоит унывать.

В край чудесный отправляемся!

- Сегодня мы побываем в краю хорошего настроения

Как вы думаете, кто нас встречает? Смайлик и не один. Девайте выберем смайлик который соответствует вашему настроению.

Грустный смайлик. А что с ним случилось?

А как вы узнали что смайлик расстроен, грустит? Смайлик плачет. Выражение лица.

А у вас бывает грустное настроение? А когда? Передавайте изображение смайлика и отвечайте. Мне бывает грустно когда плохая погода…

А смайлику нужна помощь в выполнении заданий.

Цель: формировать умения различать и выражать различные эмоции

Педагог-психолог: - Ребята предлагаю вам вспомнить ваши любимые сказки,

и угадать название сказки и какие чувства и настроение испытывают герои

1.Рады зайчики и белочки,

Рады мальчики и девочки.

Обнимают и целуют косолапого:

2.Плачет серый воробей:

- Выйди, солнышко, скорей!

Нам без солнышка обидно,

В поле зернышка не видно! (грусть)

И закричала: «Ай-ай!

Мой зайчик попал под трамвай

И теперь он больной и хромой

4.И доктор пришил ему ножки

И заинька прыгает снова.

А с ним и зайчиха мать

Тоже пошла танцевать

5. Я боюсь признаться маме,

Что разбил кувшин с цветами.

Весь от страха я трясусь,

Я, наверно, просто трус! или

( Е.Липатова Трусом быть я не хочу!)

6.…Я позвал во двор ребят,

Взял сестру и братца-

Будем все кататься!

Дал Сереже и Алеше,

Дал Андрею, Кате, Гоше,

Пусть порадует ребят

Мы играли очень дружно –

7.Я противной становлюсь,

Я свирепой становлюсь,

Я сама себя боюсь,

Я не знаю, как мне быть,

Я пылаю в гневе!

Не смогла бы нагрубить

Только королеве! (А.Барто)

Педагог-психолог: Молодцы ребята, правильно отгадали названия сказок,

чувства и настроение героев сказок и стихов. Видите, ребята настроение бывает не

только радостное, но и грустное, иногда мы испытываем чувство страха. И

настроение, и чувства зависят от ситуаций, в которых мы оказываемся.

- Как еще, каким способом можно выразить, изобразить чувства, эмоции,

настроение? Если возникнет затруднения, нам на помощь придет наш кубик с

изображением эмоций. (ответы детей). Правильно ребята выражать свои

чувства и эмоции, проявлять своё настроение можно с помощью мимики,

Игра "Собери эмоцию"
Ход: Детям раздаются картинки с изображением эмоций, которые они должны собрать.

1 вариант. Предложить детям собрать ту или иную эмоцию, обозначить её и обсудить, почему у созданного персонажа такое настроение. Что у него случилось, какая история произошла? Или помочь герою сменить печаль на радость и страх на удивление, просто перекладывая части лица, а затем придумать историю

2 вариант. Игра проводится в паре. Дети совместно придумывают историю, при этом составляя то или иное выражение лица – эмоцию. Затем можно проиграть ситуацию в виде диалога между созданными образами. Например: диалог между бабушкой и внуком.

hello_html_2381c29f.jpg

Помоги животным найти своих хозяев.

Подбери каждому животному его маску.

- А когда мы злимся, в каких ситуациях испытываем гнев? (Ответы детей)

Как вы думаете как, каким образом можно избавиться от чувства злости?

(Ответы детей) Правильно, верно. Молодцы дети. От чувства злости можно

Педагог-психолог: - Ребята, сейчас я вам расскажу, как можно избавиться от

чувства злости и от плохого настроения.

Педагог-психолог: - Когда у вас хорошее настроение, когда мы испытываем

чувство радости, в каких случаях? (Ответы детей.) Как можно поделиться

своей радостью с другими? (Ответы детей). Отлично. Замечательно вы знаете как своей радостью поделиться с другими.

- Ребята я предлагаю вам поделиться своей радостью с нашими гостями, это

упражнение, которое поднимает настроение не только вам, но и всем

Цель: стабилизация психоэмоционального состояния

из наших рук и поделиться своею радостью со всеми вокруг. Вы согласны.

(Ответы детей). Я назову что- то радостное или радостное событие и положу

руку, затем каждый из вас будет называть своё любимое, или радостное

событие и класть руку поверх моей по очереди. Психолог вытягивает руку и

Педагог-психолог: - Замечательно ребята, мы поделились своей радостью со

всеми окружающими и подарили им хорошее настроение.

- Ребята, наше занятие подошло к концу.

- Понравилось ли вам занятие?

- А что понравилось вам больше всего?

А какое у вас сейчас настроение?

Цель: создание положительного эмоционального настроя

У меня есть волшебные мыльные пузыри, которые заряжают всех, на кого

попадают добром, любовью, радостью и хорошим настроением на весь день.

Подходите ближе, я буду выдувать пузыри, а вы дотрагивайтесь до них, чтоб

они лопнули у вас в руках и подымали вам настроение. Ну все ребята,

пришла пора прощаться.

До свидания ребята. Хорошего вам настроения.

Краткое описание документа:

Занятие направлено на развитие эмоционально-волевой сферы старшего дошкольника, а это значит учить ребенка ставить перед собой цель, планировать свои действия, оценивать свои результаты, адекватно реагировать на замечания, выдерживать разочарования; адекватно справляться с отрицательными эмоциями (тревожностью, раздражительностью, если его критикуют, продолжает ли дело, если что-то не получается). Уменьшение импульсивных реакций (сначала бросился сделать, потом подумал или не думал вообще)

Учить слушать, понимать и принимать задание учителя, исполнять его, проявив определенные усилия (выполнять достаточно длительное время не очень интересное задание), оценить результат сделанного.

Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь, доводить дело до конца (настойчивость, самостоятельность, организованность).

Своевременное включение в работу и достаточно быстрое переключение с одного вида деятельности на другой. Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок.

Конспект занятия педагога-психолога ДОУ, направленное на формирование социально-личностных и эмоционально-волевых качеств детей старшего дошкольного возраста.

Содержимое публикации

Коррекционно - развивающее психологическое занятие

Цель: формирование социально-коммуникативных навыков

1.Развивать умение детей понимать мысль и настроение говорящего по его мимике, жестам и пантомимике;

2. Обращаться друг к другу по имени, при общении смотреть друг другу в глаза, использовать вежливые слова, не перебивать друг друга;

3. Развивать социальную компетентность, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли;

4. Развивать элементы рефлексии, учить детей критически относиться к своим поступкам, повышать самооценку, упрочить уверенность в себе и самоуважение;

5. развивать произвольное внимание, быстроту реакции, овладение навыками управления своим телом и выполнение инструкции;

6. Развивать умение детей передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и пантомимики.

Ход занятия:

Дети входят в сенсорную комнату, где их встречает психолог.

Цель: развивать умение детей по мимике, жестам и пантомимике понимать мысль и настроение говорящего.

Психолог с помощью мимики, жестов и пантомимики демонстрирует детям следующее:

Дети по очереди отгадывают, что хочет сказать им взрослый, и рассаживаются на стульчики, расположенные по кругу.

Цель: Сосредоточение друг на друге, чередование напряжения и расслабления:

1. мимическая ( с использованием соответствующих картинок):

- улыбнитесь, как солнышко;

- нахмурьтесь, как тучка;

- рассердитесь, как два барана, столкнувшиеся на мостике;

- изобразите испуганного зайчика.

дети превращают свои ладошки в шарики (мягкая, округлая ладошка), солнышко ( пальчики в стороны, напряжены), дождик ( пальцы расслаблены), флажок ( пальцы выпрямлены, напряжены, сжаты вместе).

детям предлагается повторить данную фразу вслед за психологом сначала шепотом, затем громко и наконец очень громко.

Беседа по теме занятия:

Ребята, взрослые вам часто говорят, что нужно быть дружными, не ссориться. А как вы понимаете, что такое дружба?

Поднимите руки те, кто уже нашел себе друга.

Выскажитесь по кругу, какой он — настоящий друг, какими качествами должен обладать.

А с какими детьми не хочется дружить?

Цель: развивать социальную компетентность, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли.

- нечаянно обидел своего друга.

- с тобой никто не хочет дружить.

- твоего друга обидели.

- твой друг заплакал или загрустил.

- твоего друга воспитатель похвалила на занятии, а тебя нет.

- у твоего друга что-то не получается.

- твой друг принес в детский сад игрушку, которую ему купили родители, а у тебя такой нет, хотя ты давно мечтаешь о ней.

- твой друг знает больше , чем ты.

Вывод: каждый из нас за свою жизнь совершал как хорошие, так и плохие поступки. Но хорошего в нашем багаже должно быть намного больше.

Цель: развивать элементы рефлексии, научить детей критически относиться к своим поступкам, повышать самооценку, развивать уверенность в себе и самоуважение. Каждый ребенок получает листок бумаги. Необходимо сначала вспомнить какой — нибудь один свой плохой поступок, назвать его, затем представить, что лист бумаги — это он, скомкать его и выбросить в мусорное ведро (процедура проделывается по кругу).

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, овладение навыками управления своим телом.

Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу психолога (звук колокольчика) дети останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши и идут в другую сторону.

Ребятам предлагается вспомнить сюжет сказки Г.Х.Андерсена.

В роли гадкого утенка могут побыть все желающие.

Цель: изучение самооценки детей.

Дети возвращаются в круг, рассаживаются на стульчики.

Цель: научить видеть в людях хорошее и доброе, говорить комплименты; раскрыть перед детьми собственные возможности, способности и умения; тренировка доброжелательности.

Цель: Преодоление эмоционально-волевых отклонений в развитии дошкольника, формирование навыков саморегуляции и самоконтроля.

Задачи:

1. Обеспечение детям атмосферы психологической поддержки: понимания, принятия, признания

2. Обучение детей навыкам адаптированного поведения, дружеского взаимодействия, саморегуляции

3. Отреагирование различных эмоциональных состояний

Описание комплекса упражнений:

Комплекс упражнений направлен на коррекцию эмоционально-волевой сферы и рассчитан на детей дошкольного возраста с 4 лет. Занятия проводятся с детьми в группе 6-8 человек, общей продолжительностью 20 минут 1-2 раза в неделю. Общее количество занятий 15.

Структура занятия:

2. Снятие эмоционального напряжения

3. Упражнение на снижение агрессивности, гиперактивности

4. Упражнение по формированию навыков саморегуляции и самоконтроля

5. Подведение итога

Занятие № 1

Звонок колокольчика приглашает всех сесть в кружок (на всех занятиях).

1 хлопок - дотронься до кончика носа

2 хлопка – до мочек ушей

3 хлопка- до макушки

Направлено на обучение навыку контроля своих действий.

6. Прощание : Говорим до свидания друг другу, называя имена.

Занятие № 2

Направлено на снятие эмоционального и мышечного напряжения, установление положительного эмоционального настроя в группе.

Дети располагаются на ковре и подражают действиям котенка, о котором рассказывает взрослый, - нежатся на солнышке, потягиваются, умываются, царапают лапками с коготками коврик.

Направлено на снятие эмоционального напряжения, агрессивности, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального климата в группе.

-несколько раз вдохни

-широко улыбнись соседу

6. Прощание : Говорим до свидания друг другу, называя имена.

Занятие № 3

1. Приветствие: мне приятно тебя видеть. Передать соседу самую веселую улыбку.

Показываем голову, грудь, живот.

-сделав вдох носом, начинаем поездку на лифте, руки на животе. Выдыхая, почувствуй как воздух начинает путь от живота.

-вдох-воздух поднимается выше (желудок). Выдох- руки следуют за воздухом.

-вдох-горло, щеки, лоб. Почувствуй, как воздух наполняет голову.

Когда выдохнешь, ты ощутишь, как все напряжение и волнение вышли из твоего тела словно из двери лифта.

Направлено на повышение значимости каждого ребенка в глазах окружающих его детей. Дети сидят по кругу, каждый высказывается, за что его любит мама. Желательно, чтобы дети повторяли слова предыдущего. Важно обсудить с детьми, приятно ли было, что другие дети запоминали сказанное ими.

6. Прощание : Говорим до свидания друг другу, называя имена.

Занятие № 4

Направлено на обучение детей навыку в приемлемой форме выплескивать накопившийся у них гнев.

Направлено на развитие умения оценить свое состояние, проанализировать поведение.

На цветах, вырезанных из картона, изображены дети и взрослые в различных бытовых ситуациях (на каждом лепестке разные). Ребенок смотрит на лепестки, рассказывает о случаях, когда он находился в похожей ситуации, описывает эмоции, которые при этом испытывал.

6. Прощание : Говорим до свидания друг другу, называя имена.

Занятие № 5

1 хлопок - дотронься до кончика носа

2 хлопка – до мочек ушей

3 хлопка- до макушки

6. Прощание: Говорим до свидания друг другу, называя имена.

Занятие № 6

1. Приветствие: мне приятно тебя (имя) видеть - передать соседу пушинку

Шалтай-болтай сидел на стене

Шалтай-болтай свалился во сне

По желанию дети разыгрывают эту сценку. Выразительные движения: объятия, улыбка, грусть, эмоция радости.

Направлено на знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

Перед началом упражнения следует предупредить, что это только игра и обижаться не стоит.

6. Прощание: Говорим до свидания друг другу, называя имена.

Занятие № 7

1. Приветствие: назови соседа ласковым именем и передай самую добрую улыбку.

Все дети ходят по комнате, а ведущий просит их дотронуться до:

Направлено на выработку навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях, способствует повышению самооценки. Упражнение проводится по кругу. Каждый выбирает для себя роль значимого для него человека (известного актера или певца, сказочного персонажа). Затем изображает невербально, а остальные должны угадать. Затем проводится обсуждение чувств.

6. Прощание: Говорим до свидания друг другу, называя имена.

На заключительном занятии можно сделать совместный альбом из фотографий с занятий и картинок

Проектирование предметно-развивающей среды логопункта для речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Проектирование предметно-развивающей среды логопункта для речевого развития детей старшего дошкольного возраста На современном этапе все большую актуальность приобретают вопросы коррекции различных отклонений у детей дошкольного возраста. Исследования.

Конспект занятия

Педагог – психолог
первой квалификационной категории
Полубоярцева Л.О.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, художественно – эстетическая.

Цель: развитие и коррекция познавательной и эмоционально – личностной сферы ребенка.

· создание возможностей для самовыражения, преодоления барьеров в общении;

· обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр;

· регулировка поведения в коллективе и умение владеть собой в различных ситуациях,;

· преодоление двигательного автоматизма у гипоактивных детей ;

· снятие психического напряжения .

Предполагаемый результат:

— Совершенствование навыков коммуникации в группе;

— Стабилизация эмоционального состояния детей;

— Умение владеть собой в различных ситуациях, приемы саморегуляции;

— Повышение самооценки у гипоактивных и гиперактивных детей;

— Умение детей в приемлемой форме избавляться от плохого настроения;

— Умение сотрудничать друг с другом, согласованно действовать в командных играх.

Оборудование: краски, лист ватмана с рисунком поляны.

Форма проведения: коррекционно – развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста.

Количество детей 6 старшего дошкольного возраста, время проведения занятия30 мин.

Задачи по фазам занятия по психогимнастике:

Мимический этюд . Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства.

Игра на выражение отдельных качеств характера и эмоций. Цель: Закрепление и расширение полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетенции.

Психотерапевтическая игра . Цель: коррекция настроения.

Психомышечная тренеровка. Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Ход занятия:

Цель: Снятие эмоционального напряжения, развитие правильного понимания детьми эмоционально - выразительных движений.

Светит солнышко в окошке,

Светит в нашей комнате.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку!

Цель: развитие внимания, социального доверия друг к другу, воспитание новых способов общения.

Цель: снижение эмоционального напряжения и снятие мышечных зажимов.

Дети поднимают руки и на носочках тянуться вверх, а затем резко опускаются вниз.

Цель: снижение эмоционального напряжения

Звучит спокойная музыка, дети лежат на ковре, принимают позу покоя, ведущий произносит спокойным голосом, что они находятся на берегу моря, им хорошо, тепло, настроение хорошее, мышцы все расслаблены, они отдыхают.

7. Рефлексия занятия.

Цель: Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние.

Мы любим друг друга!

Список используемой литературы :

1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М., 2002.

2. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. "Я хочу!" Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Кишинев, 1993.

3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль, 1996.

4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.

5. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М., 2001.

6. Фопель К. Как учить детей сотрудничать. Психологические упражнения.4 части. М., 1998.


Старшая группа

osobyj-rebenok-v-obrazovatelnom-doshkolnom-uchrezhdenii-formirovanie-adekvatnoj-zhiznennoj-perspektivy

Цель: создание условий для развития у старших дошкольников способов адаптации, развитие навыков коммуникации.

Задачи:
Социально-коммуникативное развитие.
Образовательные:
Создать условия для обучения навыкам саморегуляции поведения.
Обеспечить условия для формирования умения работать в микрогруппах.
Коррекционно-развивающие:
Создать условия для развития и коррекции навыков общения старших дошкольников в детском коллективе.
Обеспечить условия для формирования умения преодолевать трудности и страхи.
Способствовать снижению психомышечного напряжения и расслаблению.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию доброжелательности.
Создать условия для воспитания эмпатиических чувств.

Методы и приёмы: чтение художественных произведений, анималотерапевтические игры и упражнения, релаксация, упражнения подражательно-исполнительского характера.

Оборудование и ТСО: мягкие игрушки котят, клубки шерстяных ниток, две корзинки, карточки с изображением клубков и бантов, набор мягких модулей, карта города котят, аудиозапись релаксационной музыки, музыкальный центр, напольные мягкие маты.

Психологические технологии: музыкотерапия, телесно-ориентированные техники, релаксация.

Здоровьесберегающие технологии: психогимнастика, физкультминутка.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Вот какой каташка, Воспитанники двигаются по кругу друг за другом.

Круглая мордашка, Останавливаются, показывают обеими
руками мордочку.
И на каждой лапке — Ритмично вытягивают вперед
коготки-царапки, поочередно правую и левую руки;
Все ему игрушки: повороты на месте, вокруг себя.
кубики, катушки,
Котик, точно мячик, совершают прыжки на двух ногах,
По квартире скачет. руки на поясе.
Н.В.Нищева.

У него взъерошилась шерстка,
Изогнулась дугою спинка,
Хвост трубой,
Он шипит и рычит, словно тигр:
Уходите, не хочу я ваших игр. (Авторское).

Снится нам, что мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке,
Греет солнышко сейчас —
ручки теплые у нас,
Ярче солнышко сейчас —
ножки теплые у нас.
Напряжение улетело и
расслаблено все тело.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Кряжева Н.Л.

Используемая литература:

Читайте также: