Правописание приставок 3 класс школа россии конспект урока и презентация
Обновлено: 06.07.2024
Цель: Закрепить правописание приставок и суффиксов , повторить изученные орфограммы, воспитывать любовь к природе.
создать условия для формирования р анее полученных знаний и умений по правописанию приставок и суффиксов, повторить изученные орфограммы.
Задачи урока :
- обучающая отрабатывать умения находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе на письме ;
- развивающая : развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас детей, способствовать развитию речи, памяти и мышления;
-воспитывающая : воспитывать интерес к предмету русского языка,
любовь к природе
- здоровьесберегающая :. обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения
Методы : словесный, наглядный, практический.
Формы организации урока : фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Планируемые результаты :
Предметные: Понимать , как правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе на письме . Объяснять написание пропущенных букв в значимых частях слова. Писать правильно слова на изученные орфограммы.
Метапредметные:
- Регулятивные : определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, проводить анализ и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
- Познавательные : находить языковые примеры для иллюстрации данных понятий, правил, применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный)
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания;
Оборудование : Карточки с печатным текстом, презентация, картины с изображением зимней природы. Учебник: 3 класс: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2015 ; мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку в программе Power Point ; дидактический раздаточный материал.
Организационный момент
Учитель : Все за парты тихо встали,
На гостей все посмотрели.
Улыбнулись тихо сели
Учитель : девиз нашего урока
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
Один ученик повторяет, а затем все вместе
Учитель: Сегодня у нас не просто урок, урок-путешествие по прекрасному времени года. А по какому, вы мне сейчас подскажете. И поможет вам в этом А. С. Пушкин:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница … ( Зима .)
- Сегодня на уроке нам предстоит многое вспомнить и повторить, чтобы потом открыть для себя новые знания.
III. Чистописание. (запись 15 декабря
Прочитайте запись на доске
Морозище, ударил середина, в, декабрь
- Это предложение? Докажите. А чем отличаются слова от предложения.
-Что необходимо помнить, составляя предложение? (Подобрать слова по смыслу, изменить окончания слов)
Составьте из данных слов предложение:
В середине декабря ударил морозище.
-Каким был мороз? Как поняли? (Суффикс -ищ- увеличивает )
- Что такое окончание? для чего служит окончание.
- Запишите предложение в тетрадь. Выделите окончания.
- Дайте характеристику предложения.
- Выделите в предложении основу: подлежащее и сказуемое, второстепенные члены, составьте схему и выпишите словосочетания
Словарная работа
Какое сейчас время года?(зима
Какие осадки бывают зимой?
У нас на уроке тоже снегопад, но не простой, а словарный. На каждой снежинке словарные слова: вставьте пропущенные буквы, и проверьте
– Начнем с зимних месяцев.
Этот месяц год кончает, зиму начинает.
Этот месяц году начало – зиме середина.
Этот месяц очень капризен: и сильные морозы, и капель.
(Д_кабрь, _ нварь. Ф_евраль.)
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (мороз)
– Зима приносит детям много забав. Какие зимние игры вы любите ?
И мальчишки, и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лёд узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы – фигурные …(коньки)
III. Самоопределение к деятельности
Корень, суффикс, предлог, приставка, окончание, основа.(запись на доске)
-Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ. (Предлог — это часть речи, остальные — части слова.)
-В каких частях слова могут быть орфограммы?
-Как проверить написание слова с орфограммой в корне? (Подобрать проверочное слово.)
Давайте вспомним что такое приставка?
Сформулируйте тему урока.
IV. Работа по теме урока
Правописание суффиксов и приставок
Работа у доски
учащиеся образовывают слова новые слова с суффиксом и приставками.
Ходил лист игра
Садит мост корм
Записывают слова на доске и в тетради
Работа в парах
Образуй слова, используя суффиксы –ЧИК, -ОЧК, -ОНЬК, -ЕНЬК. Выдели корни и суффиксы .
VI. Физминутка
(на партах у детей лежат по 2 листа бумаги.)
А сейчас мы с вами поиграем в снежки, из бумаги сделайте снежок хорошо его скомкаем , дети попадают в друг друга. Теперь погреем свои ручки, потрем их, потрем щечки и ушки. Наигрались и дальше работаем.
Сегодня наш урок мы начнём традиционно, с минутки чистописания. (На доске записано слово приставка) . Прочитаем его вместе по слогам. Запишите это слово один раз так, как оно записано на доске, каждую букву в петле. Сверьтесь с доской.
Выполненное задание должно было подсказать вам тему нашего урока.
Кто готов её сформулировать?
Да, мы продолжим разговор о морфемах.
Дайте определение, что такое морфема. (Морфема – это часть слова)
А теперь обратимся ещё раз к слову приставка. Какое смысловое значение несёт это слово?
Вы правильно раскрыли смысловое значение слова.
А теперь дайте определение морфеме.
Подберите и запишите однокоренные слова к слову приставка. Прочитайте новые слова.
Объясните их значение.
Как называются слова, которые записали?
При помощи какой морфемы были образованы однокоренные слова?
ВЫВОД: приставки образуют новые слова.
Как называется такой способ словообразования?
Дайте ещё раз определение, что такое приставка?
3. Этап усвоения новых знаний.
Приставок в русском языке много. И каждая из них имеет свой секрет правописания.
Сегодня с вами мы начнём раскрывать эти секреты. Вы узнаете, что правописание приставок подчиняется разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на 3 группы.
А на какие группы они делятся, об этом вам расскажут сами приставки, из чудесной страны Правописания.
(Работают дети, с которыми я работала, используя метод опережающего обучения)
в- (во - ) (взо- ) вы –
до –
за – (изо- )
на –
над – (надо - )
не – (недо- ) о –
об - (обо - )
от – (ото- )
па –
по –
под - (подо - )
пра- пред – (предо - )
про –
разо –
с- (со - )
су-
у -
Я – 1-я группа приставок. Я самая большая. Мы, приставки 1-й группы, всегда пишемся одинаково независимо от их произношения! Например, надпись – надрез, повар – поварёнок. А чтобы нас не спутать с другими приставками, вам надо нас хорошенько запомнить и быстро “узнавать в лицо”.
Прочитаем эти приставки.
Я – 2-я группа приставок. К моей группе относятся все приставки, которые в одних словах пишутся с буквой З, а в других с буквой С. С нами надо держать ухо востро (т. е. быть настороже).
без – (бес- ) вз – (вс-)
воз - (вос - )
из – (ис- )
низ – (нис - ) раз – (рас - )
роз – (рос- )
через – (черес - )
Прочитаем эти приставки.
Я – 3-я группа приставок. Ко мне относятся только две приставки: ПРЕ – И ПРИ-. Хоть эта группа самая маленькая, но с-а-м-а-я трудная.
Прочитаем эти приставки.
Ребята, понравилось вам выступление девочек? Какие положительные качества мы с вами можем отметить в выступлении девочек? (Говорили выразительно, понятно, хорошо поставлена речь, продемонстрировали актёрские способности)
Ребята, что нового вы узнали от наших гостей – приставок? (Все приставки делятся на 3 группы)
Сегодня мы с вами раскроем секреты правописания приставок 1-й группы. Но перед трудной дорогой в страну Правописания мы немного отдохнём.
Для вас (например, Марк) проведёт физминутку. Все встали, выпрямили спинки.
Вы – зеркальное отражение Марка. Поэтому внимательно смотрите на него и делайте то же самое.
О – пустили голову.
Вы – прямили голову.
На – клонили голову на – зад.
Вы – прямили. (повторить 2 раза)
Со – мкнули руки.
Вы – прямили руки.
Разо – мкнули руки.
Вы – прямили. (повторить 2 раза)
В – стали прямо. (повторить 2 раза)
Вы – тянулись (повторить 2 раза)
Под – прыгнули (повторить 2 раза)
Спасибо Марку, с вами продолжаем работу дальше. А Марк запишет 4 слова из физминутки и выделит в них приставки.
Какие приставки были использованы в физминутке?
Давайте сыграем в игру, участники которой вы и вот этот весёлый человечек. Поприветствуйте его. Он - почтальон. Наша задача помочь ему доставить письмо из одного дома в другой вот по этой дороге. Почтальон должен доставить письмо быстро. В этом нам будет помогать слово с корнем БЕГ, которое обозначает стремительное движение, глагольные суффиксы –а- и – л -, нулевое окончание и приставки 1- й группы.
Что это за приставки?
Работать у доски будет …. Тебе необходимо передвигать почтальона и записывать слова с приставками, которые указывают на его действие. Остальные работают в тетрадях.
(Выбежал, побежал, перебежал, оббежал, подбежал, вбежал)
Выделите приставки, которые из одного слова помогли составить дорожный рассказ.
К какой группе относятся эти приставки?
4. Этап закрепления нового материала.
Соревнование “ Кто больше?”
Задание: используя слова приставок 1- й группы за 3 мин, образовать новые слова от слов:
1в. – петь, 1 в. – купить.
Слова записать через запятую, выделить приставки.
2 человека работают у доски. (класс их работу не видит)
Дети, которые работали у доски, читают свои слова, называют приставки.
Кто образовал другие слова? Повторы исключаем.
Как пишутся приставки 1-й группы?
У нас осталось работать немного времени до конца урока. Поработаем с пословицей.
На доске : Что … писано пером, того не …рубишь топором.
В данной пословице в 2-х словах пропущены приставки. Как вы думаете, какие приставки надо дописать, чтобы в пословице появился смысл?
5. Этап подведения итогов.
Работая, с приставками 1-й группы, к какому выводу пришли?
На сколько групп разделены приставки?
6. Выставление оценок.
7. Этап информации уч-ся о дом. задании, инструктаж по его выполнению
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Выберите документ из архива для просмотра:
Описание презентации по отдельным слайдам:
КАРАКУЛИ КЛЛЛАААДДД КЛЛААДД КЛАД
Упражнение №140 на стр. 147
Упр. 141 на стр. 148 SOS Чтение правила на стр. 148
Выбранный для просмотра документ Урок р. яз..doc
МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
НА ОСТРОВ СОКРОВИЩ
Урок 72. Тема урока: Правописание приставок.
обучающие - ознакомить с правилами правописания приставки с-; закрепить знания учащихся о корне, приставке, суффиксе, окончании; совершенствовать умения производить морфемный разбор;
развивающие - развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать и обобщать;
воспитывающие - воспитывать аккуратность, умение самостоятельно работать, прислушиваться к мнению окружающих, дружелюбие.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы: частично-поисковые, проблемный.
Формы организации: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование:
• компьютерный проектор, презентация.
I. Организационный момент
Скорей проверьте, ребятишки,
Готовы ли начать урок?
На месте ли тетрадки, ручки, книжки,
Лежит ли у доски мелок?
- Садитесь. Проверьте свою осанку.
Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостям, мне, а гости пусть тоже улыбнутся нам с вами.
- Ой, ребята, что это? Какая-то грамота древняя с картой! Так, посмотрим…
(Учитель рассматривает грамоту).
- Ребята, я не могу разобрать, что в ней написано. Какие-то каракули!
- Давайте откроем тетради, запишем число, наименование работы. (23 декабря. Классная работа.)
- А теперь попробуем разобрать каракули. Определите порядок следования букв в этом ряду:
- Напишите этот ряд букв в предложенной последовательности, а затем каждую букву, записанную 3 раза, уменьшайте на одну и так, пока не разгадаем слово:
клллаааддд кллаадд клад
- Одно только слово поняла: клад. (Учитель задумался.)
- Вдруг в грамоте написано, как клад найти?
Вы же должны запомнить одно важное правило: без разрешения взрослых и без их участия отправляться в путешествия детям опасно и категорически запрещается.
Физминутка для глаз:
- А вот и первая остановка. Мы в гостях у Бабы Яги.
- Какую тему изучали на прошлых уроках, спрашивает она.
- Кажется, я понимаю, что это значит. Для того, чтобы добраться до клада, нам необходимо обладать 7 умениями.
1. Что такое приставка?
а) часть слова, которая стоит за корнем;
д) часть слова, которая стоит перед корнем;
в) изменяемая часть слова.
2. Из каких частей может состоять слово?
е) только из основы;
л) только из корня;
о) из корня, приставки, суффикса, окончания.
3. Какие из них могут быть значимыми?
б) приставка, корень, суффикс, окончание;
з) корень, приставка, суффикс.
4. Какую роль служат в слове приставки и суффиксы?
л) для связи слов в словосочетании;
е) для связи слов в предложении;
р) для образования новых слов.
5. Корабль, корабли, кораблями:
р) корень одинаковый, а смысл разный;
о) формы одного и того же слова;
н) однокоренные слова;
6. Море, заморский, морячка:
т) однокоренные слова;
и) корень одинаковый, а смысл разный;
в) формы одного и того же слова.
7. Укажите правильную запись предложения:
а) На горизонте появилось темное облако.
у) На горизонте появилось темное облако.
к) На горизонте по явилось темное облако.
Проверка: доброта.
- Как вы думаете, вы уже всё успели узнать о приставках? (Конечно, нет! И сегодня вы в этом убедитесь!)
IV. Подготовка к введению нового, проблема «Ошибки”
- Все мы ошибаемся. Ведь не ошибается тот, кто ничего не делает. Но мы по-разному реагируем на свои ошибки. Кто-то злится, кто-то смеется, а кто-то невозмутимо их исправляет.
V . Физкультминутка
Рыбки весело плескались
В чистой свеженькой воде.
То согнутся, разогнутся…
То зароются в песке.
(Вся физкультминутка сопровождается движениями рук, ног, пояса)
VI. Работа по теме
1. Царевна-лягушка просит помочь. Работа у доски и в тетрадях (по 3 слова).
Упр. 140 на стр. 147 по плану упражнения.
2. - Ребята, на нашем пути – бутылка. В таких запечатанных бутылках хранилась информация или просьба о помощи корабля, который терпел бедствие. Распечатаем её?
SOS – помогите разобраться в новой теме.
Работа по учебнику стр. 148 № 141.
Чтение правила на стр. 148.
VII. Первичное закрепление изученного. У Матроскина в Простоквашино
Работа по учебнику стр. 148 № 142 (у доски и в тетрадях).
VIII. Самостоятельная работа. В плену у осьминога “Путаница”
Огромный осьминог отпустит только в том случае, если .
Стр. 149 № 144 по вариантам:
I – 1 предложение;
II – 2 предложение;
III – 3 предложение.
IX. “Остров сокровищ” Таинственная шифровка. Поиск клада
В нашей грамоте осталось неразгаданным одно место. Это какая-то шифровка: Ребята должны из букв, написанных в грамоте составить слово. (Дружба.)
- Как понимаете пословицу: “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”? Что стало нашим кладом? Конечно дружба! История знает много примеров, когда богатые в одночасье становились бедными. И если у них не было друзей, им приходилось туго. Деньги, клад могут исчезнуть, а настоящий друг всегда будет рядом: и в горе и в радости.
1. Обобщение.
- Над правописанием какой части основы мы с вами работали?
- Что узнали о правописании приставки с- ? ( Пишется всегда одинаково, независимо от того, как произносится.)
3. Домашнее задание: рассказ о нашем путешествии из 10-12 предложений
4. Рефлексия “Салют”
Наш урок давайте закончим праздничным “салютом”:
Хлопки в ладоши стоя, руки над головой – все понял, могу объяснить;
хлопки в ладоши стоя, руки перед грудью - понял, но надо потренироваться;
- У нас сегодня необычный урок. Я вижу ваши сияющие лица. Это говорит о вашем хорошем настроении, значит, урок у нас будет удачным.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку 5!
2. Актуализация знаний.
- Для начала, предлагаю вам провести небольшую разминку.
- неизменяемая часть слова …. ( корень)
- после корня находится ……. ( суффикс)
- изменяемая часть слова …. ( окончание)
- в слове часики нет …… (приставки)
- Молодцы, ребята, хорошо справились с этим заданием.
3. Чистописание
- Сегодня мы будем повторять написание буквы Г.
- Дайте характеристику этой буквы. (Буква Г обозначает два согласных звука: твёрдый (г) и мягкий (г). Этот звук звонкий, парный.)
- Напишем строчку букв Г г, обратив внимание на правильное соединение элементов букв.
- Прочитайте слова для чистописания: город Георгиевск
- Назовите ошибкоопасные места в написании слов. (В слове город на конце слова надо писать проверяемую согласную д – проверочное слово города. В корне слова во втором слоге надо запомнить букву О.)
- Объясните правописание заглавной буквы в слове Георгиевск.
- Какие города Ставропольского края вы ещё знаете?
- Ребята, кто из вас может сказать: чем вам дорог город Георгиевск?
- Составьте предложение о Георгиевске.
- Я люблю свой город Георгиевск.
- Дайте характеристику предложению и разберите его по членам предложения.
- Для каждого человека самый главный город на Земле – это город, в котором он родился, живёт, трудится. Наш город знаменит не только историческими событиями, которые происходили в нём в разные времена, но и людьми. Вот, например, в нашей школе трудится замечательный учитель, поэт, песенник Дмитриев В.В. На уроках чтения мы уже знакомились с его творчеством.
( чтение стихотворения «Георгиевск одноэтажный…)
(слайды с изо города)
Физминутка.
И. п. - Стоя ( сидя). Спина ровная, голова приподнята, руки вдоль туловища.
Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой.
Медленно опустились руки, встряхните кисти, сильные, как могучий Эльбрус.
4. Постановка темы урока.
- Все правила, о которых мы с вами уже говорили, учат писать корень слова, а сегодня будем учиться правильно писать приставки. Чтобы дальше продолжить работу, мы должны отгадать загадку.
«С неба падал лёгкий пух,
Он похож на белых мух.
Запушил поля, леса –
- Какие трудности могут возникнуть при письме слова? (Это слово на правописание парной согласной в корне слова.)
- Подберите однокоренные слова к слову снег.
- Какие слова называются однокоренными?
Основная работа.
- Какие части слова пришли вам на помощь?
- Что такое суффикс? Приставка?
- Как найти приставку в слове?
- У вас на партах лежит листок с приставками. Вы должны распределить их по группам, так как вы считаете.
Работа в парах.
1. приставки с А: за-, на-, над-;
2. приставки с О: о-, об-, обо-, ото-, до-, под-, подо-, про-;
3. приставка: пере-;
4. приставки: в-, во-, вы-, с-, со-.
- Что вы знаете о правописании приставок?
Групповая работа.
- Для выполнения следующего задания, вам необходимо разделиться на группы. Каждая группа получает задание на снежинке, символе зимы. За 1 минуту вы должны образовать как можно больше слов с предложенными вам приставками.
Проверка: спикер группы рассказывает о проделанной работе, даёт характеристику всем членам группы.
- Какие трудности возникли у вас при выполнении задания?
- Не все приставки можно было использовать для составления новых слов.
Физминутка.
На доске слова: делать. Сделать, написать, подписать. Вёз, вывез, привёз, занёс, нёс.
Действия детей: при указании на слово, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками. Если в словах приставки нет, ученики приседают.
Жила в стране Морфемике красавица одна
Приставкой называлась и первою была.
Гордилась, что с неё слова обычно начинаются.
И новые слова приставкою рождаются.
И были у приставки морфемные друзья:
Окончание, корень, суффикс – дружная семья.
Встали, поравнялись, взглянули на сестру.
Уж спорили, толкались:
Кто всех из них главней
И все перемешались
Под ветерком страстей.
Постройте вы хоть нас.
Слова нам подберите,
- А как вы считаете: какая часть слова самая главная?
- Перед вами части слов. Составьте из них интересные слова.
Проверка.
Работа по учебнику.
- Дорогие ребята, я вспомнила ещё одну зимнюю игру. Мы будем катить снежный ком из слов – родственников. Упр.126, стр.141.
Итог.
- Чем мы сегодня занимались на уроке?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Кому понравился урок, предлагаю поместить эти снежинки на нашу ёлочку.
Тема урока: Правописание приставок.
Планируемые результаты:
1. Личностные:
умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается
2. Метапредметные:
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
высказывать свое предложение
уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)
развитие умения различать приставки, правильно употреблять их в речи и писать;
формировать понятия, что к каждому из значений многозначного слова может быть подобран соответствующий синоним.
1. Орг. момент.
- У нас сегодня необычный урок. Я вижу ваши сияющие лица. Это говорит о вашем хорошем настроении, значит, урок у нас будет удачным.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку 5!
2. Актуализация знаний.
- Для начала, предлагаю вам провести небольшую разминку.
- неизменяемая часть слова ….. ( корень)
- после корня находится ……. ( суффикс)
- изменяемая часть слова …. ( окончание)
- в слове часики нет …… (приставки)
- Молодцы, ребята, хорошо справились с этим заданием.
3. Чистописание
- Сегодня мы будем повторять написание буквы Г.
- Дайте характеристику этой буквы. (Буква Г обозначает два согласных звука: твёрдый (г) и мягкий (г). Этот звук звонкий, парный.)
- Напишем строчку букв Г г, обратив внимание на правильное соединение элементов букв.
- Прочитайте слова для чистописания: город Георгиевск
- Назовите ошибкоопасные места в написании слов. (В слове город на конце слова надо писать проверяемую согласную д – проверочное слово города. В корне слова во втором слоге надо запомнить букву О.)
- Объясните правописание заглавной буквы в слове Георгиевск.
- Какие города Ставропольского края вы ещё знаете?
- Ребята, кто из вас может сказать: чем вам дорог город Георгиевск?
- Составьте предложение о Георгиевске.
- Я люблю свой город Георгиевск.
- Дайте характеристику предложению и разберите его по членам предложения.
- Для каждого человека самый главный город на Земле – это город, в котором он родился, живёт, трудится. Наш город знаменит не только историческими событиями, которые происходили в нём в разные времена, но и людьми. Вот, например, в нашей школе трудится замечательный учитель, поэт, песенник Дмитриев В.В. На уроках чтения мы уже знакомились с его творчеством.
( чтение стихотворения «Георгиевск одноэтажный…)
(слайды с изо города)
И. п. - Стоя ( сидя). Спина ровная, голова приподнята, руки вдоль туловища.
Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой.
Медленно опустились руки, встряхните кисти, сильные, как могучий Эльбрус.
4. Постановка темы урока.
- Все правила, о которых мы с вами уже говорили, учат писать корень слова, а сегодня будем учиться правильно писать приставки. Чтобы дальше продолжить работу, мы должны отгадать загадку.
«С неба падал лёгкий пух,
Он похож на белых мух.
Запушил поля, леса –
- Какие трудности могут возникнуть при письме слова? (Это слово на правописание парной согласной в корне слова.)
- Подберите однокоренные слова к слову снег.
- Какие слова называются однокоренными?
Основная работа.
- Какие части слова пришли вам на помощь?
- Что такое суффикс? Приставка?
- Как найти приставку в слове?
- У вас на партах лежит листок с приставками. Вы должны распределить их по группам, так как вы считаете.
Работа в парах.
1. приставки с А: за-, на-, над-;
2. приставки с О: о-, об-, обо-, ото-, до-, под-, подо-, про-;
3. приставка: пере-;
4. приставки: в-, во-, вы-, с-, со-.
- Что вы знаете о правописании приставок?
Групповая работа.
- Для выполнения следующего задания, вам необходимо разделиться на группы. Каждая группа получает задание на снежинке, символе зимы. За 1 минуту вы должны образовать как можно больше слов с предложенными вам приставками.
Проверка: спикер группы рассказывает о проделанной работе, даёт характеристику всем членам группы.
- Какие трудности возникли у вас при выполнении задания?
- Не все приставки можно было использовать для составления новых слов.
На доске слова: делать. Сделать, написать, подписать. Вёз, вывез, привёз, занёс, нёс.
Действия детей: при указании на слово, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками. Если в словах приставки нет, ученики приседают.
Жила в стране Морфемике красавица одна
Приставкой называлась и первою была.
Гордилась, что с неё слова обычно начинаются.
И новые слова приставкою рождаются.
И были у приставки морфемные друзья:
Окончание, корень, суффикс – дружная семья.
Встали, поравнялись, взглянули на сестру.
Уж спорили, толкались:
Кто всех из них главней
И все перемешались
Под ветерком страстей.
Постройте вы хоть нас.
Слова нам подберите,
- А как вы считаете: какая часть слова самая главная?
- Перед вами части слов. Составьте из них интересные слова.
Работа по учебнику.
- Дорогие ребята, я вспомнила ещё одну зимнюю игру. Мы будем катить снежный ком из слов – родственников. Упр.126, стр.141.
Читайте также: