Стыд вина и извинения 4 класс орксэ презентация и конспект

Обновлено: 06.07.2024

Задачи: Развивать речь, мышление, воображение учащихся, умение работать с иллюстрацией. Расширение кругозора.

Оборудование: учебник Основы светской этики 4-5 класс Автор А. Я. Данилюк просвещение - 2013 г, репродукция картины Ф. Решетникова «Опять двойка, портрет В. А. Сухомлинского, карточки с задание для работы в парах.

Тема: Стыд, вина и извинение.

Повторение пройденного материала.

По традиции начнем наш урок с проверки домашнего задания.

На прошлом уроке вы смотрели учебный фильм о Конфуции. Расскажите об этом великом философе древности.

Кто бы хотел сказать несколько слов о Фалесе? О Сенеке?

Подведение к формулировке темы урока.

( Чаще всего дети не знают ответа на данный вопрос, они высказывают свои предположения.)

Сухомлинский был талантливым педагогом, он создал оригинальную педагогическую систему , основывающуюся на признании личности ребёнка самой главной ценностью, на которую должно быть ориентировано всё в обучении.

Как вы понимаете данное высказывание?

Внимательно послушайте сам рассказ, который подведет вас к формулировке темы сегодняшнего урока.

"Стыдно перед соловушкой"

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой этот мусор? - сказала Оля. - Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

- Стыдно. перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

Почему Лиде стало стыдно?

В каких случаях людям бывает стыдно?

Что вы чувствуете, когда испытываете стыд?

Какова тема сегодняшнего урока?

Работа с учебником.

Откройте учебник на странице 44.

Запишите в тетрадь тему урока.

Чем отличаются друга стыд и чувство вины?

Что такое извинение?

Трудно ли вам попросить прощения?

Как вы обычно это делаете?

Что такое прощение?

Бывают ли случаи, когда вам не хочется прощать обидчика?

Что такое великодушие?

(После каждого вопроса ответы учащихся).

Прочтите выписанные вами определения.

Работа с репродукцией картины.

Сначала опишите только то, что вы видите, не думая о сюжете.

А теперь расскажите сюжет картины, здесь уже можно пофантазировать.

На странице 45 вы видите фрагменты картины.

Расскажите о каждом персонаже, что у них общего, чем они отличаются друг от друга.

Какие чувства выражают лица персонажей картины?

Понравилась ли вам картина?

Возникали ли у вас подобные ситуации?

Ответы учащихся после каждого вопроса.

Вы видите на каждой парте карточки. Из каждой пары карточек необходимо составить пословицу. Соедините начало и конец пословицы (работа в парах).

Жили, жили,

хоть голову снесть

За совесть да за честь

и при большом уме не проживешь.

Не смерть страшна

а стыда не нажили.

Без совести и

стыд страшен.

Учащиеся озвучивают свои варианты пословиц, записывают правильные варианты в тетрадь.

Что нового вы сегодня узнали?

Поднимите руку те, кто хорошо поработал сегодня на уроке.

Поднимите руку, кто считает, что был сегодня недостаточно активен.

Я отмечу тех, кто был очень активен…

Спасибо за внимание!

Интернет ресурсы, использованные в работе:


Полный текст материала Конспект урока ОРКСЭ "Стыд, вина и извинение"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Песенка из мультфильма - Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!.mp3

Выбранный для просмотра документ Приложение 1.docx

Приложение 1

Выберите по 1чувству и запишите их в таблицу.

Чувства: восторг, вина, огорчение, обида, радость, осуждение, грусть, равнодушие, стыд, страх.

Приложение 1

Выберите по 1чувству и запишите их в таблицу.

Чувства: восторг, вина, огорчение, обида, радость, осуждение, грусть, равнодушие, стыд, страх.

Приложение 1

Выберите по 1чувству и запишите их в таблицу.

Чувства: восторг, вина, огорчение, обида, радость, осуждение, грусть, равнодушие, стыд, страх.

Приложение 2 Приложение 2

Соедините высказывания с правилом Соедините высказывания с правилом

Некоторые люди будут Делайте это искренне.

вести себя равнодушно

или будут реагировать

Не надо долго Не оправдывайте

объяснять причины свои действия

которые привели к

Каждый может выдать Выражайте свои

ложное извинение, и это извинения

принесет больше вреда, осторожно

Если Вы не измените Будьте готовы

своей привычки, то к неловкости

не стоит извиняться. и неудобству

Удостоверьтесь, что Примите решение

другой человек знает, измениться

за что вы извиняетесь.

Некоторые люди будут Делайте это искренне.

вести себя равнодушно

или будут реагировать

Не надо долго Не оправдывайте

объяснять причины свои действия

которые привели к

Каждый может выдать Не оправдывайте

ложное извинение, и это свои действия

принесет больше вреда,

Если Вы не измените Будьте готовы

своей привычки, то к неловкости

не стоит извиняться. и неудобству

Удостоверьтесь, что Примите решение

другой человек знает, измениться

за что вы извиняетесь.

Приложение 2 Приложение 2

Соедините высказывания с правилом Соедините высказывания с правилом

Некоторые люди будут Делайте это искренне.

вести себя равнодушно

или будут реагировать

Не надо долго Не оправдывайте

объяснять причины свои действия

которые привели к

Каждый может выдать Выражайте свои

ложное извинение, и это извинения

принесет больше вреда, осторожно

Если Вы не измените Будьте готовы

своей привычки, то к неловкости

не стоит извиняться. и неудобству

Удостоверьтесь, что Примите решение

другой человек знает, измениться

за что вы извиняетесь.

Некоторые люди будут Делайте это искренне.

вести себя равнодушно

или будут реагировать

Не надо долго Не оправдывайте

объяснять причины свои действия

которые привели к

Каждый может выдать Не оправдывайте

ложное извинение, и это свои действия

принесет больше вреда,

Если Вы не измените Будьте готовы

своей привычки, то к неловкости

не стоит извиняться. и неудобству

Удостоверьтесь, что Примите решение

другой человек знает, измениться

за что вы извиняетесь.

1. Делайте это искренне.

2. Не оправдывайте свои действия.

3. Выражайте свои извинения осторожно.

4. Будьте готовы к неловкости и неудобству.

5. Примите обязательство измениться!

1. Делайте это искренне.

2. Не оправдывайте свои действия.

3. Выражайте свои извинения осторожно.

4. Будьте готовы к неловкости и неудобству.

5. Примите обязательство измениться!

1. Делайте это искренне.

2. Не оправдывайте свои действия.

3. Выражайте свои извинения осторожно.

4. Будьте готовы к неловкости и неудобству.

5. Примите обязательство измениться!

1. Делайте это искренне.

2. Не оправдывайте свои действия.

3. Выражайте свои извинения осторожно.

4. Будьте готовы к неловкости и неудобству.

5. Примите обязательство измениться!

1. Делайте это искренне.

2. Не оправдывайте свои действия.

3. Выражайте свои извинения осторожно.

4. Будьте готовы к неловкости и неудобству.

5. Примите обязательство измениться!

1. Делайте это искренне.

2. Не оправдывайте свои действия.

3. Выражайте свои извинения осторожно.

4. Будьте готовы к неловкости и неудобству.

5. Примите обязательство измениться!

1. Делайте это искренне.

2. Не оправдывайте свои действия.

3. Выражайте свои извинения осторожно.

4. Будьте готовы к неловкости и неудобству.

5. Примите обязательство измениться!

1. Делайте это искренне.

2. Не оправдывайте свои действия.

3. Выражайте свои извинения осторожно.

4. Будьте готовы к неловкости и неудобству.

5. Примите обязательство измениться!

Выбери нравственные качества человека

Выбери нравственные качества человека

Выбери нравственные качества человека

Выбери нравственные качества человека

Выбранный для просмотра документ СТЫД 2.pptx

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная шко.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная шко.

Золотое правило нравственности Поступай по отношению к другим так, как ты хот.

Золотое правило нравственности Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. © Фокина Лидия Петровна

 © Фокина Лидия Петровна

© Фокина Лидия Петровна

Тема урока: Стыд, вина, извинение © Фокина Лидия Петровна

Тема урока: Стыд, вина, извинение © Фокина Лидия Петровна

Стыд и вина Найди главное различие Стыд – это ответственность за проступок пе.

Стыд и вина Найди главное различие Стыд – это ответственность за проступок перед другими. Вина – это ответственность перед собой. © Фокина Лидия Петровна

Высказывания Правила Некоторые люди будут вести себя равнодушно или будут реа.

Высказывания Правила Некоторые люди будут вести себя равнодушно или будут реагировать враждебно. Каждый может выдать ложное извинение, и это принесет больше вреда, чем пользы. Не надо долго объяснять причины вашего поведения, которые привели к обиде. Если Вы не измените своей привычки, то не стоит извиняться Удостоверьтесь, что другой человек знает, за что вы извиняетесь. Делайте это искренне. Выражайте свои извинения осторожно. Не оправдывайте свои действия. Будьте готовы к неловкости и неудобству. Примите решение измениться. © Фокина Лидия Петровна

Памятка 1. Делайте это искренне. 2. Не оправдывайте свои действия. 3.Выражай.

Памятка 1. Делайте это искренне. 2. Не оправдывайте свои действия. 3.Выражайте свои извинения осторожно. 4. Будьте готовы к неловкости и неудобству. 5. Примите обязательство измениться. © Фокина Лидия Петровна

 © Фокина Лидия Петровна

© Фокина Лидия Петровна

 © Фокина Лидия Петровна

© Фокина Лидия Петровна

Собери схему Вина Прощение Стыд Раскаяние Извинение © Фокина Лидия Петровна

Собери схему Вина Прощение Стыд Раскаяние Извинение © Фокина Лидия Петровна

а бесстыжий побледнеет Собери пословицы Не стыдно молчать, когда нечего сказа.

а бесстыжий побледнеет Собери пословицы Не стыдно молчать, когда нечего сказать Стыдливый покраснеет, Доброму человеку бывает стыдно и перед собакой © Фокина Лидия Петровна

 1 2 © Фокина Лидия Петровна

1 2 © Фокина Лидия Петровна

Тест 1. Что значит прощать других людей? а) Это значит помогать друзьям в учё.

Тест 1. Что значит прощать других людей? а) Это значит помогать друзьям в учёбе? б) Верны все варианты. в) Это значит не держать обиды на другого человека, понять его. г) Это значит уметь правильно наказывать людей за их поступки. 2. Что может вызвать у человека стыд? а) Ссора. б) Обман. в) Невыполненное обещание. г) Верны все варианты. 3. Чтобы избавиться от чувства вины, надо: а) Извиниться перед тем, кого обидел. б) Забыть о плохом поступке. в) Найти нового друга. г) Почитать интересную книгу. © Фокина Лидия Петровна

Спасибо за урок! © Фокина Лидия Петровна

Спасибо за урок! © Фокина Лидия Петровна

Выбранный для просмотра документ СТЫД.docx

Урок: ОРКСЭ.

Модуль: светская этика.

Учитель: Баркова Л.В.

Тема: Стыд, вина и извинение

Цель : формирование представлений о стыде, вине, извинении как нравственных категориях .

формировать коммуникативные умения и способность аргументировать свою точку зрения;

работать над развитием эмпатии, воспитывать духовно-нравственную личность.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных жизненных ситуациях;

формирование положительной мотивации к труду.

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

формирование умений планировать, контролировать оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

вносить соответствующие коррективы;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

работа над способностью адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные: формирование первоначальны представлений о светской этике понимание значения норм светской морали в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

- Как вы думаете, ребята, почему люди улыбаются?

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, подарите радость и хорошее настроение на весь день.

- От улыбки хмурый день светлей…..

2. На уроке мы будем работать в группах.

Правила работы в группе

- Возьмите конверт, выполните задание.

- Выберите из них нравственные качества и прикрепите на доску.

( Дети выходят и прикрепляют карточки)

– Итак, к акими нравственными качествами должен обладать человек?

- Почему он должен обладать этими качествами?

-Эти правила помогают узнать, какие поступки добрые и какие плохие.

1 группа – эгоизм, злость, доброта , жадность, грубость, щедрость

2 группа – вредность, обидчивость, месть, честность , ложь, уважение

3 группа – раздражение, вежливость , гнев, жадность, забота

4 группа – ненависть, отзывчивость , зависть, недовольство,

сочувствие

5 группа – терпимость , ложь, долг , вредность, грубость

6 группа – дружба , недовольство, осуждение, милосердие , злость

доброта отзывчивость

честность долг

вежливость дружба

- Давайте проверим, задание.

( Дети выходят и прикрепляют карточки)

- Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

- Дети выбирают качества и наклеивают на на доску.

- Обсуждают и оценивают выполненное задание.

- Диана прочитает рассказ Василия Александровича Сухомлинского . (Слайд 3)

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой этот мусор? - сказала Оля. - Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

- Сравните мнения ребят о правилах поведения. Что вызывает удивление?

- Как вы думаете, что ответила Лида?

- Стыдно. перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

- Почему Лиде было стыдно перед соловушкой?

Нужно охранять природу, чтобы наслаждаться ее красотой.

Прикрепляется на доску.

- Заставили слова Лиды задуматься Олю?

Прикрепляется на доску .

2 ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.

4 Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь. Ваня побледнел и сказал : Нет, я косточку бросил за окошко. И все засмеялись, а Ваня заплакал.

5 Тема урока. СТЫД, ВИНА, ИЗВИНЕНИЯ -Что такое стыд ? -Что такое вина ?

7 Стыд – чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка ( Ожегов С. И.) Вина : - проступок, преступление ; - причина, источник чего - либо неприятного ( Даль В. И.)

8 Галя совершила проступок. Съела предназначенный для младшей сестрёнки мёд. Сестрёнка болела, и ей нужен был мёд. А мёд дорогой, часто его покупать не будешь … Мама с работы пришла, заглянула в холодильник, а там … - Галя ! – позвала она Галю. – Иди - ка сюда ! Ты ела мёд ? Галя покраснела и отвернулась. - Ну как не стыдно ! – обо всём догадалась мама. – Съела весь мёд ! Ты посмотри на сестрёнку ! Она болеет, ей нужен мёд. Ах, ну как не стыдно ! А Гале после маминого упрёка как раз было стыдно. Даже очень. Галя сквозь землю готова был провалиться. Сама не поняла, как всё так получилось. Почерпнула одну ложечку мёда, попробовала, а потом уже не могла остановиться. Будто кто за руку тянул ! Обо всём на свете забыла ! Давно мёда не ела … И убежала, заперлась в своей комнате.

9 - Галя ! – спустя некоторое время постучала мама к ней в дверь. – А ну - ка открой ! Галя молчала. Не хотела открывать. - Ты слышишь ? Выходи ! - Не выйду, - упрямилась Галя. - Почему ? - Стыдно. - Так ты никогда не сможешь избавиться от своего стыда. - А как избавиться ? - А ты подумай … Галя подумала и … разбила свою копилку. Потом сбегала в магазин и купила баночку мёда. А ещё … извинилась перед сестрёнкой

10 5 шагов к правильному извинению 1.Делайте это искренне. 2.Не оправдывайте свои действия. 3.Примите обязательство измениться. 4.Выражайте свои извинения осторожно. 5.Будьте готовы к неловкости и неудобству.

11 Стыд перед людьми - в своей ошибке хорошее чувство Доброму человеку но лучше всего стыд бывает стыдно перед самим собой. Нет стыда признаться даже перед собакой человеку

Цель: Создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развивать нравственные ценности учащихся.

  • Формировать такие нравственные ценности как стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.
  • Развивать способности и умения анализа как чужих , так и собственных поступков и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.
  • Воспитывать уважительное отношение к окружающим, учить великодушию
  • Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, групповая работа.
  • Познакомить со значением понятий: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение, великодушие.
  • Формировать умение просить прощение, прощать других и отличать стыд от ложного стыда.
  • Формировать уважительное отношение к окружающим.

I. Организационный момент

На нашем сегодняшнем уроке мы поговорим о таких нравственных понятиях,как стыд, вина и извинение. Попробуем узнать смысл этих слов и узнаем, когда принято извиняться и как это нужно правильно делать.

III. Работа по теме урока

1. Чтение рассказа “Совесть”

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

2. Беседа по прочитанному

- Когда Нина пошла в рощу?

- Почему Нина украдкой пошла в рощу? Чего ей боятся? Все на работе?

- Знала ли она мальчика, которого встретила?

- Почему она стала его стыдить?

- Как Нина разговаривает с малышом?

- А как отвечает малыш?

- Что произошло с Ниной?

- Почему вдруг хорошее настроение пропало?

- Чем можно объяснить перемену настроения?

- Что тревожило её?

- Почему, провожая малыша, она не взяла с собой книги и завтрак?

Как выдумаете, сможет ли Нина ещё когда-нибудь так поступить?

- А как вы понимаете, что такое СТЫД ?

- Когда вам бывало стыдно?

Сейчас вы объединитесь в группы и попробуете сообща дать объяснение понятию “стыд”, укажите , в каких ситуациях вам бывает стыдно (учащиеся записывают свои мысли по этому поводу)

Проверка коллективных работ

Работа по учебнику

А теперь давайте прочитаем об этом в учебнике с.44

- Вернемся к прочитанному рассказу.

Какими словами можно охарактеризовать чувства девочки? (огорчение, раскаяние, переживание, вина, стыд)

4 .Понятие “ЛОЖНЫЙ СТЫД”

Девочка Нина испытывает стыд за свое поведение, а есть люди, которые стыдятся самих себя в глазах других людей, переживают позор за себя.

Эти люди испытывают “ложный стыд”. Попытайтесь привести примеры ложного стыда. (Например, ложный стыд испытывает старательный ученик в классе, где главным себя считают двоечники, которые стремятся обмануть учителя и ловко списать у соседа.)

Не надо стыдиться того, что ты не можешь ударить другого, поиздеваться над ним, несмотря на то, что это часто позволяют себе другие.

Прочитаем у учебнике о понятии “ложный стыд”

5. Чтение рассказа

В.Осеева “На катке”

День был солнечный. Лед блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.

Витя выделывал разные фокусы — то ехал на одной ноге, то кружился волчком.

— Молодец! — крикнул ему один из мальчиков.

Витя стрелой пронесся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.

Я нечаянно. — сказал он, отряхивая с ее шубки снег. — Ушиблась?

Сзади раздался смех.

“Надо мной смеются!” — подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

— Эка невидаль — коленка! Вот плакса! — крикнул он, проезжая мимо школьников.

— Иди к нам! — позвали они.
Витя подошел к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, терла ушибленную коленку и плакала.

-Можно ли сказать, что мальчик Витя испытывал ложный стыд? Почему? Как бы вы поступили на его месте?

6. Упражнение “Стыдно – это когда. ”

Согласны ли вы с утверждениями, стыдно – это когда:

-хочется попросить прощения;

-ты кого-то обидел;

-ты совершил что-то плохое;

-ты совершил что-то хорошее?

Скажите .пожайлуста ,стыд и вина - это одно и тоже?

В чём сходство, а в чём различие?

- В каких ситуациях люди испытывают чувство вины? (обидел маму, друга, что-то не выполнил)

Прочитаем в учебнике, с.45

Вывод: Стыд – ответственность за проступок перед другими, вина – ответственность перед собой.

Стыд и вина формируют совесть человека.

Чувство вины тяжелое чувство. Можно ли от него избавиться? А как? (Выслушиваются ответы ребят.)

Принять решение не повторять подобное, т.е. раскаяться, и извиниться перед тем, кого ты обидел.

8. Понятие “ИЗВИНЕНИЕ”

- Как вы думаете, как нужно поступить, когда ты в чем – то провинился? (извиниться)

- Как можно извиниться?

  • Не надо долго и нудно объяснять причины вашего поведения, которые привели к обиде или оскорблению.
  • Не ждите мгновенного ответа на ваше извинение, просто принесите свои извинения и удалитесь.
  • Говорите НЕ “извиняюсь”, а “ИЗВИНИТЕ”.
  • Будьте искренними.
  • Тем, что вы попросили извинения, вы уже частично искупили свою вину.
  • Какие слова -извинения вы знаете?
  • Найдите в тексте учебника слова-извинения.
  • В каких ситуациях можно использовать данные фразы? (в тех ситуациях, когда поступаем неправильно)
  • Никогда не стыдно просить прощения.

9. Понятие “ВЕЛИКОДУШИЕ”

Извинение – это признак силы, также как и умение прощать.

Как называют человека, который может простить, забыть обиды?

Великодушие – отсутствие злопамятства, умение прощать людей за ошибки, сила и величие души.

Если гениальность – величие ума, то великодушие – гениальность души. Эдуард Севрус

10. Упражнение “ Сундучок”

Дети достают из шкатулки карточки с вопросами и отвечают на них

  1. Доводилось ли вам просить прощения?
  2. Почему люди просят прощения друг у друга?
  3. Просить прощения – это хорошо или плохо?
  4. Просить прощения – стыдно?
  5. Что чувствует человек, которого простили?
  6. Что значит выражение “заслужить прощение”?
  7. Надо ли прощать тех, кто просит у вас прощения?
  8. Тебя нечаянно обидели, но раскаялись и просят прощения. Ты простишь?
  9. Обязательно ли нужно плакать, когда просишь прощения?
  10. Мальчик все время обижал девочку, а потом сразу просил у нее прощения. Он поступал хорошо?
  11. Если ты попросил прощения – значит ли это, что ты искупил свою вину?
  12. Как нужно просить прощения?
  13. Легко ли просить прощения?
  14. Зачем человеку нужно, чтобы его простили?
  15. Нужно ли стыдиться того, что у тебя нет таких дорогих игрушек, как у других детей?
  16. Можно ли стыдиться нехорошего поведения других людей?
  17. Почему нам бывает стыдно?
  18. Стыдиться – хорошо или плохо?
  19. Ты стыдишься, если не умеешь чего-то сделать?
  20. Что значит искупить свою вину?
  21. Как можно искупить свою вину?

11. Предлагаю вам в завершении выполнить некоторые задания.

Учащиеся получают карточки с заданиями

Вставьте пропущенное слово.

Легче на душе становится, когда тебя ____________

Прощение даёт нам свободу от чувства_____________.

Расставь слова по порядку, объясни взаимосвязь

Соедини начало и конец пословицы (работа в парах).

Жили, жили, хоть голову снесть
За совесть да за честь и при большом уме не проживешь.
Не смерть страшна а стыда не нажили.
Без совести и стыд страшен.

IV. Домашнее задание

Дома вам предстоит написать мини-сочинение по репродукции картины А.Н Решетникова “Опять двойка”.

Каждый из вас получит план сочинения в печатном виде.

- Ребята, внимательно рассмотрите картину , попробуйте определить по репродукции картины Ф.П..Решетникова чувства каждого героя.

- Что выражает взгляд матери?

- Что выражает взгляд сестры? Как она учится?

- Что можете сказать о младшем брате?

- Кто является главным героем?

- Какие чувства испытывает мальчик?

- Как вы думаете, почему?

- Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика?

Читайте также: