Конспект занятия ребенок и его старшие приятели

Обновлено: 03.07.2024

Закреплять у детей навык самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека. Учить использовать и находить нормативные регуляторы (уступать, договариваться и т.д.). Развивать у детей чувство единства, формировать понимание того, что дружба даёт радость общения и нужно учить доставлять эту радость другому.

Предварительная работа:

Занятие проводиться в театральной комнате. Дети под спокойную музыку заходят в комнату. На полу лежит обруч.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, проходите, пожалуйста.(дети проходят, здороваются с гостями.). Ребята, давайте сядем на колени вокруг обруча и возьмёмся за руки. У нас получилось два круга: один внутри - это обруч, а другой снаружи - это мы с вами. Давайте поздороваемся со мной и друг с другом. Но здороваться мы с вами будем не словами, а с помощью рук. Закройте глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня. ОН примет моё приветствие и точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока моё приветствие ко мне не вернётся, только уже с другой стороны.

Молодцы, а теперь откройте глазки и встаньте. Давайте возьмёмся с вами за руки и крепко пожмём друг другу ладожку. Когда мы с вами вместе, то нам ничего не страшно. Покажите мне свои ладожки.

"У друга тёплая и мягкая ладожка

Погладим друг друга по руке немножко,

Нам хорошо, когда мы вместе, рядом,

Ни ссориться, ни драться нам не надо".

Ребята, а как мы живём в нашей группе?

Дети: Дружно, весело, все вместе играем и занимаемся.

Дети разыгрывают ситуации.

Первая ситуация.

Эля: Я – мама и буду кормить свою дочку.

Настя: Нет, - я мама и буду кормить эту дочку. А ты возьми себе другую.

Эля: Нет, я хочу эту дочку. А ты возьми себе другую.

Девочки вырывают куклу друг у друга, кукла падает, а девочки отворачиваются друг от друга. После просмотра ситуации детям предлагают ответить на вопросы:

1.Дети, из-за чего поспорили девочки?

2.Почему они поссорились?

– Каждая девочка хотела играть этой куклой и кормить её.

3. Как им помириться?

-Сначала, девочкам нужно успокоиться, затем договориться между собой, кто будет первым играть с этой куклой. И обязательно нужно извиниться друг перед другом.

После разбора ситуации, девочки показывают, как её нужно решить.

После просмотра работы с пиктограммой. Дети показывают пиктограммы и отвечают на вопросы:

1.Когда девочки ругались, какое они испытывали чувство? (злость)

2. А когда они помирились? ( они испытывали радость).

Дети ставят пиктограммы на мольберты.

Воспитатель: Ребята, я один раз видела, как ребята строили дом, давайте посмотрим, что у них из этого получилось.

Вторая ситуация.

Рома и Вася строили дом из кубиков, а Дима играл рядом с машинкой. Когда мальчики уже построили дом, Дима нечаянно попятился и разрушил их постройку. Рома и Вася очень расстроились и накричали на Диму.

1. Почему мальчики накричали на Диму?

Дети: Дима разрушил их постройку

2.Что почувствовал Дима, когда мальчики накричали на него?

Дети: Он растерялся, расстроился, сделался печальным.

3. Как мальчикам нужно выйти из этой конфликтной ситуации?

Дети: Сначала им нужно успокоиться. Роме и Васе нужно понять, что Дима нечаянно разрушил их постройку и попросить у Димы прощение, а Диме нужно понять, что мальчики очень расстроились, когда он им сломал домик. Затем мальчикам нужно вместе построить новую постройку.

Дети показывают, как нужно правильно выйти из этой ситуации.

Работа с пиктограммами. Воспитатель задаёт вопрос, а дети показывают и отвечают.

1. Какие чувства испытывали Вася и Рома, когда Дима разрушил их постройку? (чувства вины и злости).

2. Какое чувство испытывал Дима, когда мальчики на него накричали? (он испытывал чувство вины).

Дети ставят пиктограммы на место.

Воспитатель: ребята, а что нам помогает жить дружно, без ссор?

Дети: Добрые слова, доброе отношение друг к другу. Если случается, что человек не прав, то мы стараемся убедить его в этом.

Воспитатель: Давайте вспомним пословицы о дружбе, ведь дружба – это великая сила:

Воспитатель: А теперь давайте вспомним стихи о дружбе и друзьях.

«Как мы весело живём, дружно песенку поём,

Можем весело смеяться, пошутить, побаловаться,

«Хорошо когда с тобою рядом друг,

Я люблю его улыбку и тепло его рук.

Друг всегда со мной играет, понимает и прощает.

Без него я так скучаю!

Воспитатель: А давайте споём песню о дружбе.

В конце песни воспитатель предлагает детям поделиться своей добротой друг с другом (дети обнимают друг друга и воспитателя).

Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем свои улыбки и подарим их друг другу (дети рисуют улыбки и дарят друг другу).

Воспитатель: Сегодня, на занятии, мы узнали много нового, и я надеюсь, что если вы попадёте в конфликтную ситуацию, то обязательно найдёте из неё правильный выход. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии, и я хочу вам подарить большую книгу игр.

А теперь, мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся

И какие же слова, говорим мы уходя?

Дети прощаются и уходят в группу.


Полный текст материала Открытое занятие "Разрешение конфликтов между детьми" (старшая группа) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Материал. Цветные карандаши (фломастеры), тетрадь 1.

Глазами ребенка

С каким нетерпением ждешь встречи с друзьями! Скорей бы мама отпустила гулять! Интересно, кто сейчас во дворе? А вдруг сегодня повезет и опять придет старший друг. Как хочется играть именно с ним! Он такой сильный, высокий, так умеет смешить. А недавно он залез на крышу гаража и ему было совсем не страшно. Бегает и прыгает — не то что наши ребята. Я тоже немного подрасту и смогу.

Работа с рабочей тетрадью (тетрадь 1)

Обсудите, как дети выполнили задание. Почему они соединили попарно те или иные изображения?

Сочиняйте

Предложите детям придумать аналогичные истории. А может быть, кто-нибудь расскажет случай из жизни, из своего опыта.

Попробуйте все вместе придумать рассказ со счастливым ! концом. Используйте как основной один из вариантов детей, который все только что слышали. Однако его завязка с содержащейся угрозой возможных негативных последствий на этот раз должна иметь благополучное разрешение. Например, если в первом случае старший приятель уговорил малышей участвовать в опасной игре, и все это закончилось плохо, то во втором — у истории будет счастливый конец (дети вернулись с полпути, обсудили возможные последствия и передумали, а теперь их ждет радостная встреча с мамой, уже начавшей волноваться. Она похвалит ребят за то, что они оказались такими большими и умными).

На заметку воспитателю

В связи с тем, что подобные ситуации — когда дошкольник может контактировать со старшими детьми без наблюдения взрослого — чаще возникают вне рамок его пребывания в дошкольном учреждении, педагогу следует координировать свои действия с поведением родителей. Для этого рекомендуется либо разместить необходимую информацию на стенде для родителей, либо проводить с ними беседы (индивидуально, на родительском собрании).

Работа с родителями

В беседе с родителями следует обсудить следующие ситуации.

Тема 6

Пожароопасные предметы

Цель. Помочь детям хорошо запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться как в городе, так и в сельской местности.

Материал. Цветные карандаши (фломастеры, краски) желтого, оранжевого, красного цветов; тетрадь 1.

Организуйте беседу

Обсудите с детьми опасные ситуации, в которые попали персонажи прочитанных произведений. Спросите их, почему так произошло. Поинтересуйтесь, как им следовало правильно поступить в каждом из рассматриваемых случаев.

Цель: способствовать обобщению правил безопасности при встрече с незнакомыми людьми.

Задачи: способствовать формированию навыков безопасного поведения детей; развитию у детей чувства осторожности, осмотрительности.

- добиться усвоения знаний о том, что приятная внешность не всегда означает добрые намерения человека;

-способствовать закреплению знаний детей об опасных ситуациях, возникающих при встрече с незнакомыми людьми через рассматривание картинок, путем беседы и вопросов;

-способствовать воспитанию умения детей правильно вести себя в опасных ситуациях: не бояться, действовать уверенно и активно.

-продолжать знакомить с элементарными основами безопасности; предостерегать детей от контактов с незнакомыми людьми. Объяснять детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Дать знания о том, к кому нужно обращаться за помощью

-формировать осторожность, осмотрительность в общении с незнакомыми людьми.

-обогащение словаря: добрые и злые намерения:

-активизация словаря: незнакомец, жилище.

-обсуждение ситуаций в общении с незнакомыми людьми

-рисование картинок опасных ситуаций или раскраски по теме ОБЖ

Материалы: проектор, флажки красного и зеленого цветов, фигурки людей, деревянные домики, деревья и т. п. для сказки.

Ребята, уже становитесь взрослее и совсем скоро, пойдете в школу. Если сейчас вы почти всегда ходите по улицам нашего города с родителями, то в школу и из школы придется вам ходить самим, самостоятельно будете гулять во дворе. Вам придется встречать много людей на улицах нашего города.

- Представьте себе, что вы гуляете, и вдруг к вам подходит незнакомый человек и очень вежливо просит объяснить, как пройти в магазин, или парикмахерскую. Вы объясняете, а он не может понять и просит проводить его.

- Как вы поступите? (ответы детей, обсуждение)

- Как вы думаете, что это обозначает?

- Да, человек намерен делать добро.

Не всякий встречный друг сердечный.

Лицом гладок, а делами гадок.

-Как вы понимаете эти пословицы?

Мама и папа ушли на работу

Мирон и Федора остались одни

Играли в игрушки, играли в компьютер,

Устали, поели и спать улеглись

Проснулись решили пойти на площадку

Кататься там с горки, снежки покидать

Оделись тепло: рукавицы и шапку,

Надели и куртки, и вышли гулять.

Погода была не по-зимнему теплой,

И солнце светило, и таял снежок.

Ребята вдвоем крепость бойко лепили,

А рядом, крутился дворняга Дружок.

А неподалеку сидел на скамейке

Усталый мужчина, седой, средних лет.

Он долго смотрел на детей исподлобья

Один на площадке, вокруг людей нет.

И вот он поднялся неспешно и к детям

Украдкой поближе он вдруг подошел.

Он им улыбнулся, и дал по конфете,

И тихо сказал:"А пойдёмте со мной?

Смотрю я вы любите милых собачек,

А у меня дома аж восемь щенков

Я вам покажу, вы возьмете любого,

Хотите, могу предложить хомяков?"

Мирон недоверчиво брови нахмурил,

Федора, напротив, сказала задорно:

"Давно завести мы хотели собачку,

Скорее пойдёмте, хочу лабрадора!"

Мужчина взял девочку за руку быстро

Вторую Мирону ладонь протянул

Но мальчик сказал:"Не хочу идти с Вами"

И в сторону дома он резко шагнул.

"Федора, ты помнишь нам мама сказала,

С чужими людьми никуда не ходить?"

Федора задумалась, тут же кивнула:

"Нам надо бы маму предупредить"

Сделать паузу и предложить додумать, что же могло произойти дальше? Выслушав предположения, закончить стихотворение.

И тут как раз мама с работы вернулась

И мимо площадки к подъезду прошла

Детей она тут же окликнула звонко

И быстро домой она их завела.

И вечером сказку им вновь прочитала,

Где Красная Шапочка и серый волк.

Напомнила, что с незнакомцами лучше

Беседы не строить. И есть в этом толк!

Мораль извлечем из рассказа скорее:

Кто злой, а кто добрый не можем мы знать.

Поэтому людям чужим, незнакомым

Не стоит нам время свое доверять.

Молодцы. Проходите на стульчики.

На экране будут появляться картинки с ситуациями, (презентация) если герой поступает правильно, поднимайте зеленый флажок, если нет, красный. Обсуждаем. Подводим итог.

-Молодцы, мы сегодня много правил с вами повторили и историй много вспомнили, стихотворение про Мирона и Федору послушали. А теперь я предлагаю нам с вами самим сочинить историю про правила поведения в опасной ситуации. Подходите к столу, я подготовила предметы для того чтобы могли инсценировать нашу историю. Предлагаю сочинить историю, про то, как девочка потерялась в центре города, назовем ее Юля. Расставьте предметы на столе так, чтобы получился город.

-Итак, девочка Юля отправилась с мамой на прогулку в центр города (парк). Погода была замечательная, а на улице (в парке) очень красиво и столько всего интересного. Юля так засмотрелась…на что могла засмотреться Юля?

Дети при помощи воспитателя придумывают историю, о потерявшейся девочке, обращая внимание на эмоции (девочка напугана, мама плачет и т. п.)

-Вот какая у нас интересная и поучительная история получилась. А я приготовила красивую обложку, чтобы у нас настоящая книжка получилась. Как вы думаете, чего не хватает нашей книжке? Иллюстраций. Выберете, какие из рисунков подошли бы для нашей истории.

Молодцы, какая прекрасная книжка получилась. Мы подарим ее деткам из младшей группы, чтобы и они тоже знали, как вести себя в опасных ситуациях.

Вспомним, правила поведения с незнакомцем:

-Прежде всего, не пугайся и не плачь. Обратись к людям, лучше к полицейскому можно к дворнику или к мамам и бабушкам, которые гуляют со своими детьми.

-Если ты потерялся в большом магазине, подойди к продавцу.

-Не уходи с того места где тебя оставили взрослые.

-И еще совет: запомни свою фамилию, как зовут маму и папу, выучи наизусть свой адрес, хорошо если ты знаешь свой телефон.

Прикреплённые файлы:

Беседы по ОБЖ в старшей — подготовительной группе ДОО Беседы по ОБЖ в старшей - подготовительной группе ДОО. Картотека бесед по ОБЖ в старшей-подготовительной группах детского сада. Номера.


Организационный этап.
Эмоциональный настрой
- Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам,
Доброе утро!
Дети вместе с воспитателем встают в круг и берутся за руки
Собрались все дети в круг,
Ты - мой друг, и я – твой друг,
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и подарим им свои улыбки.

во-первых, всегда найдет время меня выслушать,
во-вторых, я ей могу доверить все секреты и мечты,
в-третьих, всегда поддержит и придет на помощь.
-А вы кого и почему считаете своим настоящим другом? (ответы детей)
-У нас сегодня в гостях два друга Почему и Потому .



Друзья обратились к нам за помощью. Дело в том, что Почему задает очень много вопросов, на которые Потому не всегда может найти ответ, из-за этого они ссорятся. Может быть мы поможем друзьям и ответим на их вопросы?
- Я вам прочитаю стихотворения, а вы скажите, в каком стихотворении говорится о настоящем друге, а в каком стоит подумать друг ли это (каждое прочитанное стихотворение обсуждается).
Саша драться любит очень,
Обижает всех подряд.
В детском садике ребята
С ним играть и не хотят
.
- Как вы думаете, ребята, почему никто не играет с Сашей?
(Я думаю, что с Сашей никто не играет, поскольку он обижает всех подряд. )
- Он умеет дружить?
(Мне кажется, что Саша не умеет дружить, ведь он со всеми дерется, а настоящие друзья помогают друг другу.)
Своего щенка Андрюша покормить не захотел.
К вечеру щенок Андрюшин загрустил и заболел.
Мальчик очень огорчился, он щеночка пожалел.
Накормил его сметаной, и щенок повеселел.

- Можно ли считать Андрюшу другом щенка?
(По-моему, в начале стихотворения Андрюша вел себя ни как настоящий друг. Во-первых, он не кормил щенка, во-вторых, щенок у него даже заболел. Но, поскольку, потом Андрюша исправился и стал ухаживать за щенком, то, можно назвать его другом.)
- Мы с вами выяснили, кто же является настоящим другом и по каким поступкам это можно определить.
- Дружить могут не только люди, животные, но и предметы.
- Я вам буду называть предметы, а вы отвечайте, какой предмет, по вашему мнению, с каким дружит и почему, возможны различные ответы. Давайте вспомним, какие слова помогают нам высказать собственное мнение. (Я думаю..; мне кажется…; по-моему…)








- Ребята, кто догадался, где здесь настоящие друзья?
- Как вы догадались?
- А если у кого-то нет друга, можно его найти?
- Во всех наших рассуждениях сегодня нам помогали наши друзья Почему и Потому.
Почему нас учит задумываться, а Потому учит нас не только объяснять, но и доказывать, кто прав, что верно или нет.
Сегодня нам удалось помочь друзьям, но чтобы они никогда не ссорились давайте подарим им схему предложения-рассуждения, схему ответа на вопросы, которые задает Почему?
Дети в подгруппах составляют схемы и затем объясняют
Итак, у нас получается:


Заключительный этап.
- Сегодня мы учились правильно строить свои высказывания. Вы были дружны и старались помогать друг другу.

Читайте также: