Конспект занятия путешествие в тундру
Обновлено: 01.07.2024
Цель: формирование целостного взгляда о растительном и животном мире тундры и участие человека в ее изучении и сохранении жизни на ней.
Задачи:
- Познакомить обучающихся с особенностями растительного и животного мира тундры.
- Расширить представление о деятельности людей по охране природы.
- Воспитывать любовь к окружающему миру.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами отправимся в путешествие по тундре.
На Севере России, в Сибири, раскинулись тундровые просторы трех полуостровов: Ямальского, Гыданского и Тазовского. Их омывают воды Обской губы и Карского моря.
Чтобы отправится в путешествие нам необходимо выбрать вид транспорта. Как вы думаете, на каком транспорте легче путешествовать по тундре?
Сначала полетим на вертолете и посмотрим на тундру с высоты.
Звучит стихотворение о вертолете.
Чтец:
II. Основная часть.
Теперь необходимо определить наш маршрут. (Работа с картой) В какой части планеты расположена тундра? Назовите, где мы находимся.
Тундровая зона простирается на севере нашей страны непрерывной полосой от Кольского полуострова до Чукотки. Южная граница тундровой зоны совпадает с полярным кругом. В Восточной Сибири она резко отодвинута к северу, а на крайнем востоке, напротив, спускается далеко к югу, доходя до побережья Охотского моря. В соответствии с особенностями рельефа и почвы различают тундры болотистые, песчаные, каменистые, равнинные, горные.
Внимание, внизу стойбище оленей. А вот и чум.
Давайте мы с вами выберем место для посадки.
Природа тундры разнообразна, красива, поэтому мы должны гордиться нашим Ямалом.
Климат тундры суровый: зима длится 6-8 месяцев, часты морозы, доходящие до -500 С, сильные холодные ветры, переходящие в снежные бури. Лето в тундре короткое и холодное. Заморозки бывают даже в самый разгар лета, а снег ложится иногда уже в августе.
Из-за сурового климата в тундре обитает сравнительно мало видов растений и животных.
Чем отличаются растения тундры от обычных растений?
Отличие тундровых растений от обычных:
- короткие корни, т.к. многолетняя мерзлота;
- растения низкорослые, т.к. сильные ветры;
- многие стелются по земле, т.к. у поверхности земля теплее;
- короткий период цветения и созревания плодов, поэтому растения тундры долгую зиму переносят либо в семенах, либо вообще не замерзая;
- мелкие листья.
А теперь пересядем на оленьи упряжки.
Чтец:
Эй, беги, беги, олень,
Через тундру веселей!
Пусто горит весенний день
Ярким солнцем, эйя-эй! Хэй! Хэй!
Куропатка. Улетай
С нашей тропки поскорей!
В заполярный едем край,
Едем быстро, эйя-эй! Хэй! Хэй!
Едем мы уже полдня.
У меня в руке хорей.
Гость на нарте у меня-
В сердце радость, эйя-эй! Хэй! Хэй!
(Повторяя за педагогом, дети выполняют физкультминутку )
Всю зиму до самого лета
В наряд белоснежный одета.
Глаза, как зеленые блюдца,
Не плачут и не смеются.
При солнце таится и спит,
Во тьме на охоту летит (сова).
По мхам он ходит и траве,
Носит лес на голове.
Рогами защищается-
От врагов спасется (олень).
Ночью очень чутко спит,
Оленье стадо сторожит,
Волков отгоняет
И на охоте помогает (собака).
Кто в жестокую пургу
Роет норку в снегу,
В снежок зарывается,
От холода спасается? (куропатка).
Задания для определения зверей по описанию.
Педагог читает, а дети угадывают о ком идет речь. При отгадке проектируется фото животного.
Ребята, пока мы с вами путешествовали по тундре, вы заметили, что там, где были люди, осталось много мусора: это и бутылки, вышедшая из строя техника, бочки из-под топлива и другое. То есть одним словом можно сказать, что тундра в опасности, ее нужно спасти.
Для того, чтобы спасти ее, вы должны знать главные беды тундры, знаете ли вы их?
Дети перечисляют беды.
- От вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается, растения погибают. Для их восстановления потребуются годы.
- На многих оленьих пастбищах ягель исчезает, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют с одного пастбища на другое.
- Местность загрязняется нефтью во время ее добычи.
- Большой вред животному миру тундры наносит и незаконная охота – браконьерство.
Знать проблемы мало, надо уметь их решать. Какой путь вы выбираете?
Рисование рисунка – плаката в защиту тундры.
Защита плаката
III. Подведение итогов занятия.
Вопросы для повторения:
- Как переводится слово тундра?
- Покажите на карте России тундровую зону.
- С какими животными тундры вы познакомились?
- Чем отличаются растения тундры от других растений?
- Какие опасности грозят для тундры?
- Чем мы можем помочь тундре в ее беде?
Педагог: Итак, наше путешествие закончилось. Сегодняшнее занятие хочется закончить словами местного поэта Леонида Лапцуя.
Будь милостив к природе, человек!
Берешь – бери не более чем нужно.
Тогда и звери свой клыкастый век
С тобой, разумным, скоротают дружбе.
Подарите потомкам землю,
Непорочную, как вначале.
IV. Релаксация.
Педагог предлагает детям проанализировать свое настроение. На выходе висит картина: на одной половине нарисовано солнышко – день, на второй половинке нарисованы луна и звезды – ночь. Уходя, каждый воспитанник должен наклеить на ватман человечков:
-Знакомить детей с тундрой (особенностями природных условий и явлений, животным миром).
-Развивать у детей способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно - следственные связи.
-Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
- Воспитывать гуманное, экологически осознанное отношение к природе.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня я предлагаю вам совершить интересное путешествие. Но вы должны сами догадаться, в какую природную зону мы отправимся. Посмотрите на экран. (слайды 2-4)
- Как вы думаете, что это? (тундра)
- Действительно, это тундра. Посмотрите на карту (слайд 5) и скажите, где же расположена эта природная зона? Каким цветом она выделена на карте, почему? Каким океаном она омывается?
- Тундра отличается очень суровым климатом, живут здесь только те растения и животные, которые выносят холод, сильные ветра.
Зима в тундре чрезвычайно продолжительная. Снег не очень глубокий, сухой и сыпучий. Ветер сдувает его, а пурга несет снежные вихри за собой. Во время пурги люди стараются не выходить из своих жилищ, потому что в такую метель можно легко заблудиться и потеряться даже недалеко от дома. (слайд 6-7).
- Давайте вместе выясним, почему так происходит.
Эксперимент: Возьмём две одинаковые непрозрачные емкости, наполненные землей. В одной из ёмкостей, под небольшим слоем замороженной земли находится стекло, закрывающее всю поверхность и два стакана с водой.
- Емкости одинаковые по размеру? Чем отличается земля в разных емкостях? В одной емкости земля нашей местности, а в другой земля тундры (замороженная). Выльем воду в первую ёмкость. Что с ней произошло? (вода впиталась в землю) Проделаем то же самое со второй ёмкостью. Что происходит? (вода осталась на поверхности). Почему она не впитывается? Вероятно, ей что- то помешало просочиться внутрь. Что же? (лед)
- Скажите, а лето в тундре бывает?
- Конечно, бывает, но только короткое и прохладное. Летом здесь из-за большого количества болотистых мест появляется множество насекомых (слайды 11-13). Так как насекомые – хорошая пища для птиц, то и птиц здесь много (слайды 14-23).
- На какие группы можно разделить птиц, которых вы сейчас видели? (водоплавающие и сухопутные)
- Чем они отличаются друг от друга? Что помогает водоплавающим птицам держаться на воде и плавать? (перышки птиц смазываются жиром, который отталкивает воду; а на лапках имеются перепонки, которые используются как ласты).
Эксперимент: Возьмем широкую емкость с налитым в нее молоком, краски нескольких цветов и капельку моющего средства. Дети наливают краски в молоко, а затем добавляют капельку моющего средства. Краски начинаю перемещаться, как при северном сиянии.
- Дети, вы представили, что это за явление? Хотите посмотреть, как на самом деле происходит северное сияние? Посмотрим видео.
- Понравилось вам путешествие в тундру? С чем мы познакомились? Что понравилось больше всего? (слайд 24)
- закрепить умение соблюдать правила безопасности в незнакомых местах зимой.
Содержание: (Слайд 3)
2. Путешествие в тундру.
4. Вечная мерзлота. Болота тундры.
5. Растительный мир.
9. Обобщение. Приспособление животных и растений к условиям тундры.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Но сначала мы с вами вспомним, где мы с вами побывали на прошлом занятии. (Ответы детей – на Северном полюсе). С какими животными Северного полюса мы познакомились? (Белый медведь, морж, тюлень).
- В какой стране мы живём? (Россия). Россия – самая большая страна в мире.
На доске: теремок из сказки и теремок с изображением Арктики.
Затруднение происходит в ходе игры, когда доходит очередь до карточки с северным оленем. (Такое животное на Северном полюсе не живёт – оно травоядное.)
А о том, где живёт северный олень, мы узнаем в нашем путешествии по тундре.
2 ПУТЕШЕСТВИЕ В ТУНДРУ
Воспитатель: Вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров в длину и сотни километров в ширину тянется безлесная полоса тундры. (Слайд 4)
Воспитатель: Как вы думаете, дети, на каком транспорте можно добраться в тундру? (Ответы детей – на самолёте, на вертолёте).
Ребята, занимайте свои места в салоне самолёта. (Дети садятся по местам, согласно купленным билетам, пристёгиваются). Мы взлетаем!
- Что мы видим из иллюминатора самолёта? (Снег, ровную местность, стадо оленей.) (Слайд 7)
Воспитатель: А о чём говорит присутствие в этих местах оленей? О том, что здесь есть растительность.
- А что необходимо всем растениям для жизни? (Свет, тепло, вода.) Выходит, что в этом месте всё это есть.
3 ВРЕМЕНА ГОДА (Слайд 8,9)
Зима наступает в тундре уже в сентябре быстро и внезапно, почва тотчас же сковывается морозом, замерзают и растения. Дуют сильные ветры. Солнце низко стоит на горизонте. Его лучи плохо согревают землю. К середине зимы солнце уже совсем не показывается на горизонте. Наступает длинная полярная ночь. Неделями бушуют вьюги. Сильные морозы сковывают природу. Мелкие реки промерзают до дна. Нередко термометр показывает 40, 50, а то и 60 градусов ниже нуля.
Весна. Весной быстро, словно по взмаху волшебной палочки всё оживает. Многие растения торопятся зацвести, образовать плоды и семена. Ведь через три месяца снег снова укроет землю.
Лето резко обрывается. В тундре очень короткое лето, и температура воздуха даже в самые тёплые дни редко поднимается выше 5-10гр. С. Постоянно дуют сильные ветры, воздух всегда насыщен влагой. В тундре нет лесов, а животный мир ограничен немногими, нередко уникальными видами Летом тундра не молчит, она вся наполнена звуками, какие только птицы не встречаются в тундре. Гремит песня жаворонка, в болотце крякает утка, созывая своих утят.
Осень. В первые дни осени света ещё много и весёлые краски не угасают. Но солнце уже не такое яркое, какое-то сонное и неподвижное. Ощущается приближение полярной ночи, а птицы тундры, собираясь в бесконечные стаи и оглашая её прощальными криками, спешат назад к югу.
Тундра бывает очень красива дважды в году. Первый раз в августе, когда созревает морошка и ландшафт меняет цвет сначала с зелёного на красный, а потом на жёлтый. Второй раз - в сентябре, когда желтеют и краснеют листья карликовой берёзки и кустарничков. Это "золотая осень" в миниатюре.
Приход зимы застает растения в состоянии активной жизни. После первых зимних морозов многие из них стоят с замерзшими, но живыми листьями, с набухшими цветочными почками, с наполовину созревшими или почти зрелыми плодами.
4 ВЕЧНАЯ МЕРЗЛОТА. (Слайд 10)
Практически везде в зоне тундры грунт скован льдом, сверкающие зеркала множества водоёмов - они образовались в результате таяния мерзлоты и проседания почвы.
Многолетняя мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину. А с поверхности почвы вода испаряется медленно из-за низкой температуры воздуха. Поэтому в тундре много болот и озёр, а почва влажная.
Возьмём две одинаковые прозрачные емкости, наполненные землей и маленькими растениями с корнями. Емкости находятся в тёмных пакетиках. В одной из ёмкостей, под небольшим слоем мягкой земли находится слой замерзшей земли (детям об этом неизвестно) и два одинаковых стакана с водой. Получилось так: в одной емкости земля нашей местности, а в другой земля - тундры.
Выльем воду в первую ёмкость. Что с ней произошло? (Вода ушла в землю.) Проделаем то же самое со второй ёмкостью. Что происходит? (Вода осталась на поверхности.) Почему она не проходит? Вероятно ей что- то помешало просочиться внутрь? Что же? Давайте снимем тёмные пакетики и в каждой ёмкости раскопаем землю.
И что же мы увидели: в первой ёмкости видны корни растения, они доходят до дна ёмкости и земля в ней влажная. Палочка в первую ёмкость с землёй входит полностью.
Во второй ё мкости: вода и корни растения видны на поверхности земли, до дна не доходят. Палочка вошла в землю только совсем немного, а вглубь ёмкости не прошла. Там находится что-то твёрдое и холодное, похожее на лёд, которое мешает просочиться воде внутрь.
Воспитатель: Как же в тундре растут деревья и растения?
5 РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР (Слайды 11,12)
К жизни в суровых условиях приспособились немногие растения. К таким растениям относятся карликовая береза и полярная ива, морошка, брусника, голубика, клюква, черника, водяника.
Карликовые ивы чрезвычайно малы, имеют ползучие побеги, мелкие листья и настоящие ивовые сережки, правда очень мелкие и короткие.
Карликовая березка — одно из самых распространенных растений тундры. Высота карликовой березки невелика — редко больше половины человеческого роста. И растет она не деревом, а ветвистым кустарником. Ветви ее невысоко приподнимаются вверх, а часто даже распростерты по поверхности земли. Листья карликовой березки совсем не такие, как у обычной березы, форма их округлая, причем ширина нередко больше длины. И размером они сравнительно малы — как мелкие медные монетки. По краю листа идут один за другим небольшие полукруглые выступы. Листья сверху темно-зеленые, глянцевитые, а снизу более бледные, светло-зеленые. Осенью листья красиво раскрашиваются — они становятся ярко-красными. Заросли карликовой березки в это время года необычайно красочны, они всегда удивляют своим ярким багрянцем. (Слайд 13)
Но как красива, всё-таки тундра летом! Она словно улыбается синевой озёр, неповторимыми закатами, удивляет обилием птиц, рыбы, ягод и грибов. Перед глазами сплошной ковёр цветов.
Цветы тундры. Мак, пушица, как и почти все другие тундровые травы - многолетнее растение. Ведь за короткое и прохладное полярное лето однолетним растениям очень трудно пройти полный цикл развития – то есть прорасти, образовать корни, стебли и цветки и дать семена. У всех цветов в промерзлой тундровой почве зимует морозостойкое корневище, от которого с приходом весеннего тепла сразу же отрастают новые стебли. Летом сухие пригорки и склоны тундровых холмов расцвечены желтыми, оранжевыми и белыми цветами. (Слайд 14)
Дети: растения (деревья, травы, цветы) приспособились к тундре и мерзлоте. Корни у них короткие, они не уходят глубоко в землю, как бы расползаются в верхнем слое почвы.
Суровые условия тундры оказывают влияние на растения и животных тундры. Растения обычно низкорослые и с мелкими листьями, многие растения растут группами и стелются по земле. Это защищает их от вымерзания зимой, сильных ветров, помогает летом получить больше тепла для роста. Корни почти всех растений находятся в верхнем слое почвы.
Ягоды. Из ягод за короткое лето успевают созреть только голубика, брусника и морошка. Но зато эти ягоды очень крупные, гораздо крупнее, чем в нашей местности. (Слайд 15)
Мхи и лишайники. Очень большую роль в растительном покрове тундры играют мхи и лишайники. Заболоченные места тундры заняты мхами, пушицей, более сухие – лишайниками, среди которых самым распространенным и очень ценным является ягель – основной корм оленей. Их здесь много видов, и они нередко образуют сплошной ковер на огромных пространствах. Как мхи, так и лишайники прекрасно переносят суровые условия тундры. Эти низкорослые неприхотливые растения могут зимовать под защитой даже тонкого снегового покрова, а иногда и вовсе без него. У них нет настоящих корней, а развиваются только тонкие нитевидные отростки, основное назначение которых прикреплять растения к почве. (Слайд 16)
Почти все травянистые растения тундры многолетние. Однолетних трав крайне мало. Объясняется это тем, что в тундре слишком короткое и холодное лето.
Воспитатель: А сейчас ребята, мы будем устанавливать связи в природе тундры.
Если в тундре есть растения, значит, есть и животные, которые ими питаются.
Животный мир в тундре своеобразен и отличается некоторыми особенностями от животных Крайнего Севера. Густая шерсть зверей, пушистое оперение птиц спасает их от сильных морозов. Светлая окраска зимой делает их незаметными на снегу. Все животные тундры малотребовательны к пище. (Слайд 17)
Северный олень – прекрасное, могучее животное. У него крупное туловище, большая голова, увенчанная, словно царской короной, ветвистыми широкими рогами, высокие мощные ноги. Длина тела оленя больше двух метров, высота около полутора метров, а вести он двести-пятьсот килограммов. Олень великолепно чувствует себя среди суровой северной природы.
Его тело покрывает густая и длинная шерсть, защищающая животное от холода. Северный олень – осторожное, чуткое животное. У него прекрасный нюх и хорошее зрение. Олень - сильное, выносливое и неутомимое животное: может долго плыть в очень холодной воде (помогает ему его шерсть, внутри которой остаётся воздух, переплывать широкие реки, переносить свирепые морозы, он не боится порывистых ледяных ветров.
В мае - июне на свет появляются малыши-оленята. Мама - оленица полгода кормит детёныша своим жирным питательным молоком, одновременно постепенно приучая его к подножному корму. (Слайд 18)
Лемминг крупнее мыши, но меньше крысы. Это симпатичный небольшой зверёк, его чудесная пушистая шубка окрашена в желтовато-бурый (или желтовато-белый) цвет. У него во рту прячутся острые, будто хорошо заточенные ножи, два верхних и два нижних зуба - резца. Они растут всю жизнь и обладают способностью самозатачиваться. Лемминги грызут корешки, стебли, веточки и листья растений. Он не только служит основной пищей многим животным, в частности песцу, но и влияет на развитие почв и растительности. Норы лемминга способствуют проветриванию грунтов, а его экскременты благоприятствуют разрастанию трав около колоний. В норах лемминга перезимовывают также земноводные и насекомые. (Слайд 19)
Воспитатель: Назовите животных тундры, которые питаются растениями, корешками растений, стеблями, листьями.
Дети: олень, лемминг.
Воспитатель: Сейчас мы установим ещё одну связь в природе.
Есть растения, есть травоядные животные. А если есть травоядные животные, значит, есть и хищники, которые ими питаются.
Полярный волк населяет одну из наиболее бесплодных территорий Земли. Чтобы выжить, волк приспособился, есть любой корм, который только попадается. Он хорошо приспособлен к жизни в тундре : может годами жить при минусовой температуре, месяцами не видеть солнечного света и неделями оставаться без пищи. Длина без хвоста: 100—150 см. Высота в холке: 75—100 см. Масса: до 100 кг, самки меньше. Продолжительность жизни: около 17 лет. Однако для того, чтобы выжить, стае волков иногда необходима и более крупная добыча – северные олени. (Слайд 20)
Песец - маленькая и шустрая полярная лиса. При выведении потомства эти зверьки роют в самых сухих местах целые лабиринты - "песцовые городки", тоже внося свой вклад в облик тундры. Хитрый песец может обходиться и без леммингов. Он прекрасно приспособился к жизни, таская яйца и птенцов у многочисленных здесь гусей. Песец – коренной житель тундры. Он очень похож на лисицу, удивительно красивый пушной зверь. Он стройный, грациозный, у него высокие лапки, острая внимательная мордочка, великолепный пушистый хвост. Зимой шубка - белая, летом – коричневато-бурая или пёстрая. Песец очень хитёр, ловок, осторожен, у него прекрасное зрение, слух и обоняние. В тундре, особенно летом, пушистому красавцу корма хватает вдоволь. (Слайд 20)
Полярная сова. Все совы обычно днем спят, а ночью охотятся. А в тундре дни и ночи длинные – по полгода. И полярная сова приноровилась охотиться в любое время. И при ярком летнем свете, и в кромешной тьме зимней ночи белая сова прекрасно видит свою жертву. А слух у нее такой острый, что она слышит даже шорох лемминга в норке, когда он ест мороженый ягель. Тут уже грызуну никуда не деться! Он и не заметит, как сова окажется рядом, летает она практически бесшумно. Протаранив снег когтистыми лапами, схватит зверька, а позже проглотит его целиком. Потом выплюнет комочек из шерсти и косточек, которые у неё не переварились. (Слайд 21)
Воспитатель: Дети, назовите хищников тундры : волк, песец, полярная сова.
Все животные приспособлены к жизни в тундре. Вот мы и установили ещё одну связь в природе.
Вывод: всё в природе взаимосвязано, все живое в тундре приспособилось к условиям тундры.
Цепочки питания животных, обитающих в тундре?
1. Ягель – олень – волк
2. Ягода – лемминг – Белая сова
3. Ягода – лемминг – песец
4. Ягода – белая куропатка – белая сова
Как вы думаете, почему весной гуси, утки, журавли, гагары прилетают в тундру? (Много насекомых, а птицы едят насекомых, хватают их на лету).
Птицы, живущие постоянно в тундре, которые могут в морозы найти пищу - это белые совы и белые куропатки. (Слайд 21)
Белая куропатка - птица средних размеров. Весит от 550 до 800 граммов. Летом эта птица имеет пестрое оперение, а зимой белое. Зимой перья длиннее, сильнее развит пух. Белые перья лишены пигмента и содержат воздух — плохой проводник тепла. Поэтому зимнее перо лучше защищает куропатку от стужи. На пальцах к зиме развиваются длинные плоские когти, которые помогают птице бегать по рыхлому снегу и выкапывать ямки для отдыха. Летом когти ее делаются короткими, и густое оперение пальцев исчезает при первой линьке. Белая куропатка держится земли и кормится в основном растениями, взлетает только в крайнем случае. Она быстро бегает, благодаря покровительственной окраске искусно затаивается. В суровые зимы вырывает ходы в снегу частью для отыскивания пищи, частью для того, чтобы спрятаться от врагов. Белые куропатки — стайные птицы. (Слайд 21)
Весной в тундру прилетают птицы : гуси, утки, казарки, лебеди, полярные воробьи (пуночки, жаворонки. Оживает летом – зеленеет, оглашается птичьими голосами. Все птицы рассыпаются по заливным лугам и берегам озёр. Повсюду раздаются чудесные трели, и ощущение безжизненности и дикости исчезает в один миг. Начинается короткое и прохладное лето. Птицы спешат за короткое лето вырастить своих птенцов. Вскоре они полетят в теплые края. Круглые сутки светит солнце и не заходит за линию горизонта. Стоит полярный день. (Слайд 22)
Кулик - птица средних размеров и с длинной шеей, длинными ногами, острыми и длинными крыльями, коротким хвостом, подвижна, хорошо летает, быстро и хорошо бегает по земле; кулики некоторых видов плавают. Кулики всех видов — перелетные птицы, прилетают в Арктику относительно поздно, улетают рано. Гнездо устраивается просто: обычно это неглубокая ямка, выстланная травинками, порой оно бывает даже без подстилки. (Слайд 23)
Полярная пуночка. Длина тела достигает 16,5 см, масса — 26—40 г. Размах крыльев составляет 32—38 см. Зимой окраска пуночки резко меняется, а именно: все тёмные перья, а также белые перья груди и боков тела имеют более или менее широкую редкую кайму; точно так же чёрный клюв становится оранжево-жёлтым. Общий тон зимней окраски подходит к общему цвету не покрытых снегом проталин с побуревшей травой, на которых и держится в это время пуночка. Летом пуночки питаются преимущественно насекомыми, а зимой — исключительно семенами и зёрнами. (Слайд 23)
Летом в тундре бесчисленное множество насекомых: комаров, мошек. Там, где имеются большие стада оленей много слепней и оводов. (Слайд 24)
Они тучами носятся в воздухе. От полчищ этих кровопийц уже никуда не скроешься. Это настоящее бедствие для людей и крупных животных. Невозможно работать без накомарника – специальных сеток, одеваемых на лицо для защиты от комаров и мошек. (Слайд 25)
Воспитатель: Самое яркое красивое и зрелищное явление природы тундры – это полярное сияние. (Слайд 26)
Воспитатель: Ребята, наше путешествие по тундре заканчивается. Садимся в самолёт и возвращаемся в наш любимый город и детский сад.
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ К УСЛОВИЯМ ТУНДРЫ :
- Белая окраска меха зверей и оперенье птиц зимой, лишь на короткое время – летом, сменяется на пёструю.
- Накопление слоя подкожного жира.
- Густой мех у зверей, тёплый пух у птиц.
- Утепление конечностей на зиму: у песцов – тёплые стельки, у птиц – опушение ног.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Бавлинского муниципального района Республики Татарстан
Конспект открытого занятия
Тарасова В.В.
Цель: дать представление о природной зоне Земли - тундра.
1.Познакомить с климатом, природой, животным миром тундры, способами приспособления к данной среде обитания; такими явлениями, как пурга, вечная мерзлота; закрепить знания о других природных зонах;
2. Развивать представления об окружающем мире; развивать умение сравнивать, мыслить логически, объяснить некоторые особенности природно-климатической зоны в ходе экспериментальной деятельности;
3. Воспитывать бережное отношение к животным, чуткость, отзывчивость, умение видеть прекрасное в обычном явлении.
Словарная работа: пурга, вечная мерзлота, климат, лемминг.
Материальное обеспечение:
Ход непосредственной образовательной деятельности:
В: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся.
В: А что это за коробки? Вы не знаете? Давайте посмотрим, что там? (в одной фотография моржа, а в другой - лемминга ). Кто же это? И где он живет? (обращает внимание на моржа). Мы в прошлый раз путешествовали на его Родину. А кто же здесь? (достает фотографию лемминга - ответы детей). Хотите узнать кто это? Тогда давайте отправимся на его Родину и узнаем? А где же он живет?
- На чём отправимся в путешествие?
- Давайте на самолёте, чтобы побыстрее долететь. Занимайте свои посадочные места ( садятся за столы ).
- Посмотрите ещё раз на карте, где находится Россия. А вот здесь вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров тянется тундра.
- Ну, что ж отправляемся в путешествие (включаю аудио запись мелодии).
- Пока мы летим, я прочитаю вам стихотворение.
На севере снега, мороз,
На небе хороводы звёзд,
А солнца нет полгода.
- Вот мы и в тундре ( открываю иллюстрации на доске )
- Как вы думаете, какой климат на севере? Почему? (Холодный)
-Правильно, на севере нашей страны очень холодно. Север – это царство льдов и снегов. Там долгие суровые снежные зимы, а лето короткое и холодное. Зимой в тундре совсем не бывает солнца, наступает полярная ночь. Дуют сильные ветры, бушуют вьюги. Снег не очень глубокий (около 0.5 метра), сухой и сыпучий. Ветер сдувает его, а пурга несет крутящие снежные вихри за собой. Снег постепенно становится очень плотным и по нему можно ездить, не проваливаясь, на вездеходах. Поверхность тундры напоминает волны. Вот такие причудливые формы можно здесь увидеть
- Почва не успевает прогреться, а растения не успевают вырастать. В основном в тундре растут мох, лишайники, грибы, ягоды, маленькие деревца, которые называют карликовыми. Но, несмотря на короткое холодное лето, есть в тундре и своя прелесть. В июле тундра расцветает – полярные маки, одуванчики, незабудки! Тундра богата ягодными кустарниками – клюквой, морошкой, голубикой. Поверхность тундры оттаивает только на 10-30 см, вода не впитывается, а остается на поверхности, и образуются многочисленные болота. Почему вода не просачивается в землю? Попробуем в этом разобраться. А для этого проведем эксперимент. Подойдите, пожалуйста, ко мне, будем разбираться вместе!
Проведение эксперимента. Возьмём две одинаковые непрозрачные емкости, наполненные землей. В одной из ёмкостей, под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающее всю поверхность (детям об этом неизвестно) и два стакана с водой.
Емкости одинаковые по размеру, земли одинаково? В одной емкости земля нашей местности, а в другой земля тундры.
Выльем воду в первую ёмкость. Что с ней произошло? ( Вода ушла в землю)
- А как вы думаете, какие корни у растений в тундре? Короткие, так как они не могут проходить сквозь вечную мерзлоту.
-Какими же тогда вырастают сами растения?
Согревающий массаж.
В: Вы не замерзли? Давайте немного погреемся? Что же нам нужно сделать, чтобы не провалиться в снег и не потеряться? (надеть лыжи и держаться рядом)
Нам мороз не страшен,
Лишь ленивым он опасен.
Щечки дружно растираем
И про нос не забываем!
Чтобы уши не болели
Разомнем мы их скорее
И ладошки прижимаем
Сильно- сильно растираем.
Вот на лыжах проезжаем,
Санки мы не забываем.
Постучимся в ворота
Нам согреться помоги.
В: Согрелись? Ребята, на снежных заносах вместе с северными оленями в тундре обитают полярные волки, песцы, полярные зайцы, песцы, полярные совы. Летом прилетает множество перелётных птиц, по берегам рек и озёр гнездятся гуси, утки, лебеди, кулики ( слайды - животные тундры) . А вот и наш необычный зверь ( фотография лемминга) Это, ребята, лемминг ( рассказ воспитателя о нем)
Этот грызун немного похож на хомячка. Зимой когти передних лапок превращаются в копытца. Ими зверек раскапывает снег, делая в нем множество ходов. Ищет замершие грибы, ягоды, мох, листочки ивы – у него все идет в пищу. Под снегом он и гнездо себе делает: шар из сухой травы, ивовой коры, мхов. Внутри гнезда тепло и уютно. Летом шкурка лемминга пестренькая – под цвет мхов и лишайников, а зимой – белая и пушистая.
Вот сколько интересного мы узнали о тундре.
А сейчас пройдите, пожалуйста, на свои места и откройте свои тетради. (работа в тетрадях).
У Оленя дом большой
Он глядит в свое окошко
Зайчик по лесу бежит,
В дверь к нему стучится:
Стук-стук, дверь открой!
Там в лесу охотник злой.
«Ну, скорее забегай,
В. А теперь, чтобы закрепить наши знания о тундре мы с вами сделаем коллаж. Молодцы! Вы все сделали правильно. Вот такая красота у нас получилась.
А теперь нам с вами пора возвращаться в детский сад. Займите, пожалуйста, свои места. Давайте еще раз вспомним, в какой же природной зоне Земли мы с вами сегодня побывали? С какими обитателями тундры мы познакомились? Какие растения растут в тундре?
Воспитатель: Ах, вот оно что! Этот милашка подсказывает нам, что, на карте все природные зоны обозначены разным цветом. Наш зверек живет в природной зоне, которая обозначена светло- зеленым цветом, я предлагаю вам подойти к карте и найти его местообитание (подходят к карте и прикладывают квадраты к карте) Как же называется эта природная зона? (читают дети на карте – тундра) Ну что отправимся туда? Узнаем, что же это за природная зона- тундра и сделаем хорошее дело, отвезем этого зверька на его Родину.
Воспитатель: Где же наш цветик- семицветик, который помогает нам в путешествии.( воспитатель показывает цветик - семицветик, на нем отсутствуют два лепестка)
Это животные тундры приготовили нам подарок - корзинку голубики – это ягода, которая растет здесь. Вы когда - нибудь пробовали ее? Вот сейчас помоем руки и обязательно ее отведаем.
В какой же природной зоне Земли мы сегодня побывали? Ребята, вам понравилось наше путешествие? (выслушивает эмоциональные отклики детей)
Ребята, на этом наши путешествия не заканчиваются, в следующий раз мы отправимся с вами на родину животного, которого называют пушистым рекордсменом, у него уши похожи на крылья бабочки, а хвост в два раза длиннее его тела (показывает фотографию тушканчика)
Читайте также:
- Конспект урока по технологии 2 класс школа россии день защитника отечества
- Spotlight 6 getting around in london конспект урока
- Годовой круг календарных праздников 2 класс музыка конспект урока
- Умножение восьми на 8 и соответствующие случаи деления 3 класс школа россии конспект урока
- Плотность вещества 7 класс конспект урока