Правописание приставок 3 класс школа россии конспект урока и презентация

Обновлено: 06.07.2024

Цель: Закрепить правописание приставок и суффиксов , повторить изученные орфограммы, воспитывать любовь к природе.

создать условия для формирования р анее полу­ченных знаний и умений по правописанию приставок и суффиксов, повторить изученные орфограммы.

Задачи урока :

- обучающая отрабатывать умения находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный глас­ный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе на письме ;

- развивающая : развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас детей, способствовать развитию речи, памяти и мышления;

-воспитывающая : воспитывать интерес к предмету русского языка,

любовь к природе

- здоровьесберегающая :. обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения

Методы : словесный, наглядный, практический.

Формы организации урока : фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Планируемые результаты :

Предметные: Понимать , как правильно обозначать буквой безударный глас­ный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе на письме . Объяснять написание пропущенных букв в значимых частях слова. Писать правильно слова на изученные орфограммы.

Метапредметные:

- Регулятивные : определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, проводить анализ и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

- Познавательные : находить языковые примеры для иллюстрации данных понятий, правил, применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный)

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания;

Оборудование : Карточки с печатным текстом, презентация, картины с изображением зимней природы. Учебник: 3 класс: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2015 ; мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку в программе Power Point ; дидактический раздаточный материал.

Организационный момент

Учитель : Все за парты тихо встали,

На гостей все посмотрели.

Улыбнулись тихо сели

Учитель : девиз нашего урока

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

Один ученик повторяет, а затем все вместе

Учитель: Сегодня у нас не просто урок, урок-путешествие по прекрасному времени года. А по какому, вы мне сейчас подскажете. И поможет вам в этом А. С. Пушкин:

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница … ( Зима .)

- Сегодня на уроке нам предстоит многое вспомнить и повторить, чтобы потом открыть для себя новые знания.

III. Чистописание. (запись 15 декабря

Прочитайте запись на доске

Морозище, ударил середина, в, декабрь

- Это предложение? Докажите. А чем отличаются слова от предложения.

-Что необходимо помнить, составляя предложение? (Подобрать слова по смыслу, изменить окончания слов)

Составьте из данных слов предложение:

В середине декабря ударил морозище.

-Каким был мороз? Как поняли? (Суффикс -ищ- увеличивает )

- Что такое окончание? для чего служит окончание.

- Запишите предложение в тетрадь. Выделите окончания.

- Дайте характеристику предложения.

- Выделите в предложении основу: подлежащее и сказуемое, второстепенные члены, составьте схему и выпишите словосочетания

Словарная работа

Какое сейчас время года?(зима

Какие осадки бывают зимой?

У нас на уроке тоже снегопад, но не простой, а словарный. На каждой снежинке словарные слова: вставьте пропущенные буквы, и проверьте

– Начнем с зимних месяцев.

Этот месяц год кончает, зиму начинает.
Этот месяц году начало – зиме середина.
Этот месяц очень капризен: и сильные морозы, и капель.

(Д_кабрь, _ нварь. Ф_евраль.)

Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (мороз)

– Зима приносит детям много забав. Какие зимние игры вы любите ?

И мальчишки, и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лёд узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы – фигурные …(коньки)

III. Самоопределение к деятельности

Корень, суффикс, предлог, приставка, окончание, основа.(запись на доске)

-Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ. (Предлог — это часть речи, остальные — части слова.)

-В каких частях слова могут быть орфограммы?

-Как проверить написание слова с орфограммой в корне? (Подобрать проверочное слово.)

Давайте вспомним что такое приставка?

Сформулируйте тему урока.

IV. Работа по теме урока

Правописание суффиксов и приставок

Работа у доски

учащиеся образовывают слова новые слова с суффиксом и приставками.

Ходил лист игра

Садит мост корм

Записывают слова на доске и в тетради

Работа в парах

Образуй слова, используя суффиксы –ЧИК, -ОЧК, -ОНЬК, -ЕНЬК. Выдели корни и суффиксы .

VI. Физминутка

(на партах у детей лежат по 2 листа бумаги.)

А сейчас мы с вами поиграем в снежки, из бумаги сделайте снежок хорошо его скомкаем , дети попадают в друг друга. Теперь погреем свои ручки, потрем их, потрем щечки и ушки. Наигрались и дальше работаем.

Сегодня наш урок мы начнём традиционно, с минутки чистописания. (На доске записано слово приставка) . Прочитаем его вместе по слогам. Запишите это слово один раз так, как оно записано на доске, каждую букву в петле. Сверьтесь с доской.

Выполненное задание должно было подсказать вам тему нашего урока.

Кто готов её сформулировать?

Да, мы продолжим разговор о морфемах.

Дайте определение, что такое морфема. (Морфема – это часть слова)

А теперь обратимся ещё раз к слову приставка. Какое смысловое значение несёт это слово?

Вы правильно раскрыли смысловое значение слова.

А теперь дайте определение морфеме.

Подберите и запишите однокоренные слова к слову приставка. Прочитайте новые слова.

Объясните их значение.

Как называются слова, которые записали?

При помощи какой морфемы были образованы однокоренные слова?

ВЫВОД: приставки образуют новые слова.

Как называется такой способ словообразования?

Дайте ещё раз определение, что такое приставка?

3. Этап усвоения новых знаний.

Приставок в русском языке много. И каждая из них имеет свой секрет правописания.

Сегодня с вами мы начнём раскрывать эти секреты. Вы узнаете, что правописание приставок подчиняется разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на 3 группы.

А на какие группы они делятся, об этом вам расскажут сами приставки, из чудесной страны Правописания.

(Работают дети, с которыми я работала, используя метод опережающего обучения)

в- (во - ) (взо- )

вы –

до –

за – (изо- )

на –

над – (надо - )

не – (недо- )

о –

об - (обо - )

от – (ото- )

па –

по –

под - (подо - )

пра-

пред – (предо - )

про –

разо –

с- (со - )

су-

у -

Я – 1-я группа приставок. Я самая большая. Мы, приставки 1-й группы, всегда пишемся одинаково независимо от их произношения! Например, надпись – надрез, повар – поварёнок. А чтобы нас не спутать с другими приставками, вам надо нас хорошенько запомнить и быстро “узнавать в лицо”.

Прочитаем эти приставки.

Я – 2-я группа приставок. К моей группе относятся все приставки, которые в одних словах пишутся с буквой З, а в других с буквой С. С нами надо держать ухо востро (т. е. быть настороже).

без – (бес- )

вз – (вс-)

воз - (вос - )

из – (ис- )

низ – (нис - )

раз – (рас - )

роз – (рос- )

через – (черес - )

Прочитаем эти приставки.

Я – 3-я группа приставок. Ко мне относятся только две приставки: ПРЕ – И ПРИ-. Хоть эта группа самая маленькая, но с-а-м-а-я трудная.

Прочитаем эти приставки.

Ребята, понравилось вам выступление девочек? Какие положительные качества мы с вами можем отметить в выступлении девочек? (Говорили выразительно, понятно, хорошо поставлена речь, продемонстрировали актёрские способности)

Ребята, что нового вы узнали от наших гостей – приставок? (Все приставки делятся на 3 группы)

Сегодня мы с вами раскроем секреты правописания приставок 1-й группы. Но перед трудной дорогой в страну Правописания мы немного отдохнём.

Для вас (например, Марк) проведёт физминутку. Все встали, выпрямили спинки.

Вы – зеркальное отражение Марка. Поэтому внимательно смотрите на него и делайте то же самое.

О – пустили голову.

Вы – прямили голову.

На – клонили голову на – зад.

Вы – прямили. (повторить 2 раза)

Со – мкнули руки.

Вы – прямили руки.

Разо – мкнули руки.

Вы – прямили. (повторить 2 раза)

В – стали прямо. (повторить 2 раза)

Вы – тянулись (повторить 2 раза)

Под – прыгнули (повторить 2 раза)

Спасибо Марку, с вами продолжаем работу дальше. А Марк запишет 4 слова из физминутки и выделит в них приставки.

Какие приставки были использованы в физминутке?

Давайте сыграем в игру, участники которой вы и вот этот весёлый человечек. Поприветствуйте его. Он - почтальон. Наша задача помочь ему доставить письмо из одного дома в другой вот по этой дороге. Почтальон должен доставить письмо быстро. В этом нам будет помогать слово с корнем БЕГ, которое обозначает стремительное движение, глагольные суффиксы –а- и – л -, нулевое окончание и приставки 1- й группы.

Что это за приставки?

Работать у доски будет …. Тебе необходимо передвигать почтальона и записывать слова с приставками, которые указывают на его действие. Остальные работают в тетрадях.

(Выбежал, побежал, перебежал, оббежал, подбежал, вбежал)

Выделите приставки, которые из одного слова помогли составить дорожный рассказ.

К какой группе относятся эти приставки?

4. Этап закрепления нового материала.

Соревнование “ Кто больше?”

Задание: используя слова приставок 1- й группы за 3 мин, образовать новые слова от слов:

1в. – петь, 1 в. – купить.

Слова записать через запятую, выделить приставки.

2 человека работают у доски. (класс их работу не видит)

Дети, которые работали у доски, читают свои слова, называют приставки.

Кто образовал другие слова? Повторы исключаем.

Как пишутся приставки 1-й группы?

У нас осталось работать немного времени до конца урока. Поработаем с пословицей.

На доске : Что … писано пером, того не …рубишь топором.

В данной пословице в 2-х словах пропущены приставки. Как вы думаете, какие приставки надо дописать, чтобы в пословице появился смысл?

5. Этап подведения итогов.

Работая, с приставками 1-й группы, к какому выводу пришли?

На сколько групп разделены приставки?

6. Выставление оценок.

7. Этап информации уч-ся о дом. задании, инструктаж по его выполнению

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:


Описание презентации по отдельным слайдам:



 КАРАКУЛИ КЛЛЛАААДДД КЛЛААДД КЛАД

КАРАКУЛИ КЛЛЛАААДДД КЛЛААДД КЛАД




СЕМЬ УМЕНИЙ








 ДОБРОТА

ОШИБКИ


Упражнение №140 на стр. 147

Упражнение №140 на стр. 147

Упр. 141 на стр. 148 SOS Чтение правила на стр. 148

Упр. 141 на стр. 148 SOS Чтение правила на стр. 148

 Стр. 148 № 142

Стр. 149 №144

А Б Д У Ж Р

А Б Д У Ж Р

 ДОМА

САЛЮТ

Выбранный для просмотра документ Урок р. яз..doc

МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

НА ОСТРОВ СОКРОВИЩ

Урок 72. Тема урока: Правописание приставок.

обучающие - ознакомить с правилами правописания приставки с-; закрепить знания учащихся о корне, приставке, суффиксе, окончании; совершенствовать умения производить морфемный разбор;

развивающие - развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать и обобщать;

воспитывающие - воспитывать аккуратность, умение самостоятельно работать, прислушиваться к мнению окружающих, дружелюбие.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: частично-поисковые, проблемный.

Формы организации: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование:

• компьютерный проектор, презентация.

I. Организационный момент

Скорей проверьте, ребятишки,
Готовы ли начать урок?
На месте ли тетрадки, ручки, книжки,
Лежит ли у доски мелок?

- Садитесь. Проверьте свою осанку.

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостям, мне, а гости пусть тоже улыбнутся нам с вами.

- Ой, ребята, что это? Какая-то грамота древняя с картой! Так, посмотрим…

(Учитель рассматривает грамоту).

- Ребята, я не могу разобрать, что в ней написано. Какие-то каракули!

- Давайте откроем тетради, запишем число, наименование работы. (23 декабря. Классная работа.)

- А теперь попробуем разобрать каракули. Определите порядок следования букв в этом ряду:

- Напишите этот ряд букв в предложенной последовательности, а затем каждую букву, записанную 3 раза, уменьшайте на одну и так, пока не разгадаем слово:

клллаааддд кллаадд клад

- Одно только слово поняла: клад. (Учитель задумался.)

- Вдруг в грамоте написано, как клад найти?

Вы же должны запомнить одно важное правило: без разрешения взрослых и без их участия отправляться в путешествия детям опасно и категорически запрещается.

Физминутка для глаз:

- А вот и первая остановка. Мы в гостях у Бабы Яги.

- Какую тему изучали на прошлых уроках, спрашивает она.

- Кажется, я понимаю, что это значит. Для того, чтобы добраться до клада, нам необходимо обладать 7 умениями.

1. Что такое приставка?

а) часть слова, которая стоит за корнем;

д) часть слова, которая стоит перед корнем;

в) изменяемая часть слова.

2. Из каких частей может состоять слово?

е) только из основы;

л) только из корня;

о) из корня, приставки, суффикса, окончания.

3. Какие из них могут быть значимыми?

б) приставка, корень, суффикс, окончание;

з) корень, приставка, суффикс.

4. Какую роль служат в слове приставки и суффиксы?

л) для связи слов в словосочетании;

е) для связи слов в предложении;

р) для образования новых слов.

5. Корабль, корабли, кораблями:

р) корень одинаковый, а смысл разный;

о) формы одного и того же слова;

н) однокоренные слова;

6. Море, заморский, морячка:

т) однокоренные слова;

и) корень одинаковый, а смысл разный;

в) формы одного и того же слова.

7. Укажите правильную запись предложения:

а) На горизонте появилось темное облако.

у) На горизонте появилось темное облако.

к) На горизонте по явилось темное облако.

Проверка: доброта.

- Как вы думаете, вы уже всё успели узнать о приставках? (Конечно, нет! И сегодня вы в этом убедитесь!)

IV. Подготовка к введению нового, проблема «Ошибки”

- Все мы ошибаемся. Ведь не ошибается тот, кто ничего не делает. Но мы по-разному реагируем на свои ошибки. Кто-то злится, кто-то смеется, а кто-то невозмутимо их исправляет.

V . Физкультминутка

Рыбки весело плескались
В чистой свеженькой воде.
То согнутся, разогнутся…
То зароются в песке.

(Вся физкультминутка сопровождается движениями рук, ног, пояса)

VI. Работа по теме

1. Царевна-лягушка просит помочь. Работа у доски и в тетрадях (по 3 слова).

Упр. 140 на стр. 147 по плану упражнения.

2. - Ребята, на нашем пути – бутылка. В таких запечатанных бутылках хранилась информация или просьба о помощи корабля, который терпел бедствие. Распечатаем её?

SOS – помогите разобраться в новой теме.

Работа по учебнику стр. 148 № 141.

Чтение правила на стр. 148.

VII. Первичное закрепление изученного. У Матроскина в Простоквашино

Работа по учебнику стр. 148 № 142 (у доски и в тетрадях).

VIII. Самостоятельная работа. В плену у осьминога “Путаница”

Огромный осьминог отпустит только в том случае, если .

Стр. 149 № 144 по вариантам:

I – 1 предложение;

II – 2 предложение;

III – 3 предложение.

IX. “Остров сокровищ” Таинственная шифровка. Поиск клада

В нашей грамоте осталось неразгаданным одно место. Это какая-то шифровка: Ребята должны из букв, написанных в грамоте составить слово. (Дружба.)

- Как понимаете пословицу: “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”? Что стало нашим кладом? Конечно дружба! История знает много примеров, когда богатые в одночасье становились бедными. И если у них не было друзей, им приходилось туго. Деньги, клад могут исчезнуть, а настоящий друг всегда будет рядом: и в горе и в радости.

1. Обобщение.

- Над правописанием какой части основы мы с вами работали?

- Что узнали о правописании приставки с- ? ( Пишется всегда одинаково, независимо от того, как произносится.)

3. Домашнее задание: рассказ о нашем путешествии из 10-12 предложений

4. Рефлексия “Салют”

Наш урок давайте закончим праздничным “салютом”:

Хлопки в ладоши стоя, руки над головой – все понял, могу объяснить;

хлопки в ладоши стоя, руки перед грудью - понял, но надо потренироваться;

Нажмите, чтобы узнать подробности

- У нас сегодня необычный урок. Я вижу ваши сияющие лица. Это говорит о вашем хорошем настроении, значит, урок у нас будет удачным.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку 5!

2. Актуализация знаний.

- Для начала, предлагаю вам провести небольшую разминку.

- неизменяемая часть слова …. ( корень)

- после корня находится ……. ( суффикс)

- изменяемая часть слова …. ( окончание)

- в слове часики нет …… (приставки)

- Молодцы, ребята, хорошо справились с этим заданием.

3. Чистописание

- Сегодня мы будем повторять написание буквы Г.

- Дайте характеристику этой буквы. (Буква Г обозначает два согласных звука: твёрдый (г) и мягкий (г). Этот звук звонкий, парный.)

- Напишем строчку букв Г г, обратив внимание на правильное соединение элементов букв.

- Прочитайте слова для чистописания: город Георгиевск

- Назовите ошибкоопасные места в написании слов. (В слове город на конце слова надо писать проверяемую согласную д – проверочное слово города. В корне слова во втором слоге надо запомнить букву О.)

- Объясните правописание заглавной буквы в слове Георгиевск.

- Какие города Ставропольского края вы ещё знаете?

- Ребята, кто из вас может сказать: чем вам дорог город Георгиевск?

- Составьте предложение о Георгиевске.

- Я люблю свой город Георгиевск.

- Дайте характеристику предложению и разберите его по членам предложения.

- Для каждого человека самый главный город на Земле – это город, в котором он родился, живёт, трудится. Наш город знаменит не только историческими событиями, которые происходили в нём в разные времена, но и людьми. Вот, например, в нашей школе трудится замечательный учитель, поэт, песенник Дмитриев В.В. На уроках чтения мы уже знакомились с его творчеством.

( чтение стихотворения «Георгиевск одноэтажный…)

(слайды с изо города)

Физминутка.

И. п. - Стоя ( сидя). Спина ровная, голова приподнята, руки вдоль туловища.

Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой.

Медленно опустились руки, встряхните кисти, сильные, как могучий Эльбрус.

4. Постановка темы урока.

- Все правила, о которых мы с вами уже говорили, учат писать корень слова, а сегодня будем учиться правильно писать приставки. Чтобы дальше продолжить работу, мы должны отгадать загадку.

«С неба падал лёгкий пух,

Он похож на белых мух.

Запушил поля, леса –

- Какие трудности могут возникнуть при письме слова? (Это слово на правописание парной согласной в корне слова.)

- Подберите однокоренные слова к слову снег.

- Какие слова называются однокоренными?

Основная работа.

- Какие части слова пришли вам на помощь?

- Что такое суффикс? Приставка?

- Как найти приставку в слове?

- У вас на партах лежит листок с приставками. Вы должны распределить их по группам, так как вы считаете.

Работа в парах.

1. приставки с А: за-, на-, над-;

2. приставки с О: о-, об-, обо-, ото-, до-, под-, подо-, про-;

3. приставка: пере-;

4. приставки: в-, во-, вы-, с-, со-.

- Что вы знаете о правописании приставок?

Групповая работа.

- Для выполнения следующего задания, вам необходимо разделиться на группы. Каждая группа получает задание на снежинке, символе зимы. За 1 минуту вы должны образовать как можно больше слов с предложенными вам приставками.

Проверка: спикер группы рассказывает о проделанной работе, даёт характеристику всем членам группы.

- Какие трудности возникли у вас при выполнении задания?

- Не все приставки можно было использовать для составления новых слов.

Физминутка.

На доске слова: делать. Сделать, написать, подписать. Вёз, вывез, привёз, занёс, нёс.

Действия детей: при указании на слово, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками. Если в словах приставки нет, ученики приседают.

Жила в стране Морфемике красавица одна

Приставкой называлась и первою была.

Гордилась, что с неё слова обычно начинаются.

И новые слова приставкою рождаются.

И были у приставки морфемные друзья:

Окончание, корень, суффикс – дружная семья.

Встали, поравнялись, взглянули на сестру.

Уж спорили, толкались:

Кто всех из них главней

И все перемешались

Под ветерком страстей.

Постройте вы хоть нас.

Слова нам подберите,

- А как вы считаете: какая часть слова самая главная?

- Перед вами части слов. Составьте из них интересные слова.

Проверка.

Работа по учебнику.

- Дорогие ребята, я вспомнила ещё одну зимнюю игру. Мы будем катить снежный ком из слов – родственников. Упр.126, стр.141.

Итог.

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Кому понравился урок, предлагаю поместить эти снежинки на нашу ёлочку.

Тема урока: Правописание приставок.

Планируемые результаты:

1. Личностные:

умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;

развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

2. Метапредметные:

способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

умение действовать по плану и планировать свою деятельность

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

высказывать свое предложение

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)

развитие умения различать приставки, правильно употреблять их в речи и писать;

формировать понятия, что к каждому из значений многозначного слова может быть подобран соответствующий синоним.

1. Орг. момент.

- У нас сегодня необычный урок. Я вижу ваши сияющие лица. Это говорит о вашем хорошем настроении, значит, урок у нас будет удачным.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку 5!

2. Актуализация знаний.

- Для начала, предлагаю вам провести небольшую разминку.

- неизменяемая часть слова ….. ( корень)

- после корня находится ……. ( суффикс)

- изменяемая часть слова …. ( окончание)

- в слове часики нет …… (приставки)

- Молодцы, ребята, хорошо справились с этим заданием.

3. Чистописание

- Сегодня мы будем повторять написание буквы Г.

- Дайте характеристику этой буквы. (Буква Г обозначает два согласных звука: твёрдый (г) и мягкий (г). Этот звук звонкий, парный.)

- Напишем строчку букв Г г, обратив внимание на правильное соединение элементов букв.

- Прочитайте слова для чистописания: город Георгиевск

- Назовите ошибкоопасные места в написании слов. (В слове город на конце слова надо писать проверяемую согласную д – проверочное слово города. В корне слова во втором слоге надо запомнить букву О.)

- Объясните правописание заглавной буквы в слове Георгиевск.

- Какие города Ставропольского края вы ещё знаете?

- Ребята, кто из вас может сказать: чем вам дорог город Георгиевск?

- Составьте предложение о Георгиевске.

- Я люблю свой город Георгиевск.

- Дайте характеристику предложению и разберите его по членам предложения.

- Для каждого человека самый главный город на Земле – это город, в котором он родился, живёт, трудится. Наш город знаменит не только историческими событиями, которые происходили в нём в разные времена, но и людьми. Вот, например, в нашей школе трудится замечательный учитель, поэт, песенник Дмитриев В.В. На уроках чтения мы уже знакомились с его творчеством.

( чтение стихотворения «Георгиевск одноэтажный…)

(слайды с изо города)

И. п. - Стоя ( сидя). Спина ровная, голова приподнята, руки вдоль туловища.

Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой.

Медленно опустились руки, встряхните кисти, сильные, как могучий Эльбрус.

4. Постановка темы урока.

- Все правила, о которых мы с вами уже говорили, учат писать корень слова, а сегодня будем учиться правильно писать приставки. Чтобы дальше продолжить работу, мы должны отгадать загадку.

«С неба падал лёгкий пух,

Он похож на белых мух.

Запушил поля, леса –

- Какие трудности могут возникнуть при письме слова? (Это слово на правописание парной согласной в корне слова.)

- Подберите однокоренные слова к слову снег.

- Какие слова называются однокоренными?

Основная работа.

- Какие части слова пришли вам на помощь?

- Что такое суффикс? Приставка?

- Как найти приставку в слове?

- У вас на партах лежит листок с приставками. Вы должны распределить их по группам, так как вы считаете.

Работа в парах.

1. приставки с А: за-, на-, над-;

2. приставки с О: о-, об-, обо-, ото-, до-, под-, подо-, про-;

3. приставка: пере-;

4. приставки: в-, во-, вы-, с-, со-.

- Что вы знаете о правописании приставок?

Групповая работа.

- Для выполнения следующего задания, вам необходимо разделиться на группы. Каждая группа получает задание на снежинке, символе зимы. За 1 минуту вы должны образовать как можно больше слов с предложенными вам приставками.

Проверка: спикер группы рассказывает о проделанной работе, даёт характеристику всем членам группы.

- Какие трудности возникли у вас при выполнении задания?

- Не все приставки можно было использовать для составления новых слов.

На доске слова: делать. Сделать, написать, подписать. Вёз, вывез, привёз, занёс, нёс.

Действия детей: при указании на слово, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками. Если в словах приставки нет, ученики приседают.

Жила в стране Морфемике красавица одна

Приставкой называлась и первою была.

Гордилась, что с неё слова обычно начинаются.

И новые слова приставкою рождаются.

И были у приставки морфемные друзья:

Окончание, корень, суффикс – дружная семья.

Встали, поравнялись, взглянули на сестру.

Уж спорили, толкались:

Кто всех из них главней

И все перемешались

Под ветерком страстей.

Постройте вы хоть нас.

Слова нам подберите,

- А как вы считаете: какая часть слова самая главная?

- Перед вами части слов. Составьте из них интересные слова.

Работа по учебнику.

- Дорогие ребята, я вспомнила ещё одну зимнюю игру. Мы будем катить снежный ком из слов – родственников. Упр.126, стр.141.

Читайте также: