Конспект экскурсии в подготовительной группе летом

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект экскурсии в парк летом с детьми 5 -7 лет

Подготовила:

1 квалификационной категорий

Цель: развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования.

Расширять представления о среде обитания, ее факторах и влияние их на живые организмы;

продолжить формирование культуры общения с природой и бережного отношения к ней

Оборудование :

блокноты, карандаши, фотоаппарат.

Содержание экскурсии:

2. Работав группе.

3. Подведение итогов.

Место проведения экскурсии : прогулка в парк

Подготовка к экскурсии:

Спланировать маршрут экскурсии .

Провести беседу об охране природы.

Подготовка к экскурсии:

1. Побеседовать о различных видах деревьев, кустарников, мхов.

2. Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы "лес". Формировать умение правильно вести себя в природе.

Ход экскурсии.

Повторить правила поведения на экскурсии

Воспитатель: Ребята, мы отправляемся на экскурсию. Давайте вспомним, какие правила нужно соблюдать в природе, в лесу, в парке?. (Дети отвечают)

Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.

Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

Воспитатель в ходе беседы раскрывает особенности жизни растений и птиц, животных в парковой зоне. Обращает внимание на расположение относительно друг друга деревьев, кустарников, травянистых растений. Дает понятие ярусности. Показывает детям ярусы растительного сообщества и помогает определить виды растений каждого яруса. Обращает внимание на неодновременное развитие растений. Какие цветы начинают развиваются до распускания листьев на деревьях. До распускания листьев цветут и ветроопыляемые растения. Чем сильнее в лесу выражены ярусность и мозаичность, тем больше в сообществе мест обитания для животных, грибов, бактерий.

Задания для самостоятельной работы.

Зарисовать растения, птиц, животных, которые встретились на экскурсии. Для работы используем цветные карандаши и блокноты.

Составляем короткие описательные рассказы о деревьях и кустарниках, цветах и травах. Можно для рассказов использовать свои зарисовки.

Собираем травы, шишки и листья для гербария.

Подведение итогов

Воспитатель: вам понравилась прогулка? Что вам больше всего запомнилось?

Цель: Сформировать у детей представление о многообразии растительного мира.

ВложениеРазмер
konspekt_ekskursii_v_park_letom.docx 21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект экскурсии в парк летом.

Возраст: подготовительная к школе группа.

Цель : Сформировать у детей представление о многообразии растительного мира.

Сформировать у детей представление о многообразии растительного мира, научить их наблюдать за жизнью природы, помочь почувствовать красоту и многообразие природы.

Развивающие: Развивать творческое воображение, фантазию;

формировать речевые умения, обогащать словарный запас; расширять общий кругозор.

Предоставить детям возможность применять двигательные умения и навыки, приобретенные ранее.

Укрепить здоровье детей во время пешеходной прогулки.

Развивать ловкость, координацию движений, быстроту реакции, выносливость.

Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное отношение природе родного края, доброжелательное отношение друг к другу.

Материал и оборудование: Экологический рюкзак, фотоаппарат, коврики, панамки, 2 мяча, рюкзачки, аптечка,2 флажка для безопасного перехода дорог, мобильные мольберты, бумага для рисования, акварельные мелки, питьевая вода, стаканчики, безопасный маршрут от детского сада до парка.

Словарная работа: береза, ель, сосна, облака, радуга,ручеек.

Интеграция областей: Речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие.

Составление безопасного маршрута от детского сада до парка.

Разучивание с детьми стихотворений и загадок о природе.

Продумывание и изучение маршрута движения, осмотр поляны.

Перед прогулкой проверить одежду и обувь детей .

Приготовить воду для питья и мытья рук, аптечку, спортивное оборудование.

Ход экскурсии:

1. Повторение правил дорожного движения.

2. Изучение схемы маршрута

3. Поведение на дороге и в парке.

Воспитатель приглашает детей на прогулку в парк.

Воспитатель: Дети, я предлагаю вам совершить экскурсию в городской парк Согласны?

Воспитатель: Вспомним правила безопасности:

Как будем идти? По какой дороге? Где нужно идти, если нет тротуара?

Дети: Нужно идти парами, руки не бросать и не обгонять друг друга ; по обочине дороги.

Воспитатель: Как вы думаете, что нужно взять с собой и для чего?

Дети: Флажок- для безопасного перехода дороги, аптечку- для оказания первой помощи, экологический рюкзак, где лежат лупы, фотоаппарат, карандаши, листы бумаги.

Придя в парк, дети осматриваются и наблюдают за красотой природы.

Воспитатель: Что вы видите вокруг себя?

Дети: Клумбы, деревья- хвойные и лиственные, кустарники.

Воспитатель: Какие цветы вы видите на клумбе?

Дети: петунью, бегонию, розы.

Воспитатель: Кто и как ухаживает за ними?

Дети: Дизайнер и садовник. Люди поливают, выпалывают сорняки, рыхлят почву.

Воспитатель: Обратите внимание, что цветы посажены в определенном порядке. Как?

Дети: В форме геометрических фигур, рядами, по цвету.

Воспитатель: Слышите ли вы голоса птиц? Каких птиц вы видите?

Дети: Вороны, галки, воробьи.

Воспитатель: Как вы думаете, чем отличается лес от парка?

Дети: Парк- культурная зона отдыха, где есть аттракционы, лавочки, киоски. Деревья и кустарники посажены в определенном порядке, цветы пышные, ухоженные; нет высокой травы, потому что ее косят по мере вырастания.

А лес – это место обитания диких зверей и птиц. Там растут грибы, деревья, ягоды. Есть труднопроходимые места с густой растительностью,где можно заблудиться. В лесу нет специальных аллей и дорожек для прогулок, только узкие тропинки.

Воспитатель: Ребята, кто и как ухаживает за лесом ?

Дети: Егерь и лесник. Они вырубают сухие деревья, следят за тем, чтобы были потушены костры, которые могут оставить туристы и грибники.

Цветы растут только те, которые приспособились к жизни в лесу.

Сколько солнца! Сколько света!

Сколько зелени кругом!

Что же это? Это ЛЕТО

Наконец спешит к нам в дом.

Это много света,

Это поле, это лес,

Это тысячи чудес.

Это быстрая река,

Это в небе облака,

Это яркие цветы,

Это синь высоты.

Это в мире сто дорог,

Для ребячьих быстрых ног.

Воспитатель: Дети вспомним летние приметы. Назовите их?

Дети: Ярко светит солнце, жарко, На деревьях зеленые листья, цветут цветы.

Воспитатель: Посмотрите внимательно ,какие деревья вы видите?

Дети: береза, ель, сосна.

Воспитатель: Давайте пройдём рассмотрим деревья, что это за дерево? Как догадались?

Дети: По листьям.

Воспитатель: Как ещё можно узнать это дерево?

Дети: По стволу, коре.

Воспитатель: Какие еще деревья вы здесь узнали? Молодцы, много знаете!

Давайте поиграем в игры и первая

Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к дереву и посмотрим на листочки. Что с ними случилось? Почему у них такой вид?

Дети: Потому что их поели гусеницы.

Воспитатель: Давайте найдем того, кто это сделал. (дети находят гусениц под деревом, на коре деревьев и на листьях; делают вывод о том, что гусеницы живут на деревьях и питаются листьями).

Воспитатель: Ребята, мы с собой взяли полиэтиленовые пакеты и перчатки. Оглянитесь вокруг, давайте соберем мусор, если он есть. (уборка территории детьми).

Воспитатель: Набегались, напрыгались, наигрались? А сейчас немного отдохнём, посидим на ковриках и будем отгадывать загадки:

Без крыльев летят,

без паруса плывут.(Облака)

Он и желтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

Только дождик удалился,

В небе мостик появился,

Ярко выгнулся дугой,

Будто пояс золотой.

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем - не найдем.

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Воспитатель: посидели, отдохнули, а теперь солнышко зовёт нас ещё поиграть

Команды становятся в колонну по одному за линией старта . У первых участников по два мяча в руках. По сигналу они должны добежать до дерева, обогнуть его и вернуться назад, передать мячи следующему участнику и встать в конец колонны.

За минуту команды собирают шишки в нарисованный мелом круг. Выигрывает команда, собравшая большее количество шишек.

Команды становятся в колонну по одному за линией старта . По сигналу первый участник должен преодолеть припятствие ввиде нарисованных мелом кругов (кочек)перепрыгивая с одного на другой на двух ногах, вернуться назад бегом, передать эстафету следующему участнику, встав в конец колонны.

Воспитатель: Вижу, что вы ловкие и сильные ребята. А вот сейчас предлагаю вам цветные мелки, чтобы вы нарисовали лето и пока вы рисуете послушайте как красиво поют свои песни птички.

Воспитатель: Дети, вам понравилась экскурсия ?

Воспитатель: Дети, мы с вами наблюдали за растительным миром, делали выводы, беседовали, играли.

Скажите мне, не навредили ли мы природе?

Дети: Мы не навредили природе, потому что не рвали цветы, не вытаптывали траву, не ломали ветки, не разрушали муравейник.

Воспитатель: Я надеюсь, что вы будете добрыми и никогда не будете обижать насекомых, птиц. А сейчас наша экскурсия окончена.

Воспитатель и дети возвращаются в детский сад.

Жалобная книга природы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экскурсии в школу с детьми подготовительной группы

Во все времена одним из единых и постоянных показателей ДОУ является формирование готовности детей к обучению в школе. Этот показатель отражает качество работы всего детского сада. П.


Конспект "Экскурсия на почту" для детей подготовительной группы

Цель: Активизировать словарь и систематизировать знания детей о труде работников почты.

Конспект экскурсии в школу с детьми подготовительной группы

Конспект экскурсии в школу с детьми подготовительной группы.


Конспект экскурсии в образовательную школу детей подготовительной группы

Воспитывать умение проявлять инициативу и любознательность с целью получения знаний о школе.



Конспект экскурсии в образовательную школу детей подготовительной группы

Воспитывать умение проявлять инициативу и любознательность с целью получения знаний о школе.


Конспект экскурсии в образовательную школу детей подготовительной группы

Развивать у детей наблюдательность, внимание, умение слушать и слышать воспитателя.

Летний досуг в подготовительной группе на тему: Лето. Признаки лета

Цель — уточнение и дальнейшее расширение первичных естественно-научных представлений (времена года. Лето. Признаки лета).

Оборудование: коврики, панамки, схема плетения венка.

Предварительная работа

Прослушивание записи пения птиц.

Ход экскурсии

Педагог приглашает детей на прогулку в ближайший парк или сквер, в рощу или на опушку леса. По дороге он обращает внимание детей на то, как ярко светит и греет солнце, какое высокое голубое небо, какие легкие белые облака.

На месте педагог предлагает детям разместиться на тенистой лужайке и прочитать знакомые стихи о лете. Один из детей обязательно читает стихотворение С. Погореловского:

Лес

Здравствуй, лес, дремучий лес,

полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою,

что нам шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

ты же видишь, мы свои.

Педагог. Сегодня мы с вами будем говорить о лете, его признаках, природе летом, о жизни растений и представителей животного мира в это время года. Осмотритесь и расскажите, по каким признакам видно, что поздняя весна закончилась и наступило лето.

Дети. Солнце уже не просто пригревает, а сильно греет. Воздух горячий. Ветер теплый. Небо высокое и чистое. Все деревья и кустарники покрыты темно-зеленой листвой. Трава высокая и густая. В траве много цветов: ромашек, колокольчиков, купальницы, дремы. На берегу пруда цветут калужница и незабудки.

Педагог. Вспомните и расскажите стихи о цветах.

Дети читают стихи:

Клевер

Розовый клевер цветет на лугу.

Глаз от него оторвать не могу.

Капли нектара в соцветьях дрожат.

Пчелы над клевером важно кружат.

Незабудки

Капли дождика как будто.

Распустились у пруда.

Где цветки? А где вода?

Дрема

Дремы розовый прибой

Нежно кружит нас с тобой.

Если дремы много, это

Значит — скоро будет лето.

Иван-чай

Возле леса не скучай.

Если ты цветешь — с утра

За малиной нам пора.

Купальница

Медовые бубенчики на солнышке качаются,

Медовые бубенчики в лучах его купаются.

Не зря цветочки эти купальницей зовут:

Пришла пора купаться, когда они цветут.

Ромашки

На лесной опушке расцвели ромашки —

Желтые макушки, белые кудряшки.

На макушках желтых капельки-росинки.

Их туман наплакал и уплыл в низинку.

Лютик

Лютик, ты не злой цветок,

Насекомым даришь сок,

Щедро делишься нектаром

И зовешься лютым даром.

Цель — развитие пальцевой моторики, творческого воображения, конструктивного праксиса.

Оборудование: полевые цветы, карточка со схемой плетения венка.

Предварительная работа. Изготовление педагогом карточки со схемой плетения.

Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть цветы, растущие вокруг, посоревноваться в составлении рассказов-описаний о них (по плану, предложенному педагогом или составленному коллективно) и выбрать самого лучшего рассказчика.

Образец рассказа о полевом цветке

Это колокольчик. Колокольчик — полевой цветок. Он цветет летом, в июне—июле. У колокольчика тонкий стебель, узкие длинные заостренные листочки и очень красивый цветок светло-фиолетового, темно-голубого или синего цвета. Цветок по форме напоминает колокол. Если колокольчик потрясти, слышен тихий шорох.

Я вплету в веночек дочке.

Колокольчик — синий цвет,

Шорох есть, а звону нет.

Далее педагог предлагает детям собрать букет полевых цветов, а потом показывает, как можно плести венок из них. Все дети по очереди принимают участие в плетении венка.

Венок

На зеленом на лугу,

(Дети образуют круг и бегут по часовой стрелке, взявшись за руки.)

На речном на берегу

(Вне круга против часовой стрелки бежит водящий с венком в руке.)

Мы венок сплели

Педагог приглашает детей к водоему и предлагает опустить венок в воду. Можно рассказать, что обычай плести и опускать в воду венки существовал на Руси с древности. Дети опускают в воду венок.

Педагог. Опустите руки в воду. Расскажите, какая она.

Дети приседают и опускают ладони в воду.

Дети. Вода очень теплая, опускать в нее руки приятно.

Раз, два, три, четыре,

(Дети садят на корточках, опустив в воду руки.)

Руки в воду опустили.

Мы похлопаем в ладошки

(Хлопают в ладоши под водой.)

И побрызгаем немножко.

(Легко загребают воду ладошками.)

Из ладошки да в ладошку

(Переливают воду из ладошки в ладошку.)

После игры экскурсия продолжается. Педагог вновь приглашает детей на тенистую лужайку, где они удобно устраиваются на ковриках.

Педагог. Кого вы видели в траве и на цветах, когда рассматривали их?

Дети. Мы видели насекомых.

Педагог. Каких?

Дети. Бабочек, стрекоз, кузнечика, божью коровку, муравьев.

Педагог. Послушайте, как громко стрекочут кузнечики. О чем говорит такое громкое стрекотание?

Дети. Если кузнечики громко стрекочут, то дождя не будет.

Педагог. Какие еще насекомые предсказывают дождь?

Дети. Дождь предсказывают бабочки. Они исчезают перед дождем, прячутся в укромные сухие места и сидят там, сложив крылышки, пока не пройдет дождь. Прячутся в муравейнике перед дождем и муравьи.

Педагог. Что вы знаете об этих насекомых?

Дети. Муравьи — полезные насекомые. Они уничтожают вредителей растений. Разорять муравейники нельзя.

Педагог. Верно. Молодцы! Вы многое знаете и помните о жизни насекомых. А теперь послушайте пение птиц и сравните его с пением, которое мы слышали весной. Сделайте вывод.

Дети. Птицы поют, но уже не так активно, как весной, потому что у многих из них уже появились птенцы и птицы кормят и растят их.

Педагог. Что вы знаете о жизни птиц летом?

Дети. Ласточки прилетают к нам только на лето. Причем прилетают они последними, а улетают первыми. Питаются они только насекомыми. За лето одна ласточка съедает около миллиона насекомых. А если сложить в одну линию насекомых, которых съедает за лето стриж, то она растянется на один километр. В конце лета, перед отлетом в теплые края, все птицы линяют, меняют старые, поизносившиеся перья на новые.

Педагог. Голоса каких птиц вы услышали и узнали?

Дети перечисляют названия птиц, которых они узнали. Если есть возможность, педагог организует наблюдение за одной из птиц. Дети рассматривают и описывают ее. По возвращении в детский сад можно нарисовать эту птицу с детьми или сделать коллективную аппликацию.

Педагог. А что вы знаете о жизни диких животных летом?

1-й ребенок. У белки уже подросли бельчата, которые родились ранней весной. В начале лета они начинают выбегать из гнезда, прыгать по веткам деревьев, лакомиться ягодами и грибами.

2-й ребенок. В жаркую погоду белка прячется в дупле, а полакомиться ягодами и грибами выходит только утром или вечером.

3-й ребенок. У ежа в начале лета появляются ежата. Сначала иголки у них мягкие и светлые, но ко времени выхода из гнезда они темнеют и становятся крепкими и колючими.

4-й ребенок. Лисица начинает выводить на охоту своих подросших лисят. Сначала она показывает им, как нужно ловить бабочек и жучков, потом приносит живого мышонка и пускает между лисятами, а они его ловят. Лисица учит своих детенышей быть осторожными, слушать, не бежит ли собака, не идет ли человек.

Педагог. Вы очень интересно рассказали о жизни диких животных летом. Я вами горжусь! А теперь давайте поиграем.

На лесной лужайке

В травке кувыркаются,

Вдруг из чащи вышел волк,

Он в зайчатах знает толк.

Разбегайтесь кто куда,

Не случилась бы беда!

(Они убегают за линию в дальнем конце полянки.)

Педагог. Вот и заканчивается наша экскурсия. Вспомните, какие признаки лета мы с вами сегодня наблюдали.

Дети. На улице жарко. Ярко светит и греет солнце. Вода в водоемах согрелась и стала очень теплой. Уже можно купаться. Деревья и кустарники покрыты темно-зеленой листвой. Трава высокая и густая. В траве цветут ромашки, колокольчики, лютики, кашка. В траве много насекомых: бабочек, жуков, стрекоз, муравьев. Слышно пение птиц, но они поют уже не так много, как пели ранней весной, потому что они выкармливают птенцов. У диких животных подросли детеныши.

Педагог. Отлично. Вы очень хорошо рассказали о признаках лета. Когда лето закончится, вы пойдете в школу, и ваши знания там очень пригодятся.

Цели: сформировать у детей представление о многообразии растительного мира, научить их наблюдать за жизнью природы, помочь почувствовать красоту и многообразие природы; развивать творческое воображение, фантазию; формировать речевые умения, обогащать словарный запас; расширять общий кругозор.

Воспитатель Ребята, я предлагаю вам совершить экскурсию в городской парк. Давайте вспомним правила техники безопасности:

Как будем идти? По какой дороге? Где нужно идти, если нет тротуара?

Дети: Нужно идти парами, руки не бросать и не обгонять друг друга ; по обочине дороги).

Воспитатель: Как вы думаете, что нужно взять с собой и для чего?

Дети: Флажок- для безопасного перехода дороги, аптечку- для оказания первой помощи, перчатки и пакеты –для уборки территории.

Ход экскурсии:

Придя в парк, дети осматриваются и наблюдают за красотой природы.

Воспитатель: Что вы видите вокруг себя?

Дети: Клумбы, деревья- хвойные и лиственные, кустарники).

Воспитатель: Какие цветы вы видите на клумбе?

Дети: петунью, бегонию, розы.

Воспитатель : Кто и как ухаживает за ними?

Дети: Дизайнер и садовник. Люди поливают, выпалывают сорняки, рыхлят почву.)

Воспитатель: Обратите внимание, что цветы посажены в определенном порядке. Как?

Дети: В форме геометрических фигур, рядами, по цвету).

Воспитатель: Слышите ли вы голоса птиц? Каких птиц вы видите?

Дети: Вороны, галки, воробьи.

Воспитатель: Как вы думаете, чем отличается лес от парка?

Дети: Парк- культурная зона отдыха, где есть аттракционы, лавочки, киоски. Деревья и кустарники посажены в определенном порядке, цветы пышные, ухоженные; нет высокой травы, потому что ее косят по мере вырастания.

А лес – это место обитания диких зверей и птиц. Там растут грибы, деревья, ягоды. Есть труднопроходимые места с густой растительностью,где можно заблудиться. В лесу нет специальных аллей и дорожек для прогулок, только узкие тропинки.

Воспитатель: Ребята, кто и как ухаживает за лесом (Егерь и лесник. Они вырубают сухие деревья, следят за тем, чтобы были потушены костры, которые могут оставить туристы и грибники.

Цветы растут только те, которые приспособились к жизни в лесу.

Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к дереву и посмотрим на листочки. Что с ними случилось? Почему у них такой вид(

Дети: Потому что их поели гусеницы).

Воспитатель :Давайте найдем того, кто это сделал. (дети находят гусениц под деревом, на коре деревьев и на листьях; делают вывод о том, что гусеницы живут на деревьях и питаются листьями).

Воспитатель: Ребята, мы с собой взяли полиэтиленовые пакеты и перчатки. Оглянитесь вокруг, давайте соберем мусор, если он есть. (уборка территории детьми).

Воспитатель: Ребята, мы с вами наблюдали за растительным миром, делали выводы, беседовали, играли, собирали мусор.

Скажите мне, не навредили ли мы природе (Мы не навредили природе, потому что не рвали цветы, не вытаптывали траву, не ломали ветки, не на носили вред насекомым).

Конспект экскурсии в весенний парк I. Цели : 1. Уточнить и расширить знания о характерных признаках весны, о характерных изменениях (тепло, радостно, солнце греет, ласкает,.

Конспект экскурсии в осенний парк Экскурсия в осенний парк. Цель: Уточнять представления детей о первых признаках осени (на деревьях появились желтые, красные листья, начинает.

Летний досуг в детском саду в подготовительной группе на тему: Травянистые растения летом

Цель — уточнение и дальнейшее расширение первичных естественно-научных представлений (времена года. Лето. Травянистые растения летом).

Оборудование: коврики, панамки, рюкзачки по числу детей, мобильные мольберты, акварельные мелки, папка для гербария.

Предварительная работа

Ход экскурсии

Педагог приглашает детей на прогулку в ближайший парк или сквер, в рощу или на опушку леса. По дороге он обращает внимание детей на травянистые растения, которые им встречаются.

На месте педагог предлагает детям расстелить коврики и разместиться на тенистой лужайке.

Педагог. Правильно. Вспомните стихотворение о разнотравье, которое мы выучили.

Один из детей рассказывает стихотворение.

Разнотравье

На полянах лето правит.

Травы свежи и не смяты.

У ручья раздолье мяты,

Дальше мятлик колосится,

Рядом свежая душица.

На пригорке, погляди-ка,

В красных звездочках гвоздика,

Лопуха большие листья,

У тропы — тысячелистник,

А у леса на опушке —

В серебре медвежьи ушки.

Дальше прямо у березки

Пролила кукушка слезки.

На полянах лето правит.

Педагог. Названия каких травянистых растений прозвучали в этом стихотворении? Перечислите их.

Дети. Мята, мятлик, душица, полевая гвоздика, лопух, тысячелистник, медвежьи ушки, кукушкины слезки.

Педагог. Молодцы! Вы запомнили названия всех травянистых растений. Мы рассматривали с вами их изображения на открытках. Попробуйте найти некоторые из этих растений на поляне.

Дети расходятся по поляне и ищут знакомые растения, а потом все вместе рассматривают их и объясняют, по каким признакам нашли их. Целесообразно показать детям одно-два еще не знакомых им растения, например тимофеевку и вейник, которые часто можно встретить в городе. Можно предложить детям понюхать, как по-разному пахнут растения. Пусть аккуратно срывают, растирают пальцами и нюхают листья растений, а потом рассказывают о своих впечатлениях.

Педагог. А теперь достаньте мольберты, бумагу и мелки, выберите по одному растению, которое вам особенно понравилось, и попробуйте нарисовать его.

Дети усаживаются на коврики и рисуют. Педагог оказываем им необходимую помощь, а потом сам рисует одно из растений. Когда все закончат работу, педагог организует беседу.

Педагог. Попробуйте рассказать о растении, которое вы нарисовали. Послушайте, как я это сделаю.

Рассказ педагога

Я нарисовала травянистое растение, которое называется вейник. У вейника тонкий и достаточно прочный стебель; длинные узкие листья, снизу блестящие, а сверху шершавые; узкая раскидистая метелка. На метелке желтоватая пыльца.

Дети составляют рассказы по образцу, предложенному педагогом.

Образцы рассказов детей

A. Я нарисовал луговой клевер. У него тонкий и прочный стебель; овальные листочки, собранные по три; ярко-розовый цветок, похожий на шарик. Он приятно пахнет медом.

Б. А я нарисовала дрему белую. У нее тонкий стебель, покрытый как будто пушком; продолговатые неширокие листья; мелкие белые цветки с пятью лепестками, которые распускаются вечером.

B. Я сегодня рисовал лапчатку. У нее тонкий ползучий стебель; листья, похожие на ладошку с пальчиками; небольшие желтые цветки с пятью лепестками.

Когда все дети расскажут о своих растениях, педагог предлагает им выбрать лучший рисунок и лучший рассказ. Все аплодируют победителям. Затем по предложению педагога дети убирают рисунки, мольберты и мелки в рюкзачки. Педагог зовет детей в центр поляны и организует игру.

Ай, люли, люли, люли,

(Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

Мы на луг гулять пошли,

(В центре круга стоит водящий.)

Мы на луг гулять пошли,

На лугу венок плели.

Мы плели, плели венок,

Вился за цветком цветок:

Лютик, мак, фиалка, кашка,

Колокольчик, сныть, ромашка,

(Останавливаются. Встают лицом в круг. Водящий указывает, кто из детей произносит первое название растения. Далее дети по одному перечисляют растения.)

— Кто был первым? Отвечай!

(Эти слова произносит водящий.)

(Эти слова произносит ребенок, называвший первое растение.)

Ай, люли, люли, люли,

(Дети вновь идут по кругу, взявшись за руки.)

Мы на луг гулять пошли,

(В центре круга стоит тот же водящий.)

Мы на луг гулять пошли,

На лугу венок плели.

Мы плели, плели венок,

Вился за цветком цветок:

Лютик, мак, фиалка, кашка,

Колокольчик, сныть, ромашка,

(Останавливаются. Встают лицом в круг. Водящий указывает, кто из детей произносит первое название растения. Далее дети по одному перечисляют растения)

— Кто был пятым? Отвечай!

(Эти слова произносит водящий.)

(Эти слова произносит ребенок, называвший пятое по счету растение.)

Ай, люли, люли, люли,

(Дети опять идут по кругу, взявшись за руки.)

Мы на луг гулять пошли,

(В центре круга стоит водящий.)

Мы на луг гулять пошли,

На лугу венок плели.

Мы плели, плели венок,

Вился за цветком цветок:

Лютик, мак, фиалка, кашка,

Колокольчик, сныть, ромашка,

(Останавливаются. Встают лицом в круг. Водящий указывает, кто из детей произносит первое название растения. Далее дети по одному перечисляют растения.)

— Кто седьмым был? Отвечай!

(Эти слова произносит водящий.)

(Эти слова произносит ребенок, называвший седьмое по счету растение.)

Педагог. Перечислите еще раз названия растений, прозвучавшие в игре.

Дети. Лютик, мак, фиалка, кашка, колокольчик, сныть, ромашка, незабудка, иван-чай.

Педагог. Разойдитесь по поляне и постарайтесь найти некоторые из этих растений.

Дети расходятся по поляне, ищут указанные растения. Все вместе рассматривают их еще раз. Педагог достает папку для гербария.

Дети собирают травянистые растения, педагог укладывает их в папку, а потом организует заключительную беседу.

Педагог. Сегодня мы говорили о разных травах, о разнотравье. Вспомните пословицы, поговорки, народные приметы, в которых упоминаются травы и цветы.

Дети перечисляют известные им пословицы, поговорки, народные приметы.

Много воды — много травы.

Без росы трава не растет.

Если утром трава сухая — к ночи жди дождя.

Июль — макушка лета, середина цвета.

Хвались сеном, а не травой.

Без корня и полынь не растет.

Без матушки родной и цветки не цветно цветут.

Если летом много щавеля, зима будет теплой.

Педагог предлагает детям объяснить, как они понимают перечисленные ими пословицы и поговорки. Дети выполняют задание.

1-й ребенок. Без корня и полынь не растет. Это значит, что у человека должны быть корни — семья, родные люди.

2-й ребенок. Без матушки и цветы не цветно цветут. Это значит, что без мамы все плохо.

На этом экскурсия заканчивается. Педагог и дети возвращаются в детский сад.

Читайте также: