Праздники искусство однкнр 9 класс конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок 2-3 ОДНКНР 8 кл.
Искусство в жизни современного человека.
Цель урока : узнать, что такое искусство
1) Выделить особенности искусства.
2) Узнать о видах искусства.
Изучение нового материала .
Евгению Петровичу Быковскому, прокурору окружного суда, только что вернувшемуся из заседания, гувернантка его семилетнего сына, пожаловалась, что Сережа курит, и что табак он берет из писменного стола отца.
-Пришлите его ко мне, - сказал Евгений Петрович.
-Я на тебя сердит и больше тебя не люблю,- оборвал приветствие мальчика отец.-Сейчас Наталия Семеновна мне жаловалась, что ты куришь. Это правда?
-Да, я раз курил. Это верно!
-Вот видишь, ты еще и лжешь в добавок,- сказал прокурор. Наталия Семеновна два раза видела, как ты курил. Значит ты уличен в трех нехороших поступках: куришь, берешь из стола чужой табак и лжешь. Три вины.
-Ах, да-а ,-вспомнил Сережа, и глаза его улыбнулись. -Это верно, верно! Я два раза курил: сегодня и прежде.
Евгений Петрович стал объяснять сыну, что брать чужое нельзя, что человек имеет право пользоваться только своим добром. Он стал объяснять ему, что значит собственность, говорить о вреде табака, что табачный дым производит чахотку и другие болезни, от чего умирают.
Евгений Петрович мучительно думал о том, что же еще сказать сыну, чтобы овладеть его вниманием. Он видел, что Сережа его не слушает. Мальчик сначала ковырял пальцем дырку в суконной обивке стола, а потом залез на стул, стоявший сбоку стола, и начал рисовать. И Евгению Петровичу казалось странным и смешным, что он, опытный правовед, полжизни упражнявшийся во всякого рода пресечениях, предупреждениях и наказаниях, не мог убедить мальчика в том, что он поступает дурно.
Пробило десять часов. Евгений Петрович устало опустился в кресло. А Сережа, удобно устроившись на коленях отца, попросил:
-Папа, расскажи сказку.
Как и большинство деловых людей, Быковский не помнил ни одной сказки, так что всякий раз ему приходилось импровизировать.
-Слушай, - начал отец, поднимая глаза к потолку. - В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старый-престарый царь. Жил он в стеклянном дворце, который сверкал и сиял на солнце, как большой кусок чистого льда. Дворец стоял в громадном саду, где росли апельсины, черешни, цвели тюльпаны, розы, пели разноцветные птицы. На деревьях висели стеклянные колокольчики, которые, когда дул ветер, звучали так нежно, что можно было заслушаться. У старого царя был единственный сын и наследник царства - мальчик, такой же маленький, как ты. Но этот царевич начал курить, заболел и умер, когда ему исполнилось 20 лет. Дряхлый и болезненный старик остался без всякой помощи. Пришли враги, убили царя, разрушили дворец, и уже в саду не было ни черешен, ни птиц, ни колокольчиков.
Сережа напряженно слушал. Его глаза подернулись печалью и чем-то похожим на испуг; минуту он глядел задумчиво на темное окно, вздрогнул и сказал упавшим голосом:
-Не буду я больше курить.
Как вы думаете, что произошло?
(в рассказе Чехова сказка оказалась лучшим воспитателем, чем всякая логика фактов и убеждений).
Силой ума и таланта искусство переносит зрителя, читателя, слушателя в любую эпоху, сталкивает его с различными обстоятельствами, в которых действуют и живут герои произведений.
Искусство воспитывает человека. Оно обогащает нас особыми знаниями — знаниями о людях, об их внутреннем мире. Посредством искусства мы общаемся с различными народами, живущими в современном мире; посредством с искусством мы осуществляем связь с прошлым — мы узнаем, как жили люди в глубокой древности.
Искусство — одна из форм общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности и способ ее познания, освоения.
Искусство - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.
Искусство – умение, мастерство, знание дела.
Искусство принято подразделять на виды. А какие виды искусства вы можете назвать?
По современной классификации, различают 12 видов искусства. С каждым из них вы знакомы. Это:
а рхитектура (искусство строить и украшать здания);
изобразительное искусство: живопись и графика (искусство изображения);
скульптура (искусство изображения);
литература (искусство слова);
музыка (искусство звука);
хореография (искусство движения);
цирковое искусство (в театре, кино, цирке встречаются все виды искусства);
декоративно-прикладное искусство (искусство создавать и украшать предметы быта: домашнюю утварь, мебель, ткань, одежду)
На службе у каждого вида искусства стоят свои средства выразительности. Так, в литературе основным средством является слово, в хореографии — движение, в музыке — звук, в изобразительном искусстве — цвет и т. д.
- А кто творит искусство? (поэты и писатели, музыканты, актёры кино и театра, режиссёры, фотографы, скульпторы и т.д.)
- Как называют людей искусства? (художник)
Художник (в широком смысле слова) – тот, кто творит искусство.
( Викторина – игра в ответы на вопросы, обычно объединённые какой-нибудь общей темой).
- Искусство очень обширно. Узнайте, о каком из видов искусства идёт речь?
4) Никольская церковь в Верхотурье - (архитектура),
9) Памятник советскому солдату в Трептов-парке (скульптура),
10)Выступление воздушных гимнастов (цирк).
- К какому виду искусства относится песня?
- Какие два вида искусства соединились в песне? (музыка и литература)
Пластические или пространственные виды искусства – виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени. Произведения пространственных искусств воспринимаются зрением, а иногда и осязанием и находятся в реальном пространстве. В пространственных искусствах пластика объёмов, линий, форм имеет существенное значение, именно поэтому они и получили такое название ( пластика – объёмные, осязательные качества художественной формы в скульптуре и в изображении на плоскости).
Временные виды искусства – виды искусства, которые распространяются во времени. Произведения временных искусств воспринимаются в основном слухом, и длятся во времени.
Пространственно-временные – виды искусства, которые одновременно существуют и в пространстве и во времени.
- Какие виды искусства относят к пластическим или пространственным? (ИЗО, архитектура, ДПИ)
- Какие виды искусства относят к временным? (музыка, литература)
- Какие виды искусства относят к пространственно-временным? (танец, театр, кино, цирк)
- Чем отличаются пространственные виды искусства от временных?
- Почему театр, кино, цирк относят к пространственно-временным видам искусства?
Задание. Найдите в тексте ошибки и исправьте их.
Цель урока: познакомить учащихся с праздниками православной культуры.
1. Воспитание бережного отношения, уважения к православной культуре.
2. Развивать навыки работы с историческими источниками, иллюстрированным материалом.
3. Формировать представление о праздниках православной культуры, расширение кругозора учащихся.
Предполагаемые результаты
- формирование учебно-познавательного интереса;
метапредметные
-развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;
-развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в парах;
- воспринимать информацию на слух, используя имеющиеся знания по православной культуре.
Основное содержание урока
Существует двенадцать главных христианских праздников, связанных с жизнью Иисуса Христа и Божией Матери. Они называются двунадесятыми и делятся на две категории;
первая — это неподвижные (непереходящие) праздники,
вторая — подвижные (переходящие).
К неподвижным относятся:
Рождество Христово — 25 декабря (7 января)
Один из важнейших христианских праздников - ведь именно в этот день, по преданию, и родился Иисус Христос. От рождества до крещения продолжаются Святки - святые дни, время общей радости о пришествии в мир Спасителя. Раньше по народной традиции повсеместно устраивались народные гулянья и ярмарки. Бродячие театры разыгрывали рождественские представления, по дворам ходили дети и молодежь, напевая колядки – особые рождественские песни-поздравления.
Крещение Господне — 6 (19) января
Праздник Крещения Господня в народе называли водокрестием, водокрещами, так как накануне праздника происходит освящение воды внутри храмов, а в самый день праздника – водосвятие на естественном водоеме, реке или озере. Канун Крещения, Крещенский сочельник, считается постным днем.
Сретение Господне —2 (15) февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы —25 марта (7 апреля)
Преображение Господне — 6 (19) августа
Успение Пресвятой Богородицы — 15 (28) августа.
День смерти (успения) Богородицы (девы Марии).
В этот день, по легенде, со всех концов света сверхъестественным образом собрались все (кроме апостола Фомы) апостолы. Потом к одру усопшей подошел Иисус Христос в окружении ангелов, после чего Пречистая Дева предала в Его руки Свою душу, которую Иисус вознес на небо.
Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21)сентября
Дева Мария родилась в городе Назарете. Ее родителями были праведные Иоаким и Анна. Иоаким происходил из рода царя Давида, а Анна из рода первосвященника Аарона.
Воздвижение Креста Господня — 14 (27)сентября
В этот праздник ранее существовал обычай на строящихся храмах воздвигать кресты. Верующие совершали крестные ходы вокруг сел и деревень с целью оградиться на весь год от всякого зла.
Покрова Пресвятой Богородицы -1 (14) октября
В воскресный день, 14 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых.
Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря)
Ко второй категории (переходящие) относятся три праздника:
Вознесение Господне — празднуется через 40 дней после Пасхи, всегда в четверг шестой недели по Пасхе;
День Святой Троицы (Пятидесятница) - отмечается через семь недель, на восьмую неделю по Пасхе и всегда в воскресенье.
Сам праздник Пасхи — Светлое Христово Воскресение — ни в какую категорию не входит, так как это самый великий праздник — Праздник праздников и он не может сравниваться с другими. Пасха отмечается в пределах 35 дней - от 22 марта (4 апреля) до 25 апреля (8 мая) и попадает на
любой из воскресных дней в этот период, так как зависит от весеннего равноденствия и высчитывается по лунному календарю.
Светлый день, счастливый день - все это сказано о Пасхе. За долгие годы существования этот праздник не утратил своего значения, не забыт людьми. Глубоки корни, связывающие наш народ с православной верой.
Пасха – Светлое Воскресение Христово – самый торжественный, радостный и великий праздник на Руси. Пасха отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. Этот праздник называют Праздником и Торжеством Торжеств. Воскресение Иисуса Христа из мёртвых – это победа над смертью, даровавшая людям надежду на спасение и бессмертие.
Великому празднику предшествует 40 - дневный пост. В такие дни люди одевались очень скромно, старались избегать развлечений, ели только постную пищу, а дети старались не шуметь.
Пасхальными традициями - это покраска яиц и приготовление куличей, радостные песни и поздравления, игры.
Давайте послушаем песню, которую традиционно принято петь в этот великий день.
Традиционно пасхальный стол возглавляет пасхальный кулич. Хозяйки готовят творожную пасху и красят яйца.
Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус приходил к своим последователям после своего Воскресения и ел с ними пищу. Если кулич приготовить правильно, то он не будет черстветь в течение 40 дней. Кулич – это символ присутствие Бога в мире и в жизни человека. Красота и аромат выражает заботу Господа обо всех христианах.
Виды окрашивания яиц.
Способов окраски яиц множество, в них традиции переплетаются с фантазией, выдумкой. Яйца красили преимущественно в красный и золотистый цвет. Писались яйца кисточкой, куриным пером и даже пальцами.
В зависимости от способов окраски яйца бывают:
Крашенка - яйца, окрашенные в один цвет;
Крапанка - яйца с красочными пятнами, расположенными на фоне другого цвета;
Рисованка - яйца, раскрашенные кистью от руки;
Писанка - яйца, расписанные орнаментом, сочетающим растительные и геометрические элементы.
Яйчата - деревянные яйца
Пасхальные игры (работа в группах)
Много веков на Руси играли в разные любимые игры. Давайте послушаем и посмотрим, какие игры приготовила нам каждая группа.
Стукнув тупым и острым концом крашеного крутого яйца об яйцо соперника, - также древняя традиция. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника.
По команде дети одновременно раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.
Один игрок прячет в руках за спиной свое яйцо и яйцо соперника. Соперник должен отгадать, в какой руке находится его яйцо. Если же отгадает - забирает два яйца (свое и чужое), если нет - отдает свое.
Творческая работа: сделаем яйца-писанки: разукрасим яйца к Пасхе, (работа в парах)
Я думаю, что у вас сейчас прекрасное настроение, и вы сможете передать его в своей работе. Ваши работы будут радовать глаз и поднимут настроение и тем, кому вы её подарите.
Задание на дом : написать рассказ о традициях празднования Пасхи в твоей семье. Узнай у родителей, родственников или найди в интернете рецепт пасхального блюда.
-анализировать иллюстрации и текст, выделять главное и формулировать своими словами.
Регулятивные: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания; контроль и коррекция своей деятельности.
Познавательные: умение находить необходимую информацию, применяя методы информационного поиска; анализировать объекты с целью выделения главных признаков.
Коммуникативные - готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-уважение к истории и религиозной культуре своего народа.
Основные понятия и термины
Искусство, зодчество, иконы, фрески, мозаика
Средства обучения (учебные наглядные пособия, дидактический наглядный материал, ЭОР и др.)
Словесные, наглядные, практические.
Организационная структура урока
Основные виды деятельности учителя
Основные виды деятельности учащегося
Формируемые образовательные результаты
I..Организационный.
Проверяет готовность обучающихся к уроку, эмоционально, психологически и мотивационно подготавливает учеников к усвоению изучаемого материала.
Эмоционально настраиваются и подготавливаются к уроку.
Л. -принятие и освоение социальной роли обучающегося; позитивный эмоциональный настрой.
II. Опрос-актуализация.
Беседа по вопросам:
- Какая вера была у древних славян?
-Кто первым из славян принял христианство?
-При правлении какого князя произошло Крещение Руси?
-Когда и где это произошло?
-Какие изменения произошли в образовании славян с принятием христианской веры?
-Какое значение для народа имела христианская вера?
К.- осознанное построение речевых высказываний в устной диалогической и монологической форме
2. Работа с ребусом
-Отгадайте ребус (Слайд 1)
-Какое слово получилось?
Р.-способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания
3. Работа с толковым словарем.
- Что же такое искусство? Найдите это определение в толковом словаре. (Слайд 2)
-Какие виды искусства вы знаете?
-Живопись, музыка, архитектура, театр
III. Целеполагание.
-Как вы думаете, почему именно это слово звучит сегодня на уроке?
--Определите тему урока
-Какую задачу необходимо решить на уроке?
Высказывают свои предположения и отвечают.
Формулируют тему и задачу урока
К.- осознанное построение речевых высказываний в устной диалогической и монологической форме; обмен мнениями.
IV. Открытие нового знания.
1. Искусство в архитектуре христианской культуры.
1. Учебный диалог:
-О чем он говорит? Что стали строить на Руси с принятием христианства? (Слайд 4)
-К какому из направлений искусства относятся религиозные сооружения?
2. Работа по учебнику.
-Рассмотрите фото храмов на с. 92
-Какие особенности вы заметили?
-На что похожи, с чем их можно сравнить?
(свечи, шлем, сложенные ладони в молитве)
3. Сравнение строений по иллюстрациям. (Слайд 5)
-Из чего строили храмы?
-Строительство храмов- это зодчество, найдите в словаре значение этого слова.
-В г.Кижи находится музей деревянного зодчества
-Первая каменная церковь называлась Десятинная и построена в г.Киеве. (Слайд 6)
1. Дата проведения и Тема урока должны быть записаны в тетрадь (на уроке или дома).
Работы на оценку в 3 четверти
Задания на выбор (по желанию):
1. ФОТОРЕПОРТАЖ Используя интернет-источники, подготовь фоторепортаж о путешествии к святым местам представителей одной из религий (по выбору). Поясни, что происходит на выбранных тобой фотографиях.
с 02.03 - 08.03
Материал к уроку:
презентация к уроку
Доп.материал
Д/З: Прочитать материал к урокам (в том числе и картинки к уроку) и в тетради основные моменты зафиксировать.
Тема урока: Буддизм в СССР. Буддизм в современной России.
6/22 - 7/23 уроки
с 16.02 по 22.02 и с 23.02 - 01.03
Материал к уроку:
презентация к уроку
Доп.материал с РЭШ
Д/З: Прочитать материал к урокам (в том числе и картинки к уроку) и в тетради основные моменты зафиксировать.
Тема урока: Буддийская культура. Искусство. Праздники.
5/21 урок с 09.02 по 15.02
Материал к уроку:
Д/З: Прочитать материал к урокам (в том числе и картинки к уроку) и в тетради основные моменты зафиксировать.
Тема урока: Семейное воспитание в буддизме. Быт, обычаи, традиции буддизма
4/20 урок с 02.02 по 08.02
Материал к урокам:
Прочитать материал к урокам (в том числе и картинки к уроку) и в тетради основные моменты зафиксировать.
Тема урока: Сооружения в буддийской культуре
В монастыре Шаолинь в Китае обучали боевому искусству ушу видео
3/19 урок с 26.01 по 01.02
ДАЦА́Н (от Тибет. grwa-tshang), первоначально в Тибет., монг., бурят., калм. буддизме название факультетов учебного заведения при монастырях; позднее в бурят. буддизме – название самого монастыря. Д. предназначается для жизни и религ. практики монахов, входящих в общину – сангху, а также для обучения молодых послушников (хувараков).
Д/З: Прочитать материал к урокам (в том числе и картинки к уроку) и в тетради основные моменты зафиксировать.
Тема урока: Буддизм. История возникновения. Общая характеристика
1 ИСТИНА -ДУКХА-страдание;
2 ИСТИНА - САМАДУЯ;
3 ИСТИНА -НИРОДХА
4 ИСТИНА- МАГГА
Большая колесница (широкий путь), последователи которой стремятся к личному освобождению- Махаяна
Малая колесница (узкий путь) , последователи которой стремятся к жесткому аскетизму- Хинаяна
2/18 урок с 19.01 по 25.01
Мантры - священные гимны (сочетание определенных звуков и слов (звуковая формула) ежедневные молитвы)
Материал к урокам:
Д/З: Подготовиться к проверочной работе.
Повторить материал к урокам (в том числе и картинки к уроку).
Изучаем материал
Тема урока: Буддизм. История возникновения. Общая характеритика
1/17 урок с 12.01 по 18.01
Материал к урокам:
Доп. материал:
Прочитать материал к урокам (в том числе и картинки к уроку) и в тетради основные моменты зафиксировать.
Для буддистов карма это: Закон всеобщей причинности
монах — саману (отшельник)
Работы на оценку во 2 четверти
Дублирую задания 1 ПОПЫТКА. ПРЕЖДЕ ЧЕМ РЕШАТЬ ТЕСТЫ, НУЖНО МАТЕРИАЛ ПОСМОТРЕТЬ, В ТЕТРАДИ ПОМЕТКИ СДЕЛАТЬ.
23.12 в 18 часов закрываю все ТЕСТЫ
Тест Духовные основы православия до 19.11 (за просроченный срок решения теста оценка снижается)
Для тех, кто не решал в школе проверочные работы
Устройство православного храма до 02.12 (за просроченный срок решения теста оценка снижается)
Точки в Сетевом городе - это "напоминалки" о заданиях, которые нужно выполнить в срок!
Тетрадь продолжаем вести. Основные моменты записываем. Тетради приготовить на проверку
Задания на выбор (по желанию):
Тема урока: Ислам в СССР.
Ислам в современной России.
16 урок с 20.12 по 28.12
Материал к уроку:
Доп. материал:
Д/З: Прочитать материал к уроку (в том числе и картинки к уроку) и в тетради основные термины урока должны быть зафиксировать.
Изучаем материал
Тема урока: Праздники. Искусство ислама
14 урок с 13.12 по 17.12
Материал к уроку:
Доп. материал:
Д/З: Прочитать материал к уроку (в том числе и картинки к уроку) и в тетради основные термины урока должны быть зафиксировать.
Изучаем материал
Тема урока: Священные сооружения ислама
13 урок с 06.12 по 10.12
Материал к уроку:
Доп. материал:
Д/З: Прочитать материал к уроку (в том числе и картинки к уроку) и в тетради основные термины урока должны быть зафиксировать.
Изучаем материал
Тема урока: Духовные основы ислама.
12 урок с 06.12 по 10.12
Основы вероучения ислама
Материал к уроку:
Доп. материал:
Му́фтий — высшее духовное лицо у мусульман.
Има́м ( араб. إمام — пример для подражания, стоящий впереди; тот, кто руководит молитвой [1] ) — в исламе :
Д/З: Прочитать материал к уроку (в том числе и картинки к уроку) и в тетради основные термины урока должны быть зафиксировать.
муэдзин ( арабский : مُؤَذِّن )- это человек, который провозглашает призыв к ежедневной молитве пять раз в день
Изучаем материал
Тема урока: Ислам. История возникновения ислама.
Хиджра 622 год год переселения Мухаммеда и начало мусульманского летоисчесления
11 урок с 29.11 по 03.12
Город – родина основателя ислама (Мекка).
Материал к уроку:
Доп. материал:
Ислам - религия авраамическая ( общее наименование для иудаизма, христианства и ислама) то есть все эти религии объединяет с исламом принципиально единая картина мира.
Д/З: Прочитать материал к уроку (в том числе и картинки к уроку) и в тетради основные термины урока должны быть зафиксировать.
99 имен Аллаха. Сунна (букв. значение в переводе с арабского “обычай”, “пример”) – второй по значимости после Корана источник мусульманского вероучения.
Изучаем материал
Читайте также: