Праздники искусство однкнр 9 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 2-3 ОДНКНР 8 кл.

Искусство в жизни современного человека.

Цель урока : узнать, что такое искусство

1) Выделить особенности искусства.

2) Узнать о видах искусства.

Изучение нового материала .

Евгению Петровичу Быковскому, прокурору окружного суда, только что вернувшемуся из заседания, гувернантка его семилетнего сына, пожаловалась, что Сережа курит, и что табак он берет из писменного стола отца.

-Пришлите его ко мне, - сказал Евгений Петрович.

-Я на тебя сердит и больше тебя не люблю,- оборвал приветствие мальчика отец.-Сейчас Наталия Семеновна мне жаловалась, что ты куришь. Это правда?

-Да, я раз курил. Это верно!

-Вот видишь, ты еще и лжешь в добавок,- сказал прокурор. Наталия Семеновна два раза видела, как ты курил. Значит ты уличен в трех нехороших поступках: куришь, берешь из стола чужой табак и лжешь. Три вины.

-Ах, да-а ,-вспомнил Сережа, и глаза его улыбнулись. -Это верно, верно! Я два раза курил: сегодня и прежде.

Евгений Петрович стал объяснять сыну, что брать чужое нельзя, что человек имеет право пользоваться только своим добром. Он стал объяснять ему, что значит собственность, говорить о вреде табака, что табачный дым производит чахотку и другие болезни, от чего умирают.

Евгений Петрович мучительно думал о том, что же еще сказать сыну, чтобы овладеть его вниманием. Он видел, что Сережа его не слушает. Мальчик сначала ковырял пальцем дырку в суконной обивке стола, а потом залез на стул, стоявший сбоку стола, и начал рисовать. И Евгению Петровичу казалось странным и смешным, что он, опытный правовед, полжизни упражнявшийся во всякого рода пресечениях, предупреждениях и наказаниях, не мог убедить мальчика в том, что он поступает дурно.

Пробило десять часов. Евгений Петрович устало опустился в кресло. А Сережа, удобно устроившись на коленях отца, попросил:

-Папа, расскажи сказку.

Как и большинство деловых людей, Быковский не помнил ни одной сказки, так что всякий раз ему приходилось импровизировать.

-Слушай, - начал отец, поднимая глаза к потолку. - В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старый-престарый царь. Жил он в стеклянном дворце, который сверкал и сиял на солнце, как большой кусок чистого льда. Дворец стоял в громадном саду, где росли апельсины, черешни, цвели тюльпаны, розы, пели разноцветные птицы. На деревьях висели стеклянные колокольчики, которые, когда дул ветер, звучали так нежно, что можно было заслушаться. У старого царя был единственный сын и наследник царства - мальчик, такой же маленький, как ты. Но этот царевич начал курить, заболел и умер, когда ему исполнилось 20 лет. Дряхлый и болезненный старик остался без всякой помощи. Пришли враги, убили царя, разрушили дворец, и уже в саду не было ни черешен, ни птиц, ни колокольчиков.

Сережа напряженно слушал. Его глаза подернулись печалью и чем-то похожим на испуг; минуту он глядел задумчиво на темное окно, вздрогнул и сказал упавшим голосом:

-Не буду я больше курить.

Как вы думаете, что произошло?

(в рассказе Чехова сказка оказалась лучшим воспитателем, чем всякая логика фактов и убеждений).

Силой ума и таланта искусство переносит зрителя, читателя, слушателя в любую эпоху, сталкивает его с различными обстоятельствами, в которых действуют и живут герои произведений.

Искусство воспитывает человека. Оно обогащает нас особыми знаниями — знаниями о людях, об их внутреннем мире. Посредством искусства мы общаемся с различными народами, живущими в современном мире; посредством с искусством мы осуществляем связь с прошлым — мы узнаем, как жили люди в глубокой древности.

Искусство — одна из форм общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности и способ ее познания, освоения.

Искусство - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

Искусство – умение, мастерство, знание дела.

Искусство принято подразделять на виды. А какие виды искусства вы можете назвать?

По современной классификации, различают 12 видов искусства. С каждым из них вы знакомы. Это:

а рхитектура (искусство строить и украшать здания);

изобразительное искусство: живопись и графика (искусство изображения);

скульптура (искусство изображения);

литература (искусство слова);

музыка (искусство звука);

хореография (искусство движения);

цирковое искусство (в театре, кино, цирке встречаются все виды искусства);

декоративно-прикладное искусство (искусство создавать и украшать предметы быта: домашнюю утварь, мебель, ткань, одежду)

На службе у каждого вида искусства стоят свои средства выразительности. Так, в литературе основным средством является слово, в хореографии — движение, в музыке — звук, в изобразительном искусстве — цвет и т. д.

- А кто творит искусство? (поэты и писатели, музыканты, актёры кино и театра, режиссёры, фотографы, скульпторы и т.д.)

- Как называют людей искусства? (художник)

Художник (в широком смысле слова) – тот, кто творит искусство.

( Викторина – игра в ответы на вопросы, обычно объединённые какой-нибудь общей темой).

- Искусство очень обширно. Узнайте, о каком из видов искусства идёт речь?

4) Никольская церковь в Верхотурье - (архитектура),

9) Памятник советскому солдату в Трептов-парке (скульптура),

10)Выступление воздушных гимнастов (цирк).

- К какому виду искусства относится песня?

- Какие два вида искусства соединились в песне? (музыка и литература)

Пластические или пространственные виды искусства – виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени. Произведения пространственных искусств воспринимаются зрением, а иногда и осязанием и находятся в реальном пространстве. В пространственных искусствах пластика объёмов, линий, форм имеет существенное значение, именно поэтому они и получили такое название ( пластика – объёмные, осязательные качества художественной формы в скульптуре и в изображении на плоскости).

Временные виды искусства – виды искусства, которые распространяются во времени. Произведения временных искусств воспринимаются в основном слухом, и длятся во времени.

Пространственно-временные – виды искусства, которые одновременно существуют и в пространстве и во времени.

- Какие виды искусства относят к пластическим или пространственным? (ИЗО, архитектура, ДПИ)

- Какие виды искусства относят к временным? (музыка, литература)

- Какие виды искусства относят к пространственно-временным? (танец, театр, кино, цирк)

- Чем отличаются пространственные виды искусства от временных?

- Почему театр, кино, цирк относят к пространственно-временным видам искусства?

Задание. Найдите в тексте ошибки и исправьте их.

Конспект урока по ОДНКНР

Цель урока: познакомить учащихся с праздниками православной культуры.

1. Воспитание бережного отношения, уважения к православной культуре.

2. Развивать навыки работы с историческими источниками, иллюстрированным материалом.

3. Формировать представление о праздниках православной культуры, расширение кругозора учащихся.

Предполагаемые результаты

- формирование учебно-познавательного интереса;

метапредметные

-развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

-развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в парах;

- воспринимать информацию на слух, используя имеющиеся знания по православной культуре.

Основное содержание урока

Существует двенадцать главных христианских праздников, связанных с жизнью Иисуса Христа и Божией Матери. Они называются двунадесятыми и делятся на две категории;

первая — это неподвижные (непереходящие) праздники,

вторая — подвижные (переходящие).

К неподвижным относятся:

Рождество Христово — 25 декабря (7 января)

Один из важнейших христианских праздников - ведь именно в этот день, по преданию, и родился Иисус Христос. От рождества до крещения продолжаются Святки - святые дни, время общей радости о пришествии в мир Спасителя. Раньше по народной традиции повсеместно устраивались народные гулянья и ярмарки. Бродячие театры разыгрывали рождественские представления, по дворам ходили дети и молодежь, напевая колядки – особые рождественские песни-поздравления.

Крещение Господне — 6 (19) января

Праздник Крещения Господня в народе называли водокрестием, водокрещами, так как накануне праздника происходит освящение воды внутри храмов, а в самый день праздника – водосвятие на естественном водоеме, реке или озере. Канун Крещения, Крещенский сочельник, считается постным днем.

Сретение Господне —2 (15) февраля

Благовещение Пресвятой Богородицы —25 марта (7 апреля)

Преображение Господне — 6 (19) августа

Успение Пресвятой Богородицы — 15 (28) августа.

День смерти (успения) Богородицы (девы Марии).
В этот день, по легенде, со всех концов света сверхъестественным образом собрались все (кроме апостола Фомы) апостолы. Потом к одру усопшей подошел Иисус Христос в окружении ангелов, после чего Пречистая Дева предала в Его руки Свою душу, которую Иисус вознес на небо.

Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21)сентября

Дева Мария родилась в городе Назарете. Ее родителями были праведные Иоаким и Анна. Иоаким происходил из рода царя Давида, а Анна из рода первосвященника Аарона.

Воздвижение Креста Господня — 14 (27)сентября

В этот праздник ранее существовал обычай на строящихся храмах воздвигать кресты. Верующие совершали крестные ходы вокруг сел и деревень с целью оградиться на весь год от всякого зла.

Покрова Пресвятой Богородицы -1 (14) октября

В воскресный день, 14 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых.

Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря)

Ко второй категории (переходящие) относятся три праздника:

Вознесение Господне — празднуется через 40 дней после Пасхи, всегда в четверг шестой недели по Пасхе;

День Святой Троицы (Пятидесятница) - отмечается через семь недель, на восьмую неделю по Пасхе и всегда в воскресенье.

Сам праздник Пасхи — Светлое Христово Воскресение — ни в какую категорию не входит, так как это самый великий праздник — Праздник праздников и он не может сравниваться с другими. Пасха отмечается в пределах 35 дней - от 22 марта (4 апреля) до 25 апреля (8 мая) и попадает на

любой из воскресных дней в этот период, так как зависит от весеннего равноденствия и высчитывается по лунному календарю.

Светлый день, счастливый день - все это сказано о Пасхе. За долгие годы существования этот праздник не утратил своего значения, не забыт людьми. Глубоки корни, связывающие наш народ с православной верой.

Пасха – Светлое Воскресение Христово – самый торжественный, радостный и великий праздник на Руси. Пасха отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. Этот праздник называют Праздником и Торжеством Торжеств. Воскресение Иисуса Христа из мёртвых – это победа над смертью, даровавшая людям надежду на спасение и бессмертие.

Великому празднику предшествует 40 - дневный пост. В такие дни люди одевались очень скромно, старались избегать развлечений, ели только постную пищу, а дети старались не шуметь.

Пасхальными традициями - это покраска яиц и приготовление куличей, радостные песни и поздравления, игры.

Давайте послушаем песню, которую традиционно принято петь в этот великий день.

Традиционно пасхальный стол возглавляет пасхальный кулич. Хозяйки готовят творожную пасху и красят яйца.

Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус приходил к своим последователям после своего Воскресения и ел с ними пищу. Если кулич приготовить правильно, то он не будет черстветь в течение 40 дней. Кулич – это символ присутствие Бога в мире и в жизни человека. Красота и аромат выражает заботу Господа обо всех христианах.

Виды окрашивания яиц.

Способов окраски яиц множество, в них традиции переплетаются с фантазией, выдумкой. Яйца красили преимущественно в красный и золотистый цвет. Писались яйца кисточкой, куриным пером и даже пальцами.

В зависимости от способов окраски яйца бывают:

Крашенка - яйца, окрашенные в один цвет;

Крапанка - яйца с красочными пятнами, расположенными на фоне другого цвета;

Рисованка - яйца, раскрашенные кистью от руки;

Писанка - яйца, расписанные орнаментом, сочетающим растительные и геометрические элементы.

Яйчата - деревянные яйца

Пасхальные игры (работа в группах)

Много веков на Руси играли в разные любимые игры. Давайте послушаем и посмотрим, какие игры приготовила нам каждая группа.

Стукнув тупым и острым концом крашеного крутого яйца об яйцо соперника, - также древняя традиция. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника.

По команде дети одновременно раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.

Один игрок прячет в руках за спиной свое яйцо и яйцо соперника. Соперник должен отгадать, в какой руке находится его яйцо. Если же отгадает - забирает два яйца (свое и чужое), если нет - отдает свое.

Творческая работа: сделаем яйца-писанки: разукрасим яйца к Пасхе, (работа в парах)

Я думаю, что у вас сейчас прекрасное настроение, и вы сможете передать его в своей работе. Ваши работы будут радовать глаз и поднимут настроение и тем, кому вы её подарите.

Задание на дом : написать рассказ о традициях празднования Пасхи в твоей семье. Узнай у родителей, родственников или найди в интернете рецепт пасхального блюда.

Нажмите, чтобы узнать подробности

-анализировать иллюстрации и текст, выделять главное и формулировать своими словами.

Регулятивные: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания; контроль и коррекция своей деятельности.

Познавательные: умение находить необходимую информацию, применяя методы информационного поиска; анализировать объекты с целью выделения главных признаков.

Коммуникативные - готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-уважение к истории и религиозной культуре своего народа.

Основные понятия и термины

Искусство, зодчество, иконы, фрески, мозаика

Средства обучения (учебные наглядные пособия, дидактический наглядный материал, ЭОР и др.)

Словесные, наглядные, практические.

Организационная структура урока

Основные виды деятельности учителя

Основные виды деятельности учащегося

Формируемые образовательные результаты

I..Организационный.

Проверяет готовность обучающихся к уроку, эмоционально, психологически и мотивационно подготавливает учеников к усвоению изучаемого материала.

Эмоционально настраиваются и подготавливаются к уроку.

Л. -принятие и освоение социальной роли обучающегося; позитивный эмоциональный настрой.

II. Опрос-актуализация.

Беседа по вопросам:

- Какая вера была у древних славян?

-Кто первым из славян принял христианство?

-При правлении какого князя произошло Крещение Руси?

-Когда и где это произошло?

-Какие изменения произошли в образовании славян с принятием христианской веры?

-Какое значение для народа имела христианская вера?

К.- осознанное построение речевых высказываний в устной диалогической и монологической форме

2. Работа с ребусом

-Отгадайте ребус (Слайд 1)

-Какое слово получилось?

Р.-способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания

3. Работа с толковым словарем.

- Что же такое искусство? Найдите это определение в толковом словаре. (Слайд 2)

-Какие виды искусства вы знаете?

-Живопись, музыка, архитектура, театр

III. Целеполагание.

-Как вы думаете, почему именно это слово звучит сегодня на уроке?

--Определите тему урока

-Какую задачу необходимо решить на уроке?

Высказывают свои предположения и отвечают.

Формулируют тему и задачу урока

К.- осознанное построение речевых высказываний в устной диалогической и монологической форме; обмен мнениями.

IV. Открытие нового знания.

1. Искусство в архитектуре христианской культуры.

1. Учебный диалог:

-О чем он говорит? Что стали строить на Руси с принятием христианства? (Слайд 4)

-К какому из направлений искусства относятся религиозные сооружения?

2. Работа по учебнику.

-Рассмотрите фото храмов на с. 92

-Какие особенности вы заметили?

-На что похожи, с чем их можно сравнить?

(свечи, шлем, сложенные ладони в молитве)

3. Сравнение строений по иллюстрациям. (Слайд 5)

-Из чего строили храмы?

-Строительство храмов- это зодчество, найдите в словаре значение этого слова.

-В г.Кижи находится музей деревянного зодчества

-Первая каменная церковь называлась Десятинная и построена в г.Киеве. (Слайд 6)



1. Дата проведения и Тема урока должны быть записаны в тетрадь (на уроке или дома).

Работы на оценку в 3 четверти


Задания на выбор (по желанию):

1. ФОТОРЕПОРТАЖ Используя интернет-источники, подготовь фоторепортаж о путешествии к святым местам представителей одной из религий (по выбору). Поясни, что происходит на выбранных тобой фотографиях.

с 02.03 - 08.03

Материал к уроку:

презентация к уроку

Доп.материал

Д/З: Прочитать материал к урокам (в том числе и картинки к уроку) и в тетради основные моменты зафиксировать.

Тема урока: Буддизм в СССР. Буддизм в современной России.

6/22 - 7/23 уроки

с 16.02 по 22.02 и с 23.02 - 01.03

Материал к уроку:

презентация к уроку

Доп.материал с РЭШ

Д/З: Прочитать материал к урокам (в том числе и картинки к уроку) и в тетради основные моменты зафиксировать.


Тема урока: Буддийская культура. Искусство. Праздники.

5/21 урок с 09.02 по 15.02

Материал к уроку:

Д/З: Прочитать материал к урокам (в том числе и картинки к уроку) и в тетради основные моменты зафиксировать.

Тема урока: Семейное воспитание в буддизме. Быт, обычаи, традиции буддизма

4/20 урок с 02.02 по 08.02

Материал к урокам:

Прочитать материал к урокам (в том числе и картинки к уроку) и в тетради основные моменты зафиксировать.

Тема урока: Сооружения в буддийской культуре

В монастыре Шаолинь в Китае обучали боевому искусству ушу видео

3/19 урок с 26.01 по 01.02

ДАЦА́Н (от Тибет. grwa-tshang), первоначально в Тибет., монг., бурят., калм. буддизме название факультетов учебного заведения при монастырях; позднее в бурят. буддизме – название самого монастыря. Д. предназначается для жизни и религ. практики монахов, входящих в общину – сангху, а также для обучения молодых послушников (хувараков).

Д/З: Прочитать материал к урокам (в том числе и картинки к уроку) и в тетради основные моменты зафиксировать.

Тема урока: Буддизм. История возникновения. Общая характеристика

1 ИСТИНА -ДУКХА-страдание;

2 ИСТИНА - САМАДУЯ;

3 ИСТИНА -НИРОДХА

4 ИСТИНА- МАГГА

Большая колесница (широкий путь), последователи которой стремятся к личному освобождению- Махаяна

Малая колесница (узкий путь) , последователи которой стремятся к жесткому аскетизму- Хинаяна

2/18 урок с 19.01 по 25.01

Мантры - священные гимны (сочетание определенных звуков и слов (звуковая формула) ежедневные молитвы)

Материал к урокам:

Д/З: Подготовиться к проверочной работе.

Повторить материал к урокам (в том числе и картинки к уроку).


Изучаем материал

Тема урока: Буддизм. История возникновения. Общая характеритика

1/17 урок с 12.01 по 18.01

Материал к урокам:

Доп. материал:

Прочитать материал к урокам (в том числе и картинки к уроку) и в тетради основные моменты зафиксировать.

Для буддистов карма это: Закон всеобщей причинности

монах — саману (отшельник)

Работы на оценку во 2 четверти


Дублирую задания 1 ПОПЫТКА. ПРЕЖДЕ ЧЕМ РЕШАТЬ ТЕСТЫ, НУЖНО МАТЕРИАЛ ПОСМОТРЕТЬ, В ТЕТРАДИ ПОМЕТКИ СДЕЛАТЬ.

23.12 в 18 часов закрываю все ТЕСТЫ

Тест Духовные основы православия до 19.11 (за просроченный срок решения теста оценка снижается)

Для тех, кто не решал в школе проверочные работы

Устройство православного храма до 02.12 (за просроченный срок решения теста оценка снижается)

Точки в Сетевом городе - это "напоминалки" о заданиях, которые нужно выполнить в срок!

Тетрадь продолжаем вести. Основные моменты записываем. Тетради приготовить на проверку

Задания на выбор (по желанию):

Тема урока: Ислам в СССР.

Ислам в современной России.

16 урок с 20.12 по 28.12

Материал к уроку:

Доп. материал:

Д/З: Прочитать материал к уроку (в том числе и картинки к уроку) и в тетради основные термины урока должны быть зафиксировать.


Изучаем материал

Тема урока: Праздники. Искусство ислама

14 урок с 13.12 по 17.12

Материал к уроку:

Доп. материал:

Д/З: Прочитать материал к уроку (в том числе и картинки к уроку) и в тетради основные термины урока должны быть зафиксировать.


Изучаем материал

Тема урока: Священные сооружения ислама

13 урок с 06.12 по 10.12

Материал к уроку:

Доп. материал:

Д/З: Прочитать материал к уроку (в том числе и картинки к уроку) и в тетради основные термины урока должны быть зафиксировать.


Изучаем материал

Тема урока: Духовные основы ислама.


12 урок с 06.12 по 10.12

Основы вероучения ислама


Материал к уроку:

Доп. материал:


Му́фтий — высшее духовное лицо у мусульман.

Има́м ( араб. إمام ‎ — пример для подражания, стоящий впереди; тот, кто руководит молитвой‎ [1] ) — в исламе :

Д/З: Прочитать материал к уроку (в том числе и картинки к уроку) и в тетради основные термины урока должны быть зафиксировать.


муэдзин ( арабский : مُؤَذِّن )- это человек, который провозглашает призыв к ежедневной молитве пять раз в день


Изучаем материал

Тема урока: Ислам. История возникновения ислама.



Хиджра 622 год год переселения Мухаммеда и начало мусульманского летоисчесления

11 урок с 29.11 по 03.12


Город – родина основателя ислама (Мекка).


Материал к уроку:

Доп. материал:

Ислам - религия авраамическая ( общее наименование для иудаизма, христианства и ислама) то есть все эти религии объединяет с исламом принципиально единая картина мира.


Д/З: Прочитать материал к уроку (в том числе и картинки к уроку) и в тетради основные термины урока должны быть зафиксировать.



99 имен Аллаха. Сунна (букв. значение в переводе с арабского “обычай”, “пример”) – второй по значимости после Корана источник мусульманского вероучения.


Изучаем материал

Читайте также: